Николай Федоров (философ)
Эта статья включает список использованной литературы , связанной литературы или внешних ссылок , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Май 2012 г. ) |
Николай Федоров | |
---|---|
Николай Фёдоров | |
Рожденный | 9 июня 1829 г. |
Умер | 28 декабря 1903 г. Москва, Российская Империя | ( 74 года
Область | русская философия |
Школа | Русский космизм |
Основные интересы | Происхождение, эволюция и будущее существование космоса и человечества |
Известные идеи | Космизм, пантеизм , панпсихизм , персонализм , активное христианство, общая задача, единство человечества, трансгуманизм , физическое бессмертие , воскресение мертвых , колонизация космоса , апокатастасис |
Веб-сайт | нффедоры |
Николай Фёдорович Фёдоров [а] (Russian: Николай Фёдорович Фёдоров ; 9 June 1829 – 28 December 1903 [1] ), известный в семье как Николай Павлович Гагарин , [2] был русским православным философом, религиозным мыслителем и футурологом , деятелем библиотечного дела и новатором педагогом- . Он положил начало движению русского космизма. [3] который был предшественником трансгуманизма . [4]
Федоров выступал за радикальное продление жизни , физическое бессмертие и даже воскрешение мертвых , используя научные методы. [5] [6]
Его называли « Сократом Москвы». [7] [6] [5] О нем с уважением и восхищением отзывались Л. Н. Толстой , Ф. М. Достоевский , В. С. Соловьев . [8] Он мечтал воскрешать людей , не желая примириться со смертью хотя бы одного человека. С помощью науки он намеревался собрать разбросанные молекулы и атомы, чтобы «поместить их в тела отцов».
Федоров отвел науке место рядом с искусством и религией в Общей задаче объединения человечества, в том числе и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с живыми. [9] [10] [11] Он считал, что «мы можем стать бессмертными и богоподобными посредством рациональных усилий и что наш моральный долг — создать рай, который разделили бы все, кто когда-либо жил». [12]
Биография
[ редактировать ]Он родился 26 мая (7 июня). [б] в селе Ключи ( Тамбовской губернии Сасовского района Рязанской области Россия). Как внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина (1798–1872). [с] он получил фамилию своего крестного отца .
Известно, что у него был также старший брат Александр (с которым он вместе воспитывался и учился до 1851 года) и три сестры. [13]
Его матерью была Елизавета Иванова, женщина из низшего дворянства. [ нужна ссылка ]
принят в уездное училище, в 1842 году в мужскую В 1836 году он был [14] [15] после чего в 1849 году поступил на камеральное отделение Ришельевского лицея в Одессе , [ нужна ссылка ] где он проучился два года, затем был вынужден покинуть лицей из-за смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, который платил за обучение. [15]
В 1854 году он получил аттестат учителя Тамбовской гимназии и был назначен учителем истории и географии в Липецкое уездное училище.
С октября 1858 года преподавал в Боровском училище Тамбовской губернии. Затем он переехал в Богородск Московской губернии и вскоре в Углич Ярославской губернии, откуда отправился в Одоев , затем в Богородицк Тульской губернии.
С ноября 1866 г. по апрель 1869 г. Н. Ф. Федоров преподавал в Боровском уездном училище. В это время он познакомился с Николаем Павловичем Петерсоном учителей школы Льва Толстого в Ясной Поляне. Из-за знакомства с Петерсоном его арестовали по делу Дмитрия Каракозова , но через три недели освободили.
С июля 1867 г. по апрель 1869 г. он давал частные уроки в Москве детям Михайловского.
В 1869 году он устроился помощником библиотекаря в Чертковскую библиотеку , а с 1874 года в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея , в последние годы жизни — в читальном зале Московского главного архива Министерства иностранных дел. В Румянцевском музее Федоров первым составил систематический каталог книг. Там после трех часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям работал дискуссионный клуб, который посещали многие видные современники.
Федоров вел аскетический образ жизни, старался не иметь никакой собственности, большую часть жалования отдавал «собратьям», отказывался от прибавки к жалованью и всегда гулял.
Федоров отказался фотографироваться и не разрешил написать свой портрет. [16] — Одно изображение Федорова было сделано тайно Леонидом Пастернаком , другое — в 1902 году художником Сергеем Коровиным , видимо, заочно.
Федоров выступал против идеи собственности книг и идей и при жизни ничего не публиковал. Его избранные статьи были напечатаны посмертно под названием «Философия общей задачи» (также известная как «Философия физического воскрешения »). [ нужна ссылка ]
Он умер зимой 1903 года от пневмонии в приюте для бедных. [17] Похоронен монастыря на [ нужна ссылка ]
В 1930 году в рамках советского осквернения могил его могила и все другие могилы в монастыре были разрушены Советским Союзом . [18]
Философия
[ редактировать ]Федоров был футуристом , который теоретизировал о возможном совершенстве человеческой расы и общества (т. е. утопии ), включая радикальные идеи, такие как бессмертие , возрождение мертвых , космоса и колонизация океана . [ нужна ссылка ] Он был непреклонным защитником универсализма и хотел всеобщего, а не частного бессмертия и воскресения посредством того, что он называл общей задачей человечества. [ нужна ссылка ] Он был ярым сторонником поклонения предкам и считал, что генеалогические и социальные отношения людей отражают их ценность, и критиковал индивидуализм как превращающий людей в расходный материал. [19] Он был ярым сторонником религии и считал «Общую задачу» правильной интерпретацией христианства. [20]
Общая задача человечества
[ редактировать ]По мнению Федорва, "цель истинного прогресса может и должна быть участием в общем деле". [21] Для него Общая Задача означала «урегулировать силы природы, победить смерть и вернуть предков к жизни, чтобы и они участвовали во всеобщем воскресении». [22] Эти идеи были настолько центральными в его философии, что «о какой бы теме он ни писал, Федоров вносил свою главную идею Общей Задачи — как достичь всеобщего братства, рационализировать природу, а не просто эксплуатировать ее дары, преодолеть смерть, воскресить предков и создать объединенное человечество, достойное управлять вселенной». [23]
Федоров утверждал, что эволюционный процесс был направлен на повышение интеллекта и его роли в развитии жизни. Человечество является кульминацией эволюции, а также его создателем и руководителем. Поэтому люди должны направлять эволюцию туда, куда диктуют их разум и мораль. Федоров также утверждал, что смертность является наиболее очевидным показателем все еще несовершенной, противоречивой природы человечества и основной причиной большинства зла и нигилизма человечества. Федоров заявил, что борьба со смертью может стать самым естественным делом, объединяющим всех людей Земли, независимо от их национальности, расы, гражданства и богатства (он назвал это Общей задачей). [ нужна ссылка ]
Федоров считал, что смерть и загробное существование должны стать предметом всестороннего научного исследования, что достижение бессмертия и возрождения — величайшая цель науки, и что это знание должно выйти из лабораторий и стать общим достоянием всех: «Каждый должен учиться и все будет предметом познания и действия». [ нужна ссылка ]
Возобновляемая энергия и экологическая инженерия
[ редактировать ]Федоров был сторонником климатической инженерии . Он высоко оценил российский военный эксперимент 1891 года по засеву облаков с помощью взрывчатых веществ в ответ на российский голод 1891–1892 годов . Федоров утверждал, что это может изменить человечество, поскольку вооруженные силы могут быть направлены на решение общей задачи, а не на насилие. Он описал засев облаков как аналог орошения небесных рек, и что правильный христианский путь состоит в том, чтобы сделать это перенаправление, и возражения на основании того, что это идет против воли Бога, были глупыми. [20]
Федоров утверждал, что внедрение возобновляемых источников энергии является моральным долгом, направленным на предотвращение эксплуатации рабочих в горнодобывающей промышленности. Он особенно упомянул добычу железа и угля, а также получение энергии от солнечной энергии и энергии ветра . [24] Федоров сказал, что человек не живет в гармонии с природой, но это обычное городское заблуждение, вызванное отсутствием контакта с природой. [25]
Две причины смерти
[ редактировать ]Человеческая жизнь, подчеркнул Федоров, умирает по двум причинам. Первый – внутренний: в силу материальной организации человека его функциональность не способна к бесконечному самообновлению. Для преодоления этого необходима психофизиологическая регуляция человеческого организма. Вторая причина – непредсказуемость внешней среды; его разрушительный характер должен быть преодолен регулированием природы. Регулирование природы, «внесение в природу воли и разума» включает, по мнению Федорова, предотвращение стихийных бедствий, управление климатом Земли, борьбу с вирусами и эпидемиями, овладение солнечной энергией, освоение космоса и неограниченную творческую работу там. [ нужна ссылка ]
Бессмертие для всех
[ редактировать ]По мнению Федорова, достижение бессмертия и воскрешение всех когда-либо живших людей — две неразделимые цели. Бессмертие невозможно как этически, так и физически без воскресения. Мы не можем допустить, чтобы наши предки, давшие нам жизнь и культуру, остались похороненными, а наши родственники и друзья умерли. Достижение бессмертия для ныне живущих личностей и будущих поколений – это лишь частичная победа над смертью – только первый этап. Полная победа будет достигнута только тогда, когда все воскреснут и преобразятся, чтобы наслаждаться бессмертной жизнью. [ нужна ссылка ]
Почитание предков
[ редактировать ]Он был сторонником почитания умерших. [26] [27] и видел в этом основу истинной религии, [27] он связал это с Богом, называя себя Богом отцов. [27] Он видел общее происхождение, общие личные и генеалогические отношения между людьми как основу их социального участия. [19] Точно так же он считал, что людьми, которые идентифицировали себя как личности, независимые от своих предков, легко манипулируют внешние силы. [19] Он связал это с христианской концепцией сына человеческого и видел общий проект человечества в превращении всех в великих людей . [19]
Он раскритиковал прогрессизм как нарциссический взгляд молодого поколения на своих предков. [28]
Он критиковал социализм на том основании, что он основан на материальных выгодах объединения заменяемых личностей, в отличие от его системы воскрешения, где, напротив, все люди, основанные на их семейных связях, были незаменимы. [26]
В качестве продолжения этой ориентации на предков Федоров видел серьезную проблему в упадке кладбищ, связанных с церквями, в пользу отдельных кладбищ , и выступал за создание кладбищ в университетах. [27] Некоторые комментаторы связывают это с крионикой , хотя он появился еще до этого движения.
Восстановить жизнь и сделать ее бесконечной
[ редактировать ]Федоров пытался спланировать конкретные действия по научному исследованию возможности восстановления жизни и превращения ее в бесконечную.Его первый проект включал сбор и синтез разложившихся останков мертвых на основе «знания и контроля над всеми атомами и молекулами мира». Эта идея Федорова связана с современной практикой клонирования .Второй метод, описанный Федоровым, является генетически-наследственным.Возрождение могло происходить последовательно по родовой линии: сыновья и дочери восстанавливают своих отцов и матерей, они в свою очередь восстанавливают своих родителей и так далее. Это означает восстановление предков с использованием наследственной информации, которую они передали своим детям. Используя этот генетический метод, можно создать только генетического двойника умершего человека (проблема идентичности при клонировании). Необходимо вернуть возрожденному человеку его прежний разум, его личность. Федоров рассуждает об идее «радиальных образов», которые могут содержать в себе личности людей и сохраняться после смерти. Тем не менее, Федоров отметил, что даже если душа будет уничтожена после смерти, человечество научится восстанавливать ее целиком, овладев силами распада и фрагментации. [ нужна ссылка ]
Трансформация прошлых физических форм
[ редактировать ]Возрождение людей, живших в прошлом, не является воссозданием их прошлой физической формы – оно было несовершенным, паразитическим, ориентированным на смертное существование. Идея Федорова заключалась в том, чтобы превратить его в самосоздающую, управляемую разумом форму, способную к бесконечному обновлению и бессмертную. Те, кто не умер, пройдут через такую же трансформацию. Человеку придется стать творцом и организатором своего организма («нашим делом будет наше тело»). В прошлом развитие цивилизации происходило за счет увеличения силы человека с помощью внешних инструментов и машин – человеческое тело оставалось несовершенным. [ нужна ссылка ]
Трансгуманизм
[ редактировать ]Федоров заявил, что людям необходимо совместить разницу между мощью технологий и слабостью человеческой физической формы. Назрел переход от чисто технического развития, « протезной » цивилизации к органическому прогрессу, когда совершенствуются не только внешние орудия, искусственные орудия, но и сами организмы, чтобы, например, человек мог летать, видеть далеко и глубоко. , путешествуйте в космосе, живите в любой среде. Люди должны стать способными к «органному развитию», на которое до сих пор была способна только природа. Федоров рассуждал о верховенстве разума, «дающем, развивающем себе органы» и предвосхищающем В. Вернадского идею об автотрофном человеке. Он утверждает, что человек должен стать автотрофным , самопитающимся существом, приобрести новый режим энергообмена с окружающей средой, который не прекратится. [ нужна ссылка ]
Федоров неоднократно заявлял, что только общенаучные исследования старения, смерти и посмертные исследования могут дать средства для преодоления смерти и обеспечения неопределенной продолжительности здоровой жизни. [ нужна ссылка ]
Научное образование для всех
[ редактировать ]Федоров утверждал, что всех людей необходимо вызволить из нищеты, чтобы они могли участвовать в научных исследованиях. Он утверждал, что без этого чистая наука была бы безразлична к человеческим страданиям, в то время как прикладная наука использовалась бы только в разрушительных целях, таких как военные или создание потребительских товаров, вызывающих привыкание. [29] Таким образом, он выступал против социальной специализации в пользу общества универсалов, каждый из которых стремился ко всему. [29]
Федоров критиковал Иммануила Канта за изоляцию от мира как члена научного класса и за построение солипсистского взгляда на трансцендентальный идеализм как отражение его отделения от мира и рабочего класса. [30] Точно так же он утверждал, что превращение каждого в ученого приведет к уменьшению зависимости и других форм эскапизма, таких как гипноз, поскольку люди будут более связаны с самим миром. [30]
Он критиковал «Критику практического разума» как слишком индивидуалистическую и способную давать только индивидуальные, но не общественные рецепты. [31] Ограничены искусственными экспериментами размером с игрушку и ребяческими знаниями. [31]
Он критиковал позитивизм как непоследовательный и только отрицающий. [31]
Он хвалил Аристотеля за его эпистемические взгляды и описывал его как сторонника единства знания и действия , а также критиковал последующую западную философию за то, что она не смогла опираться на это и продвигать непрактичные знания. [32]
Оппозиция национализму
[ редактировать ]Федоров выступил против национализма, заявив, что он заменяет верность земле своих отцов гордостью за свои достижения, гордыню - грехом, а любовь - добродетелью. [33]
Сексуальные отношения
[ редактировать ]Он также утверждал, что сексуальные отношения приводят к тому, что мужчины привязываются к женщинам и отчуждаются от своих предков, что потенциально может внести раздор в мир. [33] Он был целомудренным. [34]
Он считал, что всеобщее обязательное образование должно осуществляться до брака, чтобы люди могли решить, хотят ли они вступить в брак. [26]
Критика буддизма
[ редактировать ]По мнению Федорова, буддизм — негативная и пассивная религия, которая не рассматривает разобщенность, ненависть и вражду как величайшее зло, а также не считает объединение и всеобщую любовь величайшим благом. Он поощряет жизнь в постоянной медитации и бездействии в изоляции, а затем оплакивает иллюзорность мира. Федоров критикует буддийскую идею о том, что явления природы призрачны и неуловимы до тех пор, пока они не станут продуктом общей воли и деятельности всех людей, выступающих в качестве орудий Бога, и утверждает, что эти представления останутся мечтательными, пока не станут проектами, реализуемыми путем в нем проявилась общечеловеческая воля и воля Божия. [35]
Инопланетяне
[ редактировать ]Федоров размышлял о существовании внеземной жизни, но пришел к выводу, что если они и существовали, то не участвовали в общем проекте воскрешения, и этим можно объяснить их кажущееся отсутствие. Это можно рассматривать как раннее предложенное решение парадокса Ферми . [36]
Современники о Федорове
[ редактировать ]В 1870-х годах, работая библиотекарем, Федоров познакомился с К.Э. Циолковским. [д] . Циолковский вспоминал, что Федоров тоже хотел сделать его своим «пансионером», и называл Федорова «удивительным философом». С Николаем Федоровым он познакомился в публичной библиотеке Чертково в Москве. Циолковский признался, что Федоров сменил профессоров в университете [37] .
«Кстати, в Чертковской библиотеке я заметил приказчика с необыкновенно добрым лицом. Ничего подобного я раньше не видел. Это правда, что лицо — зеркало души. Когда усталые и бездомные люди засыпали в библиотека, он не обращал на это внимания. Другой библиотекарь тут же сурово будил меня.
Еще он дал мне запрещенные книги. Потом выяснилось, что это был знаменитый подвижник Федоров, друг Толстого, удивительный философ и смиренный человек. Всю свою крохотную зарплату он раздавал бедным. Теперь я вижу, что он хотел сделать меня своей пенсионеркой, но не получилось: я слишком дикая.
Потом я узнал также, что он какое-то время был учителем в Боровске, где я служил много позже. Помню симпатичного брюнета, среднего роста, с лысиной, но довольно прилично одетого. Федоров был внебрачным сыном какого-то дворянина и крепостного крестьянина. По своей скромности он не хотел публиковать свои произведения, несмотря на полную возможность сделать это и уговоры друзей. Он получил образование в лицее. Однажды Лев Толстой сказал ему: «Я бы оставил в этой библиотеке только несколько десятков книг, а остальные выбросил». Федоров ответил: «Я видел много дураков, но никогда не видел такого. [38] .
В 1878 году Ф. М. Достоевский познакомился с учением Федорова, изложенным Петерсоном. Достоевский писал о Федорове: «Он слишком меня заинтересовал... В сущности, я совершенно согласен с этими мыслями. Я читал их как бы для себя».
В 1880-1890-е годы Соловьев регулярно общался с Федоровым. Соловьев писал Федорову: «Я читал вашу рукопись с жадностью и восторгом духа, посвятив этому чтению целую ночь и часть утра, и следующие два дня, субботу и воскресенье, много думал о прочитанном». проект» принимаю безоговорочно и без всяких разговоров... С момента появления христианства ваш «проект» есть первое поступательное движение человеческого духа по пути Христа. Со своей стороны, я могу признать тебя только своим учителем и духовным отцом... Благослови тебя, дорогой учитель и утешитель. Влияние Федорова заметно в работе Соловьева «Об упадке средневекового мировоззрения».
Афанасий Фет также был поклонником Федорова. [39]
Его сочинения оказали большое влияние на мистика Петра Успенского .
Федоров и Толстой
[ редактировать ]Лев Толстой высоко ценил Федорова, и они были весьма дружелюбны и разделяли многие идеи в 1880-х и начале 90-х годов. Однако после 1892 года их отношения испортились из-за идеологических разногласий. Это произошло в период нехватки продовольствия в России, вызванной неурожаями. Толстой опубликовал в лондонской газете Daily Telegraph статью, в которой критиковал российское правительство за то, что оно недостаточно делает для крестьян, что расстроило многих российских консерваторов. [40] Хотя Федоров и Толстой разделяли религиозные убеждения, сильная приверженность Федорова православным обрядам создала между ними значительный барьер. [ нужна ссылка ] Толстой также выразил гордость за то, что общался с Федоровым. Первоначально они встретились в 1878 году в Румянцевском музее, а более тесный контакт начался в октябре 1881 года. Однако между ними возник раскол из-за антиклерикальной позиции Толстого в его творчестве и взглядов Федорова на Толстого как на непатриота. Окончательный прорыв произошел в 1892 году, когда Толстой написал для «Дейли телеграф» резкую статью под названием «Почему русские крестьяне голодают?», в которой обвинил царскую администрацию в пренебрежении к крестьянам. После этого Федоров отказался от встречи с Толстым. [40]
Технологические предложения
[ редактировать ]Он предложил создать орбитальное кольцо , которое помимо телеграфной связи контролировало бы погоду. [41]
Интеллектуальное и культурное наследие
[ редактировать ]Философские идеи
[ редактировать ]Федоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути понимания места и роли человечества во Вселенной. В отличие от многих, кто пытался построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, основанное на восточных религиях и оккультных представлениях о мире, Федоров считал себя глубоко религиозным христианином. Он считал, что средневековое мировоззрение оказалось несостоятельным после Коперниканской революции , открывшей человеку космическую перспективу. Но главное, по мнению Федорова, в учении Христа – весть о грядущем телесном воскресении, победе над «последним врагом», то есть смертью, – он держался непоколебимо, выдвигая мысль, что эта победа будет осуществлено созидательными усилиями и трудом Человечества, объединившегося в братскую семью.
Федоров еще в конце XIX века предвидел то, что во второй половине XX века стало называться «экологическими глобальными проблемами» и «экологическим мышлением». Он выдвинул идею превращения регулярной армии из орудия смерти и разрушения в оружие против разрушительных стихий природы – торнадо, ураганов, засух, наводнений – которые сегодня ежегодно наносят человечеству ущерб на миллиарды долларов. Сегодняшняя наука уже в принципе способна предоставить средства борьбы с этими стихиями, и это главный фактор. от чего зависит решение этих проблем, - это раздробленность человечества, отсутствие разума и доброй воли. Однако, согласно христианскому мировоззрению, наличие природных катаклизмов является свидетельством не разобщенности человечества, а развращения человеческой природы. как следствие грехопадения. [ нужна ссылка ]
Федорова называют философом памяти и родиноведения . В его произведениях многие страницы посвящены истории и культуре, как российской, так и мировой. Он неоднократно высказывал свои взгляды на изучение и сохранение культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, ратовал за преодоление исторического забвения, розницы поколений.
Федоров был религиозным человеком, участвовавшим в литургической жизни Церкви. В основе его жизненной позиции лежала заповедь преподобного Сергия Радонежского : «Взирая на единство Святой Троицы, преодолеть ненавистное разделение мира сего. В произведениях Федорова Святая Троица упоминается много раз; Троица, в которой он видел корень грядущего бессмертия человека. [42]
В социально-психологическом отношении образ Троицы был для него антитезой как западного индивидуализма, так и восточного «растворения личности во всеобщем». В его жизни и творчестве был очевиден синтез религии и науки. Религиозный публицист и философ В. Н. Ильин называл Николая Федорова великим святым своего времени и сравнивал его с Серафимом Саровским . [43]
Федоров и библиотечное дело
[ редактировать ]Особое место в философии Федорова занимали библиотеки. Федоров писал о большом значении библиотек и музеев как центров духовного наследия, центров собирательства, исследований и образования, нравственного воспитания. Библиотеки общаются с великими предками и должны стать центром общественной жизни, аналогом храмов, местом приобщения людей к культуре и науке.
Федоров пропагандировал идеи международного книгообмена, использования книг из частных собраний в библиотеках, организации выставочных отделов в библиотеках. В то же время он был против системы авторского права , поскольку она явно противоречила потребностям библиотек.
Концепция музейно-библиотечного образования, разработанная Н. Ф. Федоровым, стала основой педагогических программ Международного общества «Экополис и культура».
Развитие идей Федорова в науке, искусстве и религии.
[ редактировать ]С «Философии общего дела» Н. Ф. Федорова начинается глубоко своеобразное философско-научное направление всеобщего познания: русский космизм , активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке такими крупными учёными и философами, как миколог Н. А. , В.И. Вернадский , А.Л. Чижевский , В.С. Соловьев , Н.А. Бердяев , С.Н. Булгаков , П.А. Флоренский и другие. [44] Обращая внимание на факт направления эволюции в сторону порождения разума, сознания, космисты выдвигали идею активной эволюции, т. е. необходимости нового сознательного этапа в развитии мира, когда человечество направляет его в направление, которое диктуют ему разум и нравственное чувство, берет, так сказать, колесо эволюции в свои руки. Для эволюционных мыслителей человек пока еще промежуточное существо в процессе роста, далекое от совершенства, но вместе сознательно творческое, призванное преобразовывать не только внешний мир, но и собственную природу. По существу речь идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материей духом, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия является одной из частей этой грандиозной программы. Космистам удалось соединить заботу о большом целом — Земле, биосфере , космосе с глубочайшими требованиями высшей ценности — конкретного человека . Важное место здесь занимают вопросы, связанные с преодолением болезней и смерти и достижением бессмертия.
Планетарное мировоззрение, выдвинутое Н. Ф. Федоровым и русскими философами-космистами, теперь называется «мировоззрением третьего тысячелетия». Идея человека как сознательно творческого существа, как агента эволюции, ответственного за все живое на планете, идея Земли как «общего дома» важна в нашу эпоху, когда перед человечеством как никогда прежде стоят вопросы о отношение к природе, ее ресурсам, к весьма несовершенной смертной природе человека, порождающей индивидуальное и общественное зло. Философы-космисты предложили свою творческую версию экологии, позволяющую эффективно решать глобальные проблемы современности. Идея плодотворного диалога между нациями и культурами, каждая из которых вносит свой вклад в «ноосферное строительство», является эффективным средством воспитания в духе межнационального согласия, противодействия шовинизму, соперничеству «национальных эгоизмов», выдвигаемых в этом движении. Идея преемственности, памяти, связи с духовным наследием прошлого, получившая новое этическое обоснование в философии Н. Ф. Федорова, актуальна и сегодня. Важны размышления мыслителей-космистов о необходимости нравственной ориентации всех сфер человеческого познания и творчества, о космизации науки, о примирении и объединении веры и знаний в Общей Задаче сохранения и умножения жизни на Земле.
Федорова по праву можно считать предшественником и пророком ноосферного мировоззрения, основы которого заложены в трудах В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена . Движение трансгуманизма , возникшее в конце XX века, также считает Федорова своим предшественником. [45] При этом трансгуманизм призывает к бесконечному совершенствованию человека техническими достижениями, а Федоров считал технику временной, побочной ветвью развития цивилизации. [46] Он считал, что «силы человека должны быть направлены в другую сторону — на совершенствование и преобразование самого себя». [47]
Философия общего дела нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников XX века, таких как В. Брюсов и В. Маяковский , [48] Н. Клюев и В. Хлебников , М. Горький и М. Пришвин , А. Платонов и Б. Пастернак , В. Чекрыгин и П. Филонов . Их творчество было тронуто глубиной этических требований Федорова, своеобразием его эстетики, идеей регулирования природы, преодоления смерти, долга перед прошлыми поколениями. не случайно А. Л. Волынский писал о мыслителе «Фёдоров — единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в душевной жизни человечества... Рождение и жизнь Фёдорова оправдали тысячелетнее существование России. Теперь никто на земном шаре не будет повернёт язык упрекнуть нас в том, что мы не оставили на века ни плодотворной мысли, ни гениальности начатого дела…».
Связь с космонавтикой
[ редактировать ]Мысль Циолковского: «Земля — колыбель человечества, но не вечно жить в колыбели!» был явно вдохновлен идеями Н. Ф. Федорова. Именно он впервые заявил, что перед восстановленным во всей своей целостности человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, силы, противостоящей разрушению и теплу. смерть Вселенной , которая неизбежно наступит, если человек откажется от своей роли проводника Божественной Энергии в бренном мире.
Идеи Федорова впоследствии вдохновили основоположников отечественной космонавтики. Его труды, опубликованные после его смерти в 1903 году последователями Федорова В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном под названием «Философия общего дела», были внимательно прочитаны С. П. Королевым . Поскольку Николай Федоров был внебрачным сыном князя Гагарина, существует мнение, что имена Юрия Гагарина и Николая Федорова стоят в истории космонавтики рядом.
Популярная культура
[ редактировать ]Документальный фильм BBC «Достучаться до небес» 2011 года о космической гонке в бывшем Советском Союзе предполагает, что, в глазах многих людей, Николай Федоров был истинным отцом советского космического проекта, который отправил первого человека в космос.
Мысль Федорова широко, хотя и косвенно, обсуждается и упоминается в популярном научно-фантастическом романе 2010 года «Квантовый вор» ; подразумевается, что основатели постчеловеческого коллектива загруженных разумов, названного Соборностью, были вдохновлены Федоровым и другими мыслителями, связанными с космизмом .
В романе тела Странные Марселя Теру « » 2013 года представлены идеи Федорова об общей задаче, развиваемые советскими и постсоветскими исследованиями по имплантации разума в другое тело с использованием закодированного лексикона исходного разума и неустановленной, но болезненной процедуры.
Манга Gunnm : Mars Chronicle в 2022 году глава LOG_044
также прямо упоминает имя Федорова и вспоминает «Философию общего дела».
Наследие
[ редактировать ]1920-е годы
[ редактировать ]В разгар Гражданской войны в России образовалась группа биокосмистов-имморталистов (отколовшаяся от анархистов-универсалистов ). Группа отрицала смерть как логически абсурдную, этически нетерпимую и эстетически уродливую и выступала за освобождение галактики от государства, призывая к немедленному установлению космических коммуникаций. Было выдвинуто два основных требования: свобода передвижения в космическом пространстве и право на вечную жизнь .
В 1921 году поэт Александр Святогоров, последователь Федорова, составил манифест биокосмизма [ в котором дал два определения смерти: телесную и духовную («смерть при жизни»). Святогоров также развил идею Федорова о превращении Земли в гигантский межзвездный корабль.
Современность
[ редактировать ]В конце ХХ века в России интерес к творчеству и идеям Федорова вновь возрос. В Москве в конце 1980-х годов . в Москве в конце 80-х годов был В музее Федорова регулярно проводится научно-философский семинар, на котором идеи Федорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. [49] В 1988 году в городе Боровске. Боровске Первые Всесоюзные Федоровские чтения , где с перерывом в 30 лет в одной школе работали Н. Ф. Федоров и К. Э. Циолковский, прошли . Традиция Федоровских чтений стала регулярной, и в 2003 году в Белграде прошел Международный конгресс «Космизм и русская литература». К 100-летию со дня смерти Н. Ф. Федорова». Владимир Евгеньевич Лепский опирается на критику индивидуализма Федоровым, обосновывая необходимость общественного участия в саморазвивающихся полисубъектных средах. [50]
Первый памятник Николаю Федорову в России был открыт 23 октября 2009 года в Боровске Калужской области . [51] [52]
В современной массовой культуре идеи Федорова завоевали популярность благодаря научно-фантастическим произведениям, таким как трилогия Ханну Райаниеми «Квантовый вор» и роман Игоря Мирецкого «Архивариус» . Его идеи также занимают видное место в Карла Уве Кнаусгорда романе «Волки вечности» (2021). [53]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Федоров Николай Федорович" . www.hrono.ru . Retrieved 2023-02-21 . http://www.hrono.ru/biograf/bio_f/fedorov_nf07.php
- ^ "Записка" . Платоновский центр. Archived from the original on 2019-03-28 . Retrieved 2019-07-28 .
- ^ Гиренок Ф. И. Космизм / / Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — Москва: Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 . http://iph.ras.ru/elib/1527.html Гиренок Федор Иванович
- ^ Ельчанинов, Майкл [на французском языке] (2023). Ленин гулял по Луне: безумная история русского космизма . Европа Издания, Инкорпорейтед. ISBN 978-1-78770-475-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Жижек, Славой (6 февраля 2023 г.). «Смерть, слава и полевые командиры в России Владимира Путина» . Джапан Таймс . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рамм, Бенджамин. «Космизм: российская религия ракетного века» . www.bbc.com . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Семёнова С. Г. Философия воскрешения Н. Ф. Фёдорова Archived 2016-11-05 at the Wayback Machine // Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Том 1.
- ^ Бердяев Н. А. Религия воскрешения («Философия общего дела» Н. Ф. Федорова) // Грёзы о Земле и небе. — СПб., 1995. — С. 164.
- ^ Режабек Б. Г., Кузьминов А. А. Трансгуманизм: Федоров. Архивировано 6 июня 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Автор и ведущая Елена Ольшанская Философия общего дела Archived 2007-05-20 at the Wayback Machine
- ↑ Эд Тэнди Н. Ф. Федоров, русский комик. Архивировано 4 февраля 2005 г. в Wayback Machine. Первоначально опубликовано в Venturist Voice, лето 1986 г. Отредактировано Р. Майклом Перри в 2003 г. (на английском языке).
- ^ Тэнди, Чарльз; Перри, Р. Майкл. «Николай Федорович Федоров (1829—1903)» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ Мусский И. А. Сто великих мыслителей. — М. : Вече, 2009. — С. 282 . — 428 с. — (Сто великих). — ISBN 978-5-9533-3976-6
- ^ Лубардич, Богдан; Гуманитарные науки, Центр «Гномон» (2018). «Вера, наука и вопрос смерти» . Филофей . 18 (1): 78. doi : 10.5840/philotheos20181816 . ISSN 1451-3455 .
- ^ Перейти обратно: а б В. В. Зеньковский ошибочно указал, что Фёдоров учился на юридическом факультете и в течение трёх лет. см. И. Г. Михневич. Сочинения. — С. 16. Archived 2021-05-02 at the Wayback Machine
- ^ "Портрет Николая Фёдорова" . Archived from the original on 2007-07-10 . Retrieved 2006-09-23 .
- ^ Перейти обратно: а б Космизм, русская религия в эпоху ракет. Архивировано 21 апреля 2021 г. на Wayback Machine , BBC, 20 апреля 2021 г.
- ^ "На месте найденного археологами храма в Москве отменили строительство сцены | Иверское благочиние города Москвы" . 2018-10-25. Archived from the original on 2018-10-25 . Retrieved 2023-03-17 .
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Философия общей задачи Часть 1 §10
- ^ Перейти обратно: а б Философия общей задачи Часть 1 §1
- ^ Федоров, Николай. 1990. Для чего был создан человек? Философия общей задачи . Лозанна: Honeyglen Publishing/L'Age d'Homme, с. 56.
- ^ Элизабет Кутайсов и Мэрилин Минто. "Введение". В книге «Для чего был создан человек?» Философия общей задачи . Лозанна: Honeyglen Publishing/L'Age d'Homme, с. 12.
- ^ Элизабет Кутайсов и Мэрилин Минто. "Введение". В книге «Для чего был создан человек?» Философия общей задачи . Лозанна: Honeyglen Publishing/L'Age d'Homme, с. 18.
- ^ Философия общей задачи Часть 1 §3
- ^ Философия общей задачи Часть 1 §4
- ^ Перейти обратно: а б с Философия общей задачи Часть 1 §19
- ^ Перейти обратно: а б с д Философия общей задачи Часть 2 §1
- ^ Философия общей задачи Часть 1 §15
- ^ Перейти обратно: а б Философия общей задачи Часть 1 §5
- ^ Перейти обратно: а б Философия общей задачи Часть 1 §11
- ^ Перейти обратно: а б с Философия общей задачи Часть 1 §13
- ^ Философия общей задачи Часть 1 §17
- ^ Перейти обратно: а б Философия общей задачи Часть 1 §9
- ^ «О космистах, богостроителях и SpaceX» . Философия для жизни . 29 мая 2020 г. Проверено 20 февраля 2023 г.
- ^ Философия общей задачи Часть 2 §8
- ^ Философия общей задачи. Часть 3.
- ^ "Лекция о русском космизме прошла в университете гражданской авиации" . Archived from the original on 2014-10-04 . Retrieved 2015-07-18 .
- ^ К. Э. Циолковский. Космическая философия. — Litres. — 369 с. — ISBN 978-5-04-155003-5 .
- ^ Ряполов С. В. Следы «московского Сократа» на Воронежской земле. Archived 2015-07-22 at the Wayback Machine / Завтра.ру (28 декабря 2013 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Толстой и Н. Ф. Федоров Archived 2015-02-17 at the Wayback Machine — на основе статьи В. Никитина («Прометей». М., 1980. Вып. 9)
- ^ Философия общей задачи Часть 2 §3
- ^ Регельсон Л. Л. Тринитарные основы проекта Н. Ф. Фёдорова
- ^ Ильин В. Н. Николай Федоров и Серафим Саровский. Archived 2013-11-01 at the Wayback Machine
- ^ Глушкина Ю. Религиозно-философское направление космизма: Россия и Америка. Архивировано 4 марта 2012 г. в Wayback Machine. Кафедра философии Уральского государственного университета, София: Рукописный журнал Общества возрожденцев русской философии, выпуск 8, 2005 г.
- ^ В. В. Удалова (Гордость). О преемственности идей космизма и трансгуманизма. Архивировано 17 апреля 2009 г. на Wayback Machine. Научных чтениях памяти К.Э. Циолковского в
- ^ Аблеев СРС (2005). История мировой философии: учебник . Москва: АСТ. ISBN 5-17-016151-4 .
- ^ Составители: Семенова С.Г., Ганева А.Г. (1993). Русский космизм: Антология философской мысли . Москва: Педагогика-Пресс. ISBN 5-7155-0641-7 .
- ^ " "Философия общего дела" Н.Ф. Федорова в контексте современной нравственной философии – автореферат и диссертация по философии. Скачать бесплатно полный текст автореферата диссертации на тему Этика" . 2016-04-17. Archived from the original on 2016-04-17 . Retrieved 2023-02-24 .
- ^ "Музей-библиотека Н. Ф. Федорова" . Archived from the original on 2007-09-28 . Retrieved 2007-07-29 .
- ^ В.Е. Лепский (2019). "Общественное участие в саморазвивающихся полисубъектных средах" (PDF) . Когито-Центр . Институт философии Российской академии наук. Archived from the original (PDF) on 2021-09-05 . Retrieved 2021-05-09 .
- ^ "В Боровске откроют памятник основателю русского космизма" . 23 October 2009. Archived from the original on 2011-08-19 . Retrieved 2009-10-25 .
- ^ "23 октября Открытие памятника философу Николаю Фёдорову" . Archived from the original on 2009-10-17 . Retrieved 2009-10-25 .
- ^ Биркертс, Свен (16 сентября 2023 г.). «Роман Карла Уве Кнаусгора о наших тяжелых временах» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 21 января 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Николай Бердяев , Религия реанимационного воскресения. «Философия общего дела Н. Ф. Федорова» .
- Надер Эльхефнави, Николай Федоров и заря постчеловека .
- Людмила Келер, Н. Ф. Федоров: Институт философии действия гуманитарных наук, Питтсбург, Пенсильвания, США, 1979. Алибриса : 8714504160. Идентификатор
- История русской философии «История российской философии» (1951) Н.О. Лосского . Издатель: Allen & Unwin, Лондон. ASIN: B000H45QTY International Universities Press Inc., Нью-Йорк. ISBN 978-0-8236-8074-0 спонсируется Свято-Владимирской православной духовной семинарией.
- Эд Тэнди, Н. Ф. Федоров, российский комик. Архивировано 26 ноября 2014 г. в Wayback Machine , Venturist Voice, лето 1986 г.
- Г. М. Янг, Николай Ф. Федоров: Введение Nordland Publishing Co., Бельмонт, Массачусетс, США, 1979.
- Джордж М. Янг, Русские космисты: эзотерический футуризм Николая Федорова и его последователей. Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк, 2012.
- Тарас Закидальский, "Философия физического воскрешения Н. Ф. Федорова". доктор философии диссертация, Брин Мор, 1976, Анн-Арбор, Мичиган, США.
Комментарий
[ редактировать ]- ^ фамилия также латинизируется как «Федоров».
- ↑ Сын Ивана Алексеевича Гагарина.
- ↑ Сын Ивана Алексеевича Гагарина.
- ^ В возрасте 10 лет Циолковский перенес скарлатину , после чего остался практически глухим. Его не принимали в гимназию, и он три года учился самостоятельно в румянцевской библиотеке под руководством Фёдорова. Юноша заинтересовался идеей колонизации космоса, способной, по мнению его наставника Фёдорова, освободить человечество. В дальнейшем идеи Фёдорова через труды Циолковского повлияли на конструктора первых советских ракет С.П. Королёва . [17]
Литература
[ редактировать ]- Кожевников В. А. Николай Федорович Федоров. Опыт выражения своего учения в опубликованных и неопубликованных работах, переписке и личных беседах. Ч. Я. : Тип. Имп. Москва. ун-та, 1908. - VI, 320 с.
- Семёнова С. Г. Николай Фёдоров: Творчество жизни. — М.: Советский писатель, 1990. — 384 с. — ISBN 5-265-01529-9
- Архипов М. В. Социально-утопический космизм Н. Ф. Фёдорова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16–19 декабря 1996 г. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996. — С. 56–60.
- Семенова С. Г. Философ будущего века. Николай Федоров. - М.: Пашков дом, 2004. - 584 с. — ISBN 5-7510-0284-9
- Гачева Анастасия Георгиевна Ф. М. Достоевский и Н. Ф. Федоров: Встречи в русской культуре. – М.: ИМЛИ РАН , 2008. – 576 с. — ISBN 978-5-9208-0306-1
- Семенова С. Г. Федоров Николай Федорович // Новая философская энциклопедия / Институт философии РАН; Нац. общественно.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совет В. С. Степин, заместители председателя: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, три. секрет. А. П. Огурцы. — 2-е изд., исп. и добавить. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1829 рождений
- 1903 смерти
- Критика интеллектуальной собственности
- Жители Сасовского района.
- Жители Елатомского уезда.
- Семья Гагариных
- Русские православные христиане из России
- Философы XIX века из Российской империи
- Космисты
- Российские космологи
- Восточно-православные философы
- Футурологи
- Историки науки
- Сторонники продления жизни
- Пантеисты
- Философы разума
- Философы религии
- Философы науки
- Философы технологии
- Философы космологии
- Российские библиотекари
- российские трансгуманисты
- Библиотекари Российской Империи