Jump to content

Тема (музыка)

(Перенаправлено с Музыкальной темы )
Первая тема Сонаты Гайдна соль мажор, Hob. XVI: G1, I, мм. 1–12 [ 1 ] Продолжительность: 0 секунд.

В музыке тема — это материал, обычно узнаваемая мелодия , на которой часть или вся композиция основана . В формах, отличных от фуги , это может быть известно как тема .

Характеристики

[ редактировать ]

Сюжет может восприниматься как законченное музыкальное выражение сам по себе, отдельно от произведения, в котором он находится. [ 2 ] В отличие от идеи или мотива , субъект обычно представляет собой целую фразу или период . [ 3 ] Энциклопедия Фаскель определяет тему (предмет) как «[любой] элемент, мотив или небольшое музыкальное произведение, которое породило некоторые вариации, становится темой». [ 4 ]

Тематические изменения и процессы часто имеют структурное значение, и такие теоретики, как Рудольф Рети, создали анализ с чисто тематической точки зрения. [ 5 ] [ 6 ] Фред Лердал его когнитивной генеративной теории . описывает тематические отношения как «ассоциативные» и, таким образом, выходящие за рамки анализа [ 7 ] [ нужны разъяснения ]

Первая тема сонаты до мажор Моцарта, К. 309, I. Продолжительность: 0 секунд.

В разных стилях музыки

[ редактировать ]

Музыка, основанная на одной теме, называется монотематической , а музыка, основанная на нескольких темах, — политематической . Большинство фуг монотематичны, а большинство пьес в сонатной форме – многотемны. [ 8 ] В изложении фуги основная тема (обычно называемая предметом ) объявляется последовательно в каждом голосе — иногда в транспонированной форме.

В некоторых композициях объявляется основная тема, а затем может возникнуть вторая мелодия , иногда называемая контртемой или второстепенной темой . Когда один из разделов изложения сонатной части состоит из нескольких тем или другого материала, определяемых функцией и (обычно) их тональностью, а не только мелодическими характеристиками, термин тематическая группа (или предметная группа иногда употребляется ). использовал. [ 9 ] [ 1 ]

Музыка без сюжетов/тем или без узнаваемых, повторяющихся и развивающихся сюжетов/тем называется атематической . Примеры включают додвенадцатитоновые или ранние атональные работы Арнольда Шёнберга , Антона Веберна , Альбана Берга и Алоиса Хабы . Шенберг однажды сказал, что «опьяненный энтузиазмом по поводу освобождения музыки от оков тональности, я думал обрести дальнейшую свободу выражения. Фактически, я… верил, что теперь музыка может отказаться от мотивных особенностей и, тем не менее, оставаться связной и понятной». . [ 10 ] [ нужны разъяснения ] Примеры Шёнберга включают Erwartung . Примеры произведений более поздних композиторов включают «Полифонию X» и «Структуры I» , Пьера Булеза « Сонату для двух фортепиано» Карела Гойвартса и «Punkte» Карлхайнца Штокхаузена . [ 11 ] [ нужны разъяснения ]

Начало Баха фуги № 2 до минор из «Хорошо темперированного клавира» , книга I, BWV 847, с указанием темы, ответа и контрсубъекта. [ 12 ] Продолжительность: 0 секунд.

Контрсубъект

[ редактировать ]

В фуге , когда первый голос завершил тему, а второй голос воспроизводит ответ, первый голос обычно продолжает играть новую тему, которая называется «контрсубъект». Контрпредмет обычно контрастирует с формой субъекта/ответной фразы.

В фуге контрпредметом является «продолжение контрапункта в голосе , начавшемся с подлежащего», возникающее на фоне ответа . [ 13 ] Однако обычно это не считается важной чертой фуги. [ 14 ]

Типичное начало фуги выглядит следующим образом: [ 13 ]

Soprano voice:               Answer        
Alto voice:       Subject    Countersubject

Поскольку контрпредмет может использоваться как над, так и под ответом, контрпредметы обычно обратимы : все идеальные квинты инвертируются в идеальные кварты, что требует разрешения . [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]

Источники

  • Бенвард, Брюс и Мэрилин Надин Сэйкер (2009). Музыка в теории и практике , издание восьмое, т. 2. Бостон: МакГроу-Хилл. ISBN   978-0-07-310188-0 .
  • Драбкин, Уильям (2001). "Тема". Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
  • Дансби, Джонатан (2002). "Тема". Oxford Companion to Music под редакцией Элисон Лэтэм. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-866212-2 .
  • Грондины, Пьер (2000). « Новая музыкальная грамматика: принципы и ранние » эксперименты . Музыкальная сцена 6, вып. 3 (ноябрь).
  • Лердал, Фред (2001). Тональное пространство . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-517829-6 .
  • Мишель, Франсуа (ред.). (1958–1961). Энциклопедия музыки , 3 тома. Париж: Фаскель. (Цитируется по Наттиезу, 1990 г. ).
  • Наттиез, Жан-Жак (1990). Музыка и дискурс: к семиологии музыки , перевод Кэролайн Эббейт [из книги «Общая музыковедение и семиология» , 1987]. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN   0-691-09136-6 (ткань); ISBN   0-691-02714-5 .
  • Рэндел, Дон Майкл (редактор) (1999). Гарвардский краткий словарь музыки и музыкантов . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press. ISBN   0-674-00978-9 .
  • Рети, Рудольф (1951). Тематический процесс в музыке . Лондон: Фабер и Фабер; Нью-Йорк: Перепечатано Macmillan Co., Лондон: Фабер и Фабер, 1961, Вестпорт, Коннектикут: Greenwoid Press, 1978. ISBN   0-8371-9875-5 .
  • Рети, Рудольф (1967). Тематические образцы в сонатах Бетховена под редакцией Дерика Кука . Лондон: Фабер и Фабер; Нью-Йорк: Перепечатано Macmillan Co., Нью-Йорк: Da Capo Press, 1992. ISBN   0-306-79714-3 .
  • Раштон, Джулия (2001). «Предметная группа». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
  • Шенберг, Арнольд (1975). «Моя Эволюция». В стиле и идее: Избранные сочинения Арнольда Шенберга под редакцией Леонарда Штайна , перевод Лео Блэка, 88 лет. Лондон: Фабер и Фабер. ISBN   0-571-09722-7 .
  • Уокер, Пол М. 2001. «Контрпредмет». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лердал, Фред (1992). «Когнитивные ограничения композиционных систем». Обзор современной музыки 6, вып. 2:97–121.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a155dd03f1e8c77ad2486eb3c0c7483__1706018820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/83/3a155dd03f1e8c77ad2486eb3c0c7483.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Subject (music) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)