Лиззи Борден (режиссер)
Лиззи Борден | |
---|---|
![]() Лиззи Борден в 2019 году | |
Рожденный | Линда Элизабет Борден 3 февраля 1958 г. Детройт, Мичиган , США [ 1 ] |
Занятие | Кинорежиссер |
Годы активности | 1976 – настоящее время |
Лиззи Борден (1950 г.р.; в некоторых источниках говорится, что 1958 г.) [ 1 ] [ 2 ] — американский кинорежиссер, наиболее известная своими ранними независимыми фильмами «Рождённые в огне» (1983) и «Работающие девушки» (1986). [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дочь биржевого маклера из Детройта , ее первоначально звали Линда Элизабет Борден. В возрасте одиннадцати лет она решила взять имя печально известной обвиняемой в двойном убийстве Лиззи Борден , вдохновившей на создание этого детского стишка :
- Лиззи Борден взяла топор
- И дала отцу сорок ударов,
- Когда она увидела, что натворила,
- Она дала матери сорок один
О ее заявлении родителям о том, что она официально меняет свое имя: [ 7 ] Борден говорит: «В то время мое имя было лучшим бунтом, который я мог устроить». [ 8 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Борден специализировался на изобразительном искусстве в колледже Уэлсли в Массачусетсе, прежде чем переехать в Нью-Йорк. [ 9 ] и начала карьеру писательницы, искусствоведа (с несколькими статьями и рецензиями для «Артфорума» с 1972 по 1974 год). [ 10 ] ) и художник. [ 8 ] После посещения ретроспективы фильмов Жана-Люка Годара она вдохновилась стать режиссером и поэкспериментировать с кино, отдавая предпочтение «наивному» подходу к кинопроизводству. [ 8 ] [ 11 ]
В 1976 году Борден сняла экспериментальный документальный фильм «Перегруппировка» , в котором рассказывается о распаде женского коллектива. Кинопортрет четырех женщин-художниц включал в себя авангардные приемы, заимствованные из перформанса, включая метаанализ роли самого фильма в распаде коллектива, изображенного в фильме. Документальный фильм был показан вместе с ее следующим фильмом « Рожденный в огне » (1983) на показе Anthology Film Archives в 2016 году. [ 12 ]
Независимая кинокарьера
[ редактировать ]Говорят, что фильмы Борден объединяет «иконоборческое изображение секса» - в частности, она неоднозначно изображала проституцию как «экономический выбор» в своем фильме 1986 года « Работающие девушки » . [ 13 ] [ 14 ] Ее работы также исследуют расу, класс, власть, капитализм и власть, которую дают деньги – и все это с феминистской точки зрения. [ 13 ]
Первый полнометражный фильм Бордена « Рожденный в огне » снимался и монтировался в течение пяти лет с бюджетом в 30 000 долларов и был завершен в 1983 году. Действие фильма происходит в Нью-Йорке недалекого будущего. Фильм исследует роль средств массовой информации в культуре. То, что началось как проект о реакции белых феминисток на репрессивное правительство, превратилось в историю о цветных женщинах , лесбиянках и белых женщинах различных классов, мобилизующихся для коллективных действий. Фильм касался расовых, классовых и политических конфликтов в будущей социалистической демократии США. [ 7 ] [ 15 ] Фильм назван в честь песни, написанной Мэйо Томпсоном из Red Krayola , членом художественной группы Art & Language . [ 16 ] Борден нанял непрофессиональных актеров, и фильм был снят в суровом псевдодокументальном стиле. Один рецензент отметил, что он представляет собой «разъединительный коллаж индивидуальной и коллективной работы женщин». [ 7 ] Премьера фильма «Рождённый в огне» состоялась на Берлинском кинофестивале и он получил несколько наград. назвал его одним из «50 самых важных независимых фильмов». Filmmaker Журнал [ нужна ссылка ] и была предметом обширного феминистского анализа, в том числе анализа Терезы де Лауретис .
Следующий фильм Борден, «Работающие девушки» , изображает жизнь секс-работниц и сохраняет некоторые стилистические и тематические особенности ее дебюта, но является более мейнстримным по своему подходу. Фильм был вдохновлен некоторыми женщинами, участвовавшими в создании « Рожденных в огне» , которые по совпадению зарабатывали себе на жизнь проституцией. [ 7 ] Хотя «Работающие девушки» очень подробно затрагивают тему проституции, Борден предпочитает, чтобы этот фильм обсуждался как повествовательный художественный фильм, а не как документальный. [ 13 ] Фильм был задуман как «закулисный» взгляд на проституцию. В New York Times обзоре Винсент Кэнби пишет: « Работающие девушки », хотя и являются художественным произведением, звучат так же достоверно, как документальный фильм о шахтерах». В фильме проституция изображена как часто утомительная, иногда удручающая, иногда интересная или забавная работа. Главная героиня Молли (изображаемая Луизой Смит ) утверждает, что получила степень в Йельском университете, а в личной жизни является лесбиянкой.
Борден написал, снял и продюсировал фильм, премьера которого состоялась в мае 1986 года на 39-м Каннском кинофестивале после того, как он был выбран для участия в программе «Две недели режиссеров» . В январе следующего года фильм дебютировал на кинофестивале «Сандэнс» 1987 года , где получил специальный приз жюри и был принят для распространения компанией Miramax Films .
Голливудская кинокарьера
[ редактировать ]Мирамакс предоставил Борден бюджет в 6 миллионов долларов и сценарий « Любовных преступлений» , ее первого голливудского полнометражного фильма (и ее первого фильма по сценарию другого писателя). Он был задуман как эротический триллер, но Борден считал, что он больше сосредоточен на подлинных сексуальных чувствах женщины. Оригинальный сценарий Аллана Мойла был переписан Лори Франк, женщиной-сценаристом, специально заказанной Борденом. [ 7 ] В фильме снялись Шон Янг и Патрик Бергин .
«Любовные преступления» подвергались серьезному вмешательству со стороны студии и стали жертвой отношения Голливуда к сексу на экране в 1990-х годах; в результате в нем отсутствовали табуированные изображения, которые она раньше могла показать в своих работах. [ 13 ] Многие сцены были удалены, а некоторые так и не были сняты, в попытках студии представить массовой аудитории то, что они назвали «приемлемым» видением сексуальности главного героя. Хотя Борден оказалась в состоянии руководить массовым производством, она сказала, что ее власть над содержанием фильма была подорвана (как она выразилась) «психами всех остальных… с их фетишами и тем, что им не нравится». [ 17 ] Студия лишила Бордена большей части контроля над конечным продуктом и даже дошла до того, что вырезала оригинальный финал, снятый Борденом, заменив его собственным. «Я попал в кинотюрьму после того, как снялся в этом ужасном фильме « Любовные преступления» . Мне следовало убрать из него свое имя, но меня запугали, заставив не снимать свое имя. В нем есть вещи, которые я не снимал. просто не мой фильм, правда». [ 18 ]
«Преступления на почве любви» были показаны в кинотеатрах 24 января 1992 года и быстро провалились: через три недели его сняли с проката из-за плохих кассовых сборов. Он окупил менее половины своего бюджета. Для выпуска VHS Борден договорился о восстановлении нескольких сцен, первоначально вырезанных из театрального релиза. В результате в июле 1992 года на видео были выпущены две версии фильма: оригинальная 84-минутная театральная версия и вторая, «без рейтинга» версия на 91 минуту. [ 17 ] «Проблемы действительно сводились к сексу», — сказал Борден. «Мое видение того, чего я хотел, того, как я хотел исследовать героиню (которую играет Шон Янг), ее сексуальные потребности и желания, было просто неприемлемо или принято. Садомазохистский элемент фильма, каким я его себе представлял, был слишком пугающим для меня. люди, выписывающие чеки, и тогда я не получил окончательную версию». Версия фильма без рейтинга на VHS быстро продавалась, остается культовой и коллекционной. [ 19 ] В 2018 году Борден отвергла ярлык «режиссёрская версия» как неправильное употребление и маркетинговый ход студии и Харви Вайнштейна , который, как она позже сказала, «угрожал разрушить мою карьеру». [ 20 ]
После критического и кассового провала фильма « Любовные преступления » Борден заподозрил, что Вайнштейн назвал ее «трудной». [ 21 ] В результате у нее возникли трудности с созданием дальнейших кинопроектов. Она отважилась на телевидение с неоднозначными результатами и работала с такими культовыми звездами, как Мэри Воронова , Алексис Аркетт и Джо Даллесандро, в сериале, созданном Propaganda Films для Playboy TV (другими режиссерами в сериале были Бернард Роуз и Александр Пейн ). эпизоды « Дневников красной обуви» , «Тайного мира Алекса Мака» и других телевизионных постановок, а также руководил местным театром в Голливуде с театральной труппой Grace Players под руководством Наталии Ногулич .
Борден был одним из четырех режиссеров, участвовавших в создании антологии секс-сюжетов 1995 года «Эротика» ; и она выбрала для своего сегмента еще не известного Брайана Крэнстона . «Помимо Луизы Смит , он был самым ярким и смелым актером, с которым я когда-либо работала», - сказала она. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
В 1999 году Борден смогла предложить инвесторам экранизированную версию пьесы Августа Стриндберга « 1888 года Мисс Джули» и находилась в стадии подготовки к съемкам, когда режиссер Майк Фиггис объявил на торгах свою собственную версию, и ее банковское финансирование рухнуло.
В 2001 году Борден прилетел в Нью-Йорк для окончательного обсуждения сценария с актрисой Сьюзен Сарандон для ее следующего кинопроекта « Риальто» . Она и ее партнеры прибыли утром 11 сентября , как раз вовремя, чтобы стать свидетелями обрушения Всемирного торгового центра . Сарандон немедленно присоединилась к оказанию помощи в Ground Zero, и проект был приостановлен. [ 13 ]
С середины 2000-х годов Борден работал сценаристом в Лос-Анджелесе, писал сценарии для других режиссеров, в том числе сценарий об регги отношениях певца Боба Марли с бандитом Дэнни Симсом (по Риты Марли автобиографии No Woman No Cry ). . Этот проект назывался «Повстанцы» и был объявлен в 2015 году частью списка проектов Golden Island Filmworks, съемки которого начнутся в 2016 году. [ 22 ] Она работала над несколькими пилотными проектами для Fox Television , написала пьесу о певице Нине Симоне и продолжает искать финансирование для своих независимых проектов.
Письмо
[ редактировать ]Среди других ее незавершенных работ - редактирование книги рассказов стриптизерш « Мед на бритве» и совместная работа над серией о стриптизершах с Антонией Крейн, автором мемуаров « Потрачено » . 6 декабря 2022 года издательство Seven Stories Press опубликовало антологию рассказов стриптизерш, которые Борден редактировал на протяжении двадцати лет, Whorephobia , рассмотренную в Publishers Weekly как «гуманный, многоплановый портрет индустрии, обычно окутанной искусственностью и стыдом». [ 23 ]
Наследие
[ редактировать ]В феврале 2016 года в киноархиве Anthology Film Archives состоялся недельный показ возрождения фильма « Рожденный в огне» , посвященный премьере новой 35-миллиметровой реставрации произведения Anthology, финансируемой The Film Foundation и Голливудской ассоциацией иностранной прессы . Реставрация была частью более крупного многолетнего проекта «Переосмысление: американский экспериментальный фильм 1975–1990 годов», поддерживаемого Фондом визуальных искусств Энди Уорхола . [ 24 ] В ознаменование переиздания газета The New Yorker отметила: «Свободное, пылкое, спонтанное творчество «Рожденных в пламени» становится незаменимым способом радикальных перемен, который многим современным кинематографистам с политическими намерениями еще предстоит усвоить». [ 19 ]
Отреставрированная и обновленная 35-миллиметровая копия фильма «Рожденный в огне» , дебютировавшая в киноархиве антологии в феврале 2016 года, обрела своего рода вторую жизнь: она посетила Центр искусств Уокера, кинофестиваль в Торонто, Лондонский кинофестиваль 2017 года, Эдинбургский кинофестиваль и Сеульский международный женский кинофестиваль; а также показ в Брюсселе, Барселоне, Мадриде и Сан-Себастьяне; и во многих городах США, включая Детройт, Рочестер, Сан-Франциско и Новый Орлеан. Ее первый фильм «Перегруппировка » также был показан на показах в Испании и Брюсселе, а также на Эдинбургском кинофестивале, где он впервые был показан. [ 19 ]
«Рожденный в огне» был показан на четвертом ежегодном кинофестивале Final Girls в Берлине в 2019 году; На фестивале представлены фильмы ужасов, снятые женщинами-режиссерами, а в рамках научно-фантастической демонстрации представлен фильм-антиутопия Бордена. [ 25 ] Фильм также транслировался на канале Turner Classic Movies в ночь на 3 ноября 2020 года вместе с комментариями Борден к ее фильму и нескольким другим фильмам, представленным в документальном фильме Марка Казинса « Женщины снимают фильмы» . [ 26 ] В Музее искусств Бронкса « стал Рожденный в огне» заглавной выставкой о феминизме и будущем, которая проходила с апреля по сентябрь 2021 года. [ 21 ]
Ранние фильмы Бордена продолжают показываться по отдельности и в ретроспективах на кинофестивалях, в репертуарных кинотеатрах и арт-площадках по всему миру. [ 21 ] «Перегруппировка» была восстановлена The Anthology Film Archives для выпуска в 2021 году и является частью раннего каталога Бордена, приобретенного Criterion. Канал Criterion показал Born In Flames и интервью с Борденом; и The Criterion Collection отреставрировали и выпустили «Working Girls» на DVD и Blu-Ray в 2021 году. [ 27 ]
О судьбе своих голливудских фильмов Борден сказала: « Рожденные в огне» и «Работающие девушки» — единственные два фильма, которые я считаю своими. Остальные — особенно «Любовные преступления» и «Эротика» — были настолько радикально перемонтированы и в их работу вмешались продюсеры, что они не «мои» в любом смысле этого слова». [ 17 ] воспоминания Л. М. «Кит» Карсон были добавлены (В «Любовные преступления» , и Борден угрожали убрать ее имя из фильма. Продюсер « Эротики» отредактировал фильм и, среди прочих изменений, наложил на него музыкальную дорожку.) «Я бы хотел Мне нравится снимать фильмы так, как я делал это раньше в Нью-Йорке, если это возможно. Если я смогу снять «Риальто» через десять или двадцать лет, я надеюсь, что мне не придется снимать много фильмов. фильмы, мне просто нужно верить в те, которые я делаю. Я бы предпочел молчать в смысле эссе Сьюзан Зонтаг ( «Эстетика тишины» ), пока я не смогу сделать то, во что верю. во что верят – социальные вопросы, феминистские вопросы, радикальные вопросы – трудно финансировать, даже независимо». [ 17 ]
В 2021 году Бордену предложили стать членом Академии кинематографических искусств и наук . [ 28 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Борден заявила, что она бисексуальна. [ 29 ]
Фильмография
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]Год | Заголовок | Директор | Писатель | Продюсер | Редактор | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1976 | Перегруппировка | Да | Нет | Да | Да | Документальный фильм |
1983 | Рожденный в огне | Да | В титрах не указан | Да | Да | Также дополнительный оператор камеры |
1986 | Работающие девушки | Да | Да | Да | Да | |
1991 | Наизнанку | Да | Да | Нет | Нет | Сегменты: «Дневники», «Сокращенный рэп». |
1992 | Любовные преступления | Да | Нет | Да | Нет | |
1994 | Эротический | Да | Да | Нет | Нет | Сегмент: «Поговорим о любви» |
Телевидение
[ редактировать ]Год | Заголовок | Директор | Писатель | Примечания |
---|---|---|---|---|
1989 | Монстры | Да | Нет | Эпизод: «Ла Стрега» |
1996 | Шелковые преследования | Да | Нет | Эпизод: «Предсудный день» |
1996 | Тайный мир Алекса Мака | Да | Нет | Эпизод: «Плохая девочка» |
1996 | Дневники красной обуви | Да | Да | Эпизод: «Хуарес» |
Награды и номинации
[ редактировать ]Год | Фильм | Награда/Номинация | Результат |
---|---|---|---|
1983 | Рожденный в огне | Читательское жюри Берлинского международного кинофестиваля "Zitty" | Выиграл |
Международного женского кинофестиваля в Кретей Гран-при | Выиграл | ||
1987 | Работающие девушки | кинофестиваля «Сандэнс» Специальный приз жюри | Выиграл |
Приз Большого жюри кинофестиваля «Сандэнс» | номинирован |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Андреа ЛеВассер (2015). «Лиззи Борден» . Отдел кино и телевидения The New York Times . Архивировано из оригинала 21 июля 2015 года . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Фостер, Гвендолин Одри (1995). Женщины-кинорежиссеры: Международный биокритический словарь . Издательская группа Гринвуд. п. 46 . ISBN 9780313289729 .
- ^ «БОРДЕН, Лиззи» , ссылка на фильм.
- ^ «GLBTQ >> искусство >> Борден, Лиззи» . Архивировано из оригинала 14 октября 2007 года . Проверено 4 ноября 2007 г.
- ^ «Случайные газеты - рожденные в огне» . Архивировано из оригинала 19 июня 2017 года . Проверено 20 июля 2015 г.
- ^ Женщины-режиссеры и их фильмы , с. 59, в Google Книгах
- ^ Jump up to: а б с д и Лейн, Кристина. Феминистский Голливуд: от «Рожденного в огне» до «На гребне волны» . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна, 2000.
- ^ Jump up to: а б с Миллс, Нэнси. «Цемео: Лиззи Борден». Премьера , май 1991 г., стр. 47–48, цитируется по книге Лейн, Кристина. Феминистский Голливуд: от «Рожденного в огне» до «На гребне волны» . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна, 2000.
- ↑ Лиззи Борден на glbtq. Архивировано 14 октября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ «Соавторы: Лиззи Борден» . Артфорум . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Густейнис, Джастин. «Борден, Лиззи». Международный словарь фильмов и кинематографистов под редакцией Сары Пендергаст и Тома Пендергаста, 4-е изд., том. 2: Директора, St. James Press, 2000, стр. 113–114.
- ^ «Опять перегруппировка: наступает «дьявольский час» Лиззи Борден | Sight & Sound» . Британский институт кино . Проверено 18 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Реддинг, Джудит М. и Виктория А. Браунворт. Фаталы кино: независимые женщины-режиссеры . Сиэтл: Сил Пресс, 1997.
- ^ Шервуд, Глинис (1987). «Интервью с Лиззи Борден». Kick it Over [Печать] – через Архив помех.
- ^ Маслин, Джанет (10 ноября 1983 г.). «Фильм: «Рожденный в огне», радикальные феминистские идеи. [Рецензия]». Нью-Йорк Таймс . п. 1.
- ^ Байсе, Грег. «Лиззи Борден рассказывает о своем беспорядочном феминистском опусе «Рожденная в огне» » . Детройт Метро Таймс . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Люсия, Синтия. «Переосмысление женской сексуальности в кино: интервью с Лиззи Борден». Cineaste 19.2–3 (февраль 1993 г.): 6–10.
- ^ «Харви Вайнштейн угрожал разрушить мою карьеру, если я уберу свое имя из фильма» . Ароматная проволока . 18 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Броуди, Ричард (19 февраля 2016 г.). «Политологическая фантастика «Рожденный в огне» » . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Проверено 5 марта 2016 г.
- ^ ИНТЕРВЬЮ: Лиззи Борден о любовных преступлениях , получено 12 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с « Действие этого феминистского фильма 1983 года происходило в антиутопическом будущем, то есть, по сути, прямо сейчас » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. 3 июля 2021 г. Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ де ла Фуэнте, Анна Мари (14 сентября 2015 г.). «Торонто: Антигуа запускает программу финансирования фильмов» . Разнообразие . Проверено 12 января 2019 г.
- ^ «Блудофобия: стриптизерши об искусстве, работе и жизни Лиззи Борден» . Издательский еженедельник . 26 августа 2022 г. . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ «Разжигатель огня: первые фильмы Лиззи Борден все еще загораются (и сгорают) слева» . Проверено 18 марта 2018 г.
- ^ « Подкаст The Bend , серия 25, 3 августа 2020 г.» .
- ^ «Страница режиссера Turner Classic Movies» .
- ^ да Коста, Кэсси (15 июля 2021 г.). «Лиззи Борден наконец-то получила должное» . Ярмарка тщеславия . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Дэвис, Клейтон Мари (1 июля 2021 г.). «Академия приглашает 395 новых членов на 2021 год, включая Роберта Паттинсона, Андру Дэй, Стивена Юна» . Разнообразие . Проверено 12 июля 2021 г.
- ^ Макдональд, Скотт ; Борден, Лиззи (лето 1989 г.). «Интервью с Лиззи Борден». Феминистские исследования . 15 (2): 338. doi : 10.2307/3177792 – через JSTOR.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адамс, Сэм. «Кэтлин Ханна о фильме, который вдохновлял ее на протяжении десятилетий». Растворение. 3 декабря 2013 г.
- Филетти, Джин С. «От Лиззи Борден до Лорены Боббитт: жестокие женщины и гендерное правосудие». Журнал американских исследований . 35 (3): 471–484.
- Фуско, Коко. 1986. «Работающие девушки: интервью с Лиззи Бордон». Остаточное изображение . 14:6–7.
- Джене, Карен. 1987. «Проститутка». Комментарий к фильму . 23: 25–32.
- Лассинаро, Кайса. «Рожденный в огне». Случайные статьи, 2011.
- Настаси, Элисон. «Выбор имеет первостепенное значение: режиссер Лиззи Борден о радикальном феминизме в фильме «Рожденный в огне»». По вкусу. 18 февраля 2016 г.
- Сасслер, Бетси. «Лиззи Борден». Журнал БОМБА. 1 октября 1983 года.
- Уиллс, Крейг и Дин Спейд. «Мы рождены в огне». Женщины и производительность: журнал феминистской теории 23.1 (2013): 1–5.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Живые люди
- Американские киноредакторы
- Кинопродюсеры из Мичигана
- Американские женщины-режиссеры
- Американские женщины-киноредакторы
- Американские женщины-кинопродюсеры
- Американские женщины-сценаристы
- Феминистские режиссеры
- Американские ЛГБТ-кинорежиссеры
- Режиссеры из Мичигана
- ЛГБТ из Мичигана
- Писатели из Детройта
- Американские женщины 21 века
- Выпускники колледжа Уэлсли
- 1958 рождений