Jump to content

Философия Томаса Карлейля

Бюст Карлейля в Зале героев у памятника Уоллесу , 1891 год.

Религиозная, историческая и политическая мысль Томаса Карлейля долгое время была предметом споров. В 19 веке он был «загадкой», согласно Яну Кэмпбеллу в « Словаре литературной биографии» , его «по-разному считали мудрецом и нечестивцем, моральным лидером, моральным отчаянием, [а] радикал, консерватор, христианин». [2] Карлайл продолжает сбивать с толку ученых XXI века, как пошутил Кеннет Дж. Филдинг в 2005 году: «Проблема написания о Карлайле и его убеждениях заключается в том, что люди думают, что знают, кто они такие». [3]

Карлейль выделил две философские заповеди. [4] Первое, «уничтожение себя» ( Selbsttödtung )», происходит от Novalis . [5] Второе, «Отречение ( Entsagen )», заимствовано у Гете . [6] Через Selbsttödtung (уничтожение себя) достигается освобождение от наложенных на себя материальных ограничений, которые возникают из-за ошибочного стремления к неудовлетворительному счастью и приводят к атеизму и эгоизму. С этим освобождением и Энцагеном (отречением или смирением) [7] как руководящий принцип поведения видно, что «в человеке есть ВЫШЕ, чем Любовь к Счастью: он может обойтись без Счастья и вместо него обрести Блаженство!» [6] «Блаженство» относится к служению долгу и ощущению того, что вселенная и все в ней, включая человечество, имеют смысл и объединены как одно целое. Осознание братской связи человечества приносит открытие « Божественной глубины скорби », чувство «бесконечной Любви, бесконечной Жалости» к своему «собрату». [8] [9]

Естественный сверхъестественный

[ редактировать ]

Карлейль отверг доктрины, утверждающие, что они полностью познали истинную природу Бога, полагая, что обладать таким знанием невозможно. В письме 1835 года он ответил Wer на вопрос Фауста: « darf ihn NENNEN [Кто смеет назвать его]?» [10] Я не смею и не делаю», отвергая при этом обвинения в пантеизме и выражая эмпирическую основу своей веры:

Наконец, убедитесь, что я не язычник, не турок и не обрезанный еврей, а несчастный христианин, проживающий в Челси в этот год Благодати; ни пантеист, ни поттеист, ни какой-либо теист или какой бы то ни было ист ; иметь самое решительное презрение ко всем строителям систем и основателям сект - насколько презрение может быть совместимо со столь мягким характером; заранее чувствуя (наученный долгим опытом), что все это ошибочно и даже должно быть ошибочным . По благословению Божию, у человека есть два глаза, чтобы смотреть; также разум, способный знать и верить: это все кредо, на котором я буду сейчас настаивать. [11]

На этой эмпирической основе Карлейль разработал «новый миф». [12] Естественный сверхнатурализм. Следуя Vernunft различению Канта между Разумом ( ) и Пониманием ( Verstand ) в «Критике чистого разума» (1781), Карлейль считал первый высшей способностью, позволяющей проникнуть в трансцендентное. [13] Следовательно, Карлейль видел во всех вещах символы или одежду, олицетворяющие вечное и бесконечное. [14] В «Сартор Ресартус » он определяет «собственно символ» как то, в чем есть «некое воплощение и раскрытие Бесконечного; Бесконечное создано, чтобы слиться с Конечным, стать видимым и, так сказать, достижимым там». [15] Карлейль пишет: «Все видимые вещи суть эмблемы… все символические вещи суть собственно одежда». Следовательно, «Язык — это плоть-одеяние, тело мысли». [16] и «Вселенная — это всего лишь один огромный Символ Бога», как и «сам человек». [15] В книге «О героях» Карлейль говорил о

священная тайна Вселенной; то, что Гете называет «секретом Полишинеля». [б] . . . открыт для всех, но почти никто не видит! Та божественная тайна, которая лежит повсюду во всех существах, «Божественная идея мира», то, что лежит «в основе явлений», как Фихте ; называет это [с] из них все Внешний вид. . . это всего лишь одеяние , воплощение, делающее его видимым. [19]

«Божественная идея мира», вера в вечный, вездесущий и метафизический порядок, лежащий в «неизвестной Глубине». [20] природы, лежит в основе естественного сверхъестественного. [21]

Библия всеобщей истории

[ редактировать ]
«Органические нити», иллюстрация Э. Дж. Салливана, 1898 г., для Sartor Resartus.

Карлейль почитал то, что он называл «Библией всеобщей истории». [22] «настоящая пророческая рукопись» [23] который включает в себя поэтическое и фактическое, чтобы показать божественную реальность существования. [24] Для Карлейля «правильная интерпретация реальности и истории». [25] есть высшая форма поэзии, а «истинная история» — это «единственно возможный эпос ». [26] Он изобразил «сожжение Мира-Феникса» как символ циклической природы цивилизаций, переживающих смерть и « Палингенезию , или Новое рождение ». [27] Однако периоды созидания и разрушения перекрываются, и прежде чем Мир-Феникс полностью превратится в пепел, существуют «органические нити, таинственным образом вращающиеся сами собой». [28] элементы регенерации среди дегенерации, [29] такие как поклонение героям, литература и неразрывная связь между всеми людьми. [30] Подобно временам года, в обществе есть осень умирающей веры, зима упадочного атеизма, весна растущей веры и короткое лето истинной религии и правления. [31] Карлейль рассматривал историю со времен Реформации как процесс упадка, кульминацией которого стала Французская революция, в результате которой должно прийти обновление, «ибо ниже этого дикого санкюлотизма люди не могут подняться». [32] Героизм занимает центральное место во взгляде Карлейля на историю. Он считал отдельных действующих лиц главными движущими силами исторических событий: «Всемирная история — это не что иное, как биографии великих людей ». [33]

В области историографии Карлейль сосредоточил внимание на сложности, связанной с правдивым представлением как исторических фактов, так и их значения. Он заметил «фатальное несоответствие между нашей манерой наблюдения [проходящих вещей] и манерой их происходящих». [34] поскольку «История — это суть бесчисленных биографий», и опыт каждого человека меняется, как и «общее внутреннее состояние Жизни» на протяжении веков. [35] Более того, даже лучшие историки по необходимости представляют историю как « серию » « последовательных » случаев (повествование), а не как «группу» « одновременных » действий (действий), как они и происходили. в реальности. Каждое отдельное событие связано со всеми остальными до и после него в «вечно живом, вечно действующем Хаосе Бытия». События многомерны, обладают физическими свойствами «ширины», «глубины» и «длины» и в конечном итоге основаны на «Страсти и тайне», характеристиках, которые повествование, которое по своей природе одномерно, не может передать. . Подчеркивая несоответствие между типичной дисциплиной истории и историей как жизненным опытом, Карлейль пишет: «Повествование линейно , действие прочно ». [36] Он различает «Художника в истории» и «Ремесленника в истории». «Ремесленник» работает с историческими фактами атомарно, механически, в то время как «Художник» привносит в свое ремесло «Идею Целого», посредством которой читателю успешно доносится основная истина истории. [23] [37]

Героархия (Правительство героев)

[ редактировать ]

Как и в случае с историей, Карлейль считал, что «общество основано на поклонении героям. Все ранговые достоинства, на которых основано человеческое объединение, представляют собой то, что мы можем назвать архией героев (правительством героев)». [38] Это фундаментальное утверждение о природе самого общества легло в основу его политической доктрины. Отмечая, что этимологическим корнем слова «Король» является «Может» или «Способен», Карлейль изложил свое идеальное правительство в «Герое как король»:

Найдите в любой стране Способнейшего Человека, который там существует; поднимите его на высшее место и преданно почитайте его: у вас есть совершенное правительство для этой страны; никакая урна для голосования, парламентское красноречие, голосование, создание конституции или другие механизмы не смогут улучшить ситуацию ни на йоту. Он находится в идеальном состоянии; идеальная страна.

Карлейль верил не в наследственную монархию , а в королевскую власть, основанную на заслугах . Он продолжает:

Самый способный человек; он имеет в виду также самого верного, самого справедливого, самого Благородного Человека: то, что он велит нам делать, должно быть именно самым мудрым, самым подходящим, чему мы могли бы где-либо или каким-либо образом научиться; преданная благодарность и ни в чем не сомневаюсь! Наши дела и жизнь тогда были, насколько правительство могло их регулировать, хорошо регламентированными; таковы были идеалы конституций . [39]

Именно по этой причине он считал Реформацию, Гражданскую войну в Англии и Французскую революцию победой истины над ложью, несмотря на то, что они подрывали необходимые социальные институты. [40]

Рыцарство труда

[ редактировать ]

Карлейль выступал за новый тип героя эпохи индустриализации : Капитана Промышленности , который вновь наполнит работные дома достоинством и честью. Эти капитаны составят новую « Аристократию талантов» или «Правительство мудрейших». Вместо конкуренции и « оплаты наличными », которые стали «единственной универсальной связью человека с человеком», [41] Капитан Промышленности будет курировать Рыцарство Труда, в котором верные рабочие и просвещенные работодатели объединяются «в истинное братство, сыновство, совершенно другими и более глубокими узами, чем связи временной дневной заработной платы!» [42]

Глоссарий терминов

[ редактировать ]

Издание Энциклопедии Наттолла 1907 года содержит записи о следующих карлиевских терминах: [43]

Денежные отношения
Сведение (при капитализме ) всех человеческих отношений, и особенно производственных отношений, к денежному обмену.
Мрачная наука
Карлейль назвал политическую экономию, которая с самоуспокоением оставляет все на усмотрение закона спроса и предложения , как если бы это был весь закон и пророки. Это название применяется ко всякой науке, стремящейся отказаться от духовного как правящего фактора в человеческих делах.
Вечности, Слияние
Выразительная фраза Карлейля о Времени как о центре, в котором в каждый момент времени встречаются и объединяются все силы, ведущие к Вечности и от Вечности, так что ни прошлое, ни будущее не могут приблизить нас к Вечности, чем то, где мы находимся в любой момент Времени. являются; Настоящее Время, младший из рожденных Вечности, будучи ребенком и наследником всех Прошедших времен с их добром и злом и родителем всего Будущего, значение которого (см Мф . . 16:27 ) соответственно является первый и самый священный долг каждого последующего века, и особенно его лидеров, знать и принять близко к сердцу единственное звено, посредством которого Вечность удерживает его и его Вечность.
Вечное Нет,
Карлейль называл дух неверия в Бога, особенно когда он проявлялся в его собственной войне, или, скорее, в войне Тойфельсдрека против него; дух, который, воплощенный в Мефистофеле Гете, навсегда отрицает — der stets verneint — реальность божественного в мыслях, характере и жизни человечества и получает злобное удовольствие, высмеивая все высокий и благородный, столь же пустой и пустой.
Вечный Да,
Имя Карлейля для духа веры в Бога, выраженного в ясном, решительном, устойчивом и бескомпромиссном антагонизме по отношению к Вечному Нет, на том принципе, что нет такой вещи, как вера в Бога, кроме как в таком антагонизме, нет веры, кроме как в таком антагонизме. такой антагонизм против духа, противостоящего Богу.
Гигман
Имя Карлайла для человека, который гордится своей респектабельностью и уважает ее; выведено из определения, однажды данного в суде свидетелем, который, охарактеризовав человека как респектабельного, был задан судьей по делу, что он имел в виду под этим словом; «Тот, у кого есть концерт », был ответ.
Необъятность, Центр
выражение Карлейля, означающее, что где бы человек ни находился, он соприкасается со всей вселенной бытия и находится, если бы он это знал, там так близко к ее сердцу, как где бы он ни находился.
Логические очки
Карлейль назвал глаза, способные различать только внешние отношения вещей, но не их внутреннюю природу.
Естественный сверхъестественный
Имя Карлейля в «Сарторе» для обозначения сверхъестественного, скрытого в естественном и проявляющегося в нем, или чудесного в обычном и повседневном ходе вещей; название главы, которая, как говорит д-р Стирлинг , «содержит самое первое слово высшей философии, еще произнесенной в Великобритании, самое первое английское слово, направленное на восстановление и реабилитацию свергнутых Высших Сил»; признание в основе своей, как учит гегелевская философия и подтверждает жизнь Христа , завершения бесконечного в преходящих формах пространства и времени.
Тишина, Поклонение
Карлейль назвал священное уважение к сдержанности в речи до тех пор, пока «мысль молча не созреет сама... держать язык до тех пор, пока за ним не скроется какой-то смысл, заставляющий его вилять», доктрина, которую многие неправильно понимают, почти умышленно, казалось бы; молчание было для него тем самым чревом, из которого рождаются все великие вещи.

Философия

[ редактировать ]

Дж. Мюрхед писал, что Карлейль «оказывал влияние в Англии и Америке на ход философской мысли своего времени, которого никто другой не оказывал». Ральф Джессоп показал, что Карлейль мощно продвигал шотландскую школу здравого смысла и укреплял ее путем дальнейшего взаимодействия с немецким идеализмом . [44] Исследуя свое влияние на философов конца 19-го и начала 20-го века, Александр Джордан пришел к выводу, что «Карлайль представляет собой, несомненно, самую выдающуюся фигуру в традиции шотландской философии , которая простиралась на протяжении трех столетий и достигла кульминации в британском идеализме ». Его формирующее влияние на британский идеализм затронуло почти все его аспекты, включая его теологию, моральную и этическую философию, а также социальную и политическую мысль. Ведущий британский идеалист Ф. Х. Брэдли в своем аргументе против утилитаризма цитировал главу «Вечное да» Сартора Ресартуса : «Люби не удовольствие, люби Бога». [45]

Карлейль оказал основополагающее влияние на американский трансцендентализм . Практически каждый участник с энтузиазмом следовал за ним, в том числе Амос Бронсон Олкотт , Луиза Мэй Олкотт , Орест Браунсон , Уильям Генри Ченнинг , Эмерсон, Маргарет Фуллер , Фредерик Генри Хедж , Генри Джеймс старший , Торо и Джордж Рипли . [46] Джеймс Фриман Кларк писал: «Кажется, он не столько дал нам новое кредо, сколько вдохновил нас на новую жизнь». [47]

Чендлер пишет, что «вклад Карлайла в английский средневековье заключался в том, что контраст между современной и средневековой Англией стал более резким и ужасающим, чем когда-либо». Во-вторых, он «дал новое направление практическому применению средневековья, перенеся поле его действия с сельского хозяйства, которое уже не было центром английской жизни, на производство, в котором его уроки могли быть чрезвычайно ценными». [48]

Г. К. Честертон утверждал, что «из [Карлайля] вытекает большая часть философии Ницше ». [49] точка зрения, которой придерживаются многие; Эта связь изучается с конца девятнадцатого века. [50] Но Ницше отверг это. [51]

Карлейль оказал влияние на движение «Молодая Польша» , особенно на его главных мыслителей Станислава Бжозовского и Антони Ланге . [52] В Румынии Титу Майореску из Джунимы распространил работы Карлейля, оказав влияние на Константина Антониаду и других, в том числе Панайта Мушойу , Константина Рэдулеску-Мотру и Иона Тха. Симионеску . [53]

Персиваль Чабб выступил с речью о Карлайле перед Этическим обществом Сент-Луиса в 1910 году. Это была первая речь из серии, озаглавленной «Предтечи нашей веры ». [54]

Историография

[ редактировать ]

Дэвид Р. Соренсен утверждает, что Карлейль «искупил изучение истории в тот момент, когда ей угрожало множество сходящихся сил, включая религиозный догматизм, релятивизм , утилитаризм, сенсимонизм и контизм », защищая «чудесное измерение истории». прошлого» от попыток сделать «историю наукой о прогрессе, философию — оправданием корысти, а веру — вопросом социального удобства». [55] Джеймс Энтони Фруд объяснил свое решение стать историком влиянием Карлайла. [56] Джона Митчела ( «Жизнь Аода О'Нила , принца Ольстера» 1845 г.) была названа «ранним вторжением карлиевской мысли в романтическое строительство ирландской нации». [57] На представление Стэндиша Джеймса О'Грэйди героического прошлого в его «Истории Ирландии » (1878–1880 гг.) сильно повлиял Карлайл. [58] Вильгельм Дильтей считал Карлейля «величайшим английским писателем века». [59] Истории Карлейля также высоко оценил Генрих фон Трейчке . [60] Группа подгузников Вильгельм , [61] Джордж Пибоди Гуч , Питер Гейл , Чарльз Фёрт , [62] Николае Йорга , Василе Пырван и Андрей Ошетя . [53] Другие были враждебно настроены по отношению к методу Карлейля, например, Томас Бабингтон Маколей , Леопольд фон Ранке , лорд Эктон , Ипполит Тэн и Жюль Мишле . [63]

Соренсен говорит, что «современные историки и историографы в долгу перед [Карлайлем], который немногие готовы признать». [55] Среди этих немногих — К.В. Веджвуд , назвавший его «одним из великих мастеров». [64] Другой — Джон Филиппс Кеньон , который отметил, что «он завоевал уважение таких разных историков, как Джеймс Энтони Фруд, Г. М. Тревельян и Хью Тревор-Ропер ». [65] Ричард Кобб назвал произведения Карлайла «Великой историей». [66]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Мэтью Арнольд описал Карлайла как такового в письме Клафу в 1849 году. [1]
  2. Гете использовал эту концепцию в своих « Maximen und Reflexionen » под номером 201, а также в «Путешествиях Вильгельма Мейстера» и «Сказке», оба из которых были переведены Карлейлем. [17]
  3. Взято из книги Фихте « Ueber das Wesen des Scholars , О природе литератора». [18]
  1. ^ Камминг 2004 , с. 18.
  2. ^ Кэмпбелл 1987 , с. 48.
  3. ^ Керри и Хилл 2010 , с. 133.
  4. ^ Камминг 2004 , стр. 129, 151.
  5. ^ Работы , 27:39.
  6. ^ Перейти обратно: а б Работает , 1:153.
  7. ^ Письма , 7:73.
  8. ^ Сочинения , 1: 150–151.
  9. ^ Камминг 2004 , с. 424.
  10. ^ Фауст , I.xvi.
  11. ^ Письма , 8:137.
  12. ^ Работы , 1:154.
  13. ^ Камминг 2004 , стр. 387–388.
  14. ^ Камминг 2004 , стр. 93, 460.
  15. ^ Перейти обратно: а б Работает , 1:175.
  16. ^ Работает , 1:57.
  17. ^ Камминг 2004 , с. 363.
  18. ^ Работает , 5:156.
  19. ^ Работает , 5:80.
  20. ^ Работы , 1:212.
  21. ^ Виджн 2017 , с. 225.
  22. ^ Работы , 10:240.
  23. ^ Перейти обратно: а б Работает , 27:90.
  24. ^ Камминг 2004 , с. 219.
  25. ^ Работы , 28:79.
  26. ^ Письма , 7:24.
  27. ^ Работы , 1:173.
  28. ^ Работы , 1:195.
  29. ^ Камминг 2004 , с. 364.
  30. ^ Камминг 2004 , с. 366.
  31. ^ Камминг 2004 , с. 375.
  32. ^ Работает , 5:237.
  33. ^ Работает , 5:29.
  34. ^ Работы , 27:88.
  35. ^ Работы , 27:86.
  36. ^ Сочинения , 27:88–89.
  37. ^ Камминг 2004 , с. 362.
  38. ^ Работает , 5:12.
  39. ^ Сочинения , 5:196–197.
  40. ^ Керри и Хилл 2010 , с. 85.
  41. ^ Работы , 29:162.
  42. ^ Работы , 10:274.
  43. ^ Вуд, Джеймс , изд. (1907). Энциклопедия Наттолла . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  44. ^ Джессоп 1997 , с. [ нужна страница ] .
  45. ^ Джордан, Александр (20 сентября 2019 г.). «Вклад Томаса Карлейля в британский идеализм, ок. 1880–1930» . Шотландский исторический обзор . 98 : 439–468. дои : 10.3366/шр.2019.0428 . S2CID   204477593 .
  46. ^ Страус , 2:xxxi.
  47. ^ «Электронная книга Джеймса Фримена Кларка «Проект Гутенберг по вопросам девятнадцатого века»» . www.gutenberg.org . Проверено 25 июня 2022 г.
  48. ^ Чендлер 1970 , стр. 150–151.
  49. ^ Честертон, ГК (1902). «Томас Карлайл». Двенадцать типов . Лондон: Артур Л. Хамфрис.
  50. ^ Теннисон 1973 , с. 68.
  51. ^ Ницше, Фридрих. «Почему я пишу такие хорошие книги». Ecce Homo . стр. §1.
  52. ^ Малецка, Анна (1988). «Прием Карлейля в Польше в конце века». Информационный бюллетень Карлайла (9): 26–31. ISSN   0269-8226 . JSTOR   44945713 .
  53. ^ Перейти обратно: а б Лемни, Стефан (1987). «Влияние Карлейля на румынскую культуру». Информационный бюллетень Карлайла (8): 1–6. ISSN   0269-8226 . JSTOR   44945694 .
  54. ^ Чабб, Персиваль. « Предтечи нашей веры: я - Томас Карлейль и этическое обращение», май 1910 г. ». Отчеты Этического общества Сент-Луиса, вставка: 4. Историческое общество штата Миссури.
  55. ^ Перейти обратно: а б Соренсен 2009 .
  56. ^ Камминг 2004 , с. 181.
  57. ^ Хаггинс 2012 , с. 336.
  58. ^ Прайс, Хью (2020). «Ирландское и валлийское средневековье в викторианский период». В Паркере, Джоанн; Вагнер, Коринна (ред.). Оксфордский справочник викторианского медиевализма . Издательство Оксфордского университета.
  59. ^ Робертс, Рут. «Величайший английский писатель века»: эссе Дильтея о Карлейле». Ежегодник Карлайлских исследований , вып. 21, 2003, стр. 44–52. JSTOR   44945813 . По состоянию на 30 мая 2022 г.
  60. ^ Мец, Карл Х. (1982). «Политика конфликта: Генрих фон Тричке и идея «реальной политики» ». История политической мысли . 3 (2): 269–284. JSTOR   26212237 .
  61. ^ Янг 1971 , с. 91.
  62. ^ Филдинг 1980 , с. 12.
  63. ^ Керри, Пионке и Дент 2018 , стр. 259–273, «Карлайл в сравнительной перспективе».
  64. ^ Веджвуд, резюме (1987). История и надежда . Лондон: Коллинз. п. 297. ИСБН  978-0002179607 .
  65. ^ Кеньон, Джон (1983). Мужчины истории . Лондон: Вайденфельд и Николсон. п. 98. ИСБН  978-0297782544 .
  66. ^ Ингрэм, Малькольм (2013). «Карлайлезе» (PDF) . Периодические статьи Карлайловского общества (26). Издательство Эдинбургского университета: 9–10, 19.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f4758c66308e1a5d16e1960b490caa94__1715928180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/94/f4758c66308e1a5d16e1960b490caa94.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Philosophy of Thomas Carlyle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)