Конституция Бельгии
Конституция Королевства Бельгия | |
---|---|
Обзор | |
Оригинальное название | (на французском языке) Конституция от 7 февраля 1831 г. |
Юрисдикция | Бельгия |
Ратифицирован | 7 февраля 1831 г |
Дата вступления в силу | До 21 февраля 1831 г |
Система | Парламентская монархия |
Структура правительства | |
Филиалы | Три (исполнительная, законодательная и судебная власть) |
Чемберс | Два ( Сенат и Палата представителей ) |
Исполнительный | Король и его правительство ответственны перед Палатой представителей ; Премьер-министр как глава правительства |
судебная власть | Кассационный суд |
Федерализм | Федеральный, с 3 регионами и 3 сообществами |
Последняя поправка | 2017 |
Полный текст | |
Конституция Бельгии в Wikisource |
Портал Бельгии |
Конституция Бельгии ( голландский : Belgische Grondwet , французский : Конституция бельге , немецкий : Verfassung Belgiens ) датируется 1831 годом. С тех пор Бельгия является парламентской монархией, которая применяет принципы ответственности министров в политике правительства и Trias Politica.
Самым последним крупным изменением в конституции стало введение Арбитражного суда , полномочия которого были расширены специальным законом 2003 года, включив в него Раздел II (статьи с 8 по 32) и статьи 170, 172 и 191 Конституции. . Суд превратился в конституционный суд; в мае 2007 года он был официально переименован в Конституционный суд . Этот суд имеет полномочия проверять, соответствует ли закон или указ Разделу II и статьям 170, 172 и 191.
Исторические аспекты
[ редактировать ]Истоки и принятие
[ редактировать ]Конституция Бельгии 1831 года была принята после отделения Бельгии от Соединённых Нидерландов в результате Бельгийской революции . После первоначального успеха революции в ноябре 1830 года был созван избранный Национальный конгресс, чтобы разработать политический порядок для нового государства. Члены Национального конгресса отражали самые разные политические идеалы, но подавляющее большинство поддерживало « Союз оппозиции », возникший еще до революции. [1] Это объединило умеренных либералов с либерально настроенными католиками . Как описывают три современных историка:
Конституция 1831 года была [...] компромиссом между землевладельцами и духовенством, с одной стороны, и либеральным средним классом, с другой. Консервативные силы были готовы адаптироваться к неизбежным изменениям в обществе, но эта готовность была направлена на сохранение органической связи с прошлым и предотвращение радикальных перемен. Либеральный средний класс, несмотря на свое стремление к систематическим радикальным реформам с целью его расширения, проявлял сдержанность, типичную реакцию раннего либерализма. [2]
Результатом стал «тщательно сбалансированный компромисс», в котором некоторые радикально-либеральные аспекты смешались с твердо консервативным духом. [3] Он был основан на прецедентах французских конституций 1791 , 1814 и 1830 годов , голландской конституции 1814 года и английских конституционных принципов . Бельгия была создана как конституционная монархия с двухпалатным законодательным органом . Власти были разделены между исполнительной , законодательной и судебной властью . Конституция гарантировала свободу выражения мнений , образования , религии и печати , хотя избирательное право было строго ограничено налогом на имущество . [4] Хотя конституция была либеральной во многих отношениях, она также поставила католическую церковь в привилегированное положение. Несмотря на требование разделения церкви и государства , церковь получила привилегированное положение, сохраняя при этом свою независимость. [5] Проект документа был завершен 7 февраля 1831 года.
Политическое значение
[ редактировать ]Конституция 1831 года была весьма заметным национальным символом бельгийского национализма на протяжении XIX века. А.В. Дайси , британский теоретик права, пришел к выводу, что бельгийский документ кодифицировал ряд конвенций, давно принятых в Соединенном Королевстве, заявив, что он «действительно очень близок к письменному воспроизведению английской конституции». [6] Это также вдохновило современные либеральные движения в других европейских странах, включая Данию , которая приняла свою первую конституцию в 1849 году, явно основываясь на бельгийском прецеденте. Историк Дж. А. Хогуд писал:
Бельгийская конституция 1831 года быстро заменила испанскую конституцию 1812 года — за исключением отдаленных глушей Латинской Европы и Латинской Америки — как маяк для либералов и радикалов, которые не стояли настолько левее [...], чтобы хотел свергнуть все монархии и заменить их республиками. Везде, где строго ограниченная конституционная монархия была идеалом, ярким примером была Бельгия короля Леопольда. У нее была конституция, в которой «было все»: четко признаваемый суверенитет народа, монарх и династия, обязанные своим положением тем, что принесли присягу чтить конституцию, двухпалатный законодательный орган, обе палаты которого были полностью избраны народом. , независимая судебная система, духовенство, оплачиваемое государством, но независимое от него, и декларация прав гражданина, твердо основанная на принципах 1776 и 1789 годов , но в ряде отношений содержащая улучшения по сравнению с ними. [7]
В XIX веке в Бельгии возник «конституционный культ», превозносивший его как популярный символ национальной идентичности. [8]
Последующее развитие
[ редактировать ]Конституция 1831 года первоначально установила Бельгию как унитарное государство, организованное на трех уровнях: национальном уровне , провинциях и муниципалитетах . Государственная реформа в Бельгии привела бельгийскую политическую систему к федеральной модели , что повлекло за собой существенные поправки к первоначальному документу.
Официальная версия Конституции 1831 г. была написана на французском языке и была понятна лишь части населения страны . Официальная версия на голландском языке была принята только в 1967 году. [9] До этого голландский текст был всего лишь переводом, не имеющим юридической силы. С 1991 года существует также официальная немецкая версия Конституции. [10]
Оригинал конституционного документа в настоящее время находится в архивах Федерального парламента Бельгии. В 2020 году два исследователя заявили, что документ хранился в ненадлежащих условиях в «шкафу» парламентского секретариата. Однако это было оспорено сотрудниками секретариата. [11]
Юридические аспекты
[ редактировать ]Федеративная Бельгия, ее состав и территория
[ редактировать ]Портал Бельгии |
Бельгия – федеративное государство, состоящее из сообществ и регионов.
– Статья 1 Конституции Бельгии.
С 1993 года первая статья Конституции предусматривает, что Бельгия является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов . Это означает, что на одном уровне существует два типа переданных объектов, ни один из которых не имеет приоритета над другим.
Статья 2 делит Бельгию на три сообщества: Фламандское сообщество , Французское сообщество и Немецкоязычное сообщество , тогда как статья 3 делит Бельгию на три региона: Фламандский регион , Валлонский регион и Брюссельский регион . Статья 4 делит Бельгию на четыре языковые зоны : зону голландского языка, зону французского языка, двуязычную (французскую и голландскую) зону столицы Брюсселя и зону немецкого языка. [12] Каждый муниципалитет Королевства является частью только одной из этих четырех языковых зон. Границы языковых ареалов могут быть изменены или исправлены только законом, поддержанным определенным большинством каждой языковой группы каждой Палаты.
Статья 5 делит Фламандский регион и Валлонский регион на пять провинций каждая и предусматривает возможные будущие провинциальные переделы территории Бельгии. Статья 6 определяет, что провинции могут быть разделены только на основании закона. Границы государства, провинций и муниципалитетов могут быть изменены или исправлены только законом (статья 7).
Общие политические цели
[ редактировать ]В 2007 году в Конституцию Бельгии был добавлен раздел 1bis под названием «Общие политические цели федеральной Бельгии, сообществ и регионов», который на сегодняшний день состоит только из одной статьи: статьи 7bis. В этой статье говорится следующее: «При осуществлении своих соответствующих полномочий федеральное государство, общины и регионы должны стремиться к достижению целей устойчивого развития в его социальном, экономическом и экологическом измерениях, принимая во внимание солидарность между поколениями». ." Акт о включении этой статьи был опубликован в Официальном журнале Бельгии 26 апреля 2007 года.
Бельгийцы и их права
[ редактировать ]Раздел II Конституции Бельгии озаглавлен «Бельгийцы и их права» . В этом названии перечислен ряд прав и свобод. Хотя в Конституции говорится о правах бельгийцев, в принципе они распространяются на всех лиц, находящихся на бельгийской земле. Помимо прав, перечисленных в разделе II Конституции, бельгийцы также пользуются правами, закрепленными в Европейской конвенции по правам человека .
Статьи 8 и 9 определяют, как можно получить бельгийское гражданство. Статья 8 также предусматривает, что закон может предоставить право голоса на выборах гражданам Европейского Союза , не имеющим бельгийского гражданства, в соответствии с международными и наднациональными обязательствами Бельгии, а также гражданам стран, не входящих в ЕС. Статья 9 предусматривает, что натурализация может быть предоставлена только федеральной законодательной властью, однако статья 74 Конституции предусматривает, что только Палата представителей , а не Сенат , может предоставить натурализацию.
В государстве нет разделения на классы.
Все бельгийцы равны перед законом; только они допустимы
гражданские и военные должности, за исключением исключений, которые могут быть
установлены законом для особых случаев.
Равенство между мужчинами и женщинами гарантировано.
– Статья 10 Конституции Бельгии.
Статья 10 определяет, что все бельгийцы равны перед законом . Статья 11 определяет, что все права и свободы должны быть гарантированы без дискриминации. Статья 12 гарантирует свободу личности и предусматривает, что никто не может быть привлечен к ответственности иначе, как в случаях, определенных законом, и в порядке, установленном законом. Статья 13 определяет, что каждый имеет право обратиться в суд. Статья 14 гарантирует применение принципа nulla poena sine lege (лат. «нет наказания без закона»). Существует также статья 14bis, включенная в Конституцию Бельгии в 2005 году, которая гласит: «Смертная казнь отменена».
Статья 15 Конституции защищает от необоснованных обысков . Он определяет, что жилище неприкосновенно и что обыски могут проводиться только в случаях и порядке, предусмотренных законом. Статья 16 предусматривает, что никто не может быть лишен своей собственности, за исключением случаев, когда это отвечает общественным интересам , в случаях и порядке, предусмотренных законом, и что должна быть предоставлена справедливая и предварительная компенсация.
Статья 17 Конституции предусматривает, что наказание в виде конфискации (всех) активов не может быть установлено. Статья 18 далее предусматривает, что наказание в виде смертной казни отменено и не может быть снова введено в силу. Гражданская смерть была наказанием в Бельгии при старом режиме .
Статьи с 19 по 21 гарантируют свободу религии . Статья 19 защищает свободу религии и право осуществлять ее публично. Он также гарантирует свободу слова , устанавливая, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Тем не менее, статья 19 также определяет, что злоупотребление этими свободами может подлежать наказанию. Этот принцип противоречиво применяется в бельгийском законе об отрицании Холокоста , который объявил правонарушением публичное «отрицание, преуменьшение, оправдание или одобрение геноцида, совершенного немцами». Национал-социалистический режим во время Второй мировой войны».
Статья 22 определяет, что каждый имеет право на уважение его частной жизни и семейной жизни. Исключения могут быть установлены только законом. Статья 22bis предусматривает, что каждый ребенок имеет право на уважение его или ее «моральной, физической, психической и сексуальной неприкосновенности».
Статья 23 защищает право вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству . Это право, в частности, включает в себя следующие права:
- право на труд и свободный выбор места работы в рамках политики занятости, направленной на обеспечение стабильного и высокого уровня занятости, на справедливые условия труда и справедливое вознаграждение, а также право на информацию, консультации и коллективные переговоры;
- Право на социальное обеспечение , на медицинскую помощь, на социальную, медицинскую и юридическую помощь;
- Право на достойное жилье;
- Право на защиту здоровой окружающей среды; и
- Право на культурное и социальное развитие.
Статья 24 защищает свободу образования и право родителей на выбор. Он также предусматривает, что сообщество должно обеспечивать нейтральное образование , и что эта нейтральность включает, среди прочего, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учеников. Третий параграф этой статьи определяет, что каждый имеет право на образование при соблюдении основных прав и свобод и что образование на обязательных этапах должно быть бесплатным. (В Бельгии образование является обязательным до 18 лет.)
Статья 25 Конституции гарантирует свободу печати и предусматривает, что цензура не может быть установлена. Статья 26 защищает свободу собраний , определяя, что каждый имеет право собираться мирно и без оружия. Статья 27 гарантирует свободу объединений . Статья 28 гарантирует право подавать петиции в государственные органы. Статья 29 определяет, что конфиденциальность писем неприкосновенна.
Статья 30 предусматривает, что использование языков, на которых говорят в Бельгии, является свободным. Он также предусматривает, что использование определенного языка может быть предписано только законом и только для разбирательств и действий органов государственной власти, а также для судебных разбирательств. Статья 31 Конституции определяет, что для преследования государственных служащих за действия их администрации не требуется предварительного разрешения. Статья 32 предусматривает, что каждый имеет право ознакомиться с любым административным документом и получить его копию, за исключением случаев, предусмотренных законом или указом.
С 2003 года Арбитражный суд Бельгии , который сейчас известен как Конституционный суд, может проверять, соответствуют ли законы, указы или постановления Разделу II и статьям 170, 172 и 191 (о равенстве бельгийцев и иностранцев и запрет налоговой дискриминации) Конституции. При толковании прав, перечисленных в разделе II Конституции, Конституционный суд также применяет Европейскую конвенцию о правах человека , чтобы предотвратить различное толкование одних и тех же принципов.
Силы
[ редактировать ]Все полномочия исходят от Нации.
Они осуществляются в порядке, установленном Конституцией.
– Статья 33 Конституции Бельгии.
Раздел III Конституции Бельгии называется «Полномочия» . Он состоит из статей с 33 по 166 и разделен на восемь глав, четыре из которых подразделяются на несколько разделов. Это, безусловно, самый крупный раздел Конституции. В этом названии изложена бельгийская система правления в соответствии с принципом разделения властей .
Статья 34 Конституции прямо предусматривает, что осуществление определенных полномочий или обязанностей может быть передано международным публичным учреждениям на основании договора или закона. Это относится, среди прочего, к членству Бельгии в Европейском Союзе.
Статья 36 предоставляет федеральную законодательную власть Королю , Палате представителей и Сенату . Хотя в нем говорится, что федеральная законодательная власть должна осуществляться совместно тремя ее компонентами, на практике федеральную законодательную власть осуществляет только Федеральный парламент , который состоит из Палаты представителей и Сената. Однако законы по-прежнему требуют подписи короля.
Статья 37 наделяет федеральную исполнительную власть королем, но на практике ее осуществляет федеральное правительство .
Статьи 38 и 39 определяют полномочия и обязанности сообществ и регионов . Статья 38 предусматривает, что каждое Сообщество обладает компетенцией, предоставленной ему Конституцией или законами, принятыми в соответствии с Конституцией. Статья 39 предусматривает, что закон, принятый квалифицированным большинством, может наделить полномочиями созданные им региональные органы.
Статья 40 наделяет суды и трибуналы судебной властью и предусматривает, что их постановления и решения исполняются от имени Короля.
Законодательная власть
[ редактировать ]Глава I, озаглавленная «Федеральные палаты» , устанавливает состав, порядок выборов, квалификацию членов и организацию двухпалатного федерального парламента , который состоит из Палаты представителей и Сената . Он разделен на три части: первая часть содержит положения, общие для обеих палат, тогда как две другие части, раздел I, озаглавленный «Палата представителей» , и раздел II, озаглавленный «Сенат» , включают положения, применимые только к одной из палат. две палаты.
Члены Палаты представителей и члены Сената, избираемые прямым голосованием , избираются всеми гражданами Бельгии, достигшими 18 лет и не подпадающими ни под одну из категорий исключений, определенных законом. Статья 61 далее предусматривает, что каждый избиратель имеет только один голос. проводятся В принципе, федеральные выборы каждые 4 года, но возможно, что Федеральный парламент будет распущен досрочно и, таким образом, будут проведены досрочные выборы. Чтобы иметь право быть избранным, необходимо иметь бельгийское гражданство , полностью пользоваться гражданскими и политическими правами, быть не моложе 21 года и проживать в Бельгии. Никакие другие условия отбора не могут быть установлены.
Глава II, озаглавленная «Федеральная законодательная власть », описывает полномочия законодательной власти . Статья 74 определяет случаи, в которых федеральная законодательная власть осуществляется только Королем и Палатой представителей , а не Сенатом . Статья 75 предусматривает, что каждая ветвь федеральной законодательной власти имеет право инициативы. Это означает, что как члены Палаты представителей или Сената, так и король, а на практике федеральное правительство, имеют право предлагать законопроекты. Статья 77 определяет вопросы, по которым Палата представителей и Сенат обладают равной компетенцией. В статьях с 78 по 83 дополнительно описываются парламентские процедуры и отношения между обеими частями федерального парламента.
Монарх
[ редактировать ]Глава III, озаглавленная «Король и федеральное правительство» , состоит из статей с 85 по 114. Она разделена на три раздела. Раздел I, озаглавленный «Король» , устанавливает монархию , метод наследования и содержит положения, касающиеся регентства. Раздел II, озаглавленный «Федеральное правительство» , определяет федеральное правительство и порядок назначения его членов. Раздел III, озаглавленный «Компетенции» , определяет конституционные полномочия Короля, которые на практике осуществляются федеральным правительством.
Статья 85 предусматривает, что конституционные полномочия короля передаются по наследству через прямое, естественное и законное происхождение от короля Леопольда I в порядке первородства. Однако в Разделе IX, который содержит определенные переходные положения, есть пункт, который предусматривает, что статья 85 в ее действующей редакции впервые будет применяться к происхождению короля Альберта II , что означает, что потомство женского пола короля Альберта II и более поздние монархи находятся в линии наследования бельгийского престола , тогда как потомки женского пола всех предыдущих бельгийских королей исключены из престола. Это переходное положение было введено для регулирования перехода от закона Салика , который запрещал женщинам и их потомкам занимать трон и действовал до 1991 года.
Статья 85 далее предусматривает, что потомок Леопольда I, вступивший в брак без согласия короля или лиц, осуществляющих королевские полномочия в случаях, предусмотренных Конституцией, лишается своих прав на корону. Он также предусматривает, что те, кто таким образом утрачивает свое право на корону, могут быть восстановлены в линии преемственности с согласия обеих палат федерального парламента. Опять же, в Раздел IX было включено переходное положение, предусматривающее, что брак принцессы Бельгии Астрид и эрцгерцога Лоренца Австрийского-Эсте считается получившим такое согласие. Это положение было включено потому, что, поскольку их брак состоялся в 1984 году, до того, как женщины были включены в линию наследования, для их брака в то время не требовалось согласие короля.
нет потомков Статья 86 предусматривает, что, если у короля Леопольда I , король может назначить преемника с согласия обеих палат федерального парламента. Такое согласие не может быть дано, если не имеется кворума, составляющего не менее двух третей его членов, и не менее двух третей поданных голосов не будут даны утвердительно. Если таким образом не назначен преемник, трон остается вакантным. Статья 95 предусматривает, что, если трон вакантен, Объединенные палаты собираются, чтобы временно обеспечить регентство . Впоследствии должны состояться федеральные выборы , и вновь избранный Федеральный парламент должен собраться в течение двух месяцев, чтобы навсегда заполнить вакансию.
Объединенные палаты также должны обеспечить регентство в двух других случаях в соответствии со статьями 92 и 93: если наследник престола является несовершеннолетним или если король не может править. В обоих случаях Объединенные палаты также должны принять положения, касающиеся опеки . Статья 94 предусматривает, что регентство может быть предоставлено только одному человеку и что регент может вступить в должность только после принесения той же конституционной присяги, которую должен принести король, прежде чем он сможет вступить на престол. Статья 93 также предусматривает, что министры должны доказать невозможность управлять и впоследствии созвать палаты федерального парламента.
Статья 90 предусматривает, что после смерти монарха Федеральный парламент должен собраться без созыва не позднее чем через десять дней после смерти монарха. Если палаты были распущены и акт о роспуске предусматривал созыв новых палат не позднее десятого дня после кончины монарха, то старые палаты снова вступают в силу до созыва новых палат. Он также предусматривает, что в период между кончиной монарха и принесением присяги его преемником или регентом конституционные полномочия короля осуществляются Советом министров от имени бельгийского народа.
Статья 90 и статья 93, касающиеся неспособности править, были неоднозначно применены в 1990 году во время так называемого вопроса об абортах, который возник, когда король Бодуэн I отказался подписать законопроект, либерализирующий бельгийские законы об абортах, сославшись на религиозные убеждения. Впоследствии 4 апреля 1990 года правительство Бельгии объявило его неспособным править, и вместо этого министры подписали и обнародовали законопроект. На следующий день Объединенные палаты вернули королю Бодуэну I королевскую власть.
В соответствии со статьей 87 Конституции Король не может одновременно быть главой государства другой страны без согласия обеих палат федерального парламента. Личный союз возможен только при одобрении двух третей голосов, поданных в обеих Палатах, и для того, чтобы одобрение было действительным, должен присутствовать кворум в две трети членов Палаты. Эта статья использовалась только один раз, в 1885 году, когда король Бельгии Леопольд II также стал суверенным правителем Свободного государства Конго .
Исполнительная власть
[ редактировать ]Второй раздел главы III посвящен составу и функционированию федерального правительства. Статья 96 предусматривает, что король назначает и увольняет своих министров. Он также предусматривает, что федеральное правительство должно подать в отставку королю, когда Палата представителей абсолютным большинством своих членов принимает конструктивный вотум недоверия, который представляет преемника премьер-министра королю для назначения , или представляет королю преемника премьер-министра для назначения в течение трех дней после отклонения вотума доверия. Затем король назначает предполагаемого преемника премьер-министра. В этом случае новый премьер-министр вступает в должность в момент принесения присяги новым федеральным правительством.
Статьи с 97 по 99 содержат положения, касающиеся членства в федеральном правительстве. Статья 97 предусматривает, что только граждане Бельгии могут быть министрами, а статья 98 предусматривает, что ни один член королевской семьи Бельгии не может быть министром. Статья 99 предусматривает, что Совет министров не может состоять более чем из 15 членов и что Совет министров должен включать столько же голландскоязычных, сколько и франкоязычных членов, за возможным исключением премьер-министра.
Король не имеет никаких других полномочий, кроме тех, которые прямо
закрепленные за ним Конституцией и конкретными законами
принятый в соответствии с самой Конституцией.
– Статья 105 Конституции Бельгии.
Раздел III посвящен компетенции и полномочиям Короля, которые на практике осуществляются федеральным правительством. Статья 105 прямо определяет, что Король не имеет никаких других полномочий, кроме тех, которые прямо предоставлены ему Конституцией и законами, принятыми в соответствии с ней. Эта статья устанавливает принцип, согласно которому федеральная исполнительная власть не имеет никаких полномочий и полномочий, кроме тех, которые предоставлены ей федеральной законодательной властью.
Статья 106 предусматривает, что акты короля недействительны, если они не подписаны министром. Это означает, что, хотя король наделен исполнительной властью, он не несет политической ответственности за ее осуществление. Скорее, он должен осуществлять это через министров; подписавший министр принимает на себя политическую ответственность за этот акт. Это является прямым результатом неприкосновенности личности короля, установленной статьей 88, и принципа министерской ответственности , установленного статьей 101. Например, когда новое правительство вступает в должность, уходящий премьер-министр контрассигнует Акт о назначении нового премьер-министра, который затем подписывает Акт об отставке своего предшественника.
Сообщества и регионы
[ редактировать ]Глава IV, озаглавленная «Сообщества и регионы» , содержит статьи со 115 по 140. Она разделена на два раздела, которые, в свою очередь, подразделяются на подразделы. Раздел I озаглавлен «Органы» и определяет органы сообществ и регионов и их функционирование. Он разделен на два подраздела, посвященных соответственно парламентам сообществ и регионов и правительствам сообществ и регионов. Раздел II называется «Компетенции» и далее определяет полномочия и обязанности сообществ и регионов. Он разделен на три подраздела, посвященных, соответственно, компетенции Сообществ, компетенции регионов и один, содержащий специальные положения, касающиеся этих полномочий.
Статья 115 раздела I учреждает Парламент Фламандского сообщества, известный как Фламандский парламент , Парламент Французского сообщества и Парламент немецкоязычного сообщества . Он также предусматривает, что для каждого региона должен быть парламент, в результате чего были созданы Парламент Валлонии и Парламент Брюсселя . Фламандский парламент осуществляет как полномочия Парламента Фламандского сообщества, так и Парламента Фламандского региона . Статья 116 предусматривает, что общинные и региональные парламенты состоят из избранных членов. Члены парламента сообщества должны быть избраны прямым голосованием в парламент этого сообщества или в региональный парламент, как в случае с парламентом Французского сообщества, и то же самое относится и к региональным парламентам.
Члены парламентов сообщества и регионов избираются сроком на 5 лет и, в соответствии со статьей 117 Конституции, эти выборы должны совпадать с выборами в Европейский парламент , за исключением случаев, когда иное предусмотрено специальным законом. Статья 119 предусматривает, что член парламента сообщества или региона не может быть членом федерального парламента одновременно , единственным исключением являются сенаторы сообщества , которые представляют парламент своего сообщества или региона в Сенате , и статья 120. предоставляет членам общинных и региональных парламентов ту же парламентскую неприкосновенность , что и членам Федерального парламента.
Статья 121 устанавливает фламандское правительство , правительство Французского сообщества и правительство немецкоязычного сообщества и предусматривает, что каждый регион также должен иметь правительство. Фламандское правительство является правительством как Фламандского сообщества, так и Фламандского региона. Члены каждого сообщества или регионального правительства избираются соответствующим парламентом.
Раздел II определяет полномочия и обязанности сообществ и регионов. Статья 127 подраздела I предусматривает, что фламандский парламент и парламент Французского сообщества несут ответственность за вопросы культуры и образования, однако в отношении образования сообщества не несут ответственности за определение возраста, в котором начинается и заканчивается обязательное образование. минимальные условия для присвоения ученых степеней и пенсий. Статья 128 предусматривает, что фламандский парламент и парламент Французского сообщества несут ответственность за вопросы, касающиеся личности. Кроме того, фламандский парламент и парламент Французского сообщества также несут ответственность за сотрудничество между сообществами и имеют право заключать договоры в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со статьей 129 фламандский парламент и парламент Французского сообщества также несут ответственность за законодательство, касающееся использования языков в администрации и ведении официального бизнеса, в образовании и в отношениях между работодателями и их персоналом, в определенных пределах. . Они не могут принимать законы об использовании языков в случаях, когда ответственность несет федеральный парламент, муниципалитеты, обладающие языковыми возможностями , определенные службы, а также федеральные и международные учреждения.
Статья 130 устанавливает полномочия Парламента немецкоязычного сообщества . Он предусматривает, что парламент немецкоязычного сообщества отвечает за вопросы культуры, вопросы, связанные с личностью, образованием, в тех же пределах, что и парламенты других сообществ, сотрудничество между сообществами и международное сотрудничество, включая право создавать договоры в отношении его компетенции и использования языков в образовании. В отличие от других сообществ, законы, касающиеся компетенции немецкоязычного сообщества, не требуют специального большинства в Федеральном парламенте.
Судебная власть
[ редактировать ]Глава V, озаглавленная « Конституционный суд, предотвращение и разрешение конфликтов» , содержит статьи 141–143. Она разделена на три раздела, каждый из которых содержит только одну статью: раздел I о предотвращении конфликтов компетенции, раздел II о Конституционный суд и Раздел III о предотвращении и разрешении конфликтов интересов. Статья 143 определяет, что федеральное государство, сообщества, регионы и Комиссия общего сообщества при осуществлении своих соответствующих полномочий должны соблюдать лояльность федерации.
Глава VI, озаглавленная «Судебная власть» , описывает организацию судебной системы Бельгии. Он содержит статьи со 144 по 159. Статья 147 учреждает Кассационный суд . Статья 150 определяет состав присяжных для рассмотрения всех уголовных преступлений, а также политических преступлений и преступлений, связанных с прессой. В 1999 году в эту статью были внесены поправки, включившие положение о том, что «преступления, связанные с прессой, мотивированные расизмом или ксенофобией», не рассматриваются судом присяжных. Статья 151 устанавливает Высший совет юстиции и порядок назначения судей. Статья 156 устанавливает пять апелляционных судов : по одному в Брюсселе , Генте , Антверпене , Льеже и Монсе . Статья 157 предусматривает, что военные суды могут создаваться в военное время. Он также предусматривает существование коммерческих судов , судов по трудовым спорам и так называемых трибуналов по вынесению штрафов.
Глава VII, озаглавленная «Государственный совет и административная юрисдикция» , содержит статьи 160 и 161 и учреждает Государственный совет . Он также предусматривает, что никакая административная юрисдикция не может быть установлена иначе как на основании закона.
Местное самоуправление
[ редактировать ]Глава VIII, последняя глава раздела III Конституции, озаглавлена «Провинциальные и муниципальные учреждения» . Как следует из названия, в этой главе описывается организация институтов провинций и муниципалитетов Бельгии . Он содержит статьи с 162 по 166. Статья 162 устанавливает принципы организации провинциальных и муниципальных учреждений, такие как прямые выборы членов провинциальных и муниципальных советов. Статья 163 предусматривает, что функции провинциальных органов осуществляются во внепровинциальном Брюссельском столичном регионе институтами Фламандского сообщества, Французского сообщества , Общей комиссии сообщества и региона. Статья 165 предусматривает, что закон может создавать агломерации и федерации муниципалитетов. Также описывается функционирование этих агломераций и федераций. Статья 166 описывает, как предыдущая статья применяется к муниципалитетам Брюссельского региона .
Конституционные поправки
[ редактировать ]В Конституцию Бельгии могут быть внесены поправки федеральной законодательной властью, состоящей из Короля (на практике федерального правительства) и Федерального парламента. Процесс внесения поправок регулируется положениями Раздела VIII Конституции, который называется « Пересмотр Конституции» . Для внесения поправок в Конституцию федеральная законодательная власть должна заявить о наличии оснований для внесения изменений в Конституцию в соответствии со статьей 195 Конституции. Это делается посредством двух так называемых Деклараций о пересмотре Конституции : одна принята Палатой представителей и Сенатом, а другая подписана королем и федеральным правительством.
новые федеральные выборы После этого заявления Федеральный парламент автоматически распускается и должны состояться . Это делает невозможным внесение поправок в Конституцию без проведения выборов. После выборов новый федеральный парламент может внести поправки в те статьи, которые были объявлены подлежащими пересмотру. Ни одна Палата не может рассматривать поправки к Конституции, если на ней присутствуют не менее двух третей ее членов, а в Конституцию могут быть внесены поправки только в том случае, если не менее двух третей поданных голосов проголосуют за поправку.
Существуют дополнительные ограничения на полномочия Федерального парламента по внесению поправок в Конституцию. Статья 196 Конституции предусматривает, что процесс внесения поправок в Конституцию не может быть начат или продолжен во время войны или когда федеральный парламент не может свободно собираться в Бельгии. Статья 197 также предусматривает, что положения, касающиеся конституционных полномочий короля, не могут быть изменены во время регентства.
Федеральная законодательная власть также имеет право изменять количество и подразделение статей Конституции, деление Конституции на заголовки, главы и разделы, а также терминологию статей, которые не были объявлены подлежащими пересмотру, с целью приведения в действие в соответствии со статьей 198. Ни одна Палата не может обсуждать такие изменения, пока не присутствуют по крайней мере две трети ее членов и Конституция может быть изменена таким образом только в том случае, если по крайней мере две трети поданных голосов проголосуют за нее.
Процедура изменения и закрепления структуры Конституции Бельгии, ее подразделений и статей называется координацией. В истории Бельгии он использовался только один раз, в 1993 году, когда было решено опубликовать сводную версию всей Конституции в Официальном журнале Бельгии . Согласованный вариант был предложен федеральному парламенту федеральным правительством 25 июня 1993 г., он был принят Палатой представителей 20 января 1994 г. и Сенатом 3 февраля 1994 г. Этот согласованный текст Конституции Бельгии был опубликован в Бельгийский официальный журнал от 17 февраля 1994 г.
В Конституцию Бельгии вносились поправки 29 раз с тех пор, как согласованный текст от 17 февраля 1994 г. был опубликован в Официальном журнале Бельгии: один раз в 1996 г., три раза в 1997 г., четыре раза в 1998 г., дважды в 1999 г. и в 2000 г., один раз в 2001 г., дважды в 2002 и 2004 годах, трижды в 2005 и 2007 годах, один раз в 2008 году и пять раз в 2012 году. Последнее изменение Конституции произошло путем пересмотра статьи 12 от 24 октября 2017 года.
См. также
[ редактировать ]- Радостный въезд 1356 г.
- Конституционный закон
- Конституционный суд Бельгии
- Конституционная экономика
- Конституционализм
- Правило в соответствии с высшим законом
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Витте, Крейбекс и Мейнен 2009 , стр. 25.
- ^ Витте, Крейбекс и Мейнен 2009 , стр. 24.
- ^ Витте, Крейбекс и Мейнен 2009 , стр. 27.
- ^ Витте, Крейбекс и Мейнен, 2009 , стр. 25–8.
- ^ Витте, Крейбекс и Мейнен 2009 , стр. 28.
- ^ Дайси 1889 , с. 85.
- ^ Хогуд 1971 , с. 191.
- ^ Huygebaert 2015 , стр. 8–35.
- ^ Этническая структура, неравенство и управление государственным сектором в Бельгии. Архивировано 14 июня 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Информационный бюллетень о Конституции Бельгии» (PDF) . Палата представителей Бельгии . Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2007 года . Проверено 12 ноября 2007 г.
- ^ «Конституция Бельгии пылится на дне шкафчика» . Метро (на французском языке). 26 августа 2020 г. . Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ «Бельгия 1831 г. (ред. 2012 г.)» . Составить . Проверено 30 марта 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дайси, А.В. (1889). Введение в изучение конституционного права (3-е изд.). Лондон: Макмиллан и Ко.
- Хогуд, Дж. А. (1971). «Либерализм и конституционные изменения». В Бери, JPT (ред.). Новая Кембриджская современная история . Том. 10. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 185–212. ISBN 0521045487 .
- Витте, Элс; Крейбекс, Ян; Мейнен, Ален (2009). Политическая история Бельгии с 1830 г. (Новое изд.). Брюссель: ASP. ISBN 978-90-5487-517-8 .
- Хайгебарт, Стефан (2015). «Незыблемые основы. Иконологическое исследование бельгийского конституционного культа после революции 1848 года» . Журнал истории Бельгии . 45 (4): 8–39.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Десер, Брехт (2018). «Конституционный приоритет и происхождение Конституции Бельгии 1831 года» . Пересмотр конституционного формирования II Решающая конституционная нормативность: от старых свобод к новому приоритету . Исследования по истории права и справедливости. Том. 12. Нью-Йорк: Спрингер. стр. 211–256. дои : 10.1007/978-3-319-73037-0_5 . ISBN 978-3-319-73037-0 . S2CID 158925617 .
- Десер, Брехт (2019). «Республиканская монархия в революциях 1830 года: от Лафайета до конституции Бельгии» . История европейских идей . 45 (7): 992–1010. дои : 10.1080/01916599.2019.1628085 . S2CID 197722410 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Три официальные версии Конституции Бельгии:
- «De Belgische Grondwet» (на голландском языке). Сенат Бельгии. 15 мая 2007 года . Проверено 21 августа 2007 г.
- «Бельжская конституция» (на французском языке). Сенат Бельгии. 15 мая 2007 года . Проверено 21 августа 2007 г.
- «Die Verfassung Belgiens» (на немецком языке). Сенат Бельгии. 15 мая 2007 года . Проверено 21 августа 2007 г.
- Английский перевод, недавно обновленный, но без официального признания:
- «Конституция Бельгии» (PDF) . Палата представителей Бельгии. Январь 2009 года . Проверено 30 июля 2016 г.