Мустафа Девати

Часть серии о Суннитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Шейх Мустафа Девати Эфенди, также известный как Девати Мустафа Эфенди (ум. 1070 г. хиджры / 1660 г. н. э.), был Джелвети шейхом 17 века Османской империи . Он был сыном Арслана Аги. С юности он работал писцом ( дивитчи или девати ), и поэтому получил имя Девати. [ 1 ]
Он присоединился к суфийскому ордену Джелвети через Мукада Ахмеда Эфенди, халифа Азиза Махмуда Худайи Эфенди. Он быстро продвигался по суфийскому пути и был послан Мукадом Ахмедом Эфенди вести ( иршад ) народ Кастамону . После периода пребывания там он вернулся в Стамбул и присоединился к ученым ( улемам ). [ 2 ]
Через семь лет он сдал экзамен и был назначен профессором медресе с зарплатой в 40 акче . Он начал преподавать в медресе Молла Кестель в 1061 году хиджры (1651 год нашей эры). Он проработал на этой должности год. Между 1062–1067 (1652–1657) годами он работал профессором вместо Вани Али Эфенди в Валиде Султан Дар аль-Хадис в Ускюдаре . Он оставил академическую жизнь в 1067 (1657 году) и начал свою руководящую деятельность с преобразования мечети, построенной Арсланом Агазаде Мустафа-беем в 1061 (1651 году) в квартале Бюльбюльдереси Сельманага в Ускюдаре, в текке / ханку . Он умер здесь после трех лет службы и был похоронен в своей могиле в саду ложи, известной сегодня как Шейхками Теккеси или Девати Мустафа Эфенди Теккеси. [ 2 ] [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]После смерти Девати его преемники ( халифы ) Абдулбаки Деде и Фиданджи Мехмед Эфенди продолжили служение руководства. Сын Девати, Дивитчизаде Мехмед Талиб Эфенди, завершил свое мистическое воспитание у Фиданджи Мехмеда Эфенди после смерти своего отца и также стал шейхом.
Работает
[ редактировать ]Единственная известная работа Мустафы Девати — «Тухфет ас-Суфийин» . В этом произведении автор рассказывает о своих открытиях и мечтах на пути тасаввуфа (суфизма), а также время от времени включал некоторые разделы о своей жизни. Работа была упрощена и опубликована с рецензией Недждета Тосуна.
Мустафа Девати утверждает, что продвигаться по пути суфизма легко, но трудно оставаться на точке совершенства. Он думает, что для достижения тайн единения необходимо уединение как условие, и очень трудно быть с Аллахом (Богом) публично. Девати указывает на разницу в степенях между боголюбивыми ( ашиками ), аскетами ( захидами ) и простыми людьми ( авам ) аналогией: влюбленные считаются виноградом, преданные аскеты - дынями, а простые люди - сливами; влюбленные будут признаны в Судный день точно так же, как каждый знает вкус винограда, вкус дыни нельзя узнать, пока ее не разрежут, и все знают, что сливы могут быть кислыми. [ 3 ]
Библиография
[ редактировать ]- Мустафа Девати, Тухфету'с-суфийин, Библиотека Ататюрка муниципалитета Стамбула, Беледие, нет. 438, ул. 32б-48б.
- Ушакизаде Ибрагим, Зейл-и Шекаик (ред. Х. Дж. Кисслинг), Висбаден, 1965, стр. 561.
- Шейхи, Векайул-фузала, I, 575.
- Айвансарайи, Хадикату'л-цевами', II, 198.
- Сицил-и Османи, IV, 393.
- Хусейн Вассаф, Сефине, III, 13-14, 19.
- Шейх Мустафа Девати Куддисе Сирруху ве Тухфету'с-суфиийин (паб. Недждет Тосун), Стамбул, 1997.
- Ахмед Тахир Нур, «Ложа Челвети в Ускюдаре с ее надписями: Мечеть Шейха Мустафы Девати Эфенди-Тевхидханеси», Социальная история, стр. 248, Стамбул 2014, с. 78-84.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «ДЕВАТО МУСТАФА ЭФЕНДИ - Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Энциклопедия известных людей Ускюдара, стр. 279–280.
- ↑ Суфийин Тухфету, реж. 40а.