Философия Томаса Карлейля

Религиозная, историческая и политическая мысль Томаса Карлейля долгое время была предметом споров. В 19 веке он был «загадкой», согласно Яну Кэмпбеллу в « Словаре литературной биографии» , его «по-разному считали мудрецом и нечестивцем, моральным лидером, моральным отчаянием, [а] радикал, консерватор, христианин». [2] Карлайл продолжает сбивать с толку ученых XXI века, как пошутил Кеннет Дж. Филдинг в 2005 году: «Проблема написания о Карлайле и его убеждениях заключается в том, что люди думают, что знают, кто они такие». [3]
Карлейль выделил две философские заповеди. [4] Первое, «уничтожение себя» ( Selbsttödtung )», происходит от Novalis . [5] Второе, «Отречение ( Entsagen )», заимствовано у Гете . [6] Через Selbsttödtung (уничтожение себя) достигается освобождение от наложенных на себя материальных ограничений, которые возникают из-за ошибочного стремления к неудовлетворительному счастью и приводят к атеизму и эгоизму. С этим освобождением и Энцагеном (отречением или смирением) [7] как руководящий принцип поведения видно, что «в человеке есть ВЫШЕ, чем Любовь к Счастью: он может обойтись без Счастья и вместо него обрести Блаженство!» [6] «Блаженство» относится к служению долгу и ощущению того, что вселенная и все в ней, включая человечество, имеют смысл и объединены как одно целое. Осознание братской связи человечества приносит открытие « Божественной глубины скорби », чувство «бесконечной Любви, бесконечной Жалости» к своему «собрату». [8] [9]
Естественный сверхъестественный
[ редактировать ]Карлейль отверг доктрины, утверждающие, что они полностью познали истинную природу Бога, полагая, что обладать таким знанием невозможно. В письме 1835 года он ответил Wer на вопрос Фауста: « darf ihn NENNEN [Кто смеет назвать его]?» [10] Я не смею и не делаю», отвергая при этом обвинения в пантеизме и выражая эмпирическую основу своей веры:
Наконец, убедитесь, что я не язычник, не турок и не обрезанный еврей, а несчастный христианин, проживающий в Челси в этот год Благодати; ни пантеист, ни поттеист, ни какой-либо теист или какой бы то ни было ист ; иметь самое решительное презрение ко всем строителям систем и основателям сект - насколько презрение может быть совместимо со столь мягким характером; заранее чувствуя (наученный долгим опытом), что все это ошибочно и даже должно быть ошибочным . По благословению Божию, у человека есть два глаза, чтобы смотреть; также разум, способный знать и верить: это все кредо, на котором я буду сейчас настаивать. [11]
На этой эмпирической основе Карлейль разработал «новый миф». [12] Естественный сверхнатурализм. Следуя Vernunft различению Канта между Разумом ( ) и Пониманием ( Verstand ) в «Критике чистого разума» (1781), Карлейль считал первый высшей способностью, позволяющей проникнуть в трансцендентное. [13] Следовательно, Карлейль видел во всех вещах символы или одежду, олицетворяющие вечное и бесконечное. [14] В «Сартор Ресартус » он определяет «собственно символ» как то, в чем есть «некое воплощение и раскрытие Бесконечного; Бесконечное создано, чтобы слиться с Конечным, стать видимым и, так сказать, достижимым там». [15] Карлейль пишет: «Все видимые вещи суть эмблемы… все символические вещи суть собственно одежда». Следовательно, «Язык — это плоть-одеяние, тело мысли». [16] и «Вселенная — это всего лишь один огромный Символ Бога», как и «сам человек». [15] В книге «О героях» Карлейль говорил о
священная тайна Вселенной; то, что Гете называет «секретом Полишинеля». [б] . . . открыт для всех, но почти никто не видит! Та божественная тайна, которая лежит повсюду во всех существах, «Божественная идея мира», то, что лежит «в основе явлений», как Фихте ; называет это [с] из них все Внешний вид. . . это всего лишь одеяние , воплощение, делающее его видимым. [19]
«Божественная идея мира», вера в вечный, вездесущий и метафизический порядок, лежащий в «неизвестной Глубине». [20] природы, лежит в основе естественного сверхъестественного. [21]
Библия всеобщей истории
[ редактировать ]
Карлейль почитал то, что он называл «Библией всеобщей истории». [22] «настоящая пророческая рукопись» [23] который включает в себя поэтическое и фактическое, чтобы показать божественную реальность существования. [24] Для Карлейля «правильная интерпретация реальности и истории». [25] есть высшая форма поэзии, а «истинная история» — это «единственно возможный эпос ». [26] Он изобразил «сожжение Мира-Феникса» как символ циклической природы цивилизаций, переживающих смерть и « Палингенезию , или Новое рождение ». [27] Однако периоды созидания и разрушения перекрываются, и прежде чем Мир-Феникс полностью превратится в пепел, существуют «органические нити, таинственным образом вращающиеся сами собой». [28] элементы регенерации среди дегенерации, [29] такие как поклонение героям, литература и неразрывная связь между всеми людьми. [30] Подобно временам года, в обществе есть осень умирающей веры, зима упадочного атеизма, весна растущей веры и короткое лето истинной религии и правления. [31] Карлейль рассматривал историю со времен Реформации как процесс упадка, кульминацией которого стала Французская революция, в результате которой должно прийти обновление, «ибо ниже этого дикого санкюлотизма люди не могут подняться». [32] Героизм занимает центральное место во взгляде Карлейля на историю. Он считал отдельных действующих лиц главными движущими силами исторических событий: «Всемирная история — это не что иное, как биографии великих людей ». [33]
В области историографии Карлейль сосредоточил внимание на сложности, связанной с правдивым представлением как исторических фактов, так и их значения. Он заметил «фатальное несоответствие между нашей манерой наблюдения [проходящих вещей] и манерой их происходящих». [34] поскольку «История — это суть бесчисленных биографий», и опыт каждого человека меняется, как и «общее внутреннее состояние Жизни» на протяжении веков. [35] Более того, даже лучшие историки по необходимости представляют историю как « серию » « последовательных » случаев (повествование), а не как «группу» « одновременных » действий (действий), как они и происходили. в реальности. Каждое отдельное событие связано со всеми остальными до и после него в «вечно живом, вечно действующем Хаосе Бытия». События многомерны, обладают физическими свойствами «ширины», «глубины» и «длины» и в конечном итоге основаны на «Страсти и тайне», характеристиках, которые повествование, которое по своей природе одномерно, не может передать. . Подчеркивая несоответствие между типичной дисциплиной истории и историей как жизненным опытом, Карлейль пишет: «Повествование линейно , действие прочно ». [36] Он различает «Художника в истории» и «Ремесленника в истории». «Ремесленник» работает с историческими фактами атомарно, механически, в то время как «Художник» привносит в свое ремесло «Идею Целого», посредством которой читателю успешно доносится основная истина истории. [23] [37]
Героархия (Правительство героев)
[ редактировать ]Как и в случае с историей, Карлейль считал, что «общество основано на поклонении героям. Все ранговые достоинства, на которых основано человеческое объединение, представляют собой то, что мы можем назвать архией героев (правительством героев)». [38] Это фундаментальное утверждение о природе самого общества легло в основу его политической доктрины. Отмечая, что этимологическим корнем слова «Король» является «Может» или «Способен», Карлейль изложил свое идеальное правительство в «Герое как король»:
Найдите в любой стране Способнейшего Человека, который там существует; поднимите его на высшее место и преданно почитайте его: у вас есть совершенное правительство для этой страны; никакая урна для голосования, парламентское красноречие, голосование, создание конституции или другие механизмы не смогут улучшить ситуацию ни на йоту. Он находится в идеальном состоянии; идеальная страна.
Карлейль верил не в наследственную монархию , а в королевскую власть, основанную на заслугах . Он продолжает:
Самый способный человек; он имеет в виду также самого верного, самого справедливого, самого Благородного Человека: то, что он велит нам делать, должно быть именно самым мудрым, самым подходящим, чему мы могли бы где-либо или каким-либо образом научиться; преданная благодарность и ни в чем не сомневаюсь! Наши дела и жизнь тогда были, насколько правительство могло их регулировать, хорошо регламентированными; таковы были идеалы конституций . [39]
Именно по этой причине он считал Реформацию, Гражданскую войну в Англии и Французскую революцию победой истины над ложью, несмотря на то, что они подрывали необходимые социальные институты. [40]
Рыцарство труда
[ редактировать ]Карлейль выступал за новый тип героя эпохи индустриализации : Капитана Промышленности , который вновь наполнит работные дома достоинством и честью. Эти капитаны составят новую « Аристократию талантов» или «Правительство мудрейших». Вместо конкуренции и « оплаты наличными », которые стали «единственной универсальной связью человека с человеком», [41] Капитан Промышленности будет курировать Рыцарство Труда, в котором верные рабочие и просвещенные работодатели объединяются «в истинное братство, сыновство, совершенно другими и более глубокими узами, чем связи временной дневной заработной платы!» [42]
Глоссарий терминов
[ редактировать ]Издание Энциклопедии Наттолла 1907 года содержит записи о следующих карлиевских терминах: [43]
- Денежные отношения
- Сведение (при капитализме ) всех человеческих отношений, и особенно производственных отношений, к денежному обмену.
- Мрачная наука
- Карлейль назвал политическую экономию, которая с самоуспокоением оставляет все на усмотрение закона спроса и предложения , как если бы это был весь закон и пророки. Это название применяется ко всякой науке, стремящейся отказаться от духовного как правящего фактора в человеческих делах.
- Вечности, Слияние
- Выразительная фраза Карлейля о Времени как о центре, в котором в каждый момент времени встречаются и объединяются все силы, ведущие к Вечности и от Вечности, так что ни прошлое, ни будущее не могут приблизить нас к Вечности, чем то, где мы находимся в любой момент Времени. являются; Настоящее Время, младший из рожденных Вечности, будучи ребенком и наследником всех Прошедших времен с их добром и злом и родителем всего Будущего, значение которого (см Мф . . 16:27 ) соответственно является первый и самый священный долг каждого последующего века, и особенно его лидеров, знать и принять близко к сердцу единственное звено, посредством которого Вечность удерживает его и его Вечность.
- Вечное Нет,
- Карлейль называл дух неверия в Бога, особенно когда он проявлялся в его собственной войне, или, скорее, в войне Тойфельсдрека против него; дух, который, воплощенный в Мефистофеле Гете, навсегда отрицает — der stets verneint — реальность божественного в мыслях, характере и жизни человечества и получает злобное удовольствие, высмеивая все высокий и благородный, столь же пустой и пустой.
- Вечный Да,
- Имя Карлейля для духа веры в Бога, выраженного в ясном, решительном, устойчивом и бескомпромиссном антагонизме по отношению к Вечному Нет, на том принципе, что нет такой вещи, как вера в Бога, кроме как в таком антагонизме, нет веры, кроме как в таком антагонизме. такой антагонизм против духа, противостоящего Богу.
- Гигман
- Имя Карлайла для человека, который гордится своей респектабельностью и уважает ее; выведено из определения, однажды данного в суде свидетелем, который, охарактеризовав человека как респектабельного, был задан судьей по делу, что он имел в виду под этим словом; «Тот, у кого есть концерт », был ответ.
- Необъятность, Центр
- выражение Карлейля, означающее, что где бы человек ни находился, он соприкасается со всей вселенной бытия и находится, если бы он это знал, там так близко к ее сердцу, как где бы он ни находился.
- Логические очки
- Карлейль назвал глаза, способные различать только внешние отношения вещей, но не их внутреннюю природу.
- Естественный сверхъестественный
- Имя Карлейля в «Сарторе» для обозначения сверхъестественного, скрытого в естественном и проявляющегося в нем, или чудесного в обычном и повседневном ходе вещей; название главы, которая, как говорит д-р Стирлинг , «содержит самое первое слово высшей философии, еще произнесенной в Великобритании, самое первое английское слово, направленное на восстановление и реабилитацию свергнутых Высших Сил»; признание в основе своей, как учит гегелевская философия и подтверждает жизнь Христа , завершения бесконечного в преходящих формах пространства и времени.
- Тишина, Поклонение
- Карлейль назвал священное уважение к сдержанности в речи до тех пор, пока «мысль молча не созреет сама... держать язык до тех пор, пока за ним не скроется какой-то смысл, заставляющий его вилять», доктрина, которую многие неправильно понимают, почти умышленно, казалось бы; молчание было для него тем самым чревом, из которого рождаются все великие вещи.
Влияние
[ редактировать ]Философия
[ редактировать ]Дж. Мюрхед писал, что Карлейль «оказывал влияние в Англии и Америке на ход философской мысли своего времени, которого никто другой не оказывал». Ральф Джессоп показал, что Карлейль мощно продвигал шотландскую школу здравого смысла и укреплял ее путем дальнейшего взаимодействия с немецким идеализмом . [44] Исследуя свое влияние на философов конца 19-го и начала 20-го века, Александр Джордан пришел к выводу, что «Карлайль представляет собой, несомненно, самую выдающуюся фигуру в традиции шотландской философии , которая простиралась на протяжении трех столетий и достигла кульминации в британском идеализме ». Его формирующее влияние на британский идеализм затронуло почти все его аспекты, включая его теологию, моральную и этическую философию, а также социальную и политическую мысль. Ведущий британский идеалист Ф. Х. Брэдли в своем аргументе против утилитаризма цитировал главу «Вечное да» Сартора Ресартуса : «Люби не удовольствие, люби Бога». [45]
Карлейль оказал основополагающее влияние на американский трансцендентализм . Практически каждый участник с энтузиазмом следовал за ним, в том числе Амос Бронсон Олкотт , Луиза Мэй Олкотт , Орест Браунсон , Уильям Генри Ченнинг , Эмерсон, Маргарет Фуллер , Фредерик Генри Хедж , Генри Джеймс старший , Торо и Джордж Рипли . [46] Джеймс Фриман Кларк писал: «Кажется, он не столько дал нам новое кредо, сколько вдохновил нас на новую жизнь». [47]
Чендлер пишет, что «вклад Карлайла в английский средневековье заключался в том, что контраст между современной и средневековой Англией стал более резким и ужасающим, чем когда-либо». Во-вторых, он «дал новое направление практическому применению средневековья, перенеся поле его действия с сельского хозяйства, которое уже не было центром английской жизни, на производство, в котором его уроки могли быть чрезвычайно ценными». [48]
Г. К. Честертон утверждал, что «из [Карлайля] вытекает большая часть философии Ницше ». [49] точка зрения, которой придерживаются многие; Эта связь изучается с конца девятнадцатого века. [50] Но Ницше отверг это. [51]
Карлейль оказал влияние на движение «Молодая Польша» , особенно на его главных мыслителей Станислава Бжозовского и Антони Ланге . [52] В Румынии Титу Майореску из Джунимы распространил работы Карлейля, оказав влияние на Константина Антониаду и других, в том числе Панайта Мушойу , Константина Рэдулеску-Мотру и Иона Тха. Симионеску . [53]
Персиваль Чабб выступил с речью о Карлайле перед Этическим обществом Сент-Луиса в 1910 году. Это была первая речь из серии, озаглавленной «Предтечи нашей веры ». [54]
Историография
[ редактировать ]Дэвид Р. Соренсен утверждает, что Карлейль «искупил изучение истории в тот момент, когда ей угрожало множество сходящихся сил, включая религиозный догматизм, релятивизм , утилитаризм, сенсимонизм и контизм », защищая «чудесное измерение истории». прошлого» от попыток сделать «историю наукой о прогрессе, философию — оправданием корысти, а веру — вопросом социального удобства». [55] Джеймс Энтони Фруд объяснил свое решение стать историком влиянием Карлайла. [56] Джона Митчела ( «Жизнь Аода О'Нила , принца Ольстера» 1845 г.) была названа «ранним вторжением карлиевской мысли в романтическое строительство ирландской нации». [57] На представление Стэндиша Джеймса О'Грэйди героического прошлого в его «Истории Ирландии » (1878–1880 гг.) сильно повлиял Карлайл. [58] Вильгельм Дильтей считал Карлейля «величайшим английским писателем века». [59] Истории Карлейля также высоко оценил Генрих фон Трейчке . [60] Группа подгузников Вильгельм , [61] Джордж Пибоди Гуч , Питер Гейл , Чарльз Фёрт , [62] Николае Йорга , Василе Пырван и Андрей Ошетя . [53] Другие были враждебно настроены по отношению к методу Карлейля, например, Томас Бабингтон Маколей , Леопольд фон Ранке , лорд Эктон , Ипполит Тэн и Жюль Мишле . [63]
Соренсен говорит, что «современные историки и историографы в долгу перед [Карлайлем], который немногие готовы признать». [55] Среди этих немногих — К.В. Веджвуд , назвавший его «одним из великих мастеров». [64] Другой — Джон Филиппс Кеньон , который отметил, что «он завоевал уважение таких разных историков, как Джеймс Энтони Фруд, Г. М. Тревельян и Хью Тревор-Ропер ». [65] Ричард Кобб назвал произведения Карлайла «Великой историей». [66]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Мэтью Арнольд описал Карлайла как такового в письме Клафу в 1849 году. [1]
- ↑ Гете использовал эту концепцию в своих « Maximen und Reflexionen » под номером 201, а также в «Путешествиях Вильгельма Мейстера» и «Сказке», оба из которых были переведены Карлейлем. [17]
- ↑ Взято из книги Фихте « Ueber das Wesen des Scholars , О природе литератора». [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Камминг 2004 , с. 18.
- ^ Кэмпбелл 1987 , с. 48.
- ^ Керри и Хилл 2010 , с. 133.
- ^ Камминг 2004 , стр. 129, 151.
- ^ Работы , 27:39.
- ^ Перейти обратно: а б Работает , 1:153.
- ^ Письма , 7:73.
- ^ Сочинения , 1: 150–151.
- ^ Камминг 2004 , с. 424.
- ^ Фауст , I.xvi.
- ^ Письма , 8:137.
- ^ Работы , 1:154.
- ^ Камминг 2004 , стр. 387–388.
- ^ Камминг 2004 , стр. 93, 460.
- ^ Перейти обратно: а б Работает , 1:175.
- ^ Работает , 1:57.
- ^ Камминг 2004 , с. 363.
- ^ Работает , 5:156.
- ^ Работает , 5:80.
- ^ Работы , 1:212.
- ^ Виджн 2017 , с. 225.
- ^ Работы , 10:240.
- ^ Перейти обратно: а б Работает , 27:90.
- ^ Камминг 2004 , с. 219.
- ^ Работы , 28:79.
- ^ Письма , 7:24.
- ^ Работы , 1:173.
- ^ Работы , 1:195.
- ^ Камминг 2004 , с. 364.
- ^ Камминг 2004 , с. 366.
- ^ Камминг 2004 , с. 375.
- ^ Работает , 5:237.
- ^ Работает , 5:29.
- ^ Работы , 27:88.
- ^ Работы , 27:86.
- ^ Сочинения , 27:88–89.
- ^ Камминг 2004 , с. 362.
- ^ Работает , 5:12.
- ^ Сочинения , 5:196–197.
- ^ Керри и Хилл 2010 , с. 85.
- ^ Работы , 29:162.
- ^ Работы , 10:274.
- ^ Вуд, Джеймс , изд. (1907). Энциклопедия Наттолла . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Джессоп 1997 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Джордан, Александр (20 сентября 2019 г.). «Вклад Томаса Карлейля в британский идеализм, ок. 1880–1930» . Шотландский исторический обзор . 98 : 439–468. дои : 10.3366/шр.2019.0428 . S2CID 204477593 .
- ^ Страус , 2:xxxi.
- ^ «Электронная книга Джеймса Фримена Кларка «Проект Гутенберг по вопросам девятнадцатого века»» . www.gutenberg.org . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ Чендлер 1970 , стр. 150–151.
- ^ Честертон, ГК (1902). «Томас Карлайл». Двенадцать типов . Лондон: Артур Л. Хамфрис.
- ^ Теннисон 1973 , с. 68.
- ^ Ницше, Фридрих. «Почему я пишу такие хорошие книги». Ecce Homo . стр. §1.
- ^ Малецка, Анна (1988). «Прием Карлейля в Польше в конце века». Информационный бюллетень Карлайла (9): 26–31. ISSN 0269-8226 . JSTOR 44945713 .
- ^ Перейти обратно: а б Лемни, Стефан (1987). «Влияние Карлейля на румынскую культуру». Информационный бюллетень Карлайла (8): 1–6. ISSN 0269-8226 . JSTOR 44945694 .
- ^ Чабб, Персиваль. « Предтечи нашей веры: я - Томас Карлейль и этическое обращение», май 1910 г. ». Отчеты Этического общества Сент-Луиса, вставка: 4. Историческое общество штата Миссури.
- ^ Перейти обратно: а б Соренсен 2009 .
- ^ Камминг 2004 , с. 181.
- ^ Хаггинс 2012 , с. 336.
- ^ Прайс, Хью (2020). «Ирландское и валлийское средневековье в викторианский период». В Паркере, Джоанн; Вагнер, Коринна (ред.). Оксфордский справочник викторианского медиевализма . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Робертс, Рут. «Величайший английский писатель века»: эссе Дильтея о Карлейле». Ежегодник Карлайлских исследований , вып. 21, 2003, стр. 44–52. JSTOR 44945813 . По состоянию на 30 мая 2022 г.
- ^ Мец, Карл Х. (1982). «Политика конфликта: Генрих фон Тричке и идея «реальной политики» ». История политической мысли . 3 (2): 269–284. JSTOR 26212237 .
- ^ Янг 1971 , с. 91.
- ^ Филдинг 1980 , с. 12.
- ^ Керри, Пионке и Дент 2018 , стр. 259–273, «Карлайл в сравнительной перспективе».
- ^ Веджвуд, резюме (1987). История и надежда . Лондон: Коллинз. п. 297. ИСБН 978-0002179607 .
- ^ Кеньон, Джон (1983). Мужчины истории . Лондон: Вайденфельд и Николсон. п. 98. ИСБН 978-0297782544 .
- ^ Ингрэм, Малькольм (2013). «Карлайлезе» (PDF) . Периодические статьи Карлайловского общества (26). Издательство Эдинбургского университета: 9–10, 19.
Источники
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Ян (1987). «Томас Карлейль (1795–1881)» . В Тезинге, Уильям Б. (ред.). Викторианские прозаики до 1867 года . Словарь литературной биографии. Том. 55. Детройт: Гейл. стр. 46–64. ISBN 978-0810317338 .
- Чендлер, Алиса (1970). Мечта о порядке: средневековый идеал в английской литературе девятнадцатого века . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 9780803207042 .
- Камминг, Марк, изд. (2004). Энциклопедия Карлайла . Мэдисон и Тинек, Нью-Джерси: Издательство Университета Фэрли Дикинсон . ISBN 978-0838637920 .
- Филдинг, К.Дж. (1980). «Неопубликованные рукописи – II: сценарий Карлейля для «Кромвеля» ». Информационный бюллетень Карлайла (2): 6–13. ISSN 0269-8226 . JSTOR 44945576 .
- Хаггинс, Майкл (2012). «Странный случай поклонения героям: Джон Митчел и Томас Карлайл» . Ирландские исследования. Журнал ирландских исследований . 2 (2): 329–352. дои : 10.13128/SIJIS-2239-3978-12430 . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 13 января 2021 г.
- Джессоп, Ральф (1997). Карлейль и шотландская мысль . Макмиллан Пресс.
- Керри, Пол Э.; Хилл, Мэрилу, ред. (2010). Томас Карлейль Ресартус: переоценка вклада Карлейля в философию истории, политическую теорию и культурную критику . Мэдисон и Тинек, Нью-Джерси: Издательство Университета Фэрли Дикинсон. ISBN 978-0838642238 .
- Керри, Пол Э.; Пионке, Альберт Д.; Дент, Меган, ред. (2018). Томас Карлейль и идея влияния . Мэдисон и Тинек, Нью-Джерси: Издательство Университета Фэрли Дикинсон. ISBN 978-1683930662 .
- Сандерс, Чарльз Ричард; Филдинг, Кеннет Дж.; Райалс, Клайд де Л.; Кэмпбелл, Ян; Кристиансон, Эйлин; Клуббе, Джон; Макинтош, Шейла; Смит, Хилари; Соренсен, Дэвид, ред. (1970–2022). Собрание писем Томаса и Джейн Уэлш Карлайл . Дарем, Северная Каролина : Издательство Университета Дьюка .
- Соренсен, Дэвид Р. (1 марта 2009 г.). « Естественный сверхъестественизм»: искупление Карлейлем прошлого во Французской революции» . Электронный журнал Revue LISA/LISA. Litératures, Histoire des Idées, Images, Sociétés du Monde Anglophone – Литература, История идей, образов и обществ англоязычного мира . VII (3): 442–451. дои : 10.4000/lisa.132 . ISSN 1762-6153 .
- Теннисон, Великобритания (1973). «Томас Карлайл». В ДеЛоре, Дэвид Дж. (ред.). Викторианская проза: Путеводитель по исследованиям . Нью-Йорк: Американская ассоциация современного языка. стр. 33–104. ISBN 978-0873522502 .
- Издание Нормана и Шарлотты Страуз сочинений Томаса Карлейля . 6 томов. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. 1993–2022 гг.
- Трейл, Генри Дафф , изд. (1896–1899). Произведения Томаса Карлейля в тридцати томах . Лондон: Чепмен и Холл .
- Том. I. Сартор Ресартус : Жизнь и мнения герра Тойфельсдрека в трех книгах (1831)
- Том. II–IV. Французская революция: история (1837)
- Том. V. О героях, почитании героев и героическом в истории (1841 г.)
- Том. VI–IX. Письма и речи Оливера Кромвеля : с разъяснениями (1845)
- Том. X. Прошлое и настоящее (1843 г.)
- Том. XI. Жизнь Джона Стерлинга (1851)
- Том. XII–XIX. История Фридриха II. Пруссии по имени Фридрих Великий (1858–1865)
- Том. ХХ. Брошюры последних дней (1850 г.)
- Том. XXI–XXII. Немецкий роман: переводы с немецкого с биографическими и критическими примечаниями (1827 г.)
- Том. XXIII–XXIV. Вильгельма Мейстера Ученичество и путешествия , перевод с немецкого Гете (1824 г.)
- Том. XXV. Жизнь Фридриха Шиллера с пониманием его произведений (1825 г.)
- Том. XXVI–XXX. Критические и разные эссе
- Вейн, доктор Дж. П. (2017). Карлайл, Юнг и современный человек: юнгианские концепции как ключ к мышлению Карлейля (PDF) . Х. Бринкман-Вейн. Архивировано из оригинала (PDF) 13 декабря 2022 года.
- Янг, Луиза Мервин (1971). Томас Карлейль и искусство истории . Нью-Йорк: Книги Октагона. ISBN 978-0374988418 .