Традиционный текстиль маори


Традиционный текстиль маори — это коренной текстиль народа маори Новой Зеландии . Организация Te Roopu Raranga Whatu o Aotearoa , национальный коллектив ткачей маори , стремится сохранить и развивать навыки изготовления и использования этих материалов.
Текстиль, изготовленный из местных материалов, был разработан маори в Новой Зеландии после миграции из Полинезии, поскольку растения, используемые на островах Тихого океана, плохо росли в климате Новой Зеландии. В традиционном ткачестве одежды маори основное волокно называется мука и изготавливается из харакеке . На языке маори термины, обозначающие различные типы плетения, обычно называются раранга, вату и вири. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Раранга — техника плетения, используемая для изготовления корзин и циновок; Whatu — доевропейский метод плетения с переплетением пальцевых утков, используемый для изготовления плащей; и вири плетет шнур. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Большинство людей, ткущих традиционные ткани маори, были и остаются женщинами. Традиционно, чтобы стать мастером, молодая женщина проходила посвящение в Те Ухаре Пора (Дом ткачества). Это было описано как буквальное здание, но также и как состояние бытия. У жителей Те Ухаре Пора существуют определенные практики, и их работа включает в себя выращивание и сбор растений для использования в ткачестве, подготовку волокна и крашение, а также создание одежды, включая прекрасные плащи, циновки, кете (корзины и сумки) и панели тукутуку (использованные ткани). в архитектуре). [ 4 ] [ 1 ] [ 5 ] Техника изготовления волокон маори также используется для изготовления рыболовных и птичьих сетей, воздушных змеев, веревок, креплений для инструментов, ювелирных изделий, вака , строительных конструкций, пои и контейнеров для хранения продуктов. [ 5 ]
Процесс плетения
[ редактировать ]Процесс ткачества (вату) одежды выполнялся не с помощью ткацкого станка и челнока, а с манипуляциями с нитями и их связыванием пальцами. Прочная нить туго закрепляется в горизонтальном положении между двумя или четырьмя вертикальными ткацкими палочками (турутуру). К этой нити (таухиу) прикрепляются верхние концы основы или вертикальные нити (ио). Основа расположена близко друг к другу. Процесс ткачества заключался в работе поперечными нитями слева направо. Чем ближе эти нити расположены друг к другу, тем плотнее переплетение и тем тоньше одежда.
В случае красивой одежды при формировании каждого ахо используются четыре нити. Ткач пропускает две такие нити по обе стороны от первой или вертикальной нити, охватывая ее. При продолжении процесса две пары нитей меняются местами: те, которые проходят за первой вертикальной нитью, будут перенесены перед следующей, затем за следующей и так далее. Каждая нижняя нить должна быть заключена между двумя или четырьмя поперечными нитями через каждые полдюйма или около того. [ 6 ]
Танико
[ редактировать ]Танико (или таанико) относится к любой декоративной кайме, обычно встречающейся на циновках и одежде. Узоры танико очень геометрические по форме, потому что их можно свести к маленьким цветным квадратам, повторяющимся на решетчатом каркасе. Эти базовые квадратные формы, созданные руками ткача, представляют собой более крупные ромбовидные и треугольные формы, которые можно увидеть во всех традиционных ткацких ремеслах.
Патики или патикитики основаны на ромбовидной или ромбовидной форме камбалы . Они могут быть весьма разнообразными в пределах базовой формы. Узор каокао (боковой или ребристый) образован зигзагообразными линиями, образующими шевроны. Они могут быть горизонтальными или вертикальными, открытыми с пробелами или закрытыми повторяющимися линиями. Этот рисунок иногда интерпретируется как руки воинов, исполняющих хака (жестокий ритмичный танец). Узор нихо танива ( зуб танива ) представляет собой рисунок с зубцами, который можно встретить на всех типах предметов, циновках, тканых панелях, ремнях и одежде. Путама представляет собой ступенчатую конструкцию, обозначающую рост человека, стремящегося вверх. Тахекехеке (полосатый) дизайн относится к любому отчетливому вертикальному узору. Узор whetū (звезды), purapura whetū (плетение из звезд) или roimata (капля) представляет собой геометрический узор, в котором используются два цвета и чередование их на каждом стежке. Этот дизайн связан с выживанием иви ( племени), хапу (подплемени) или ванау (большой семьи), причем идея состоит в том, что жизненно важно иметь большое ванау, так же как в мире много звезд. Млечный Путь . [ 7 ]

Волокна и красители
[ редактировать ]
Маори изготавливали текстиль и тканые изделия из ряда растений, в том числе харакеке ( новозеландский лен ), вхарарики , ти коука , тои , пингао , киеки , никау и тоэтоэ . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Традиционные полинезийские методы создания тапа ткани из коры были представлены маори, которые знали ее как аутэ . [ 11 ] Устные предания описывают, что бумажное тутовое дерево было завезено в Новую Зеландию отуреао , тайнуи и аотеа вака . [ 12 ] Дерево в основном выращивалось в окрестностях Северного Окленда и Вайкато, оно не росло в южных районах и не росло так хорошо, как растения в Тихом океане. [ 12 ] Дерево часто видели во время путешествий Джеймса Кука в 1770-х годах, оно в основном использовалось для создания мягкой белой ткани, используемой для филе или пирсинга ушей высокостатусными мужчинами, однако его видели редко. [ 13 ] [ 12 ] Текстиль из коры исчез из употребления в начале 19 века, что совпало с исчезновением дерева из Новой Зеландии. [ 12 ] Устные истории рассказывают о ранних экспериментах по созданию валяного материала, похожего на аутэ из хоухере ( Hoheria populnea ), однако попытки оказались безуспешными. [ 12 ] Кора других растений, таких как хоуи ( Hoheria angustifolia ), манату ( Plagianthus regius ), аутетаранга ( Pimelea villosa ) и хоуи ( Hoheria glabrata или Hoheria lyallii ), использовалась в традиционных тканях, таких как рыболовные сети. [ 12 ]
Заготовленное волокно ( мука ) новозеландского льна ( Phormium tenax ) стало основой большей части одежды. Листья льна разрезали и плели в циновки, веревки и сети, но одежду часто шили из волокон листьев. Листья были очищены с помощью панциря мидий, свернуты вручную в двухслойные Z-образные шнуры и аккуратно скручены, пока они сохнут. [ 14 ] одеваться путем намачивания и ударов каменными молотками ( пату мука ), [ 15 ] чтобы смягчить волокно, его пряли, накатывая нить на ногу, и ткали. [ 16 ] Волокна раупо ( Typha orientalis ) и упоко-тангата ( Cyperus ustulatus ) использовались в традиционном строительстве воздушных змеев . [ 12 ] Волокно растения ти коука ( кордилин австралис ) прочное, поэтому его использовали для изготовления сандалий, якорных канатов и парусов. [ 17 ]
Маори традиционно использовали необработанные волокна для создания кете с открытым переплетением, используя усадочные свойства волокон для различных целей, таких как кете кумара , где открытое переплетение позволяло удалять грязь с кумары ( сладкого картофеля ), или кете, используемое для слива воды. жидкость, например кете, используемая для сбора морепродуктов. [ 8 ]
Краски для окраски мука были получены из местных материалов. Пару (ил с высоким содержанием солей железа) давал черный цвет, кора раурекау - желтую, [ 18 ] и кора танекаха приобрела коричневый цвет. Цвета закреплялись путем прокатывания окрашенной муки в квасцах (поташе). Красная оховая глина ( коковай ) использовалась для окраски мука в районе хребта Вайтакере , однако в других районах Новой Зеландии ее использовали редко. [ 14 ]
Одежда
[ редактировать ]Существовало два типа одежды, которую носили и ткали:
- Одежда длиной до колена, похожая на килт, которую носят на талии и закрепляют ремнем.
- Прямоугольная одежда, надеваемая на плечи. Это может быть одежда, похожая на накидку, или длинная одежда, похожая на плащ, более высокого качества.
Мужские пояса назывались татуа, а женские – ту. Мужской пояс обычно был более богато украшен. Ремни обычно делались из льна, но иногда использовались и другие материалы, такие как киеке и пингао . Льняные пояса часто плели узорами с черными и белыми полосами. Пояса закреплялись веревочной завязкой. Женщины часто носили пояс, состоящий из множества прядей переплетенных волокон.
Английский / Лыжный спорт
[ редактировать ]Чтобы пережить холодные и влажные условия новозеландской зимы, носили дождевик, называемый pākē или hieke. Его делали из лоскутов сырого льна или кордилины, частично соскобленных и уложенных тесными рядами, прикрепленных к основе из муки или плетеного волокна.
В 2000 году на мероприятии по плетению плащей под названием Ngā Here o te Ao в Те Папа Тонгарева , национальном музее Новой Зеландии, Дон Шустер-Смит создала паке, который Те Папа теперь хранит в своей коллекции. Техника его плетения создала очень прочную основу одежды, необходимую для того, чтобы выдержать вес шести слоев неокрашенных полых отрезков харакеке. [ 19 ]
Тип одежды, известный как паке каруре, был сделан из двухслойных закрытых прядей хукахука (скрученного или свернутого шнура или бирки), перемежающихся случайными окрашенными в черный цвет двухслойными шнурами мука открытого типа открытого типа (слабо скрученными). Подобную одежду носили попеременно либо на талии как пиупиу, либо через плечо как накидку. Считается, что эти типы одежды появились еще до контактов с европейцами, а затем в середине-конце девятнадцатого века стали более специализированной формой, которая продолжается и сегодня в стандартизированной форме пиупиу. [ 20 ]
Пиупиу
[ редактировать ]
Пиупиу — это современная одежда маори, которую обычно носят на талии как юбку и часто является частью костюма для культурных представлений маори, капа хака . Пиупиу приобрел известность после контактов с европейцами. До пиупиу были рапаки и паке куруре, которые представляли собой «одежду из свободно свисающих нитей». [ 21 ] [ 19 ] Пряди пиупиу обычно изготавливаются из листьев харакеке (льна) , которые готовятся в виде цилиндрической нити с мукой (льняным волокном), обнаженной на некоторых участках для создания геометрических узоров. Пояс часто украшается узором танико . Необработанные цилиндрические пряди харакеке издают ударный звук, когда владелец покачивается или движется. Геометрические узоры подчеркиваются при окрашивании, поскольку краситель больше впитывается в открытые волокна, а не в высушенный сырой лист. [ 22 ] [ 23 ]
Первые два капитана HMS New Zealand , — линейного крейсера профинансированного в 1911 году правительством Новой Зеландии для обороны Британской империи и принимавшего активное участие в трёх сражениях Первой мировой войны, приняли в бой пиупиу (а также как хей-тики , традиционный кулон маори). Экипаж объяснил это тем, что Новая Зеландия была «счастливым кораблем», который за всю войну не понес потерь. Пиупиу попал в коллекцию Военно-морского музея Торпедо-Бэй в Девонпорте, Окленд. [ 24 ] [ 25 ]
Прекрасные плащи
[ редактировать ]
Существует множество различных типов красивых плащей, включая короваи (плащи, украшенные бирками), каху хурухуру (плащи, сделанные из птичьих перьев) и каху кури (плащи из собачьих шкур). Какаху — драгоценные таонга Новой Зеландии, демонстрирующие замысловатые ткацкие работы. На изготовление некоторых какаху могут уйти годы, и они предназначены для людей высокого ранга. Их ценят, и иногда их обменивают на важные предметы или услуги. [ 1 ] [ 26 ] В наше время их носят в особых случаях, в рамках выпускных экзаменов в некоторых университетах, а также важные фигуры, такие как правящий монарх . [ 27 ] [ 28 ]
Какаху создаются с использованием нисходящего техники переплетения утка ( вату ), в основном с использованием двух методов: ахо патахи (однопарное переплетение) с использованием двух переплетенных нитей и ахо руа (двухпарное переплетение) с использованием четырех. [ 14 ] Ахо патахи первоначально использовалось для создания рыболовных ловушек, а затем эта техника была принята для изготовления какаху и другой мягкой одежды. [ 14 ] Ахо руа обычно используется для прикрепления хукахука («бирки») к телу плаща, обычно это свернутые шнуры мука, перья или собачья кожа. [ 14 ]
Короваи
[ редактировать ]Короваи — это тонко сотканные плащи, покрытые кистями мука (хукахука). [ 29 ] Хукахука изготавливаются с помощью процесса миро (скрученная нить), при котором красят мука (льняное волокно) и скручивают два пучка в единый шнур, который затем вплетают в основную часть плаща. Существует много разных типов короваев, названия которых зависят от типа хукахуки, используемого в качестве украшения. Короваи каруре имеют кисточки (хукахука), которые кажутся распускающимися. У короваи нгоре есть хукахука, похожие на помпоны. Короваи хихима имели неокрашенные кисточки.
Короваи, похоже, были редкостью во время первого визита капитана Кука в Новую Зеландию, поскольку они не встречаются на рисунках его художников. Но к 1844 году, когда Джордж Френч Ангас написал исторические отчеты о ранней Новой Зеландии, коровай с черной хукахукой стал самым популярным стилем. Хукахука на прекрасных образцах короваи часто достигала длины тридцати сантиметров и, если была сделана правильно, свободно двигалась при каждом движении владельца. Сегодня многие старые короваи потеряли свою черную хукахуку из-за процесса окраски, ускоряющего порчу мука. [ 30 ]
В английском языке этот термин часто используется для описания других видов какаху, даже если у них нет хукахуки, сделанной из мука. [ 27 ]
Официант
[ редактировать ]Кайтака — это плащи из тонко сотканного волокна мука ( Phormium tenax ). [ 31 ] Кайтака — одна из наиболее престижных форм традиционной одежды маори. Они изготовлены из муки (льняного волокна), которое, в свою очередь, производится из тех разновидностей Phormium tenax , которые дают волокно высочайшего качества, характеризующееся шелковистой текстурой и насыщенным золотистым блеском. Кайтака обычно украшаются широкими каймами танико на рему (внизу) и узкими полосами танико вдоль кауко (по бокам). Уа (верхняя граница) простая и не украшенная, а каупапа (основная часть) обычно не украшена. Есть несколько подкатегорий кайтака: паравай, где ахо (утки) идут горизонтально; кайтака паэпаэроа, где ахо идут вертикально; кайтака аронуи или патеа, где ахо проходят горизонтально с полосами танико по бокам и снизу; хуаки, где ахо проходят горизонтально с полосами танико по бокам и двумя широкими полосами танико, одна над другой, на нижней границе; и huaki paepaeroa, у которого есть вертикальные ахо с двойными полосами танико на нижней границе. [ 32 ]

Шуба
[ редактировать ]Изысканные плащи из перьев, называемые каху хурухуру, делались из волокна мука с вплетенными в них птичьими перьями, покрывавшими весь плащ. Эти плащи из перьев стали более распространенными между 1850 и 1900 годами, когда их производство развивалось. Некоторые ранние примеры включают каху киви (плащ из перьев киви), в котором использовались мягкие коричневые перья киви ( Apteryx spp). Каху киви считались самой престижной формой каху хурухуру. Другие каху-хурухуру включали в себя зеленые и белые перья керэру ( новозеландского голубя: Hemiphaga novaeseelandiae ) и синие перья туи ( Prosthemadera novaeseelandiae ). [ 33 ]
Одежда для собак
[ редактировать ]Престижным доевропейским плащом является каху кури, сделанный из собачьей шкуры ныне вымершей курии (собаки маори). [ 34 ] Они были ценными семейными реликвиями. [ 34 ] Считается, что кури принадлежали вождям, и их шкуры также имели статус. Иногда каху кури обменивались, давая ману обеим сторонам. Музея Новой Зеландии Те Папа Тонгарева и других музеев. Некоторые из этих редких плащей есть в коллекциях [ 34 ] Каху кури производились в основном между 1500 и 1850 годами, и считается, что производство полностью прекратилось к началу девятнадцатого века. [ 35 ] [ 36 ] Существует три различных метода изготовления этих плащей: в одном сшиваются целые собачьи шкуры; один, сделанный из собачьих хвостов, сплетенных вместе, называется каху ваэро; [ 34 ] и один с плетеными полосками шкуры. [ 5 ] Некоторые названия типов собачьей шерсти включают топуни, ихпуни, аваруа, кахувиро, махити и пуахи. [ 36 ] [ 34 ]
Известные ткачи маори
[ редактировать ]Традиционное ткачество маори сохранялось во время колонизации, однако, поскольку европейские материалы использовались и адаптировались для использования в традиционном ткачестве, это означает, что многие традиционные методы обработки местных волокон в начале 20 века пришли в упадок. [ 14 ] [ 8 ] Это ремесло пострадало во время урбанизации, которая произошла в 1950-х годах, когда маори мигрировали из сельских районов мараэ в города, однако именно благодаря усилиям нескольких женщин маори и Лиги защиты женщин маори искусство ткачества и знания из Те Ухаре Пора были сохранены и широко распространены, когда лига начала предлагать уроки ткачества. [ 14 ] Это включало преподавание знаний за пределами границ иви и хапу, как традиционным способом, так и на учебных курсах.
В 1969 году была основана национальная школа ткачества, которая способствовала возрождению ткачества, и было проведено несколько важных выставок ткацких работ, которые продемонстрировали мастерство, культурное значение и артистизм ткачей маори. Эти усилия, начавшиеся с таких известных ткачей, как Рангимари Хетет , Диггересс Те Канава и Кэт Браун, продолжались до 1980-х годов и стали частью возрождения маори . [ 1 ] [ 37 ] [ 38 ] Te Roopu Raranga Whatu o Aotearoa , национальный новозеландский коллектив традиционных ткачей, был основан в 1983 году. [ 14 ] который организует национальные хуэйские и региональные семинары по популяризации традиционного ткачества.
Среди других известных ткачей:
- Кэт Браун (1933–2004)
- Донна Кэмпбелл (художник) (1959 г.р.)
- Вераноа Севен (1966 г.р.)
- Джуди Осия
- Нгаахина Хохайя (1975 г.р.)
- Номерной знак
- Эленора Пекетапу-Хетет (1941–2006)
- Кахутои Те Канава (1960 г.р.)
- Сана Мюррей (1925–2011)
- Те Пари Тутеранги (умер в 1954 г.)
- Эмили Шустер (1927–1997)
- Ририя Смит (1935–2012)
- Соня Сноуден (1946 г.р.)
В 2021 году три ткачихи Жаклин Макрей-Тареи, Глория Тайтуха и Роуз Те Ратана стали первыми, кто получил совместную докторскую степень в области «махи раранга» (ткацкое дело), присуждаемую Те Вананга о Аотеароа в партнерстве с Исследовательским центром Те Ипукареа Оклендского технологического университета. . Каждый из них изучал отдельную часть истории, поэтому доктор философии действовал отдельно, а затем каждая часть также информировала друг друга и целое, период обучения охватывал 1800-е годы и до сих пор. Докторскую диссертацию возглавляла профессор Таня Каай . [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Те Канава, Кахутой (22 октября 2014 г.). «Ткачество и плетение» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Министерство наследия . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Пендерграст, Мик (2005). Техники волокна маори: справочник по искусству волокна маори: ка тахи хей тама ту тама . Окленд, Новая Зеландия: Рид. ISBN 978-0-7900-1010-6 . OCLC 62350406 .
- ^ «Ткачество Новой Зеландии | Традиционное ткачество маори | Ткачество новозеландских маори | Ткачество льна» . Те Пуйа . 6 декабря 2013 года. Архивировано из оригинала 6 декабря 2013 года . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Пукетапу-Хетет, Эренора (1989). Ткачество маори . Нижний Хатт. ISBN 978-0-473-37129-6 . OCLC 974620127 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Паама-Пенгелли, Джули (2010). Искусство и дизайн маори: ткачество, живопись, резьба и архитектура . Окленд, Новая Зеландия: Новая Голландия. ISBN 978-1-86966-244-8 . OCLC 587380800 .
- ^ Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева (19 февраля 1961 г.). «Онлайн-коллекции - Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева, Веллингтон, Новая Зеландия» . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева. «Онлайн-коллекции - Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева, Веллингтон, Новая Зеландия» . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Маккендри, Лиза (2020). «Археологический текстиль маори: структурный анализ плетеных изделий маори из раранги из хребтов Вайтакере в Оклендском музее» . Записи Оклендского музея . 55 : 19–28. дои : 10.32912/RAM.2020.55.2 . ISSN 1174-9202 . JSTOR 27008990 . S2CID 229659991 . Викиданные Q106827316 .
- ^ Харрис, В., и Вудкок-Шарп, MTUA (2000). Экстракция, содержание, прочность и растяжение волокон разновидности Phormium, подготовленных для традиционного ткачества маори. Новозеландский журнал ботаники, 38 (3), 469–487.
- ^ Патерсон, Р.А., Лоу, Б.Дж., Смит, Калифорния, Лорд, Дж.М., и Нгариму-Камерон, Р. (2017). Микроскопия в поляризованном свете: старая техника проливает новый свет на текстильные фабрики маори. Археометрия, 59 (5), 965–979.
- ^ Ранги, Те. «Журнал полинезийского общества: эволюция одежды маори, Те Ранги Хироа, стр. 25–47» . Jps.auckland.ac.nz . Проверено 3 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Нейх, Роджер (1996). «Новозеландские маори из коры и загонщики коры» . Записи Оклендского института и музея . 33 : 111–158. ISSN 0067-0464 . JSTOR 42906461 . Викиданные Q58677501 .
- ^ Нарена Оливер (30 октября 2010 г.). «Птицы Новой Зеландии | Птицы | Миф маори | Воздушный змей маори, Те Ману Тукутуку или Ману Ауте» . Nzbirds.com . Проверено 3 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Маккендри, Лиза (2017). «Фрагменты маори Какаху (Плаща) из Пихи: Вакаари Па» . Записи Оклендского музея . 52 : 59–70. дои : 10.32912/RAM.2018.52.4 . ISSN 1174-9202 . JSTOR 90016662 . Викиданные Q104815051 .
- ^ "Пату мука (дробилка льна)" , Те Ара
- ^ Музей Новой Зеландии Отец. «Приготовление волокна Phormium tenax - Интернет-коллекции - Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева » Collections.tepapa.govt.nz . Получено 3 декабря.
- ^ Таонгские иконы: из коллекции Музея Новой Зеландии Те Папа Тонгарева . Музей Новой Зеландии (ред.). Веллингтон, Новая Зеландия: The Board Press. 2004. ISBN 978-0-909010-96-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Читэм, Карл (2019). Создание Аотеароа: культурная история создания Новой Зеландии и Моаны Океании в целом . Полковник Уафа Махина-Туай, Дамиан Скиннер, Ригель Сорзано. Веллингтон, Новая Зеландия: Te Papa Press. п. 15. ISBN 978-0-9941362-7-5 . OCLC 1118996645 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Whatu kakahu =: Плащи маори . Помогите Тамарапе (ред.). Веллингтон, Новая Зеландия: The Board Press. 2011. ISBN 978-1-877385-56-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева. «Онлайн-коллекции - Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева, Веллингтон, Новая Зеландия» . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Смит, Вэлэнс. «Капа хака - исполнительское искусство маори - инновации ХХ века» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева (21 февраля 1928 г.). «Онлайн-коллекции - Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева, Веллингтон, Новая Зеландия» . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Мид, Сидни М. (2019). Плетение Танико: техника и традиции . Оратия Медиа. ISBN 978-0-947506-61-2 .
- ^ «История Великой войны HMS Новой Зеландии | NZHistory, история Новой Зеландии онлайн» . nzhistory.govt.nz . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ "Люди" . Национальный музей Королевского военно-морского флота Новой Зеландии . 22 мая 2016 года . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ Канава, Кахутой; Дир-Гард, Джон (2011). «Сила плаща: престиж плащей». В Тампаре, Авхина (ред.). Whatu kakahu = плащи маори . Веллингтон, Новая Зеландия: The Board Press. ISBN 978-1-877385-56-8 . OCLC 756852958 .
- ^ Jump up to: а б Сайкс, Марк (29 апреля 2018 г.). «Маори какаху (плащи): Когда коровай не коровай?» . Папин блог . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ Иллмер, Андреас (20 апреля 2018 г.). «Почему плащ маори, который Ардерн надела для встречи с королевой, восхитил Новую Зеландию» . Би-би-си . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ Харвуд, Хокимат П. (2011). «Идентификация и описание перьев в плащах маори Те Папы» . Документ: Записи Музея Новой Зеландии Папа Тонгарева . 22 : 125.
- ^ Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева. «Онлайн-коллекции - Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева, Веллингтон, Новая Зеландия» . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Читэм, Чарльз; Поздняя Луна, Кроукс У.; Скиннер, Дамиан Хью, ред. (1 января 2019 г.). Создание Аотеароа: культурная история создания в Новой Зеландии и Моане в Океании в целом . п. 113.
- ^ Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева. «Онлайн-коллекции - Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева, Веллингтон, Новая Зеландия» . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева. «Онлайн-коллекции - Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева, Веллингтон, Новая Зеландия» . Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева. (2005). Сокровища из музея Новой Зеландии Те Папа Тонгарева . Совет Пресс. стр. 11, 30. ISBN 1-877385-12-3 .
- ^ «Плащ в стиле Каху Кури» . Музей Новой Зеландии . Проверено 12 января 2019 г. .
- ^ Jump up to: а б «Плащ из собачьей шкуры | Часть коллекции Таонга Маори» . Музей Новой Зеландии . Проверено 12 января 2019 г. .
- ^ Эванс, Мириам (2005). Искусство ткачества маори: вечная нить = бесконечная нить . Нгариму, Рануи, Хеке, Норман, Той Маори Аотеароа (Организация), Creative New Zealand. Веллингтон, Новая Зеландия: Huia Publishers. ISBN 1-86969-161-Х . OCLC 727985796 .
- ^ Смит, Сьюзен, изд. (2002). Тайавио: беседы с современными художниками маори . Веллингтон [Новая Зеландия]: The Park Press. ISBN 0-909010-86-2 . OCLC 50999083 .
- ^ «Три женщины-маори первыми получили совместную докторскую степень по ткачеству» . Радио Новой Зеландии . 27 сентября 2021 г. Проверено 27 сентября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Материальная культура маори: одежда и украшения. Энциклопедия Новой Зеландии, 1966 г.
- Каталог текстиля южной части Тихого океана XIX века, собранный капитаном Куком. Редкая книга в библиотеке Уильяма Клементса , Мичиганский университет, Анн-Арбор.
- Фаворит персонала: ткань тапа из «Путешествий капитана Кука» (28 апреля 2010 г.), «Хроники библиотеки Клементса».