Jump to content

Релятивистское заблуждение

Релятивистское заблуждение , также известное как субъективистское заблуждение , утверждает, что что-то верно для одного человека, но неверно для кого-то другого, хотя на самом деле это объективный факт. Заблуждение основано на законе непротиворечия . Заблуждение применимо только к объективным фактам или к тому, что считается объективными фактами, а не к фактам о личных вкусах или субъективном опыте, и только к фактам, рассматриваемым в одном и том же смысле и в одно и то же время.

Интерпретации

[ редактировать ]

Есть по крайней мере два способа интерпретировать релятивистское заблуждение: либо как идентичное релятивизму (в целом), либо как специальное принятие релятивистской позиции исключительно для защиты спорной позиции.

С одной стороны, дискуссии о релятивистском заблуждении, изображающие его тождественным релятивизму (например, лингвистическому релятивизму или культурному релятивизму ), сами по себе совершают широко распространённую ошибку неформальной логики, а именно: ставят этот вопрос перед серьёзным, умным, логически компетентным человеком. релятивист. Описывать противоречивую точку зрения как «заблуждение» само по себе является ошибкой – по крайней мере, не доказывая, что это заблуждение. В любом случае не стоит рассуждать следующим образом:

  1. Защитить релятивизм, даже какой-то изощренный релятивизм, значит совершить релятивистскую ошибку.
  2. Если кто-то допускает ошибку, он говорит что-то ложное или не заслуживающее серьезного рассмотрения.
  3. Следовательно, защищать релятивизм, даже какой-то изощренный релятивизм, — значит говорить что-то ложное или не заслуживающее серьезного рассмотрения.

Это пример кругового рассуждения . Второй шаг включает аргументацию от заблуждения .

С другой стороны, если кто-то занимает простую релятивистскую позицию в качестве ad hoc защиты спорной или иным образом компромиссной позиции, говоря, по сути, что «то, что верно для вас, не обязательно верно для меня», и тем самым пытаясь избежать необходимость предпринимать какие-либо дальнейшие действия по защите своей позиции — можно сказать, что человек совершил ошибку. Обвинение в совершении ошибки может основываться на одном из двух оснований: (1) релятивизм, на котором зиждется фиктивная защита, настолько прост и беспочвенен, что прямо противоречит закону непротиворечия ; или (2) защита (и, следовательно, сама ошибка) является примером рассуждения ad hoc. Это ставит человека в положение утверждения или предположения, что истина или стандарты логической последовательности относятся к конкретному мыслителю или группе и что при каком-то другом стандарте эта позиция правильна, несмотря на ее неспособность противостоять логике.

Чтобы определить, совершил ли кто-то релятивистскую ошибку (в любой интерпретации), необходимо различать вещи, которые верны для конкретного человека, и вещи, которые верны в отношении этого человека. Возьмем, к примеру, заявление Алисы: «Больше американцев, чем когда-либо, имеют избыточный вес». Можно привести аргументы за и против этого предложения, основанные на таких вещах, как стандарты статистического анализа, определение «избыточного веса» и т. д. Эта позиция отвечает объективным логическим дебатам. Если Боб отвечает Алисе, говоря: «Это может быть верно для вас, но не для меня», он дает ответ, который является ошибочным, а также несколько бессмысленным в контексте исходного утверждения Алисы.

И наоборот, возьмем новое заявление Алисы, рост которой 5 футов 6 дюймов (1,68 м): «270 фунтов (120 кг) — это сильно избыточный вес». Боб, рост которого составляет 6 футов 6 дюймов (1,98 м) и весит ровно 270 фунтов (120 кг) в хорошей физической форме, отвечает: «Может быть, это и верно для вас, но не для меня». В этом контексте ответ Боба одновременно значим и, возможно, точен. Поскольку он обсуждает что-то истинное о себе, ему не запрещается приводить аргументы, учитывающие субъективные факты, и поэтому он не допускает ошибки.

См. также

[ редактировать ]
  • Ло, Стивен (2005) Инструменты мышления: релятивистское заблуждение, Думайте: философия для всех (журнал Королевского института философии) 3: 57–58 лет.
  • Дауден, Брэдли (2010). «Субъективистское заблуждение» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 26 января 2020 г. .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53881c74a23ee3b7a9ed35b566976168__1704132360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/68/53881c74a23ee3b7a9ed35b566976168.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Relativist fallacy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)