Ислам в Китае (1912 – настоящее время)

Часть серии о Ислам в Китае |
---|
![]() |
![]() ![]() |
После падения династии Цин в результате Синьхайской революции (1911–1912) Сунь Ятсен , возглавивший новую Китайскую Республику (1912–1949), сразу же провозгласил, что страна в равной степени принадлежит хань , хуэй ( мусульманам) , мэн (монголы) и цанг (тибетцы). Когда в 1949 году была основана Китайская Народная Республика , китайские мусульмане подверглись политическим репрессиям вместе со всеми другими религиозными группами в Китае, особенно во время Культурной революции (1966–1976).
В современном Китае наблюдается ряд нарушений прав человека китайских мусульман, в частности, уйгуров в автономном районе Синьцзян преследование . [ 1 ] [ 2 ]
Китайская Республика
[ редактировать ]
разделилась Мусульманская община Хуэй в поддержке Синьхайской революции (1911–1912). Мусульмане хуэй провинции Шэньси поддерживали революционеров, а мусульмане хуэй провинции Ганьсу поддерживали Цин. Коренные мусульмане-хуэй (магометане) из Сианя (провинция Шэньси) присоединились к ханьским китайским революционерам в резне всего 20-тысячного маньчжурского населения Сианя. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Коренные мусульмане-хуэй из провинции Ганьсу во главе с генералом Ма Аньляном встали на сторону Цин и приготовились атаковать антицинских революционеров города Сиань. Выжили только некоторые богатые маньчжуры, которых выкупили, и маньчжурские женщины. Богатые ханьские китайцы захватывали маньчжурских девушек и делали их рабынями. [ 8 ] а бедные ханьские китайские войска захватили молодых маньчжурских женщин, чтобы сделать их своими женами. [ 9 ] Молодые красивые маньчжурские девушки также были схвачены мусульманами-хуэй из Сианя во время резни и воспитаны как мусульманки. [ 10 ]
Маньчжурская династия Цин пала в 1912 году, и Китайская Республика (1912–1949) была основана Сунь Ятсеном , который сразу же провозгласил, что страна в равной степени принадлежит Хань , Хуэй (мусульманину), Мэн (монголу) и Цангу. (тибетские) народы. Это привело к некоторому улучшению отношений между этими различными этническими группами в Китае. Конец династии Цин также ознаменовал усиление китайско-иностранного взаимодействия. Это привело к расширению контактов между мусульманскими меньшинствами в Китае и с мусульманским большинством странами Ближнего Востока . К 1939 году по меньшей мере 33 мусульманина хуэй учились в университете Аль-Азхар в Каире , Египет . В 1912 году в столице Нанкине была образована Китайская мусульманская федерация . Аналогичные организации образовались в Пекине (1912 г.), Шанхае (1925 г.) и Цзинане (1934 г.). [ 11 ] Академическая деятельность внутри мусульманской общины также процветала. До Второй китайско-японской войны (1937–1945) существовало более ста известных мусульманских периодических изданий. В период с 1911 по 1937 год было опубликовано тридцать журналов. Хотя Линься оставалась центром религиозной деятельности, многие мусульманские культурные мероприятия переместились в Пекин. [ 12 ] Для мусульман были созданы национальные организации, такие как Китайская мусульманская ассоциация . Мусульмане активно служили в Национальной революционной армии и достигли важных постов, как, например, генерал Бай Чунси , который стал министром обороны Китайской Республики.
По оценкам, в первом десятилетии 20-го века в самом Китае (то есть, за исключением регионов Монголии и Синьцзяна) проживало 20 миллионов мусульман. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Из них почти половина проживала в Ганьсу , более трети — в Шэньси (по тогдашнему определению), а остальные — в Юньнани . [ 17 ]
Во время Второй китайско-японской войны японцы следовали так называемой «политике убийств» и разрушили множество мечетей. По словам Ван Лея, «статистика показала, что к апрелю 1941 года японцы разрушили 220 мечетей и убили бесчисленное количество людей хуэй». После изнасилования Нанкина мечети в Нанкине оказались заполнены трупами. Они также проводили политику экономического угнетения, которая включала разрушение мечетей и общин хуэй, а также сделала многих хуэй безработными и бездомными. Другая политика заключалась в намеренном унижении. Это включало в себя то, что солдаты пачкали мечети свиным жиром, заставляли Хуэя резать свиней, чтобы кормить солдат, а также заставляли девочек учиться на гейш и певиц, но на самом деле заставляли их служить сексуальными рабынями. Кладбища Хуэй были разрушены по военным причинам. [ 18 ] Многие Хуэй участвовали в войне против Японии . В 1937 году во время битвы при Бэйпине-Тяньцзине китайское правительство было уведомлено мусульманским генералом Ма Буфаном из клики Ма о том, что он готов начать битву с японцами в телеграмме. [ 19 ] Сразу после инцидента на мосту Марко Поло Ма Буфанг организовал отправку кавалерийской дивизии под командованием мусульманского генерала Ма Бяо на восток для битвы с японцами. Этнические тюрки- мусульмане-салары составляли большую часть первой кавалерийской дивизии, посланной Ма Буфаном.
Хуэйский мусульманский округ Дачан подвергся резне со стороны японцев. [ 20 ]
Мусульмане, связанные с Гоминьданом, переехали на Тайвань после гражданской войны в Китае . В рамках гоминьдановского исламского повстанческого движения силы мусульманской Гоминьдановской национальной революционной армии на северо-западе Китая, в Ганьсу, Цинхае, Нинся, Синьцзяне, а также в Юньнани продолжали безуспешное восстание против коммунистов с 1950 по 1958 год, после того как всеобщая гражданская война закончилась.
Китайская Народная Республика
[ редактировать ]20 век
[ редактировать ]была Китайская Народная Республика основана в 1949 году после Китайской коммунистической революции (1946–1950 годы). На протяжении многих первых лет происходили огромные потрясения, кульминацией которых стала Культурная революция (1966–1976). Во время Культурной революции ислам, наряду со всеми другими религиями в стране, включая традиционную китайскую религию , подвергался преследованиям со стороны атеистических хунвейбинов , которые пытались искоренить их посредством серии атеистических и антирелигиозных кампаний , поощряемых Коммунистическая партия Китая разгромитЧетырех стариков . Атакам подверглись традиционные китайские, конфуцианские и буддийские храмы и монастыри, христианские церкви и мусульманские мечети. [ 21 ]
В 1975 году во время так называемого Шадианского инцидента среди хуэй произошло восстание, ставшее единственным крупномасштабным этническим восстанием во время Культурной революции. [ 22 ] Подавив восстание, Народно-освободительная армия уничтожила 1600 хуэйцев. [ 22 ] обстреливали истребители МИГ деревню ракетами. После падения « Банды четырех» были принесены извинения и возмещение ущерба. [ 23 ]
После прихода к власти Дэн Сяопина в 1979 году мусульмане пережили период либерализации. Новое законодательство дало всем меньшинствам свободу использовать свои устные и письменные языки, развивать свою культуру и образование, а также исповедовать свою религию. [ 24 ] Большему количеству китайских мусульман, чем когда-либо прежде, было разрешено совершить хадж . [ 25 ]
Среди уйгурского меньшинства, тюркского народа, имеющего собственный язык, существует этническое сепаратистское движение. Уйгурские сепаратисты намерены создать Восточно-Туркестанскую республику, которая существовала несколько лет в 1930-х годах и как советское коммунистическое марионеточное государство, Вторую Восточно-Туркестанскую республику 1944-1950 годов. Советский Союз поддерживал уйгурских сепаратистов против Китая во время советско-китайского раскола. После распада Советского Союза Китай опасался потенциальных сепаратистских целей мусульманского большинства в Синьцзяне. Однако соглашение, заключенное в апреле 1996 года между Россией , Казахстаном , Таджикистаном и Кыргызстаном , гарантирует Китаю возможность избежать военного конфликта. Другие мусульманские государства также заявили, что не собираются вмешиваться во внутренние дела Китая. [ 26 ]
Китай запретил книгу под названием «Син Фэнсу» («Сексуальные обычаи»), которая оскорбляла ислам, и поместил ее авторов под арест в 1989 году после протестов китайских мусульман -хуэй в Ланьчжоу и Пекине , во время которых китайская полиция обеспечивала защиту протестующих мусульман-хуэй. и китайское правительство организовало публичное сожжение книги. [ 27 ] Китайское правительство оказало им помощь и уступило их требованиям, поскольку у хуэйцев нет сепаратистского движения, в отличие от уйгуров. [ 28 ] Протестующие-мусульмане хуэй, которые устроили жестокие беспорядки, разграбив собственность во время протестов против книги, были отпущены китайским правительством и остались безнаказанными, а протестующие-уйгуры были заключены в тюрьму. [ 29 ]
С 1980-х годов исламские частные школы (китайско-арабские школы (中阿學校)) поддерживались и разрешались китайским правительством в мусульманских районах, только специально исключая Синьцзян из разрешения этих школ из-за тамошних сепаратистских настроений. [ 30 ]
21 век
[ редактировать ]
В 21 веке Китай предпринял шаги по значительному усилению репрессий в отношении мусульман, особенно уйгуров в Синьцзяне . [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] При этом китайское правительство объявило традиционные собрания вне закона, а полиция все чаще контролирует мусульманские религиозные церемонии, такие как свадьбы и похороны. [ 31 ] [ 34 ] [ 35 ] Власти проводили рейды на религиозные занятия, пресекали печать «несанкционированных» религиозных текстов, разрушали мечети и заставляли имамов проходить политическую идеологическую обработку. [ 31 ] [ 36 ] [ 37 ]
В 2007 году CCTV , государственная телевизионная станция Китайской Народной Республики, приказала крупным рекламным агентствам не использовать изображения свиней, карикатуры или лозунги, «во избежание конфликтов с этническими меньшинствами», имея в виду китайских мусульман. [ 38 ] В ответ на расстрел Charlie Hebdo в 2015 году китайские государственные СМИ напали на Charlie Hebdo за публикацию карикатур, оскорбляющих Мухаммеда, при этом государственное издание Синьхуа выступало за ограничение свободы слова, а другая государственная газета Global Times заявила, что нападение было «расплатой». за то, что он охарактеризовал как западный колониализм, и обвинил Charlie Hebdo в попытке спровоцировать столкновение цивилизаций. [ 39 ] [ 40 ]
В прошлом китайское правительство поощряло празднование религиозных мероприятий и совершение хаджа в Мекку для уйгурских членов Коммунистической партии. С 1979 по 1989 год в Турфане было построено 350 мечетей. [ 41 ] Три десятилетия спустя правительство строило в Турфане лагеря «перевоспитания» для бесплатного интернирования мусульман. [ 42 ]
В ноябре 2017 года китайские пользователи обнаружили функцию уведомления Салах (исламская молитва) в телефоне Huawei Mate 10 на веб-сайте компании для материкового Китая. Это было расценено как неоправданная пропаганда ислама, учитывая, что мусульмане являются религиозным меньшинством в материковом Китае и составляют лишь около 1–2% населения. В китайском Интернете возникла значительная негативная реакция, и некоторые даже пытались бойкотировать телефоны Huawei за включение такой функции и высмеивать телефон, называя его «первым телефоном с функцией халяльной молитвы» и описывая это событие как «обращение в ислам». компании Huawei». [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]
Позже Huawei опубликовала официальное заявление через Sina Weibo . [ 46 ] заявив, что эта функция представляет собой всего лишь службу персонализированных уведомлений, предназначенную для «определенных зарубежных регионов», которая недоступна в Китае. Пользователи сети задались вопросом, почему реклама этой функции вообще была доступна на китайском веб-сайте компании, если это не было предполагаемой областью, но эти комментарии были удалены до получения какого-либо ответа. Даосский священник прокомментировал, что служба поиска мечетей с помощью устройства также доступна в материковом Китае, что не соответствует официальному объяснению этих религиозных особенностей. После того, как Huawei опубликовала официальное заявление, многие новостные репортажи и обсуждения в китайских онлайн-СМИ или на китайских дискуссионных платформах стали недоступными или удалены из Интернета. [ 47 ]
В августе 2023 года Си Цзиньпин призвал к углублению китаизации ислама в Китае. [ 48 ] В марте 2024 года секретарь комитета Коммунистической партии Китая заявил Синьцзяна Ма Синжуй , что китаизация ислама в Синьцзяне «неизбежна». [ 49 ] Запреты на пост во время Рамадана сформулированы с точки зрения защиты свободы воли жителей. [ 50 ]
Лагеря для интернированных в Синьцзяне
[ редактировать ]Со времени Китайской коммунистической революции (1946–1950 гг.), произошедшей в XX веке, и на протяжении всей первой половины XXI века, коммунистическое правительство Китая и власти Китайской Народной Республики, как сообщается, содержали более миллиона китайских мусульман в лагерях для интернированных. . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] Большинство людей, подвергшихся нападению и произвольно удерживаемых в этих лагерях для интернированных, — это уйгуры , преимущественно тюркоязычная китайско-мусульманская этническая группа, населяющая преимущественно северо-западный регион Синьцзяна . [ 55 ] наряду с казахами , киргизами и другими тюркскими мусульманскими этническими меньшинствами. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] Основные стратегии кампании китайского правительства против уйгуров и других тюркских мусульманских этнических меньшинств включают преследования по признаку идентичности, систематические массовые задержания и наблюдение, принудительные аборты и стерилизацию, принудительный контроль над рождаемостью, принудительный труд, принудительную ассимиляцию, пытки, «промывание мозгов» и групповое изнасилование. . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
В мае 2018 года западные средства массовой информации сообщили, что сотни тысяч мусульман содержатся в огромных внесудебных лагерях для интернированных в западном Синьцзяне. [ 56 ] назвало их лагерями «перевоспитания» , а позже «центрами профессиональной подготовки», предназначенными для «реабилитации и искупления» для борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом. Правительство [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] В августе 2018 года Организация Объединенных Наций заявила, что, согласно заслуживающим доверия отчетам, по оценкам, до миллиона уйгуров и других мусульман содержатся «в чем-то, напоминающем огромный лагерь для интернированных, окутанный тайной». ООН В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации говорится, что, по некоторым оценкам, до 2 миллионов уйгуров и других мусульман содержатся в «политических лагерях для идеологической обработки», в «бесправной зоне». [ 62 ]
К тому времени условия в Синьцзяне ухудшились настолько, что информированные политологи охарактеризовали их как «оруэлловские». [ 63 ] и наблюдатели проводили сравнения с нацистскими концентрационными лагерями. [ 64 ]
В ответ на вывод комиссии ООН о бессрочном задержании без надлежащей правовой процедуры китайская правительственная делегация официально признала, что занимается широкомасштабным «переселением и перевоспитанием», а государственные СМИ охарактеризовали контроль в Синьцзяне как «жесткий». [ 65 ]
31 августа 2018 года комитет ООН призвал правительство Китая «прекратить практику содержания под стражей без законного обвинения, суда и осуждения», освободить задержанных, предоставить подробную информацию о количестве захороненных лиц и причинах задержания. их задержание и расследовать утверждения о «расовом, этническом и этнорелигиозном профилировании». В сообщении BBC процитировано неназванное китайское должностное лицо, заявившее, что «уйгуры пользуются всеми правами», но также признавшее, что «обманутым религиозным экстремизмом... будет оказана помощь путем переселения и перевоспитания». [ 66 ]
Различное обращение с мусульманами-хуэй и мусульманами-уйгурами
[ редактировать ]по-разному относится к различным мусульманским этническим группам в разных регионах Правительство Китайской Народной Республики в отношении свободы вероисповедания. Мусульмане хуэй, которые могут исповедовать свою религию, строить мечети и заставлять своих детей посещать мечети, в то время как в Синьцзяне в отношении уйгуров устанавливается больший контроль. [ 67 ] Мусульманам хуэй, работающим на государство, разрешено поститься во время Рамадана, в отличие от уйгуров, занимающих те же должности, количество хуэйцев, совершающих хадж, увеличивается, а женщинам хуэй разрешено носить чадру, в то время как уйгурским женщинам не рекомендуется носить чадру и уйгурам. им трудно получить паспорта для совершения хаджа. [ 68 ] Китай не обеспечивает соблюдение закона против детей, посещающих мечети неуйгуров в районах за пределами Синьцзяна. [ 69 ] [ 70 ]
Хотя религиозное образование детей официально запрещено законом в Китае, Коммунистическая партия позволяет мусульманам хуэй нарушать этот закон и давать своим детям религиозное образование и посещать мечети, в то время как закон применяется к уйгурам. После завершения среднего образования Китай допускает студентов Хуэй, желающих приступить к изучению религии под руководством имама. [ 71 ]
Тибетско-мусульманское межконфессиональное насилие
[ редактировать ]В Тибете большинство мусульман составляют народ хуэй. Ненависть между тибетцами и мусульманами проистекает из событий во время правления мусульманского военачальника Ма Буфанга в Цинхае, таких как восстания Нголока (1917–49) и китайско-тибетская война . Насилие утихло после 1949 года в результате репрессий Коммунистической партии, но возобновилось после ослабления ограничений. В марте 2008 года вспыхнули беспорядки между мусульманами и тибетцами из-за таких инцидентов, как подозрение в обнаружении человеческих костей и преднамеренное загрязнение супов, подаваемых в заведениях, принадлежащих мусульманам, а также завышение цен на воздушные шары мусульманскими продавцами. Тибетцы атаковали мусульманские рестораны. Пожары, устроенные тибетцами, привели к гибели мусульман и беспорядкам. Сообщество тибетских изгнанников стремилось скрыть сообщения, доходящие до международного сообщества, опасаясь нанесения ущерба делу тибетской автономии и усиливая поддержку мусульман хуэй в правительственных репрессиях против тибетцев в целом. [ 72 ] [ 73 ] Кроме того, у китайскоязычных хуэй есть проблемы с тибетскими хуэй (тибетскоязычное каче ). меньшинство мусульман [ 74 ] Главная мечеть Лхасы была сожжена тибетцами во время беспорядков . [ 75 ]
Большинство тибетцев положительно относились к войнам против Ирака и Афганистана после 11 сентября, и это привело к усилению антимусульманских настроений среди тибетцев и привело к антимусульманскому бойкоту предприятий, принадлежащих мусульманам. [ 73 ] : 17 Тибетские буддисты пропагандируют ложную клевету о том, что мусульмане кремируют своих имамов и используют пепел для обращения тибетцев в ислам, заставляя тибетцев вдыхать пепел, хотя тибетцы, похоже, знают, что мусульмане практикуют захоронение, а не кремацию, поскольку они часто конфликтуют с предлагаемыми мусульманскими кладбищами. в их районе. [ 73 ] : 19
Исламское образование
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . ( апрель 2024 г. ) |
Хуэйские мусульманские генералы, такие как Ма Фусян , Ма Хункуй и Ма Буфанг , финансировали школы или спонсировали студентов, обучающихся за границей. Имам Ху Суншань и Ма Линьи участвовали в реформировании исламского образования в Китае. [ нужна ссылка ]
Представители Мусульманского Гоминьдана в правительстве Китайской Республики поддержали Учительскую академию Чэнда, которая помогла открыть новую эру исламского образования в Китае, продвигая национализм и китайский язык среди мусульман и полностью интегрируя их в основные аспекты китайского общества. [ 76 ] Министерство образования предоставило средства Китайской исламской федерации национального спасения для образования китайских мусульман. [ 77 ] [ 78 ] Президентом федерации был генерал Бай Чунси (Пай Чун-си), а вице-президентом - Тан Кэсан (Тан Ко-сан). [ 79 ] 40 китайско-арабских начальных школ были основаны в Нинся губернатором Ма Хункуем . [ 80 ]
Имам Ван Цзинчжай учился в Университете Аль-Азхар в Египте вместе с несколькими другими китайскими студентами-мусульманами, первыми китайскими студентами в наше время, обучавшимися на Ближнем Востоке. [ 81 ] Ван вспомнил свой опыт преподавания в медресе в провинциях Хэнань (Юй), Хэбэй (Цзи) и Шаньдун (Лу), которые находились за пределами традиционного оплота мусульманского образования на северо-западе Китая и где условия жизни были хуже, а студенты пришлось гораздо тяжелее, чем студентам северо-запада. [ 82 ] В 1931 году Китай отправил пятерых студентов на обучение в Аль-Азхар в Египте, среди них был Мухаммад Ма Цзянь , и они были первыми китайцами, обучавшимися в Аль-Азхаре. [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ] На Чжун, потомок Наср ад-Дина (Юньнань), был еще одним из студентов, отправленных в Аль-Азхар в 1931 году вместе с Чжан Цзыренем, Ма Цзянем и Линь Чжунмином.
Мусульмане хуэй из центральных равнин (Чжунюань) придерживались иных взглядов на образование женщин, чем мусульмане хуэй из северо-западных провинций. северо-западные провинции сохранялись в доме. Однако на северо-западе Китая реформаторы начали вводить женское образование в 1920-х годах. В Линься провинции Ганьсу светская школа для девочек хуэй была основана мусульманским военачальником Ма Буфаном . Школа была названа женской начальной школой Шуада Суцинь в честь его жены Ма Суцинь, которая также участвовала в ее основании. [ 87 ] Беженцы-мусульмане хуэй бежали на северо-запад Китая с центральных равнин после японского вторжения в Китай, где они продолжали заниматься женским образованием и строить женские мечети, в то время как женское образование не было принято местными мусульманами северо-запада хуэй, и две разные общины продолжали отличаются в этой практике. [ 88 ]
После завершения среднего образования китайское законодательство позволяет студентам, желающим приступить к изучению религии под руководством имама. [ 71 ]
Генерал Ма Фусян пожертвовал средства на развитие образования для мусульман хуэй, а также на помощь в создании класса интеллектуалов среди хуэй и продвижение роли хуэй в развитии силы нации. [ 89 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Майерс, Стивен Ли (21 сентября 2019 г.). «Репрессии против ислама распространяются по всему Китаю» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 г. Проверено 24 сентября 2019 г.
- ^ Рамзи, Остин; Бакли, Крис (16 ноября 2019 г.). « Абсолютно никакой пощады»: просочившиеся файлы раскрывают, как Китай организовал массовые задержания мусульман» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 г. Проверено 16 ноября 2019 г.
- ^ Линь, Сяо-тин (13 сентября 2010 г.). «4 Война и новые пограничные проекты» . Этнические границы современного Китая: путешествие на Запад . Исследования Рутледжа в современной истории Азии. Рутледж. п. 66. ИСБН 978-1-136-92393-7 .
- ^ Линь, Сяо-тин (13 сентября 2010 г.). «4 Война и новые пограничные проекты» . Этнические границы современного Китая: путешествие на Запад . Исследования Рутледжа в современной истории Азии. Рутледж. п. 137. ИСБН 978-1-136-92392-0 .
- ^ Бэкхаус, сэр Эдмунд; Отуэй, Джон; Бланд, Перси (1914). Анналы и мемуары пекинского двора: (с 16 по 20 века) (переиздание). Хоутон Миффлин. п. 209 . Архивировано из оригинала 25 июня 2009 г. Проверено 16 марта 2020 г.
- ^ Атлантика, Том 112 . Атлантическая ежемесячная компания. 1913. с. 779.
- ^ The Atlantic Monthly, том 112 . Атлантическая ежемесячная компания. 1913. с. 779.
- ^ Роудс, Эдвард Дж. М. (2000). Маньчжуры и хань: этнические отношения и политическая власть в позднем Цин и раннем республиканском Китае, 1861–1928 (иллюстрировано, переиздание под ред.). Вашингтонский университет Press. п. 192. ИСБН 0295980400 .
- ^ Роудс, Эдвард Дж. М. (2000). Маньчжуры и хань: этнические отношения и политическая власть в позднем Цин и раннем республиканском Китае, 1861–1928 (иллюстрировано, переиздание под ред.). Вашингтонский университет Press. п. 193. ИСБН 0295980400 .
- ^ Фицджеральд, Чарльз Патрик; Коткер, Норман (1969). Коткер, Норман (ред.). История Китая Horizon (иллюстрированная ред.). Паб «Американское наследие». Компания р. 365. ИСБН 9780828100052 .
- ^ Глэдни (1999), стр. 457
- ^ Глэдни (1999), стр. 458
- ^ Подсчет числа лиц традиционно мусульманских национальностей, учтенных в переписи 1990 года, дает в общей сложности 17,6 миллиона, 96% из которых принадлежат всего к трем национальностям: хуэй 8,6 миллиона, уйгуры 7,2 миллиона и казахи 1,1 миллиона. Другие национальности, которые традиционно являются мусульманами, включают кыргызов, таджиков, узбеков, татар, саларов, бонан и дунсян. См. Дрю К. Гладни, «Ислам в Китае: приспособление или сепаратизм?», доклад, представленный на симпозиуме по исламу в Юго-Восточной Азии и Китае, Гонконг, 2002 г. Доступно по адресу http://www.islamsymposium.cityu.edu.hk. Архивировано. 8 февраля 2003 г., archive.today . Перепись 2000 года показала, что в общей сложности насчитывается 20,3 миллиона представителей мусульманских национальностей, из которых снова 96% принадлежали всего к трем группам: 9,8 миллиона хуэй, 8,4 миллиона уйгуров и 1,25 миллиона казахов.
- ^ «ЦРУ - Всемирная книга фактов - Китай» . Cia.gov . Проверено 15 июня 2009 г.
- ^ «Китай (включает Гонконг, Макао и Тибет)» . Государство.gov . Проверено 15 июня 2009 г.
- ^ «Мусульманская медиасеть» . Мусульманская медиасеть. 24 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 27 марта 2008 г. Проверено 14 июля 2009 г.
- ^ Форбс, Эндрю; Хенли, Дэвид (1997, 2011). Торговцы Золотого треугольника (мусульмане Хуэй провинции Юньнань). Бангкок: Тиковый дом, 1997; переиздано Чиангмай: Cognoscenti Books, 2011. ASIN: B006GMID5K.
- ^ ЛЕЙ, Ван (февраль 2010 г.). «Китайская исламская «Миссия доброй воли на Ближнем Востоке» во время антияпонской войны» . Диван Дисиплинлерараси Чалисмалар Дергиси . цилт 15 (сайи 29): 139–141. Архивировано из оригинала 18 марта 2014 года . Проверено 19 июня 2014 г.
- ^ Центральная пресса (30 июля 1937 г.). «Он предлагает помощь в борьбе с Японией» . Вестник-Журнал . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ «Исламские общины Китая создают местную историю | Ежеквартальный журнал China Heritage» . Архивировано из оригинала 16 октября 2016 г. Проверено 18 апреля 2016 г.
- ^ Гольдман, Мерл (1986). Религия в Китае после Мао, Анналы Американской академии политических и социальных наук. 483.1:145-56
- ^ Jump up to: а б Крестовые походы против наркотиков в Китае ХХ века . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд. 1999. стр. 137, 162. ISBN. 978-0-8476-9598-0 .
- ^ Китайцы-мусульмане . Кембридж: Гарвардские монографии Восточной Азии. 1996. с. 140. ИСБН 978-0-674-59497-5 .
- ^ «BBC Религия и этика Интеграция ИСЛАМА» . Архивировано из оригинала 18 сентября 2007 г. Проверено 28 мая 2007 г.
- ^ Новая энциклопедия ислама , стр. 622-25
- ^ Глэдни (1999), стр. 471
- ^ Beijing Review, том 32, 1989 г. Архивировано 12 сентября 2015 г. в Wayback Machine , стр. 13.
- ^ Гарольд Майлз Таннер (2009). Китай: история . Издательство Хакетт. п. 581. ИСБН 978-0-87220-915-2 . Архивировано из оригинала 20 марта 2015 г. Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Глэдни, 2004 г. Архивировано 15 сентября 2015 г. в Wayback Machine , стр. 232.
- ^ Верстег, Кейс; Ид, Мушира (2005). Энциклопедия арабского языка и лингвистики: A- Ed Брилл. стр. 100-1 383–. ISBN 978-90-04-14473-6 . Архивировано из оригинала 9 января 2017 г. Проверено 21 сентября 2016 г.
Народная Республика, основанная в 1949 году, запрещала частное религиозное обучение с начала 1950-х по 1980-е годы, пока более либеральная позиция не позволила возобновить обучение в религиозных мечетях и открыть частные мусульманские школы. Более того, за исключением Синьцзяна, из-за опасений сепаратистских настроений, правительство разрешало, а иногда и поощряло создание частных мусульманских школ, чтобы дать образование людям, которые не могли посещать все более дорогие государственные школы или рано покинули их из-за нехватки денег или отсутствия удовлетворительных достижений.
- ^ Jump up to: а б с Катервуд, Кристофер и Лесли Алан Хорвиц. «Нарушения прав человека в Китае». Энциклопедия военных преступлений и геноцида . Facts On File , 2006. По состоянию на 3 июня 2021 г. online.infobase.com/Auth/Index?aid=17182&itemid=WE53&articleId=271257.
- ^ Диркс, Эмили (6 сентября 2019 г.). « Управление ключевыми лицами» и корни китайской антимусульманской системы наблюдения» . Краткое описание Китая . 19 (16). Фонд Джеймстауна .
- ^ Кирби, Джен (25 сентября 2020 г.). «Концентрационные лагеря и принудительный труд: объяснение репрессий Китая в отношении уйгуров» . Вокс .
- ^ Кашгарян, Асим (1 октября 2020 г.). «Уйгурская пара, статья официального лица подтверждает запрет Китая на исламский брачный обет» . Голос Америки .
- ^ Канг, Дэйк; Ван, Яньань (30 ноября 2018 г.). «Китайским уйгурам приказали делить кровати и еду с членами партии» . Ассошиэйтед Пресс .
- ^ Куо, Лили (6 мая 2019 г.). «Раскрыто: новые доказательства миссии Китая по сносу мечетей Синьцзяна» . Хранитель .
- ^ «Сотни мусульманских священнослужителей были задержаны в китайском регионе Синьцзян» . Католическое информационное агентство . 17 мая 2021 г.
- ^ «Китайские мусульмане в год свиньи» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 31 октября 2019 г. Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ «Атака на Charlie Hebdo показывает необходимость ограничения прессы, говорит Синьхуа» . Уолл Стрит Джорнал . 12 января 2015 г. Архивировано из оригинала 13 января 2015 года . Проверено 14 января 2015 г.
- ^ «Пекин воспользовался терактом в Париже, чтобы прокормить государственную пропагандистскую машину» . Япония Таймс . 10 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2016 года . Проверено 14 января 2015 г.
- ^ Рудельсон и Рудельсон, 1997. Архивировано 9 января 2017 г. в Wayback Machine , стр. 129.
- ^ Сержант Грей (10 ноября 2018 г.). «Следите за своим языком: как слова используются в качестве оружия при обсуждении прав человека и Китая» . Свободная пресса Гонконга . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ «Новый мобильный телефон Huawei имеет функцию халяльной молитвы, которая затрагивает деликатные этнические вопросы. Пользователи сети раскритиковали «пан-халализацию» . hk01 . Архивировано из оригинала 23 августа г. 2020 17 .
- ^ «Встроенный халяль-режим мобильного телефона получил жесткую реакцию со стороны Huawei, которой он не понравился . Duowei News . Архивировано из оригинала 17 ноября 2017 . г. »
- ^ со встроенными халяльными функциями? Компания Huawei попала в халяльный скандал и была бойкотирована пользователями сети. Архивировано ноября . из оригинала 17 г. 2017 «Первый в мире мобильный телефон
- ^ «Инструкции по организованным троллям, снова злонамеренно атакующим «функцию напоминания о тревоге» мобильных телефонов Huawei» . Sina Weibo . Архивировано из оригинала 23 августа 2020 г. Проверено 17 ноября 2017 г.
- ^ ответила на вопрос: «В мобильных телефонах Huawei есть встроенный халяльный режим»: она недоступна для Китая» . Huawei « Компания Архивировано из оригинала 17 ноября 2017 г. Проверено 17 ноября 2017 г.
- ^ «Си Цзиньпин удваивает усилия по обеспечению «социальной стабильности» в Синьцзяне, что способствует экономическому развитию» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 27 августа 2023 г. Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Лори, Чен (7 марта 2024 г.). «Высокопоставленный чиновник китайского Синьцзяна говорит, что «китаизация» ислама «неизбежна» » . Рейтер . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ «Как выглядит Рамадан в Синьцзяне» . Экономист . 11 апреля 2024 г. ISSN 0013-0613 . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Китайское преследование уйгуров» . Вашингтон, округ Колумбия : Мемориальный музей Холокоста США . 2022. Архивировано из оригинала 6 апреля 2022 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Китай: Драконовские репрессии против мусульман в Синьцзяне приравниваются к преступлениям против человечества» . Лондон : Международная амнистия . 10 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 27 июня 2022 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Мейзланд, Линдси (1 марта 2021 г.). «Репрессии Китая в отношении уйгуров в Синьцзяне» . Нью-Йорк : Совет по международным отношениям . Архивировано из оригинала 27 июня 2022 года . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Фатил, Фаузия (2019). «Мусульманское меньшинство в Китае: случай уйгурских мусульман в Синьцзяне». В Сидеке, Нур З.М.; Саид, Рошима; Хасан, Ван Н.В. (ред.). Управление исламским развитием . Сингапур : Springer Verlag . стр. 355–370. дои : 10.1007/978-981-13-7584-2_27 . ISBN 978-981-13-7584-2 . S2CID 158312566 .
- ^ Jump up to: а б Багинда, Абдул Р. (2021). «Вывод: баланс между внутренними и международными императивами» . Глобальный подъем Китая и Азии . Чам, Швейцария и Нью-Йорк, США : Пэлгрейв Макмиллан . стр. 181–182. дои : 10.1007/978-3-030-91806-4_6 . ISBN 978-3-030-91806-4 .
- ^ Садворт, Джон (10 августа 2018 г.). «Скрытые лагеря Китая» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 5 января 2019 года . Проверено 1 декабря 2018 г.
Что случилось с исчезнувшими уйгурами Синьцзяна?
- ^ Филип Вен и Олжас Ауезов (29 ноября 2018 г.). «Отслеживание мусульманского ГУЛАГа Китая» . Рейтер . Архивировано из оригинала 25 апреля 2019 года . Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ Крири, Дженнифер (25 июля 2018 г.). «НПО отмечают «ошеломляющий» рост числа арестов, поскольку Китай принимает жесткие меры в отношении меньшинств в мусульманском регионе» . Свободная пресса Гонконга . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ Ши, Джерри (16 мая 2018 г.). «Китайские лагеря массовой идеологической обработки вызывают культурную революцию» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 17 мая 2018 г. Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Филлипс, Том (25 января 2018 г.). «Китай «держит по меньшей мере 120 000 уйгуров в лагерях перевоспитания» » . Хранитель . Архивировано из оригинала 19 августа 2018 г. Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Денайер, Саймон (17 мая 2018 г.). «Бывшие узники китайских мусульманских лагерей «перевоспитания» рассказывают о «промывании мозгов» и пытках» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 16 мая 2018 г. Проверено 17 мая 2018 г.
- ^ Небехай, Стефани (10 августа 2018 г.). «ООН заявляет, что располагает заслуживающими доверия сообщениями о том, что Китай держит миллионы уйгуров в секретных лагерях» . Рейтер . Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года . Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ «Негде спрятаться: изгнанные китайские мусульмане-уйгуры чувствуют дальнюю власть государства» . 19 августа 2018 года . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Тум, Риан (22 августа 2018 г.). «Китайским лагерям для массовых интернированных не видно конца» . Внешняя политика . Архивировано из оригинала 5 мая 2019 года . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ Куо, Лили (13 августа 2018 г.). «Китай отрицает нарушение прав меньшинств на фоне заявлений о задержании» . Хранитель . Архивировано из оригинала 14 августа 2018 г. Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ «ООН «встревожена» сообщениями о массовых задержаниях уйгуров в Китае» . BBC News Азия . 31 августа 2018 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2018 г. Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ Комитет Сената (США) по международным отношениям (2005 г.). Государственный департамент (США) (ред.). Годовой отчет о международной религиозной свободе, 2004 г. Составлено Государственным департаментом (США) (иллюстрировано под ред.). Государственная типография. стр. 159–60. ISBN 978-0160725524 . Архивировано из оригинала 8 января 2017 года . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Бич, Ханна (12 августа 2014 г.). «Если Китай настроен против ислама, почему эти китайские мусульмане наслаждаются возрождением веры?» . журнал ТАЙМ. Архивировано из оригинала 13 июня 2015 года . Проверено 25 июня 2015 г.
- ^ Комитет Сената (США) по международным отношениям (2005 г.). Государственный департамент (США) (ред.). Годовой отчет о международной религиозной свободе, 2004 г. Составлено Государственным департаментом (США) (иллюстрировано под ред.). Государственная типография. п. 160. ИСБН 978-0160725524 . Архивировано из оригинала 8 января 2017 года . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Шадзевский, Генрих. «Религиозные репрессии уйгуров в Восточном Туркестане» . Институт Венна . Архивировано из оригинала 27 марта 2014 года . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б ALLÈS & CHÉRIF-CHEBBI & HALFON 2003. Архивировано 29 апреля 2016 г. в Wayback Machine , стр. 14.
- ^ Демик, Барбара (23 июня 2008 г.). «Тибетско-мусульманская напряженность волнует Китай» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 22 июня 2010 года . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Фишер, Эндрю Мартин (сентябрь 2005 г.). «Близкие встречи во Внутренней Азии: тибетско-мусульманское сосуществование и конфликт в Тибете, прошлое и настоящее» (PDF) . Серия рабочих документов CSRC (Рабочий документ № 68): 1–2. Архивировано из оригинала (PDF) 3 января 2006 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
- ^ Маярам, Шаил (2009). Еще один глобальный город Тейлор Фрэнсис США. п. 75. ИСБН 978-0-415-99194-0 . Проверено 30 июля 2010 г.
- ^ «Полиция закрыла мусульманский квартал в Лхасе» . CNN . ЛХАСА, Тибет. 28 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2008 г.
- ^ Мао, 2011 г. Архивировано 19 марта 2014 г. в Wayback Machine .
- ^ "The China Monthly, Volumes 3-4" 1941. Архивировано 9 августа 2017 г. в Wayback Machine , стр. 14.
- ^ О'Тул и Цай, 1941. Архивировано 27 июля 2014 г. в Wayback Machine .
- ^ "The China Monthly, Volumes 3-4" 1941. Архивировано 12 июля 2017 г. в Wayback Machine , стр. 13.
- ^ "The China Monthly, Volumes 3-4" 1941. Архивировано 9 августа 2017 г. в Wayback Machine , стр. 14.
- ^ ред. Курцман, 2002 г. Архивировано 16 июля 2014 г. в Wayback Machine , стр. 2002. Архивировано 16 июля 2014 г. 368.
- ^ ред. Курцман, 2002 г. Архивировано 24 июля 2014 г. в Wayback Machine , стр. 373.
- ^ "Журнал China Magazine, тома 6-7" 1941 г. Архивировано 29 июля 2014 г. в Wayback Machine , стр. 21.
- ^ «Китай в войне, том 6» 1941 г. Архивировано 16 июля 2014 г. в Wayback Machine , стр. 21.
- ^ «Азия и Америка, Том 42, выпуски 1-6» 1942 г. Архивировано 16 июля 2014 г. в Wayback Machine , стр. 21.
- ^ «Азия, Том 42» 1942 г. Архивировано 15 июля 2014 г. в Wayback Machine , стр. 21.
- ^ Jaschok & Shui 2000. Архивировано 28 июля 2014 г. в Wayback Machine , стр. 96.
- ^ Jaschok & Shui 2000. Архивировано 19 июля 2014 г. в Wayback Machine , стр. 97.
- ^ «Завершение идеи двойной лояльности по отношению к Китаю и исламу» . 24 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аллес, Элизабет; Шериф-Шебби, Лейла; Халфон, Констанс-Элен (2003). «Китайский ислам: единство и фрагментация» (PDF) . Архивы социальных наук о религиях . 31 (1). Перевод с французского Энн Эванс: 7–35. дои : 10.1080/0963749032000045837 . ISSN 0963-7494 . S2CID 144070358 . Проверено 9 июня 2014 г.
- О'Тул, Джордж Барри; Цай, Джен-ю, ред. (1941). Ежемесячник Китая, тома 3–5 . Китай ежемесячно включается . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Ежемесячник Китая, тома 3–4 . China Monthly, Incorporated. 1941 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Гарнаут, Энтони. «Китайская мусульманская литература» (PDF) . Современные исследования Китая – Школа междисциплинарных региональных исследований – Оксфордский университет . Современные исследования Китая. Архивировано из оригинала (PDF) 1 мая 2014 г.
- Энциклопедия ислама . Соавтор сэр ХАР Гибб. Архив Брилла. 1954. ISBN 978-9004071643 . Проверено 24 апреля 2014 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Юси "Посланник" CCTV.com Дата (на китайском языке). Режиссер: Хан Лин. Фотография: Ли Бинь. обращения 24 февраля 2005 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Яшок, Мария; Шуй, Цзинцзюнь (2000). История женских мечетей в китайском исламе: собственная мечеть (иллюстрированное издание). Психология Пресс. ISBN 978-0700713028 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Курцман, Чарльз, изд. (2002). Модернистский ислам, 1840-1940: Справочник (иллюстрировано, переиздание, аннотированное издание). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195154689 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Мурата, Сатико. Китайские проблески суфийского света (PDF) (иллюстрировано, переиздание, аннотированное издание). Издательство Государственного университета Нью-Йорка. Архивировано из оригинала (PDF) 1 мая 2014 г. Проверено 24 апреля 2014 г. Альтернативный URL-адрес. Архивировано 7 июня 2011 г. на Wayback Machine.
- Мао, Юфэн (январь 2011 г.). Реформа мусульманского образования в Китае XX века: пример Педагогической академии Чэнда . Дальний Восток Дальний Запад. Полет. 33. Издательство Винсеннесского университета. стр. 143–170. дои : 10.4000/extremeorient.193 . ISBN 9782842923341 . Проверено 9 июня 2014 г.
- Мацумото, Масуми (2004). «Завершение идеи двойной лояльности по отношению к Китаю и исламу» . Наука и религия в исламе . История философии и мыслей мусульман. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 9 июня 2014 г.
- Китай в войне, Том 6 . Участник Китайского информационного комитета. Китайская информационная издательская компания. 1941 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Журнал «Китай», тома 6–7 . 1941 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Азия и Америка, Том 42, выпуски 1–6 . 1942 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Азия, Том 42 . Участник Американской Азиатской Ассоциации. Азиатская издательская компания. 1942 год . Проверено 24 апреля 2014 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка )