Религиозный образ
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2010 г. ) |
Религиозный образ – это произведение изобразительного искусства , имеющее репрезентативный характер и имеющее религиозную цель, предмет или связь. Все основные исторические религии в той или иной степени использовали религиозные образы, хотя их использование строго контролируется и часто противоречиво во многих религиях, особенно авраамических . [ нужна ссылка ] Общие термины, связанные с религиозными изображениями, включают культовое изображение , термин для изображений, особенно в скульптуре, являются или считались объектами религиозного поклонения , которые сами по себе [ нужна ссылка ] и икона строго термин для восточно-православных религиозных изображений, [ нужна ссылка ] но часто используется более широко, как в сфере религии, так и за ее пределами.
христианство
[ редактировать ]
Изображения процветали в христианском мире, но к VI веку внутри Восточной церкви возникли определенные фракции , бросившие вызов использованию икон, и в 726–30 годах они завоевали поддержку империи. [ нужна ссылка ] Иконоборцы — активно уничтожали иконы в большинстве общественных мест, заменяя их единственным разрешенным религиозным изображением крестом . Иконопочитатели (те , кто выступал за почитание изображений), с другой стороны, утверждали, что иконы всегда использовались христианами и их следует по-прежнему разрешать. Далее они утверждали, что использование икон не только должно быть разрешено, но и необходимо для христианской веры как свидетельства догмы о Воплощении Христа . Святой Иоанн Дамаскин утверждал:
«Древний Бог бестелесный и неограниченный вообще не изображался. Но теперь, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, я создаю образ видимого Бога. Я не поклоняюсь материи, но я поклоняюсь Творец материи, который ради меня стал материальным и соизволил обитать в материи, который через материю совершил мое спасение». [ 1 ]
Наконец, после долгих дебатов на Втором Никейском соборе , состоявшемся в 787 году, иконопочитатели при поддержке императрицы поддержали использование икон как неотъемлемую часть христианской традиции. [ нужна ссылка ] и Западная церковь, которую этот спор практически не затронул, подтвердила это. [ нужна ссылка ] По определению Собора, иконы Иисуса предназначены не для изображения Его Божественности, а лишь Воплощенного Слова . Святые изображены потому, что они отражают благодать Божию, изображенную их нимбами .
Восточное христианство
[ редактировать ]
Восточная Православная Церковь полностью следует учению Седьмого Вселенского Собора и празднует восстановление иконописи после периода иконоборчества в первое воскресенье Великого поста . Иконы настолько важны в православном богословии, что церемония их восстановления известна как Торжество Православия . [ нужна ссылка ]
В традициях восточного христианства используются только плоские изображения или барельефные не более 3/4 изображения ( рельеф ). Поскольку Восточная церковь учит, что иконы должны представлять духовную реальность, а не физическую реальность, был разработан традиционный стиль православной иконографии, в котором фигуры были стилизованы таким образом, чтобы подчеркивать их святость, а не человечность. [ нужна ссылка ]
Традиционные иконы отличаются от западного искусства тем, что они не романтичны и не эмоциональны, а призывают зрителя к «трезвости» ( нипсис ). Манера изображения лица, и особенно глаз, призвана вызвать у зрителя ощущение спокойствия, преданности, стремления к аскетизму . Иконы также отличаются от западного искусства тем, что в них используется обратная перспектива (создается впечатление, что сама икона является источником света) и по этой причине очень мало используются тени или световые эффекты. Фон икон обычно покрывается сусальным золотом, чтобы напомнить зрителю, что изображенный предмет не земной, а потусторонний (золото — ближайший земной носитель, в котором обозначается небесная слава).

Иисус и Апостолы изображены в одеждах философов . Точная манера изображения лица Иисуса и многих святых также закреплена традицией. Даже цвета, используемые при изображении одежд Иисуса, Девы Марии и других святых, зафиксированы традицией , каждому цвету придается символическое значение. [ нужна ссылка ] Иконы Иисуса изображают его с нимбом, на котором изображены три перекладины креста и греческие буквы, означающие Я ЕСМЬ (Божественное имя, которое Бог открыл Моисею у Неопалимого куста ). нимбы святых, даже Богородицы (Богородицы), обычно представляют собой простые круги, заполненные сусальным золотом. На протяжении веков создавались руководства для живописцев, помогающие сохранить традиции и технику православной иконописи, одним из самых известных является руководство Строгановского училища иконописи в России. [ нужна ссылка ] Несмотря на эти строгие правила, православный иконографический стиль не является высокопарным, и каждому художнику всегда разрешается привнести в свою работу свой собственный стиль и духовное прозрение, пока он остается верным Священному Преданию , а многие иконы демонстрируют удивительное движение и глубину. .
Продуманное использование символики позволяет иконе в простой форме изложить сложное учение, давая возможность обучать богословию даже неграмотных. Интерьеры православных храмов часто полностью покрыты иконами Христа, Марии и святых. Большинство из них представляют собой портретные фигуры в различных условных позах, но изображено и множество повествовательных сцен. В повествовательных иконах нет ничего необычного в том, что один и тот же человек изображается более одного раза.

Православные христиане не молятся «иконам»; скорее, они молятся «перед» ними. Икона – это средство коммуникации, а не средство искусства. Созерцание иконы призвано способствовать привлечению молящегося в Царство Небесное. Как и во всем православном богословии, целью является теозис (мистическое единение с Богом). [ нужна ссылка ]
иконам поклоняются Верующие и целуют их. Традиционно верующие целовали не лицо того, кто изображен на иконе, а целовали правую руку или ногу, изображенную на иконе. Композиция иконы планируется с учетом этого почитания, и иконописец обычно изображает свой предмет так, чтобы правая рука была поднята в благословлении, а если изображается полная фигура святого, то была видна правая нога.
Иконы почитают также ладаном и возжиганием лампад перед ними (масляных лампад). Иконы несут крестными ходами , и епископ или священник может благословить людей, держа икону вертикально и крестя ею над ними.
Западное христианство
[ редактировать ]
До 13-го века иконы на Западе и Востоке следовали во многом схожему образцу, хотя таких ранних образцов обеих традиций сохранилось очень мало. Западные иконы, которые обычно так не называют, во многом были созданы по образцу византийских произведений и столь же традиционны по композиции и изображению. [ нужна ссылка ] С этого момента западная традиция постепенно развивалась, предоставляя художнику гораздо большую гибкость и более реалистичный подход к фигурам.
В 15 веке использование икон на Западе значительно возросло с появлением гравюр на бумаге , в основном гравюр на дереве , которые производились в огромных количествах. Во время Реформации , после первоначальной неуверенности среди ранних лютеран , протестанты решительно выступили против иконоподобных портретов, особенно крупных, даже Христа. Многие протестанты считали это идолопоклонством . [ нужна ссылка ] Католики сохранили и даже усилили традиционное использование икон, как печатных, так и на бумаге, используя различные стили эпохи Возрождения и барокко . Популярные католические образы в определенной степени остались привязанными к стилю барокко около 1650 года, особенно в Италии и Испании .
В англиканской церкви Королевский герб Соединенного Королевства использовался как икона из-за отсутствия человеческих портретов как изображение государя как главы церкви. Он рельефно вырезан из дерева и камня, а также написан на холсте и бумаге. [ 2 ]
индуизм
[ редактировать ]Изображения индуистских божеств богаты как символикой, так и интерпретацией. Божества обычно изображаются в виде картин, статуй, религиозных изображений, называемых мурти , а также в абстрактных формах, встречающихся в естественной среде. Божества часто имеют ряд связанных с ними атрибутов, таких как оружие, такое как диск Чакра Вишну Сударшана , [ 3 ] такие животные , как павлин Картикеи , [ 4 ] такие как лотос Лакшми священные предметы , , [ 5 ] а также регалии, такие как короны и ожерелья, и традиционные одежды, такие как сари . [ 6 ] Некоторые боги и богини изображаются с множеством черт, например чатурбхуджа (четыре руки) или панчамукха (пять лиц), оба из которых подчеркивают божественность. [ 7 ] Некоторые божества, такие как Вишну и его воплощения, изображаются синим цветом, который представляет цвет неба, с верой в то, что божество вездесуще. [ 8 ]
Некоторые из наиболее распространенных религиозных символов в религии — это Ом , священный слог, который считается символом Высшей Реальности , и Свастика , символ благоприятности. [ 9 ]
Способ поклонения божествам через религиозные изображения описан в индуистских текстах , таких как Пураны , с предписаниями о том, как изображение должно быть установлено, освящено, украшено, а также почитаемо. [ 10 ] [ 11 ]
ислам
[ редактировать ]Мусульмане рассматривают освященные иконы как идолов, строго запрещают им поклонение и не молятся перед ними. [ нужна ссылка ] Однако различные течения ислама занимают разные позиции относительно роли визуальных изображений живых (или некогда живых) существ, в том числе и людей. На одном конце спектра такие секты, как ваххабиты, полностью запрещают рисунки и фотографии. [ нужна ссылка ] Некоторые ветви ислама запрещают только первое, но допускают второе. Большинство мусульман- суннитов допускают и то, и другое. Некоторые шииты допускают даже изображение Мухаммеда и двенадцати имамов , что совершенно неприемлемо для большинства суннитов. [ нужна ссылка ]
иудаизм
[ редактировать ]Принято считать, что евреи категорически запрещают « истуканы »; однако это не совсем так. имеется множество примеров, В Священных Писаниях описывающих создание и использование изображений в религиозных целях (ангелы на Ковчеге Завета , бронзовый змей Моисей, восседающий на шесте, и т. д.). Важно отметить, что ни одному из них не поклоняются как Богу . Поскольку Бог бесплотен и не имеет формы, Его невозможно изобразить. в позднеантичный период еврейской истории Очевидно, что ограничения на представительство были значительно ослаблены; например, в синагоге в Дура-Европа были большие фигуративные настенные росписи. [ нужна ссылка ] . Также очевидно, что существовала традиция расписных свитков , из которых Свиток Иисуса Навина и Утрехтская Псалтырь являются средневековыми христианскими копиями, причем ни один из оригиналов не сохранился. [ нужна ссылка ] . Есть также много средневековых иллюминированных рукописей , особенно Агады Песаха ( Пасхи ).
В Восточной Европе сложилась уникальная еврейская традиция анималистической иконографии, которая включала символические изображения атрибутов и сил Бога в виде различных животных сцен и растительных орнаментов в деревянных синагогах Речи Посполитой , а также некоторые мистические образы на надгробиях. Часть тех же образов встречается и в ашкеназских Шивиси — медитативных изображениях, используемых для созерцания имени Бога, мало чем отличающихся от восточных мандал .
Некоторые настенные росписи синагоги содержали более 80 различных животных, в том числе львов, единорогов , драконов , львиноголовых русалок, трех зайцев , трех переплетенных рыб, уроборосов , слонов, оленей, леопардов, медведей, лис, волков, белок, индеек, страусов и многих других. другие.
Самого Бога обычно изображали в виде двуглавого беркута в центре Солнца, нарисованного на потолке синагоги и окруженного зодиакальным кругом. Эта система была основана на каббалистической символической традиции ; к сожалению, значение некоторых забытых символов восстановить сложно.
Томас Хубка проследил стиль декоративной росписи в деревянных синагогах до средневековых еврейских иллюминированных рукописей ашкеназского еврейства, а его значение - до еврейской мистической литературы , такой как Зоар и работ раввина Элазара Рокича . [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Св. Иоанн Дамаскин, О святых иконах ( Patrologia Graecae , xciv, 1245A)
- ^ Хаслер, Чарльз (1980). Королевский герб – его графическое и декоративное развитие . Юпитер. стр. 87, 93, 97. Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Элгуд, Хизер (1 апреля 2000 г.). Индуизм и религиозные искусства . А&С Черный. п. 57. ИСБН 978-0-304-70739-3 .
- ^ Кришна, Нандита (01 мая 2014 г.). Священные животные Индии Пингвин Великобритания. п. 271. ИСБН 978-81-8475-182-6 .
- ^ Уокер, Бенджамин (9 апреля 2019 г.). Индуистский мир: энциклопедический обзор индуизма. В двух томах. Том II МЗ . Рутледж. п. 234. ИСБН 978-0-429-62419-3 .
- ^ Флюкигер, Джойс Буркхальтер (06 мая 2015 г.). Повседневный индуизм . Джон Уайли и сыновья. п. 90. ИСБН 978-1-4051-6021-6 .
- ^ Падмаджа, Т. (2002). Храмы Кришны в Южной Индии: история, искусство и традиции в Тамилнаду . Публикации Абхинава. п. 117. ИСБН 978-81-7017-398-4 .
- ^ Гибсон, Линн (2002). Индуизм . Хайнеманн. п. 16. ISBN 978-0-435-33619-6 .
- ^ Бозе, Арунава (26 августа 2021 г.). Окутанный символами Издательство Укиёто. стр. 100-1 31–32. ISBN 978-93-5490-116-4 .
- ^ Шастри, Дж.Л. (1 января 2000 г.). Шива-пурана, часть 1: древние индийские традиции и мифология, том 1 . Мотилал Банарсидасс. п. 217. ИСБН 978-81-208-3868-0 .
- ^ Стефанидес, Стефанос (28 декабря 2021 г.). Перевод праздника Кали: Богиня в индо-карибских ритуалах и художественной литературе . БРИЛЛ. п. 115. ИСБН 978-90-04-48621-8 .
- ^ «Средневековые темы в настенных росписях польских деревянных синагог 17 и 18 веков», Томас К. Хубка, с. 213 и далее. в книге « Воображая себя, представляя другого: визуальное представление и еврейско-христианская динамика в средние века и раннее Новое время», под редакцией Евы Фроймович, BRILL, 2002 г.