Станция спасательных шлюпок Уэллс-следующего-моря
Уэллс рядом с морем Спасательная шлюпочная станция | |
---|---|
![]() | |
![]() Спасательная шлюпочная станция Уэллс | |
Общая информация | |
Тип | RNLI Спасательная шлюпочная станция |
Архитектурный стиль | Эллинг со стальным каркасом с кирпично-блочной конструкцией |
Расположение | Станция спасательной шлюпки Уэллс |
Адрес | Бич Роуд |
Город или город | Уэллс рядом с морем , Норфолк , NR23 1DR |
Страна | Англия |
Координаты | 52 ° 58'22,4 "с.ш. 0 ° 51'01,7" в.д. / 52,972889 ° с.ш. 0,850472 ° в.д. |
Открыто | 1830 г. Принят RNLI в 1869 г. |
Владелец | ![]() |
Веб-сайт | |
Станция спасательных шлюпок RNLI Wells-next-the-Sea | |
Внесенное в список памятников архитектуры - степень II | |
Особенность | Дом спасательной шлюпки (1869 г.) |
Назначен | 8 сентября 1993 г. |
Справочный номер. | 1277330 [ 1 ] |
Станция спасательных шлюпок Уэллс-некст-Си расположена в конце Бич-роуд, примерно в 1,6 км к северу от города Уэллс-некст-Си , на северном побережье английского графства Норфолк . [ 2 ]
Станция, находящаяся в ведении Королевского национального института спасательных шлюпок (RNLI), обслуживает как прибрежные, так и всепогодные спасательные шлюпки. Прибрежная шлюпка представляет собой спасательную шлюпку класса D (IB1) по имени Питер Уилкокс (D-707), а всепогодная спасательная шлюпка - это шлюпка класса Шеннон 13-46 Duke of Edinburgh (Гражданская служба № 53) (ON 1161). Эллинг станции расположен на пляже на западной стороне устья гавани Уэллс . [ 3 ]
История
[ редактировать ]1800-е годы: первые спасательные службы.
[ редактировать ]Ранние спасательные операции на море в Уэллсе проводились частными лицами, которые часто пытались использовать свои спасательные усилия, чтобы заявить о правах на спасение спасенного судна для собственной выгоды. [ 4 ] [ 5 ] Первая организованная спасательная служба в Уэллсе была организована Норфолкской ассоциацией кораблекрушений (АНБ) и началась в 1830 году, когда существующая безымянная спасательная шлюпка, находившаяся на станции спасательных шлюпок Кромера, была отправлена в Уэллс. [ 3 ]
К 1860-м годам в Уэллсе уже не было спасательной шлюпки, и операция АНБ пришла в упадок. морские инциденты у берегов Северного Норфолка В то же время участились . В 1868 году жители Уэллса объединились с недавно созданной RNLI, чтобы организовать в городе организованную службу спасательных шлюпок. На набережной Уэллса был построен эллинг для размещения самовыпрямляющейся спасательной шлюпки RNLI « Элиза Адамс» RNLB . Станция официально открылась в 1869 году и использовалась до 1895 года, когда станцию перенесли ближе к открытому морю . [ 6 ] [ 7 ] Старый эллинг в гавани все еще стоит; II степени здание, являющееся памятником архитектуры , используется совместно как офис капитана порта и морской музей . [ 1 ]
1880-е: катастрофа спасательной шлюпки Уэллса и Эммы . спасение
[ редактировать ]29 октября 1880 года 171-тонный бриг «Оушен Квин» попал в шторм и укрылся в Уэллсе-следующем-Си. В 13:00 « Элиза Адамс» отправилась на помощь другому бригу, « Шэрон Роуз» , который высадился на берег на пляже в соседнем Холкхэме . Семь моряков были спасены, а спасательная шлюпка вернулась в Уэллс, где обнаружила « Королеву океана» недалеко от входа в гавань с флагом бедствия. После частичной смены экипажа « Элиза Адамс» вернулась в море, чтобы помочь « Океанской королеве» , которая была выброшена на берег неподалеку. была затоплена большой волной Спасательная шлюпка не смогла оказать помощь и вернулась в порт, но по пути и перевернулась; 11 из 13 членов экипажа спасательной шлюпки утонули. Экипаж Ocean Queen остался на борту своего судна и смог сойти на берег, как только шторм утих и прилив отступил. [ 8 ]
4 октября 1883 года шторм нанес шхуну «Эмма Джерси » на Восточный бар недалеко от Уэллса, в результате чего она оказалась на мели. Для оказания помощи была спущена на воду спасательная шлюпка Уэллса RNLB « Шарлотта Николлс» . « Эмма» была сильно повреждена, поэтому « Шарлотта Николлс» отвезла пятерых членов экипажа обратно в Уэллс. [ 9 ]
1890-е: новая локация
[ редактировать ]К 1890-м годам стало очевидно, что расположение эллинга 1869 года проблематично. При малой воде спасательная шлюпка не могла выйти в открытое море и слишком зависела от прилива. В 1893 году спасательная шлюпка RNLB Baltic (ON 198) была спущена на воду для трех спасательных операций, но прибыла слишком поздно, чтобы оказать реальную помощь ни при одном из них. Строительство новой станции в 1,2 мили (1,9 км) к северу от существующей станции началось в 1894 году и было завершено в октябре 1895 года. « Балтика» (ON 198) была заменена судном с таким же названием RNLB Baltic (ON 375). [ 7 ] [ 10 ]
1930–1970-е годы: моторные и прибрежные спасательные шлюпки.
[ редактировать ]
Хотя моторные спасательные шлюпки были доступны по крайней мере с 1911 года, Уэллсу они были предоставлены только в 1936 году из-за необходимости спустить на воду соответствующую шлюпку. Станция получила спасательную шлюпку класса Surf , RNLB Royal Silver Jubilee (ON 780), которая была спроектирована Джеймсом Барнеттом и была достаточно легкой для спуска на воду, необходимого в Уэллсе. Она также была первым судном класса Surf, оснащенным базовой водометной системой, идеально подходящей для мелководья в Уэллсе. [ 11 ]
К середине 1960-х годов на побережье Северного Норфолка увеличилось количество морских инцидентов, связанных с катанием на прогулочных лодках и посещением пляжей. Береговая спасательная шлюпка D -класса (RFD PB16) (D-11) была размещена в Уэллсе в 1963 году. [ 12 ] [ 8 ]
18 и 19 мая 1963 года каютный крейсер «Сему» сел на мель во время отлива у входа в гавань Блейкни . Для оказания помощи был спущен на воду « Сесил Пейн» , который прибыл на место происшествия в 22:50. Море было неспокойным, а ветер сильным. Рулевой сделал несколько попыток приблизиться, но песчаные отмели и сильный ветер затрудняли задачу. После четырех попыток двое членов экипажа « Сему» наконец были доставлены на борт « Сесила Пейна» в безопасное место. Рулевой был награжден бронзовой медалью РНЛИ . [ 13 ]

До 1976 года прибрежную службу обеспечивала серия безымянных спасательных шлюпок класса D (RFD PB16) . Первым прибрежным судном в Уэллсе, получившим имя, была RNLB Spirit of Rotary (D-246), которая находилась на станции с 1976 по 1987 год. В январе 1978 года сильный шторм разрушил дом IRB и повредил двери в главный лодочный зал. Новый дом IRB был построен сбоку от главного вокзала. [ 8 ]
Утром 15 февраля 1979 года ураганный ветер силой девять-десять разнес метель над Северным морем . торговое судно « » Румынское Савинести вышло из строя; волоча якорь, ей грозила неминуемая опасность сесть на мель в 37 милях (60 км) к юго-западу от мыса Сперн . [ 3 ] Спасательная шлюпка Уэллса Ernest Tom Neathercoat была спущена на воду тем утром, но с трудом продвигалась вперед, несмотря на температуру значительно ниже нуля и бурное море, которое в конечном итоге вывело из строя ее радар , СВЧ-радио и эхолотные системы. [ 3 ] В конце концов она прибыла и простояла рядом с «Савинести» в течение двух часов, пока не прибыла спасательная шлюпка класса «Арун» RNLB City of Bradford IV (ON 1052) со станции спасательных шлюпок Хамбер , которая должна была взять на себя обслуживание. [ 14 ] [ 15 ] К этому моменту ветер усилился до ураганной силы 12 баллов, волны достигали высоты 40 футов, и все еще шел сильный снег. В это время спасательная шлюпка Уэллса была выведена из эксплуатации и отправлена обратно в Уэллс, прибыв между 18:00 и 19:00 после примерно 11 часов в море. Рулевой был награжден серебряной медалью РНЛИ . [ 16 ]
1980–1990-е годы: модернизация станции и класс Мерси.
[ редактировать ]
Пляжная дорожная станция 1895 года несколько раз улучшалась и ремонтировалась, но основная часть конструкции все еще остается оригинальной. Помещения для экипажа были расширены за счет дополнительного уровня в 1983 году, а в 1986 году была добавлена пристройка эллинга для размещения береговой спасательной шлюпки. [ 3 ]
В 1990 году станции была выделена новая спасательная шлюпка класса Мерси , 12-003 Doris M. Mann of Ampthill (ON 1161), что потребовало значительных изменений в эллинге для ее размещения. [ 7 ] [ 17 ] Дом пришлось практически полностью перестроить, сохранив при этом историческую целостность постройки 1895 года. В середине 1990-х годов также проводились работы по борьбе с береговой эрозией на песчаном мысе, где расположен лодочный сарай. Это было достигнуто за счет повторного использования зеленой древесины, возвращенной после сноса Истборна . [ 7 ] стапель. Также были установлены дополнительные новые волны, чтобы удержать пляж перед станцией, что жизненно важно для дальнейшего спуска спасательных шлюпок на берег. [ 8 ]
2020-е: Новый эллинг и класс Шеннон
[ редактировать ]Потребовался новый эллинг большего размера для размещения скоро прибывшей новой спасательной шлюпки класса «Шеннон» для Wells-nex-the Sea, которая должна была быть построена к западу от существующего эллинга, некоторым частям которого более 125 лет. Работы по строительству нового эллинга стартовали в сентябре 2020 года. [ 18 ] и было завершено в октябре 2022 года. [ 19 ]
Вскоре, в ноябре 2022 года, последовал снос эллинга 1895 года. [ 20 ]
Частично профинансированная успешной местной кампанией в 2014–2015 годах, а частично благотворительной организацией государственной службы The Lifeboat Fund, Шеннон класса 13–46 , герцог Эдинбургский (государственная служба № 53) (ON 1353), прибыл в Уэллс-рядом- Море в октябре 2022 года, заменив Дорис М. Манн из Амптхилла (ON 1161) в начале 2023 года. [ 21 ]
Награды станции
[ редактировать ]Ниже приведены награды, полученные в Wells-next-the-Sea. [ 8 ] [ 22 ]
- Дэвид Джеймс Кокс, рулевой - 1979 г.
- Фрэнсис Роберт Тейлор, DSM , второй рулевой - 1963 г.
- Дэвид Джеймс Кокс, рулевой - 1982 г.
- Благодарность учреждения, написанная на пергаменте
- Т. Нильсен, рулевой - 1942 г.
- Уильям Кокс, рулевой - 1955 г.
- Дэвид Дж. Кокс, рулевой - 1964 г.
- Альберт Корт, автомеханик, 1971 г.
- Дэвид Дж. Кокс, рулевой - 1973 г.
- Аллен Фрэри, рулевой - 2001 г.
- Роберт Смит, второй рулевой - 2001 г.
- Благодарственное письмо в рамке, подписанное председателем учреждения
- Рулевой и команда - 1966 г.
- Дэвид Дж. Кокс BEM, рулевой - 1983 г.
- Грэм Уокер, рулевой/механик - 1992 г.
- Джеймс Кейс, член экипажа - 1992 г.
- Грэм Уокер, рулевой/механик - 1993 г.
- Аллен Фрэри, второй рулевой - 1993 г.
- Весь экипаж всепогодной спасательной шлюпки и помощники на берегу - 1996 г.
- Аллен Фрэри, рулевой/механик - 2003 г.
- Дэвид Джеймс Кокс - 1981 г. [ 23 ]
Доска почета
[ редактировать ]В память о тех, кто погиб во время службы на спасательной шлюпке «Уэллс рядом с морем». [ 8 ]
- Потерян, когда спасательная шлюпка «Элиза Адамс» перевернулась на борту брига « Оушен Квин» 29 октября 1880 года.
- Фрэнсис Абель
- Джон Элсдон
- Роберт Уильям Элсдон
- Уильям Филд
- Уильямс Грин
- Чарльз Хайнс
- Джордж Джей
- Чарльз Смит
- Сэмюэл Смит
- Джон Стейси
- Уильям Уордингем
Спасательные шлюпки Wells-next-the-Sea
[ редактировать ]Всепогодные спасательные шлюпки
[ редактировать ]НА [ а ] | На. Нет. [ б ] | Имя | В эксплуатации [ 26 ] | Сорт | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|
– | – | Безымянный | 1830–1850 | Тип North Country , тянущий | |
До 525 | – | Элиза Адамс | 1869–1880 | 33-футовый самовосстанавливающийся (P&S) | |
До 658 | – | Шарлотта Николлс | 1880–1888 | 37-футовый самовосстанавливающийся (P&S) | [ 26 ] |
198 | – | Балтика | 1888–1895 | 37-футовый самовосстанавливающийся (P&S) | |
375 | – | Балтика | 1895–1913 | 35 футов 3 дюйма Кромер | |
425 | – | Джеймс Стивенс № 8 | 1913–1916 | Ливерпуль (P&S) | |
665 | – | Балтика | 1916–1936 | Ливерпуль (P&S) | |
780 | – | Королевский серебряный юбилей | 1936–1945 | серфинг | [ 27 ] |
850 | – | Сесил Пейн | 1945–1965 | Ливерпуль | |
832 | – | Люси Лейверс | 1962 1963–1964 |
Ливерпуль | (Помощь флота) |
982 | 37-15 | Эрнест Том Низеркот | 1965–1990 | Окли | |
961 | 37-03 | Калуст Гюльбенкян | 1978–1979 1983 1987–1988 |
Окли | (Помощь флота) |
1161 | 12-003 | Дорис М. Манн из Амптилла | 1990–2023 | Мерси | [ 28 ] |
1124 | 12-001 | Пегги и Алекс Кэрд | 1998 | Мерси | (Помощь флота) |
1162 | 12-004 | Королевский корабел | 2003 | Мерси | (Помощь флота) |
1353 | 13-46 | герцог Эдинбургский (Государственная служба №53) |
2023– | Шеннон | [ 29 ] |
- Номера Pre ON - это неофициальные номера, используемые Обществом энтузиастов спасательных шлюпок для обозначения первых спасательных шлюпок, не включенных в официальный список RNLI.
Береговые спасательные шлюпки
[ редактировать ]На. Нет. [ б ] | Имя | В эксплуатации [ 12 ] | Сорт | Комментарии |
---|---|---|---|---|
Д-11 | Безымянный | 1963–1964 | D-класс (RFD PB16) | |
Д-9 | Безымянный | 1964–1965 | D-класс (RFD PB16) | |
Д-29 | Безымянный | 1965 | D-класс (RFD PB16) | |
Д-8 | Безымянный | 1965–1966 | D-класс (RFD PB16) | |
Д-82 | Безымянный | 1966–1968 | D-класс (RFD PB16) | |
Д-25 | Безымянный | 1968–1969 | D-класс (RFD PB16) | |
Д-113 | Безымянный | 1969–1976 | D-класс (RFD PB16) | |
Д-246 | Дух Ротари | 1976–1987 | Сотрудник D (Зодиак III) | |
Д-352 | Джейн Энн | 1988–1996 | D-класс (EA16) | |
Д-512 | Джейн Энн II | 1996–2006 | D-класс (EA16) | |
Д-661 | Джейн Энн III | 2006–2016 | D-класс (IB1) | |
Д-797 | Питер Уилкокс | 2016– | D-класс (IB1) |
Пусковые и эвакуационные тягачи
[ редактировать ]На. Нет. [ б ] | Рег. Нет. | Тип | В эксплуатации [ 12 ] | Комментарии |
---|---|---|---|---|
Т19 | TY 2547 | Клейтон | 1936–1939 | |
Т32 | ФГГ 221 | Коробка Л | 1939–1954 | |
Т59 | ФГГ 221 | Фаулер Челленджер III | 1954–1969 | |
Т68 | ЮВ 742 | Фаулер Челленджер III | 1969–1974 | |
Т67 | 792 юаней | Фаулер Челленджер III | 1974–1979 | |
Т63 | ПХФ 163 | Фаулер Челленджер III | 1979–1983 | |
Т72 | 518 ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЗАЛ | Корпус 1000D | 1983 | |
Т60 | ОХО 323 | Фаулер Челленджер III | 1983–1985 | |
Т99 | C82 НУС | Talus MB-H Гусеничный | 1986–1993 | |
Т91 | УАВ 558Y | Talus MB-H Гусеничный | 1993–1995 | |
Т99 | C82 НУС | Talus MB-H Гусеничный | 1995–2006 | |
Т96 | B688 ХУДЖ | Talus MB-H Гусеничный | 2006–2023 | |
СК-Т27 | HF22 БВЖ | СЛАРС (Клейтон) | 2022– | Патрисия Джин Беттани |
- ^ ON — официальный номер лодки RNLI.
- ^ Jump up to: а б с Оп. № — это оперативный номер лодки, указанной RNLI, на корпусе.
Галерея
[ редактировать ]-
Первая спасательная шлюпочная станция RNLI, которая сейчас используется как офис капитана порта и морской музей. Это памятник архитектуры II степени.
-
Моторная «Ливерпуль» спасательная шлюпка класса RNLB Cecil Paine (ON 850) на станции между 1945 и 1965 годами.
-
Моторная «Ливерпуль» спасательная шлюпка класса RNLB Lucy Lavers (ON 832) на станции в 1962 году и между 1963 и 1964 годами.
-
Моторная спасательная шлюпка класса Oakley RNLB Ernest Tom Neathercoat (ON 982) на станции с 1965 по 1990 год.
-
Мемориал: катастрофа спасательной шлюпки Уэллса 29 октября 1880 года.
См. также
[ редактировать ]- Список станций RNLI
- Список бывших станций RNLI
- Спасательные шлюпки Королевского национального института спасательных шлюпок
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Историческая Англия , «Башня с часами и бывшая станция спасательной шлюпки (1277330)» , Список национального наследия Англии , получено 14 мая 2024 г.
- ^ Карта OS Explorer 251 - Центральное побережье Норфолка . Издатель: Ordnance Survey (2002). ISBN 0-319-21887-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и Для тех, кто в опасности – Служба спасательных шлюпок Соединенного Королевства и Республики Ирландия, станция за станцией. Автор: Лич, Николас. Издатель: Silver Link Publishing Ltd, первый выпуск 1999 г. Работа: Часть 1, Восточное побережье Англии, от Берика до Гастингса, стр. 44, Уэллс-рядом с морем, Норфолк. ISBN 1 85794 129 2
- ^ Название: Пляжники . Автор: Хиггинс, Дэвид. Издатель: Теренс Далтон. ISBN 978 0861380473
- ^ Кораблекрушения у СЕВЕРНОГО НОРФОЛКА . Автор: Тикус, Айер. Издатель: Ayer Tikus Publications, первое издание 2003 г. Работа: The Beach Companies, стр. 18. Описание деятельности, ссылка на создание компании Longshoreman of Wells. АСИН B0032Z2NU0
- ^ «Исследователь наследия Норфолка - Дом спасательной шлюпки Уэллс-рядом-морем» . NHER № 47433 — Описание и детали дома для спасательной шлюпки . Исследователь наследия Норфолка © 2014 Служба исторической среды Норфолка . Проверено 20 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Спасательные шлюпки «Уэллс рядом с морем». Автор: Лич, Николас и Рассел, Пол. Издательство: TempusPublishing Ltd, Издание: первое, 2006 г. Работа: Приложение 2. Подробности о спасательной шлюпке, стр. 115. ISBN 0752438751
- ^ Jump up to: а б с д и ж «История станции Уэллс» . РНЛИ . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Спасательные шлюпки «Уэллс рядом с морем». Автор: Лич, Николас и Рассел, Пол. Издательство: TempusPublishing Ltd, Издание: первое, 2006 г. Работа: Глава 1 – Первые спасательные шлюпки в Уэллсе, 1869–1888 гг. Шхуна Эмма, стр. 18. ISBN 0752438751
- ^ «Спасательные шлюпки Балтийской биржи» . Подробности о спонсорстве Wells Lifeboats со стороны Балтийской биржи . ООО " Балтийская биржа информационных услуг " . Проверено 20 марта 2014 г.
- ^ «32-футовый вагонный катер класса «Сёрф»» . Список спасательных шлюпок класса Surf включает ON780 . Lifeboat World On-Line© 2014 . Проверено 20 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Леонард, Ричи; Дентон, Тони (2024). Справочник для энтузиастов спасательных шлюпок, 2024 год . Общество любителей спасательных шлюпок. стр. 4–132.
- ^ Медали RNLI за доблесть спасательной шлюпки и как они были выиграны. Монтажер: Барри Кокс. Опубликовано: Spink, Лондон, 1998 г. Страница 328 награждена 10 октября 1963 г. ISBN 0 907605 89 3
- ^ Спасательные шлюпки Аруна - Иллюстрированная история спасательных шлюпок Аруна RNLI 1971–2009 гг. Автор: Лич, Николас. Издатель: Издательская группа Келси. Работа: Часть вторая – Класс «Арун», лодка за лодкой, стр. 50, Город Брэдфорд IV. ISBN 9781907426216
- ^ Никогда не поворачивайте назад - RNLI со времен Второй мировой войны. Автор: Киплинг, Рэй и Сюзанна. Издательство: Sutton Publishing Ltd, первое издание – 2006 г. Работа: Глава 1, Спасательная шлюпка VC, страницы с 11 по 15, По пояс глубоко в воде. ISBN 9780750943079
- ^ Медали RNLI за доблесть спасательной шлюпки и как они были выиграны. Монтажер: Барри Кокс. Опубликовано: Spink, Лондон, 1998 г. Работа: стр. 368 РУКОВОДИТЕЛЬ Дэвид Джеймс – Спасательная шлюпка рулевого Уэллса, 1963 г. ISBN 0-907605-89-3
- ^ Все герои! – История РНЛИ. Автор: Бейлби, Алек. Издатель: Патрик Стивенс Лтд., первое издание, 1992 г. Работа: Глава 18, Станции спасательных шлюпок, Часть 1, К югу от Спурн-Хед, стр. 153, ссылка на спуск на воду RNLB Дорис М. Манн из Амптхилла . ISBN 9781852604196
- ^ «Начинаются работы по строительству нового эллинга-10» . www.wellslifeboat.org . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ «Взгляните: красивая новая спасательная шлюпочная станция RNLI Wells» . ТОО «Ридж и Партнеры» . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «На фотографиях изображена ныне снесенная бывшая станция RNLI в Уэллсе» . Факенхэм и Уэллс Таймс . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ «Новая спасательная шлюпка Wells RNLI «Герцог Эдинбургский» прибывает к солнечному свету и приветствиям» . РНЛИ . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ Кокс, Барри (1998). Галантность спасательной шлюпки . Spink & Son Ltd. ISBN 0-907605-89-3 .
- ^ «Медаль Британской Империи (Гражданская дивизия)» . Газета . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ «Рядовые члены Гражданского отдела упомянутого Выдающегося Ордена Британской Империи» . Газета . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ Сайкс, Жюстин (16 ноября 2021 г.). «Член экипажа RNLI Wells награжден MBE за 53 года службы по спасению жизней на море» . РНЛИ . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Леонард, Ричи; Дентон, Тони (2021). Справочник для любителей спасательных шлюпок, 2021 год . Общество любителей спасательных шлюпок. стр. 2–120.
- ^ «Спасательная шлюпка и трактор RNLI Wells, 1936 год» . Рлангам12 . Проверено 29 января 2009 г.
- ^ «Нежное прощание с Дорис М. Манн из Амптилла » . РНЛИ . Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ «Герцог Кентский официально называет новую спасательную шлюпку RNLI RNLB Duke of Edinburgh» . Роял.Великобритания . Проверено 5 июня 2023 г.