Протоиндоевропейский корень
В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( август 2024 г. ) |
Корнями несущие реконструированного праиндоевропейского языка (ПИЕ) являются базовые части слов, лексическое значение , так называемые морфемы . Корни PIE обычно имеют словесное значение, например, «есть» или «бегать». Корни никогда не встречались в языке одни. Полные изменяемые глаголы, существительные и прилагательные были сформированы путем добавления дополнительных морфем к корню и потенциального изменения гласной корня в процессе, называемом аблаут .
Корень состоит из центральной гласной , которой предшествует и после которой следует хотя бы по одной согласной . Был определен ряд правил, определяющих, какие согласные могут встречаться вместе и в каком порядке. Современное понимание этих правил состоит в том, что согласные с наибольшей звучностью ( *л, *р, *у, *н [ а ] ) находятся ближе всего к гласной, а те, у которых самая низкая звучность, например взрывные, находятся дальше всего. Есть некоторые исключения из этих правил, такие как скопления шипов .
Иногда новые корни создавались в PIE или его ранних потомках в результате различных процессов, таких как расширение корня (добавление звука в конец существующего корня) или метатеза .
Словообразование
[ редактировать ]Обычно корень плюс суффикс образуют основу , а добавление окончания образует слово. [ 1 ]
Например, *bʰéreti 'он несет' можно разделить на корень *bʰer- 'носить', суффикс *-e-, который управляет несовершенным видом , и окончание *-ti , которое управляет настоящим временем, третьим- человек единственное число . [ 2 ]
Суффикс иногда отсутствует, что интерпретируется как нулевой суффикс . [ 3 ] Слова с нулевым суффиксом называются корневыми глаголами и корневыми существительными . Пример: *h₁és-mi / *h₁és-∅-mi '[Я] есть'. [ 4 ] Помимо этой базовой структуры, существует носовой инфикс , который функционирует как маркер настоящего времени, и редупликация , префикс с рядом грамматических и словообразовательных функций. [ 5 ]
Конечные глаголы
[ редактировать ]Глагольные суффиксы, включая нулевой суффикс, передают грамматическую информацию о времени и виде — двух грамматических категориях, которые четко не различаются. Несовершенный (настоящее, дуративный) и совершенный вид ( аорист , пунктуальный) общепризнаны, в то время как некоторые другие аспекты остаются спорными. Два из четырех наклонений , сослагательное и оптатив , также образуются с помощью суффиксов, что иногда приводит к образованию форм с двумя последовательными суффиксами: *bʰér- e - e -ti > *bʰérēti 'он бы понес', с первым *e является маркером настоящего времени, а второй маркером сослагательного наклонения. [ 6 ] Дублирование может обозначить настоящее и совершенное . [ 5 ]
Глагольные окончания передают информацию о грамматическом лице , числе и залоге . Повелительное наклонение имеет свои окончания. [ 7 ]
Существительные и прилагательные
[ редактировать ]Существительные обычно образуются от корней или основ глаголов посредством суффиксации или другими способами. (Некоторые примеры см . в морфологии протоиндоевропейского существительного .) Это справедливо даже для корней, которые часто переводятся как существительные: *ped- , например, может означать «ступать» или «ногой», в зависимости от ступень аблаута и окончание. Однако некоторые основы существительных, такие как *h₂egʷn-o- «ягненок», не происходят от известных глагольных корней. [ 8 ] В любом случае значение существительного определяется его основой, независимо от того, состоит она из корня и суффикса или нет. Остается окончание, которое передает регистр и число. [ 9 ]
Прилагательные также образуются путем суффиксации (обычно глагольных) корней. Примером может служить *ϵn̥h₁-tó-s «рождённый, произведённый» от корня *ϵenh₁- «рождать, производить». Окончания такие же, как и у существительных. [ 10 ]
Инфинитивы и причастия
[ редактировать ]Инфинитивы являются отглагольными существительными и, как и другие существительные, образуются с помощью суффиксов. Неясно, действительно ли какой-либо из суффиксов инфинитива, реконструированных из дочерних языков ( *-dʰye- , *-tu- , *-ti- и другие), действительно использовался для выражения инфинитива в PIE. [ 11 ]
Причастия - это отглагольные прилагательные, образованные суффиксами *-ent- ( активное причастие несовершенного вида и аористическое причастие), *-wos- (причастие совершенного вида) и *-mh₁no- или *-m(e)no- ( медиопассивное причастие) и другими. [ 12 ]
Форма корня
[ редактировать ]В своей базовой форме корень PIE состоит из одной гласной, которой предшествуют и следуют согласные. За очень немногими случаями корень полностью характеризуется своими согласными, а гласная может меняться в зависимости от перегиба или словообразования. Таким образом, корень *bʰer- может также появляться как *bʰor- с долгой гласной как *bʰēr- или *bʰōr- или даже неслоговым как *bʰr- в разных грамматических контекстах. Этот процесс называется аблаутом , а различные формы называются ступенями аблаута. Пять степеней аблаута - это е-степень, о-градация, удлиненная е- и о-градация, а также нулевая ступень без гласной. [ 13 ]
В лингвистических работах *e используется для обозначения различных степеней абляута, в которых может появляться гласная. Некоторые реконструкции также включают корни с *a в качестве гласной, но существование *a как отдельной гласной оспаривается; [ 14 ] см. индоевропейский абляут: а-сорт . Гласная с обеих сторон окружена одной или несколькими согласными; [ 15 ] предыдущие согласные — начало , последующие — кода .
Начало и код должны содержать хотя бы одну согласную; корень не может начинаться или заканчиваться гласной абляута. Следовательно, простейшие корни имеют начало и коду, состоящие из одной согласной. Такие простые корни встречаются часто; примеры: *deh₃- «давать», *bʰer- «нести», *dʰeh₁- «класть», *dʰew- «бежать», *h₁ed- «есть», *h₂eḱ- «острый», *ped- «ходить», *sed- «сидеть» и *wes- «одеваться». Корни также могут иметь более сложное начало и коду, состоящую из группы согласных (несколько согласных). К ним относятся: *dʰwes- «дышать», *h₁rewdʰ- «красный», *h₂erh₃- «пахать», *h₃reϵ- «прямо», *ley ٵ- «связывать», *prews- «замораживать», * srew- «течь», *swep- «спать» и *wleykʷ- «смачивать». Максимальное количество согласных, по-видимому, равно пяти, как в *strengʰ- «переплетать». [ 15 ]
Ранние ученые PIE реконструировали ряд корней, начинающихся или заканчивающихся гласной. [ 16 ] Последний тип всегда имел долгую гласную ( *dʰē- 'ставить', *bʰwā- 'растить', *dō- 'давать'), в то время как это ограничение не распространялось на корни с гласными в начале ( *ed- ' есть», *aٵ- «водить машину», *od- «нюхать»). Теория гортани может объяснить такое поведение, реконструируя гортанный звук, следующий за гласной ( *dʰeh₁- , *bʰweh₂- , *deh₃- , что приводит к долгой гласной) или предшествующий ей ( *h₁ed- , *h₂eٵ- , *h₃ed- , что приводит к краткая гласная). Эти реконструкции подчиняются указанным правилам. [ 17 ]
Иерархия звучности
[ редактировать ]Когда начало или код корня содержит группу согласных, согласные в этой группе должны быть упорядочены в соответствии с их звучностью . Гласная составляет пик звучности, и звучность должна постепенно повышаться в начале и постепенно падать в коде.
Корни PIE различают три основных класса согласных, расположенных от высокой к низкой звучности: [ 18 ]
- Нелабиальные , соноры *l, *r, *y, *n обозначаемые собирательно как *R .
- Губные соноры *w, *m , обозначаемые совместно как *M .
- Мешающие средства, обозначаемые совместно как *C . К ним относятся три подгруппы:
- Взрывные звуки (безголосые *p *t *ḱ *k *kʷ , звонкие *b *d *ǵ *g *gʷ и с придыханием *bʰ *dʰ *ǵʰ *gʰ *gʷʰ ), обозначаются коллективно как *P .
- Свистящие s * .
- Гортань * h₁ *h₂ *h₃ , совместно обозначаемая как *H .
Применяются следующие правила: [ 18 ]
- Согласный, расположенный ближе к главной гласной, должен иметь более высокую звучность, чем согласный, расположенный дальше. Таким образом, согласные в начале должны следовать порядку *CMR и обратному порядку *RMC в коде, что дает *CMReRMC как полную форму корня. Корни с другим порядком звучности, например **mter- или **resl- , не допускаются.
- Только один член каждого класса звучности может появляться в начале или коде. Таким образом, такие корни, как **wmek- , **lekt- или **peyl-, не допускаются.
Гортани также могут встречаться в коде перед сонорной, как в *peh₂w- «маленький». [ 18 ]
Блокировать кластеры
[ редактировать ]Мешающий слот начала или кода может сам состоять из нескольких мешающих звуков. Здесь также в кластере может оказаться только один член каждой подгруппы помех; кластер не может содержать несколько гортанных или взрывчатых веществ. [ 18 ]
Правила расположения внутри группы мешающих звуков несколько иные и не вписываются в общую иерархию звучности:
- им предшествует *s . Только глухие взрывные звуки встречаются, если в начале [ 19 ]
- Гортань может появиться до или после любого препятствия, отличного от другой гортани. Примеры: *keh₂p- «схватить», *peth₂- «летать», *h₂sews- «сохнуть», *sh₂ew- «лить, дождь», *h₁ger- «пробуждаться» и *th₂ews- «просыпаться». молчать'. [ 2 ] [ 15 ]
В нескольких корнях встречается явление, называемое s-mobile , когда некоторые потомки включают в себя добавленную *s, а в других формах она отсутствует. Кажется, не существует какой-то конкретной закономерности; иногда формы с *s и без него даже встречаются рядом в одном языке. [ 15 ]
Дальнейшие ограничения
[ редактировать ]PIE соблюдал общее межъязыковое ограничение, запрещающее одновременное появление двух похожих согласных в корне слова. В частности, не известны примеры корней, содержащих два простых звонких взрывных звука ( **ged- ) или два скользящих звука ( **ler- ). Можно реконструировать несколько примеров корней с двумя фрикативными или двумя носовыми звуками ( *h₂eh₃- «жечь», *nem- «давать, брать» и т. д.), но они также были редки. Исключением, однако, были звонкие придыхательные и глухие взрывные звуки, которые относительно часто встречались одновременно (например, *dʰegʷʰ- «гореть», *peth₂- «летать»). В частности, корни с двумя звонкими придыхателями встречались более чем в два раза чаще, чем можно было ожидать случайно. [ 15 ] [ 20 ]
Дополнительное ограничение запрещало корни, содержащие как звонкий придыхательный, так и глухой взрывной звук ( **tebʰ- ), если только последний не встречается в группе начальных слов после *s (например, *stebʰ- 'застывать'). [ 15 ] В сочетании с обилием корней типа *DʰeDʰ было высказано предположение, что такое распределение является результатом ограниченного процесса ассимиляции голоса в период до PIE, когда глухая остановка ассимилировалась со звонким придыханием, если в пределах или перед ней следовал другой звук. корень. [ 20 ]
Исключения
[ редактировать ]Скопления шипов представляют собой последовательности дентальных ( *t, *d, *dʰ ) плюс велярных взрывных звуков ( *k, *g, *gʰ и т. д.). [ 21 ] Их роль в фонотаксисе PIE неизвестна. Корни типа *dʰgʷʰey- «погибнуть», очевидно, нарушают фонотаксические правила, но довольно распространены.
Некоторые корни невозможно восстановить с помощью абулаторного *e , например *bʰuh₂- «расти, становиться». Такие корни можно рассматривать как обобщенные нулевые степени неподтвержденных форм, таких как **bʰweh₂- , [ 22 ] и, таким образом, следовать фонотактическим правилам. [ 23 ]
Некоторые корни, такие как *pster- «чихать» или *pteh₂k- «пригибаться», похоже, не подчиняются этим правилам. [ 18 ] Это может быть связано с неполным пониманием фонотактики PIE или с неправильными реконструкциями. *pster- , например, мог бы вообще не существовать в PIE, если бы индоевропейские слова, обычно восходящие к нему, были звукоподражаниями . [ 24 ]
Лексическое значение
[ редактировать ]Значение реконструированного корня традиционно соответствует значению глагола; термины корень и глагольный корень почти синонимы в грамматике PIE. [ нужна ссылка ] Это связано с тем, что, за исключением ограниченного числа так называемых корневых существительных , корни PIE в подавляющем большинстве участвуют в глагольном флексии посредством хорошо установленных морфологических и фонологических механизмов. Их значения не всегда напрямую реконструируются из-за семантических сдвигов , которые привели к расхождениям в значениях рефлексов в засвидетельствованных дочерних языках . [ 25 ] Многие существительные и прилагательные произошли от глагольных корней через суффиксы и абляут. [ 26 ]
Тем не менее, существовали некоторые корни, не имевшие первичного глагольного происхождения. Помимо вышеупомянутых корневых существительных, важнейшими из них были так называемые корни Каланда , имевшие прилагательное значение. Такие корни обычно образовывали протерокинетические прилагательные с суффиксом *-u- , тематические прилагательные в *-ró- и составные основы в *-i- . Они включали как минимум *h₁rewdʰ- «красный», *h₂erϵ- «белый», *dʰewb- «глубокий» и *gʷreh₂- «тяжелый». [ 27 ]
Глагольные корни по своей сути были либо несовершенными, либо совершенными. Чтобы образовать глагол из собственного корня, окончания глагола присоединялись непосредственно к корню, с тематической гласной или без нее. [ 5 ] Другой аспект, если бы он был необходим, был бы «характеризованной» основой, [ 28 ] как подробно описано в протоиндоевропейском глаголе . Охарактеризованные несовершенные основы часто различаются у разных потомков, но без какой-либо связи между определенными формами и различными ветвями индоевропейского языка, что позволяет предположить, что ряд аспектов слились воедино до того, как PIE разделился. [ 29 ]
Создание новых корней
[ редактировать ]Корни иногда создавались заново внутри PIE или его ранних потомков. Были замечены различные методы.
Корневые расширения
[ редактировать ]Расширения корня — это добавление одного или двух звуков, часто взрывных, к концу корня. Эти расширения, похоже, не меняют значения корня и часто приводят к различным формам корня у разных потомков. Источник и функция этих расширений неизвестны. [ 15 ]
Для *(s)tew- 'толкать, ударять, толкать' мы можем реконструировать: [ 15 ]
- *(s)tew k - > древнегреческое τύ κ ος ( tú k os ) 'молоток', русское сту κ ( stu k ) и сту́ κ ать ( stú k at ) 'стучать' и 'стучать'
- *(s)tew g - > английский st k e (германское k восходит к PIE *g .)
- *(s)tew d - > Ведический tu dáti ' бьет '
Сонорантный метатезис
[ редактировать ]Когда корень содержит сонорант, нулевая степень неоднозначна относительно того, следует ли располагать сонорант перед гласной абляута или после нее. Ораторы иногда анализировали такие корни «неправильно», и это приводило к тому, что некоторые корни создавались из существующих путем изменения положения сонорного звука. [ 30 ]
Пример такой пары корней, оба означающих «увеличивать, увеличивать»:
- *h₂ we g- > готское wahsjan «расти», древнегреческое αὔξω ( aúxō ) «увеличиваться».
- *h₂ ew g- > готское aukan «увеличиваться, расти», латинское augeō «увеличиваться», литовское áugti «расти».
Другой пример касается корня «небо», который образовал производное от вриддхи : таким образом [ 30 ]
- *d — это w- > древнегреческое Ζεύς ( Зевс ), латинское diēs «день», санскритское dyú «небо, день».
- *d ey w- > латинское dīvus «божественный», древнепрусское deiwis , санскритское devá «божество».
Бэк-формации
[ редактировать ]Иногда общеупотребительные слова становились шаблоном для нового корня, образованного от слова, отличного от корня, из которого слово было первоначально образовано. Например, аблаутирующее существительное *h₂óy-u ~ *h₂y-éw- 'жизнь' образовалось как производное от корня u корня *h₂ey- . [ 31 ] Альтернативный косой стебель *h₂yéw- был затем переинтерпретирован как e-степень нового корня, который образовал новую s-основу среднего рода *h₂yéw-os ~ *h₂yéw-es- , образование, которое создается только из корней. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]- Lexikon der Indo-European Verbs («Лексикон индоевропейских глаголов», на немецком языке), лексикон глагольных корней PIE.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Звездочка * указывает на то , что форма непосредственно не засвидетельствована, а реконструирована на основе другого языкового материала.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фортсон (2004 :76)
- ^ Jump up to: а б Примеры корней PIE взяты из Rix (2001) и Fortson (2004) .
- ^ Фортсон (2004 : 108)
- ^ Фортсон (2004 :87)
- ^ Jump up to: а б с Рикс (2001 : 14–21)
- ^ Фортсон (2004 : 81–83)
- ^ Фортсон (2004 : 83–85)
- ^ Фортсон (2004 : 116, 302)
- ^ Фортсон (2004 : 103)
- ^ Фортсон (2004 : 120–121)
- ^ Фортсон (2004 :97)
- ^ Фортсон (2004 : 97–98)
- ^ Фортсон (2004 :73)
- ^ Мейер-Брюггер, Фриц и Майрхофер (2003 , L 211.5)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фортсон (2004 : 70–73)
- ^ Pokorny (1959)
- ^ Мейер-Брюггер, Фриц и Майрхофер (2003 , L 321)
- ^ Jump up to: а б с д и Рикс (2001 :5)
- ^ Рикс (2001 : 512 и далее)
- ^ Jump up to: а б Купер (2011)
- ^ Фортсон (2004 : 59–60)
- ^ Рикс (2001 : 98–99)
- ^ Ясанофф (2003 : 112)
- ^ Мэллори и Адамс (1997 : 133 )
- ^ Рикс (2001 : 8)
- ^ Водтко, Ирслингер и Шнайдер (2008 : XIV – XV)
- ^ Кольца (2006)
- ^ Фортсон (2004 :88)
- ^ Рикс (2001 :11)
- ^ Jump up to: а б Фортсон (2004 : 116–117)
- ^ Водтко, Ирслингер и Шнайдер (2008 : 277)
- ^ Де Ваан (2008)
Источники
[ редактировать ]- Бругманн, Карл ; Дельбрюк, Бертольд (1886). Очерк сравнительной грамматики индоевропейских языков .
- Бак, Карл Дарлинг (1988). Словарь избранных синонимов в основных индоевропейских языках: вклад в историю идей (переиздание). Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-07937-6 .
- Купер, Адам (2011). «Остановить совместное возникновение в протоиндоевропейском корне: новая перспектива». Материалы 39-го собрания Северо-Восточного лингвистического общества .
- Де Ваан, Мишель (2008). Этимологический словарь латыни и других курсивных языков . Брилл. ISBN 978-90-04-16797-1 .
- Фортсон, Бенджамин В. IV (2004). Индоевропейский язык и культура . Издательство Блэквелл. ISBN 1-4051-0316-7 .
- Джасанофф, Джей (2003). Хеттский и индоевропейский глагол . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-928198-Х .
- Кёблер, Герхард (1980). ( словарь Индоевропейский на немецком языке).
- Мэллори, Джеймс Патрик ; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Рутледж. ISBN 1-884964-98-2 .
- Мейер-Брюггер, Михаэль ; Фриц, Матиас; Майрхофер, Манфред (2003). Индоевропейская лингвистика . Вальтер де Грюйтер. ISBN 3-11-017433-2 .
- Покорный, Юлий (1959). Индоевропейский этимологический словарь . Французские и европейские публикации. ISBN 0-8288-6602-3 .
- Ринге, Дон (2006). Лингвистическая история английского языка, часть 1: от протоиндоевропейского к протогерманскому .
- Рикс, Хельмут (2001). Лексикон индоевропейских глаголов . Доктор Людвиг Райхерт Верлаг. ISBN 3-89500-219-4 .
- Уоткинс, Калверт (2000). Словарь индоевропейских корней американского наследия: второе издание . Хоутон Миффлин. ISBN 0-395-98610-9 .
- Водтко, Дагмар С.; Ирслингер, Бритта; Шнайдер, Кэролин (2008). Существительные в индоевропейском лексиконе . Издательство Зимнего университета. ISBN 978-3-8253-5359-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Индекс индоевропейских корней американского наследия
- Запрос к базе данных к онлайн-версии словаря PIE Покорного
- Указатель онлайн-версии словаря PIE Покорного
- Джонатан Слокам, Индоевропейский лексикон. Архивировано 27 июня 2016 г. в Wayback Machine Центра лингвистических исследований Техасского университета.