Релятивистское заблуждение
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Релятивистское заблуждение , также известное как субъективистское заблуждение , утверждает, что что-то верно для одного человека, но неверно для кого-то другого, хотя на самом деле это объективный факт. Заблуждение основано на законе непротиворечия . Заблуждение применимо только к объективным фактам или к тому, что считается объективными фактами, а не к фактам о личных вкусах или субъективном опыте, и только к фактам, рассматриваемым в одном и том же смысле и в одно и то же время.
Интерпретации
[ редактировать ]Есть по крайней мере два способа интерпретировать релятивистское заблуждение: либо как идентичное релятивизму (в целом), либо как специальное принятие релятивистской позиции исключительно для защиты спорной позиции.
С одной стороны, дискуссии о релятивистском заблуждении, изображающие его тождественным релятивизму (например, лингвистическому релятивизму или культурному релятивизму ), сами по себе совершают широко распространённую ошибку неформальной логики, а именно: ставят этот вопрос перед серьёзным, умным, логически компетентным человеком. релятивист. Описывать противоречивую точку зрения как «заблуждение» само по себе является ошибкой – по крайней мере, не доказывая, что это заблуждение. В любом случае не стоит рассуждать следующим образом:
- Защитить релятивизм, даже какой-то изощренный релятивизм, значит совершить релятивистскую ошибку.
- Если кто-то допускает ошибку, он говорит что-то ложное или не заслуживающее серьезного рассмотрения.
- Следовательно, защищать релятивизм, даже какой-то изощренный релятивизм, — значит говорить что-то ложное или не заслуживающее серьезного рассмотрения.
Это пример кругового рассуждения . Второй шаг включает аргументацию от заблуждения .
С другой стороны, если кто-то занимает простую релятивистскую позицию в качестве ad hoc защиты спорной или иным образом компромиссной позиции, говоря, по сути, что «то, что верно для вас, не обязательно верно для меня», и тем самым пытаясь избежать необходимость предпринимать какие-либо дальнейшие действия по защите своей позиции — можно сказать, что человек совершил ошибку. Обвинение в совершении ошибки может основываться на одном из двух оснований: (1) релятивизм, на котором зиждется фиктивная защита, настолько прост и беспочвенен, что прямо противоречит закону непротиворечия ; или (2) защита (и, следовательно, сама ошибка) является примером рассуждения ad hoc. Это ставит человека в положение утверждения или предположения, что истина или стандарты логической последовательности относятся к конкретному мыслителю или группе и что при каком-то другом стандарте эта позиция правильна, несмотря на ее неспособность противостоять логике.
Чтобы определить, совершил ли кто-то релятивистскую ошибку (в любой интерпретации), необходимо различать вещи, которые верны для конкретного человека, и вещи, которые верны в отношении этого человека. Возьмем, к примеру, заявление Алисы: «Больше американцев, чем когда-либо, имеют избыточный вес». Можно привести аргументы за и против этого предложения, основанные на таких вещах, как стандарты статистического анализа, определение «избыточного веса» и т. д. Эта позиция отвечает объективным логическим дебатам. Если Боб отвечает Алисе, говоря: «Это может быть верно для вас, но не для меня», он дает ответ, который является ошибочным, а также несколько бессмысленным в контексте исходного утверждения Алисы.
И наоборот, возьмем новое заявление Алисы, рост которой 5 футов 6 дюймов (1,68 м): «270 фунтов (120 кг) — это сильно избыточный вес». Боб, рост которого составляет 6 футов 6 дюймов (1,98 м) и весит ровно 270 фунтов (120 кг) в хорошей физической форме, отвечает: «Может быть, это и верно для вас, но не для меня». В этом контексте ответ Боба одновременно значим и, возможно, точен. Поскольку он обсуждает что-то истинное о себе, ему не запрещается приводить аргументы, учитывающие субъективные факты, и поэтому он не допускает ошибки.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Ло, Стивен (2005) Инструменты мышления: релятивистское заблуждение, Думайте: философия для всех (журнал Королевского института философии) 3: 57–58 лет.
- Дауден, Брэдли (2010). «Субъективистское заблуждение» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 26 января 2020 г. .