Jump to content

Скрипка

(Перенаправлено с Гуслы )
Скрипка
Типичный гусль
Струнный инструмент
Классификация Струнный смычковый инструмент
Классификация Хорнбостеля – Сакса 321.321-71
(Чаша-лира звучит под смычок)
Связанные инструменты

Гусле лютне ( сербский : гусле ) или лахута ( албанский : lahutë ; родственный английской ( ) — смычковый однострунный музыкальный инструмент (и музыкальный стиль), традиционно используемый в Динаридов регионе Юго-Восточной Европы на Балканах ). Инструмент всегда сопровождается пением; музыкальный фольклор, в частности эпическая поэзия . Гуслер держит инструмент вертикально между коленями, держась пальцами левой руки за струну. Струна никогда не прижимается к грифу, что дает гармоничный и неповторимый звук.

Пение под аккомпанемент гусля как часть Сербии нематериального культурного наследия было внесено в 2018 году в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО Репрезентативный .

Источник

[ редактировать ]

Единого мнения о происхождении инструмента нет. [ 1 ] Византийский греческий историк VII века Теофилакт Симокатта ( около 630 г. ) писал о «маленьких лирах », привезенных южными славянами , заселившими Балканы ; некоторые исследователи полагают, что это мог быть гусль. [ 1 ] Другие, например Ф. Сакс, полагают, что гусле имеет восточное происхождение, занесенное в Европу в X веке исламской культурной волной. [ 1 ] Арабские путешественники сообщают сведения о том, что славяне использовали гусле еще в X веке. [ 2 ] Теодосий Хиландарий (1246–1328) писал, что Стефан Неманич (годы правления 1196–1228) часто развлекал сербскую знать музыкантами с барабанами и «гусле». [ 3 ] Достоверные письменные сведения о гусле появляются лишь в XV веке. [ 1 ] В путевых мемуарах XVI века этот инструмент упоминается в Боснии и Сербии . [ 1 ] В 19 и 20 веках инструмент упоминается в Черногории, Сербии, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Албании, где его называют Лахута. [ 1 ]

Строительство и использование

[ редактировать ]
Мастерская современного изготовления гуслей, Бескиды , 2016 г.

Гусле состоит из деревянного звукового ящика , лучшим материалом которого считается клен (поэтому часто инструмент называют «гусле жаворове» — кленовое гусле), покрытого шкурой животного, и грифа с замысловато вырезанной головкой. Смычок . натягивается на тетиву (из хвоща), создавая драматический и резкий звук, выразительный и трудный для освоения Нить сделана из тридцати конских волос.

Инструмент держат вертикально между коленями игрока, пальцами левой руки на шее. [ 4 ] Струны никогда не прижимаются к грифу, что дает гармоничный и неповторимый звук. [ 4 ] Самая распространенная и традиционная версия — однострунная, а гораздо менее распространенная версия — двухструнная, встречающаяся в Босанской Краине и Лике .

Разновидности гуслярской музыки основаны на культурной основе; Содержание рассказов каждого этноса различно, так как для сопровождения инструмента используются разные эпические поэмы. имеются незначительные различия в характеристиках вокала В регионах Юго-Восточной Европы . Конструкция инструмента идентична; только дизайн шеи и головы варьируется в зависимости от этнического или национального мотива.

Гусле инструментально сопровождает героические песни ( эпическую поэзию) на Балканах. [ 4 ]

Пение под аккомпанемент гусля
Филип Вишнич (1767–1834), слепой сербский скрипач.
Страна Сербия
Домены Исполнительское искусство (музыка)
Ссылка 1377
Область ЭНЛ
История надписи
Надпись 2018 г. (13-я сессия)
Список Представитель
Житель Герцеговины поет на гусле (рисунок 1823 г.). Герцеговинские эпические поэмы часто исполнялись под аккомпанемент этого традиционного смычкового струнного инструмента.

Сербский гусле — однострунный инструмент, обычно изготавливаемый из кленового дерева. Гусляр — личность , способная воспроизводить и сочинять стихотворения о героях и исторических событиях под аккомпанемент этого инструмента, обычно в десятисложном размере . Есть записи об инструменте под названием гусле (гусли), на котором играли при дворе сербского короля XIII века Стефана Неманича , но неясно, использовался ли этот термин в его современном значении или он обозначал какой-то другой вид струны. инструмент. Польские поэты 17 века упоминали гусле в своих произведениях. В стихотворении, опубликованном в 1612 году, Каспер Мясковский писал, что «сербские гусли и гайды сокрушат Масленичный вторник » ( Serbskie skrzypki i dudy ostatek zagluszą ). [ 5 ] В идиллии под названием «Спевацы» , опубликованной в 1663 году, Юзеф Бартломей Зиморович использовал фразу «петь под сербский гусле » . [ 5 ] [ 6 ] В некоторых старых сербских книгах по литературе говорилось, что сербский гусляр выступал при дворе Владислава II Ягелло в 1415 году. [ 5 ] Самый ранний известный сербский гусляр упоминается в 1551 году венгерским историком Себастьяном Тиноди, который сказал: «Здесь, в Венгрии, много игроков на гуслях, но никто не владеет сербским стилем лучше, чем Дмитрий Караман». Кроме того, Себастьян описывает спектакль, поясняя, что гусляр держит гусль между колен и с грустным и преданным выражением лица начинает высокоэмоциональное артистическое представление. [ 7 ]

Гусле из - сыграло значительную роль в истории сербской эпической поэзии за его связи с многовековым патриотическим устным наследием. Большинство эпосов посвящено эпохе османской оккупации и борьбе за освобождение от нее. Усилиями этнографа Вука Стефановича Караджича многие из этих эпосов были собраны и опубликованы в книгах в первой половине XIX века. Сербская народная поэзия была встречена чудесно, поскольку она появилась в Европе в период романтизма расцвета . Эта поэзия, появившаяся в антологических сборниках Караджича, оправдала «ожидания» искушенной европейской публики, став живым подтверждением представлений Гердера и Гримма об устной традиции. Якоб Гримм начал учить сербский язык, чтобы читать стихи в оригинале. Он писал подробные анализы каждого нового тома сербских народных песен. Он причислил их к «Песне Песней», как и несколько позже Гете. Благодаря Гримму, а также инициативам образованных и мудрых [ по мнению кого? ] Словенец Ерней Копитар (цензор славянских книг, советник и защитник Караджича), сербская народная литература нашла свое место в мировой литературе. [ 8 ]

Пение под аккомпанемент гусля как часть традиции Сербии было внесено в 2018 году в нематериального культурного наследия ЮНЕСКО Списки . [ 9 ]

Боснийский

[ редактировать ]
Боснийец, играющий на гусле, картина Ивана Кобилчи , ок. 1900.

Действующих боснийских гусляров сегодня мало, но примеров в истории было много. Гуслари всегда были гостями во дворах боснийских бегов , и именно с Гусле они исполняли боснийские героические песни о выдающихся деятелях или событиях. В этих песнях были Джержелез Алия , Муйо Хрница , Мустай-бей Лики. [ 10 ] Битва при Баня-Луке или битва при Очакове .

Авдо Меджедович , этнический боснийец албанского происхождения, [ 11 ] был самым разносторонним и искусным гусляром, с которым столкнулись Милман Парри и Альберт Лорд во время своих исследований устной эпической традиции Боснии , Герцеговины и Черногории в 1930-х годах. [ 12 ] По просьбе Парри Авдо спел песни, которые он уже знал, и некоторые песни, которые он слышал перед Парри, убеждая его, что кто-то вроде Гомера может сочинить такое длинное стихотворение. Авдо в течение пяти дней продиктовал версию известной темы « Свадьба Мехо Смайлагича» длиной 12 323 строки, сказав на пятый день Николе (помощнику Парри в путешествии), что он знает еще более длинные песни. В другой раз он за несколько дней спел эпос из 13 331 строки. Он сказал, что в его репертуаре есть еще несколько песен такой же продолжительности. Во время первого турне Пэрри было расшифровано более 80 000 строк. [ 13 ]

Черногория

[ редактировать ]
Гусле в Этнографическом музее Черногории в Цетинье .
Гусле с вырезом в верхней части в виде козла.

Гусле — национальный инструмент Черногории, лежащий в основе национальной музыки, фольклора и традиций. [ нужна ссылка ] При резьбе инструмента особое внимание уделяется головке, поэтому на черногорском гусле можно встретить большое количество резных фигур; чаще всего это двуглавый орел, как в государственной геральдике, форма горы Ловчен или персонажи из черногорской истории, такие как Петр II Петрович Негош .

Среди самых известных черногорских современных гуслярских поэтов - Джорджие Копривица, который начал играть на гусле в пять лет. Он играл по всему миру, включая Канаду, США, Австралию и Европу.

Албания и Косово

[ редактировать ]
Албанцы-геги играют на лахуте и поют эпические песни.

Лахута используется албанцами-гегами на севере Албании ( Малезия) . [ 14 ] ) и Косово - за исполнение эпических песен или албанских песен воинов-пограничников . Этот инструмент был очень распространен в Косово и Албании, особенно в горных регионах, таких как Мальсия. В албанских типах голова лютни часто вырезается по образцу головы козла или ястреба, последний представляет собой албанский флаг.

Его играет лахутар , рапсод. Албанские песни восьмисложные , по отношению к десятисложным сербским, и более примитивный тип рифмы является регулярным. [ нужна ссылка ]

Использование лахуты традиционно освоено в Хайленде и районе Малеси-э-Мадхе . Гьердж Фишта , албанский национальный поэт и священник, написал книгу «Лахута и Малцис» , в которой часто играют на лахуте. Знаменитая албанская песня о Гьердже Элезе Алиа , албанском мифологическом герое, убивающем зверя, поднимающегося из моря, также исполняется на лахуте.

Хорватия

[ редактировать ]
Скрипка из Далмации.

Гусле использовалось хорватами в Герцеговине , Далмации , Лике , а также в Боснии и Западной Боснии в качестве сопровождения эпической поэзии на протяжении сотен лет. Часто их строили сами певцы и музыканты, пастухи или даже специализированные строители гуслей из городских районов. Большинство текстов сосредоточено вокруг исторических личностей, сыгравших важную роль в истории Хорватии (часто народных героев, погибших трагической смертью, таких как гайдуки ) или значительных исторических событий (в основном битв против захватчиков или оккупационных держав).

Пожалуй, самым известным хорватским гуслярским поэтом был Андрия Качич Миошич , монах 18-го века, который создал и собрал множество текстов и песен гуслей во всех регионах, которые поются до сих пор. Самый известный современный гусляр Хорватии — Миля Краина . [ нужна ссылка ]

Хотя гусле не являются частью основной популярной музыки, этот инструмент был включен в песни некоторых музыкантов, таких как Марко Перкович Томпсон , Мате Булич и Дарио Плевник . Записи Гусле можно услышать на ряде компакт-дисков, изданных хорватскими этнологами, которые в большинстве случаев распространяются на местном уровне самими артистами.

Этимология

[ редактировать ]

Старославянская корневая морфема gϫdsli (русское gúsli , словацкое husle , чешское housle , словенское gósli ) связана с гудити/гости, или гудало/годало, относящимся к звукоподражанию для низкого резонирующего звука; ср. gu(n)delj / гу(н)дељ = майский жук , издающий такой звук при полете.

Точное происхождение наименований родственных понятий гусле, гадулька, гудок и гудало, последнее как название лука гусла, могло бы также осветить более точное назначение в истории гусле после Вальтера Вюнша.

В языке южных славян, кроме множественного числа женского рода tantum "гусле" преобладавшего в качестве лексемы , еще древнее "гусли" , встречающееся в районе средней Дрины до Ариле и по всей Черногории. Фонемы /e/ и /i/ используются в том же языке, что и один и тот же говорящий, или они могут использоваться в текстах песен или повседневной речи.

Форма единственного числа «гусла» встречается только в Восточной Сербии, к западу от Тимока , вокруг Ниша , Иваницы , а также в районе Златибора. На Корчуле используется только «гусла».

Термин «гусле» Альберто Фортисом был введен в европейскую литературу. «Гусле» используется в боснийском, хорватском и сербском языках, однако это тантум женского рода во множественном числе (сербско-хорватское гусла или гусле , албанское лахута или лахуте ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Бьеладинович-Ергич 2001 , с. 489.
  2. ^ Светозар Колевич (1980). Эпос в процессе создания . Кларендон Пресс. п. 11. ISBN  978-0-19-815759-5 .
  3. ^ Влахович 2004 , с. 340.
  4. ^ Jump up to: а б с Линг 1997 , с. 87.
  5. ^ Jump up to: а б с Крешимир Георгиевич (2003). Сербско-хорватская народная песня в польской литературе (на сербском языке). Проект Растко .
  6. ^ Юзеф Бартломей Зиморович (1857). «Певцы» (на польском языке). Казимеж Юзеф Туровский, изд. Идиллии Юзефа Бартломея и Сызмона Зиморовича . Интернет -архив . стр.39
  7. ^ Еще Мундаль (2008). Формы устного искусства и их переход в письменность .
  8. ^ Нада Милошевич-Дорджевич, «История сербской культуры», Porthill Publishers, Edgware, Middiesex, 1995.
  9. ^ «Пение под аккомпанемент гусля» . ЮНЕСКО .
  10. ^ «Множество смертей Мустажа Бека из Лики – журнал Classics@» . Проверено 23 октября 2022 г.
  11. ^ Плева, Ресич, Барбара Т, Санимир (2002). Балканы в фокусе Культурные границы в Европе . Мичиганский университет: Nordic Academic Press. п. 72. ИСБН  9789189116382 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  12. ^ «4. Авдо Меджедович, Гусляр» . Центр эллинистических исследований . Проверено 23 октября 2022 г.
  13. ^ ФИЛЬМ AVDO MEDJEDOVIC BALKAN HOMER (на шведском языке), 15 мая 2012 г. , получено 23 октября 2022 г.
  14. ↑ « Песни пограничных воинов» Роберта Элси, Дженис Мэти-Хек , с. 371

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Стоисавлевич, М (2013). «Гусле — звучание сербской эпической поэзии: исследование современной практики исполнения гуслей и изготовления гуслей в Сербии и общине сербско-австралийской диаспоры» . Доктор философии (PHD), педагогика, Университет RMIT . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 г. Проверено 15 апреля 2016 г.
  • Милошевич-Дорджевич, Нада, История сербской культуры . Издательство Porthill, Edgware, Миддисекс, 1995.
  • Кос, Коралька, Das Volksinstrument «скрипка» в der bildenden Kunst des 19. Jahrhundert. Zum Wandel eines ikonographischen Motivs, Music, Ideas и Society. Очерки в честь Ивана Супичича / Очерки в честь Ивана Супичича, редактор. С. Туксар, HMD, Загреб, 1993, 113–124.
  • Кос, Коралька, Представления гусле в изобразительном искусстве девятнадцатого века, Информационный бюллетень RidIM/RCMI XX/2 (Нью-Йорк, 1995) 13–18.
  • Милн Холтон и Васа Д. Михайлович. Сербская поэзия от истоков до наших дней. Нью-Хейвен : Йельский центр международных и региональных исследований, 1988.
  • Беатрис Л. Стивенсон, Певец-гусле и его песни . (с «Героическими балладами о Сербии»), американский антрополог, 1915 г., том 17: 58–68.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 465fbbf78c2947cb4f442fcb825bbfe1__1725436320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/e1/465fbbf78c2947cb4f442fcb825bbfe1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gusle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)