Jump to content

Кролики и зайцы в искусстве.

Заяц в лесу Ганса Гофмана (ок. 1585 г.)
Овощной натюрморт с кроликами («Натюрморт с кроликами») Иоганна Георга Зейтца (ок. 1870 г.)

Кролики и зайцы ( Leporidae ) — распространенные мотивы в изобразительном искусстве , имеющие различные мифологические и художественные значения в разных культурах. Кролик, как и заяц, ассоциировался с лунными божествами и может означать возрождение или воскресение. [1] Они также могут быть символами плодородия или чувственности и появляются в изображениях охоты и весенних сцен в « Подвигах месяцев» .

Кролик в подарок при ухаживании, внешняя деталь краснофигурного киликса (Афины, ок. 480 г. до н. э.)

В иудаизме кролик считается нечистым животным, поскольку «хоть и жует жвачку , но не имеет разделенного копыта ». [2] [примечание 1] Это привело к уничижительным высказываниям в христианском искусстве Средневековья и к неоднозначной трактовке символики кролика . Слово « шафан » на иврите имеет символическое значение. кролики были некошерным животным Хотя в Библии , иногда отмечались положительные символические коннотации, как, например, в отношении львов и орлов. Немецкий ученый XVI века раввин Йосеф Хаим Йерушалми считал кроликов символом диаспоры . В любом случае, мотив трех зайцев был заметной частью многих синагог . [1] [3]

Классическая античность

[ редактировать ]

В классической античности заяц, поскольку он ценился как охотничья добыча, рассматривался как воплощение охотничьего существа, которое могло выжить только благодаря плодовитому размножению. Геродот , [4] Аристотель , Плиний и Клавдий Элиан описывали кролика как одного из самых плодовитых животных. Таким образом, он стал символом жизненной силы, сексуального желания и плодородия. Заяц служил атрибутом Афродиты и подарком между влюбленными. В поздней античности его использовали как символ удачи и в связи с древними погребальными традициями.

Христианское искусство

[ редактировать ]
Венера, Марс и Амур Пьеро ди Козимо , Амур, лежащий на Венере, цепляется за белого кролика.

В раннехристианском искусстве зайцы появлялись на рельефах , эпитафиях , иконах и масляных лампах, хотя их значение не всегда ясно.

В «Физиологусе» , ресурсе для средневековых художников, утверждается, что в случае опасности кролик ищет безопасности, взбираясь высоко на скалистые утесы, но когда он бежит обратно вниз, из-за его коротких передних ног его быстро ловят хищники. [5] Так и человеки, по учению святителя Василия , должны искать своего спасения в скале Христовой, а не нисходить в поисках мирского и впадать в руки диавола . Негативный взгляд на кролика как на нечистое животное, восходящий к Ветхому Завету , всегда сохранялся у средневековых художников и их покровителей. Таким образом, кролик может иметь отрицательный оттенок необузданной сексуальности и похоти или положительный смысл как символ крутого пути к спасению. Поэтому вопрос о том, представляет ли изображение зайца в средневековом искусстве человека, падающего на смерть, или стремящегося к своему вечному спасению, остается открытым для интерпретации, в зависимости от контекста.

Три зайца в Падерборнском соборе

Хазенфенстер ( заячьи окна) в Падерборнском соборе и в монастыре Муотаталь в Швейцарии, на которых изображены три зайца с тремя ушами между ними, образующими треугольник, можно рассматривать как символ Троицы и , вероятно, восходят к старый символ течения времени. Хотя у них шесть ушей, трех зайцев, изображенных на Альбрехта Дюрера « гравюре Святое семейство с тремя зайцами » (1497 г.), также можно рассматривать как символ Троицы. [ нужна ссылка ]

Представление о кроликах как о символе жизненной силы, возрождения и воскресения происходит из древности. Этим объясняется их роль в связи с Пасхой , воскресением Христа . Таким образом, необычное в христианской иконографии изображение Мадонны с Младенцем Христом , играющей с белым кроликом в может Тициана, «Мадонне с кроликом» быть истолковано христологически. Вместе с корзиной с хлебом и вином, символом жертвенной смерти Христа, картину можно интерпретировать как воскресение Христа после смерти.

Феномен суперфетации эмбрионы из разных менструальных циклов присутствуют , когда в матке , приводит к тому, что зайцы и кролики могут рожать, по-видимому, не будучи оплодотворенными, что привело к тому, что их стали рассматривать как символы девственности. [6] Кролики тоже живут под землей, что является отголоском гробницы Христа.

Тициан , Мадонна с кроликом , Париж, Лувр, ок. 15:30

Как символ плодородия, белые кролики появляются на крыле главного алтаря Фрайбургского собора . Они играют у ног двух беременных женщин, Марии и Элизабет . Мартина Шонгауэра На гравюре «Иисус после искушения» (1470 г.) изображены девять (трижды три) кроликов у ног Иисуса Христа, что можно рассматривать как признак чрезвычайной жизненной силы. Напротив, крошечные раздавленные кролики у основания колонн в « ван Эйка Яна Мадонне Ролин» символизируют «Похоть», как часть набора отсылок на картине ко всем семи смертным грехам . [7]

Святой Иероним, читающий в деревне , Джованни Беллини , с белым зайцем, 1505 г.

Сцены охоты в сакральном контексте можно понимать как стремление к добру через зло. В романской скульптуре (ок. 1135) в императорском соборе Кенигслютер заяц, преследуемый охотником, символизирует человеческую душу, стремящуюся избежать преследований дьявола. Другая картина, «Зайцы ловят охотников» , показывает торжество добра над злом. Альтернативно, когда орел преследует зайца, орла можно рассматривать как символ Христа и зайца, нечистоты и ужаса зла перед лицом света.

В христианской иконографии заяц является атрибутом святого Мартина Турского и святого Альберто ди Сиены, поскольку легенда гласит, что оба они защищали зайцев от преследований собак и охотников. Они также являются атрибутом покровителя испанских охотников Олегариуса Барселонского. Белые зайцы и кролики иногда были символами целомудрия и чистоты. [8]

В светском искусстве

[ редактировать ]
Охотничий натюрморт с болонкой и обезьяной. Автор Ян Веникс, 1714 г.
Заячья фляга немецкого стекольного завода, 18 век, Национальный музей в Варшаве.

В нерелигиозном искусстве современной эпохи кролик выступает в том же контексте, что и в античности: как добыча охотника, либо олицетворяющий весну или осень, а также как атрибут Венеры и символ физической любви. В циклах Подвигов Месяцев кролики часто появляются в весенние месяцы. На Франческо дель Коссы апрельской картине в Палаццо Скифанойя в Ферраре , Италия, дети Венеры , окруженные стаей белых кроликов, символизируют любовь и плодородие.

В искусстве итальянского Возрождения и барокко кролики изображаются чаще, чем зайцы. В аллегории о похоти Пизанелло обнаженная женщина лежит на диване, а у ее ног кролик. Пинтуриккьо Сцена «Сюзанна в бане» выставлена ​​в ватиканских апартаментах Борджиа . Здесь каждого из двух стариков сопровождает пара зайцев или кроликов, что явно указывает на распутную похоть. На картине Пьеро ди Козимо «Венера и Марс » купидон, отдыхающий на Венере, цепляется за белого кролика по тем же причинам.

Натюрморты голландской живописи Золотого века и их фламандские эквиваленты часто включали в себя элемент морализаторства, который был понятен первоначальным зрителям без посторонней помощи: рыба и мясо могут отсылать к религиозным диетическим предписаниям, рыба указывает на пост, в то время как большие груды мяса указывают на voluptas carnis (жажду сладострастия). плоть), особенно если изображены еще и влюбленные. Кролики и птицы, возможно, в компании моркови и других фаллических символов , легко воспринимались современными зрителями в том же смысле.

Мелкие животные с мехом, зайцы и кролики позволили художнику продемонстрировать свои способности в живописи этого непростого материала. Мертвые зайцы появляются в работах самого раннего художника, изображавшего натюрморты с продуктами питания в кухонной обстановке, Франса Снейдерса , и остаются обычным явлением, очень часто распростертыми, подвешенными за заднюю ногу, в работах Яна Фита , Адриана ван Утрехта. и многие другие специалисты в этом жанре. К концу 17 века появился более грандиозный поджанр охотничьих трофейных натюрмортов, действие которых теперь происходит на открытом воздухе, как будто у задней двери дворца или охотничьего домика. Зайцы (но реже кролики) продолжали фигурировать в работах голландских и фламандских зачинателей жанра, а позже и французских художников, таких как Жан-Батист Удри . [9]

Со времен Средневековья и до наших дней право на охоту было энергично защищаемой привилегией правящих классов. Охотничьи натюрморты , часто в сочетании с охотничьим снаряжением, украшают помещения дворцов в стиле барокко, указывая на ранг и престиж их владельцев. На картине Яна Веникса изображен натюрморт, напоминающий ящик с трофеями, с птицами и мелкой дичью, прекрасными фруктами, домашней собакой и домашней обезьянкой, расположенный перед классической садовой скульптурой с фигурой Геркулеса и роскошным дворцом на заднем плане. . Ярко показано богатство и роскошный образ жизни покровителя или владельца.

Детские сказки английской писательницы Беатрикс Поттер , проиллюстрированные ею самой, включают несколько названий, в которых рассказывается о кролике Питере с плохим поведением и других персонажах-кроликах, в том числе ее первая и самая успешная книга «Сказка о кролике Питере» (1902), за которой следует «Сказка о Бенджамине» . Банни (1904 г.) и «Сказка о кроликах-флопси» (1909 г.). Антропоморфные одетые кролики Поттера, вероятно, являются самыми известными художественными кроликами в англоязычном мире, на них, несомненно, повлияли иллюстрации Джона Тенниела Белого Кролика из Льюиса Кэрролла книги «Приключения Алисы в стране чудес» .

Йозеф Бойс , всегда находящий место кролику в своих работах, видит в нем символ воскресения. В контексте своей акции « Как объяснить картинки мертвому зайцу » он заявил, что кролик «...имеет прямое отношение к рождению... Для меня кролик является символом воплощения. Потому что кролик показывает в действительности то, что человек может показать только в своих мыслях, Он зарывается, он зарывается в депрессию, Он воплощается в земле, и это одно важно».

Маскарад (книга) (1979), написанная и проиллюстрированная художником Китом Уильямсом , якобы является детской книгой, но содержит подробные подсказки о местонахождении золотого зайца, украшенного драгоценностями, также сделанного Уильямсом, которого он похоронил на этом месте в Англии. к чему привели подсказки в книге. Заяц был найден только в 1982 году, при обстоятельствах, которые позже оказались сомнительными.

Валлийский скульптор Барри Фланаган (1944–2009) был наиболее известен своими энергичными бронзовыми зайцами, которые он создавал на протяжении всей своей карьеры. Во многих есть комический элемент, а длина и худоба тела зайца часто преувеличены.

Дюрера Молодой заяц

[ редактировать ]

Молодой заяц , Альбрехт Дюрер (1502)
Вольпертингер (2005), в стиле Альбрехта Дюрера

Вероятно, одним из самых известных изображений животного в истории европейского искусства является картина Молодой заяц» « Альбрехта Дюрера , завершенная в 1502 году и ныне хранящаяся в Альбертине в Вене. Дюрера Акварель рассматривается в контексте других его работ о природе, таких как его почти столь же знаменитый «Луг» или « Птичьи крылья» . Он решил нарисовать их акварелью или гуашью , стремясь к максимально возможной точности и «реалистическому» изображению.

Заяц, изображенный Дюрером, вероятно, не имеет символического значения, но у него исключительная история восприятия. Дюрера Репродукции «Зайца» часто были постоянным компонентом буржуазных гостиных в Германии. Изображение было напечатано в учебниках; опубликовано в бесчисленных репродукциях; тиснение в меди, дереве или камне; представлен трехмерно в пластике или гипсе; заключен в оргстекло ; роспись на страусиных яйцах; печать на полиэтиленовых пакетах; сюрреалистически искаженный в «Hasengiraffe» («Заяц-жираф») Мартина Миссфельдта; [10] воспроизведено в шутку художниками Fluxus ; [11] и отлит из золота; или продаются дешево в галереях и на арт-ярмарках

С начала 2000 года Оттмар Хёрль создал несколько работ по мотивам «Зайца» Дюрера, в том числе гигантскую розовую версию. [12] Зигмар Польке также работал с зайцем на бумаге, текстиле или в рамках своих инсталляций. [13] и даже в виде резинки. [14] Дитера Рота ( «Коттелькарникель» «Какашковый кролик») — это копия « Зайца » Дюрера , сделанная из кроличьего помета. [15] а Клаус Стак поместил одну из них в маленькую деревянную коробочку с вырезанным отверстием, чтобы она могла смотреть наружу и дышать. Дюрера Заяц даже вдохновил на создание изображения мифологического Вольпертингера .

Изображения Мэри Тофт, рожающей кроликов

[ редактировать ]

Уильям Хогарт изобразил Мэри Тофт, рожающую кроликов в 1726 году, в гравюрах «Куникулярии» или «Мудрецы Годлимана на консультации» (1726) и «Доверчивость, суеверие и фанатизм» (1762) . [16] [17] [18] Мэри Тофт была женщиной, которая в то время убедила многих медицинских работников и общественность в том, что она рожает кроликов, хотя на самом деле это было обманом. [19] Вдохновленная работами Уильяма Хогарта, художница Амелия Бивальд воскресила историю Мэри Тофт в галерее «Загадочная история Мэри Тофт» в 2020 году. [20] [21] [22]


См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ На иврите скальный даман называется שפן סלע ( шафан села ), что означает камень «шафан» , где значение шафана неясно, но в разговорной речи оно используется как синоним кролика в современном иврите. [23]
  1. ^ Перейти обратно: а б Виндлинг, Терри (2005). «Символика кроликов и зайцев» . Студия Эндикотт . Архивировано из оригинала 3 мая 2012 года. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  2. ^ Левит 11:6, ср. Второзаконие 14:7
  3. ^ Вонненберг, Феличе Наоми. «Как кролики попадают в синагогу? Из Китая через Ближний Восток и Германию в Галицию: по следам СИМВОЛА ВРАЩАЮЩИХСЯ КРОЛИКОВ» . googlepages.com. Архивировано из оригинала 8 сентября 2010 года . Проверено 13 августа 2011 г.
  4. ^ Геродот, Истории 3.108.
  5. ^ Физиолог . Эд. Урсула Треу. 3-е издание. Ханау, 1998. стр. 103–104 (немецкий).
  6. ^ Лампкин, Сьюзен; Джон Зайденстикер (2011). Кролики: Руководство по ответам для животных . Джу Пресс. ISBN   0-8018-9789-0 . стр. 122.
  7. ^ Харбисон, Крейг. Ян ван Эйк, «Игра реализма» , с. 114, Reaktion Books, Лондон, 1991, ISBN   0-948462-18-3
  8. ^ «символика-кроликов-зайцев» . Bunniesinbaskets.org . Проверено 1 сентября 2014 г.
  9. ^ Талбот, Уильям С., «Жан-Батист Удри: Заяц и баранья нога», стр. 150, Бюллетень Художественного музея Кливленда , Том. 57, № 5 (май 1970 г.), стр. 149-158. , Кливлендский художественный музей, JSTOR
  10. ^ «Заяц по мотивам Альбрехта Дюрера» . www.martin-missfeldt.de .
  11. ^ «Как объяснить искусство мертвому зайцу) Кампания Fluxus » (на немецком языке) . Проверено 23 апреля 2012 г.
  12. ^ Смит, Дебби (26 марта 2015 г.). «Розовый кролик!» . Путешествуйте с намерением . Проверено 8 марта 2018 г.
  13. ^ "Иллюстрация, Гуашь по узорной ткани" .
  14. ^ Батлер, Шэрон (5 июня 2012 г.). «Подробнее о Принсе, Польке и резинках» . Два слоя краски . Проверено 8 марта 2018 г.
  15. ^ «Мультимедиа: Художник Рот» . leben.freenet.de .
  16. ^ Любопытный случай Мэри Тофт . Отдел специальных коллекций библиотеки Университета Глазго. (2009). https://www.gla.ac.uk/myglasgow/library/files/special/exhibins/month/aug2009.html
  17. ^ Крисмански, Б. (1998). Мы видим призрак: сатира Хогарта на методистов и... Art Bulletin , 80 (2), 292.
  18. ^ «принт; сатирический принт | Британский музей» . www.britishmuseum.org . Проверено 29 ноября 2023 г.
  19. ^ Мэри Тофт из Голдимана, Англия, и ее необыкновенное рождение семнадцати кроликов в 1726 году (1980). Педиатрия , 66 (4), 539.
  20. ^ «Амелия Бивальд» . Журнал Мааке . Проверено 29 ноября 2023 г.
  21. ^ Розалюкс (17 ноября 2022 г.). «ХУДОЖНИК 2 ХУДОЖНИК с Амелией Бивальд» . Галерея Розалюкс . Проверено 29 ноября 2023 г.
  22. ^ «Загадочная история Мэри Тофт |» . www.ameliabiewald.com . Проверено 7 декабря 2023 г.
  23. ^ Слифкин, Носсон (1 марта 2004 г.). Шафан – Даман (PDF) . Саутфилд, Мичиган ; Нануэт, Нью-Йорк : Зоопарк Торы совместно с Таргумом/Фельдхеймом. Распространяется Feldheim. стр. 100-1 99–135. ISBN  978-1-56871-312-0 . Проверено 25 апреля 2012 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )

Литература

[ редактировать ]
  • Ги де Терварен: Атрибуты и символы в светском искусстве. Женева, 1997. стр. 287–288. ISBN   978-2-600-00507-4
  • Лексикон христианской иконографии . Основатель Энгельберт Киршбаум. Эд. Вольфганг Браунфельс. Гердер Верлаг, Фрайбург-им-Брайсгау, 1968–1976 гг. ISBN   978-3-451-22568-0
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 44760d3071d6e3fae647866a69ba73e0__1722949740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/e0/44760d3071d6e3fae647866a69ba73e0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rabbits and hares in art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)