Закон Франции
Французское право имеет двойную юрисдикционную систему , включающую частное право ( droit privé ), также известное как судебное право, и публичное право ( droit public ). [ 1 ] [ 2 ]

Судебное право включает в себя, в частности:
- Гражданское право [ фр ] ( гражданское право )
- Уголовное droit pénalправо
Публичное право включает, в частности:
- Административное droit administratifправо
- Конституционный закон [ фр ] ( конституционный закон )
Вместе с практической точки зрения эти четыре области права (гражданское, уголовное, административное и конституционное) составляют основную часть французского права.
Заявление Европейской комиссии , сделанное в ноябре 2005 года , о том, что на основании полномочий, признанных в недавнем постановлении Европейского суда («ЕС»), она намерена учредить около дюжины уголовных преступлений в Европейском Союзе («ЕС»), предполагает, что теперь следует также рассматривать право ЕС (« droit communautaire », иногда менее точно называемое « droit européen ») как новую и отдельную область права во Франции (сродни «федеральным законам», которые применяются во всех государствах ЕС). НАС, помимо закона своего штата), а не просто группу норм, влияющих на содержание гражданского, уголовного, административного и конституционного права Франции.
Источники права
[ редактировать ]Законодательство рассматривается как основной источник французского права. [ 3 ] В отличие от юрисдикций общего права , где совокупность случаев и практик (известных как «общее право») исторически составляет основу права, [ 4 ] Французская правовая система подчеркивает, что законы являются основным источником права. [ 3 ] Несмотря на этот акцент, некоторые своды законов, например французское административное право, в первую очередь создавались судами (высший административный суд — Государственный совет ). [ 3 ] Юристы часто обращаются к прецедентному праву ( la jurisprudence ) и юридической науке ( la доктрине ) в поисках надежных, но необязательных толкований и положений закона. [ 5 ]
Законодательные источники
[ редактировать ]Французские законодательные источники можно разделить на четыре категории: [ 3 ]
- Конституционные законы,
- договоры ,
- Парламентские статуты ( loi ) и
- Правительственные постановления .
Иерархия норм
[ редактировать ]Французское законодательство следует иерархии норм ( hiérarchie desnormales ). Конституционные законы имеют приоритет над всеми другими источниками, затем договоры, затем парламентские статуты ( loi ), [ 6 ] затем постановления правительства. [ 3 ] Законодательство, принятое приказами ( распоряжениями ) и постановлениями исполнительной власти в соответствии со ст. 38 конституции ( Règlements autonomes ) имеют тот же статус, что и парламентские статуты. [ 5 ]
Законодательство ЕС и международные договоры
[ редактировать ]Договоры Европейского Союза и законы ЕС, принятые на основании договоров ЕС, имеют приоритет над внутренним законодательством. [ 3 ] [ 7 ] Французские суды считают, что Конституция Франции имеет преимущественную силу над международными договорами, включая договоры ЕС и законы ЕС. [ 8 ] Это контрастирует с институтами ЕС, которые считают законы ЕС выше законов государств-членов . [ 9 ]
Законодательство
[ редактировать ]Существует несколько категорий законодательства:
- Органические законы ( Loisorganiques ) — это законы в областях, указанных в Конституции, таких как президентские выборы и статус судей. [ 3 ] Органические законы должны быть переданы в Конституционный совет до их принятия, согласно ст. 46 Конституции. [ 3 ]
- Положения о референдуме – это законы, принимаемые референдумом. [ 3 ] Президент . имеет право выносить на референдум определенные законопроекты, касающиеся организации государственной власти, социальной, экономической и экологической политики или ратификации договора, в соответствии со ст 11 Конституции. [ 3 ]
- Приказы ( ордонансы ) — это законодательные инструменты, издаваемые исполнительной властью после делегирования Парламентом законодательных полномочий в определенных областях. [ 3 ] Парламент сначала делегирует законодательные полномочия на определенной территории, а также общие контуры закона. Затем приказы издаются Советом министров после консультации с Государственным советом (обычно судебным учреждением) в его административном качестве. [ 3 ] Приказы обычно действительны в течение трех-шести месяцев и не должны быть отклонены парламентом в конце этого периода, чтобы получить статус законодательных актов. [ 3 ] [ 5 ] До утверждения они считаются нормативными актами. [ 3 ] Новые кодексы и крупные правовые реформы часто принимаются приказами. [ 3 ]
- Обычные статуты ( Lois ordinaires ), принятые французским парламентом , касаются только вопросов, перечисленных в ст. 34 Конституции. [ 3 ] Эти вопросы включают гражданские свободы, гражданство, гражданское состояние, налоги, уголовное право и уголовный процесс. [ 3 ] Однако, вопреки ожиданиям Конституции 1958 года, парламент часто имел большинство, поддерживающее правительство. [ 10 ] Эта политическая реальность означала, что законодательная сфера парламента на практике была расширена и теперь включает любую важную тему. [ 10 ] Субъекты, включенные в ст. 34 не могут быть делегированы правительству иначе, как приказами. [ 3 ]
- Постановления ( reglement ) — это законодательные акты, разрабатываемые исполнительной властью. [ 3 ] Существует два типа регулирования:
- Правила автономии : согласно ст. 38 Конституции, любой субъект, прямо не указанный в ст. 34 полностью оставлено на усмотрение руководителя. [ 3 ] Таким образом, законодательная власть разделена между парламентом и исполнительной властью. [ 3 ] Автономные правила имеют силу закона. [ 3 ]
- Правила применения — это правила, возникающие в результате парламентского делегирования, аналогичные делегированному законодательству в Соединенном Королевстве . [ 3 ] Они могут быть оспорены в административных судах как противоречащие делегирующему статуту. [ 3 ]
Проспекты
[ редактировать ]Напротив, административные циркуляры не являются законом, а представляют собой просто инструкции правительственных министерств. [ 3 ] Тем не менее циркуляры играют важную роль в руководстве государственными должностными лицами и судьями. [ 3 ] Например, циркуляр от 14 мая 1993 года содержит подробные инструкции для прокуроров и судей о том, как применять новые правила пересмотренного Уголовного кодекса 1992 года. [ 3 ] Циркуляры не считаются источниками права в частных судах, но иногда считаются обязательными в административных судах. [ 11 ] [ 3 ] По существу, обязательные регламентарные акты пересматриваются так же, как и другие административные акты, и могут быть признаны незаконными, если они противоречат парламентскому статуту. [ 12 ] [ 3 ]
Прецедентное право
[ редактировать ]Прецедентное право ( la jurisprudence ) не является обязательным и не является официальным источником права, хотя де-факто оно имеет большое влияние. [ 13 ] 56 [ 5 ] Французские суды признали свою роль в постепенном формировании закона посредством судебных решений. [ 14 ] и тот факт, что они развивают судебную доктрину, особенно посредством постоянной судебной практики (последовательного набора прецедентного права). [ 15 ] Закона, запрещающего цитирование прецедентов, не существует, и суды низшей инстанции часто это делают. [ 16 ] Хотя высшие суды, Кассационный суд и Государственный совет не ссылаются на прецеденты в своих решениях, предыдущие дела занимают видное место в аргументах общественного министра и правительственного комиссара, в проектах заключений и во внутренних файлах. [ 5 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Некоторые области французского права даже в основном состоят из прецедентного права. Например, деликтная ответственность в частном праве разрабатывается преимущественно судьями, всего из пяти статей (ст. 1382–1386) Гражданского кодекса . [ 20 ] [ 21 ] Ученые предполагают, что в этих областях права французские судьи создают законы так же, как судьи общего права. [ 13 ] 82 [ 22 ] Прецедентное право также является основным источником принципов французского административного права . [ 19 ] Многие решения Конституционного совета имеют решающее значение для понимания французского конституционного права . [ 23 ]
Различия между прецедентным правом Франции и прецедентным правом систем общего права заключаются в следующем: (1) оно не цитируется в судах высшей инстанции; [ 5 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] (2) суды низшей инстанции теоретически имеют право отходить от судов вышестоящей инстанции, хотя они рискуют быть отмененными; [ 5 ] и (3) суды не должны ссылаться исключительно на прецедентное право в качестве основы для решения в отсутствие признанного источника права. [ 24 ] [ 5 ]
Французские судебные решения, особенно в высших судах, написаны в крайне лаконичном и формалистическом стиле, непонятном неюристам. [ 25 ] [ 26 ] Хотя судьи и учитывают практические последствия и политические дебаты, они вообще не отражаются в письменном решении. [ 27 ] Это побудило ученых критиковать суды за их чрезмерный формализм и даже неискренность, за сохранение видимости судей, которые только интерпретируют правовые нормы и приходят к дедуктивным результатам. [ 5 ]
Коды
[ редактировать ]Следуя примеру Гражданского кодекса Наполеона , французские правовые кодексы стремятся авторитетно и логично установить принципы и правила в определенной области права. [ 28 ] Теоретически кодексы должны выходить за рамки составления отдельных законодательных актов и вместо этого излагать закон в виде последовательного и всеобъемлющего законодательного акта, иногда вводящего крупные реформы или начинающегося заново. [ 28 ]
В настоящее время во Франции действуют около 78 правовых кодексов, которые категорически касаются как французского публичного, так и частного права. Эти кодексы бесплатно публикуются французским правительством на веб-сайте Légifrance . [ 29 ]
В 1989 году французское правительство создало Высшую комиссию по кодификации , которой было поручено кодифицировать законы. [ 28 ] Комиссия работала с министерствами над введением новых кодексов и кодификацией существующего законодательства. [ 28 ] В отличие от преобразующего Гражданского кодекса времен Наполеона, [ 5 ] Цель современного проекта кодификации – уточнить и сделать более доступными законодательные акты путем составления единого кодекса в конкретной области права и устранить противоречия. [ 28 ] Несмотря на это, области очень часто пересекаются, и кодексы не обязательно могут содержать все законы в данной области. [ 28 ]
История
[ редактировать ]В эпоху Высокого Средневековья большинство правовых ситуаций во Франции были весьма локальными и регулировались обычаями и практикой местных сообществ. [ 30 ] Историков, как правило, привлекают крупные региональные или городские обычаи, а не местные судебные нормы и практика. [ 30 ] Начиная с XII века римское право возникло как научная дисциплина, первоначально профессора из Болоньи начали преподавать Кодекс Юстиниана на юге Франции. [ 31 ] и в Париже. [ 32 ] Несмотря на это, римское право было в значительной степени академическим и не применялось, особенно на севере. [ 32 ]
Историки традиционно отмечают различие между Pays de Droit Written на юге Франции и Pays de Droit Coutumier на севере. [ 32 ] На юге считалось, что римское право сохранилось, тогда как на севере оно было вытеснено обычаями после германского завоевания . [ 32 ] Историки теперь склонны думать, что римское право оказало большее влияние на обычаи южной Франции из-за его средневекового возрождения. [ 32 ] К 13 веку будет явное признание использования римского права на юге Франции, оправданное пониманием давней традиции использования римского права в обычаях южной Франции. [ 33 ] [ 32 ] На Севере частные и неофициальные сборники местных обычаев разных регионов начали появляться в XIII и XIV веках. [ 32 ] Эти сборники часто составлялись судьями, которым нужно было решать дела на основе неписаных обычаев, и авторы часто включали римское право, процедуры канонического права, королевское законодательство и решения парламента . [ 32 ]
В ранний современный период законы во Франции постепенно прошли через унификацию, рационализацию и централизацию. [ 32 ] После Столетней войны французские короли начали утверждать власть над королевством в поисках институциональной централизации. [ 32 ] Благодаря созданию централизованной абсолютной монархии ко второй половине пятнадцатого века также возникла административная и судебная система при короле. [ 32 ] Королевское законодательство также значительно расширилось, начиная с 15 века. [ 32 ]
Постановление Монтиль-ле-Тур (1454 г.) стало важным моментом в этот период, поскольку оно предписывало официальную регистрацию и омологацию обычного права. [ 32 ] Обычаи будут составляться местными практиками и утверждаться местными собраниями трех сословий , а разногласия разрешаться центральным судом. [ 32 ] В то время полное принятие римского права и ius commune было бы нереальным, поскольку власти короля было недостаточно для введения единой правовой системы во всех французских провинциях. [ 32 ] В процессе записи местные обычаи иногда упрощались или реформировались. [ 32 ] К 16 веку было зарегистрировано около шестидесяти общих обычаев, которым был присвоен официальный статус, что лишило любые незарегистрированные обычаи права иметь официальный статус. [ 32 ] Римское право оставалось резервом, который можно было использовать для аргументации и дополнения обычного права. [ 32 ]
Сопровождая процесс централизации и меркантилизма, король фактически инициировал процессы кодификации в середине 17 века. [ 32 ] [ 34 ] Жан-Батист Кольбер , министр финансов, а затем и министр военно-морского флота, отвечающий за колониальную империю и торговлю, был главным разработчиком кодексов. [ 32 ] Первым из таких кодексов является Постановление о гражданском процессе 1667 года (официально известное как Постановление о реформировании правосудия ), которое установило четкие и единообразные процессуальные правила, заменившие прежние правила во всех королевских юрисдикциях и в колониях . [ 35 ] [ 32 ] Постановление 1667 года является основным источником вдохновения для Кодекса гражданской процедуры, принятого в 1806 году при Наполеоне . [ 32 ] Другие кодексы включают Уголовный указ 1670 года, Указ 1673 года о сухопутной торговле ( Кодекс Маршана ) и Указ 1681 года о морской торговле ( Кодекс де ла Морской ). [ 32 ] Позже будут составлены постановления о пожертвованиях (1731 г.), завещаниях (1735 г.), фальсификациях (1737 г.) и попечителях (1747 г.), но единый кодекс частного права не будет принят до 1804 года, при Наполеоне и после Французской революции . [ 32 ] При короле Людовике XV [ 36 ] будет постоянная борьба между королевским законодательством, традиционными концепциями права королевства (таможня и римское право) и парламентскими arrêts de règlements (нормативные решения). [ 37 ] [ 32 ] Судьи встали на сторону местных парламентов (судебных органов во Франции) и земельной аристократии, подрывая королевскую власть и законодательство. [ 38 ] [ 39 ]
Еще до Французской революции французские мыслители-просветители, такие как Жан-Жак Руссо с теорией естественных прав и особенно Монтескье , выступавший за разделение властей, оказали большое влияние на право во всей Европе и Соединенных Штатах. [ 40 ] [ 32 ]
Французская правовая система претерпела большие изменения после Французской революции, начавшейся в 1789 году, которая свергла старый режим . [ 32 ] К 1790 году Национальное Учредительное собрание провело капитальный ремонт судебной системы страны. [ 32 ] К 1791 г. будет принят Уголовный кодекс. были приняты Гражданский кодекс (1804 г.), Гражданский процессуальный кодекс (1806 г.) и Торговый кодекс (1807 г.), При Наполеоне Бонапарте отражающие римское право, дореволюционные постановления и обычаи, научные юридические сочинения, просветительские идеи и личное видение закона Наполеоном. [ 32 ] Эти кодексы состояли из пронумерованных статей, были написаны на элегантном французском языке и предназначались для понимания непрофессионалом. [ 28 ] [ 5 ] Кроме того, они провели множество классически либеральных реформ, таких как отмена оставшихся феодальных институтов и установление прав личности, собственности и контрактов для всех французских граждан мужского пола. [ 41 ]
Однако не все законы старого режима были выполнены: статьи 110 и 111 Постановления Виллер-Котре 1539 года были старейшими из всех, которые до сих пор используются во французском законодательстве.
Частное право
[ редактировать ]Возможно, этот раздел придется переписать, Википедии чтобы он соответствовал стандартам качества . ( февраль 2023 г. ) |
Термин «гражданское право» во Франции относится к частному праву (законам между частными лицами), и его следует отличать от группы правовых систем, произошедших от римского права, известных как гражданское право , в отличие от общего права .
К основным кодексам частного права относятся:
- Гражданский Кодекс ,
- кодекс Гражданский процессуальный ,
- Торговый кодекс и
- Кодекс интеллектуальной собственности.
Гражданский процесс
[ редактировать ]Франция следует следственной модели , где судья руководит разбирательством и сбором доказательств, действуя в общественных интересах, чтобы выявить истину по делу. [ 42 ] Это контрастирует с состязательной моделью, часто наблюдаемой в странах общего права, где стороны в деле играют первостепенную роль в судебном процессе. [ 42 ] Согласно закону во французских гражданских делах бремя доказывания лежит на одной стороне, но обе стороны и судья вместе собирают и предоставляют доказательства. [ 42 ] В гражданских делах не существует строгих стандартов доказывания, таких как преобладание доказательств в соответствии с американским законодательством; вместо этого приоритет отдается срочному осуждению судьи , [ 42 ] основано на принципе «свободной оценки доказательств». [ 43 ]
Суд собирает досье состязательных бумаг, заявлений о фактах и доказательств сторон и предоставляет их им. [ 42 ] [ 44 ] Разбирательства сосредоточены на письменных доказательствах и письменных аргументах, а также на кратких слушаниях. [ 42 ] Показания свидетелей встречаются редко. [ 42 ] , Общественный министр независимый судебный чиновник, иногда играет консультативную роль в гражданском судопроизводстве. [ 42 ] В принципе, апелляционный суд первой инстанции рассматривает вопросы как фактического, так и юридического характера, и он может делать это благодаря досье . [ 42 ] Он также может распорядиться о проведении дополнительных расследований и представлении доказательств. [ 42 ] [ 45 ] Кассационный суд (высший гражданский апелляционный суд) обычно решает только вопросы права и возвращает дело для дальнейшего разбирательства. [ 42 ]
Уголовное право
[ редактировать ]Французское уголовное право регулируется в первую очередь Уголовным кодексом и Уголовно-процессуальным кодексом. Уголовный кодекс, например, запрещает насильственные преступления, такие как убийства, нападения и многие финансовые преступления, такие как кража или отмывание денег, и содержит общие руководящие принципы вынесения приговоров. Однако ряд уголовных преступлений, например клевета и клевета, не кодифицированы, а рассматриваются в отдельных законах. [ 46 ]
Уголовный процесс
[ редактировать ]После совершения преступления полиция проводит первоначальное расследование. [ 42 ] Прокурор ( прокурор ) или, в некоторых серьезных случаях, следственный судья затем контролирует или контролирует полицейское расследование и решает, следует ли возбуждать уголовное дело. [ 42 ] В отличие от стран общего права и многих стран гражданского права, французские прокуроры являются членами судебной власти. [ 42 ] Выдача ордеров на арест или официальный допрос обвиняемых или свидетелей должны быть одобрены судом. [ 47 ] однако решения об обысках и прослушивании телефонов часто делегируются полиции из-за ограниченности судебных ресурсов. [ 42 ] Существуют также упрощенные процедуры в отношении преступлений на месте преступления и преступлений, связанных с терроризмом и наркотиками. [ 42 ]
Затем на уголовном процессе председательствуют другие судьи, обычно без присяжных. Однако в наиболее серьезных делах, рассматриваемых судом присяжных (отделение Апелляционного суда), участвуют три судьи и девять присяжных, которые совместно выносят вердикт и приговор. [ 42 ] Как и гражданское судопроизводство, уголовное судопроизводство сосредоточено на письменных доказательствах и письменных аргументах, хотя свидетели обычно также заслушиваются устно. [ 42 ] Судьи или прокуроры при необходимости привлекают к участию в разбирательстве независимых экспертов. [ 42 ] Одна апелляция может быть подана по вопросам факта и права, за исключением решений суда присяжных . [ 42 ] Апелляции также могут быть поданы в Кассационный суд по вопросам права. [ 42 ] Другие судьи ( juge de l'application des peines ) контролируют исполнение приговора и занимаются вопросами условно-досрочного освобождения. [ 42 ]
Публичное право
[ редактировать ]Публичное право касается полномочий и организации государственных и правительственных органов. [ 48 ]
Конституционный закон
[ редактировать ]Конституционное право Франции включает не только саму Конституцию, но и ее преамбулу, которая включает в себя список норм, известных как блок конституции , включая положение о «свободе объединений». [ 49 ] [ 50 ] Конституционного Совета.
- Права, перечисленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 года : включая классические либеральные права на свободу личности, право на собственность и договор, а также равенство. [ 49 ] [ 5 ]
- Социальные и экономические права, перечисленные в преамбуле бывшей Конституции 1946 года : включая права на здоровье, образование, профсоюзную деятельность и труд. [ 49 ] [ 5 ]
- Основные принципы, признанные законами Республики: теоретически они включают в себя свободы и привилегии, признанные законодательством Третьей Республики , хотя суды взяли на себя некоторую смелость расширять такие принципы. [ 49 ] [ 5 ] [ 51 ]
- Права в Хартии окружающей среды 2004 г.: включая абстрактные принципы, такие как принцип устойчивого развития. [ 49 ] [ 5 ]
Конституционный совет ( Conseil Конституциинель ) обладает исключительными полномочиями оценивать конституционность парламентских статутов. [ 3 ] Хотя изначально он задумывался как политический орган, сейчас он рассматривается во многом как судебный орган. [ 52 ] Президент, премьер-министр, председатели обеих палат парламента и группа из 60 членов от любой из двух палат могут передавать законопроекты или договоры в Конституционный совет. [ 3 ] Кроме того, если в судебном порядке отдельные лица заявляют, что их конституционные права нарушены законодательством, Кассационный суд или Государственный совет могут передать дело в Конституционный совет для вынесения решения о его конституционности. [ 3 ]
Административное право
[ редактировать ]Во Франции большинство исков против местных или национальных органов власти рассматриваются административными судами, для которых Государственный совет является судом последней инстанции. Основными административными судами являются административные трибуны и их апелляционные суды . Французский свод административного права называется droit administratif . Административные процедуры изначально были разработаны прецедентным правом, но были законодательно закреплены в Административном кодексе правосудия в 2000 году. [ 42 ]
Французское административное право фокусируется на правильном функционировании правительства и обеспечении общественного блага, а не на ограничении правительства. [ 53 ] Французские государственные органы включают правительства и общественные организации или предприятия, на которые распространяются различные наборы правил, имеющие как привилегии, так и дополнительные ограничения по сравнению с частными субъектами. [ 53 ] Государственные органы обладают огромными полномочиями, в том числе полномочиями полиции ( pouvoirs de Police ), по регулированию общественного здравоохранения и общественного порядка, а также по экспроприации собственности . [ 53 ] Государственные органы должны осуществлять свои полномочия в общественных интересах в соответствии с такими принципами, как непрерывность оказания услуг (которая использовалась для ограничения права на забастовку), адаптируемость (изменение в соответствии с внешними обстоятельствами), равенство и нейтральность (по отношению к например, религия или политические убеждения). [ 53 ] [ 54 ]
Все действия должны иметь правовую основу (base légale ), следовать правильной процедуре (иногда включая право на слушание) и совершаться с целью продвижения общественных интересов. [ 53 ] Суд также рассматривает факты (включая субъективные суждения, основанные на фактах, например, архитектурную ценность здания), [ 55 ] и интерпретировать закон. [ 53 ] Существует также три уровня проверки, а именно:
- максимальный контроль (удостовериться как в правильности фактов, так и в адекватности оценки), [ 53 ]
- нормальный контроль (гарантирующий, что фактов достаточно для обоснования решения и что закон был правильно истолкован), [ 53 ] и
- минимальный контроль (вмешиваться только в случаях, когда администрация явно превысила свои полномочия, включая явные ошибки в оценке и несоразмерные решения). [ 53 ]
Средства правовой защиты, предоставляемые судом, включают возмещение ущерба, расторжение контрактов, внесение изменений в контракты, отмену административного решения или толкование закона (доступно только Государственному совету, хотя суды низшей инстанции могут передавать ему вопросы). [ 42 ] Существуют различные процедуры в зависимости от искомого средства правовой защиты. [ 42 ] Судебные запреты редки, но могут быть вынесены в определенных процедурах ( reférés ).
Некоторые действия французского правительства, называемые acte de gouvernement , избегают судебного контроля, поскольку они слишком политически чувствительны и выходят за рамки судебной экспертизы. [ 56 ] [ 57 ] К таким действиям относятся запуск президентом ядерных испытаний, прекращение финансовой помощи Ираку, роспуск парламента, награждение почестями или объявление амнистии. [ 57 ] Другие действия, не подлежащие судебному преследованию, включают определенные внутренние дела правительственных министерств ( Mesures d'ordre interne ), например, решение об изменении частоты предоставления услуг, если только это не противоречит закону. [ 53 ]
Административная процедура
[ редактировать ]До обращения в суд можно запросить административную апелляцию ( reours prealable ) должностным лицом или его начальником, хотя они имеют ограниченное применение. [ 42 ] Юридическая помощь доступна как по гражданским, так и по уголовным делам, хотя во многих случаях адвокаты не нужны, поскольку в соответствии с французской следственной правовой системой судьи имеют основной контроль над делами после их возбуждения. [ 42 ] Все административные решения должны быть оспорены в течение двух месяцев с момента их принятия, и отказ от них невозможен в случае упущений. [ 42 ]
Чтобы начать дело, физическому лицу нужно всего лишь написать письмо, в котором опишите свою личность, основания оспаривания решения и требуемую помощь, а также предоставить копию административного действия; юридические аргументы на начальном этапе не нужны. [ 42 ] Судебный докладчик соберет информацию (он имеет право запрашивать документы у государственного органа), соберет письменные аргументы обеих сторон и при необходимости запросит экспертную оценку. [ 42 ] Файлы и рекомендации докладчика передаются комиссару правительства , который также дает судьям свои собственные рекомендации. [ 42 ] В основе дела лежат письменные доказательства, а устные слушания чрезвычайно коротки. [ 42 ] После слушания судьи совещаются и выносят свое решение, в котором кратко отвечают на доводы сторон. [ 42 ]
Постоянные требования французского административного права относительно мягкие. [ 42 ] Хотя просто быть налогоплательщиком недостаточно, те, кто затронут «особым, определенным и прямым» образом (включая моральные интересы), будут иметь правоспособность. [ 42 ] Кроме того, пользователи государственных услуг обычно могут оспаривать решения по этим услугам. [ 42 ] Ассоциации также могут иметь правоспособность при некоторых обстоятельствах. [ 42 ]
Право Европейского Союза
[ редактировать ]Конституция Франции конкретно разрешает участие Франции в Европейском Союзе (ЕС), экономическом и политическом союзе, наделенном многими юридическими полномочиями. [ 58 ] В Конституцию также внесены изменения, как того требует Конституционный Совет. [ 59 ] разрешить гражданам ЕС участвовать в муниципальных выборах и валютном союзе. [ 5 ] Договоры ЕС и законы ЕС, принятые в соответствии с этими договорами, считаются международными договорами, и Конституция придает им более высокий статус по сравнению с внутренним законодательством. [ 3 ] [ 7 ] Совместимость французского законодательства с законодательством ЕС определяют обычные гражданские и административные суды, а не Конституционный совет. [ 5 ]
Французские суды считают, что сама Конституция Франции имеет преимущественную силу над международными договорами, включая договоры ЕС и законы ЕС. [ 8 ] Это контрастирует с институтами ЕС, которые считают законы ЕС выше законов государств-членов . [ 9 ] Однако Конституционный совет будет рассматривать законы, реализующие директивы ЕС, только в том случае, если они явно противоречат французским конституционным принципам. [ 60 ]
Европейский Союз принимает законы на основе договоров ЕС . Договоры устанавливают институты ЕС, перечисляют их полномочия и обязанности, а также объясняют области, в которых ЕС может принимать законы, с помощью директив или постановлений . Законы Европейского Союза представляют собой совокупность правил, которые переносятся либо автоматически (в случае постановления), либо посредством национального законодательства (в случае директивы) во внутреннее французское право, будь то гражданское, уголовное, административное или конституционное право. Суд Европейского Союза ( CJEU ) является основным судебным органом по законам ЕС. По мнению ЕС, если законодательство ЕС противоречит положениям национального законодательства, то право ЕС имеет преимущественную силу ; эта точка зрения постепенно была принята французскими судами. [ 3 ]
Судебные учреждения
[ редактировать ]Французская судебная система
[ редактировать ]Французские суды имеют несколько названий, включая юрисдикцию, трибунал и суд . [ 48 ] Конституционный совет и Государственный совет номинально являются советами, но де-факто судами. [ 48 ] Французские суды часто являются специализированными, имеют отдельные суды публичного и частного права, а также суды по конкретным предметам, такие как общие гражданские и уголовные суды, суды по трудоустройству, коммерческой и сельскохозяйственной аренде. [ 48 ] Судьи, как правило, являются профессиональными государственными служащими, в основном набранными на основе экзаменов и прошедшими обучение в Национальной школе магистратуры . [ 61 ] Есть также непрофессиональные судьи, обычно рассматривающие менее серьезные гражданские или административные дела. [ 48 ]
В делах публичного права стороной спора всегда является государственный орган, такой как национальное правительство, местные органы власти, государственные учреждения и государственные службы, такие как университеты и железные дороги. [ 48 ] На государственные органы распространяются различные правила в отношении их полномочий, контрактов, занятости и ответственности. [ 48 ] Вместо норм Гражданского кодекса и Коммерческого кодекса применяются положения и принципы административного права, разработанные Государственным советом. [ 48 ] Частноправовые споры между физическими и юридическими лицами рассматриваются в гражданских судах. [ 48 ] Трибунал по конфликтам решает вопросы соответствующей судебной юрисдикции. [ 48 ]
Административные суды
[ редактировать ]( Государственный совет Conseil d'Etat ) является высшей судебной инстанцией в области административного права, а также юридическим советником исполнительной власти. [ 3 ] Он возник из Тайного совета короля , который рассматривал споры с государством, которое освобождено от участия в других судах из-за суверенного иммунитета. [ 48 ] Государственный совет рассматривает апелляции по вопросам права судов низшей инстанции и дает консультативные заключения по закону по рекомендациям судов низшей инстанции. [ 48 ] Он также решает в первой инстанции действительность законодательных или административных решений президента, премьер-министра и некоторых высокопоставленных государственных служащих. [ 48 ]
Существует 42 низших административных суда и 8 апелляционных административных судов, которые рассматривают апелляции по фактам и закону. [ 3 ] Административные суды могут обеспечивать исполнение своих решений посредством постановления государственному органу. [ 48 ] Помимо общих административных судов, существуют специальные административные суды по вопросам убежища, социальных выплат, дисциплинарные органы профессиональных организаций и суды, которые проводят проверки государственных органов и органов местного самоуправления. [ 48 ] Судьи административных судов избираются отдельно от других судей. [ 48 ]
Гражданские и уголовные суды
[ редактировать ]( Кассационный суд Cour de cassation ) — высшая судебная инстанция и единственный национальный суд по гражданским и уголовным делам. [ 3 ] Он состоит из шести палат, пяти гражданских палат: (i) по договору, (ii) по деликтам, (iii) по семейным делам, (iv) по коммерческим вопросам, (v) по социальным вопросам: трудовое право и право социального обеспечения; и (vi) по уголовному праву. [ 48 ] В состав суда входят 85 советников , 39 младших советников по референдуму и 18 аудиторов-стажеров. [ 48 ] Обычно он рассматривает дела в трех или пяти судейских коллегиях. ( Смешанная палата большая коллегия старших судей) или пленарное заседание ( Assemblée plénière ) могут созываться для разрешения конфликтов или рассмотрения важных дел. [ 48 ] В 2005 году он вынес решения по более чем 26 000 делам. [ 48 ] Кассационный суд также дает консультативные заключения по закону по обращению из судов низшей инстанции. [ 48 ]
На апелляционном уровне имеется 36 апелляционных судов ( cour d'appel ), компетентных рассматривать апелляции по гражданским и уголовным делам. [ 3 ] Апелляционный суд обычно имеет специализированные палаты по гражданским, социальным, уголовным делам и делам несовершеннолетних. [ 48 ] рассматривает Апелляционный суд вопросы фактов и права на основе материалов судов низшей инстанции и имеет право назначать дополнительные расследования. [ 48 ]
Что касается судов первой инстанции, то имеется 164 трибунала большой инстанции (гражданские суды по крупным искам, семейным делам, гражданству, имуществу и патентам). [ 48 ] и 307 трибуналов инстанции (гражданские суды по делам среднего размера). [ 3 ] Коммерческими делами в первой инстанции занимаются отдельные коммерческие суды, а народные заседатели избираются местной торговой палатой. [ 48 ] По уголовным делам полицейским трибуналом , непосредственными судьями , исправительным трибуналом и судом присяжных в зависимости от их серьезности. уголовные дела рассматриваются [ 48 ] Суд присяжных — это подразделение Апелляционного суда, которое рассматривает в первой инстанции наиболее серьезные уголовные дела. [ 48 ] В уголовных процессах, рассматриваемых судом присяжных , три судьи и девять присяжных вместе выносят вердикт и приговор. [ 48 ] Уголовные и гражданские суды связаны между собой и обычно расположены в одном месте, несмотря на то, что уголовное право является отраслью публичного права. [ 48 ]
Конституционный Совет
[ редактировать ]Конституционный совет ( Conseil конституционель ) был создан в 1958 году с исключительными полномочиями оценивать конституционность парламентских статутов. [ 3 ] Президент может передать законопроект в парламенте в Конституционный совет для конституционного рассмотрения. [ 3 ] Премьер-министр, председатели обеих палат парламента и группа из 60 членов от любой из двух палат также могут передавать законопроекты или договоры в Конституционный совет. [ 3 ] Кроме того, согласно ст. 61–1 Конституции, начиная с 2008 года, когда лица в судебном порядке заявляют, что их конституционные права нарушены законодательством, Кассационный суд или Государственный совет могут передать дело в Конституционный совет для вынесения предварительного решения по его делу. конституционность. [ 3 ] Конституционный совет состоит из девяти членов: трое назначаются президентом, трое — главой Национального собрания и трое — главой Сената. [ 62 ] Члены Конституционного совета не обязательно имеют юридическое или судебное образование; Бывшие президенты Франции, ушедшие из политики, имеют право вступить в Конституционный совет, если пожелают. [ 48 ]
Юристы
[ редактировать ]Юристы ( адвокаты ) лицензируются во Франции по двум направлениям. Самый распространенный путь - это образовательный путь через лицензию de droit и степень магистра права 1, за которой следует экзамен на адвоката и 18 месяцев обучения в школе адвокатов (одна из пятнадцати школ адвокатов , EDA). Второй, менее распространенный путь – профессиональный. Кандидаты, имеющие определенные дипломы, могут присоединиться к EDA без сдачи вступительных экзаменов (например, аспиранты) или получить квалификацию юриста, непосредственно сдав выпускной экзамен. [ 63 ] [ 64 ]
См. также
[ редактировать ]- Правовые системы мира
- 1825 года о борьбе со святотатством Закон
- Законы Жюля Ферри
- Злодейские законы
- La regle de non-cumul , который регулирует действия в соответствии с договорным правом в отличие от деликтного права.
- Общие принципы французского права
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Берманн и Пикард 2008 , с. 58.
- ^ MDLJ-OrgJustice 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак Штайнер, Ева (19 апреля 2018 г.). Законодательство и конституционные рамки . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780198790884.003.0001 . ISBN 978-0-19-183334-2 .
- ^ Мерриман, Дж. Х., и Перес-Пердомо, Р., Традиция гражданского права , Стэнфорд: Stanford University Press, 2007.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Белл, Джон; Бойрон, Софи; Уиттакер, Саймон (2008). «Источники права». Принципы французского права . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199541393.003.0002 . ISBN 978-0-19-954139-3 .
- ^ Статья 55 Конституции Франции, которая гласит: «Договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, после публикации имеют преимущественную силу над актами парламента при условии, что в отношении каждого соглашения или договора его применение другой стороной».
- ^ Перейти обратно: а б См. ст. 88-1 Конституции, устанавливающей институциональную и правовую основу ЕС.
- ^ Перейти обратно: а б См. Conseil d'État решение по делу Sarran, Levacher et al (1998), AJDA, 1039. См. также решение Кассационного суда по делу Pauline Fraisse (2000), Bull. жопа. плен., и 4.
- ^ Перейти обратно: а б Коста против ENEL [1964] ECR 585
- ^ Перейти обратно: а б Конференция в Экс-ан-Провансе, Двадцать лет применения Конституции 1958 года: сфера права и регулирования (Марсель, 1988 г.)
- ^ Государственный совет в учреждении Нотр-Дам-дю-Крейскер (1954), RPDA, 50
- ^ См., например, Союз независимых продюсеров (1997), Д. 1997, 467.
- ^ Перейти обратно: а б Ф. Х. Лоусон, обычный юрист рассматривает гражданское право (Анн-Арбор, 1953 г.)
- ^ См., например, Кассационный суд, Годовой отчет за 1975 год (Париж, 1976), 101.
- ^ Доктринальный образ Кассационного суда (Париж, 1994 г.)
- ^ Р. Дэвид, Французское право (Батон-Руж, 1972) 182-183
- ^ Перейти обратно: а б Дж. Белл, «Размышления о процедуре Государственного совета» в Г. Хэнде и Дж. Макбрайде, «Право без границ» (Бирмингем, 1991).
- ^ Перейти обратно: а б М. Лассер, «Судебные (авто)портреты: судебный дискурс во французской правовой системе» (1995) 104 Yale LJ 1325
- ^ Перейти обратно: а б с Дж. Белл, Французская правовая культура (Кембридж, 2001) 175–185.
- ^ Условия ответственности , 3-е изд. (Париж, 2006 г.)
- ^ Эффекты ответственности , 2-е изд. (Париж, 2001 г.)
- ^ Г. Риперт, Демократический режим и современное гражданское право , том. 2 (Париж, 1948), 15
- ^ См. Г. Ведель, «Le precédent judiciaire en droit public», в книге «Важность прецедентов в немецком и французском праве» (Works on Comparative Law № 123 (Франкфурт/Майн, 1985).
- ^ Например, Крим. 3 ноября 1955 г., D 1956.557, обратите внимание на Саватье, где решение апелляционного суда было отменено, поскольку он отказался превысить обычный максимальный уровень ущерба.
- ^ А. Пердрио, Практика гражданских решений Кассационного суда: принципы и методы составления (Париж, 1993).
- ^ Б. Дюкамен, «Стиль решений Государственного совета» EDCE 1984–1985.129
- ^ М. Лассер, Судебные обсуждения. Сравнительный анализ прозрачности и легитимности судебной системы (Оксфорд, 2004 г.), 16, 44–61.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Штайнер, Ева (2018). «Кодификация». Французское право . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780198790884.001.0001 . ISBN 978-0-19-879088-4 .
- ^ «Лежифранс» .
- ^ Перейти обратно: а б Эспанья, Антониу (08 августа 2018 г.). Пихлаямяки, Хейкки; Даббер, Маркус Д.; Годфри, Марк (ред.). Южная Европа (Италия, Пиренейский полуостров, Франция) . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oxfordhb/9780198785521.013.17 . ISBN 978-0-19-878552-1 .
- ^ Андре Гурон, Правовая наука на юге Франции в средние века (Variorum 1984)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Даши, Серж (08 августа 2018 г.). Пихлаямяки, Хейкки; Даббер, Маркус Д.; Годфри, Марк (ред.). Французское право и его распространение в период раннего Нового времени . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oxfordhb/9780198785521.013.32 . ISBN 978-0-19-878552-1 .
- ^ Жан Барт, История частного права: от падения Римской империи до XIX века (Monchrestien 1998) 112-14.
- ^ Жан-Луи Гальперен, Пять правовых революций с 17 века: анализ глобальной истории права (Springer 2014) 35 и далее
- ^ Ван Кенегем, «История европейского гражданского процесса» (n 2) 45 и далее.
- ^ Серж Доши, «Королевская сессия 3 марта 1766 года перед парижским парламентом, известная как сессия бичевания» в Жюли Бенетти, Пьере Эгеа, Ксавье Маньоне и Ванде Мастор (редакторы), Les Grands Discourses Judicials, Dalloz, сборник les grands Арретс , 2017.
- ^ Филипп Пайен, Постановления парламента Парижа в 18 веке (Presses Universitaires de France, 1997).
- ^ Алексис де Токвиль, Старый режим и Французская революция
- ^ Жорж Лефевр, Приход Французской революции 17-18 (Палмер, тр. 1967)
- ^ Стелла Гервас, «Рецепция духа закона в России: история двусмысленностей» в Мишеле Порре и Катрин Вольпильяк-Оже (ред.), Le Temps de Montesquieu (Droz 2002) 391–403.
- ^ Джон Генри Мерриман, Французское отклонение , Американский журнал сравнительного права, Vol. 44, № 1 (зима, 1996), стр. 109-119.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и Белл, Джон; Бойрон, Софи; Уиттакер, Саймон (27 марта 2008 г.). «Юридический процесс». Принципы французского права . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199541393.003.0005 . ISBN 978-0-19-954139-3 .
- ^ «Доказательства – относимость и допустимость» . Британская энциклопедия . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Искусство. 14 и 15 Ncpr.civ. Например, Ч. mixte 3 февраля 2006 г., Droit et procédure 2006.214 (отсутствие передачи документов в подходящее время (temps utile)) .
- ^ Ст. 563 Ncpr.civ.
- ^ Ссылка на Уголовный кодекс
- ^ Ст. 152 эл. 2, К.пр.п.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Белл, Джон; Бойрон, Софи; Уиттакер, Саймон (2008). «Судебные учреждения». Принципы французского права . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199541393.003.0003 . ISBN 978-0-19-954139-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и См. Решение Конституционного совета 71–44 DC от 16 июля 1971 г., Свобода объединений , Rec. 29
- ^ «Решение 71-44 DC — 16 июля 1971 г. — Закон, дополняющий положения статей 5 и 7 закона от 1 июля 1901 г., касающихся договора об ассоциации — Частичное несоблюдение» . Легифранс (на французском языке) . Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ Дж. Белл, Конституционное право Франции (Оксфорд, 1992), 70–71.
- ^ Белл, Джон; Бойрон, Софи; Уиттакер, Саймон (27 марта 2008 г.). «Конституционное право». Принципы французского права . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199541393.001.0001 . ISBN 978-0-19-954139-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Белл, Джон; Бойрон, Софи; Уиттакер, Саймон (27 марта 2008 г.). «Административное право». Принципы французского права . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199541393.001.0001 . ISBN 978-0-19-954139-3 .
- ^ Мещаряков, Государственные службы , 21, 133-35, 176-77.
- ↑ Гомель, CE, 4 апреля 1914 г., S 1917.3.25, примечание Ориу.
- ^ Июль, А. (2019). Православные замечания по поводу акта правительства: (Записка Государственного совета от 17 апреля 2019 г., компания SADE , № 418679, неопубликовано в Либоне). Сивитас Европа , 43(2), 165-171. doi: 10.3917/civit.043.0165.
- ^ Перейти обратно: а б Белл, Джон; Бойрон, Софи; Уиттакер, Саймон (27 марта 2008 г.). Принципы французского права . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199541393.001.0001 . ISBN 978-0-19-954139-3 .
- ^ Ст. 88-1 и последующие. Конституции
- ^ С. минусы. 9 апреля 1992 г., Маастрихтский договор , Рек. 55.
- ^ С. минусы. 10 июня 2004 г., Рек. 101.
- ^ Штайнер, Ева (19 апреля 2018 г.). «Судьи». Французское право . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780198790884.001.0001 . ISBN 978-0-19-879088-4 .
- ^ Шоу, Мэйбл. «Путеводители: Руководство по французским юридическим исследованиям: Структура французской правовой системы» . guides.ll.georgetown.edu . Проверено 28 мая 2020 г.
- ^ «Регулирование юридической профессии во Франции: обзор» . Практическое право . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ «Доступ к юридической профессии во Франции» . Национальный совет коллегий адвокатов . 13 апреля 2017 г. Проверено 12 июля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Клавье, Софи М. (июль 1997 г.). Перспективы французского уголовного права (Отчет). Государственный университет Сан-Франциско . Архивировано из оригинала ( DOC ) г. 31 октября 2005 Проверено 7 мая 2008 г.
- Берманн, Джордж А.; Пикард, Этьен, ред. (1 января 2008 г.). Введение во французское право . Закон Клювера. ISBN 978-90-411-2466-1 . OCLC 219574344 .
- Министерство юстиции Франции (15 сентября 2021 г.). «Организация правосудия во Франции» . Министерство юстиции (на французском языке).
Французские суды делятся на два порядка: судебный приказ и административный приказ. Суды судебной инстанции компетентны разрешать споры между частными лицами и налагать санкции на лиц, совершивших преступления против уголовного законодательства. ... Административные суды обладают юрисдикцией, как только в дело вовлечено государственное учреждение (например, муниципалитет или государственная служба).
[Французские суды делятся на два порядка: судебный и административный. Суды судебной инстанции отвечают за разрешение споров между частными лицами и за наказание лиц, совершивших уголовные преступления. ...Административные суды обладают юрисдикцией, как только в дело вовлечено государственное учреждение (например, муниципалитет или правительственное учреждение).]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- по-английски
- Белл, Джон. Принципы французского права . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1998. ISBN 0-19-876394-8 , ISBN 0-19-876395-6 .
- Берманн, Джордж А. и Этьен Пикард, ред. Введение во французское право . Уолтерс Клювер, 2008.
- Кэрнс, Уолтер. Введение во французское право . Лондон: Кавендиш, 1995. ISBN 1-85941-112-6 .
- Дадомо, Кристиан. Французская правовая система , 2-е изд. Лондон: Sweet & Maxwell, 1996. ISBN 0-421-53970-4 .
- Дэвид, Рене. Французское право: его структура, источники и методология . Пер. Майкл Киндред. Батон-Руж, Луизиана: Университет штата Луизиана, 1972.
- Дэвид, Рене. Основные правовые системы современного мира: введение в сравнительное изучение права , 3-е изд. Лондон: Стивенс, 1985. ISBN 0-420-47340-8 , ISBN 0-420-47350-5 ; Бирмингем, Алабама: Gryphon Editions, 1988. ISBN 0-420-47340-8 .
- Эллиотт, Кэтрин. Французская правовая система . Харлоу, Англия: Лонгман, 2000. ISBN 0-582-32747-4 .
- Рейнольдс, Томас. Иностранное право: современные источники кодексов и основного законодательства в юрисдикциях мира . Литтлтон, Колорадо: Ф.Б. Ротман, 1989– . v. (вкладной); 24 см.; Серия: публикации AALL, серия 33; Содержание т. 1. Западное полушарие — т. 1. 2. Западная и Восточная Европа – т. 3. Африка, Азия и Австралия. ISBN 0-8377-0134-1 ; http://www.foreignlawguide.com/
- Обзор и указания для дальнейшего изучения см. в превосходном введении к разделу «Франция».
- Уэст, Эндрю. Французская правовая система , 2-е изд. Лондон: Баттервортс, 1998. ISBN 0-406-90323-9 .
- на французском языке
- Обер, Жан-Люк. Введение в право (Presses Universitaires de France, 2002 г.) ISBN 2-13-053181-4 , 127 страниц (много изданий)
- Один из вопросов « Que sais-je?» серия томов «карманных книжек», в которых содержатся удобочитаемые краткие обзоры.
- Барт, Джон. История права (Париж: Даллоз, c1999) ISBN 2-247-03738-0 .
- Брисо, Жан. История французского публичного права (Бостон: Little, Brown and Company, 1915). Серия: Серия континентальной истории права, т. 9; Примечание: перевод пт. II (без первых двух разделов введения) авторского «Мануэля истории французского права» .
- История французского права фигурирует в большей части вышеизложенного.
- Брисо, Жан. История французского частного права (Бостон: Little, Brown and Company, 1912). Серия: Серия континентальной истории права, т. 3. Примечание: Перевод pt. III (с добавлением одной главы из ч. II) авторского «Manuel d'histoire du droit français» .
- Брисо, Жан, 1854–1904. Руководство по истории французского права (Париж: Альберт Фонтемуэн, 1908).
- оригинальный французский текст
- Карбасс, Жан-Мари. Историческое введение в право 2. изд. корр. (Париж: Presses universitaire de France, 1999, c1998) ISBN 2-13-049621-0 .
- Кастальдо, Андре. Историческое введение в право 2. изд. (Париж: Даллоз, 2003 г.) ISBN 2-247-05159-6 .
- Рилодьер, Альбер. Историческое введение в изучение права и институтов (Париж: Economica, 2001). ISBN 2-7178-4328-0 .
- Старк, Борис. Введение в право 5. изд. (Париж: Litec, c2000 г.) ISBN 2-7111-3221-8 .
- Тиро, Жан-Луи. Введение в историческое право (Париж: Фламмарион, 2001 г.) ISBN 2-08-083014-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История законов Франции
- Legifrance: Кодексы и тексты - четкое и легкое для понимания описание французской правовой структуры.
- О юриспруденции - рекомендуется новичкам
- (на французском языке) Lex Machine - юридические новости Франции
- (на французском языке) Droit français - четкое и легкое для понимания описание французской правовой структуры.
- (на французском языке) Французский сайт коллективных договоров
- (на французском языке) Справочник французских юридических фирм