Дженерал Моторс Л.А.В.
Легкая бронированная машина ( LAV ) — серия бронетехники, построенная компанией General Dynamics Land Systems – Canada (GDLS-C), в Лондоне, Онтарио дочерней компанией General Dynamics . Это лицензионная версия Mowag Piranha . Первое поколение LAV было создано компанией Mowag для области бронетехники общего назначения нужд канадской армии в (AVGP). Это был вариант Piranha I с колесной формулой 6x6, произведенный General Motors Diesel в Лондоне, Онтарио . С момента поступления на вооружение в 1976 году он претерпел ряд модернизаций. LAV II представил уже знакомую конфигурацию 8x8. LAV продолжает составлять основу парка боевых машин канадской армии . Машины серии LAV существуют в нескольких различных вариантах и используются в различных целях, таких как бронетранспортеры , инженерные машины , командные пункты, машины скорой помощи и бронированные эвакуационные машины .
По состоянию на 1999 год GMC продала более 3000 LAV и добилась большего успеха, чем Piranha. [ 1 ]
НИЗКИЙ Я
[ редактировать ]НИЗКИЙ Я | |
---|---|
Тип | Боевая бронированная машина |
Место происхождения | Канада |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1976 – настоящее время |
Используется | См . Операторы |
История производства | |
№ построено | Пума – 195 [ 2 ] Гризли – 274 [ 2 ] Хаски – 27 [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] |
Варианты | См . варианты |
Технические характеристики | |
Масса | 10,7 т |
Длина | 5,97 м |
Ширина | 2,50 м |
Экипаж | Пума: 3 (командир, наводчик и водитель, 2 солдата в задней части машины) Хаски: 2 (водитель и техник) Гризли: командир, наводчик и водитель, 6 солдат сзади. |
Основной вооружение | Пума: 76-мм пушка Л23А1 [ 5 ] Гризли: крупнокалиберный пулемет калибра 12,7 мм. [ 2 ] Хаски: пулемет калибра 7,62 мм. [ 3 ] |
Двигатель | Двухтактный дизель Detroit Diesel 6V53T с турбонаддувом мощностью 275 л.с. |
Приостановка | 6×6 |
Максимальная скорость | 100 км/ч |
В 1974 году канадские военные начали программу закупок легких автомобилей для армейских резервов. Армия хотела иметь гибкую машину, которую можно было бы адаптировать для использования в различных типах конфликтов. Военные разработали требования к четырем различным вариантам. Cadillac-Gage, казалось, была готова выиграть этот контракт. Швейцарская фирма Mowag представила свою Piranha . Mowag в партнерстве с General Motors Diesel производила AVGP на заводе GM в Лондоне, Онтарио. В марте 1976 года была выбрана «Пиранья». [ 6 ]
Вариантами AVGP были боевая бронированная машина Grizzly Cougar, бронетранспортер и бронированная эвакуационная машина Husky .
Начиная с 2005 года канадская армия сняла с вооружения все варианты AVGP. Однако ряд списанных машин было передано другим вооруженным силам и полиции, где они продолжают служить. [ 7 ] [ 8 ]
AVGP имел гребные винты и триммерные лопатки для использования на амфибиях, как, например, восьмиколесный Bison , который был непосредственным преемником семейства автомобилей.
История
[ редактировать ]Варианты AVGP были приняты на вооружение Канады в конце 1970-х годов. [ 9 ] Предназначенные для использования только в Канаде, они были приняты на вооружение нескольких миссий Организации Объединенных Наций, включая СООНО и миссию в Сомали. Один «Гризли», выполнявший миротворческую миссию, был захвачен сербскими войсками в конце 1990-х годов. [ 10 ]
Cougar использовался для тренировок в Канаде и неофициально назывался «учебно-тренировочным танком». [ 11 ] В 1980-х и 1990-х годах он использовался бронетанковыми частями в качестве машины огневой поддержки для тех подразделений, которые не оснащены танком «Леопард» . Эскадрильи, оснащенные «Кугарами» в этих полках, в шутку назывались «эскадрилиями лодок» в отличие от разведывательных эскадрилий, которые были оснащены «Рысью», а позднее и разведывательными машинами «Койот» .
Grizzly использовался в качестве бронетранспортера в пехотных батальонах регулярных сил, не оснащенных БТР M113, а также в резервных частях. У большинства транспортных средств были сняты морские силовые установки. В рамках проекта Wheeled LAV Life Extension канадские вооруженные силы планировали переоборудовать машины Grizzly и Husky для поддержки таких вариантов, как командный пункт и машина мобильной ремонтной группы. Однако в 2005 году проект был отменен, и машины списаны. [ 7 ] [ 12 ] [ 13 ]
Варианты
[ редактировать ]Варианты AVGP: [ 2 ]
- пума
- Используется в качестве учебно-тренировочного танка и боевой бронированной машины.
- Экипаж из трех солдат [ 11 ]
- Башня британской разведывательной машины «Скорпион» (76-мм орудие) [ 11 ]
- Гризли
- Бронетранспортер (БТР) [ 7 ] [ мертвая ссылка ]
- Экипаж из трех солдат [ 7 ]
- Предназначен для перевозки части пехоты . [ 7 ]
- Установка 1-метровой башни Cadillac-Gage , вооруженной пулеметом .50 BMG и 7,62-мм пулеметом. [ 7 ] [ 14 ]
- Хаски
- Бронированная эвакуационная машина (БРЭМ) [ 12 ]
- Экипаж из двух солдат [ 12 ]
- Предназначен для механической поддержки двух других транспортных средств. [ 12 ]
НИЗКИЙ II
[ редактировать ]НИЗКИЙ II | |
---|---|
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1983 – настоящее время |
История производства | |
Дизайнер | Дженерал Моторс Дизель |
Технические характеристики | |
Масса | 14,4 т (15,9 коротких тонн) |
Длина | 6,39 м (21,0 фута) |
Ширина | 2,50 м (8,2 фута) |
Высота | 2,69 м (8,8 футов) |
Основной вооружение | М242 25-мм цепная пушка |
Двигатель | Детройт Дизель 6V53T 275 л.с. |
Приостановка | Колёсная 8х8, привод 4х |
Оперативный диапазон | 650 км (400 миль) |
Максимальная скорость | 100 км/ч (62 мили в час) (суша) 10 км / ч (5,4 узла) (вода) |
LAV II — второе поколение семейства LAV. LAV II — это машина с колесной формулой 8x8, созданная на базе бронемашины общего назначения с колесной формулой 6x6 . Он был произведен компанией General Motors Diesel (ныне General Dynamics Land Systems Canada) в Лондоне, Онтарио. Корпус морской пехоты США был первым пользователем LAV II, который он назвал LAV-25 . Канада закупила два основных варианта: разведывательную машину Coyote и внедорожник Bison .
НИЗКИЙ-25
[ редактировать ]В 1980-е годы Корпус морской пехоты США начал поиски легкой бронетехники, которая могла бы придать своим подразделениям большую мобильность. Они выбрали дизайн лёгкой бронетехники от General Motors Diesel . [ 15 ] LAV-25 был создан на базе бронетехники общего назначения (LAV I) канадской армии. Он поступил на вооружение морской пехоты в 1983 году. Армия США в то время интересовалась этими машинами, но не заказывала их (однако позже они приняли на вооружение аналогичные машины с появлением семейства Stryker ). Тем не менее, армия одолжила по меньшей мере дюжину LAV-25 для использования 82-й воздушно-десантной дивизией и 3-73-й бронетанковой дивизией для разведывательного взвода во время войны в Персидском заливе . Эти LAV-25 были возвращены Корпусу морской пехоты после конфликта. [ 16 ] ВМС США заказали 758 машин всех модификаций. LAV впервые участвовали в боевых действиях во время вторжения в Панаму в 1989 году и продолжали службу в войне в Персидском заливе , войне в Ираке и войне в Афганистане . [ 17 ]
Легкобронированный разведывательный батальон морской пехоты США включает 56 LAV-25, 16 LAV-AT, 12 LAV-L, 8 LAV-M, 4 LAV-R, 4 LAV-C2 и неизвестное количество машин LAV-MEWSS. [ 18 ]
Бизон
[ редактировать ]«Бизон» — бронемашина на базе платформы 8x8 LAV-25 , изначально проектировавшаяся как бронетранспортер. Поступив на вооружение в 1990 году, он использовался в основном как многоцелевой бронированный автомобиль, имеющий за годы службы ряд различных подвариантов.
Дизайн
[ редактировать ]Начиная с базового LAV-25 , процесс проектирования Bison занял всего семь дней. [ 19 ] Bison отличается от базового LAV-25 увеличением высоты крыши, удалением подбашенного кольца, размещением командирской башенки за водителем и установкой системы рельсового крепления в грузовом/пассажирском отсеке для быстрой замены специального оборудования.
Канадские вооруженные силы начали модернизацию Bison в период с 2002 по 2008 год. Модернизация включает в себя повышенную мощность двигателя, новые торсионы , приспособления для дополнительной брони, кондиционер и респираторную систему VRS для защиты от ядерного оружия . [ 20 ]
Подварианты
[ редактировать ]Система крепления Bison на рельсах позволяет адаптировать его к различным функциям без каких-либо серьезных модификаций. «Бизоны», используемые канадскими вооруженными силами, были адаптированы для использования в качестве бронетранспортеров (исходная конфигурация — в основном заменены в этой роли на LAV III ), 81-мм минометов, машин скорой помощи (32), машин мобильной ремонтной группы (MRT) (32), Бронированные эвакуационные машины (32), машины радиоэлектронной борьбы (25) и радиотехнической машины разведки (4).
Разведывательная машина Койот
[ редактировать ]Coyote находится на вооружении с 1996 года и был приобретен для использования в качестве легкого разведчика . [ 21 ] [ 22 ] хотя первоначально он также использовался в качестве боевой бронированной машины в роли учебно-тренировочной машины средних танков в бронетанковых эскадрильях, так же, как и AVGP, который он заменил. [ 23 ] Находящийся на вооружении с 1996 года Coyote представляет собой более позднее поколение LAV -25 и принадлежит к тому же семейству и аналогичному поколению, что и БТР Bison и австралийский ASLAV .
Вооружение
[ редактировать ]На «Койотах» установлена M242 Bushmaster цепная пушка калибра 25×137 мм . [ 21 ] Основное орудие и спаренный пулемет имеют двухосную стабилизацию. Башня оснащена лазерным дальномером, но не имеет баллистического вычислителя; Поправки по высоте и упреждению вносятся наводчиком вручную с помощью многостадийных сеток в дневных, тепловизионных прицелах и прицелах с усилением изображения. Башня также оснащена гранатометами, которые могут заряжаться дымовыми и осколочными гранатами.
Мобильность
[ редактировать ]Coyote оснащен двигателем Detroit Diesel 6V53T мощностью 400 лошадиных сил (300 кВт) и может развивать скорость 100 километров в час (62 мили в час) (по дороге). Максимальный запас хода Coyote составляет 660 километров (410 миль). В нем используется колесо большего размера, чем первоначально использовалось на Bison и AVGP (позже эти автомобили были оснащены этим колесом). «Койот» можно транспортировать на самолете C-130 , но сначала необходимо снять башню. [ 24 ]
История обслуживания
[ редактировать ]С момента появления Coyote в вооруженных силах Канады этот автомобиль служил национальным интересам внутри страны и за рубежом. Койот служил во время миссий ООН/НАТО в Боснии и Герцеговине , Македонии , Косово и в Афганистане. Coyote в настоящее время выводится из эксплуатации и заменяется бронемашинами TAPV и LAV 6 .
НИЗКИЙ III
[ редактировать ]Легкая бронированная машина III | |
---|---|
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1999 – настоящее время |
Технические характеристики | |
Масса | 16,95 т |
Длина | 6,98 м (22 фута 11 дюймов) |
Ширина | 2,7 м (8 футов 10 дюймов) |
Высота | 2,8 м (9 футов 2 дюйма) |
Двигатель | Гусеница 3126 дизель 260 кВт (350 л.с.) |
Приостановка | Гидропневматический |
Оперативный диапазон | 450 км (280 миль) |
Максимальная скорость | 100 км/ч (62 мили в час) |
LAV III как LAV III Kodiak , является LAV третьего поколения и впервые поступил на вооружение в 1999 году. , первоначально обозначенный канадской армией [ 25 ] [ 26 ] Он был разработан на базе LAV II и производился компанией General Motors Diesel (позже GDLS-C ) и является основной механизированной пехотной машиной новозеландской армии . [ 25 ] Раньше он использовался канадской армией , а затем был заменен LAV 6.0. [ 27 ] Это базовая машина семейства Stryker AFV, используемая армией США и другими эксплуатантами.
Разработка
[ редактировать ]К июлю 1991 года канадские вооруженные силы осознали необходимость замены устаревшего парка бронетранспортеров 1960-х и 1970-х годов. В результате многоцелевой боевой машины правительство запустило проект действующее консервативное (MRCV) . Задача проекта MRCV заключалась в создании серии машин на базе общего шасси, которые заменят бронетранспортер M113 , разведывательную машину Lynx , бронетранспортер Grizzly и бронетранспортер Bison . Однако проект был признан недоступным и отменен к марту 1992 года. [ 28 ]
К 1994 году, после того как Либеральная партия вернулась к правительству, армия все еще нуждалась в новых машинах. В результате армия приступила к реализации проекта легкой бронетехники, который адаптирует части проекта MRCV и будет реализовываться постепенно для распределения затрат. Также было снято требование о замене «Бизонов».
В августе 1995 года компания General Motors Diesel (позже переименованная в GM Defense и впоследствии приобретенная GDLS из Лондона, Онтарио) получила контракт на производство LAV III, который заменит Grizzly и большую часть M113. [ 28 ] LAV III будет включать в себя башню и систему вооружения, используемые в Coyote (который производился там же).
Дизайн
[ редактировать ]Мобильность
[ редактировать ]LAV III оснащен дизельным двигателем Caterpillar 3126 мощностью 350 лошадиных сил (260 кВт) и может развивать скорость более 100 километров в час. [ 29 ] Автомобиль оснащен приводом 8x8 , а также оснащен центральной системой подкачки шин, что позволяет адаптироваться к различным условиям местности, в том числе бездорожью . [ 30 ] [ 31 ] LAV III оснащен современной антиблокировочной системой тормозов (ABS). В отличие от более ранних версий LAV, LAV III не обладает амфибийными возможностями.
Башня LAV III обеспечивает машине более высокий центр тяжести, чем изначально предполагалось для семейства LAV. Это привело к опасениям, что автомобиль с большей вероятностью перевернется на неровной местности, и было зарегистрировано несколько переворотов. [ 32 ]
Защита
[ редактировать ]Базовая броня LAV III, соответствующая Соглашению о стандартизации STANAG 4569 уровня III, которая обеспечивает всестороннюю защиту от снарядов малого калибра НАТО 7,62 × 51 мм . Может быть добавлена керамическая аппликация ( MEXAS ), которая защищает от снарядов тяжелого калибра 14,5×114 мм с 500 метров. LAV III может быть также оснащен решетчатой броней , обеспечивающей защиту от кумулятивных зарядов . LAV III оснащен системой ядерной, биологической и химической фильтрации (NBC), сопровождаемой химическим детектором ГИД-3 и системами радиационного детектора AN/VDR-2. [ 33 ] LAV III был спроектирован так, чтобы создать очень низкую и очень компактную конструкцию для минимизации радиолокационной и ИК-сигнатуры. LAV III также использует теплопоглощающие фильтры для обеспечения временной защиты от тепловидения (TIS) , усилителей изображения и инфракрасных камер (IR) . General Dynamics находится в процессе интеграции LAV III с системой активной защиты. [ 34 ] на основе израильской системы Trophy . [ 35 ]
Большинство канадских жертв в Афганистане произошло во время патрулирования на борту LAV III; [ 36 ] LAV III является наиболее часто используемым канадским бронетранспортером на театре военных действий, и это представляет собой нормальную связь между использованием и вероятностью столкнуться с миной или самодельным взрывным устройством. [ 37 ] LAV III обеспечивает сопоставимую или лучшую защиту, чем большинство других бронетранспортеров, используемых в Афганистане. В целях улучшения защиты на основе опыта Афганистана будущие модернизации LAV III, вероятно, будут включать улучшенную защиту от мин и СВУ. [ 38 ]
Вооружение
[ редактировать ]LAV III оснащен двухместной башней, вооружен цепной пушкой M242 Bushmaster калибра 25 мм и спаренным 7,62-мм пулеметом. Еще один пулемет калибра 5,56-мм или 7,62-мм расположен на вершине башни. LAV III также имеет восемь 76-мм гранатометов в двух группах по четыре пусковых установки, расположенных по бокам башни. Гранатометы предназначены для дымовых гранат. [ 29 ] В 2009 году ряд LAV III были модифицированы дистанционно управляемым боевым модулем «Нанук» (RCWS) для обеспечения лучшей защиты и увеличения шансов на выживание экипажа от самодельных взрывных устройств и противотанковых мин на поле боя. [ 39 ]
Достопримечательности
[ редактировать ]LAV III оснащен дневной оптической системой тепловидения (TIS) и системой усиления изображения (II) третьего поколения . LAV III оснащен тактической навигационной системой (TacNav) для помощи в навигации и задачах определения местоположения. LAV III оснащен ЖК- монитором, напрямую подключенным к внешним камерам автомобиля, который обеспечивает пассажирам изображение поля боя в реальном времени. [ 29 ]
История обслуживания
[ редактировать ]LAV III и связанные с ним версии использовались в следующем:
- Миссия Организации Объединенных Наций в Эфиопии и Эритрее (МООНЭЭ)
- Миссия ООН в Косово (МООНК)
- Миссия ООН в Боснии и Герцеговине (МООНБГ)
- Миссия Организации Объединенных Наций на Гаити (МООНГ)
- Война в Афганистане (ИСАФ)
- Расстрелы в Нэпие
- Операция Лотос
- Реакция на землетрясение в Крайстчерче 2011 года.
- Колумбийский вооруженный конфликт
Новая Зеландия
[ редактировать ]Вооруженные силы Новой Зеландии закупили 105 машин NZLAV, из которых 102 были стандартными машинами и 3 были перепроектированы для восстановления.
В ноябре 2009 года было объявлено, что три NZLAV будут развернуты для оказания помощи операциям NZSAS в Афганистане, и они были усилены броней. [ 40 ] В 2011 году эти три LAV были переброшены в Бамиан для поддержки тамошней группы восстановления провинции, поскольку в Кабуле они больше не были нужны из-за сокращения численности SAS. Еще пять LAV были доставлены в Бамиан. Один из них впоследствии был поврежден в результате взрыва придорожной бомбы.
Подварианты
[ редактировать ]- TOW Under Armor (TUA) — стандартная башня LAV III заменена пусковой установкой TOW Under Armor для противотанковых целей.
- Авианосец пехотной секции (ISC) — излишки корпусов LAV TUA, оснащенные дистанционно управляемым боевым модулем Nanuk .
- Автомобиль наблюдательного пункта (OPV) - стандартный LAV III, оборудованный для использования передовым офицером наблюдения (FOO).
- Командно-штабная машина (CPV) - стандартная LAV III, оборудованная для выполнения командно-штабных задач.
- Engineer LAV (ЭЛАВ) – LAV III, оснащенный бульдозерным отвалом и другим инженерным оборудованием. [ 41 ]
- Мобильная машина пехоты (IMV) - стандартная машина NZLAV, используемая в кавалерии, разведке и передовых наблюдателях.
- Light Obstacle Blade (LOB) - NZLAV IMV, оснащенный небольшим отвалом для мелких земляных работ и расчистки препятствий.
- Эвакуация (LAV-R) - автомобиль NZLAV, оснащенный лебедкой TR200 и заземляющим якорем для операций по эвакуации.
- Многоцелевая машина с эффектами (MMEV) - проект был отменен в 2005 году.
- Система разведывательного наблюдения LAV (LRSS) - к 2021 году заменит разведывательную машину Coyote на 66 шасси LAV VI.
- Бронированная машина боевой поддержки (ACSV) — 360 ACSV на базе LAV VI заменят нынешние парки LAV II Bison и TLAV (M113).
НИЗКИЙ 6
[ редактировать ]В октябре 2011 года GDLS-Canada получила контракт на модернизацию 409 из 651 БТР LAV III до стандарта LAV 6. Было заказано четыре варианта: транспортер пехотного отделения, командный пункт, наблюдательный пункт и инженерная машина. [ 42 ] Ожидалось, что модернизация продлит срок службы машины до 2035 года. [ 43 ] В феврале 2017 года служба заключила с GDLS-Canada контракт на сумму 404 миллиона долларов на модернизацию еще 141 LAV III. [ 44 ] В августе 2019 года GDLS-Canada получила четырехлетний контракт на сумму 3 миллиарда долларов на производство 360 вариантов боевых бронированных машин поддержки. Первый из них сошёл с конвейера в мае 2021 года. [ 43 ]
Саудовская Аравия получит 900 модифицированных LAV 6 за 15 миллиардов долларов. [ 45 ]
См. также
[ редактировать ]- БТР — советская и постсоветская серия боевых бронированных машин.
- Бронетранспортер М113 — американская гусеничная бронемашина, адаптированная во множество вариантов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Баумгарднер, Нил (22 ноября 1999 г.). «Конкуренты выстраиваются в очередь за средней бронетехникой» . Оборонная газета . Том. 204, нет. 35. Доступ к разведке . Проверено 18 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Гризли АВГП» . Департамент национальной обороны. Архивировано из оригинала 17 января 2008 года . Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Хаски» . Департамент национальной обороны. Архивировано из оригинала 23 ноября 2007 года . Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ «Гризли АВГП (Бронированная машина общего назначения)» . Архивировано из оригинала 23 ноября 2007 года.
- ^ «Пума» . Департамент национальной обороны. Архивировано из оригинала 17 января 2008 года . Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ Маас, Фрэнк (весна 2011 г.). «Успех легкой бронетехники» (PDF) . Канадская военная история, Том 20, № 2 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 августа 2020 г. Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Справочная информация – Бронеавтомобиль общего назначения – МСК «Гризли» . Канадско-американский стратегический обзор . Сентябрь 2009 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2009 г.
- ^ «AVGP и проект продления срока службы колесных беспилотных летательных аппаратов» . Канадско-американский стратегический обзор . Архивировано из оригинала 31 октября 2009 года.
- ^ «Справочная информация – Бронированная машина общего назначения – АВГП 6х6» . Канадско-американский стратегический обзор . Сентябрь 2009 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2009 г.
- ^ Франк Кушнерайт. «Фотографии автомобиля» . Архивировано из оригинала 22 октября 2009 года.
- ^ Перейти обратно: а б с «Справочная информация – Бронеавтомобиль общего назначения – Cougar DFSV» . Канадско-американский стратегический обзор . Сентябрь 2009 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Справочная информация – Бронированная машина общего назначения – БРЭМ «Хаски»» . Канадско-американский стратегический обзор . Сентябрь 2009 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2009 г.
- ^ «Информационный бюллетень канадской армии» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2009 года . Проверено 7 января 2009 г.
- ^ «Кадиллак Гейдж 1-метровая башня с экипажем» . Канадско-американский стратегический обзор . Архивировано из оригинала 4 апреля 2009 года.
- ^ Хантер, Эндрю П.; Обецный, Кристина; Сандерс, Грегори; Рюдлингер, Джеймс; Эллман, Джесси (1 июня 2017 г.). «Кейс-исследования» . Американо-канадское оборонно-промышленное сотрудничество . Центр стратегических и международных исследований (CSIS): 38.
- ^ «3-й батальон 73-го танкового полка» . globalsecurity.org .
- ^ «ЛАВ-25» . Military-Today.com . АРГ. Архивировано из оригинала 6 февраля 2017 года . Проверено 27 апреля 2013 г.
- ^ Ламот, Дэн (11 мая 2009 г.). «У корпуса большие планы по обновлению парка LAV» . Таймс морской пехоты . Архивировано из оригинала 21 июня 2013 года . Проверено 27 апреля 2013 г.
- ^ «БТР «Бизон» . Military-Today.com. Архивировано из оригинала 25 октября 2016 года . Проверено 24 июля 2009 г.
- ^ «Канадская армия > Бронемашина Bison» . Министерство национальной обороны (Канада) . Проверено 24 июля 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б «Изучение койота» . Департамент национальной обороны . Архивировано из оригинала 2 октября 2007 года . Проверено 18 сентября 2008 г.
- ^ «Ветроникс Инжиниринг» . Дженерал Дайнемикс Канада . Архивировано из оригинала 29 апреля 2008 года . Проверено 18 сентября 2008 г.
- ^ Мартейнсон, Джон; МакНорган, Майкл Р. (2000). Королевский канадский бронетанковый корпус: иллюстрированная история . Монреаль: Студия Робина Брасса. ISBN 978-1896941172 .
- ^ Бэрри Купер , Мерседес Стивенсон , Рэй Сзето (2004). «Военная позиция Канады: анализ последних гражданских отчетов» (PDF) . Институт Фрейзера . Архивировано из оригинала (PDF) 11 ноября 2007 года . Проверено 29 января 2008 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «ЛАВ III/НЗЛАВ» . Deagel.com. Архивировано из оригинала 4 мая 2009 года . Проверено 22 сентября 2009 г.
- ^ «Бронетранспортер LAV III Кадьяк» . Military-Today.com. Архивировано из оригинала 19 марта 2009 года . Проверено 27 июля 2009 г.
- ^ Национальная оборона (19 января 2017 г.). «Легкая бронированная машина (ЛАВ) 6,0» . www.canada.ca . Проверено 5 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стоун, майор Дж. Крейг (лето 2001 г.). «Рассмотрение проекта замены бронетранспортера» (PDF) . Канадский военный журнал . стр. 59–65. Архивировано (PDF) из оригинала 17 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Канадская армия > LAV III – Легкая бронированная машина» . Министерство национальной обороны (Канада) . Архивировано из оригинала 12 октября 2010 года . Проверено 22 июля 2009 г.
- ^ «Страйкер Легкая Бронированная Машина III (LAV III) > LAV III – Легкая Бронированная Машина» . Тони Роджерс. Архивировано из оригинала 12 января 2017 года . Проверено 23 апреля 2017 г.
- ^ «Канадская армия > Тактика роты LAV» (PDF) . Министерство национальной обороны (Канада) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2011 года . Проверено 14 октября 2003 г.
- ^ «Переворот легкой бронетехники привел к более чем 50 жертвам» . Архивировано из оригинала 3 июня 2014 года.
- ^ «Починить и поразить LAV III в мобильной обороне» (PDF) (пресс-релиз). Министерство национальной обороны (Канада) . 8 июля 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 5 сентября 2012 г. . Проверено 9 июля 2011 г.
- ^ General Dynamics разрабатывает LAV III с полностью интегрированной системой активной защиты. Архивировано 3 марта 2016 г., на Wayback Machine - Deagel.com, 29 мая 2013 г.
- ↑ Американо-израильская команда продемонстрирует APS для Канады – Defensenews.com, 15 октября 2013 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 года . Проверено 22 июля 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Точные цифры: потери CAF Афганистана в зависимости от типа транспортного средства» . Канадско-американский стратегический обзор. Февраль 2008. Архивировано из оригинала 6 июля 2009 года . Проверено 27 июля 2009 г.
- ^ «Проект модернизации легкой бронированной машины (LAV) III» (пресс-релиз). Министерство национальной обороны (Канада) . 8 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 16 сентября 2009 года . Проверено 27 июля 2009 г.
- ^ «Новый вариант LAV для лучшей защиты» . ДНД . Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года . Проверено 23 апреля 2017 г.
- ^ Гауэр, Патрик (14 ноября 2009 г.). «Армейские машины в миссии в Афганистане» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 21 октября 2012 года . Проверено 1 ноября 2011 г.
- ^ «LAV III – ЛЕГКАЯ БРОНИРОВАННАЯ АВТОМОБИЛЬ» . 20 июля 2009. Архивировано из оригинала 12 октября 2010 года . Проверено 1 июня 2010 г.
- ^ Тэтчер, Крис (27 мая 2019 г.). «Мобильный, смертоносный и лучше защищенный: уроки LAV» . Канадская армия сегодня . Проверено 14 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Де Боно, Норман (3 мая 2021 г.). «Лондонские рабочие получили высокую оценку, поскольку военные машины стоимостью в 3 миллиарда долларов начали сходить с конвейера» . Лондонская свободная пресса . Проверено 14 февраля 2022 г.
- ^ «Дженерал Дайнемикс проведет модернизацию автомобилей LAV III» . Шепард Ньюс . 13 февраля 2017 года . Проверено 14 февраля 2022 г.
- ^ «Министр Дион защищает свое решение одобрить продажу бронетехники Саудовской Аравии» . Радио Канады. 14 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 14 апреля 2016 г.