Тема (музыка)
В музыке тема — это материал, обычно узнаваемая мелодия , на которой часть или вся композиция основана . В формах, отличных от фуги , это может быть известно как тема .
Характеристики
[ редактировать ]Сюжет может восприниматься как законченное музыкальное выражение сам по себе, отдельно от произведения, в котором он находится. [ 2 ] В отличие от идеи или мотива , субъект обычно представляет собой целую фразу или период . [ 3 ] Энциклопедия Фаскель определяет тему (предмет) как «[любой] элемент, мотив или небольшое музыкальное произведение, которое породило некоторые вариации, становится темой». [ 4 ]
Тематические изменения и процессы часто имеют структурное значение, и такие теоретики, как Рудольф Рети, создали анализ с чисто тематической точки зрения. [ 5 ] [ 6 ] Фред Лердал его когнитивной генеративной теории . описывает тематические отношения как «ассоциативные» и, таким образом, выходящие за рамки анализа [ 7 ] [ нужны разъяснения ]
В разных стилях музыки
[ редактировать ]Музыка, основанная на одной теме, называется монотематической , а музыка, основанная на нескольких темах, — политематической . Большинство фуг монотематичны, а большинство пьес в сонатной форме – многотемны. [ 8 ] В изложении фуги основная тема (обычно называемая предметом ) объявляется последовательно в каждом голосе — иногда в транспонированной форме.
В некоторых композициях объявляется основная тема, а затем может возникнуть вторая мелодия , иногда называемая контртемой или второстепенной темой . Когда один из разделов изложения сонатной части состоит из нескольких тем или другого материала, определяемых функцией и (обычно) их тональностью, а не только мелодическими характеристиками, термин тематическая группа (или предметная группа иногда употребляется ). использовал. [ 9 ] [ 1 ]
Музыка без сюжетов/тем или без узнаваемых, повторяющихся и развивающихся сюжетов/тем называется атематической . Примеры включают додвенадцатитоновые или ранние атональные работы Арнольда Шёнберга , Антона Веберна , Альбана Берга и Алоиса Хабы . Шенберг однажды сказал, что «опьяненный энтузиазмом по поводу освобождения музыки от оков тональности, я думал обрести дальнейшую свободу выражения. Фактически, я… верил, что теперь музыка может отказаться от мотивных особенностей и, тем не менее, оставаться связной и понятной». . [ 10 ] [ нужны разъяснения ] Примеры Шёнберга включают Erwartung . Примеры произведений более поздних композиторов включают «Полифонию X» и «Структуры I» , Пьера Булеза « Сонату для двух фортепиано» Карела Гойвартса и «Punkte» Карлхайнца Штокхаузена . [ 11 ] [ нужны разъяснения ]
Контрсубъект
[ редактировать ]В фуге , когда первый голос завершил тему, а второй голос воспроизводит ответ, первый голос обычно продолжает играть новую тему, которая называется «контрсубъект». Контрпредмет обычно контрастирует с формой субъекта/ответной фразы.
В фуге контрпредметом является «продолжение контрапункта в голосе , начавшемся с подлежащего», возникающее на фоне ответа . [ 13 ] Однако обычно это не считается важной чертой фуги. [ 14 ]
Типичное начало фуги выглядит следующим образом: [ 13 ]
Soprano voice: Answer Alto voice: Subject Countersubject
Поскольку контрпредмет может использоваться как над, так и под ответом, контрпредметы обычно обратимы : все идеальные квинты инвертируются в идеальные кварты, что требует разрешения . [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бенвард и Сакер 2009 , 136.
- ^ Драбкин 2001 .
- ^ Дансби 2002 .
- ^ Мишель 1958–1961 .
- ^ Редкий 1951 год .
- ^ Редкий 1967 год .
- ^ Лердал 2001 , 5.
- ^ Рэндел 2002 , 429.
- ^ Раштон 2001 .
- ^ Шенберг 1975 , 88.
- ^ Грондины 2000 .
- ^ Бенвард и Сакер 2009 , 57.
- ^ Перейти обратно: а б Бенвард и Сакер 2009 , 2:50.
- ^ Уокер 2001 .
- ^ Бенвард и Сакер 2009 , 2:51.
Источники
- Бенвард, Брюс и Мэрилин Надин Сэйкер (2009). Музыка в теории и практике , издание восьмое, т. 2. Бостон: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-310188-0 .
- Драбкин, Уильям (2001). "Тема". Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Дансби, Джонатан (2002). "Тема". Oxford Companion to Music под редакцией Элисон Лэтэм. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-866212-2 .
- Грондины, Пьер (2000). « Новая музыкальная грамматика: принципы и ранние » эксперименты . Музыкальная сцена 6, вып. 3 (ноябрь).
- Лердал, Фред (2001). Тональное пространство . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517829-6 .
- Мишель, Франсуа (ред.). (1958–1961). Энциклопедия музыки , 3 тома. Париж: Фаскель. (Цитируется по Наттиезу, 1990 г. ).
- Наттиез, Жан-Жак (1990). Музыка и дискурс: к семиологии музыки , перевод Кэролайн Эббейт [из книги «Общая музыковедение и семиология» , 1987]. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-09136-6 (ткань); ISBN 0-691-02714-5 .
- Рэндел, Дон Майкл (редактор) (1999). Гарвардский краткий словарь музыки и музыкантов . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press. ISBN 0-674-00978-9 .
- Рети, Рудольф (1951). Тематический процесс в музыке . Лондон: Фабер и Фабер; Нью-Йорк: Перепечатано Macmillan Co., Лондон: Фабер и Фабер, 1961, Вестпорт, Коннектикут: Greenwoid Press, 1978. ISBN 0-8371-9875-5 .
- Рети, Рудольф (1967). Тематические образцы в сонатах Бетховена под редакцией Дерика Кука . Лондон: Фабер и Фабер; Нью-Йорк: Перепечатано Macmillan Co., Нью-Йорк: Da Capo Press, 1992. ISBN 0-306-79714-3 .
- Раштон, Джулия (2001). «Предметная группа». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Шенберг, Арнольд (1975). «Моя Эволюция». В стиле и идее: Избранные сочинения Арнольда Шенберга под редакцией Леонарда Штайна , перевод Лео Блэка, 88 лет. Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-09722-7 .
- Уокер, Пол М. 2001. «Контрпредмет». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лердал, Фред (1992). «Когнитивные ограничения композиционных систем». Обзор современной музыки 6, вып. 2:97–121.