Jump to content

Пелен

(Перенаправлено с Аполлона Виндонна )

Белен ( галльский : Belenos , Belinos ) — древний кельтский бог-целитель . Культ Белена простирался от итальянского полуострова до Британских островов, а главное святилище располагалось в Аквилее , на Адриатическом побережье. Посредством интерпретации romana Белен часто отождествлялся с Аполлоном , хотя его культ, по-видимому, сохранял определенную степень автономии в римский период. [ 1 ] [ 2 ]

Сертификаты

[ редактировать ]

Теоним Belenus ) (или Belinus ), который является латинизированной формой галльского Belenos (или Belinos , появляется примерно в 51 надписи. Хотя большинство из них расположены в Аквилее ( Фриули , Италия), главном центре его культа, имя также встречается в местах, где в древние времена жили кельтские носители, в том числе в Галлии , Норикуме , Иллирии , Британии и Ирландии . [ 3 ]

Лингвист Бланка Мария Проспер утверждает, что Белинос . первоначальная форма, вероятно, была [ 4 ] которое также появляется в имени Белин [ cy ] (от более раннего Belinos ), валлийского лидера, умершего в 627 году нашей эры. [ 3 ] Известные варианты включают Bellinus и, возможно, Belus . [ 5 ] Божество, возможно, также было известно в Ирландии и Британии под вариантами Бел , Бели и Биле. [ 6 ]

Этимология

[ редактировать ]

Этимология Беленоса остается неясной. Традиционно его переводили как «яркий» или «сияющий», заимствуя название от протоиндоевропейского корня *bʰelH- , интерпретируемого как «белый, сияющий» (ср. лит. báltas «белый»). , греч. φαλός phalos 'белый', арм. bal 'бледный', гот. bala 'серый'). Эта теория была подкреплена интерпретацией Беленоса как . «галльского Аполлона », божества с атрибутами солнца [ 7 ] [ 8 ]

Однако эта этимология подвергается растущей критике в недавних исследованиях. Ксавье Деламар отмечает, что предлагаемые родственные слова , происходящие от *bʰelH-, по-видимому, не означают «блестящий», а скорее «[бледно] белый» или «серый», и предполагает, что Belenos может скорее происходить от галльской основы belo - («сильный «могущественный»), прикрепленный к суффиксу — нос («господин, господин»), что привело бы к Беленосу как «Мастеру Силы». [ 8 ] В качестве альтернативы, Питер Шрийвер предположил, что корня * bʰel- , Belenos может быть основой индоевропейского обозначающего белену ( ср . валлийское bela , германское * bel(u)nōn , славянское *bъlnъ ), психоактивное растение, которое был известен как belenuntia по-галльски и как apollinaris по-латыни. [ 9 ] Бернхард Майер и Патриция де Бернардо Стемпель также утверждали, что имя может происходить от корня *g. В elH- , что означает «источник, источник». [ 10 ] [ 11 ] По словам Шашеля Коса, «тесная связь Белена с водой подтверждается двумя посвящениями Фонсу Б (элени) и алтарем, на котором Белену поклоняются вместе с нимфами. Термальные источники также засвидетельствованы в Юлиуме Карникум». [ 12 ] Попытка XIX века связать корень бель- с финикийским божеством Ваалом сейчас широко отвергается современными учёными. [ 5 ]

[ редактировать ]

Деревня, которая сейчас является частью муниципалитета Аквилеи, до сих пор носит название Белинья . [ 3 ] Вождя племени доримской Британии звали Кунобелинос (староваллийский Конбелин ), что, возможно, означает «собака Беленоса» или еще «сильный, как собака», если имя не теофорное . [ 13 ] [ 5 ] [ 14 ] Староваллийское личное имя Люэлин (современное Лливелин ) восходит к аналогичному составному * lugu-belinos (либо двандва с именами двух божеств, либо еще «сильный, как Лугус »). [ 14 ] Бриттонский вариант названия мог быть источником прихода Биллингсгейт в Лондоне, хотя это может быть народная этимология , и, возможно, фонтана Белентон (ныне Берантон) в лесу Броселианд в Бретани. [ 6 ] [ 5 ] Имена валлийских и ирландских предков Бели Маура и Байла также могут быть связаны. [ 5 ] [ 15 ]

Галльский термин belenuntia (Βελενούντιαν), обозначающий белену , галлюциногенное растение, также известное на латыни как apollinaris , может быть производной формой Belenos . [ 16 ] [ 17 ] Вариант беленион , названный Псевдо-Аристотелем ядовитым растением , по-видимому, является источником испанского beleño («белена»). [ 17 ] Галло-римский термин belisa также мог быть заимствован в древневерхненемецком языке как bilisa (ср. современное немецкое Bilsenkraut «белена»). [ 3 ] Белена широко использовалась в древности в лечебных целях, что является еще одним доказательством целебных свойств Беланоса. [ 18 ] Неглубокая каменная тарелка, найденная в Сен-Шама (юг Франции) и посвященная Белейно, могла, таким образом, использоваться для хранения галлюциногенных веществ. [ 3 ]

По мнению Деламарра, имя богини Белисамы , по-видимому, построено на той же основе bel(o) — («сильный, могущественный»), присоединенной к усиливающему суффиксу — isama , и поэтому может быть переведено как «Очень могущественная». [ 8 ] Шрийвер скорее связывает его с основой слова «белена», * beles- , присоединенной к неизвестному суффиксу —ma , и сравнивает имя с галльским теонимом Belisa-maros . [ 19 ] Личное имя Белловесус , вероятно, можно перевести как «Достойный власти», от bello - («власть»), присоединенного к uesus («достойный, хороший, заслуживающий»). [ 8 ]

Испанские ученые также связывают имя божества с аквитанским антропонимом Белинатепос или Белантепос (считается, что это связано с лошадьми), а также с топонимами Беленьо и Белоньо. [ 20 ] [ 21 ]

В древней Галлии и Британии Аполлон обычно ассоциировался с солнцем и целебными свойствами. [ 22 ] Его, возможно, приравнивали к пятнадцати или более различным именам и эпитетам (включая Беленуса , Виндоннуса , Гранноса , Борво , Мапонуса , Моритасга и других). [ 22 ] [ 23 ]

Бог почитался как Аполлон Белен в лечебном храме Сент-Сабина (Бургундия), куда к нему обращались паломники, ищущие лекарства от своих болезней. Если Белен интерпретировать как значение «сияющий, блестящий», то его можно сравнить с кельтским эпитетом Виндоннус (от * windo — «белый»), приписываемым Аполлону как божеству, возвращавшему свет и зрение людям с заболеваниями глаз в Эссаруа ( Бургундия). [ 22 ]

Исторический культ

[ редактировать ]

Источник

[ редактировать ]

По словам филолога Хельмута Бирхана , Беленус считался «типичным карнийским оракулом и божеством, дающим здоровье», хотя его широкое распространение среди древних кельтских народов может указывать на общекельтское происхождение культа. [ 3 ] Ученый Миранда Олдхаус-Грин пишет, что божество, вероятно, существовало еще до римского периода. [ 22 ] Филолог Марьета Шашель Кос считает, что поклонение Белену распространилось из Норика в сторону близлежащих городов Аквилеи и Юлиума Карникума (современный Зуглио ). [ 12 ]

Тертуллиан , писавший в ок. 200 г. н.э. идентифицирует Белена как национального бога Норикума. Надписи, посвященные Белену, сосредоточены в Восточных Альпах и Цизальпинской Галлии , но есть свидетельства того, что популярность бога получила более широкое распространение в римский период. [ 24 ]

Около 240 года Иродиан упоминает поклонение Белену в Аквилее , где он считался богом-покровителем. [ 22 ] [ 12 ] Во время осады города в 238 году нашей эры императором Максимином Фраксом , который погиб во время этого события, а вскоре после этого его армия потерпела поражение, Белен был призван божественным защитником Аквилеи. [ 12 ] Солдаты сообщили, что видели появление бога, парящего в воздухе, сражающегося и защищающего свой город, что напоминает защиту Аполлоном Дельф от войск Бренноса . [ 3 ] Посвящения Фонсу Белени («Фонтан Беленоса») показывают связь с лечебными источниками. [ 25 ] Императоры третьего века Диоклетиан и Максимиан посвятили Белену по надписи в районе Аквилеи. Еще 6 вотивных надписей Белена были обнаружены в Алтинуме , Конкордии и Юлиуме Карникуме . [ 24 ]

Чаша, посвященная Беленусу ( Музей истории Марселя ).

Белен был важным богом Юлиума Карникума (современный Зульо ), города недалеко от границы с Норикумом, населенного карни . Святилище, посвященное божеству, датируется второй половиной I века до нашей эры, когда два старосты деревни отметили его обновление. [ 12 ] Эпиграфические посвящения богу известны также в Венеции и Римини. [ 22 ] Алтарь был также найден в Селее (современный Целье ), одном из самых важных норийских городов. Культ, возможно, был занесен сюда из Аквилеи, о чем свидетельствует имя его основателя, Луция Сентиуса Форенсиса, причем существование Сентиев хорошо засвидетельствовано в Аквилее, но не в Норикуме. [ 26 ]

Авзоний (позже 4-го века нашей эры) ссылается на святилища, посвященные Белену в Аквитании , и упоминает храмового священника культа по имени Фебиций. Божество было также популярно в Провансе, о чем свидетельствуют надписи из районов Марселя и Нима . [ 22 ] Вотивная надпись поэта Луция Эракса Барда времен кесарева сечения была найдена в Рошмоле, недалеко от Бардонеккьи (Бардоннеш), ​​Италия ( Альпи Грей ). [ 3 ] В Аква Борвонис ( Бурбон-Ланси ) эдуи поклонялись Белену в сочетании с целебными водами. [ 27 ]

Изображения Белена иногда показывают, что его сопровождает женщина, возможно, галльское божество Белисама . [ 28 ] Название реки Бьен ( Bienne в 1337 году н. э.), современная восточная Франция, и топоним Бьен ( apud Belnam в 1142 году нашей эры), современная Швейцария, также свидетельствуют о существовании женской формы * Belenā . [ 8 ]

В Норикуме Беленуса, возможно, также сопровождало неизвестное женское божество по имени Белестис (или Белена, Белестис Августа, Белестрис, Белинка ), которому, возможно, поклонялись как богине природы и плодородия. [ 29 ] [ 12 ] Два святилища, посвященные богине, были найдены в Подлюбеле в Караванках . [ 29 ]

[ редактировать ]

Средневековая Ирландия

[ редактировать ]

Некоторые ученые предполагают, что ирландский Бел связан с богом Беленом. [ 6 ] Огни в честь божества зажигались на кельтском празднике Белтайн («Огни Бела») 1 мая. [ 30 ] Иногда скот загоняли между двумя кострами, чтобы избавиться от болезней, что Шрейвер сравнил с традиционным немецким обычаем сжигания белены, собранной в Иванов день, чтобы защитить скот от болезней и колдовства. [ 31 ]

Современная Словения

[ редактировать ]

Словенское божество Белин , засвидетельствованное в XIX веке историком Симоном Рутаром , может служить свидетельством выживания культа Белена в регионе и его более поздней интеграции в словенские верования, возможно, смешанные с атрибутами славянского бога Белибога . [ 32 ] [ 4 ] Местное население считало его великим целителем, способным своим «ключом» вылечить слепоту. [ 33 ] Профессор Моника Кропей также утверждает, что Белен, возможно, был включен в словенские предания как беличи , тип сказочных существ. [ 29 ] Резный камень на юго-западе Словении, который местное население среди других названий называет Берлиной , также может быть связан с этим. Он связан с древними ритуалами и представляет собой две примитивно вырезанные фигуры с головами, украшенными лучами. [ 4 ]

Наследие

[ редактировать ]

планета 11284 Белен малая В его честь названа . [ 34 ]

[ редактировать ]

Галлы из франшизы «Астерикс» часто ругаются «Беленосом» и « Тутатисом ». [ 35 ]

  1. ^ Шрийвер 1999 , с. 24: «Помимо связи с римским Аполлоном, мало что известно о функции и значении Беленоса (Паули Виссова св. Беленуса). Вероятно, он связан с медициной».
  2. ^ Бирхан 2006 , с. 195: «Кельтское божество, имя которого часто связывают с греко-римским богом Аполлоном (см. интерпретацию романа), хотя культ Беленоса, по-видимому, сохранил некоторую степень независимости... Белена часто отождествляли с Аполлоном и считали типичным Карнийский оракул и божество, дающее здоровье».
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бирхан 2006 , с. 195.
  4. ^ Jump up to: а б с Проспер 2017 , с. 258.
  5. ^ Jump up to: а б с д и MacKillop 2004 , s.v. Belenus .
  6. ^ Jump up to: а б с Лиминг 2005 , с. 48.
  7. ^ Писатель 1999 , стр. 24–25.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Деламар 2003 , с. 72.
  9. ^ Писатель 1999 , стр. 24–27.
  10. ^ Майер 1994 , стр. 40.
  11. ^ де Бернардо Стемпель, Патриция; Хайнцманн, Манфред; Матье, Николя (2013), де Бернардо Стемпель, Патриция; Хофенедер, Андреас (ред.), «Кельтские и другие божественные имена коренных народов, найденные на итальянском полуострове», Théonymie celtique, культы, интерпретация - Keltische Theonymie, Kulte, Interpretatio (1-е изд.), Австрийская академия наук Press, стр. 79, ISBN  978-3-7001-7369-4 , JSTOR   j.ctv8mdn28.8
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Шашель Кос 2022 , с. 228.
  13. ^ Писатель 1999 , с. 27–28.
  14. ^ Jump up to: а б Проспер 2017 , с. 262.
  15. ^ Писатель 1999 , стр. 30–34, 39–40.
  16. ^ Писатель 1999 , с. 27.
  17. ^ Jump up to: а б Деламар 2003 , с. 71.
  18. ^ Писатель 1999 , с. 26.
  19. ^ Писатель 1999 , стр. 30–31.
  20. ^ Аспуру, Хосе Игнасио Сан Висенте Гонсалес (2008). «Обнаженный всадник и седло стелы Ирунья (Алава)» . Hispania Antiqua (32): 75, 78. ISSN   1130-0515 .
  21. ^ Грикур, Дэниел; Доминик, Холлард (2002). «Лугус и лошадь». Диалоги древней истории . 28 (2): 136. doi : 10.3406/dha.2002.2475 .
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г Олдхаус-Грин 1997 , стр. 30–31.
  23. ^ Николь Юфер и Тьерри Лугинбюль (2001). Галльские боги: справочник имен кельтских божеств, известных из эпиграфики, древних текстов и топонимики. Париж: Издания Errance. ISBN   2-87772-200-7 .
  24. ^ Jump up to: а б Майер, Бернхард (2012). История и культура кельтов . Ч. Бек. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  25. ^ Писатель 1999 , с. 24.
  26. ^ Шашель Кос 2022 , с. 229.
  27. ^ MacKillop 2004 , s.v. Belenus .
  28. ^ Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия. Санта-Барбара: ABC-CLIO, Inc. ISBN   1-85109-440-7 .
  29. ^ Jump up to: а б с Кропей 2012 , с. 217.
  30. ^ MacKillop 2004 , s.v. Belenus .
  31. ^ Писатель 1999 , стр. 34–35.
  32. ^ Шашель Кос 2001 , с. 14.
  33. ^ Шашель Кос 2001 , с. 9.
  34. ^ «Поиск в базе данных малых тел» . ssd.jpl.nasa.gov . Проверено 3 января 2023 г.
  35. ^ Гравил, Ричард (2003), Гравил, Ричард (редактор), «Среди людей древности», Бардское призвание Вордсворта, 1787–1842 , Palgrave Macmillan UK, стр. 11–32, doi : 10.1057/9780230510333_2 , ISBN  978-0-230-51033-3

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cc0e692bdeaac671a8f2311b929da912__1703224200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/12/cc0e692bdeaac671a8f2311b929da912.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Belenus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)