Раннехристианские надписи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2022 г. ) |
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Ноябрь 2022 г. ) |
Раннехристианские надписи — эпиграфические остатки раннего христианства . Они являются ценным источником информации в дополнение к трудам отцов церкви о развитии христианской мысли и жизни в первые шесть веков существования религии. [2] Три основных типа — это могильные надписи, эпиграфические записи и надписи, касающиеся частной жизни.
Общие характеристики
[ редактировать ]Материалы
[ редактировать ]Материалы, на которых были написаны раннехристианские надписи, были такими же, как те, которые использовались для других надписей в древности . Для надгробных надписей и эпиграфических записей обычно использовался камень разных видов, местный или импортированный. Использование металла было менее распространенным. Когда надпись правильно вырезана на камне, она называется титулусом или мрамором; если просто царапать на камне, итальянское слово «граффито» используется ; нарисованная надпись называется дипинто , а мозаичные надписи, подобные тем, которые встречаются в основном в Северной Африке , Испании и на Востоке , называются opus musivum . было обычной практикой В греко-римском мире использовать плиты с уже нанесенными надписями, то есть использовать обратную сторону плиты, уже использованной для надписи, для нанесения христианской надписи; такая пластина называется опистографом .
Форма христианских надписей не отличается от формы современных им нехристианских надписей, за исключением случаев могильного характера, и то только в титулов катакомб случае . Формы каменных надгробных надписей различаются на греческом Востоке и латинском Западе . Самой распространенной формой на Востоке была вертикальная « стела » ( греч . στήλη , каменный блок или плита), часто украшенная галтели или выступающей изогнутой лепниной; на Западе часто использовали плиту для закрытия могилы. Таким образом, большинство могил ( локулов ) в катакомбах были закрыты тонкими прямоугольными плитами из терракоты или мрамора; могилы, называемые arcosolia, были покрыты тяжелыми плоскими плитами, а на саркофагах панель (tabula) или диск (discus) для надписи часто на передней стене оставляли .
Художественная ценность
[ редактировать ]Большинство раннехристианских надписей, если рассматривать их с технической и палеографической точки зрения, свидетельствуют о художественном упадке: особенно это касается титулов катакомб , которые, как правило, выполнены менее тонко, чем нехристианские произведения в то же время. Ярким исключением являются дамасские буквы, введенные в IV веке Фурием Дионисием Филокалом , каллиграфом папы Дамасия I. Остальные формы букв существенно не отличались от тех, которые использовались древними. Самым важным было классическое заглавное письмо, принятое со времен Августа ; начиная с IV века оно постепенно было заменено унциальным письмом, при этом скоропись более или менее ограничивалась надписями-граффито.
Язык
[ редактировать ]Латинские надписи наиболее многочисленны. На Востоке греческий язык широко использовался интересные диалекты , иногда встречались , как, например, в христианских надписях из Нубии на юге Египта , которые были расшифрованы в XIX веке. Отдельно следует упомянуть коптские надписи. Текст очень часто сокращается с помощью знаков и сокращений. В какой-то момент христианские аббревиатуры встречались бок о бок с теми, которые традиционно использовались в связи с религиями Римской империи . Одним из наиболее распространенных было DM для Diis Manibus , «божеств-покровителей Нижнего мира». Эта фраза, по-видимому, утратила свое первоначальное религиозное значение и стала общепринятой формулой, использовавшейся ранними христианами. В большинстве случаев о датах христианских надписей следует судить по контексту, но когда даты приводятся, они появляются в римской консульской записи , то есть с указанием имен двух консулов, занимавших должность в том году. Метод хронологических вычислений различался в разных странах. Настоящее Дионисийская хронология не фигурирует в раннехристианских надписях.
Могильные надписи
[ редактировать ]Самые ранние из этих эпитафий характеризуются краткостью, в них упоминаются только имена умерших. Позже были добавлены короткие возгласы, например, «в Боге» или «в мире». С конца II века формулы были расширены за счет добавления фамилий и даты захоронения . В III и IV веках текст эпитафий дополнялся возрастом умершего, годом (исчисляемым по действующему консулу) и хвалебными эпитетами. В отношении этих деталей каждая из областей, входящих в состав Римской империи, имела свои собственные выражения, сокращения и одобрения.
Широко использовался символизм . Так, открытый крест встречается в эпитафиях катакомб уже во II веке, а с III по VI век монограмматический крест в различных его формах появляется как регулярная часть эпитафий. В эпитафиях используются и загадочные эмблемы первобытного христианства: рыба (Христос), якорь (надежда), пальма (победа), а также изображение души в потустороннем мире в виде женской фигуры с протянутыми в молитве руками. ( оранс ).
Начиная с IV века, после того как Церковь завоевала гегемонию над Империей, язык эпитафий стал более откровенным и открытым. Упор делался на жизнь по велениям христианской веры, молитвы за усопших к надписи добавлялись . Молитвы, начертанные таким образом рано на могильных плитах, во многом воспроизводят литургию отпевания примитивную . Они молят за умерших вечный мир и место отдохновения ( refrigerium ), приглашают на небесный пир любви ( Агапе ) и желают усопшим скорейшего наслаждения светом Рая и общения Бога и святых .
Прекрасным примером такого рода эпитафии является эпитафия египетского монаха Шенуте ; оно взято устно из древнегреческой литургии. Оно начинается славословием « Во имя Отца и Сына и Святого Духа , аминь » и продолжается:
Пусть Бог духа и всякой плоти, победивший смерть, попирающий ад и милостиво даровавший жизнь миру, позволит этой душе отца Шенуте обрести покой на лоне Авраама . , Исаака и Иакова , в месте света и освежения, где больше нет страданий, боли и печали. О милостивый Боже, человеколюбец, прости ему все ошибки, которые он совершил словом, поступком или мыслью. Воистину нет земного странника , который не согрешил бы, ибо Ты Один, Боже, свободен от всякого греха .
Эпитафия в конце повторяет славословие и прибавляет прошение писца: «Спаситель, даруй мир и писцу». Когда прочное положение Церкви обеспечило большую свободу выражения мнений, нерелигиозная часть могильных надписей также была расширена. В Западной Европе и на Востоке как в катакомбах, так и на надземных кладбищах нередко можно было отметить покупку или дарение могилы и ее размеров. В христианский обиход вошли и традиционные минаторские формулы против осквернения могилы или ее незаконного использования в качестве места дальнейшего захоронения.
Исторические и богословские надписи
[ редактировать ]Многие раннехристианские надгробные надписи дают информацию о первоначальном развитии церковной иерархии . Начиная довольно рано, в них появляются все иерархические степени , от привратника ( остиария ) и чтеца до Папы Римского . Ряд эпитафий ранних пап ( Понтиана , Антера , Фабиана , Корнелия , Луция , Евтихиана , Гая ) были найдены в так называемом «Папском склепе» в катакомбах Святого Каллиста на Виа Аппиа , заново открытом Де Росси. . Множество ранних эпитафий епископов было найдено от Германии до Нубии . священники Часто упоминаются , а также диаконы , иподьяконы , экзорцисты , чтецы , помощники , окаменелости или могильщики , выпускники или усыновленные дети . Особенно интересный материал дают греческие надписи Западной Европы и Востока; в них встречается, помимо прочих сведений, упоминание об архидиаконах , протоиереях , диаконисах и монахах . Помимо оглашенных и неофитов , здесь упоминаются также девы посвященные Богу , монахини , настоятельницы , святые вдовы , одна из последних — мать папы Дамасия I, реставратора катакомб. Эпитафии мучеников и титулы с упоминанием мучеников встречаются не так часто, как можно было бы ожидать, особенно в римских катакомбах. Возможно, в периоды гонений христианам приходилось тайно хоронить останки своих мучеников.
Другой ценный репертуар католического богословия можно найти в догматических надписях, в которых все важные догмы Церкви встречаются (кстати) с монументальным подтверждением. Монотеизм Христа поклонников Слова — или Cultores Verbi , как любили себя называть ранние христиане — и их вера во хорошо выражены даже в ранних надписях. Очень древние надписи подчеркивают самый глубокий из католических догматов — Реальное Присутствие Христа в Евхаристии . В этом отношении особенно примечательны две ранние надписи: эпитафия Аберция , епископа Иерополя во Фригии (II век), и несколько более поздняя эпитафия Пектория в Отене в Галлии . В надписи Аберция говорится о рыбе (Христе), пойманной святой девой, которая служит пищей под видом хлеба и вина; далее говорится о Риме, где Аберций посетил избранный народ, Церковь по преимуществу. Эта важная надпись поначалу вызвала споры среди ученых, и некоторые археологи-некатолики пытались найти в ней тенденцию к синкретизм , то есть примирение христианства с более ранними и другими религиями, практиковавшимися в Римской империи. Однако теперь почти повсеместно признан ее чисто христианский характер. [ нужна ссылка ] Оригинал был подарен султаном Абдул Хамидом Льву XIII и хранится в музеях Ватикана (бывшая коллекция Латеранского университета).
Раннехристианские надписи также свидетельствуют о католическом учении о Воскресении , таинствах , почитании Пресвятой Девы Марии и главенстве Апостольского Престола в Риме. Трудно переоценить значение этих свидетельств, ибо они всегда являются совершенно случайными элементами могильных надписей, все из которых имели преимущественно эсхатологический характер. [ нужна ссылка ] .
Поэтические и официальные надписи
[ редактировать ]Немаловажна и чисто литературная сторона этих памятников. Многие надписи носят характер официальных документов; другие написаны в стихах либо взяты из произведений известных поэтов, либо иногда написаны человеком, воздвигшим памятник. фрагменты классической поэзии , особенно цитаты Вергилия Изредка встречаются . Самым известным составителем поэтических эпитафий в христианской древности был папа Дамасий I (366–384), упомянутый выше. Он восстановил заброшенные гробницы мучеников и могилы выдающихся людей, живших до Константиновской эпохи, и украсил эти места захоронения метрическими эпитафиями необычайно красивой письменности. Почти все крупные кладбища Рима обязаны этому папе большими каменными табличками такого характера, некоторые из которых сохранились в своем первоначальном виде или во фрагментах. Помимо стихов о своей матери Лаврентии и сестре Ирине, он написал автобиографическое стихотворение, обращенное ко Христу:
«Ты, Кто умиротворяет волны бездны, Чья сила оживляет семя, дремлющее в земле, Кто пробудил Лазаря из мертвых и вернул брата в третий день сестре Марфе; Ты сделаешь, так я верю, пробуди Дамаса от смерти».
Панегирики в честь римских мучеников составляют важнейший раздел дамасских надписей. Они написаны гекзаметрами , некоторые – пятистопами . Наиболее известные отмечают временное погребение двух первоапостолов в Платонии под базиликой Св. Себастьяна на Виа Аппиа, мучеников Гиацинта и Прота на Виа Салария Антиква , Папы Марцелла на Виа Салария Нова , Святой Агнессы на Виа Салария Нова. Via Nomentana , а также святые Лаврентий , Ипполит , Горгоний , Марцеллин и Петр , Евсевий , Тарсиций , Корнелий , Евтихий , Нерей и Ахиллей , Феликс и Адавкт .
Дамасий также поместил метрическую надпись в баптистерий Ватикана и установил другие в связи с различными реставрациями, например надпись на лестнице кладбища Святого Гермеса . Всего как сочинение Дамасия сохранилось более ста эпиграмм , некоторые из которых являются оригиналами, а другие — письменными копиями. Ему, вероятно, правильно приписывается более половины, хотя после его смерти дамасские надписи продолжали выполняться красивыми буквами, изобретенными Дамасом или, скорее, его каллиграфом Фурием Дионисием Филокалом . Некоторые надписи, имитирующие письмо Филокала, особо и хвалебно упоминают папу, который так много сделал для катакомб. Среди них — надписи папы Вигилиуса (537–555), реставратора, вдохновленного духом Дамасия. Некоторые из его надписей сохранились в Латеранском музее . Эти надписи, как правило, носят публичный и официальный характер. Другие надписи служили официальными отчетами о возведении христианских зданий, таких как церкви и баптистерии. Древнеримские примеры такого рода включают табличку с надписью, посвященную Фелицитату , которому папа приписал урегулирование раскола Евлалия , и надпись (видимую до сих пор) папы Сикста III в Латеранском баптистерии. Римский обычай вскоре был скопирован во всех частях империи. В Фибесе в Северной Африке были найдены фрагменты метрической надписи, когда-то установленной над дверью, которая почти точно соответствовала тексту надписи в римской церкви. И базилика Нолы , и церковь Примулиакума в Галлии имели одно и то же двустишие :
Мир вам, кто есть проницатель Христа от Бога,
- вы входите с мирной белой грудью.
(«Мир тебе, кто войдет с чистым и кротким сердцем во святилище Христа Бога».)
В таких надписях здание церкви обычно называют domus Dei («дом Божий») или domus orationis («дом молитвы»). Привычный греческий термин Кириу («Господень») был найден в базилике Святых Терм, одной из базилик древнеегипетского города Менас . Особенно в Северной Африке отрывки из псалмов часто встречаются в христианских надписях. На Востоке предпочтение отдавалось надписям, выполненным мозаикой ; такие надписи были часты и в Риме, где, как известно, искусство мозаики достигло весьма высокого совершенства в христианских постройках. Прекрасным и известным примером является сохранившаяся до сих пор оригинальная надпись V века на стене интерьера римской базилики Санта-Сабина на Авентине над входом в неф . Эта монументальная мозаичная пластинка содержит семь гекзаметровых линий . На каждой стороне надписи расположены мозаичные фигуры: одна — Ecclesia ex gentibus («Церковь народов»), другая — Ecclesia excirccisione («Церковь обрезания »). Текст относится к понтификату Селестины I , когда иллирийский священник по имени Петр основал церковь.
Другие части раннехристианских церквей, такие как крыши и стены, также иногда украшались надписями. Надписями было принято украшать и длинные циклы фресок , изображенных на стенах церквей. Прекрасные примеры таких надписей сохранились в « Диттохеоне , » Пруденция в амвросийских титулах и в сочинениях Паулина из Нолы .
Многие дарственные надписи относятся к восьмому и девятому векам, особенно в Риме, где в восьмом веке многочисленные тела святых были перенесены из катакомб в церкви города.
Граффити
[ редактировать ]Хотя граффити лишены монументального характера, надписи, нацарапанные или нацарапанные на стенах или других поверхностях, могут иметь большое историческое значение. Многие из них сохранились в катакомбах и на различных раннехристианских памятниках. Особенно примечательны руины прекрасных зданий города Менас в египетской Мареотиде . [3] Граффити, в свою очередь, помогают иллюстрировать литературные источники жизни первых христиан.
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Джованни Баттиста де Росси , Надписи христианского города Рима в седьмом веке (Рим, 1861 г.)
- Эдмон-Фредерик Ле Блан , Руководство по христианской эпиграфике (Париж, 1869 г.)
- Юлиус Риттер, О составе христианских надгробий (Берлин, 1877 г.)
- Джон МакКол , Христианские эпитафии первых шести веков (Лондон, 1869 г.)
- Джеймс Спенсер Норткот и Уильям Р. Браунлоу , Эпитафии катакомб (Лондон, 1879 г.)
- Карл Мария Кауфманн , Справочник христианской археологии, часть III, Эпиграфические памятники (Падерборн, 1905 г.)
- Сист, Концепции христианской археологии, т. III, пт. Я, Эпиграфия (Рим, 1909).
- Асте Антонио, Эпиграммы Папы Дамасия I. Перевод и комментарии, издания Libellula, университетская серия (Tricase, Lecce 2014).
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Раннехристианские надписи ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Оригинальную статью написал Карл Мария Кауфманн .
Примечания
[ редактировать ]- ^ «депозит.ddb.de» . Архивировано из оригинала 20 августа 2011 г. Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ Хотя период раннего христианства чаще всего датируется началом IV века, то есть до эпохи христианской гегемонии в Римской империи, термин «раннее христианство» также может применяться в течение VI или VII веков.
- ^ Труды Общества библейской археологии (1907), стр. 25, 51, 112.
*