Стоическая физика
Стоическая физика относится к естественной философии философов- стоиков древней Греции и Рима , которую они использовали для объяснения естественных процессов, происходящих во Вселенной .
Для стоиков космос — это единый пантеистический бог, разумный и творческий, являющийся основой всего существующего. Ничего бестелесного не существует. Природа мира состоит из непрерывных изменений, движимых активной частью или разумом ( логосом ) Бога, который пронизывает все сущее. Активная субстанция мира характеризуется как «дыхание», или пневма , которая придает материи форму и движение и является источником элементов , жизни и человеческого разума. Космос исходит из первоначального состояния в предельном тепле, и в происходящем охлаждении и разделении появляются все вещи, которые только различны и представляют собой стадии изменения первобытного бытия. Однако в конце концов мир снова будет поглощен первичной субстанцией, чтобы сгореть во всеобщем пожаре ( экпирозисе ), из которого снова начнется новый цикл.
Поскольку мир действует посредством разума, все вещи детерминированы . Но стоики придерживались компатибилистской точки зрения, которая давала людям свободу и ответственность в причинно-следственной сети судьбы. Люди являются частью логоса , пронизывающего космос. Человеческая душа представляет собой физическое единство разума и разума. Таким образом, благо для человека состоит в том, чтобы быть полностью разумным и вести себя так, как ведет Природа в естественном порядке.
Центральные принципы
[ редактировать ]Развивая свою физику, стоики хотели создать картину мира, которая была бы полностью связной. [1] Стоическую физику можно описать с точки зрения (а) монизма , (б) материализма и (в) динамизма. [2]
Монизм
[ редактировать ]Стоицизм – пантеистическая философия. [3] Космос активен, животворящий, разумный и творческий. [4] Это единое целостное целое, [5] самоподдерживающаяся сущность, содержащая в себе все, что ей необходимо, и все части, зависящие от взаимного обмена друг с другом. [6] Различные части этой единой структуры способны взаимодействовать и иметь родство друг с другом ( симпатия ). [7] Стоики объясняли все, от природных явлений до человеческого поведения, проявлениями всепроникающего разума ( логоса ). [1] Таким образом, они отождествили вселенную с Богом, [3] а многообразие мира объясняется преобразованиями и произведениями Бога как разумного начала космоса. [8]
Материализм
[ редактировать ]Философы со времен Платона задавались вопросом, имеют ли абстрактные качества, такие как справедливость и мудрость , независимое существование. [9] Платон в своем «Софистском диалоге» (245e–249d) утверждал, что, поскольку такие качества, как добродетель и порок, нельзя «потрогать», они должны сильно отличаться от обычных тел. [10] Ответом стоиков на эту дилемму было утверждение, что все, включая мудрость, справедливость и т. д., является телами. [11] Платон определял бытие как «то, что имеет силу действовать или подвергаться воздействию». [12] а для стоиков это означало, что все действия происходят посредством телесного контакта; каждая форма причинности сводится к действующей причине, которая предполагает передачу движения от одного тела к другому. [2] Существует только Тело. [13] Стоики признавали наличие бестелесных вещей, таких как пустота, место и время. [13] но, хотя они и были реальными, они не могли существовать и, как говорили, «существовали». [14] Таким образом, стоицизм был полностью материалистическим; [Примечание а] ответы на метафизику следует искать в физике; в частности, проблема причин вещей, для теория форм Платона и » Аристотеля . « субстанциальная форма решения которой были выдвинуты [2]
Динамизм
[ редактировать ]Дуалистической особенностью стоической системы являются два принципа: активный и пассивный : все существующее способно действовать и подвергаться воздействию. [2] Активный принцип — это Бог, действующий как разумный принцип ( логос ), имеющий более высокий статус, чем пассивная материя ( усия ). [3] В своих ранних сочинениях стоики характеризовали разумный принцип как творческий огонь, [8] но более поздние отчеты подчеркивают идею дыхания, или пневмы , как активного вещества. [Примечание б] Таким образом, космос наполнен всепроникающей пневмой , которая обеспечивает сцепление материи и контакт между всеми частями космоса. [15] Пневма . всюду соразмерна материи, проникая и пронизывая ее и вместе с ней занимая и наполняя пространство [16]
Эпикурейцы . помещали форму и движение материи в случайные движения атомов примитивных [2] В стоической системе материальная субстанция имеет непрерывную структуру, скрепленную напряжением ( тонос ) как сущностным атрибутом тела. [2] [17] Это напряжение является свойством пневмы , и физические тела удерживаются вместе пневмой , находящейся в состоянии непрерывного движения. [18] Комбинация различных потоков пневмы придает объектам их стабильные физические свойства ( гексис ). [18] Вещь уже не является горячей, твердой или яркой, как утверждал Платон, потому что она причастна абстрактному теплу, твердости или яркости, а потому, что содержит в своей собственной субстанции материал этих потоков пневмы в различных степенях напряжения. [16]
Что касается отношения между активным и пассивным началами, то здесь не было четкой разницы. [16] Хотя стоики говорили об активном и пассивном как о двух отдельных типах тела, вполне вероятно, что они видели в них всего лишь два аспекта единого материального космоса. [19] Пневма , с этой точки зрения, не является особой субстанцией, смешанной с пассивной материей, а скорее можно сказать, что материальный мир обладает пневматическими качествами. [19] Многообразие мира объясняется преобразованиями и продуктами этого вечного начала. [8]
Вселенная
[ редактировать ]Как и Аристотель, стоики считали космос конечным , с Землей в центре и окружающими его Луной, Солнцем, планетами и неподвижными звездами. [20] Точно так же они отвергли возможность существования какой-либо пустоты (то есть вакуума) внутри космоса, поскольку это разрушило бы целостность Вселенной и симпатию ее частей. [21] Однако, в отличие от Аристотеля, стоики видели космос как остров, окруженный бесконечной пустотой. [15] Космос имеет свою собственную гексис , которая скрепляет его и защищает, и окружающая пустота не может на него повлиять. [22] Однако космос может различаться по объему, что позволяет ему расширяться и сжиматься в объеме в ходе своих циклов. [21]
Формирование
[ редактировать ]Пневма . стоиков — это первобытная субстанция, существовавшая до космоса Это вечная предпосылка конкретных вещей; совокупность всего существования; из него возникает вся природа, которая в конечном итоге будет ею поглощена. Это творческая сила (Бог), которая развивает и формирует вселенский порядок ( космос ). Бог – это все, что существует. [16]
В исходном состоянии пневма-Бог и космос абсолютно тождественны; но даже тогда действует напряжение, важнейший атрибут материи. [16] В примитивной пневме присутствует сильнейшее тепло и напряжение, внутри которого существует давление , тенденция к расширению и рассеиванию. Движение вперед и назад после установки охлаждает светящуюся массу огненного пара и ослабляет напряжение. [16] Так следует первая дифференциация первобытной субстанции — отделение силы от материи, эманация мира из Бога. Семенной Логос , который в силу своего напряжения дремал в пневме , теперь приступает к своей творческой задаче. [16] Цикл его преобразований и последовательных уплотнений составляет жизнь космоса. [16] Космос и все его части суть лишь различные воплощения и этапы изменения первобытного бытия, которое Гераклит называл «прогрессом вверх и вниз». [23]
Из него отделяется стихийный огонь , огонь, который мы знаем, который сжигает и разрушает; и это конденсируется в воздух ; следующий шаг на пути вниз производит воду и землю в результате затвердевания воздуха. [24] На каждом этапе степень напряжения ослабевает, и образующийся элемент все больше приближается к «косной» материи. [16] Но как один элемент не переходит целиком в другой (например, только часть воздуха превращается в воду или землю), так и сама пневма не переходит целиком в элементы. [16] Из элементов одна субстанция превращается во множество индивидуальных вещей в упорядоченном космосе, который сам является живым существом или существом, а пневма , пронизывающая его и повсюду обуславливающая жизнь и рост, является его душой . [16]
экпироз
[ редактировать ]Процесс дифференциации не вечен; оно продолжается только до времени восстановления всего сущего. Ибо космос, в свою очередь, распадется, и напряжение, которое было ослаблено, снова усилится. Вещи постепенно распадутся на элементы, а элементы — на первичную субстанцию, чтобы сгореть во всеобщем пожаре, когда мир снова будет поглощен Богом. [16] Этот экпирос — не столько катастрофическое событие, сколько период космического цикла, когда преобладание огненной стихии вновь достигает своего максимума. [25] Вся материя сгорает, становясь совершенно огненной и совершенно душевной. [26] На этом этапе Бога можно рассматривать как полностью существующего самого по себе. [27]
В установленном порядке начинается новый цикл космоса ( палингенезис ), воспроизводящий предыдущий мир, и так до бесконечности. [28] Таким образом, одни и те же события разыгрываются снова и повторяются бесконечно. [29] Поскольку космос всегда разворачивается согласно наилучшей возможной причине , любой последующий мир, скорее всего, будет идентичен предыдущему. [30] Таким образом, точно так же, как космос занимает конечное пространство в бесконечной пустоте, можно понимать, что он занимает конечный период в бесконечном промежутке времени. [31]
Однако сам экпироз не был общепринятой теорией всех стоиков. [32] Другие выдающиеся стоики, такие как Панэтий , Зенон Тарсийский , Боэт Сидонский и другие, либо отвергали экпирос, либо имели разные мнения относительно его степени. [33] Твердое принятие теорий Вселенной Аристотеля в сочетании с более практичным образом жизни, практиковавшимся римским народом, заставило поздних стоиков сосредоточить свои основные усилия на собственном социальном благополучии на Земле, а не на космосе. [34] Ярким примером являются написанные под влиянием стоиков сочинения римского императора Марка Аврелия (121–180). В своих «Размышлениях» он предпочитает обсуждать, как следует действовать и проживать свою жизнь, а не размышлять о космологических теориях.
Бог
[ редактировать ]Стоики пытались включить традиционный политеизм в свою философию. [35] Не только первоначальная субстанция была Богом, единым высшим существом, но и божественность могла быть приписана проявлениям — небесным телам, силам природы и даже обожествленным личностям; и таким образом мир был населен божественными силами. [35] Молитва, очевидно, мало чем поможет в рационально упорядоченном космосе, и сохранившиеся примеры стоических молитв кажутся скорее самомедитацией, чем призывами к божественному вмешательству. [36]
Стоики часто отождествляли вселенную и Бога с Зевсом . [37] как правитель и хранитель и в то же время закон вселенной. [35] Стоический Бог — это не трансцендентное всеведущее существо, стоящее вне природы, а, скорее, имманентный — божественный элемент погружен в саму природу. [37] [38] Бог повелевает миру во благо, [39] и каждый элемент мира содержит часть божественного элемента, который объясняет его поведение. [37] Причина вещей – то, что их объясняет – не является какой-то внешней целью, к которой они стремятся; это нечто действующее внутри них, «глубоко проникший дух», зарождающийся и развивающийся изнутри. [16]
В каком-то смысле стоики считали, что это лучший из всех возможных миров . [40] Только Бог или Природа хороши, [41] и Природа совершенно рациональна. [42] Это органическое единство и совершенно упорядоченное. [43] Доброта Природы проявляется в том, как она упорядочивает вещи наиболее рациональным образом. [42] Поэтому для стоиков это самый разумный, самый разумный из всех возможных миров. [44] [45]
Ни одно из событий, происходящих в Природе, не является плохим по своей сути; [46] но они также не являются «хорошими» по своей сути, даже если они были вызваны хорошим агентом. [45] [47] Естественная структура мира — жизнь, смерть, болезнь, здоровье и т. д. — состоит из морально безразличных событий, которые сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими. [44] Такие события немаловажны, но они имеют ценность лишь постольку, поскольку способствуют жизни согласно Природе. [48] Как разумные существа, люди имеют долю в рациональности Природы. Благо для человека — быть полностью разумным и вести себя так, как поступает Природа, чтобы поддерживать естественный порядок. [49] Это значит знать логику добра, понимать рациональное объяснение Вселенной, а также природу и возможности человеческого бытия. [43] Единственное зло для человека — это вести себя неразумно, не действовать согласно разуму — такой человек безумен. [43]
Судьба
[ редактировать ]Для стоиков ничто не остается необъяснимым; есть причина ( Логос ). всему в природе [2] Благодаря приверженности стоиков единству и связности космоса и его всеобъемлющего разума, они полностью приняли детерминизм . [50] Однако вместо единой цепи причинно-следственных событий существует многомерная сеть событий, взаимодействующих в рамках судьбы. [51] Из этого роя причин вполне реализуется ход событий. [51] Кажется, что люди обладают свободой воли, поскольку личные действия участвуют в определенной цепочке событий независимо от внешних условий. [52] Этот « мягкий детерминизм » позволяет людям нести ответственность за свои действия, смягчая кажущуюся произвольность судьбы. [52] [53]
Гадание
[ редактировать ]Гадание было важным элементом греческой религии , и стоики пытались примирить его со своей собственной рациональной доктриной строгой причинности. [35] Поскольку пневма мировой души пронизывает всю вселенную, это позволяет человеческим душам подвергаться влиянию божественных душ. [54] Предзнаменования и предзнаменования, объяснил Хрисипп, являются естественными симптомами определенных событий. Должно быть бесчисленное количество указаний на ход провидения , по большей части незамеченных, и значение лишь некоторых из них стало известно человечеству. [35] Тем, кто утверждал, что гадание излишне, поскольку все события предопределены, он отвечал, что и гадание, и наше поведение в условиях предостережений, которые оно дает, включены в причинно-следственную цепь. [35]
Смесь
[ редактировать ]Для полной характеристики физического мира стоики разработали теорию смешения, в которой признавали три типа смешения. [55] Первый тип представлял собой чисто механическую смесь, такую как смешивание зерен ячменя и пшеницы: отдельные компоненты сохраняют свои свойства, и их можно снова разделить. [55] Вторым типом был синтез, при котором создается новое вещество, приводящее к утрате свойств отдельных компонентов, что примерно соответствует современному представлению о химическом превращении. [55] Третий тип — смешение, или полное смешение: происходит полное взаимопроникновение компонентов вплоть до бесконечно малых, но каждый компонент сохраняет свои свойства. [56] В этом третьем типе смеси создается новое вещество, но, поскольку оно все еще обладает качествами двух исходных веществ, их можно извлечь снова. [57] По словам Хрисиппа: «Ничто не мешает одной капле вина смешаться со всем океаном». [56] Древние критики часто считали этот тип смешивания парадоксальным, поскольку он, очевидно, подразумевал, что каждое составляющее вещество является вместилищем друг друга. [58] Однако для стоиков пневма подобна силе, непрерывному полю, пронизывающему материю и распространяющемуся по всему пространству. [59]
Напряжение
[ редактировать ]Всякий характер и свойство отдельной вещи определяется исключительно напряжением в ней пневмы , а пневма , хотя и присутствует во всех вещах, но бесконечно варьирует по количеству и интенсивности. [60]
- При наименьшей степени напряжения пневма, обитающая в неорганических телах, удерживает тела вместе (как одушевленные, так и неживые), обеспечивая сцепление ( гексис ). [61] Это тип пневмы, присутствующей в камне или металле в качестве удерживающего принципа. [60]
- На следующей степени напряжения пневма обеспечивает природу или рост ( физис ) живым существам. [61] Это высший уровень, на котором он содержится в растениях. [60]
- В более высокой степени напряжения пневма производит душу ( психику ) всем животным, обеспечивая им ощущения и импульсы. [61]
- У людей можно обнаружить пневму в ее высшей форме как разумную душу ( logike psyche ). [61]
родственное жизненному теплу органического существа, кажется, обнаруживается в неорганической природе: пары земли , горячие источники , искры кремня Определенное тепло , считались последним остатком пневмы, еще не совсем ослабевшей и не остывшей. [60] Они апеллировали также к скорости и расширению газообразных тел, к вихрям и надутым воздушным шарам . [60]
Душа
[ редактировать ]У разумных существ пневма проявляется в высшей степени чистоты и интенсивности как эманация мировой души . [60] У людей есть душа, потому что у Вселенной есть душа. [62] и человеческая разумность такая же, как и разумность Бога. [3] Пневма , то есть душа, пронизывает все человеческое тело. [61]
Душа эпикурейским телесна, иначе она не имела бы реального существования, была бы неспособна расширяться в трех измерениях (т.е. распространяться по всему телу), неспособна удерживать тело вместе, что представляет собой резкий контраст с постулатом о том, что душа является телесной. тело, которое ограничивает и укрывает атомы души. [60] Эта телесная душа — это разум , разум и правящий принцип; в силу своего божественного происхождения Клеант может сказать Зевсу: «Мы тоже твои потомки», а Сенека может спокойно настаивать на том, что, если человек и Бог не находятся в совершенном равенстве, то превосходство скорее находится на нашей стороне. [63] Чем Бог для мира, тем душа для человека. Космос — единое целое, его многообразие относится к различным стадиям конденсации в пневме . [60] Так и человеческая душа должна обладать абсолютной простотой, причем различные ее функции определяются степенью ее напряжения. Никаких отдельных «частей» души, как представляли себе предыдущие мыслители, не существует. [60]
С этой психологией тесно связана стоическая теория познания . Из единства души следует, что все психические процессы — ощущение, согласие, побуждение — исходят из разума, господствующей части; только одна разумная душа обладает ощущениями, соглашается с суждениями, побуждается к объектам желаний точно так же, как она думает или рассуждает. [60] Не то чтобы все эти силы сразу достигли полной зрелости. Душа сначала пуста от содержания; в зародыше оно не вышло за рамки питательного начала растения; при рождении «правящая часть» представляет собой чистую табличку , хотя и готовую к письму. [60] Источником знания является опыт и дискурсивная мысль, манипулирующая чувственным материалом . Наши идеи копируются из накопленных ощущений. [60]
Точно так же, как ослабление напряжения приводит к растворению вселенной; так и в теле расслабление напряжения является причиной сна , разложения и смерти человеческого тела . После смерти бестелесная душа может поддерживать свое отдельное существование, даже в течение ограниченного времени, лишь поднимаясь в ту область вселенной, которая родственна ее природе. Спорным был вопрос, выживут ли так все души, как думал Клеанф, или же только души мудрых и добрых, как считал Хрисипп; в любом случае рано или поздно отдельные души сливаются с душой вселенной, из которой они произошли. [60]
ощущение
[ редактировать ]Стоики объясняли восприятие как передачу воспринимаемого качества объекта посредством органа чувств в сознание воспринимающего. [64] Передаваемое качество проявляется как возмущение или впечатление на телесной поверхности «мыслящей вещи», души. [64] В примере со зрением конический пучок лучей расходится от зрачка глаза так , что его основание закрывает видимый предмет. Представление передается воздушным потоком от органа чувств, в данном случае глаза, к уму, т. е. «правящей части души». Презентация, помимо подтверждения собственного существования, дает дополнительную информацию о своем объекте, например, цвет или размер. [64] Зенон и Клеанф сравнивали это явление с впечатлением, которое печать оставляет на воске , тогда как Хрисипп определял его более неопределенно как скрытую модификацию или образ мыслей. [64] Но разум не просто пассивный получатель впечатлений: разум соглашается или не соглашается. [64] Не все содержание опыта истинно или достоверно: галлюцинации возможны ; здесь стоики согласились с эпикурейцами. [64] Поэтому необходимо, чтобы согласие не давалось без разбора; мы должны определить критерий истины, особый формальный критерий, с помощью которого разум может распознать просто правдоподобное и твердо удержать истину. [64]
Ранние стоики считали правильный разум стандартом истины. [65] Зенон сравнивал ощущения с вытянутой рукой , плоской и открытой; сгибание пальцев означало согласие; сжатый кулак был «простым восприятием», мысленным захватом объекта; знание было сжатым кулаком, крепко зажатым в другой руке. [66] Но этот критерий был открыт для настойчивых нападок со стороны эпикурейцев и академиков , которые ясно показали, (1) что разум зависит от чувства, если не выводится из него, и (2) что высказываниям разума недостает последовательности. [64] Таким образом, Хрисипп много сделал для развития стоической логики . [67] и более четко определил и защитил позицию своих предшественников. [64]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]а. ^ Некоторые историки предпочитают описывать учение стоиков как «телесность», а не как «материализм». Одно из возражений против ярлыка материализма связано с узкой концепцией материализма 17-18 веков, согласно которой вещи должны быть «объяснены движениями и комбинациями пассивной материи» ( Gourinat 2009 , стр. 48). Поскольку стоицизм является виталистическим, он «не является материализмом в строгом смысле слова» ( Gourinat 2009 , стр. 68). Второе возражение относится к стоическому различению между простыми телами (которые простираются в трех измерениях и оказывают сопротивление) и материальными телами, которые «состоят из присутствия друг в друге обоих [активных и пассивных] принципов, а также эффектов одного из них». принцип с другой». Согласно этому определению , активные и пассивные принципы являются телами, но не материальными телами ( Купер 2009 , стр. 100).
б. ^ Концепция пневмы (как «жизненного дыхания») занимала видное место в эллинистических медицинских школах. Его точное отношение к «творческому огню» ( пир-техникон ) ранних стоиков неясно. Некоторые древние источники утверждают, что пневма представляла собой комбинацию стихий огня и воздуха (эти два элемента были «активными»). Но в трудах стоиков пневма ведет себя во многом как активный принцип, и, похоже, они приняли пневму как прямую замену творческого огня. [68]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Лонг 1996 , с. 45
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хикс 1911 , с. 943
- ^ Перейти обратно: а б с д Альгра 2003 , с. 167
- ^ Уайт 2003 , с. 129
- ^ Самбурский 1959 , с. 5
- ^ Самбурский 1959 , с. 114
- ^ Самбурский 1959 , с. 41
- ^ Перейти обратно: а б с Лонг 1996 , с. 46
- ^ Селларс 2006 , стр. 81–82.
- ^ Купер 2009 , с. 97
- ^ Селларс 2006 , с. 82
- ^ Платон, Софист , 247D.
- ^ Перейти обратно: а б Уайт 2003 , с. 128
- ^ Селларс 2006 , с. 84
- ^ Перейти обратно: а б Самбурский 1959 , с. 1
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Хикс 1911 , с. 944
- ^ Уайт 2003 , с. 149
- ^ Перейти обратно: а б Самбурский 1959 , с. 31
- ^ Перейти обратно: а б Селларс 2006 , с. 90
- ^ Самбурский 1959 , с. 108
- ^ Перейти обратно: а б Самбурский 1959 , с. 110
- ^ Самбурский 1959 , с. 113
- ^ Гераклит, DK B60
- ^ Селларс 2006 , с. 98
- ^ Самбурский 1959 , с. 106
- ^ Самбурский 1959 , стр. 107–108.
- ^ Уайт 2003 , с. 137
- ^ Уайт 2003 , с. 142
- ^ Селларс 2006 , с. 99
- ^ Уайт 2003 , с. 143
- ^ Кристенсен 2012 , стр. 25.
- ^ Степень, в которой стоики обсуждали и не соглашались относительно экпироза, во многом объясняется работами Ипполита Римского , найденными в Stoicorum Veterum Fragmenta .
- ^ Маннсфельд, Яап (сентябрь 1983 г.). «Добавлено воскресение: христианская интерпретация стоического учения». бдения Христианские 37, нет. 3 (сентябрь 1983 г.) (3): 218–233. doi : 10.1163/157007283X00089 — через JSTOR.
- ^ М. Лапидж, «Стоическая космология», в «Стоиках», изд. Дж. Рист (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1978): стр. 183–184.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хикс 1911 , с. 947
- ^ Алгра 2003 , с. 175
- ^ Перейти обратно: а б с Фреде 2003 , стр. 201–202.
- ^ Караманолис 2013 , с. 151
- ^ Алгра 2003 , с. 172
- ^ Фреде 1999 , стр. 75.
- ^ Кристенсен 2012 , стр. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Фреде 1999 , стр. 77.
- ^ Перейти обратно: а б с Кристенсен 2012 , стр. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Бреннан 2005 , с. 239
- ^ Перейти обратно: а б Фреде 1999 , стр. 80.
- ^ Селларс 2006 , с. 102
- ^ Бреннан 2005 , с. 238
- ^ Кристенсен 2012 , стр. 70.
- ^ Фреде 1999 , стр. 78.
- ^ Уайт 2003 , с. 139
- ^ Перейти обратно: а б Самбурский 1959 , с. 77
- ^ Перейти обратно: а б Самбурский 1959 , с. 65
- ^ Уайт 2003 , с. 144
- ^ Самбурский 1959 , с. 66
- ^ Перейти обратно: а б с Самбурский 1959 , с. 12
- ^ Перейти обратно: а б Самбурский 1959 , с. 13
- ^ Селларс 2006 , с. 89
- ^ Уайт 2003 , с. 148
- ^ Самбурский 1959 , с. 36
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Хикс 1911 , с. 945
- ^ Перейти обратно: а б с д и Селларс 2006 , с. 105
- ^ Селларс 2006 , с. 106
- ^ Сенека, Послания , liii. 11–12
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хикс 1911 , с. 946
- ^ Диоген Лаэртий, vii. 54
- ^ Цицерон, Академика , ii. 4
- ^ Селларс 2006 , с. 56
- ^ Уайт 2003 , стр. 134–136.
Ссылки
[ редактировать ]- Альгра, Кеймпе (2003), «Стоическое богословие», в Инвуде, Брэд (ред.), Кембриджский спутник стоиков , Cambridge University Press, ISBN 0521779855
- Бреннан, Тэд (2005). Стоическая жизнь: эмоции, обязанности и судьба . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0199256268 .
- Кристенсен, Джонни (2012). Очерк единства стоической философии . Музей Тускуланум Пресс. Университет Копенгагена. ISBN 9788763538985 .
- Купер, Джон М. (2009). «Хрисипп о физических элементах». В Саллесе, Рикардо (ред.). Бог и Космос в стоицизме . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199556144 .
- Фреде, Доротея (2003), «Стоический детерминизм», в Инвуде, Брэд (ред.), Кембриджский спутник стоиков , Cambridge University Press, ISBN 0521779855
- Фреде, Майкл (1999). «О стоическом понятии добра». В Иеродиакону, Катерина (ред.). Темы стоической философии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0198237685 .
- Гурина, Жан-Батист (2009). «Стоики о материи и первичной материи». В Саллесе, Рикардо (ред.). Бог и Космос в стоицизме . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199556144 .
- Хикс, Роберт Дрю (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 942–951. . В
- Жакетт, Дейл (1 декабря 1995 г.). «Зинон из Кития о божественности космоса». Исследования в области религии/науки Religieuses . 24 (4): 415–431. дои : 10.1177/000842989502400402 . S2CID 171126287 .
- Караманолис, Джордж Э. (2013). «Свободная воля и божественное провидение» . Философия раннего христианства . Древние философии (1-е изд.). Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. п. 151. ИСБН 9781844655670 .
- Лонг, А.А. (1996), «Гераклит и стоицизм», стоические исследования , Калифорнийский университет Press, ISBN 0520229746
- Самбурский, Сэмюэл (1959), Физика стоиков , Рутледж [ ISBN отсутствует ]
- Селларс, Джон (2006), Древние философии: стоицизм , проницательность, ISBN 9781844650538
- Уайт, Майкл Дж. (2003), «Стоическая натурфилософия (физика и космология)», в Инвуде, Брэд (ред.), Кембриджский компаньон стоиков , Cambridge University Press, ISBN 0521779855
- Целлер, Эдуард (1892), Стоики: эпикурейцы и скептики , Лонгманс, Грин и компания, ISBN 0521779855