Мирдита
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
Мирдита — регион северной Албании исторического албанского племени , территория которого является синонимом одноименного .
Этимология
[ редактировать ]Имя Мирдита происходит от легендарного предка по имени Мир Дити, от которого, как утверждает племя, произошло. [ 1 ] Были представлены и другие альтернативные народные этимологии. Другая народная этимология связывает это слово с албанским приветствием «миредита», что означает «здравствуйте», «добрый день». [ 2 ]
География
[ редактировать ]Исторически Мирдита была крупнейшим племенным регионом Албании по географическому распространению и численности населения. [ 3 ] Регион расположен на севере Албании и граничит на севере с традиционными племенными территориями Пука (Бериша, Кабаши, Керрети); Лежское нагорье (Вела, Булгери, Манатия, Крьезю) на западе и юго-западе; северная албанская прибрежная равнина Лежа и Задрима между реками Дрин и Мат на западе; река Мат и район Мата на юге и район реки Черный Дрин на востоке. [ 4 ] Традиционными районами и поселениями Мирдиты являются: Бисак, Блиништ, Брег, Доч, Домгён, Фрегна, Годжан, Гомсикья, Грика и Гьядрит, Гьегьян, Качинар, Калор, Кашнет-Кафтали, Кашнет, Каливач, Каливария, Кимза, Киша и Арстит. . [ 5 ]
Нынешний район Мирдита расположен на территории племенного региона Мирдита, в котором протекают реки Малый и Большой Фан. [ 4 ] Крупнейшим городом и административным центром современного периода является Ррешен, а в этом районе существуют и другие важные поселения, такие как Рубик, Орош, Блиништ, Качинар, Каливач, Курбинеш, Перлат и Спач. [ 4 ]
-
Гора Мунелла, Мирдита
-
Центр города в Ррешене, Мирдита
-
Ррешенский собор , Мирдита
-
Фанская долина в Репсе, Мирдита
-
Шоссе Дуррес-Кукес или Rruga e Kombit (национальное шоссе), соединяющее Албанию с Косово, проходит через Мирдиту.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Племя Мирдита заявило о своем происхождении от легендарного предка по имени Мир Дити, сына Дита Мири и внука Мурра Дети, известного также как Мурр Деди. [ 6 ] Братом Мир Дити был Зог Дити, родоначальник племени Шоши, а племя Шала было потомками другого брата Марка Дити. [ 6 ] Дети мужского пола Мир Дити, которыми были Сканда (Скана), Буши, Кыка и Ллули (Лули), сформировали ядро племенных единиц Кушнени, Ороши и Спачи в шестнадцатом веке. [ 6 ] В целом племя Мирдита представляло собой скорее федерацию различных племенных источников, причем не все фисы (клан или племя) заявляли о своем происхождении от общего предка мужского пола, хотя Кушнени, Ороши, Спачи и Туша действительно прослеживали свое происхождение в этих терминах. [ 6 ] Местные традиции Мирдиты утверждают, что Дибри байрак смешанный и имеет южноалбанское тоскское происхождение. [ 7 ]
Согласно устной истории племени, мирдита вместе с предками племен шала и шоши происходили из района горы Паштрик (на современной границе Косово и Албании) и жили под властью болгарского вождя. [ 6 ] В ранней истории Мирдиты существуют свидетельства православного влияния в том, что позже стало католическим племенем. [ 6 ] Прибытие османов в регион подтолкнуло племена из Паштрика в западном направлении к горам. [ 6 ] Во времена Скандербега около 1450 года и после того, как османы захватили Шкодер, мирдита бежали на свою первоначальную родину и вернулись в 1750 году на свое нынешнее место. [ 6 ]
Османский период
[ редактировать ]Мирдита впервые упоминается в 1416 году как фамилия двух семей, живших в деревне Менсабарди , расположенной совсем недалеко от Шкодера, патриархами этих двух семей были Джон Мирдита и Петр Мирдита. [ 8 ] Более позднее исследование, проведенное Миланом Шуффлеем, показало, что эти две семьи мигрировали из района рек Мат и Фан, где располагалась историческая Мирдита. [ 9 ] После этого периода слово Мирдита упоминается как Мирдита в османском документе 1571 года, а в отчете Марино Бицци название племени появляется как Миридитти в 1610 году. [ 4 ] В письме 1621 года албанского епископа Пьетера Буди он записан как Мередита, в церковных отчетах Пьетера Мазреку (1634 г.) как Миредитта, епископа Бенедетто Орсини Рагузино (1642 г.) как Миридити и Пьетро Стефано Гаспари (1671 г.) как Миридити. [ 2 ] На итальянской карте 1689 года, составленной картографом Джакомо Кантелли да Виньола, он отмечен как Миредити, а в церковном отчете 1703 года архиепископа Виченко Змаевича - как Мередита (i). [ 2 ] Район Мирдита ранее также был известен под названием Ндерфандина, что означает «земля между двумя реками Фан». [ 2 ]
По сравнению с другими албанскими племенами военная организация Мирдиты была лучше развита, и они использовали свои силы для сопротивления вторжениям османов и других лиц в этот район, а также использовали ее для грабежей и набегов. [ 10 ] В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века ими правил капедан (капитан) Пренк Ллеш, который погиб, сражаясь с османами, и ему наследовал его сын Пренк Дода Туша, который участвовал в войнах на стороне османов против греков, боровшихся за независимость. [ 11 ] Ему наследовал его младший брат Николла Туша или Кола Дода Туша, чей дядя Ллеш и Зи (Черный Ллеш) вступил во владение, человек с репутацией храброго и жестокого человека. [ 11 ] Ллеш-и-Зи сражался вместе с империей против греков, а позже, в 1830 году, поддержал Мустафу Бушати в его борьбе против них, помогая ему при осаде Шкодера до его захвата османами в ноябре 1831 года, которые сослали его в Янину . [ 11 ] Его племянник Николла был назначен капеданом, и он участвовал в османских военных экспедициях против черногорцев, заслужив восхищение и поддержку великого визиря Решида Мехмед-паши , который назначил его в имперский авангард в битве при Конье против египетских войск. [ 11 ] Сыновья Ллеши и ЗИ предприняли попытку государственного переворота, и Николла приказал их убить, что привело к кровной мести внутри семьи. [ 11 ] К 1860-м годам капеданом Мирдиты был Биб Дода Туша , и он столкнулся с трудностями с Османской империей из-за предполагаемого участия в восстании, а также со стороны соплеменников, которые отказались признать его лидером после того, как он не выплатил им заработную плату за участие в восстании. Крымская война . [ 12 ] Умерев в 1868 году, ему наследовал его малолетний сын Пренк Биб Дода Туша . [ 12 ]
-
Малет э Шенти (священные горы) недалеко от Ороша
-
Церковь Святого Александра в Ороше , 1903 год.
-
Крестный ход в церкви Святого Александра в Ороше, Мирдита (1890-е гг.)
-
Юный Мирдита у креста (1912 г.)
-
Восстановленная новая церковь Ороша
В поздний османский период все племя мирдита было ревностными католиками, имело 2500 семей и пять баджрактаров (вождей). [ 13 ] [ 2 ] Во время войны Мирдита могла мобилизовать до 5000 нерегулярных войск, когда этого ожидало Османское государство. [ 13 ] Общее собрание Мирдита часто собиралось в Ороше для обсуждения важных вопросов, касающихся племени. [ 13 ] Должность потомственного принца племени с титулом Пренк-паша (принц-лорд) занимала семья Гьонмаркай. [ 13 ] Помимо княжеской семьи, аббат -францисканец имел некоторое влияние среди соплеменников мирдита. [ 13 ] В санджаке Шкодера мирдиты были крайне независимыми и самыми могущественными племенами провинции. [ 13 ] Александр Дегран, французский консул, служивший в Шкодере в 1890-е годы, отметил, что за последние двадцать лет в Ороше побывало только семь иностранцев, один из которых был османским вали (губернатором) санджака. [ 13 ]
-
Женщины из Мирдиты (1890-е)
-
Мужчины из Мирдиты (1890-е)
-
Кулла (укрепленный дом-башня) в Перлате, Мирдита (1908 г.)
-
Мирдита-мужчины-горные гиды и женщины-носильщики (1908)
-
150 бойцов Мирдиты входят в Дуррес, чтобы поддержать принца Вида (май 1914 г.)
Во время Великого восточного кризиса Пренк Биб Дода как потомственный вождь Мирдиты инициировал в середине апреля 1877 года восстание против государственного контроля, и Османская империя послала войска для его подавления. [ 14 ] После восстания Дода был сослан, а после младотурецкой революции (1908 г.) ему разрешили вернуться домой, где его возвращение праздновали соплеменники, и новое правительство ожидало, что он заручится поддержкой Мирдиты младотурецкого режима. [ 15 ] Во время албанского восстания 1910 года османские войска и их командующий Махмуд Шевкет-паша ненадолго посетили Мирдиту во время своей более широкой кампании по подавлению восстания в регионе. [ 16 ] Во время албанского восстания 1911 года , Теренцио Точчи юрист , итало-албанский проведший год с племенем, собрал вождей мирдите 26/27 апреля в Ороше и провозгласил независимость Албании, поднял флаг Албании и провозгласил временное правительство. . [ 17 ] После того, как османские войска вошли в этот район, чтобы подавить восстание, Точчи бежал из империи, оставив свою деятельность. [ 17 ]
Во второй половине XIX века в районе Мирдита, Албания, произошла вспышка холеры, из-за которой некоторые члены клана мигрировали в другие места. По крайней мере, один член «Мирдиты» бежал на территорию нынешнего Улциня, Черногория.
Независимая Албания
[ редактировать ]Во время войн Балканских Албания стала независимой, и Мирдита была включена в состав новой страны. [ 18 ] Пренк Биб Дода в надежде претендовать на албанский престол оказал решительную поддержку правительству Исмаила Кемали во Влёре. [ 18 ] После Первой мировой войны Дода был убит в 1919 году недалеко от болот Лежа, и, поскольку он был бездетным, родственник Марка Гьони . на должность капедана претендовал его [ 18 ] Многие из лидеров Мирдита отказались признать его, и ему не хватало популярности среди племени из-за трусости, проявленной во время войны. [ 18 ] К 1921 году Марка Йони получил деньги из Белграда и восстал против нового «мусульманского» албанского правительства и 17 июля 1921 года провозгласил « Республику Мирдита » в Призрене на территории Югославии. [ 18 ] Признанное Грецией и поддержанное Югославией, попытка создания государства была подавлена албанскими войсками 20 ноября 1921 года. [ 18 ] Марка Гьони бежал в Югославию, откуда через некоторое время ему разрешили вернуться в Албанию, и в Мирдите в течение нескольких лет до своей смерти занимался местными делами. [ 18 ]
Его сын Гьон Маркагджони стал следующим капеданом и достиг взаимопонимания с албанским государством, а позже ему было поручено возглавить видные правительственные министерства. [ 19 ] Во время Второй мировой войны он сотрудничал с итальянскими, а затем и немецкими вооруженными силами, оккупировавшими Албанию, и к 1944 году бежал в Италию. [ 20 ] Его сын стал следующим капеданом и вместе со своими бойцами Мирдиты позже бежал в регион Лума, продолжая антикоммунистическую борьбу. [ 20 ] В начале 1946 года он был убит во сне своим зятем, надевшимся на отсрочку от коммунистических сил, которые, в свою очередь, были убиты братом Марка. [ 21 ] Сын Марка, Гьон Маркаджони (1938–2003), как и другие члены семьи Гьонмаркай, провел свои годы в коммунистическом лагере для интернированных. [ 22 ] С крахом коммунизма в Албании (1992 г.) должность принца Мирдиты или капедана стала воспоминанием о далеком прошлом. [ 22 ]
В литературе
[ редактировать ]В английском переводе (Роберт Элси, Дженис Мэти-Хек) албанского национального эпоса « Горная лютня» Гьерга Фишты упоминается племя мирдита, а также другие северные племена.
Запись в глоссарии Мирдиты записана так:
Северное центральноалбанское племя и традиционный племенной регион. Регион Мирдита в общих чертах соответствует нынешнему округу Мирдита, хотя, как земля племен, первоначально он относился более конкретно к горам к северу от Блиништа. Имя было записано в 1571 году как Мирдита , а в 1610 году как Миридитти , и часто говорят, что оно связано с Альбом. mire dita 'добрый день', хотя, вероятно, это народная этимология. Мирдита традиционно является стойко католическим регионом, религиозным центром которого является церковь Святого Александра в Ороше». [ 23 ]
Этнография
[ редактировать ]Традиционно Мирдита состояла из трех баджраков (кланов или племен): Кушнени, Ороши и Спачи, которые утверждали, что произошли от легендарного брата Шоши и Шалы. [ 5 ] Будучи родственниками трех баджраков, они не практиковали эндогамию с племенами шоши и шала, а вместо этого вступали в брак с байджраками дибри и фани. Вместе эти баджраки Дибри, Фани, Кушнени, Ороши и Спачи составляли более крупную племенную единицу Мирдита. [ 3 ] У племени Мирдита был флаг с белой рукой на красном фоне, а пять пальцев символизировали байраков. [ 5 ] В 1818 году горные хребты Охри-и-Вогель (Маленький Охри), состоящие из Бушкаши, Ктеллы и Селиты, отделились от племенного региона Мат, расположенного к югу от Мирдиты, и четыре горных хребта Рранза, Манатия, Булгери и Вела от нагорья Лежа. [ 5 ] Всего после 1818 года племенной регион Мирдита состоял из двенадцати баджраков. [ 5 ]
Во время оккупации Албании Первой мировой войной австро-венгерские власти провели первую достоверную перепись (1918 г.) на этой территории, и в Мирдите насчитывалось 2376 домашних хозяйств и 16 926 жителей. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Элси 2015 , стр. 214, 222.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Элси 2015 , стр. 214.
- ^ Перейти обратно: а б Элси 2015 , стр. 213, 219.
- ^ Перейти обратно: а б с д Элси 2015 , стр. 213.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Элси 2015 , стр. 219.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Элси 2015 , стр. 222.
- ^ Элси 2015 , стр. 240.
- ^ Реестр кадастра и концессий для района Шкодра 1416-1417 гг., подготовленный Иняком Зампутти, Тирана: Академия наук Социалистической Народной Республики Албания, Институт истории, 1977. стр. 280.
- ^ Шуфлай М., Сербы и албанцы , перевод Хасана Чипури, Тирана: Тоэна, 2004, стр.82, ISBN 99927-1-854-4
- ^ Элси 2015 , стр. 221.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Элси 2015 , стр. 227.
- ^ Перейти обратно: а б Элси 2015 , стр. 228.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гаврич 2006 , с. 32.
- ^ Гаврич 2006 , с. 40.
- ^ Гаврич 2006 , с. 160.
- ^ Гаврич 2006 , с. 178.
- ^ Перейти обратно: а б Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. п. 186. ИСБН 978-1-84511-287-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Элси 2015 , стр. 232.
- ^ Элси 2015 , стр. 232–233.
- ^ Перейти обратно: а б Элси 2015 , стр. 233.
- ^ Элси 2015 , стр. 233–234.
- ^ Перейти обратно: а б Элси 2015 , стр. 234.
- ^ Фишта, Элсей, Мэти-Хек, Джердж, Роберт, Дженис (2005). Хайлендская лютня . ИБ Таурис и Ко. ООО п. 443. ИСБН 1-84511-118-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Элси, Роберт (2015). Племена Албании: история, общество и культура . ИБТаурис. п. 218. ИСБН 978-0-85773-932-2 .