Истваеонес
Истваеоны которые, как были германской группой племен, живших недалеко от берегов Рейна во времена Римской империи, сообщается, имели общую культуру и происхождение. Истаевонов противопоставляли соседним группам, ингаевонам на побережье Северного моря и герминонам , живущим в глубине этих групп. [ 1 ]
В лингвистике термин « иствеонские языки » также иногда используется в дискуссиях о группировке северо-западных западногерманских языков , состоящей из франкского языка и его потомков (главным образом староголландского ), а также нескольких тесно связанных исторических диалектов. [ 2 ] Независимо от того, говорили ли истваэоны на германском языке согласно современным определениям, теория предполагает, что их язык косвенно повлиял на более поздние германские языки в этом районе в качестве субстрата .
Номенклатура
[ редактировать ]Термин «иствеонический» происходит от культурно-лингвистической группы германских племен, упомянутой Тацитом , который использовал написание « Istæuones » в своей «Германии» . [ 3 ] и Плиний Старший , который использовал написание « Istuaeones ». Плиний далее уточнил его значение, заявив, что Иствеоны жили недалеко от Рейна . [ 4 ] Якоб Гримм в книге «Немецкая мифология» утверждал, что Iscaevones была правильной формой, отчасти потому, что это связывало бы имя с фигурой предка в скандинавской мифологии по имени Аск, а отчасти потому, что в «Псевдо-Неннии» имя Маннус искажено как Алан, предок Истаевоны появляются как Эскио или Хисисион. Псевдо-Ненний черпает свою информацию из Франкской Таблицы народов (ок. 520 г.), в которой франки, римляне, бретонцы и аламанны названы потомками Истио, одного из трех сыновей Маннуса. (Другие варианты написания этого имени, встречающиеся в рукописях, включают Эстио, Эскио, Хостиус, Остиус, Хисисио, Хисситио, Хисицио, Хесситио и Сциус.) [ 5 ]
Тацит (56 – ~ 120 гг. н.э.):
- Сами германские племена я должен рассматривать как аборигенные, вовсе не смешанные с другими расами посредством иммиграции или общения. (...) В своих древних песнях, их единственном способе вспомнить или записать прошлое, они прославляют земного бога Туиско и его сына Маннуса как начало своей расы, как своих основателей. Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых, как они говорят, прибрежные племена называются ингевонами; внутренние — Герминоны; все остальное, Иставонес. [ 3 ]
Плиний Старший (23–79 гг. н. э.):
- Есть пять немецких рас; вандили бургундийцы , частью которых являются кимвры , варини , карины и гутоны ; ингевоны , образующие вторую расу, частью которой являются , тевтоны и племена чауков . Иставоны, примыкающие к Рейну [proximi autem rheno istuaeones] [ 6 ] ], и к которым принадлежат кимвры [sic.], являются третьей расой; в то время как Гермионы , образующие четвертую расу, обитают внутри и включают в себя свевов , гермундуров , хаттов и херусков ; пятая раса - это певцины , которые также являются бастернами, примыкающими дакам . к упомянутым выше [ 4 ]
Таким образом, истваеоны (Плиний) или истаевоны (Тацит) являются одной из наименее четко определенных из этих групп, но Плиний, Тацит и другие классические источники ясно связывали различные племена с приграничным регионом Рейна, а описание Плиния также объясняет, что хатты , Черуски и Чаучи в группу не входят. В этот период между ними и Рейном Тацит также конкретно называл различные племена, такие как чамави , бруктеры , сугамбрии , убии и другие. Также косвенно приведенные выше определения включают всех романизированных германцев Цисренани на римской стороне Рейна, поскольку Тацит (а до него Юлий Цезарь ) согласился, что эти народы были связаны с германскими племенами на другой стороне Рейна. Тацит упоминает, что в его время они называли себя тунгри . Он также упоминает, что некоторые рейнские племена в его время, такие как батави и кананефаты , на самом деле были недавними иммигрантами и родственниками хаттов. На протяжении всей римской эпохи, начиная уже со времен Цезаря, все больше восточногерманских племен теснили территорию Рейна, в первую очередь Чаучи , саксы и свевы , вытеснившие в этот район такие племена, как узипеты , тенктеры и ампсиварии . Несмотря на давление с двух сторон, чамави и бруктери выживали на одной и той же территории до позднеримских времен вместе с различными племенами, которые, возможно, жили там во времена Тацита или, возможно, иммигрировали, например, салии и чаттуари (чье имя предполагает связь с Чатти).
Исторические источники не дают полного описания Иствеонов. Современные историки пытаются экстраполировать их племенной состав на основе более поздних источников, археологических находок и лингвистической информации.
Истваеоны как возможные предки франков
[ редактировать ]Существует совпадение между германскими племенами, которые, как принято считать, были истваонскими с точки зрения диалекта и культуры, и племенами, которые позже стали считаться самыми ранними « франками ». Эдвард Джеймс [ 7 ] предположил, что чамави , возможно, были первым таким племенем, соседи которого также стали называться этим именем:
- Римская походная песня, радостно записанная в источнике IV века, связана с 260-ми годами; но первое появление франков в современном источнике произошло в 289 году. [...] Чамави упоминаются как франкский народ еще в 289 году, бруктери - в 307 году, чаттуарри - в 306-15 годах, салии или салианцы - в 357 году. и амсиварии и тубанты с ок. 364-75.
Большая «ирмионская» нация хатти, похоже, также, по крайней мере, однажды считалась франками или союзниками франков. В одном из последних упоминаний о них как об отдельном народе Сульпиций Александр , цитируемый Григорием Турским, упоминает их как возглавляемых вместе с ампсивариями франкским королем Маркомером .
Другие франки, которых иногда называли салиями , переселились на римскую территорию с севера от Рейна и поселились на острове в дельте Батавии , а затем в Токсандрии . В V веке, во времена Флавия Аэция, они завоевали Турне , несмотря на сопротивление римлян, а позже работали вместе с римлянами против Аттилы Гунна . Дальше по Рейну у франков в конечном итоге появилось королевство с центром в римском городе Кельне , на левом берегу Рейна. Чаттуари также, очевидно, пересекли Рейн и владели землями по обе стороны. Отдельная популяция Чамави, возможно, все еще существовала еще в 8 веке, когда было предложено опубликовать при Карле Великом отдельный правовой кодекс , Lex Chamavorum . [ 8 ]
В конце V века франкские приграничные племена и римские территории Северной Галлии были политически объединены под властью франкского военного лидера северной Римской Галлии, короля Хлодвига I , и его династии Меровингов . Он опубликовал Lex Salica , юридический кодекс, применимый к римскому региону к югу от первоначальных франкских территорий, от Луары в современной Франции до Сильвы Карбонарии в современной Бельгии . Он стал править значительной частью бывшей Западной Римской империи и Германии .
В какой-то момент приведенной выше последовательности этнонимы «франк» и «франкский» трансформировались в термин, более близкий по значению к протогосударственной или политической идентичности, а не к племенному или этническому обозначению, и больше не могут считаться синонимами истваэонов. . [ 9 ] Однако из периода Меровингов становится ясно, как, например, сообщает Григорий Турский, что существовал «франкский язык», отличный от романских языков, на котором продолжала говорить большая часть населения территории, которая впоследствии стала Францией.
Истваэоны как языковая группа
[ редактировать ]Немецкий лингвист Фридрих Маурер (1898–1984) в своей книге «Nordgermanen und Alemannen» использовал термин Istvaeones для обозначения непроверенного протоязыка или диалектной группы, предков старофранкского , староголландского и, по крайней мере, древнеголландского языка. оказал влияние на несколько диалектов западно-центрального немецкого языка . [ 10 ]
Истваэоны как археологическая культура
[ редактировать ]Находки, отнесенные к истваэонам, характеризуются большей неоднородностью, чем можно найти в других германских археологических группах. Преобладающим типом захоронения является костровая могила. Здесь нет богато оборудованных княжеских могил или оружия в качестве погребального инвентаря, как, например, у соседних приэльбских германских групп . [ 11 ] Ученые размышляли о том, использовалось ли вместо этого оружие в качестве «нематериального» погребального инвентаря. Другими словами, на костер воина клали, например, оружие из металла, но в могилу костра хоронили только его прах. Однако это спорный тезис. Оружие как погребальный инвентарь впервые появляется в северной Галлии, т. е. на римской стороне Рейна, в погребальных могилах и не встречается к востоку от Рейна вплоть до периода Меровингов . [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Страуд, Кевин (2021). «Тацит и германское общество» (PDF) .
- ^ «Фридрих Маурер (кафедра германской филологии – лингвистики)» . Germanistik.uni-freiburg.de . Проверено 1 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Спасибо. Давать. 2
- ^ Jump up to: а б Полный. Нат. 4.28
- ^ Вальтер Гоффарт (1983), «Якобы «франкская» таблица наций: издание и исследование», Frühmittelalterliche Studien , 17 (1): 98–130, doi : 10.1515/9783110242164.98 , S2CID 201734002 .
- ^ Латынь здесь
- ^ Джеймс 1988 , с. 35.
- ^ Текст: здесь , но есть сомнения, см. например здесь .
- ^ Карл Фердинант Вернер: «Франки». государство или народ. (1992).
- ^ Фридрих Маурер (1942) Северогерманцы и алеманны: исследования германской и раннегерманской лингвистической истории, племен и фольклора , Страсбург: Хюненбург.
- ^ Вальтер Пол: Вальтер Пол: Тевтоны , Oldenbourg Wissenschaftsverlag, 2004, ISBN 9783486567557 (стр. 20/21).
- ^ Себастьян Братер: Между поздней античностью и ранним средневековьем: археология 4-7 веков на Западе , Вальтер де Грюйтер, 2008, ISBN 9783110200492 (стр. 81–89)
Библиография
[ редактировать ]- Гримм, Якоб (1835). Deutsche Mythologie (немецкая мифология); Из английской выпущенной версии «Тевтонской мифологии» Гримма (1888 г.); Доступно онлайн на сайте Northvegr © 2004-2007: Глава 15, стр. 2 -; 3 . Файл получен 18.11.2015.
- Тацит, Германия (I век нашей эры). (на латыни)
- Фридрих Маурер (1942) Северогерманцы и алеманны: исследования германской и ранней немецкой лингвистической истории, племен и фольклора , Страсбург: Хюненбург.
- Джеймс, Эдвард (1988). Франки . Народы Европы. Оксфорд, Великобритания; Кембридж, Массачусетс: Бэзил Блэквелл. ISBN 0-631-17936-4 .
- Григорий Турский (1997) [1916]. Холсолл, Пол (ред.). История франков: Книги I – X (Расширенные избранные) . Перевод Эрнста Брео. Издательство Колумбийского университета; Фордэмский университет.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )