Половая типизация
Гендерная типизация — это процесс, посредством которого ребенок осознает свой пол и, таким образом, ведет себя соответствующим образом, перенимая ценности и атрибуты представителей того пола, которые он идентифицирует как свои собственные. [1] Этот процесс важен для социального и личностного развития ребенка, поскольку он во многом влияет на понимание ребенком ожидаемого социального поведения и на социальные суждения.
Гендерная идентичность
[ редактировать ]Осознав свою гендерную идентичность, ребенок начнет вести себя в гендерных ролях, обычно принятых его однополыми моделями. Таким образом, эти индивидуальные реакции становятся интернализованными и функционируют в соответствии с соответствующими гендерно-ролевыми стандартами. [2] Реакция, которую люди получают от своей социальной группы, будет формировать их идентичность – становиться более женственной или мужественной – и, таким образом, влиять на их взгляд на мир. Другие аспекты процесса также могут привести к атипичному развитию. Независимо от того, развиваются ли у ребенка общие черты, кросс-гендерная идентичность или андрогинность , его решение начинается с определения пола и моделей, которым он выбирает подражать. Поведение, которое они примут, в конечном итоге сформирует их знания и идентичность в отношении того, кем они являются и как им следует себя вести.
Теории
[ редактировать ]Фрейда Психоаналитическая теория
[ редактировать ]Зигмунд Фрейд считал, что дети проходят стадии психосексуального развития . Считается, что на третьем году жизни ребенка половые органы становятся активными. По мере того, как дети начинают лучше понимать свой пол, у них также развивается комплекс кастрации (у мальчиков) или зависть к пенису (у девочек). Мальчики на «фаллической» стадии находятся на пике детской сексуальности. При этом возникает Эдипов комплекс , когда мальчик испытывает эротическую любовь к матери ( комплекс Электры у девочек, когда любовь направлена на отца). По мере того, как время идет и мальчик взрослеет, он постепенно может отпустить сопернические чувства, которые он испытывает к отцу, и освободиться от любви к родителям. В это время мальчик учится подражать мужским качествам своего отца и впоследствии идентифицировать себя с ним. [3] Развитие девочки, утверждал Фрейд, более сложное. Как правило, как и в случае с мужчинами, первым объектом интереса также является фигура матери, и в течение первых четырех лет и далее девочка остается привязанной к своей матери. Однако когда девочка узнает о « кастрации », это вызывает разочарование, и она обвиняет мать в отсутствии у нее пениса. Из-за этого девушка отказывается от мастурбации и в свою очередь переключает внимание с матери на отца. Отказавшись от мастурбации, девушка больше не может быть активной, проявляя тем самым пассивный характер. Затем отец помогает ей, плавно переводя ее на более женственный путь. Более того, привязанность девочки к отцу также побудит ее подражать женским качествам матери и в конечном итоге принять более гендерно-типизированное поведение. [3]
Теория когнитивного развития Кольберга
[ редактировать ]Теория когнитивного развития также тесно связана с анализом Жана Пиаже возрастных когнитивных изменений, через которые проходит ребенок. Лоуренс Кольберг предположил, что познание предшествует действию и поведению («Я мальчик, поэтому делаю мальчишеские вещи»). Это подчеркивает важность понимания ребенком гендерных ролей и их постоянного размещения в ней. После того, как ребенок сможет полностью усвоить эту концепцию, гендерная информация станет более актуальной. Эта идея гендерной последовательности, аналогичная конкретно-операциональной стадии Пиаже, представлена тремя стадиями:
- гендерная идентичность: ребенок осознает, что он либо мальчик, либо девочка, и обладает способностью навешивать ярлыки на других.
- гендерная стабильность: идентичность, в которой они себя осознают, не меняется
- гендерная согласованность: признание того, что пол не меняется независимо от изменений в гендерно-типизированной внешности, деятельности и чертах характера.
Когда ребенок способен полностью уловить гендерно-стабильное представление о себе, обычно в возрасте от пяти до семи лет, мотивация освоить свою ориентацию и социализироваться позволяет ему искать однополые модели, чтобы больше узнать о гендерных стереотипах поведения. . [4] [5]
Теория гендерной схемы
[ редактировать ]Схема — это когнитивно организованная сеть ассоциаций , которая легко доступна и помогает направлять восприятие человека. Теория гендерной схемы действует как руководство или стандарт последовательного поведения в данном сценарии. Такие ярлыки, как «девочки слабые, а мальчики сильные», классифицируют стереотипно приемлемые действия для гендерных групп. Таким образом, теория предполагает, что как только ребенок приобретет базовые знания о гендерном поведении, он начнет строить гендерные схемы. Это достигается в первую очередь через базовое понимание гендерных ролей. Другими словами, ребенок познает содержание общества, вещи, относящиеся к своему и противоположному полу, и включает это в свои гендерные схемы. Затем ребенок учится применять соответствующие атрибуты к нужному полу, выборочно используя эти знания для концептуализации своих собственных действий. Следовательно, классифицируем, как они должны действовать в различных ситуациях, формируя их возможности в соответствии с метками на схеме. [6]
Теория социального обучения ( Альберт Бандура )
[ редактировать ]Теоретики социального обучения, такие как Альберт Бандура, предполагают, что взрослые не только предоставляют детям модели для подражания, но и активно участвуют в формировании гендерно-ролевой идентификации ребенка. Теория социального научения предполагает, что гендерная идентичность и гендерно-ролевые предпочтения приобретаются посредством двух концепций.
- Прямое обучение (дифференцированное подкрепление). Первая концепция представлена посредством прямого обучения, также известного как дифференциальное подкрепление. На раннем этапе развития ребенка родители уже поощряют занятия, соответствующие гендеру, и препятствуют кросс-гендерным занятиям. Взрослые поощряют детей, когда они демонстрируют поведение, соответствующее полу, и наказывают детей, когда они демонстрируют кросс-гендерное поведение. Идея прямого обучения выражает то, что гендерно-типизированное поведение начинается с того, что ребенок перенимает взгляды, которым он учится у своих родителей. Таким образом, родители усиливают развитие гендерных стереотипов, предоставляя игрушки и занятия, соответствующие полу. Взрослые влияют на гендерную идентификацию ребенка, когда поощряют гендерное поведение, например, обучая «мальчиков, как быть мальчиками, и девочек, как быть девочками». [7]
- Обучение через наблюдение . Вторая концепция представлена через обучение через наблюдение, при котором дети имитируют и следуют за поведением людей того же пола. Дети все больше осознают гендерные стереотипы в дошкольном возрасте и признают эти «однополые модели», когда начинают проявлять свое предпочтение к «гендерным» игрушкам или занятиям. Эти однополые модели могут включать в себя любого человека, от учителей и старших братьев и сестер до деятелей СМИ. [7]
Социальные модели
[ редактировать ]У ребенка есть много возможностей узнать и развить собственное понимание того, что такое « гендер ». Таким образом, по мере того, как дети переходят из детства в подростковый возраст, они уже подвергаются воздействию многих факторов, которые будут влиять на их представления и отношение к нормативному социальному поведению в отношении гендерных ролей. Социальные модели, такие как родители, братья и сестры и средства массовой информации, становятся чрезвычайно важными на разных этапах развития ребенка.
Родители: Родители играют жизненно важную роль в ранней жизни ребенка, поскольку они являются первой группой людей, с которой ребенок знакомится и у которой учится. Информация, которая окружает ребенка дома, становится подкреплением желаемого поведения мужчины или женщины. Исследования показали, что уже через 24 часа после рождения ребенка у большинства родителей уже возникают гендерные стереотипные ожидания в отношении сыновей или дочерей. Благодаря таким примерам, как покраска комнаты в розовый или синий цвет, поощрение к участию в совместных занятиях, связанных с полом, предложение игрушек, дифференцированных по полу, или иное обращение с детьми противоположного пола, эти взаимодействия между родителями и детьми оказывают долгосрочное влияние на то, как ребенок соединяется с определенными людьми. гендерно-специфическое поведение. [8] [9] [10] Более того, различные данные свидетельствуют о том, что определенные семейные различия, влияющие на то, как воспитывается ребенок, могут влиять на то, насколько он похож (или отличен) от противоположного пола и, следовательно, насколько «женственным» или «мужественным» ребенок потенциально может стать. Например, как показывают некоторые исследования, в отсутствие фигуры отца мальчики обычно более «женственны», чем те, кто живет с отцом. Это демонстрирует важность моделирования отца и сына. То же исследование показывает, что женственность в детстве более сильно коррелирует с родительским подкреплением, таким как желание отца или матери завести девочку и/или их одобрение женского поведения. [11]
Братья и сестры: Помимо родителей, дети также ищут поддержки у своих старших братьев и сестер. Таким образом, несоответствия в гендерном поведении также могут быть результатом того, что дети подражают своим братьям и сестрам противоположного пола.Влияние брата или сестры часто наиболее эффективно, когда брат или сестра находятся в более старшем возрасте, чем сам ребенок, что увеличивает мотивацию ребенка подражать своему брату или сестре. Влияние старших братьев и сестер является предиктором гендерно-ролевых установок младшего брата и сестры, половых качеств личности и мужских видов досуга. Результаты показывают, что у девочек развиваются менее традиционные установки, чем у мальчиков, поэтому, по сравнению со стереотипно традиционным развитием, старшие братья и сестры мужского пола более добросовестно относятся к мужской деятельности, которая, очевидно, моделируется младшими братьями и сестрами в большей степени, чем женская деятельность. [12] Более того, старшие братья, как правило, оказывают более сильное влияние на сексуальное развитие младшего брата или сестры. Есть свидетельства того, что отношения между старшим братом и младшей сестрой могут фактически повлиять на то, чтобы сестра стала более женственной, придерживаясь более стереотипного гендерного развития, чем девочки со старшими сестрами. [13] Биологические исследования показывают, что дизиготные близнецы с противоположным полом демонстрируют более половое поведение, чем однополые близнецы. [14] И наоборот, это может развиваться и в противоположном направлении, когда дети могут попытаться максимально отличаться от своих братьев и сестер, делая их различия более заметными; однако это может быть более очевидно у первенцев, возможно, из-за порядка рождения. [12]
Коллеги: В раннем возрасте дети уже могут использовать свои знания о различных социальных категориях для формирования стереотипов о том, что они понимают о мужчинах и женщинах. Взаимодействие с группами сверстников часто формирует поведение людей в соответствии с нормативными ожиданиями. Дети часто группируются вместе с другими детьми того же пола. Принадлежность к группе, которая разделяет одну и ту же гендерную идентичность, часто способствует развитию более соответствующих гендерным чертам. Примером этого является тот факт, что у девочек более выраженные черты характера, чем у мальчиков. [15] Исследования также показывают, что дети часто играют со сверстниками своего пола и исключают из игры тех, кто отличается от нормы. Например, детям, которые хотят присоединиться к группе, будет разрешено участвовать в игре только в том случае, если они являются сверстниками того же пола, у которых уже был опыт занятий этим видом деятельности, или сверстниками противоположного пола, у которых не было предварительного опыта. [16] Желание участвовать в игре может повлиять на то, что ребенок будет вести себя так же, как его сверстники. В более позднем возрасте, когда дети начинают отдаляться от родителей, роль дружбы становится гораздо более влиятельной.
СМИ: Дети узнают о различных гендерных категориях, наблюдая за различными средствами массовой информации . Они часто ищут гендерные роли, с которыми могут общаться, в книгах и на телевидении. И наоборот, эти источники средств массовой информации также стереотипно формируют понимание ребенком приемлемого с гендерной точки зрения поведения. Исследования, изучающие влияние гендерных стереотипов в детской литературе, показывают, что чаще всего гендерные взгляды связаны со стереотипами, которые созданы как культурно, так и индивидуально. В детской литературе мужские персонажи кажутся более центральными, менее эмоциональными и сильными. Женские персонажи, напротив, выражают свои чувства посредством выражения, они более зависимы и обычно принимают на себя роли более домашних персонажей. [17] Более того, эти характеристики также можно увидеть в телевизионных программах. Например, в большинстве телевизионных шоу в прайм-тайм женщины получают в два раза больше комментариев по поводу своей внешности, чем мужчины. Точно так же исследование, изучающее мультфильм « Покемоны » и гендерные роли, выражает различия в «хороших» и «плохих» персонажах. Джесси и Джеймс (злодеи этой истории) изображаются принявшими контрстереотипный образ. Хотя Джесси считается более агрессивным, а Джеймс — более женственным, это тонко учит детей, что нетрадиционное или нестереотипное гендерно-ролевое поведение — это плохо. Кроме того, детям в этой истории трудно вспомнить покемона-мужчину, что показывает, что существует дисбаланс, в котором основное внимание уделяется персонажам мужского пола. [18] Эти изображения ролей мужских и женских персонажей потенциально могут неосознанно повлиять на то, как ребенок строит гендерные взгляды.
Атипичное гендерное развитие и противоречия
[ редактировать ]Ожидается, что у детей разовьются поведенческие сигналы, типичные для пола, поскольку дети часто используют гендерную информацию для вынесения суждений. Общество часто вознаграждает общие традиционные модели поведения, особенно мужчин, и, таким образом, переход к межгендерному развитию может привести к нежелательной критике и наказанию. Следовательно, когда дети подвергаются атипичному гендерному развитию, как из-за генетических факторов, так и из-за окружающей среды, это может радикально изменить нормальное развитие человека: от чувства собственного достоинства, самоуважения к чувству принятия. Когда ребенок идентифицирует себя как противоположный пол, ему ставят диагноз гендерная дисфория (часто называемая расстройством гендерной идентичности или РГИ). [19]
Генетика против факторов окружающей среды: Развитие гендерных ролей связано как с генетическими , так и с социальными факторами.Текущие биологические исследования показали, что различия в уровне тестостерона могут влиять на сексуальную ориентацию, гендерную идентичность и личность. Например, девочки с повышенным пренатальным уровнем тестостерона из-за врожденной гиперплазии надпочечников (ВГКН) демонстрируют более мужское поведение, чем среднестатистическая женщина. Это может вызвать снижение уровня эмпатии , который, как доказано, выше у среднестатистических женщин, чем у мужчин, и увеличение физической агрессии, обычно выше у мужчин, чем у женщин. [20] Более того, многочисленные исследования близнецов также показали, что гомосексуальные черты демонстрируют большую конгруэнтность у монозиготных (MZ) близнецов , чем у дизиготных (DZ) близнецов, демонстрирующих генетический вклад. [21] Дальнейшие исследования показывают, что это особенно справедливо в отношении гендерных ценностей девочек. [22] Аналогичным образом, другие исследования пришли к выводу, что распространенность кросс-гендерного поведения является в высшей степени наследуемой чертой, при которой близнецы MZ демонстрируют одинаковое кросс-гендерное поведение в большей степени, чем близнецы DZ. [23] Хотя атипичное развитие гендерных ролей может передаваться по наследству, это не означает, что оно независимо. Однако воздействие окружающей среды может существенно различаться для разных полов. Поскольку общество больше принимает мужские черты (девочки играют в футбол), чем женские (мальчики занимаются балетом), [24] Негативность общества обычно заставляет мужчин стараться оставаться в рамках стереотипных норм. При этом мужское влияние, обусловленное факторами окружающей среды, приводящими к атипичному развитию, также сильнее у мальчиков, чем у девочек, с точки зрения атипичного развития. [22]
Гендерная дисфория. Гендерная дисфория или расстройство гендерной идентичности (РГИ) возникает, когда ребенок идентифицирует себя как противоположный пол. РГИ, ранее известный как транссексуализм , возникает, когда у человека возникает сильное желание быть противоположным полом, потому что он чувствует себя некомфортно в собственном теле. Это может привести к переодеванию в другую одежду или желанию избавиться от своих физических особенностей. РГИ сопровождается расстройством (часто называемым дисфорией), связанным с тем, что человек не может изменить свой пол, и резким неприятием типичного для пола поведения. Начало большинства этих форм поведения может произойти уже в возрасте от двух до четырех лет. [23]
Споры о гендере в DSM-5 : В пятом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам ( DSM-5 ) велись споры о том, квалифицируется ли сексуальная и гендерная идентичность, включающая РГИ, как психическое расстройство . Одна из наиболее заметных дискуссий по этому поводу произошла в 2003 году во время ежегодного собрания АПА, где Дэррил Б. Хилл, доктор философии, утверждал, что РГИ не следует считать психическим расстройством. Он объясняет это из-за ограниченного количества надежных и действительных доказательств, учитывая роль родителей и методов лечения, соответствует ли РГИ условиям психического расстройства среди детей и подростков. [25] Более того, другие исследователи заявили, что диагноз не учитывает дискомфорт человека по поводу своего биологического пола, который полностью не связан с его гендерной принадлежностью. Это делает пациентов восприимчивыми к социальным изменениям в отношении того, что является приемлемо женским или мужским. Наконец, он не предоставляет доказательств несоответствия традиционному гендерному поведению, которое варьируется в зависимости от культуры, жизненного этапа, пола и этнической группы. [26]
Андрогинность : Недавние исследования показали, что андрогинные люди способны повысить производительность в разных ситуациях, потому что они могут соответствующим образом изменить свое поведение, чтобы стать более «мужественными» или «женственными» в данном контексте. Согласно исследованию, предпочтения человека в играх и интересах основаны исключительно на гендерных стереотипах, что делает человека значительно более стереотипным, чем андрогинных людей. В тесте на самооценку, когда людям предлагались действия противоположного пола, люди гендерного типа обычно чувствовали себя более некомфортно, что приводило к снижению уровня самооценки. Однако андрогинные испытуемые не ощущали дискомфорта или пессимизма по отношению к себе. [27] Таким образом, гендерная типизация часто может привести к формированию определенных стереотипов гендерных правил, которые облегчают принятие решений, которые могут учитывать как определенные преимущества, так и ограничения. Таким образом, родители, которые поощряют более нетрадиционные взгляды на полоролевую ориентацию, склонны поощрять менее дискриминационную среду. Тогда ребенок сможет свободно выбирать больше вариантов, на которые не влияют гендерные ограничения. Было обнаружено, что андрогинные дети имеют более высокую самооценку и самооценку . [28]
Недостатки Исследования показали, что гендерная типизация на самом деле не просто связана с гендерными характеристиками, соответствующими биологическому полу человека, но, скорее, имеет различные измерения. Несколько исследований также выявили преимущества андрогинных людей, такие как большая адаптируемость к гендерно-специфичным ситуациям, а также более гибкое отношение к половым ролям. Таким образом, хотя гендерно-конгруэнтная идентичность имеет множество преимуществ, она также может привести к ограничениям. Поскольку гендерная типизация часто усиливает стереотипы, она имеет тенденцию вызывать негативное и жесткое отношение к нетипичным гендерным характеристикам, видам деятельности и интересам. [29] Это подтверждает идею о том, что гендерная типизация действительно приводит к определенным ограничениям в построении своей идентичности.
Примеры атипичного развития
[ редактировать ]Мальчика воспитывали как девочку После случая обрезания Брюса Реймера родители обратились к психологу доктору Джону Мани , который предложил им воспитать мальчика как девочку. Мани считал, что гендерная идентичность определяется окружающей средой, а не биологией . В 17 месяцев Брюса переименовали в «Бренду». Однако к 13 годам «Бренда» была несчастна, одинока и отказывалась заниматься чем-либо женским. Родители Бренды решили сказать Бренде правду, и он назвал себя Дэвидом и с тех пор жил как мужчина. Эта история закончилась трагедией; Дэвид покончил жизнь самоубийством после того, как от него ушла жена и он потерял работу. [30]
Кейт: Бен никогда не проявлял интереса к «мальчишеским» игрушкам, они хотели носить девчачью одежду и отращивать длинные волосы. Вскоре они начали четко выражать свой пол: они говорили о том, что они девочки, и о том, что их личность не соответствует анатомии. Наконец Бен сказал семье, что они будут называться Кейт. Вначале ребенок жил двойной жизнью. В школе она была «Бен»; дома она была Кейт. Характеристики этих двух идентичностей резко различались. Бен был тихим, застенчивым и замкнутым, а Кейт — экстравертной и счастливой. Ее родители видели, что это сказывается на Кейт, и поэтому перешли в школу, которую Кейт могла посещать сама. Как понял родитель из этого опыта, поддержка гендерной идентичности ребенка чрезвычайно важна. [31]
Поп: В Швеции есть пара, которая вырастила своего ребенка Попа, держа в секрете пол ребенка, несмотря на то, что несколько человек меняли ребенку подгузник. Родители заявили, что хотят, чтобы малышка выросла свободной и без гендерных стереотипов. В гардеробе Попа есть все: от брюк до платьев. Родители Попа избегают использования местоимений и называют своего ребенка просто «Поп». [32]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шаффер, Д.Р. (2009). Социальное и личностное развитие (6-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Уодсворт
- ^ Пентони, CG (1980). Пол, половая типизация и гендерная идентичность. 941–942.
- ^ Jump up to: а б Муллахи. П. (1948). Эдипов миф и комплекс: обзор психоаналитической теории . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Grove Press, Inc.
- ^ Мартин, CL, Рубль, DN, и Шкрикабло, Дж. (2002). Когнитивные теории раннего гендерного развития. Американская психологическая ассоциация. 4(23), 544–557.
- ^ Басси, К. (2011). Развитие гендерной идентичности. Справочник по теории и исследованиям идентичности. 603-628.
- ^ Бем, С.Л. (1981)Теория гендерной схемы: когнитивный отчет о типировании пола. Психологический обзор. 88(4), 354–364.
- ^ Jump up to: а б Шаффер, Д.Р. (2009). Социальное и личностное развитие (6-е изд.) . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт
- ^ Рубин, Джеффри З.; Провенцано, Фрэнк Дж.; Лурия, Зелла (июль 1974 г.). «Глаз смотрящего: Взгляды родителей на пол новорожденных» . Американский журнал ортопсихиатрии . 44 (4): 512–519. дои : 10.1111/j.1939-0025.1974.tb00905.x . ISSN 1939-0025 . ПМИД 4844024 .
- ^ Карракер, Кэтрин Хильдебрандт; Фогель, Дена Энн; Лейк, Маргарет Энн (1 ноября 1995 г.). «Гендерно-стереотипные представления родителей о новорожденных: новый взгляд на глаза смотрящего» . Сексуальные роли . 33 (9): 687–701. дои : 10.1007/BF01547725 . ISSN 1573-2762 . S2CID 53547964 .
- ^ Витт, SD (1997). Влияние родителей на социализацию детей по гендерным ролям. Подростковый возраст. 32(126). 253-259.
- ^ Робертс, К.В., Грин, Р. и Уильямс, К., Гудман, М. (1987). Развитие гендерной идентичности в детстве: статистический контраст двух семейных групп. Развивающая психология. 23(4), 544–557.
- ^ Jump up to: а б Макхейл, С.М., Апдеграфф, К.А., Хелмс-Эриксон, Х. (2001). Влияние братьев и сестер на гендерное развитие в среднем детстве и раннем подростковом возрасте: продольное исследование. Психология развития. 37(1). 115-125.
- ^ Корнрайх, Дж. Л., Хирн, К. Д., Родригес, Г. и О'Салливан, Л. Ф. (2003). Влияние братьев и сестер, гендерные роли и сексуальная социализация городских девочек раннего подросткового возраста. Журнал сексуальных исследований. 40(1). 101-110.
- ^ Мехта, К.М., Строу, Дж. (2010). Гендерная сегрегация и гендерная типизация в подростковом возрасте. Сексуальная роль.
- ^ Ван Бейстервельдт, CEM, Худзиак, Дж. Дж., Бумсама, DI (2006). Влияние генетики и окружающей среды на кросс-гендерное поведение и проблемы: исследование голландских близнецов в возрасте 7 и 10 лет. Арочный секс. Поведение. 648-658.
- ^ Мартин, CL (1989). Использование детьми гендерной информации при вынесении социальных суждений. Психология развития. 25(1), 80-88.
- ^ Тернер-Боукер, DM (1996). Гендерно-стереотипные дескрипторы в детских книжках с картинками: существует ли в литературе «любопытная Джейн»? Сексуальные роли. 35(7/8), 461-488.
- ^ Оглтри, С.М., Мартинес, К.Н., Тернер, Т.Р., Мейсон, Б. (2004). Покемон: изучаем роль пола. Секс-роли. 50(11/12), 851-859.
- ^ Нафо А., Иерволино А.С., Пломин Р. (2005). Мужские девочки и женские мальчики: генетический и экологический вклад в атипичное гендерное развитие в раннем детстве. Журнал личности и психологии. 88(2), 400-412.
- ^ Хайнс, М. (2011). Гендерное развитие и человеческий мозг. Ежегодный обзор неврологии .
- ^ Кнафо А., Иерволино AC, Пломин Р. (2005). Мужские девочки и женские мальчики: генетический и экологический вклад в атипичное гендерное развитие в раннем детстве. Журнал личности и психологии. 88(2), 400-412.
- ^ Jump up to: а б Кнафо А., Спинат FM (2011). Влияние генетики и окружающей среды на гендерно-нейтральные и гендерно-нейтральные ценности девочек и мальчиков. Психология развития . 47(3), 726-731.
- ^ Jump up to: а б Моллер Б., Шрайер Х., Ли А., Ромер Г. (2009). Расстройство гендерной идентичности у детей и подростков. Curr probl Pediatr Adolesc Health Care . 117–143.
- ^ Штраус, Элисса (12 апреля 2018 г.). «Почему девочки могут быть мальчишескими, а мальчики не могут быть девчачьими» . CNN . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Каменс, СР (2011). О предлагаемых диагнозах сексуальной и гендерной идентичности для DSM-5: история и разногласия. Гуманистический психолог. 37–59.
- ^ Ричмонд, К., Кэрролл, К., Денбоске, К. Расстройство гендерной идентичности – проблемы и противоречия. (2010). Справочник по гендерным исследованиям в психологии . 111-131.
- ^ Бем, С.Л., Ленни, Э. (1976). Половая типизация и избежание кросс-полового поведения. Журнал личности и социальной психологии. 33(1), 48-54.
- ^ Витт, SD (1997). Влияние родителей на социализацию детей по гендерным ролям. Подростковый возраст. 253-259.
- ^ ДиДонато, доктор медицины, Беренбаум, SA (2011). Преимущества и недостатки гендерной типизации: как различные аспекты связаны с психологической адаптацией. Архивное сексуальное поведение. 40. 457-463
- ^ Проверка здоровья: мальчик, которого воспитывали как девочку. (2010). https://www.bbc.co.uk/news/health-11814300
- ^ Маттиссен, К. Родительская власть: воспитание Кейт: борьба одной мамы за личность своего ребенка. http://www.greatschools.org/parenting/5085-raising-transgender-child.gs
- ^ Парафианович, Л. Шведские родители держат в секрете пол двухлетнего ребенка. (2009). http://www.thelocal.se/20090623/20232/