Вюрцбургский суд над ведьмами
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2022 г. ) |

Вюрцбургские процессы над ведьмами 1625–1631 годов, проходившие в самоуправляющемся католическом княжестве-епископстве Вюрцбурге в Священной Римской империи на территории современной Германии , стали одним из крупнейших массовых процессов и массовых казней, когда-либо виденных в Европе. один из крупнейших процессов над ведьмами в истории.
В результате судебных процессов были казнены сотни людей всех возрастов, полов и классов, причем все они были сожжены на кострах, иногда после обезглавливания, иногда живьем. Подтверждено, что сто пятьдесят семь женщин, детей и мужчин в городе Вюрцбург были казнены; По оценкам, 219 человек были казнены в самом городе, а около 900 человек были казнены или умерли в заключении в Княжеском епископстве . Суды над ведьмами происходили во время продолжающейся религиозной Тридцатилетней войны между протестантами и католиками, на территории на религиозной границе между католическими и протестантскими территориями, и проводились католическим принцем-епископом, намеревавшимся ввести контрреформацию на своей территории.
Вюрцбургские процессы над ведьмами были одними из крупнейших процессов над ведьмами в период раннего Нового времени : этот сериал был одним из четырех крупнейших в Германии наряду с трирскими процессами над ведьмами , процессами над ведьмами в Фульде и процессами над ведьмами в Бамберге . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Контекст
[ редактировать ]Первые гонения в Вюрцбурге начались с согласия Юлиуса Эхтера фон Меспельбрунна , принца-епископа Вюрцбурга , и достигли своего апогея во время правления его племянника и преемника Филиппа Адольфа фон Эренберга . Они начались на территории вокруг города в 1626 году и испарились в 1630 году. Как это часто бывает при массовых процессах над колдовством, жертвами вскоре стали представители всего общества, включая дворян, членов совета и мэров. Это было во время истерии ведьм, которая вызвала серию процессов над ведьмами в Южной Германии, например, в Бамберге , Айхштетте , Майнце и Эльвангене .
В 1620-х годах, с уничтожением протестантизма в Богемии и Пфальцского электората , возобновилось католическое завоевание Германии. В 1629 году с Указом о реституции его основа казалась завершенной. В те же годы, по крайней мере в Центральной Европе, произошли самые жестокие из всех преследований ведьм, апогея европейского повального увлечения.
Многие процессы над ведьмами 1620-х годов умножились с католическим завоеванием. В некоторых областях зачинщиком был лорд или епископ, в других - иезуиты. Иногда для продолжения работы создавались местные комитеты ведьм. Среди князей-епископов особенно активен был Филипп Адольф фон Эренберг Вюрцбургский: за восемь лет своего правления (1623–1631 гг.) он сжег 900 человек, в том числе своего племянника, девятнадцать католических священников и семилетних детей, которые, как говорили, были общение с демонами. 1627–1629 годы были ужасными годами в Бадене, недавно отвоеванном Тилли для католицизма: в Ортенау было 70 жертв, в Оффенбурге - 79. В Айхштетте , баварском княжестве-епископстве, судья заявил о смерти 274 ведьм в 1629 году . В Райхертсхофене , в округе Нойбург-ан-дер-Донау , в период с ноября 1628 по август 1630 года было казнено 50 человек. В трех княжествах-архиепископствах Рейнской области также были повторно зажжены костры. В Кобленце , резиденции принца-архиепископа Трира, в 1629 году было сожжено 24 ведьмы; в Селестату не менее 30 — начало пятилетнего преследования. В Майнце также возобновились поджоги. В Кёльне отцы города всегда были милосердны, к большому неудовольствию принца-архиепископа, но в 1627 году ему удалось оказать давление на город, и он сдался. Естественно, наиболее жестоко преследование свирепствовало в Бонне , его собственном городе . капитал. Там были казнены канцлер с женой и жена секретаря архиепископа; детей трех и четырех лет обвиняли в том, что их любовниками черти, а на костер отправляли студентов и маленьких мальчиков благородного происхождения.
Увлечение 1620-х годов не ограничивалось Германией: оно бушевало также по всему Рейну , в Эльзасе , Лотарингии и Франш-Конте . На землях, которыми управляло аббатство Люксей во Франш-Конте, 1628–30 годы описывались как «демоническая эпидемия». «Le mal va croissant chaque jour», — заявили судьи Доля, — «et cette malheureuse engeance va pullulant de toutes parts». Ведьмы, говорили они, «в час смерти обвиняют бесчисленное множество других в пятнадцати или шестнадцати других деревнях». [ нужна ссылка ]
Местное происхождение и вспышка
[ редактировать ]Преследования колдовства в Вюрцбурге были инициированы реформистским католиком и католиком -контрреформатором , принцем-епископом Юлиусом Эхтером фон Меспельбрунном , принцем-епископом Вюрцбурга в 1609–1622 годах. В 1612 году он включил протестантский город Фройденбург в состав католического епископства, что привело к суду над ведьмами и казням пятидесяти человек. [ 2 ] За этим последовал суд над ведьмами в самом Вюрцбурге, где в период с июля 1616 по июль 1617 года было казнено 300 человек. [ 2 ] до того, как преследования внезапно прекратились с началом Тридцатилетней войны в 1618 году. [ 3 ]
Точная причина процессов над ведьмами 1625-1631 годов не совсем ясна из-за неполноты документации. Первый суд над ведьмами состоялся в 1625 году, но это был единичный случай. В 1626 году урожай винограда был уничтожен морозами . [ 3 ] По слухам, что мороз был вызван колдовством, некоторые подозреваемые были арестованы и под пытками признались, что вызвали мороз с помощью магии. [ 3 ]
Юридический процесс
[ редактировать ]
Вюрцбургский процесс над ведьмами 1625–1631 годов был инициирован католическим реформатором и католиком контрреформации принцем-епископом Филиппом Адольфом фон Эренбергом , принцем-епископом Вюрцбурга в 1623–1631 годах, который был племянником и преемником Юлиуса Эхтера фон Меспельбрунна. Территория находилась недалеко от католико-протестантской религиозной границы, и целью нового князя-епископа было создание «благочестивого государства» в соответствии с идеалами Контрреформации и сделать население послушным, набожным и конформно-католическим. , [ 3 ] и когда по слухам в городе существовало колдовство, он приказал провести расследование.
Была организована специальная комиссия по ведьмам, которой было поручено рассматривать все случаи колдовства. [ 2 ] Комиссия по ведьмам применяла пытки без каких-либо ограничений, предусмотренных Constitutio Criminalis Каролины , чтобы заставить обвиняемых сначала признать свою вину, а затем назвать сообщников и других лиц, которых они видели занимающимися магией или посещавшими шабаш ведьм . Тех, кого называли сообщниками, по очереди арестовывали и подвергали пыткам, чтобы они назвали новых сообщников, что привело к быстрому увеличению количества арестов и казней над ведьмами, особенно потому, что Комиссия по ведьмам не делала различий в том, какие имена принимать, а арестовывала мужчин и женщин всех возрастов и классов без разбора. [ 3 ]
Дела и обвиняемые
[ редактировать ]Типично как для Вюрцбургского процесса над ведьмами, так и для параллельного процесса над ведьмами в Бамберге, члены элиты были арестованы после того, как люди из рабочего класса назвали их имена под пытками, что было явлением, которое обычно не произошло бы в современном обществе, если бы процесс касался другого преступления. Однако Вюрцбург и Бамберг несколько отличались тем, что в Вюрцбурге были арестованы многие представители клерикальной элиты, а среди обвиняемых было много детей. [ 3 ]
Первыми арестами в городе традиционно подозревали бедных женщин из рабочего класса, но по мере того, как судебные процессы расширялись, в число обвиняемых попадало все больше мужчин и детей всех классов, а в последующие годы судебных процессов мужчины были арестованы. иногда у большинства казненных. [ 2 ] Были казнены сорок три священника, а также Эрнст фон Эренберг, племянник самого принца-епископа. [ 3 ] [ 4 ] Подтверждено, что по меньшей мере 49 детей в возрасте до двенадцати лет были казнены. [ 3 ] многие из них из детского дома и школы Юлиус-Спиталь . [ 5 ]
В современном письме 1629 года описывается, как каждый день арестовывали людей всех возрастов и классов. Треть населения подозревалась в том, что она присутствовала на шабаше ведьм и была отмечена в черной книге Сатаны, которую разыскивали власти. [ 3 ] Люди всех слоев общества были арестованы и обвинены, независимо от возраста, профессии или пола, по самым разным причинам: от убийства и сатанизма до напевания песни, включающей имя Дьявола, или просто за то, что они бродили и не могли дать удовлетворительное объяснение. о том, почему они проезжали через город: 32 человека, похоже, были бродягами.
Точное количество казней неизвестно, поскольку документация сохранилась лишь частично. В списке описаны 157 казней с 1627 по февраль 1629 года в самом городе, но Хаубер, сохранивший список в Acta et Scripta Magica , отметил, что список далеко не полон и что было очень много других сожжений, слишком много, чтобы их указывать. Кроме того, в феврале 1629 года происходили процессы над ведьмами, которые продолжались еще два года до 1631 года. По оценкам, в самом городе было казнено 219 человек, еще 900 - в районах, находящихся под властью принца-епископа за пределами города. Его называют величайшим судом над ведьмами в истории Франконии , сразу после одновременных процессов над ведьмами в Бамберге 1626–1630 годов. [ нужна ссылка ]
Конец
[ редактировать ]Продолжающийся массовый процесс в Вюрцбурге привлек значительное внимание. Тот факт, что Комиссия по ведьмам приняла имена предполагаемых сообщников, данные людьми, подвергшимися пыткам, без разбора, независимо от социального положения, привел к тому, что многие из арестованных имели влиятельных родственников и связи среди высшего класса. У таких людей были ресурсы, чтобы покинуть территорию и подать жалобы на принца-епископа и его процессы над ведьмами его начальству, вплоть до самого Папы, а также императора Священной Римской империи. В 1630 году, после такой жалобы в Императорский палатный суд в Шпейере , император выступил с публичным осуждением преследований. [ 2 ] 16 июля 1631 года умер принц-епископ Филипп Адольф фон Эренберг. В том же году город был оккупирован шведской армией под командованием короля Густава Адольфа , и судебные процессы над ведьмами были наконец прекращены.
Наследие и последствия
[ редактировать ]
В современной Германии гигантские параллельные массовые процессы над ведьмами в Вюрцбурге и Бамберге рассматривались как образцы для подражания другими государствами и городами, заинтересованными в расследовании колдовства, особенно Вертхаймом и Мергенхаймом . [ 5 ] Суды над ведьмами в Вюрцбурге повлияли на начало процессов над ведьмами в Мергенхайме в 1628 году. [ 5 ] а неограниченные преследования колдовства стали известны как «Вюрцбургская работа». [ 2 ]
Счета
[ редактировать ]В то время как параллельные процессы над ведьмами в Бамберге известны современным письмом заключенного Йоханнеса Юниуса своей дочери, процессы над ведьмами в Вюрцбурге известны современным письмом, написанным советником принца-епископа другу, в котором описывается продолжающаяся охота на ведьм.
В августе 1629 года канцлер принца-епископа Вюрцбургского писал (по-немецки) другу:
Что же касается дела ведьм, которое, по вашему мнению, закончилось еще до этого, то оно началось заново, и никакие слова не смогут передать его должным образом. Ах, какое горе и горе! В городе все еще есть четыреста человек, высоких и низких, всех рангов и полов, более того, даже священнослужители, обвиненные так строго, что их могут арестовать в любой час. Правда, из здешних людей моего Милостивого Князя должны быть казнены некоторые из всех должностей и факультетов: священнослужители, выборные советники и врачи, городские чиновники, судебные заседатели, некоторые из которых известны Вашей Светлости. Есть студенты-юристы, которых нужно арестовать. У принца-епископа более сорока студентов, которые вскоре станут пасторами; Говорят, что среди них тринадцать или четырнадцать — ведьмы. Несколько дней назад был арестован декан; двое других, кого вызвали, скрылись. Нотариус нашей церковной консистории, очень ученый человек, вчера был арестован и подвергнут пыткам. Словом, наверняка задействована треть города. Самые богатые, самые привлекательные и выдающиеся представители духовенства уже казнены. Неделю тому назад была казнена девятнадцатилетняя девушка, о которой повсюду говорили, что она была самой красивой во всем городе и считалась всеми девушкой необычайной скромности и чистоты. За ней последуют семь или восемь других самых лучших и привлекательных особ... И таким образом казнят многих за отречение от Бога и участие в ведьминских танцах, против которых никто никогда еще не говорил ни слова.
В заключение этого несчастного дела есть дети трех и четырех лет, числом триста, которые, как говорят, вступали в связь с Дьяволом. Я видел казненных семилетних детей, многообещающих учеников десяти, двенадцати, четырнадцати и пятнадцати лет. О дворянах — но я не могу и не должен больше писать об этом несчастье. Есть люди еще более высокого ранга, о которых вы знаете и о которых вы бы удивились, более того, едва ли поверили бы этому; пусть справедливость восторжествует. . .
PS -- Хотя происходит много чудесных и ужасных вещей, вне всякого сомнения, что в месте под названием Фро-Ренгберг лично Дьявол с восемью тысячами своих последователей провел собрание и отслужил мессу перед всеми ними. раздавая своей аудитории (то есть ведьмам) репы и очистки вместо Святой Евхаристии. Произошли не только гнусные, но и самые ужасные и отвратительные кощунства, о которых мне страшно писать. Правда и то, что все они поклялись не записываться в Книгу Жизни, но все согласились, чтобы их вписал нотариус, хорошо известный мне и моим коллегам. Мы также надеемся, что книга, в которой они записаны, все же будет найдена и ее будут искать немало. [ 3 ]
Фридрих Шпее
[ редактировать ]Иезуит был более радикально обращен в Фридрих Шпее веру благодаря своему опыту исповедника ведьм во время великих преследований в Вюрцбурге. Этот опыт, преждевременно поседивший его волосы, убедил его в том, что все признания никчемны, основаны исключительно на пытках, и что ни один человек, которого он привел на костер, не был виновен. Так как иначе он не мог высказать своих мыслей — ибо, как он писал, он боялся участи Таннера. [ нужны разъяснения ] — он написал книгу, которую намеревался распространить в рукописи анонимно. Однако друг тайно переправил ее в протестантский город Хамельн, где она была напечатана в 1631 году под заголовком Cautio криминалис . [ 3 ]
Вымысел
[ редактировать ]Немецкий роман (1873-1934) Der Aufruhr um den Junker Ernst ( «Суета из-за юнкера Эрнста» ) Якоба Вассермана , опубликованный в 1926 году издательством С. Фишер Верлаг в Берлине, происходил во время судебных процессов, главным героем которого был один из них. из наиболее известных жертв; Эрнст фон Эренберг, племянник принца-епископа.
Список казней
[ редактировать ]
Существует знаменитый список казней на Вюрцбургских процессах над ведьмами, опубликованный в 1745 году в « Эберхарде Давиде Хаубере»: Bibliotheca sive acta et scripta Magica. Gründliche Nachrichten und Urtheile von solchen Büchern und Handlungen, welche die Macht des Teufels in leiblichen Dingen betreffen, 36 Stücke в 3 Bänden. Лемго 1738-1745, Библ. маг. 36. Stück, 1745, S. 807. Список, однако, неполный, поскольку основан на документе, в котором прямо говорится, что он цитировал только избранные казни и что, помимо перечисленных, было множество других сожжений. Более того, в список включены только казни, проведенные до 16 февраля 1629 года, когда судебные процессы еще продолжались и продолжались еще более двух лет. Большинство из тех, кто внесен в список казненных, указаны не по имени, а в таких терминах, как ребенок Гобеля, девятнадцати лет, «Самая красивая девушка в городе», «Блуждающий мальчик двенадцати лет» или «Четыре странных мужчины и женщины». найден спящим на рыночной площади». Обвинение в «странности» часто просто означало, что они не были жителями Вюрцбурга или считались протестантами. В списке указаны следующие случаи: [ 4 ]
В Первом Сожжении Четыре человека.
- Жена Либлера.
- Вдова старого Анкера.
- Жена Гутбродта.
- Жена Хукера.
Во Втором Сожжении Четыре человека.
- Старая жена Бойтлера.
- Две странные женщины.
- Старуха, которая содержала кабак.
В Третьем Сожжении Пять человек.
- Тонгерслебер, менестрель .
- Жена Кулера.
- Жена Стира, проктора.
- Жена щеточника.
- Жена ювелира.
В Четвертом Сожжении Пять человек.
- Жена стекольщика Зигмунда, бургомистра.
- Жена Брикмана.
- Акушерка. NB: Она была источником всех бед.
- Жена Старого Рума.
- Странный человек.
В Пятом Сожжении Восемь человек.
- Лютц, выдающийся лавочник.
- Глейтер, лавочник.
- Домработница настоятеля собора.
- Старая жена придворного веревочника.
- Джо. Домработница Штембаха.
- Жена Баунаха, сенатора.
- Женщина по имени Цникель Бабель.
- Старуха.
В Шестом Сожжении Шесть человек
- Управляющий сената по имени Геринг.
- Старая миссис Канцлер.
- Жена толстого портного.
- Женщина-кухарка господина Менгердорфа.
- Странный человек.
- Странная женщина.
В Седьмом Сожжении Семь человек.
- Странная девочка двенадцати лет.
- Странный человек.
- Странная женщина.*
- Странный судебный пристав (schultheiss).
- Три странные женщины.
В Восьмом Сожжении Семь человек.
- Баунах, сенатор, самый толстый гражданин Вюрцбурга.
- Управляющий настоятелем собора.
- Странный человек.
- Нож-точилка.
- Жена бандита.
- Две странные женщины.
В Девятом Сожжении Пять человек.
- Вунх, колесный мастер.
- Странный человек.
- Дочь Бенце.
- Сама жена Бенце.
- Жена Айринга.
В Десятом Сожжении Три человека.
- Штайнахер, очень богатый человек.
- Странная женщина.
- Странный человек.
В Одиннадцатом Сожжении Четыре человека.
- Швердт, викарий-хоральный собор собора.
- Ренсакея . Домработница
- Жена Штихера.
- Зильберганс, менестрель.
В Двенадцатом Сожжении Два человека.
- Две странные женщины.
В Тринадцатом Сожжении Четыре человека.
- Старый кузнец двора.
- Старуха,
- Маленькая девочка девяти или десяти лет.
- Младшая девочка, ее младшая сестра.
В Четырнадцатом сожжении два человека.
- Мать двух упомянутых выше маленьких девочек.
- Дочь Либлера, двадцать четыре года.
В Пятнадцатом Сожжении Два человека.
- Мальчик двенадцати лет, учится в первой школе.
- Жена мясника.
В Шестнадцатом сожжении шесть человек. Благородный паж Раценштейн был казнен во дворе канцлера в шесть часов утра и весь день оставлен на гробу, а на следующий день сожжен со следующим:
- Мальчик десяти лет.
- Две дочери сенатского управляющего и его служанка.
- Жена толстого веревочника.
В Семнадцатом Сожжении Четыре человека.
- Хозяин гостиницы Баумгартен.
- Мальчик одиннадцати лет.
- Жена аптекаря в «Хирше» («Олень») и ее дочь.
- NB — Женщина, игравшая на арфе, повесилась.
В Восемнадцатом сожжении шесть человек.
- Батч, кожевник.
- Два мальчика двенадцати лет.
- Дочь доктора Юнге.
- Девушка пятнадцати лет.
- Странная женщина.
В Девятнадцатом сожжении шесть человек.
- Благородный паж Ротенхэма был обезглавлен в шесть часов во дворе канцлера и сожжен на следующий день.
- Жена секретаря Шеллхара.
- Женщина.
- Мальчик десяти лет.
- Еще один мальчик двенадцати лет.
- Жена Брюглера, цимбалистка, сгорела заживо.
В Двадцатом горящем шесть человек.
- Дитя Гобеля, самая красивая девочка Вюрцбурга.
- Ученик пятого класса, знавший много языков и был прекрасным музыкантом.
- Два мальчика от нового министра, каждому по двенадцать лет.
- Маленькая дочка Степпера.
- Женщина, которая охраняла мост-ворота.
В Двадцать первом сожжении шесть человек.
- Хозяин больницы Дитрихер, очень ученый человек.
- Стоффель Хольцман.
- Мальчик четырнадцати лет.
- Маленький сын сенатора Штольценбергера.
- Два выпускника .
В Двадцать втором сожжении шесть человек.
- Штюрман, богатый бондарь.
- Странный мальчик.
- Взрослая дочь сенатора Столценбергера.
- Жена сенатора Столценбергера.
- Прачка в новостройке.
- Странная женщина.
В Двадцать третьем сожжении девять человек.
- Мальчик Дэвида Кролена, девяти лет, учится во втором классе.
- Два сына княжеского повара, один четырнадцати лет, другой десяти лет, из первой школы.
- Мельхиор Хаммельранн, викарий Хаха.
- Никодемнс Хирш, каноник нового собора.
- Кристофер Бергер, викарий нового собора.
- Выпускник .
- NB — Судебный пристав Бреннербахского суда и его выпускник сгорели заживо.
В Двадцать четвертом Сожжении семь человек.
- Два мальчика в больнице.
- Богатый бондарь.
- Лоренц Штюбер, викарий нового собора.
- Бац, викарий нового собора.
- Лоренц Рот, викарий нового собора.
- Женщина по имени Росслейнс Мартин.
В Двадцать пятом сожжении шесть человек.
- Фредерик Бассер, викарий собора.
- Стаб, викарий Хача.
- Ламбрехт, каноник нового собора.
- Жена Галла Хансена.
- Странный мальчик.
- Озорная, торгаша.
В Двадцать шестом сожжении семь человек.
- Дэвид Ганс, каноник нового собора.
- Вейденбуш, сенатор.
- Жена трактирщика из Бамугартена.
- Старуха.
- Маленькая дочь Валкенбергера была казнена в частном порядке и сожжена на гробу.
- Маленький сын судебного пристава городского совета.
- Герр Вагнер, викарий собора, был сожжен заживо.
В Двадцать седьмом сожжении семь человек.
- Мясник по имени Килиан Ханс.
- Хранитель моста-ворот.
- Странный мальчик.
- Странная женщина.
- Мишель Вагнер, викарий Хаха.
- Кнор, викарий Хача.
- Сын менестреля, викария Хача.
В Двадцать восьмом сожжении, после Сретения, 1629 года, Шесть человек.
- Жена мясника Кнерца.
- Младенческая дочь доктора Шульца.
- Слепая девушка.
- Шварц, каноник в Хахе.
- Элинг, викарий.
- Бернхард Марк, викарий собора, был сожжен заживо.
В Двадцать девятом Сожжении семь человек.
- Бекский район.
- Хозяин гостиницы в Клингене.
- Судебный пристав Мергельсхайма.
- Жена Бека в Бычьей башне.
- Толстая благородная дама [эдельфрау].
- NB — Доктор богословия в Хаче и каноник были казнены рано в пять часов утра и сожжены на гробах.
- Джентльмен из Аделя по имени Юнкер Флейшбаум.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мидельфорт, Х.К. Эрик, Охота на ведьм на юго-западе Германии 1562–1684: социальные и интеллектуальные основы , University Press, Стэнфорд, Калифорния , 1972.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бернс, Уильям Э., Охота на ведьм в Европе и Америке: энциклопедия, Гринвуд, Вестпорт, Коннектикут, 2003 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Рэпли, Роберт. Охота на ведьм: от Салема до залива Гуантанамо. McGill-Queen's University Press, 2007. JSTOR, www.jstor.org/stable/j.ctt819pr. По состоянию на 26 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Повествования о чародействе и магии из наиболее достоверных источников, Волым 1
- ^ Jump up to: а б с «ОХОТА НА ВЕДЬМ В ЭЙХШТЕТТЕ», Колдовство, гендер и общество в Германии раннего Нового времени, Джонатан Б. Даррант, Брилл, ЛЕЙДЕН; БОСТОН, 2007, стр. 3–44. ДЖСТОР . По состоянию на 26 апреля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Суды над ведьмами. Архивировано 18 мая 2007 г. на сайте Wayback Machine , worldschool.org. По состоянию на 2 апреля 2022 г.
- Суды над ведьмами , History.hanover.edu. По состоянию на 2 апреля 2022 г.
- Суды над ведьмами , Freedomfund.org. По состоянию на 2 апреля 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Курт Башвиц: Ведьмы и процессы над ведьмами , Bertelsmann Verlag, Мюнхен, 1990, стр. 252–260.
- Хаубер, Библ. 36-я часть, 1745 г., стр. 807.
- Вильгельм Готлиб Зольдан и Генрих Хеппе: История процессов над ведьмами , Том 2, перепечатка издания 1911 года, Мюнхен, стр. 17-20.
- Цифровая библиотека, том 93: Ведьмы, стр. 904 (см. Солданские процессы над ведьмами, стр. 20).
- Аноним: Из Вюрцбургской епархии: Подробный отчет епископа Вюрцбурга (Юлиуса Эхтера), который начал сожжение ведьм во Франконии, как он хочет это осуществить и хочет полностью искоренить нечислительные числа, и уже установил сильные пожары в Герольцхоффене, которыми он хочет заняться весь вторник. Gerukt zu Tübingen 1616 (Мюнхенская государственная библиотека), напечатано в: Вольфганг Берингер, Ведьмы и процессы над ведьмами в Германии, Мюнхен, DTV Documents, 1993, стр. 246-248.
- «Вюрцбургский суд над ведьмами». Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Филиппу Адольфу фон Эренбергу
- Wikisource: полный список жертв ведьминских пожаров в Вюрцбурге с 1627 по начало 1629 года.
- Рассказы о колдовстве в Германии: Ротенбург, 1561–1652 , с. 111, в Google Книгах.
- 17 век в Баварии.
- Суды над ведьмами в Германии
- 1627 г. по закону
- 1628 г. по закону
- 1629 год по закону
- 1630 г. по закону
- 1631 г. по закону
- Вюрцбург
- 1626 г. в Священной Римской империи.
- 1627 г. в Священной Римской империи.
- 1628 г. в Священной Римской империи.
- 1629 г. в Священной Римской империи.
- 1630 г. в Священной Римской империи.
- 1631 г. в Священной Римской империи.
- 1620-е годы в Священной Римской империи.
- 1630-е годы в Священной Римской империи.