Jump to content

Раннехристианские надписи

Могильная надпись христианки (6 век):
Здесь покоится с миром Максима, раб Христов, проживший около 25 лет и (был) похоронен за 9 дней до июльских календ того года, когда консулом был сенатор Флавий Проб младший (23 июня 525 г.). [1] Она прожила с мужем семь лет и шесть месяцев. (Она была) самой дружелюбной, верной во всем, доброй и расчетливой.

Раннехристианские надписи эпиграфические остатки раннего христианства . Они являются ценным источником информации в дополнение к трудам отцов церкви о развитии христианской мысли и жизни в первые шесть веков существования религии. [2] Три основных типа — это могильные надписи, эпиграфические записи и надписи, касающиеся частной жизни.

Общие характеристики

[ редактировать ]

Материалы

[ редактировать ]

Материалы, на которых были написаны раннехристианские надписи, были такими же, как те, которые использовались для других надписей в древности . Для надгробных надписей и эпиграфических записей обычно использовался камень разных видов, местный или импортированный. Использование металла было менее распространенным. Когда надпись правильно вырезана на камне, она называется титулусом или мрамором; если просто царапать на камне, итальянское слово «граффито» используется ; нарисованная надпись называется дипинто , а мозаичные надписи, подобные тем, которые встречаются в основном в Северной Африке , Испании и на Востоке , называются opus musivum . было обычной практикой В греко-римском мире использовать плиты с уже нанесенными надписями, то есть использовать обратную сторону плиты, уже использованной для надписи, для нанесения христианской надписи; такая пластина называется опистографом .

Форма христианских надписей не отличается от формы современных им нехристианских надписей, за исключением случаев могильного характера, и то только в титулов катакомб случае . Формы каменных надгробных надписей различаются на греческом Востоке и латинском Западе . Самой распространенной формой на Востоке была вертикальная « стела » ( греч . στήλη , каменный блок или плита), часто украшенная галтели или выступающей изогнутой лепниной; на Западе часто использовали плиту для закрытия могилы. Таким образом, большинство могил ( локулов ) в катакомбах были закрыты тонкими прямоугольными плитами из терракоты или мрамора; могилы, называемые arcosolia, были покрыты тяжелыми плоскими плитами, а на саркофагах панель (tabula) или диск (discus) для надписи часто на передней стене оставляли .

Художественная ценность

[ редактировать ]

Большинство раннехристианских надписей, если рассматривать их с технической и палеографической точки зрения, свидетельствуют о художественном упадке: особенно это касается титулов катакомб , которые, как правило, выполнены менее тонко, чем нехристианские произведения в то же время. Ярким исключением являются дамасские буквы, введенные в IV веке Фурием Дионисием Филокалом , каллиграфом папы Дамасия I. Остальные формы букв существенно не отличались от тех, которые использовались древними. Самым важным было классическое заглавное письмо, принятое со времен Августа ; начиная с IV века оно постепенно было заменено унциальным письмом, при этом скоропись более или менее ограничивалась надписями-граффито.

Эта погребальная стела III века относится к числу самых ранних христианских надписей; аббревиатура DM вверху относится к Ди Манес , традиционным духам мертвых.

Латинские надписи наиболее многочисленны. На Востоке греческий язык широко использовался интересные диалекты , иногда встречались , как, например, в христианских надписях из Нубии на юге Египта , которые были расшифрованы в XIX веке. Отдельно следует упомянуть коптские надписи. Текст очень часто сокращается с помощью знаков и сокращений. В какой-то момент христианские аббревиатуры встречались бок о бок с теми, которые традиционно использовались в связи с религиями Римской империи . Одним из наиболее распространенных было DM для Diis Manibus , «божеств-покровителей Нижнего мира». Эта фраза, по-видимому, утратила свое первоначальное религиозное значение и стала общепринятой формулой, использовавшейся ранними христианами. В большинстве случаев о датах христианских надписей следует судить по контексту, но когда даты приводятся, они появляются в римской консульской записи , то есть с указанием имен двух консулов, занимавших должность в том году. Метод хронологических вычислений различался в разных странах. Настоящее Дионисийская хронология не фигурирует в раннехристианских надписях.

Могильные надписи

[ редактировать ]
Христианская надпись на надгробии дьякона из современной Австрии , датированная 533 годом с использованием консульских обозначений.

Самые ранние из этих эпитафий характеризуются краткостью, в них упоминаются только имена умерших. Позже были добавлены короткие возгласы, например, «в Боге» или «в мире». С конца II века формулы были расширены за счет добавления фамилий и даты захоронения . В III и IV веках текст эпитафий дополнялся возрастом умершего, годом (исчисляемым по действующему консулу) и хвалебными эпитетами. В отношении этих деталей каждая из областей, входящих в состав Римской империи, имела свои собственные выражения, сокращения и одобрения.

Широко использовался символизм . Так, открытый крест встречается в эпитафиях катакомб уже во II веке, а с III по VI век монограмматический крест в различных его формах появляется как регулярная часть эпитафий. В эпитафиях используются и загадочные эмблемы первобытного христианства: рыба (Христос), якорь (надежда), пальма (победа), а также изображение души в потустороннем мире в виде женской фигуры с протянутыми в молитве руками. ( оранс ).

Начиная с IV века, после того как Церковь завоевала гегемонию над Империей, язык эпитафий стал более откровенным и открытым. Упор делался на жизнь по велениям христианской веры, молитвы за усопших к надписи добавлялись . Молитвы, начертанные таким образом рано на могильных плитах, во многом воспроизводят литургию отпевания примитивную . Они молят за умерших вечный мир и место отдохновения ( refrigerium ), приглашают на небесный пир любви ( Агапе ) и желают усопшим скорейшего наслаждения светом Рая и общения Бога и святых .

Прекрасным примером такого рода эпитафии является эпитафия египетского монаха Шенуте ; оно взято устно из древнегреческой литургии. Оно начинается славословием « Во имя Отца и Сына и Святого Духа , аминь » и продолжается:

Пусть Бог духа и всякой плоти, победивший смерть, попирающий ад и милостиво даровавший жизнь миру, позволит этой душе отца Шенуте обрести покой на лоне Авраама . , Исаака и Иакова , в месте света и освежения, где больше нет страданий, боли и печали. О милостивый Боже, человеколюбец, прости ему все ошибки, которые он совершил словом, поступком или мыслью. Воистину нет земного странника , который не согрешил бы, ибо Ты Один, Боже, свободен от всякого греха .

Эпитафия в конце повторяет славословие и прибавляет прошение писца: «Спаситель, даруй мир и писцу». Когда прочное положение Церкви обеспечило большую свободу выражения мнений, нерелигиозная часть могильных надписей также была расширена. В Западной Европе и на Востоке как в катакомбах, так и на надземных кладбищах нередко можно было отметить покупку или дарение могилы и ее размеров. В христианский обиход вошли и традиционные минаторские формулы против осквернения могилы или ее незаконного использования в качестве места дальнейшего захоронения.

Исторические и богословские надписи

[ редактировать ]

Многие раннехристианские надгробные надписи дают информацию о первоначальном развитии церковной иерархии . Начиная довольно рано, в них появляются все иерархические степени , от привратника ( остиария ) и чтеца до Папы Римского . Ряд эпитафий ранних пап ( Понтиана , Антера , Фабиана , Корнелия , Луция , Евтихиана , Гая ) были найдены в так называемом «Папском склепе» в катакомбах Святого Каллиста на Виа Аппиа , заново открытом Де Росси. . Множество ранних эпитафий епископов было найдено от Германии до Нубии . священники Часто упоминаются , а также диаконы , иподьяконы , экзорцисты , чтецы , помощники , окаменелости или могильщики , выпускники или усыновленные дети . Особенно интересный материал дают греческие надписи Западной Европы и Востока; в них встречается, помимо прочих сведений, упоминание об архидиаконах , протоиереях , диаконисах и монахах . Помимо оглашенных и неофитов , здесь упоминаются также девы посвященные Богу , монахини , настоятельницы , святые вдовы , одна из последних — мать папы Дамасия I, реставратора катакомб. Эпитафии мучеников и титулы с упоминанием мучеников встречаются не так часто, как можно было бы ожидать, особенно в римских катакомбах. Возможно, в периоды гонений христианам приходилось тайно хоронить останки своих мучеников.

Другой ценный репертуар католического богословия можно найти в догматических надписях, в которых все важные догмы Церкви встречаются (кстати) с монументальным подтверждением. Монотеизм Христа поклонников Слова — или Cultores Verbi , как любили себя называть ранние христиане — и их вера во хорошо выражены даже в ранних надписях. Очень древние надписи подчеркивают самый глубокий из католических догматов — Реальное Присутствие Христа в Евхаристии . В этом отношении особенно примечательны две ранние надписи: эпитафия Аберция , епископа Иерополя во Фригии (II век), и несколько более поздняя эпитафия Пектория в Отене в Галлии . В надписи Аберция говорится о рыбе (Христе), пойманной святой девой, которая служит пищей под видом хлеба и вина; далее говорится о Риме, где Аберций посетил избранный народ, Церковь по преимуществу. Эта важная надпись поначалу вызвала споры среди ученых, и некоторые археологи-некатолики пытались найти в ней тенденцию к синкретизм , то есть примирение христианства с более ранними и другими религиями, практиковавшимися в Римской империи. Однако теперь почти повсеместно признан ее чисто христианский характер. [ нужна ссылка ] Оригинал был подарен султаном Абдул Хамидом Льву XIII и хранится в музеях Ватикана (бывшая коллекция Латеранского университета).

Раннехристианские надписи также свидетельствуют о католическом учении о Воскресении , таинствах , почитании Пресвятой Девы Марии и главенстве Апостольского Престола в Риме. Трудно переоценить значение этих свидетельств, ибо они всегда являются совершенно случайными элементами могильных надписей, все из которых имели преимущественно эсхатологический характер. [ нужна ссылка ] .

Поэтические и официальные надписи

[ редактировать ]
Папа Дамасий I

Немаловажна и чисто литературная сторона этих памятников. Многие надписи носят характер официальных документов; другие написаны в стихах либо взяты из произведений известных поэтов, либо иногда написаны человеком, воздвигшим памятник. фрагменты классической поэзии , особенно цитаты Вергилия Изредка встречаются . Самым известным составителем поэтических эпитафий в христианской древности был папа Дамасий I (366–384), упомянутый выше. Он восстановил заброшенные гробницы мучеников и могилы выдающихся людей, живших до Константиновской эпохи, и украсил эти места захоронения метрическими эпитафиями необычайно красивой письменности. Почти все крупные кладбища Рима обязаны этому папе большими каменными табличками такого характера, некоторые из которых сохранились в своем первоначальном виде или во фрагментах. Помимо стихов о своей матери Лаврентии и сестре Ирине, он написал автобиографическое стихотворение, обращенное ко Христу:

«Ты, Кто умиротворяет волны бездны, Чья сила оживляет семя, дремлющее в земле, Кто пробудил Лазаря из мертвых и вернул брата в третий день сестре Марфе; Ты сделаешь, так я верю, пробуди Дамаса от смерти».

Панегирики в честь римских мучеников составляют важнейший раздел дамасских надписей. Они написаны гекзаметрами , некоторые – пятистопами . Наиболее известные отмечают временное погребение двух первоапостолов в Платонии под базиликой Св. Себастьяна на Виа Аппиа, мучеников Гиацинта и Прота на Виа Салария Антиква , Папы Марцелла на Виа Салария Нова , Святой Агнессы на Виа Салария Нова. Via Nomentana , а также святые Лаврентий , Ипполит , Горгоний , Марцеллин и Петр , Евсевий , Тарсиций , Корнелий , Евтихий , Нерей и Ахиллей , Феликс и Адавкт .

Дамасий также поместил метрическую надпись в баптистерий Ватикана и установил другие в связи с различными реставрациями, например надпись на лестнице кладбища Святого Гермеса . Всего как сочинение Дамасия сохранилось более ста эпиграмм , некоторые из которых являются оригиналами, а другие — письменными копиями. Ему, вероятно, правильно приписывается более половины, хотя после его смерти дамасские надписи продолжали выполняться красивыми буквами, изобретенными Дамасом или, скорее, его каллиграфом Фурием Дионисием Филокалом . Некоторые надписи, имитирующие письмо Филокала, особо и хвалебно упоминают папу, который так много сделал для катакомб. Среди них — надписи папы Вигилиуса (537–555), реставратора, вдохновленного духом Дамасия. Некоторые из его надписей сохранились в Латеранском музее . Эти надписи, как правило, носят публичный и официальный характер. Другие надписи служили официальными отчетами о возведении христианских зданий, таких как церкви и баптистерии. Древнеримские примеры такого рода включают табличку с надписью, посвященную Фелицитату , которому папа приписал урегулирование раскола Евлалия , и надпись (видимую до сих пор) папы Сикста III в Латеранском баптистерии. Римский обычай вскоре был скопирован во всех частях империи. В Фибесе в Северной Африке были найдены фрагменты метрической надписи, когда-то установленной над дверью, которая почти точно соответствовала тексту надписи в римской церкви. И базилика Нолы , и церковь Примулиакума в Галлии имели одно и то же двустишие :

Мир вам, кто есть проницатель Христа от Бога,

вы входите с мирной белой грудью.

(«Мир тебе, кто войдет с чистым и кротким сердцем во святилище Христа Бога».)

В таких надписях здание церкви обычно называют domus Dei («дом Божий») или domus orationis («дом молитвы»). Привычный греческий термин Кириу («Господень») был найден в базилике Святых Терм, одной из базилик древнеегипетского города Менас . Особенно в Северной Африке отрывки из псалмов часто встречаются в христианских надписях. На Востоке предпочтение отдавалось надписям, выполненным мозаикой ; такие надписи были часты и в Риме, где, как известно, искусство мозаики достигло весьма высокого совершенства в христианских постройках. Прекрасным и известным примером является сохранившаяся до сих пор оригинальная надпись V века на стене интерьера римской базилики Санта-Сабина на Авентине над входом в неф . Эта монументальная мозаичная пластинка содержит семь гекзаметровых линий . На каждой стороне надписи расположены мозаичные фигуры: одна — Ecclesia ex gentibus («Церковь народов»), другая — Ecclesia excirccisione («Церковь обрезания »). Текст относится к понтификату Селестины I , когда иллирийский священник по имени Петр основал церковь.

Другие части раннехристианских церквей, такие как крыши и стены, также иногда украшались надписями. Надписями было принято украшать и длинные циклы фресок , изображенных на стенах церквей. Прекрасные примеры таких надписей сохранились в « Диттохеоне , » Пруденция в амвросийских титулах и в сочинениях Паулина из Нолы .

Многие дарственные надписи относятся к восьмому и девятому векам, особенно в Риме, где в восьмом веке многочисленные тела святых были перенесены из катакомб в церкви города.

Граффити

[ редактировать ]

Хотя граффити лишены монументального характера, надписи, нацарапанные или нацарапанные на стенах или других поверхностях, могут иметь большое историческое значение. Многие из них сохранились в катакомбах и на различных раннехристианских памятниках. Особенно примечательны руины прекрасных зданий города Менас в египетской Мареотиде . [3] Граффити, в свою очередь, помогают иллюстрировать литературные источники жизни первых христиан.

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Джованни Баттиста де Росси , Надписи христианского города Рима в седьмом веке (Рим, 1861 г.)
  • Эдмон-Фредерик Ле Блан , Руководство по христианской эпиграфике (Париж, 1869 г.)
  • Юлиус Риттер, О составе христианских надгробий (Берлин, 1877 г.)
  • Джон МакКол , Христианские эпитафии первых шести веков (Лондон, 1869 г.)
  • Джеймс Спенсер Норткот и Уильям Р. Браунлоу , Эпитафии катакомб (Лондон, 1879 г.)
  • Карл Мария Кауфманн , Справочник христианской археологии, часть III, Эпиграфические памятники (Падерборн, 1905 г.)
  • Сист, Концепции христианской археологии, т. III, пт. Я, Эпиграфия (Рим, 1909).
  • Асте Антонио, Эпиграммы Папы Дамасия I. Перевод и комментарии, издания Libellula, университетская серия (Tricase, Lecce 2014).

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Раннехристианские надписи ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Оригинальную статью написал Карл Мария Кауфманн .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «депозит.ddb.de» . Архивировано из оригинала 20 августа 2011 г. Проверено 5 августа 2010 г.
  2. ^ Хотя период раннего христианства чаще всего датируется началом IV века, то есть до эпохи христианской гегемонии в Римской империи, термин «раннее христианство» также может применяться в течение VI или VII веков.
  3. ^ Труды Общества библейской археологии (1907), стр. 25, 51, 112.

*

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e13a3ff403abe3890d8d3054aefb148e__1721051160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/8e/e13a3ff403abe3890d8d3054aefb148e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Early Christian inscriptions - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)