Немецкие органные школы
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Органных композиторов Германии 17 в. можно разделить на две начальные школы: северогерманскую школу и южногерманскую школу (иногда добавляется третья школа, центральнонемецкая). Стилистические различия были продиктованы не только традициями учителя и ученика и международным влиянием, но и отдельными традициями органостроения: северные органы, как правило, имеют башенную компоновку с акцентом на разделение педалей , тогда как южные и австрийские инструменты обычно разделены вокруг окна. и подчеркнуть ручное разделение.
Северогерманская органная школа.
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Композитором, которого сейчас считают основателем этой школы, является Ян Питерсзон Свелинк , голландский композитор (ученик своего отца Питера Свиббертссона и Джозеффо Зарлино в Венеции ). Слава Свелинка как педагога была очень широко распространена (в Германии он был известен как «творец органистов»), как и его влияние. Однако английская клавишная школа в первой половине 17 века увяла, а голландские композиторы после Свелинка либо были не на его уровне ( Антони ван Нордт ), либо оставили слишком мало сочинений, чтобы оставить сколько-нибудь значимый след в истории европейской музыки ( Антони ван Нордт). Питер Корне ). Таким образом, влияние Свелинка было прежде всего важно в Германии: Генрих Шайдеман и Готфрид Шайдт были первыми крупными композиторами, обучавшимися у него.
Более поздние северяне, такие как Франц Тундер , Георг Бём и Иоганн Адам Рейнкен, культивировали гармонически и ритмически сложный импровизационный стиль, уходящий корнями в традицию хоральной импровизации. Такие формы, как органная прелюдия (многосекционная композиция с многочисленными расцветками и украшениями, такими как гаммы, арпеджио и сложный контрапункт) и хоральная фантазия (музыкальная постановка целого куплета хорального текста, в результате чего получается многосекционный композиции с контрастными участками для разных строк) разрабатывались почти исключительно северогерманскими композиторами. Дитриха Букстехуде Работы представляют собой вершину этой традиции; прелюдии составляют основу его творчества. Николаус Брюнс был самым важным из учеников Букстехуде, но он рано умер, и сохранились лишь несколько его работ.
Качество органов Северной Германии значительно улучшилось в 17 и начале 18 веков. Инструменты обычно имеют два или более мануалов, педалборд и широкий диапазон стопов; это способствовало развитию стиля, культивируемого во всем регионе, поскольку большинство крупномасштабных произведений требуют значительных навыков работы с педалями и используют более крупные и универсальные органы.
Список композиторов
[ редактировать ]- Иоганн Фридрих Альберти (учился у Вернера Фабрициуса и Винченцо Альбричи )
- Винченцо Альбричи
- Семья Бахов
- Кристоф Бернхард (учился у Пауля Зиферта и Агостино Фонтаны ; работал с Генрихом Шютцем и Маттиасом Векманном )
- Георг Бём (учился у Райнкена)
- Якоб Бёльше (учился у Георга Дитриха Лейдинга )
- Николаус Брюнс (учился у Букстехуде; племянник Фридриха Николауса Брюнса )
- Арнольд Маттиас Брункхорст
- Иоганн Генрих Бутштетт (учился у Иоганна Пахельбеля )
- Дитрих Букстехуде Пахельбеля (соратник Рейнкена и Пахельбеля (один из двух посвященных Hexachordum Apollinis ; зять и преемник Тундера)
- Андреас Дюбен I
- Андреас Дюбен (учился у Свелинка; сын Андреаса Дюбена I, брата Мартина Дюбена , отца Густава Дюбена )
- Густав Дюбен (учился у своего отца Андреаса Дюбена)
- Мартин Дюбен (сын Андреаса Дюбена I, брат Андреаса Дюбена; как и его брат, учился у Свелинка)
- Давид Эбель I (отец Давида Эбеля II ; преемник Бартольда Геринга на посту органиста церкви Святой Марии, Любек)
- Дэвид Эбель II
- Герман Эбель (преемник Генриха Маркуса на посту органиста церкви Святой Марии в Любеке; сменил на этом посту Петер Хассе )
- Даниэль Эрих (учился у Букстехуде)
- Вернер Фабрициус (учился у Томаса Зелле и Шайдемана)
- Кристиан Флор (предшественник органиста церкви Св. Иоанна в Люнебурге до Бема)
- Иоганн Филипп Фёрч (учился у Иоганна Филиппа Кригера ; главный композитор Гамбургской оперы )
- Кристиан Гейст
- Иоганн Николаус Ханф (учитель Иоганна Маттесона )
- Николаус Хассе (сын Петера Хассе )
- Петер Хассе (учился у Свелинка; сменил на должности органиста в церкви Святой Марии в Любеке под руководством Франца Тундера )
- Петер Хассе II (учился у Свелинка)
- Петрус Хейдорн
- Эвальдт Хинц (учился у Иоганна Якоба Фробергера )
- Вильгельм Каргес
- Андреас Кнеллер (учился либо у Тандера, либо у его дяди Матиаса Векманна; брат сэра Годфри Неллера )
- Иоганн Людвиг Кребс (учился у И. С. Баха, сына Иоганна Тобиаса Кребса )
- Иоганн Тобиас Кребс (учился у И.С. Баха, отца Иоганна Людвига Кребса )
- Адам Кригер (учился у Сэмюэля Шейдта )
- Якоб Корткамп (учился у Якоба Преториуса )
- Георг Дитрих Лейдинг (учился у Райнкена, Букстехуде и Иоганна Тайле )
- Иоганн Лоренц
- Винсент Любек (возможно, учился у Кнеллера и Букстехуде)
- Генри Маркус
- Иоганн Валентин Медер
- Питер Морхардт
- Андреас Нойнхабер (учился у Пауля Зиферта)
- Варфоломей Преторий
- Иероним Преторий (сын Иакова Преториуса I )
- Иероним (II) Преторий
- Иероним (III) Преториус (сын Якова Преториуса ; учился у Свелинка)
- Якоб Преторий I (отец Иеронима Преториуса)
- Якоб Преториус (сын Иеронима Преториуса, брат Михаила (II) Преториуса и Иоганна Преториуса; учился у Свелинка)
- Иоганн Преториус (сын Иеронима Преториуса, брат Михаила (II) Преториуса и Якова Преториуса; учился у Свелинка)
- Майкл Преториус (урожденный Шульце)
- Михаил (II) Преторий (сын Иеронима Преториуса, брат Якова Преториуса и Иоганна Преториуса)
- Иоганн Мартин Радек
- Иоганн Адам Рейнкен (учился у Шайдемана)
- Кристиан Риттер (учился у Кристофа Бернхарда)
- Георг Вильгельм Саксер
- Генрих Шейдеман (учился у Свелинка)
- Готфрид Шайдт (учился у Свелинка; брат Самуэля Шайдта )
- Сэмюэл Шайдт (учился у Свелинка)
- Иоганн Кристиан Шифердекер (друг Райнхарда Кайзера (для которого он часто сочинял оперы для Гамбургской оперы); ученик, помощник и преемник Букстехуде)
- Мельхиор Шильдт (учился у Свелинка)
- Пауль Зиферт (учился у Свелинка; учитель Андреаса Нойнхабера и, возможно, Кристофа Бернхарда)
- Иоганн Стеффенс
- Дельфин Струнгк (учился у Свелинка; отец Николая Адама Струнгка )
- Николаус Адам Струнгк (сын Дельфина Струнгка)
- Франц Тундер (возможно, учился у Фрескобальди; тесть и предшественник на посту органиста церкви Святой Марии от Любека до Букстехуде)
- Андреас Николаус Феттер (учился у Пахельбеля и Георга Каспара Веккера )
- Маттиас Векманн (учился у Шютца, Якоба Преториуса и Шейдемана)
- Андреас Веркмайстер (возможный учитель Иоганна Готфрида Вальтера )
- Фридрих Вильгельм Захов (учитель Георга Фридриха Генделя )
Южногерманская органная школа
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Традиции юга сформировались композиторами, которые путешествовали по Италии или учились у итальянских мастеров. Первым важным южанином был Иоганн Якоб Фробергер , который посетил Италию и Францию и культивировал итальянские идиомы в своих токкатах (под влиянием Джироламо Фрескобальди и Джованни де Маке французских лютнистов ) и стиль бриз в своих клавесинных сюитах – он также был первым, кто установил стандартная модель сюиты, которая позже использовалась композиторами как южной, так и северной Германии. Влияние Фробергера ощущалось по всей Европе и простиралось далеко в будущее: Альбрехтсбергер , учитель Бетховена , знал и уважал творчество Фробергера, а копия части одного из его сочинений существует в руке Моцарта .
У Фробергера не было значительных учеников, но другой важный южанин, Иоганн Каспар Керлль , добился известности как педагог и оказал влияние на многочисленных композиторов. Керлл первоначально учился у Джованни Валентини , итальянского композитора, работавшего в Вене ; затем он отправился в Италию и посетил многие другие регионы Европы. Влияние Керлля, возможно, было недолгим по сравнению с влиянием Фробергера (наиболее важным фактом здесь являются частые заимствования Генделя из работ Керлля), но он был образцом (возможно, даже преподавал) для уроженца Нюрнберга Иоганна Пахельбеля , чьи работы являются высшим точка южногерманской традиции.
Типичные южногерманские органы отличались от своих северных аналогов и могли иметь всего дюжину или две ступени, иногда с одним ручным управлением, а иногда и без педали; как и многие итальянские инструменты. Музыка южногерманских композиторов в целом больше концентрируется на мелодичности, гармонической ясности и звучании; В жанровом отношении были приняты итальянские модели, результатом которых стали немецкие версии токкаты , особого сорта импровизационных прелюдий, и остинато вариационные формы : чаконы и пассакальи . Пожалуй, последним значительным южанином был Иоганн Генрих Бутштетт , ученик Пахельбеля, продолжавший направления, заданные своим учителем, но не добившийся сколько-нибудь значительной известности; Похоже, что многие его произведения сейчас утеряны.
Список композиторов
[ редактировать ]- Кристиан Эрбах (ок. 1568 – 14 июня 1635 в Аугсбурге)
- Иоганн Каспар Фердинанд Фишер (ок. 1656–1746; работал в Раштадте, Баден), учился в Париже.
- Иоганн Якоб Фробергер (1616 – 7 мая 1667; учился у Фрескобальди в Италии, работал в Штутгарте и Вене)
- Иоганн Каспар Керлль (1627–1693; учился у Валентини , затем у Кариссими и, возможно, Фрескобальди; работал в Мюнхене и Вене)
- Иоганн Эразм Киндерманн (1616–1655; учился у Иоганна Штадена , активный Нюрнберг)
- Иоганн Кригер (1651–1735; активный Нюрнберг и Цитау), учился у Генриха Швеммера и Георга Каспара Веккера.
- Иоганн Филипп Кригер (1649–1725; активный Нюрнберг, Галле и Вайсенфельс), учился у Иоганна Дрехзеля , Габриэля Шютца и Иоганна Розенмюллера )
- Кристиан Михаэль (ок. 1593 - 29 августа 1637, Лейпциг)
- Георг Мюффа (учился у Люлли в Париже, затем у Пасквини и Корелли в Италии)
- Франц Ксавер Муршхаузер (1663–1738; работал в Мюнхене), учился у Керлля.
- Иоганн Пахельбель (учился у Веккера, Швеммера и, возможно, Керлла)
- Вильгельм Иероним Пахельбель (учился у своего отца Иоганна)
- Пауль Пойерль (1570 г. в Штутгарте - исчез из Верхней Австрии после 1625 г.)
- Исаак Пош (умер в 1623 году в Любляне )
- Фердинанд Тобиас Рихтер (1651–1711; работал в Нижней Австрии и Вене)
- Себастьян Антон Шерер (1631–1712; работал в Ульме)
- Генрих Швеммер (учитель Николауса Дейнла , Иоганна Кригера , Иоганна Лёнера , Иоганна Пахельбеля, И.Б. Шютца и Максимилиана Цейдлера )
- Иоганн Шпет (1664 - после 1719; работал в Аугбурге)
- Иоганн Штаден (1581–1634; активный Нюрнберг и Дрезден), учитель Киндермана.
- Агостино Стеффани (учился у Керлла)
- Кристоф Стольценберг (учился у Дейнла)
- Кристоф Штраус (1575–1631; активная Вена)
- Георг Каспар Векер (учился у Киндермана; учитель Иоганна Кригера и Пахельбеля)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Взято 18 мая 2011 г. с http://www.grabinski-online.de/div/nordorgel.html и http://www.hoasm.org/VIB/VIBClavierOrganLute.html.
- ↑ Взято 19 мая 2011 г. с сайта http://www.hoasm.org/VIB/VIBClavierOrganLute.html.
- Ганс Тишлер, Вилли Апель. «История клавишной музыки до 1700 года». 1972 Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21141-7
- Джон Колдуэлл. «Клавиатурная музыка (I)», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси. grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine (доступ по подписке).