Кошки в Древнем Египте
Кот в иероглифах | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
мджв [ 1 ] 𓏇𓇋𓅱𓃠 |

В Древнем Египте кошки были представлены в социальных и религиозных сценах еще в 1980 году до нашей эры. [ 2 ] Несколько древнеегипетских божеств были изображены и изваяны с кошачьими головами, такие как Мафдет , Бастет и Сехмет , олицетворяющие справедливость, плодородие и власть соответственно. [ 3 ] Божество Мут также изображалось в виде кошки и в компании кошки. [ 4 ]
Кошек хвалили за то, что они убивали ядовитых змей , грызунов и птиц, повреждавших урожай, а также защищали фараона , по крайней мере, со времен Первой династии Египта . Скелетные останки кошек были найдены среди погребальных принадлежностей, относящихся к 12-й династии . Защитная функция кошек указана в Книге Мертвых , где кошка олицетворяет Ра и пользу Солнца для жизни на Земле. Украшения в форме кошек, использовавшиеся во времена Нового Египта, указывают на то, что домашняя кошка стала более популярной в повседневной жизни. Кошки изображались в связи с именем Бастет. [ 5 ]
Кошачьи кладбища на археологических памятниках Спеос Артемидос , Бубастис и Саккара использовались на протяжении нескольких столетий. В них содержалось огромное количество кошачьих мумий и статуй кошек, которые выставлены в музейных коллекциях по всему миру. [ 6 ] Среди мумифицированных животных, раскопанных в Гизе , африканская дикая кошка ( Felis lybica самой распространенной кошкой является ), за которой следует камышовая кошка ( Felis chaus ). [ 7 ] Учитывая огромное количество кошачьих мумий, найденных в Египте, кошка, безусловно, имела важное значение для экономики страны; кошек разводили с целью принесения в жертву и мумификации, что требовало торговой сети для поставок продуктов питания, масел и смол для их бальзамирования . [ 8 ]
История
[ редактировать ]Мафдет был первым известным божеством с кошачьей головой в Древнем Египте. Во времена Первой династии она считалась защитницей покоев фараона от змей, скорпионов и зла. [ 9 ] Ее также часто изображали с головой леопарда ( Panthera pardus ) или гепарда ( Acinonyx jubatus ). [ 10 ] Особенно заметна она была во времена правления Дена . [ 11 ]
Божество Бастет известно, по крайней мере, со времен Второй династии . В то время ее изображали с головой льва ( Panthera leo ). Печати и каменные сосуды с ее именем были найдены в гробницах фараонов Хафре и Нюсерре Ини , что указывает на то, что она считалась защитницей с середины 30 века до нашей эры во времена Четвертой и Пятой династий . [ 12 ] На настенной росписи в могильнике Пятой династии в Саккаре изображена маленькая кошка с ошейником, что позволяет предположить, что прирученные африканские дикие кошки содержались в покоях фараонов еще в 26 веке до нашей эры. [ 13 ]

Амулеты с кошачьими головами вошли в моду в 21 веке до нашей эры во времена 11 династии . [ 5 ] этого На фреске периода в гробнице Бакета III изображена кошка в сцене охоты, противостоящая крысоподобному грызуну . [ 14 ]
В гробнице некрополя Умм-эль-Кааб находились 17 кошачьих скелетов, датируемых началом 20 века до нашей эры. Рядом со скелетами стояли небольшие горшки, в которых, как полагают, хранилось молоко для кошек. [ 16 ] На нескольких фресках гробниц в Фиванском некрополе изображены кошки в домашних сценах. Эти гробницы принадлежали знати и высокопоставленным чиновникам 18-й династии и были построены в 15-14 веках до нашей эры. На фресках изображен кот, сидящий под стулом во время фуршета и поедающий мясо или рыбу; некоторые показывают это в компании гуся или обезьяны . Кошка в сценах охоты и охоты — еще один повторяющийся мотив фресок фиванских гробниц . [ 17 ]
Первое известное свидетельство мумификации кошки было обнаружено в искусно вырезанном известняковом саркофаге, датированном примерно 1350 годом до нашей эры. Предполагается, что этот кот был любимым домашним животным принца Тутмоса . [ 18 ]
Начиная с 22-й династии, божества Бастет и ее храма в городе Бубастис примерно в середине 950-х годов до нашей эры, популярность росла. Позже ее показали только с маленькой кошачьей головой. [ 3 ] [ 12 ] Домашним кошкам ( Felis catus ) все больше поклонялись и считали священными. Когда они умирали, их бальзамировали, помещали в гробы и хоронили на кошачьих кладбищах. [ 19 ] Домашняя кошка считалась живым воплощением Бастет, защищающей дом от зерноядных , тогда как львиноголовому божеству Сехмет поклонялись как защитнику фараонов. [ 20 ] Во время правления фараона Осоркона II в 9 веке до нашей эры храм Бастет был расширен залом для фестивалей. [ 21 ] Статуи кошек и статуэтки этого периода существуют в различных размерах и материалах, в том числе из цельной и полой литой бронзы , алебастра и фаянса . [ 22 ] [ 23 ]
Популярность мумифицированных животных возросла в поздний период Древнего Египта, начиная с 664 г. до н.э. Мумии использовались для подношений соответствующему божеству, в основном во время фестивалей или паломниками . [ 8 ] Катакомбы периода Нового царства в некрополях Бубастис, Саккара и Бени-Хасан были повторно использованы в качестве кладбищ для мумий, предложенных Бастет. [ 6 ]
В середине V века до нашей эры Геродот описал ежегодный фестиваль в храме Бубастис как крупнейший в стране, на котором присутствовало несколько сотен тысяч паломников. [ 24 ]
В эллинистический период между 323 и 30 годами до нашей эры богиня Исида стала ассоциироваться с Бастет и кошками, о чем свидетельствует надпись в храме Эдфу : «Исида — душа Бастет». В этот период кошек систематически разводили для убийства и мумификации в качестве жертвоприношений богам. [ 20 ]
По описанию Диодора Сицилийского , убийство кошки считалось тяжким преступлением. В период между 60 и 56 годами до нашей эры возмущенный народ линчевал римлянина за убийство кошки, хотя фараон Птолемей XII Авлет пытался вмешаться. [ 25 ]
Кошки и религия начали разъединяться после того, как Египет стал римской провинцией в 30 г. до н.э. [ 3 ] Ряд указов и указов, изданных римскими императорами в IV и V веках нашей эры, постепенно ограничили практику язычества и языческих ритуалов в Египте. Языческие храмы были конфискованы, а жертвоприношения запрещены в 380 году нашей эры. Три указа, изданные между 391 и 392 годами, запрещали языческие ритуалы и погребальные церемонии во всех культовых местах. Смертная казнь для преступников была введена в 395 г., а разрушение языческих храмов - в 399 г. К 415 г. христианская церковь получила все имущество, ранее посвященное язычеству. Язычники были изгнаны в 423 году, а кресты заменили языческие символы по указу 435 года. [ 26 ]
С тех пор в Египте наблюдается снижение почитания кошек. [ 20 ] Их все еще уважали в 15 веке, когда Арнольд фон Харф путешествовал по Египту и наблюдал, как воины -мамлюки обращались с кошками с честью и сочувствием. [ 27 ] Бережное обращение с кошками является частью исламской традиции . [ 28 ]
Экспедиции и раскопки
[ редактировать ]В 1799 году члены Французской комиссии наук и искусств обследовали старый город Ликополис близ Асьюта и обнаружили мумифицированных кошек и останки других животных. впервые [ 29 ] Они также нашли мумифицированных кошек и кошачьи скелеты в Фиванском некрополе. [ 30 ] [ 31 ] В 1820-х годах в Лувре выставлялись статуи кошек из дерева, бронзы и эмалированной керамики, родом из Бубастиса. [ 32 ]
В 1830 году Кристиан Готфрид Эренберг сообщил о том, что наблюдал в Египте три различные формы мелких кошек: камышовую кошку, африканскую дикую кошку и священную кошку, которая по размеру занимала промежуточное положение между камышовой кошкой и домашней кошкой. Он назвал этого кота Felis bubastis . [ 33 ]
Общество исследования Египта финансировало раскопки в Бубастисе в конце 1880-х годов. Эдуард Навиль уже были доступны в магазинах Каира сообщил о многочисленных статуэтках кошек, которые в то время . На городском кладбище кошек он с коллегами опустошил несколько крупных ям объемом до 20 м3. 3 (720 куб. футов), наполненный костями кошек и египетских мангустов ( Herpestes ichneumon ). [ 34 ] Среди костей некоторые материалы для бальзамирования, фарфоровые и бронзовые предметы, бусы и украшения, а также статуи Бастет и Нефертем также были найдены . К 1889 году кладбище считалось заброшенным. [ 35 ]
было найдено более 200 000 мумифицированных животных , большинство из которых — кошки. В конце 1880-х годов на кладбище Бени Хасан в центральном Египте [ 36 ] В 1890 году Уильям Мартин Конвей писал о раскопках в Спеос Артемидос недалеко от Бени-Хасана: «Разграбление кладбища было зрелищем, но нужно было стоять сильно с наветренной стороны. Деревенские дети приходили изо дня в день и запасались самым привлекательные мумии, которые они могли найти. Они вынесли их на берег реки, чтобы продать за самую мелкую монету прохожим путешественникам. положение было ужасным, а ветер разносил обломки и разносил вонь далеко». [ 37 ] [ 38 ] В 1890 году в Ливерпуль прибыла партия тысяч мумий животных. Большинство из них были кошачьими мумиями. Большая часть была продана как удобрение, небольшая часть приобретена зоологическим музеем городского университетского колледжа. [ 36 ]
Музей изящных искусств Лиона получил сотни кошачьих мумий, раскопанных Гастоном Масперо в Бени-Хасане, Саккаре и Фивах. Кошки были всех возрастов от взрослых до котят с молочными зубами . Некоторые из них содержались в статуях и саркофагах. Более крупные были забинтованы тканью разных цветов с украшенными головами и ушами из прорезиненной ткани. [ 39 ]
Французский институт восточной археологии профинансировал раскопки недалеко от Файюма , где Пьер Жуге в 1901 году нашел гробницу, полную кошачьих мумий. Она располагалась среди гробниц с крокодилов . мумиями [ 40 ]
В 1907 году Британский музей получил коллекцию из 192 мумифицированных кошек и 11 мелких хищников, раскопанных в Гизе Флиндерсом Петри . Мумии, вероятно, датируются периодом между 600 и 200 годами до нашей эры. [ 7 ] Две из этих кошачьих мумий были сделаны рентгенографией в 1980 году. Анализ показал, что они были намеренно задушены до того, как им исполнилось два года. Вероятно, они использовались для удовлетворения спроса на мумифицированных кошек в качестве жертвоприношений. [ 41 ]
Останки 23 кошек были найдены в начале 1980-х годов в небольшой гробнице мастаба на археологическом памятнике Балат в оазисе Дахла . Гробница была основана во времена Древнего Египта в 25 веке до нашей эры и позже повторно использовалась. Кошки, вероятно, были мумифицированы, поскольку в их костях все еще оставались кусочки тканей. [ 42 ]
Раскопки в районе Бубастеум в Саккаре в начале 1980-х годов выявили 200 кошачьих мумий в гробнице визиря Апереля . [ 43 ] Еще 184 кошачьих мумии были найдены в другой части этой гробницы в 1990-х годах: 11 пакетов с несколькими кошачьими костями и 84 пакета с грязью, глиной и галькой. Рентгенологическое исследование показало, что мумифицированы преимущественно молодые кошки; большинство кошек умерли от переломов черепа и вывихов костей позвоночника , что указывает на то, что их забили до смерти. На этом месте в 1996 году была обнаружена могила Майи кормилицы Тутанхамона , в которой рядом с человеческими мумиями находились кошачьи мумии. [ 6 ] В 2001 году в этой гробнице был найден скелет льва-самца, который также имел признаки мумификации. [ 44 ] Ему было около девяти лет, вероятно, он много лет жил в неволе и имел признаки недоедания. Вероятно, он жил и умер в период Птолемеев . [ 45 ] Мумифицированные останки 335 домашних и 29 лесных кошек были раскопаны в катакомбах Анубиса в Саккаре во время работ, начавшихся в 2009 году. [ 46 ]
Легенды
[ редактировать ]Во II веке Полиэн рассказал о военной хитрости , предположительно использованной персидским царем Камбисом II во время битвы при Пелусии (525 г. до н.э.) : Камбиз II приказал разместить кошек и других животных, почитаемых египтянами, перед персидской линией фронта. Египтяне якобы прекратили оборонительные операции, а затем персы завоевали Пелусий . [ 47 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Чехол для мумии животного, увенчанной кошкой; Метрополитен-музей
-
Бронзовая статуя, датированная 664−332 гг. до н. э., выставлена в Отделе египетских древностей Лувра.
-
Статуя кошки Бастет в Лувре
-
Саркофаг для мумии кошки, ок. 305 г. до н. э.; Бруклинский музей
-
Мумифицированные кошки в Музее естественной истории в Лондоне.
-
Позднеегипетская бронзовая статуэтка кошки-матери, кормящей котят, датируемая ок. 664 – ок. 332 г. до н.э., Художественный музей Эскенази .
-
Синяя египетская фаянсовая фигурка кота, датированная 1981−1802 гг. до н.э.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Такач, Г. (2008). "мджв" . Этимологический словарь египетского языка . Том. 3. Лейден/Бостон: Брилл. п. 135. ИСБН 9789047423799 .
- ^ Эль-Килани, Э.; Махран, Х. (2015). «Что лежит под стулом! Этюд сцен древнеегипетских частных гробниц, Часть I: Животные». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 51 : 243–264. doi : 10.5913/jarce.51.2015.a013 (неактивен 22 июля 2024 г.). JSTOR 26580640 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июль 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Малек, Дж. (1997). Кот в Древнем Египте (пересмотренная ред.). Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . ISBN 9780812216325 .
- ^ Те Вельде, Х. (1982). «Кот как священное животное богини Мут» (PDF) . В Ван Воссе, Х.; Хоэнс, диджей; Ван де Плас, А.; Массис, Г.; Те Вельде, Х. (ред.). Исследования египетской религии, посвященные профессору Яну Занди . Лейден: Брилл. стр. 127–137. ISBN 978-90-04-37862-9 .
- ^ Jump up to: а б Лэнгтон, Н.; Лэнгтон, МБ (1940). Кот в Древнем Египте, проиллюстрирован из коллекции кошек и других египетских фигурок . Издательство Кембриджского университета .
- ^ Jump up to: а б с Зиви, А.; Лихтенберг, Р. (2005). «Коты богини Бастет» . В Икраме, Салима (ред.). Божественные существа: мумии животных в Древнем Египте . Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 106−119. ISBN 9789774248580 .
- ^ Jump up to: а б Моррисон-Скотт, TCS (1952). «Мумифицированные кошки Древнего Египта» (PDF) . Труды Лондонского зоологического общества . 121 (4): 861–867. дои : 10.1111/j.1096-3642.1952.tb00788.x .
- ^ Jump up to: а б Икрам, Салима (2015). «Рассуждения о роли культов животных в экономике Древнего Египта» . В Массиере, Магали; Матье, Бернар Анри; Руффе, Фредерик (ред.). Укрощение дикой природы . Серия «Археология средиземноморских обществ» , вып. 11. Монпелье: Записные книжки Нилотского и Средиземноморского Египта, Национальный центр научных исследований . стр. 211–228.
- ^ Хорнблауэр, Джорджия (1943). «Божественный кот и змея в Египте». Мужчина . 43 (43): 85–87. дои : 10.2307/2792847 . JSTOR 2792847 .
- ^ Вестендорф, В. (1968). «Кот-пантера Мафдет». Журнал Немецкого восточного общества . 118 (2): 248–256. JSTOR 43370059 .
- ^ Ридер, К. (2014). «Стела Неджерихета и раннединастический культ Ра». Журнал египетской археологии . 100 (1): 421–435. дои : 10.1177/030751331410000122 . S2CID 190788758 .
- ^ Jump up to: а б Рафаэле, Франческо (2005). «Неопубликованный фрагмент раннединастического каменного сосуда с вырезанной надписью, посвященной богине Бастет». Карибские тетради по египтологии (7e8). Университет Антильских островов , Гайана/ Университет Яунде / Университет Барселоны : 27e60.
- ^ Беттгер, Цезарь Р. (1958). Домашние животные Африки: Их происхождение, значение и перспективы для дальнейшего экономического развития континента . Йена, Германия: VEB Gustav Fischer Verlag.
- ^ Ньюберри, ЧП; Гриффит, Флорида (1893 г.). «Могила № 15» . Бени Хасан. Том 2 . Лондон: Фонд исследования Египта. стр. 41–50.
- ^ Де Гарис Дэвис, Н. (1917). «Семейное общение» . Гробница Нахта в Фивах . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 55−59.
- ^ Петри, WMF ; Гардинер, Алан ; Петри, Хильда ; Мюррей, Маргарет А. (1925). «Кошачья могила». Гробницы придворных и оксиринха . 37. Лондон: Британская школа археологии в Египте. п. 11.
- ^ Портер, Б.; Мосс, РЛБ; Берни, EW (1960). «Пронумерованные гробницы». Топографическая библиография древнеегипетских иероглифических текстов, рельефов и картин . Том. I: Фиванский некрополь, Часть 1: Частные гробницы (2-е, исправленное и дополненное изд.). Оксфорд: Институт Гриффита, Музей Эшмола. стр. 1–446.
- ^ Икрам, Салима ; Александр, Насри (2002). Икрам, Салима ; Александр, Насри; Аль-Мишри (Аль-Мисраи), Матхаф (Матохаф); Аль-Ала лил-Атар, Ассамблея; Аль-Сакафа, В. (ред.). Нечеловеческие мумии: №№. 24048–24056, 29504–29903 (выбрано), 51084–51101, 61089 . Общий каталог египетских древностей в серии Каирского музея. Каир: Высший совет древностей Press. ISBN 9789773052751 .
- ^ Болдуин, Дж. А. (1975). «Заметки и размышления о приручении кошки в Египте». Антропос . 70 (3/4): 428–448. JSTOR 40458771 .
- ^ Jump up to: а б с Энгельс, Д.В. (1999). «Египет» . Классические кошки: взлет и падение священного кота . Лондон / Нью-Йорк: Рутледж. стр. 18−47. ISBN 0415212510 .
- ^ Бакр, Мичиган; Брандл, Х. (2010). «Бубастис и храм Бастет». В Бакре, Мичиган; Брандл, Х.; Каллониатис, Ф. (ред.). Египетские древности из Куфур-Нигма и Бубастиса . 1. Каир/Берлин: Музеи дельты Нила. стр. 27–36. ISBN 9783000335099 .
- ^ Шорш, Д. (1988). «Технологические исследования древнеегипетских териоморфных полых литых бронз – некоторые практические примеры» . В Уоткинсе, Южная Каролина; Браун, CE (ред.). «Консервация древнеегипетских материалов», препринты конференции, организованной Институтом консервации Соединенного Королевства, секция археологии, проходившей в Бристоле 15–16 декабря . Лондон: Секция археологии UKIC. стр. 41–50.
- ^ Хасан, Джорджия (2017). «Машиностроение в Древнем Египте, Часть XXXIX: Статуи кошек, собак и львов» (PDF) . Международный журнал новых инженерных исследований и технологий . 5 (2): 36–48. дои : 10.22259/ijeert.0502005 .
- ^ Резерфорд, И. (2007). «Вниз по течению к богине-кошке: Геродот о египетском паломничестве» . В Элснер, Дж.; Резерфорд, И. (ред.). Паломничество в греко-римской и раннехристианской древности. Видение Богов . Издательство Оксфордского университета. стр. 131–149. ISBN 9780191566752 .
- ^ Бертон, А. (1973). «Глава 4» . Диодор Сицилийский, Книга 1: Комментарий . Лейден: Брилл. стр. 38–42. ISBN 9789004035140 .
- ^ Томорад, М. (2015). «Конец древнеегипетской религии: Запрет язычества в Египте с середины IV до середины VI века нашей эры» (PDF) . Журнал египтологических исследований . IV : 147–167.
- ^ Леттс, М. (1946). «Турки, евреи и христиане» . Паломничество Арнольда фон Харфа, рыцаря (переведено с немецкого и отредактировано с примечаниями и предисловием). Лондон: Общество Хаклюта. стр. 113–119.
- ^ Шехада, ХА (2012). «Животные в обществе мамлюков: бродячие кошки» . Мамлюки и животные: ветеринарная медицина в средневековом исламе . Брилл. стр. 77–79. ISBN 9789004234222 .
- ^ Жоллуа, JBP; Девильерс, RE (1821 г.). «Описания Сьюта и древностей, которые, по-видимому, принадлежали древнему городу Ликополю» . В Жомаре, Э. (ред.). Описание Египта, или Сборник наблюдений и исследований, произведенных в Египте во время экспедиции французской армии. Том 4: Древности, описания (Второе изд.). Париж: CLF Panckoucke. стр. 125–157.
- ^ Савиньи, JC (1826). «Таблица 51» . В Жомаре, Э. (ред.). Описание Египта, или Сборник наблюдений и исследований, произведенных в Египте во время экспедиции французской армии. Том 10: Пояснения к доскам (2-е изд.). Париж: CLF Panckoucke. стр. 174–175.
- ^ Жоффруа Сен-Илер, Э. (1826). «Табличка 54» . В Жомаре, Э. (ред.). Описание Египта, или Сборник наблюдений и исследований, произведенных в Египте во время экспедиции французской армии. Том 10: Пояснения к доскам (2-е изд.). Париж: CLF Panckoucke. стр. 177–184.
- ^ Ленуар, А. (1828). «Кот и Кот, эмблема Солнца и Луны или Осириса и Исиды» . Осмотр новых залов Лувра: содержащих египетские, греческие и римские древности . Париж: К. Фарси. стр. 75–76.
- ^ Хемприч, В.; Эренберг, CG (1830). «О кошках Восточной Африки и Западной Азии вообще, аппендикс » . В Эренберге, К.Г. (ред.). Физические символы, или изображения и описания млекопитающих из путешествия по северной Африке и Западной Азии Фредерика Уильяма Хемприха и Кристиана Годофредо Эренберга. Декас секунда Зоологический I. Млекопитающие II . Берлин: Академический семинар. п. 65
- ^ Навилл, Э. (1891). «Кладбище кошек» . Бубастис (1887–1889) . Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трюбнер и Ко, стр. 52–54.
- ^ Годдард, FB (1889). «Отчет о недавних раскопках и исследованиях в Египте в сезоне 1888–1889 годов». Американский журнал археологии и истории изящных искусств . 5 (1): 68–77. дои : 10.2307/495960 . JSTOR 495960 .
- ^ Jump up to: а б Хердман, Вашингтон (1890 г.). «Заметки о некоторых мумиях-кошках и других из Египта» . Труды и труды Ливерпульского биологического общества . 4 : 95–96.
- ^ Конвей, М. (1890). «Кошки Древнего Египта». Английский иллюстрированный журнал . 7 : 251–254.
- ^ Конвей, М. (1891). «Глава VII. Кошки Древнего Египта» . Рассвет искусства в древнем мире: археологический очерк . Нью-Йорк: Macmillan and Co., стр. 172–185.
- ^ Лорте, LCE; Гайяр, К. (1903). «Кошки» . Мумифицированная фауна Древнего Египта . Серия «Архивы Лионского музея естественной истории» (на французском языке). Полет. 8. Лион: Музей слияний. стр. 19–31. дои : 10.3406/mhnly.1903.959 . S2CID 243658672 .
- ^ Жуге, П. (1902). «Отчет о двух миссиях в Фаюм». Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 46 (3): 346–359. дои : 10.3406/crai.1902.17177 .
- ^ Армитидж, Польша; Клаттон-Брок, Дж. (1981). «Радиологическое и гистологическое исследование мумификации кошек из Древнего Египта». Журнал археологической науки . 8 (2): 185–196. Бибкод : 1981JArSc...8..185A . дои : 10.1016/0305-4403(81)90023-6 .
- ^ Минаут-Гут, А. (1983). «Предварительный отчет о четвертых раскопках Мастабы II в Балате (оазис Дахле). Девять гробниц из северного сектора». Анналы Службы египетских древностей (69): 113–119.
- ^ Зиви, А. (1982). «Рупестральные гробницы скалы Бубастейон в Саккаре. Кампания 1980–1981 годов. Французская археологическая миссия в Саккаре». Анналы Службы египетских древностей (68): 63–69.
- ^ Каллу, К.; Самзун, А.; Зиви, А. (2004). «Лев, найденный в египетской гробнице Майи». Природа . 427 (6971): 211–212. дои : 10.1038/427211a . ПМИД 14724625 . S2CID 4422033 .
- ^ Самсон, А.; Хеннет, П.; Лихтенберг, Р.; Каллу, К.; Зиви, А. (2011). «Лев Бубастеона в Саккаре (Египет)» (PDF) . Антропозоология . 46 (2): 63–84. дои : 10.5252/az2011n2a4 . S2CID 129186181 .
- ^ Николсон, ПТ; Икрам, Салима; Миллс, Сан-Франциско (2015). «Катакомбы Анубиса в Северной Саккаре» (PDF) . Античность . 89 (345): 645–661. дои : 10.15184/aqy.2014.53 . S2CID 53539966 .
- ^ Шеперд, Р. (1793). «Книга VII: IX. Камбиз» . Военные стратегии Полиена . Лондон: Джордж Никол. п. 268−269.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Божественные кошачьи: кошки Древнего Египта» . Музейная выставка . Бруклинский музей . Проверено 15 апреля 2014 г.
- «Распределение воды» . Перевод Сахих Бухари, Книга 40 . Архивировано из оригинала 9 марта 2011 года – через Центр мусульманско-еврейского взаимодействия Университета Южной Калифорнии.
- «Кошки и ислам» . Мусульманский обозреватель . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года.