Беренгар Турский
Беренгар Турский (умер 6 января 1088 г.), на латыни Berengarius Turonensis богословом XI века , был французским христианским и архидьяконом Анже , ученым, чье руководство соборной школой в Шартре подало пример интеллектуального исследования с помощью возрожденных инструментов диалектики. вскоре этому последовали в соборных школах Лана и Парижа. Беренгар Турский отличался от основного католического богословия двумя взглядами: утверждением верховенства Священного Писания и отрицанием пресуществления . [ 1 ] [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Беренгар Турский родился, возможно, в Туре , вероятно, в первые годы 11 века. Его образование началось в школе епископа Фульбера Шартрского , который представлял традиционную теологию раннего средневековья , но не сумел передать ее своему ученику. Беренгара привлекала не чистая теология, а светское образование, и он принес с собой знание латинской литературы , диалектики, а также общие знания и свободу мысли. Позже он уделял больше внимания Библии и раннехристианским писателям, особенно Григорию Турскому и Августину Гиппонскому ; и таким образом он пришел к формальному богословию. [ 3 ]
После смерти Фульберта в 1028 году Беренгар вернулся в Тур, где каноником собора стал . Примерно в 1040 году он стал главой школы, повысив ее эффективность и привлекая учеников со всего мира и из ближнего зарубежья. Свою славу он приобрел не только своей непорочной и подвижнической жизнью, но и успехами своего учения. Его репутация была такова, что несколько монахов просили его написать книгу, чтобы разжечь их ревность; и его письмо Жослену, впоследствии архиепископу Бордо , который просил его разрешить спор между епископом Изамбером Пуатье и его капитулом, является свидетельством авторитета, приписываемого его решению. Он стал архидьяконом Анжера , но остался в Туре, чтобы руководить школой. [ 4 ] Он пользовался доверием многих епископов и могущественного графа Джеффри Анжуйского .
Среди этого хора похвал стал раздаваться нестройный голос; утверждалось, что Беренгар придерживался еретических взглядов на Евхаристию . Первые споры о природе евхаристического присутствия относятся к раннему средневековью. В девятом веке Пасхасий Радбертус утверждал, что евхаристическое тело Христа идентично Его телу на небесах, но он практически не получил поддержки. [ 5 ] Его учение подверглось резкой критике со стороны Ратрамна и Рабануса Мавра , которые выступили против его решительного реализма, который иногда был омрачен неудачными сравнениями и иллюстрациями, и предложили более духовную концепцию Божественного Присутствия. [ 6 ] Что касается Беренгара, то, согласно одному сообщению, «значительно больший переполох вызвало... учение Беренгара, который выступал против доктрины Реального Присутствия». [ 7 ] Но на самом деле среди богословов и историков по этому поводу существуют разные мнения, и неясно, действительно ли Беренгар отрицает Реальное Присутствие, хотя он и отрицает пресуществление. [ 4 ] Первым на это официально обратил внимание его бывший сокурсник Адельманн , который умолял его отказаться от своего неприятия учения Церкви.
Вероятно, в начале 1050 года Беренгар обратился с письмом к Ланфранку , тогдашнему настоятелю аббатства Бек в Нормандии, в котором он выразил сожаление по поводу того, что Ланфранк придерживался евхаристического учения Пасхасия и рассмотрел трактат Ратрамна по этому вопросу (который Беренгар предположительно написанное Иоганном Скотом Эриугеной ) как еретическое . Он заявил о своем согласии с Эриугеной и считал, что его поддерживают святые Амвросий , святой Иероним , Августин и другие авторитеты. Это письмо было получено Ланфранком в Риме, где оно было зачитано перед собором, и точка зрения Беренгара была осуждена. Беренгара вызвали на другой совет, который должен был состояться в Верчелли в сентябре. Беренгар запросил разрешения пойти на совет у короля Франции Генриха I в качестве номинального аббата церкви Святого Мартина в Туре. Вместо этого, по неясным причинам, король заключил его в тюрьму. Собор в Верчелли рассмотрел учение Беренгара и снова осудил его, и он был отлучен от церкви. [ 8 ]
После его освобождения из тюрьмы, вероятно, под влиянием Джеффри Анжуйского, король все еще преследовал его и созвал синод в Париже в октябре 1051 года. Беренгар, опасаясь его цели, избегал появления, а угрозы короля после его заседания не имело никакого эффекта, поскольку Беренгара приютили Жоффруа и его бывший ученик Евсевий , ныне епископ Анжерский. Он также нашел многочисленных сторонников среди менее известных людей. [ 4 ]
В 1054 году в Туре состоялся собор под председательством кардинала Гильдебранда в качестве папского легата. Беренгар написал исповедание веры, в котором исповедал, что после посвящения хлеб и вино действительно были телом и кровью Христа. [ 9 ] Французские епископы заявили, что желают скорейшего разрешения спора, и синод заявил, что удовлетворен письменным заявлением Беренгара.
В 1059 году Беренгар отправился в Рим, подкрепленный рекомендательной грамотой графа Джеффри Гильдебранду. На соборе, состоявшемся в Латеране, его не услышали, и для его принятия была предложена формула, отражающая, как ему казалось, самый плотский взгляд на таинство. Ошеломленный противостоявшими ему силами, он взял этот документ в руки и бросился на землю в молчании, демонстрируя явное подчинение. [ 3 ]
Беренгар вернулся во Францию полный раскаяния в этом отступничестве от веры и горечи против папы и его противников; его друзей становилось все меньше: Джеффри был мертв, а его преемник настроен враждебно. Евсевий Бруно постепенно отходил от него. Однако Рим был расположен дать ему шанс; Папа Александр II написал ему ободряющее письмо, в то же время предупредив, чтобы он больше не оскорблял. [ 3 ]
Он по-прежнему был тверд в своих убеждениях и примерно в 1069 г. опубликовал трактат, в котором дал волю своей обиде на папу Николая II и его противников на римском соборе. Ланфранк ответил, и Беренгар присоединился. Епископ Лангрский Гюго также написал трактат De corpore et sanguine Christi против Беренгара. Даже его тезка Беренгар, епископ Венозы , был втянут в ссору и написал против него письмо в Рим в годы его второго призвания туда.
Но настроения против него во Франции становились настолько враждебными, что дело чуть не дошло до открытого насилия на Синоде в Пуатье в 1076 году. Гильдебранд, ныне папа Григорий VII , все еще пытался спасти его; он еще раз вызвал его в Рим (1078 г.) и обязался заставить замолчать своих врагов, заставив его согласиться на неопределенную формулу, подобную той, которую он подписал в Туре . Но враги Беренгара не были удовлетворены, и три месяца спустя на другом синоде они навязали ему формулу, которая не могла означать ничего, кроме того, что позже было названо пресуществлением, за исключением совершенно неоправданной софистики. Он был достаточно неосмотрителен, чтобы завоевать симпатию Григория VII, который приказал ему признать свои ошибки и больше не преследовать их. Беренгар признался, что допустил ошибку, и был отправлен домой.
Вернувшись во Францию, он опубликовал свой отчет о процессе в Риме, отказавшись от своего отречения. Последствием этого стал еще один суд на синоде в Бордо (1080 г.) и еще одно отречение.
После этого он промолчал, удалившись на остров Сен-Косм близ Тура, чтобы жить в аскетическом уединении. Именно там он умер в союзе с Римско-католической церковью.
Отрывок из его 1059-й исповеди
[ редактировать ]«...хлеб и вино, возлагаемые на жертвенник, суть после освящения не только таинство, но и истинное тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа, и чувствами не только таинственно, но и истинно принимаются и сокрушаются руками священников и раздавлен зубами верных». [ 10 ]
Текст его 1079-го признания
[ редактировать ]«Я, Беренгарий, сердцем своим верую и открыто исповедую, что хлеб и вино, возлагаемые на жертвенник, посредством тайны священной молитвы и слов Искупителя нашего существенно преобразились в истинную и правильную животворящую плоть и кровь. Иисуса Христа, Господа нашего; и что после посвящения истинное тело Христово, рожденное от Девы, как жертва за спасение мира, висит на кресте и сидит одесную Отца; (есть) истинная кровь Христа, которая текла из его ребер; не только через знак и силу таинства, но и в Его истинной природе и истинной сущности, как это изложено в этом кратком изложении и как я читаю и вы понимаете это; Так я верю и больше не буду учить против этой веры. Так помоги мне Бог и это святое Евангелие Божие». [ 11 ]
Теория Евхаристии Беренгара
[ редактировать ]Теория Евхаристии Беренгара имела четыре пункта: [ 12 ]
- После освящения элементы остаются как по существу, так и по внешнему виду, хотя и приобретают новое значение.
- Однако вино и хлеб — это не просто символы, но в некотором смысле они все же являются телом и кровью Иисуса, которые они представляют.
- Христос духовно присутствует и духовно принимается верой.
- Причастие в Евхаристии – это приобщение всей неделимой личности Иисуса Христа, а не Крови и Тела Иисуса как отдельных элементов. Поскольку все тело Христа было принесено в жертву смерти, оно принимается духовно как все тело; а так как тело Христово теперь прославлено на небесах, то и нам надлежит духовно вознестись на небеса.
Взгляды Беренгара на Евхаристию имели очень много общего со взглядами Жана Кальвина . [ 12 ]
Значение
[ редактировать ]Беренгара Турского можно рассматривать как предшественника христианского рационализма, поскольку он критиковал церковную власть. [ 13 ]
Позиция Беренгара никогда не была диаметрально противоположной позиции его критиков. Но споры, которые он вызвал, заставили людей пересмотреть дискуссию о Евхаристии в девятом веке, как ее оставил Пасхасий Радбертус, и прояснить учение о пресуществлении . Далее, когда и Беренгар, и его критики использовали светские дисциплины логики и грамматики для выражения вопросов христианской доктрины, путь к схоластике двенадцатого века был открыт. [ 14 ]
Беренгар Турский был предшественником реформаторов, особенно Цвингли и Жана Кальвина . [ 15 ] [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Беренгарцы , последователи Беренгара.
- Евхаристия в католической церкви
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Филип Шафф: История христианской церкви, Том IV: Средневековое христианство. 590–1073 гг. Н. Э. - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org . Архивировано из оригинала 07 марта 2022 г. Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Британская энциклопедия: словарь искусств, наук и общей литературы . Максвелл Соммервилль. 1894. Архивировано из оригинала 20 февраля 2023 г. Проверено 29 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Хаук, Альберт. «Беренгар Турский», Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога , том II, (Филип Шафф, изд.)» . Архивировано из оригинала 25 ноября 2017 г. Проверено 6 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Соваж, Джордж. «Беренгарий Турский». Католическая энциклопедия. Архивировано 18 января 2019 г. в Wayback Machine Vol. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907 г., 5 января 2019 г.
- ^ Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press, 2005 г.) ISBN 978-0-19-280290-3 ), статья Евхаристия.
- ^ Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press, 2005 г.) ISBN 978-0-19-280290-3 ), статья Пасхазиуса Радберта
- ^ Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press, 1997). ISBN 0-19-211655-X ), статья Евхаристия
- ^ «Британника.com» . Архивировано из оригинала 22 июля 2018 г. Проверено 21 июля 2018 г.
- ^ Раддинг, Чарльз и Ньютон, Фрэнсис. Богословие, риторика и политика в евхаристическом споре, 1078–1079 , издательство Колумбийского университета, 2003, с. 6. Архивировано 20 февраля 2023 г. в Wayback Machine. ISBN 9780231501675
- ^ Пол Брэдшоу и Максвелл Джонсон, Евхаристические литургии: их эволюция и интерпретация, (Колледжвилль: Liturgical Press, 2012), 224
- ^ Пол Брэдшоу и Максвелл Джонсон, Евхаристические литургии: их эволюция и интерпретация, (Колледжвилль: Liturgical Press, 2012), 225
- ^ Jump up to: а б с «Филип Шафф: История христианской церкви, Том IV: Средневековое христианство. 590–1073 гг. Н. Э. - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org . Архивировано из оригинала 07 марта 2022 г. Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ «Филип Шафф: История христианской церкви, Том IV: Средневековое христианство. 590–1073 гг. Н. Э. - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Архивировано из оригинала 07 марта 2022 г. Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press, 2005 г.) ISBN 978-0-19-280290-3 ), статья Беренгара из Тура .
- ^ Юнг, Эмма ; Франц, Мария-Луиза фон (1998). Легенда о Граале . Перевод Дайкса, Андреа. Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 225. ИСБН 978-0-691-00237-8 . Архивировано из оригинала 20 февраля 2023 г. Проверено 5 декабря 2021 г.
Беренгар Турский (первая половина одиннадцатого века), взгляды которого послужили причиной спора, известного как Второй евхаристический спор. Беренгар учил, что тело и кровь Господа не были «реальными» в Евхаристии, а были определенным образом или подобием (« figuram quandam similitudinem »). Таким образом, он был предшественником реформаторов, особенно Цвингли.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чарльз М. Рэддинг, Фрэнсис Ньютон: теология, риторика и политика в евхаристическом споре, 1078–1079 гг . Издательство Колумбийского университета: Нью-Йорк, 2003.
- Каудри, HEJ Ланфранк . Издательство Оксфордского университета: Нью-Йорк, 2003.
- Херон, Алисдер . Стол и традиция . Handsel Press: Эдинбург, 1983.
- Мэйси, Гэри . Сокровища из Кладовой . Литургическая пресса: Колледжвилл, Миннесота, 1999.
- Мэйси, Гэри. Мудрость банкета . Паулист Пресс: Нью-Йорк, 1992.
- Мэйси, Гэри. Богословие Евхаристии в раннесхоластический период . Кларендон Пресс: Оксфорд, 1984.
- Гибсон, Маргарет. Ланфранк из Бека . Кларендон Пресс: Оксфорд, 1978.
- Мацца, Энрико . Совершение Евхаристии . Литургическая пресса: Колледжвилл, Миннесота, 1999.
- Уитни, Дж.П. Очерки Хильдебрандина . Издательство Кембриджского университета: Лондон, 1932.
- Морен, Г. «Беренжер против Беренжера». Исследования в области античной и средневековой теологии . IV, 2 (1932), стр. 109–133.
- Соваж, Джордж Майкл Джулиус Луи (1907). Католическая энциклопедия . Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- 990-е рождения
- 1088 смертей
- Французские римско-католические священники XI века
- Французские католические богословы XI века
- Французские римско-католические богословы
- Писатели XI века на латыни
- Французские философы XI века
- Люди, отлученные католической церковью
- Писатели из Тура, Франция
- Духовенство из Тура, Франция