Фюнес Памятный
«Фунес Памятный» | |
---|---|
Рассказ Хорхе Луиса Борхеса | |
Оригинальное название | Фунес памяти |
Страна | Аргентина |
Язык | испанский |
Жанр (ы) | новелла |
Публикация | |
Опубликовано в | Фантастика |
Издатель | Редакция включена |
Тип носителя | Распечатать |
Дата публикации | 1942 |
Опубликовано на английском языке | 1954 |
« Фюнес памятный » (оригинальное испанское название Funes el memorioso ) [ 1 ] — жанре фэнтези рассказ в аргентинского Хорхе писателя Луиса Борхеса (1899–1986). Впервые опубликованный в La Nación в июне 1942 года, он появился в антологии Ficciones 1944 года , часть вторая ( Artifices ). Первый английский перевод появился в 1954 году в журнале Avon Modern Write No. 2 .
«Фунес Памятный» — это история некоего Иренео Фунеса, который, упав с лошади и получив тяжелую травму головы, приобрел удивительный талант — или проклятие — помнить абсолютно все. [ 2 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Рассказчик, версия самого Борхеса, встречает Иренео Фунеса, мальчика-подростка, живущего во Фрай-Бентосе , Уругвай , в 1884 году. Двоюродный брат Борхеса спрашивает мальчика, сколько времени, и Фунес отвечает мгновенно, без помощи часов и с точностью до секунды. минута.
Борхес возвращается в Буэнос-Айрес , затем в 1887 году возвращается во Фрай-Бентос, намереваясь отдохнуть и немного изучить латынь . Он узнает, что Иренео Фунес тем временем попал в аварию, катаясь на лошади, и теперь безнадежно искалечен. Вскоре Борхес получает записку от Фюнеса с просьбой одолжить ему некоторые из его латинских книг и словарь. Смущенный Борхес посылает Фюнесу, по его мнению, самые трудные произведения, «чтобы полностью его разоблачить».
Несколько дней спустя Борхес получает телеграмму из Буэнос-Айреса с призывом вернуться из-за плохого здоровья отца. Собирая вещи, он вспоминает книги и идет в дом Фюнеса. Мать Фюнеса провожает его во внутренний дворик, где юноша обычно проводит свои темные часы. Когда он входит, Борхеса приветствует голос Фюнеса, говорящего на идеальной латыни, декламирующего «первый абзац двадцать четвертой главы седьмой книги Historia Naturalis » ( Плиния Старшего ).
Фюнес перечисляет Борхесу случаи потрясающей памяти, упомянутые в « Historia Naturalis» , и добавляет, что его удивляет, что их считают чудесными. Он показывает, что с момента падения с лошади он все воспринимает во всех подробностях и все помнит. Он помнит, например, форму облаков во все данные моменты, а также связанные с этим ощущения (мышечные, тепловые и т. д.) каждого момента. Фунес обладает непосредственным восприятием гривы лошади или формы постоянно меняющегося пламени, что сравнимо с нашей (нормальной) интуицией простой геометрической формы, такой как треугольник или квадрат.
Чтобы скоротать время, Фюнес занялся такими проектами, как реконструкция прошлых воспоминаний за целый день (на эту работу, как он обнаружил, у него уходит еще целый день) и создание «системы подсчета», которая присваивает каждому числу числовое значение. другое, произвольное имя. Борхес правильно указывает ему, что это прямо противоположно системе исчисления, но Фунес, возможно, неспособен к такому пониманию. Бедный, невежественный мальчик на окраине маленького городка, он безнадежно ограничен в своих возможностях, но (говорит Борхес) его абсурдные проекты обнаруживают «определенное заикающееся величие». Нам говорят, что Фюнес неспособен к платоническим идеям, к обобщениям, к абстракциям; его мир состоит из невыносимо бесчисленных деталей. Ему очень трудно заснуть, поскольку он помнит «каждую щель и каждую лепнину различных домов, которые [окружают] его».
Борхес проводит всю ночь, разговаривая с Фюнесом в темноте. Когда на рассвете открывается лицо Фюнеса, которому всего 19 лет, Борхес видит его «монументальным, как бронза, более древним, чем Египет, предшествующим пророчествам и пирамидам».
Позже Борхес узнает, что Фунес умер от «застоя легких».
Основные темы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2015 г. ) |
Борхес исследует в тексте различные темы, такие как необходимость обобщения и абстракции для мышления и науки.
Ученые
[ редактировать ]Фюнеса можно сравнить с ученым-аутистом , поскольку он приобрел необычайные способности и память без очевидной необходимости в учебе или практике. Эта история поднимает нерешенный вопрос о том, сколько на самом деле нереализованного потенциала содержит человеческий мозг .
Само существование эйдетической (фотографической) памяти является спорным, хотя гипертимезия , теперь известная как высокопревосходная автобиографическая память (HSAM), способность вспоминать свое прошлое изо дня в день, была подтверждена некоторыми нейробиологами (Паркер и др.). 2006). Однако даже в этих случаях память не является эйдетической, поскольку, хотя и исключительна, она содержит только лично значимую автобиографическую информацию. [ 3 ]
Напрасные чудеса
[ редактировать ]Ранняя смерть Фюнеса отражает идею нереализованного потенциала, потраченного впустую чуда равнинного жителя с феноменальными способностями, который живет и умирает в безвестности. Незамеченное чудо — обычная тема в творчестве Борхеса.
Системы подсчета
[ редактировать ]Фюнес утверждает, что изобрел систему нумерации , которая дает каждой цифре (по крайней мере до 24 000) собственное произвольное имя. Рассказчик утверждает, что позиционная система счисления — лучший инструмент для абстракции.
Искусственные языки
[ редактировать ]Рассказчик упоминает, что Локк постулировал, а затем отверг невозможную идиому , «в которой каждая отдельная вещь, каждый камень, каждая птица и каждая ветвь будет иметь свое имя; Фюнес однажды спроектировал аналогичный язык, но отказался от него, потому что он казался ему слишком общим, слишком двусмысленно» [ 4 ] поскольку он не принимал во внимание время : учитывая, что физические объекты постоянно меняются тонкими способами, Фюнес настаивал на том, что для однозначной ссылки на объект необходимо указать время.
Обобщение
[ редактировать ]Поскольку Фюнес может различать каждый физический объект в каждый отдельный момент наблюдения, у него нет явной потребности в обобщении (или подавлении деталей) для управления чувственными впечатлениями. Рассказчик утверждает, что это предотвращает абстрактное мышление, поскольку на эту способность полагаются индукция и дедукция . Об этом говорится в строчке «Думать — значит забывать разницу, обобщать, абстрагировать. В чрезмерно насыщенном мире Фюнеса не было ничего, кроме деталей».
Бессонница
[ редактировать ]Фунес сидит в темной комнате и перебирает события своего прошлого. В повествовательном плане это можно рассматривать как расширенную версию бессонницы. Это фантастическое изложение обычной человеческой жалобы. Сам Борхес утверждает, что эта сказка является метафорой этого в прологе к «Искусствам» .
Реальные люди с похожими условиями
[ редактировать ]Соломон Шерешевский , сценический художник-памятник ( мнемолист ) с состоянием, известным как «гипермнезия», [ 5 ] описан российским нейропсихологом Александром Лурией в книге «Разум мнемониста» , [ 6 ] некоторые предполагают, что это послужило источником вдохновения для истории Борхеса. [ 5 ] Лурия подробно обсуждает некоторые компромиссы, на которые намекает Борхес, которые связаны со сверхспособностями памяти. Британско-американский невролог и писатель Оливер Сакс называет книгу Лурии источником вдохновения для своей собственной книги «Пробуждения» , посвященной Лурии. [ 7 ] Сакс также упоминает Фюнеса Борхеса в своей книге « Человек, который принял свою жену за шляпу» в конце главы 13, озаглавленной «Да, отец-сестра», и в других главах. Нейробиологические аспекты Фунеса также подробно обсуждаются Родриго Кианом Кирогой в его книге « Борхес и память: встречи с человеческим мозгом».
Джилл Прайс , актриса Мэрилу Хеннер [ 8 ] и еще несколько человек могут с большой точностью помнить большую часть дней своей жизни, начиная со среднего возраста одиннадцати лет. Научный термин для обозначения их уникального состояния — « гипертиместический синдром », в последнее время известный как «высокопревосходная автобиографическая память» (HSAM). Прайс заявила, что она, как и Фюнес, считает свою память проклятием. [ 9 ] [ 10 ]
Культурные ссылки
[ редактировать ]- Криса Дойла Фильм «Прочь слова» (1999) во многом вдохновлен историей Фюнеса (а также жизни рассказом Лурии о и психологии Шерешевского ).
- Дэвида Митчелла Роман «Облачный атлас» (2004) отсылает к этой истории; Говорят, что персонаж Сонми-451 в рамках своего интеллектуального развития прочитала « Воспоминания Иренео Фюнеса ».
- Умберто Эко Роман «Таинственное пламя королевы Лоаны » (2004) отсылает к этой истории.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Название также было переведено как «Фунес, его память». Испанское «memorioso» означает «обладающий обширной памятью» и является довольно распространенным выражением. [ нужна ссылка ] слово на испанском и португальском языках. Поскольку «памятный» — редкое слово в современном английском языке, некоторые переводчики предпочитают этот альтернативный перевод.
- ^ «Оглядываясь назад: Фунес Памятный» . Природа . 463 : 611. 2010. doi : 10.1038/463611a .
- ^ ЛеПорт, АК; Старк, С.М.; Макгоф, JL; Старк, CE (16 марта 2016 г.). «Когнитивная оценка превосходной автобиографической памяти» . Память (Хов, Англия) : 1–13. дои : 10.1080/09658211.2016.1160126 . ПМЦ 5488704 . ПМИД 26982996 .
- ^ Борхес, Хорхе Луис (2000). Лабиринты . Пер. Джеймс Э. Ирби. Лондон: Классика пингвинов. п. 93.
- ^ Перейти обратно: а б Т. Верберн (сентябрь 1976 г.). «Борхес, Лурия и гипермнезия - заметка». Австралийский и новозеландский журнал психиатрии . 10 (3). Психиатрия Aust NZJ: 253–5. дои : 10.3109/00048677609159507 . ПМИД 1071003 .
- ^ Маленькая Книжка О большой Пяти [ постоянная мертвая ссылка ] Александр Лурия (на русском языке)
- ^ Оливер Сакс (16 апреля 2008 г.). «Книги, меняющие жизнь: Разум мнемониста» . Новый учёный.
- ^ https://thecore.uchicago.edu/Summer2013/features/permanent-record.shtml [ только URL ]
- ^ «Женщина, которая может помнить все» The Telegraph, 9 мая 2008 г.
- ^ «Случай необычного автобиографического воспоминания» Psychology Press, 2006
Ссылки
[ редактировать ]- Резюме и анализ — из базы данных литературы, искусства и медицины , аннотированной библиографии прозы, поэзии, фильмов, видео и искусства.