Ратха Калпана
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
неортодоксальный | |
Ратха Калпана (от санскрита ратха «колесница» и калпана «изображение») [1] — метафора, используемая в индуистских писаниях для описания отношений между чувствами , умом, интеллектом и Самостью . [2] [3] Эта метафора была впервые использована в Катха Упанишаде и, как полагают, вдохновила подобные описания в Бхагавад Гите , Дхаммападе и платоновском « Федре» . [4] [5] [6] [7] Джеральд Джеймс Ларсон, исследователь индийской философии, считает, что метафора колесницы содержит одну из самых ранних отсылок к идеям и терминологии индийской философской школы Санкхья . [8]
Фон
[ редактировать ]Аналогия с колесницей впервые появляется в третьей главе Катха-упанишад как способ объяснить Атман (Я) в отличие от ума, интеллекта и органов чувств. В этом контексте духовная практика рассматривается как возвращение к сознанию через уровни проявленного существования. [9] Эта метафора является частью учения, переданного Начикете , ребенку, ищущему знаний о жизни после смерти, Ямой , индуистским богом смерти.
Уильям К. Махони в книге «Искусная вселенная: введение в ведическое религиозное воображение » пишет: «В этой метафоре мы имеем образ мощного процесса, который может либо привести к осуществлению, либо в котором искатель может заблудиться». [10]
Аналогия
[ редактировать ]Стихи 1.3.3–11 Катха-упанишад посвящены аллегорическому изображению человеческого тела в виде колесницы. [5] Тело приравнивается к колеснице, где лошади — это чувства, ум — поводья, а возница или возничий — это интеллект. [2] Пассажиром колесницы является Высшее Я (Атман). С помощью этой аналогии объясняется, что Атман отделен от физического тела, как пассажир колесницы отделен от самой колесницы. Стихи завершаются описанием управления колесницей и созерцания Самости как способов, с помощью которых интеллект приобретает Самопознание . [11]
Тот, кто имеет разум возничего колесницы и владеет поводьями своего ума,
он достигает конца путешествия, этой высшей обители всепроникающего-Катха- упанишада 1.3.10–11. [5]
Здесь представлена колесница для атмана, обусловленного в сансаре, имеющего право приобретать знание и совершать карму для достижения освобождения и для путешествия в сансаре, как средство достижения того и другого. Знай, что атман, который наслаждается плодами кармы и находится в рабстве сансары, является господином колесницы. Знай, что тело воистину является колесницей, потому что, подобно колеснице, тело тянется чувствами, занимающими место лошадей. Знайте также, что разум должен быть возничим, наделенным способностью к решимости, потому что тело главным образом управляется разумом, как колесница главным образом управляется возничим; ведь все, что делается телом, обычно делается разумом. Знайте, что ум с его характеристиками воли, сомнения и т. д. является поводьями; ибо чувства, такие как ухо, выполняют свои функции, когда их схватывает ум, как лошади, удерживаемые поводьями.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Санскритско-английский словарь Монье Уильямса .
- ^ Jump up to: а б Веданта Кесари 1967 , с. 479.
- ^ Упадхьяя 1998 , с. 114.
- ^ Иззо 2009 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с Шивараман 1989 , с. 203.
- ^ Винн 2007 , стр. 25–26.
- ^ Якобсен 2008 , с. 381.
- ^ Ларсон 1998 , стр. 96–98.
- ^ Уичер 1998 , стр. 18–19.
- ^ Махони 1998 , с. 186.
- ^ Сарасвати 2002 , с. 164.
- ^ Катха и Прашна Упанишады и комментарий Шри Шанкары (PDF) . Том. 2. Мадрас. 1928. с. 54.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- Ишваран, Экнатх (2009), Сущность Упанишад: ключ к индийской духовности , Nilgiri Press, ISBN 978-1-58638-036-6
- Хайнц, Кэролайн Браун (1999), азиатские культурные традиции , Waveland Press, ISBN 978-1-57766-043-9
- Иззо, Дэвид Гарретт (2009), Влияние мистицизма на британскую и американскую литературу 20-го века , МакФарланд, ISBN 978-0-7864-4106-8
- Якобсен, Кнут А. (2008), Теория и практика йоги , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-3232-9
- Ларсон, Джеральд Джеймс (1998), Классическая санкхья: интерпретация ее истории и значения , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0503-3
- Махони, Уильям К. (1998), Искусная вселенная: введение в ведическое религиозное воображение , SUNY Press, ISBN 978-0-7914-3579-3
- Монье-Вильямс (1960), Английский санскритский словарь , Oxford Clarendon Press, ISBN 978-81-206-1509-0
- Сарасвати, Амбикананда (Свами) (2002), Уддхава Гита , Ulysses Press, ISBN 978-1-56975-320-0
- Шивараман, Кришна (1989), Индуистская духовность: Веды через Веданту , The Crossroad Publishing Co., ISBN 978-0-8245-0755-8
- Упадхьяя, Каши Натх (1998), Ранний буддизм и Бхагавадгита , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0880-5
- Веданта Кесари , Шри Рамакришна Матх, 1967, ISSN 0042-2983.
- Уичер, Ян (1998), Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги , SUNY Press, ISBN 978-0-7914-3815-2
- Винн, Александр (2007), Происхождение буддийской медитации , Psychology Press, ISBN 978-0-415-42387-8