Афарские люди
Искупление издалека | |
---|---|
![]() Афарский мужчина в кочевой одежде, 1950 год. | |
Общая численность населения | |
3,350,000 (2019–2022) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Африканский Рог | |
![]() | 2,700,000 (2022) [1] |
![]() | 342,000 (2019) [1] |
![]() | 304,000 (2022) [2] |
Языки | |
издалека | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Сахо , сомалийцы , беджа и другие кушитские народы. [3] |
Афары населяющая ( Афар : Кафар ), также известные как Данакиль , Адали и Одали , — кушитская этническая группа, Африканский Рог . [4] В основном они живут в регионе Афар в Эфиопии и на севере Джибути , а также на всем южном побережье Эритреи . Афары говорят на афарском языке , который является частью кушитской ветви афроазиатской семьи. [4] Афары — единственные жители Африканского Рога, чьи традиционные территории граничат как с Красным морем , так и с Аденским заливом . [5]
Этимология
Этимология термина «Данкали» восходит к афарскому языку и происходит от слов «дан» (означающее «народ» или «нация») и «кали» (относящийся к афарскому региону). Этот термин использовался на протяжении веков для обозначения народа афар, их языка, культуры и образа жизни. Его использование отражает чувство гордости афарцев за свою уникальную самобытность и их решимость сохранить свое наследие и образ жизни перед лицом различных исторических и современных проблем. [ нужна ссылка ]
История
Ранняя история

Самое раннее сохранившееся письменное упоминание об афарах принадлежит андалузскому писателю 13-го века Ибн Саиду , который сообщает о народе по имени Данкал , населявшем территорию, которая простиралась от порта Суакин до самого юга, до Мандеба , недалеко от Зейлы . [6]
Афары постоянно упоминаются в эфиопских записях. Впервые они упоминаются в королевских хрониках императора Амды Сейона в походе за реку Аваш . Страна Афар первоначально была известна в эфиопских записях как «Адал», слово, которое использовалось для обозначения территории от нижнего течения реки Аваш до страны к северу от озера Аббе , которую GWB Хантингфорд описывает как «штат Данакил в густо засаженном лесом регионе с постоянные воды и болота». Летописец описывает афаров как «очень высоких людей с уродливыми лицами» и что их волосы были заплетены, как у женщин, так что «доходили до пояса». Летописец был очень впечатлен их военной доблестью, поскольку он утверждает, что они были «великими воинами», поскольку, когда они шли в бой, «они связывали концы своей одежды, один человек с другим, чтобы они не могли убежать». [7]
Они снова упоминаются спустя столетие в королевских хрониках императора Баеды Марьям . По словам его летописца, правитель Данакиля предложил вмешаться и помочь в кампании Императора против их соседей Добеа . Он послал императору лошадь, мула, нагруженного финиками, щит и два копья, чтобы показать свою поддержку, а также сообщение, в котором говорилось: «Я разбил свой лагерь, о мой господин, с намерением остановить этих людей. Если они ваши враги, я не пропущу их и схвачу их». [7]
По словам португальского исследователя шестнадцатого века Франсиско Альвареса , Королевство Данкали было ограничено Абиссинией на западе и султанатом Адал на востоке. [8] Он также рассказал, что торговля солью в Афаре была чрезвычайно прибыльной в этом районе. Минерал, добавляет он, считался очень дешевым в стране Афар, но к тому времени, когда он добрался до Швы , стал очень ценным . [9]
До 20 века

Общество афаров традиционно было организовано в независимые королевства, каждое из которых управлялось своим султаном . В их число входили султанат Аусса , султанат Гиррифо/Биру, султанат Таджура , султанат Рахайто и султанат Гобаад . [10] В 1577 году лидер адалов имам Мухаммед Джаса перенес свою столицу из Харара в Ауссу в современном регионе Афар . В 1647 году правители Харарского эмирата отделились и сформировали собственное государство. Имамы Харари продолжали присутствовать в южном регионе Афар, пока они не были свергнуты в восемнадцатом веке династией Мудайто из Афара, которая позже основала султанат Аусса . Главным символом султана был серебряный жезл , который, как считалось, обладал магическими свойствами. [11]
Афары делятся на две подгруппы: Асаймара («Красные люди») и Адоймара («Белые люди»). Асаймара были причислены к дворянству, тогда как адоймара считались низшим народом. Эти группы далее подразделяются на более чем 150 подплемен, главным племенем асаймара было мудайто на юге, к которому султан Аусса принадлежал . Модаиты, занимавшие регион нижнего Аваша, были самым могущественным племенем, и ни один европеец не пересекал их территорию, не претендуя на право гостеприимства или братства по крови. Некоторые афары помогали европейцам, обеспечивая за определенную плату безопасность западных караванов, курсировавших между южным побережьем Красного моря и центральной Эфиопией. Афары также активно участвовали в работорговле в Красном море , выступая проводниками для арабских работорговцев. Главный невольничий путь в Аравию проходил через страну афаров, причем, как сообщается, афары еще активно торговали рабами еще в 1928 году. [12]
Афаров всегда считали жестокими и кровожадными и, как правило, имели плохую репутацию за убийства караванов и экспедиций. Как описывает итальянский исследователь Л. М. Несбитт: «Данакилы убивают любого незнакомца, как только увидят его. Лишение жизни стало привычкой их натуры». В одном примечательном инциденте Вернер Мюнцингер вместе со своей женой, ребенком и отрядом, состоящим из 350 солдат, 2 орудий и 45 верблюдов, прибыл в Таджуру с поручением открыть дороги между Анкобером и Таджурой, чтобы войти в общение с царем Шевы Менеликом путем путешествия через пустыню Данакиль . 14 ноября, достигнув Ауссы, египетские войска были атакованы ночью большим количеством афаров. Афарам удалось уничтожить свою армию, оставив лишь небольшое ее количество, которое бежало в Таджуру. Среди жертв среди египтян были лидер Мюнцингер, его жена и ребенок. [13] [14] [15] [16]
К концу XIX века султанаты Раейта и Таджура на побережье Красного моря колонизировались между европейскими державами: Италия образует итальянскую Эритрею с Ассабом и Массавой , а Франция — Французский Сомалиленд в Джибути , а внутренняя Аусса в юг смог дольше сохранять свою независимость. Даже сравнительно плодородный и расположенный на реке Аваш , он был отграничен снаружи окружающими пустынными территориями. Эфиопия хотела нейтрализовать Ауссу и помешать ей помочь итальянцам во время Первой итало-эфиопской войны 1895–1896 годов. Демонстрация абиссинской силы отговорила афарского султана Мухаммеда Ханфаре из султаната Аусса от соблюдения своих договоров с Италией, и вместо этого Ханфаре обеспечил некоторую автономию в пределах Эфиопской империи, приняв косвенное правление императора Менелика после войны. [17] [18]
20 век

Когда после Второй мировой войны в Эфиопии была введена современная административная система, контролируемые Эфиопией территории Афар были разделены на провинции Эритрея, Тыграй, Волло, Шева и Харардж. Вожди племен, старейшины, а также религиозные и другие сановники афаров безуспешно пытались в правительстве с 1961 года положить конец этому разделению. После неудачного восстания под руководством афарского султана Алимиры Ханфаре в 1975 году был основан Фронт освобождения Афара для продвижения интересов афарского народа. Султан Ханфаде вскоре после этого был сослан в Саудовскую Аравию . Правивший тогда в Эфиопии коммунистический режим Дерга позже основал автономный регион Асэб (теперь называемый Асеб и расположенный в Эритрее ), хотя восстания на низком уровне продолжались до начала 1990-х годов. В Джибути подобное движение кипело на протяжении 1980-х годов, кульминацией которого в конечном итоге стало Афарское восстание в 1991 году. После падения Дерга в том же году султан Ханфаде вернулся из изгнания.
В марте 1993 года был создан Афарский революционно-демократический фронт (АРДУФ). Он представлял собой коалицию трех афарских организаций: Афарского революционно-демократического единства (ARDUU), основанного в 1991 году и возглавляемого Мохамудой Гаасом (или Гаазом); Афар Уммата Демократийо Фокка (AUDF); и Афарские революционные силы (АРФ). Политическая партия, целью которой является защита интересов афаров. По состоянию на 2012 год ARDUF является частью коалиционной оппозиционной партии Объединенные демократические силы Эфиопии (UEDF). [19]
Демография
Географическое распространение


Афары в основном проживают в пустыне Данакиль в регионе Афар в Эфиопии , а также в Эритрее и Джибути . В Эфиопии их насчитывается 2 276 867 человек (или 2,73% от общей численности населения), из которых, по данным последней переписи (2007 г.), 105 551 городской житель. [20] Афары составляют более трети населения Джибути и являются одним из девяти признанных этнических групп ( килилох ) Эфиопии. [21]
Язык

Для афаров афарский язык является родным . Это часть кушитской ветви афроазиатской языковой семьи.
На афарском языке говорят этнические афары в Афарском регионе Эфиопии, а также на юге Эритреи и севере Джибути. Однако, поскольку афары традиционно являются -скотоводами кочевниками , носителей афарского языка можно встретить и дальше.
Вместе с языком сахо афар составляет группу диалектов сахо-афар .
Общество
Религия

Афарское население преимущественно мусульмане . Они имеют давние связи с исламом через различные местные мусульманские государства и исповедуют суннитскую секту ислама. [22] Большинство афаров приняли ислам к 13 веку из-за растущего влияния святых людей и торговцев с Аравийского полуострова . [23] Афары в основном следуют шафиитской школе суннитского ислама. Суфийские ордена, такие как Кадирийя, также широко распространены среди афаров. Религиозная жизнь афаров несколько синкретична и представляет собой смесь исламских концепций и доисламских концепций, таких как дождевые жертвоприношения в священных местах, гадание и народное исцеление. [24] [25]
Культура

В социальном отношении они организованы в клановые семьи, возглавляемые старейшинами и двумя основными классами: асаймара («красные»), которые являются доминирующим классом в политическом отношении, и адоймара («белые»), которые представляют собой рабочий класс и проживают в горах Мабла. . [26] Кланы могут быть изменчивыми и даже включать в себя посторонних, таких как ( клан Исса ). [24]
Кроме того, афары известны своим боевым мастерством. Мужчины традиционно носят с собой цзилэ , знаменитый изогнутый нож. У них также обширный репертуар боевых песен. [22]
Афары в основном занимаются животноводством, в основном разводя верблюдов, но также разводят коз, овец и крупный рогатый скот. Однако сокращение пастбищ для скота и деградация окружающей среды заставили некоторых афар вместо этого заняться земледелием, трудом мигрантов и торговлей. Эфиопские афары традиционно занимались торговлей солью, но в последнее время тиграяне . большую часть этого занятия переняли на себя [24]
См. также
Примечания
- ^ Jump up to: а б с «Афар» . Этнолог. Архивировано из оригинала 9 марта 2023 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ «Афар» . Этнолог. Архивировано из оригинала 9 марта 2023 года . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Джойрман, Сандра Ф. (1997). Институциональные изменения на Африканском Роге: распределение прав собственности и последствия для развития . Универсал-Издательство. п. 1. ISBN 1581120001 .
- ^ Jump up to: а б Краткая энциклопедия языков мира . Эльзевир. 6 апреля 2010 г. ISBN. 9780080877754 . Архивировано из оригинала 24 марта 2023 года . Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ Фэйрхед, Дж. Д. и Р. В. Гирдлер. «Дискуссия о структуре и эволюции Красного моря, а также о природе Красного моря, Аденского залива и рифтового соединения Эфиопии — сейсмичность Красного моря, Аденского залива и Афарского треугольника». Философские труды Лондонского королевского общества. Серия A, Математические и физические науки 267.1181 (1970): 49–74.
- ^ Ричард Панкхерст , Эфиопские границы (Лоуренсвилл: Red Sea Press, 1997), стр. 61
- ^ Jump up to: а б Панкхерст, Пограничье Эфиопии , стр. 61–67, 106f.
- ^ Шекрун, Амели. Хабаса: сочинения по истории, войне и обществу в Бар-Саад- дине ( Футух аль - Эфиопия, 17 век). ]. Университет Пантеон-Сорбонна. п. 196. Архивировано из оригинала 28 сентября 2022 года . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Панкхерст, Пограничье Эфиопии , стр. 109.
- ^ Шехим, Кассим. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА АФАР (ЭФИОПИЯ) . Архивировано из оригинала 18 марта 2024 года . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ Тримингем, с. 262.
- ^ Пейдж, Вилли. Энциклопедия ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Африки (PDF) . Факты о File Inc. п. 4. Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2019 года . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ Уайлд, Современная Абиссиния, с. 25 .
- ^ Тримингем, с. 172.
- ^ Эдвард Уллендорф, Эфиопы: введение в страну и людей, второе издание . Лондон: Издательство Оксфордского университета. 1965. с. 90. ИСБН 0-19-285061-Х .
- ^ Полуха, Ева (28 января 2016 г.). Нестандартное мышление: очерки истории и (недо)развития Эфиопии . Корпорация Xlibris. ISBN 978-1-5144-2223-6 . Архивировано из оригинала 22 мая 2024 года . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ Акьемпонг, Эммануэль Кваку; Гейтс, Генри Луи (2012). Словарь африканской биографии, том 1–6 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 3–4. ISBN 9780195382075 . Архивировано из оригинала 22 мая 2024 года . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ Соул, Арамис Хумед (2018). Две жизни в истории Африканского Рога: афарские султаны Махаммад Ханфаре (годы правления 1861–1902) и Али-Мирах Ханфаре (годы правления 1944–2011) . Французский центр эфиопских исследований. стр. 38–43. ISBN 9782821872332 . Архивировано из оригинала 22 мая 2024 года . Проверено 7 августа 2022 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Эфиопия – Политические партии , Дата обращения: 07.01.2006.
- ^ «Уровень страны». Архивировано 16 августа 2010 г. в Wayback Machine , таблица 3.1, стр.73.
- ^ «Всемирная книга фактов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov . Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 года . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Мэтт Филлипс, Жан-Бернар Карийе, Lonely Planet Эфиопия и Эритрея , (Lonely Planet: 2006), стр. 301.
- ^ Миран, Джонатан (2005). «Исторический обзор ислама в Эритрее». Мир ислама . 45 (2): 177–215. doi : 10.1163/1570060054307534 — через JSTOR .
- ^ Jump up to: а б с Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Том. 1. Нью-Йорк: Рутледж. стр. 11, 12. ISBN. 1-57958-468-3 .
- ^ Бруньятелли, Вермондо. «Арабо-берберские контакты в средние века и древние арабские диалекты: новые свидетельства из старого ибадитского религиозного текста». Африканский арабский язык: подходы к диалектологии. Берлин: де Грюйтер (2013): 271–291.
- ^ Улиг, Зигберт (2003). Эфиопская энциклопедия: AC . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 103. ИСБН 978-3-447-04746-3 . Архивировано из оригинала 22 мая 2024 года . Проверено 14 октября 2015 г.
Ссылки
- Мордехай Абир, Эпоха принцев: вызов ислама и воссоединение христианской империи, 1769–1855 (Лондон: Longmans, 1968).
- Дж. Спенсер Тримингем, Ислам в Эфиопии (Оксфорд: Джеффри Камберледж для University Press, 1952).
Дальнейшее чтение
- Жанджин Вильмер, Жан-Батист; Гуери, Франк (2011). Афары Эфиопии. В аду Данакиля . ISBN 9782352701088 . Архивировано из оригинала 31 июля 2013 года.
Внешние ссылки
