Жак Мартен (пацифист)
Жак Мартен (1906–2001) — французский пацифист , один из первых отказников от военной службы во Франции и протестантский пастор . Его приверженность французскому Сопротивлению и защите преследуемых евреев принесла ему признание Яд Вашема « Праведником народов мира ». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он умер в Ди 23 июля 2001 года. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Юность и годы становления
[ редактировать ]Жак Мартен родился 24 июня 1906 года в Сент-Коломбе, Рона, где преподавал его отец. Его дед был методистским священником. С 1923 по 1927 год учился на протестантском богословском факультете в Париже . [ 4 ] Там он подружился с Андре Трокме , который был на несколько лет старше его. Он также познакомился с другим студентом, Анри Розером , чьи воинствующие пацифистские и интернационалистические идеи потрясли французское протестантское общество того времени. Затем Жак Мартен сам стал пацифистом и хотел лично внести свой вклад в международное примирение, начиная с Франции и Германии. [ 3 ] Он путешествовал по Германии летом 1925 года. Как член французского отделения Всемирной студенческой христианской федерации (WSCF, которую случайно называют «Феде»), он принял участие в немецком собрании WSCF в 1926 году. В том же году он взял на себя ответственность за редактирование «Cahiers de la Reconciliation» (в то время простого информационного бюллетеня, который с ноября 1927 года перенял и развивал Анри Розер). [ 1 ] В 1927 году он принял участие в «молодежном лагере международного примирения» в Вомаркусе , Швейцария, проучился один семестр в Берлине в 1929 году, где вступил в контакт с немецким пацифистом Фридрихом Зигмундом-Шульце . В 1930 году он приветствовал Ганди в Париже. С 1930 по 1932 год он был секретарем WSCF. [ 3 ]
Сознательный отказник
[ редактировать ]Несмотря на свои пацифистские убеждения, Жак Мартен в 1927-1928 годах проходил военную службу - из заботы об отце, только что потрясенном потерей двух сыновей. [ 3 ] Однако в декабре 1930 года он вернул военные документы, указав, что как христианин не может носить оружие. В 1932 году он отказался принять участие в тренировке военного резерва , в результате чего 11 октября 1932 года его арестовали, судили и приговорили к 12 месяцам тюремного заключения. 23 января 1934 года Жак Мартен женился на Жаклин Эли в Алесе . [ 1 ] Летом 1934 года молодая пара ждала первенца, когда пришло новое письмо о вызове на новую повторную военную подготовку, от посещения которой он снова отказался. Его арестовывают посреди летнего лагеря «Феде» и приговаривают к еще 18 месяцам тюремного заключения в феврале 1935 года. Он был освобожден в январе 1936 года и снова ненадолго заключен в тюрьму в 1937, 1938 и 1939 годах. Его единственные товарищи по этому делу суровый путь возражений совести прошел на этом этапе студент-протестант-теолог Филипп Вернье. [ 3 ] и протестантская учительница начальной школы Камилла Ромбо. [ 5 ] Его слабое здоровье обеспечило ему окончательное освобождение от военной службы перед началом Второй мировой войны.
Жак Мартен превращал каждое свое судебное разбирательство в платформу для рекламы протеста против совести. Его защитником был адвокат и член парламента от социалистов Андре Филип , который обратился к ведущим интеллектуалам, таким как Жан Геэнно и Марк Саннье , а также к представителям Французской лиги прав человека . Еще в 1928 году Мартин временно отказался от своей карьеры в церковном служении из-за стойкого противодействия институционального протестантизма его пацифистским и антимилитаристским позициям. В 1938 году, все еще не имея возможности стать пастором, он принял должность директора по административным и кадровым вопросам на фабрике по производству шелковых чулок в Ганге, Эро .
Военные годы
[ редактировать ]Праведный Среди народов |
---|
![]() |
По стране |
После принятия первого антиеврейского закона Виши правительством Маршалла Петена 3 октября 1940 года Жак Мартен решил совместно с пастором Ганга Эли Гунелем созвать региональное собрание всех протестантских пасторов в этом районе, чтобы помолиться. и подумать о новой ситуации, включая очевидную поддержку, очевидно оказанную правительству Виши со стороны церковных властей, в том числе, на том раннем этапе, со стороны президента Протестантской федерации Франции пастора Марка Бённера . По словам самого Жака Мартена, этот день был «посвящен проблеме антисемитизма или, скорее, антисемитизму и Библии » . [ 3 ] Вторая такая встреча в ноябре 1942 года должна была быть организована в ответ на новую ситуацию, созданную облавами 26 августа 1942 года в южной зоне Франции. На обеих этих встречах Жак Мартен поделился очень подробной и точной документацией, которая позволила пасторам подготовиться к сопротивлению антисемитской политике режима Виши. [ 3 ] В то же время Мартины присоединились к CIMADE в тесном сотрудничестве с Мадлен Баро . Они вмешивались несколькими способами: доставляли посылки с едой или теплой одеждой для интернированных лагеря Гюрс , укрывали бегущих евреев и направляли их к безопасным тайникам или подходящим подземным путям эвакуации, подделывали удостоверения личности и продовольственные талоны для спрятавшихся евреев. Они также спрятали зятя Жака, пастора Андре Трокме, когда ему пришлось спуститься под землю в их семейном доме в Дроме . 22 июня 1944 года о Жаке Мартене в полицию сообщил его непосредственный сосед. Он был арестован Милисом и содержался в . тюрьме Монпелье Как ни странно, местному Сопротивлению удалось договориться о его освобождении в обмен на отару из 1000 овец. Его освободили за три дня до освобождения его района. [ 2 ] [ 1 ] В годы войны он подружился с историком Жюлем Исааком , нашедшим убежище в Ганге.
Миряне и духовные служения
[ редактировать ]После войны Жак Мартен снова связался с «Социальными христианами», преимущественно протестантским движением, стремившимся объединить евангелизацию и заботу о беднейших классах общества; после встречи с Эли Гунелем в « Социальном музее » (парижском аналитическом центре) он подготовил перезапуск движения и его журнала «Revue du Christianisme Social». Он также организовал 25-й Христианско-социальный конгресс в Париже.
В 1948 году он участвовал в создании французского отделения Международного совета христиан и евреев под названием les Amitiés judéo-chrétiennes (AJC — Еврейско-христианская дружба), первым президентом которого был католический теолог Анри-Ирене Марру , а Жак Мартен был одновременно первый вице-президент и редактор бюллетеня АЕК. Продолжая выполнять свои обязательства перед CIMADE, AJC и социальными христианами, Жак Мартен все же не подал заявку на должность пастора, хотя институциональная оппозиция к тому времени исчезла. (Например, Анри Розер теперь руководил приходом.) Он предпочитал испытывать положение «преданного мирянина».
С 1947 по 1950 год он управлял книжным магазином в Ле Шамбон-сюр-Линьон , где также преподавал латынь в колледже Севеноль , затем с 1950 по 1966 год он управлял еще одним книжным магазином в Лионе .
29 марта 1966 года он приветствовал Мартина Лютера Кинга-младшего во время его визита в Лион. В конце концов он почувствовал необходимость «связать сноп» и был рукоположен 9 января 1966 года Французской реформатской церковью (после последнего колебания со стороны учреждения, поскольку кандидату уже 60 лет!) и занял должность в государственной церкви Женевы. Ему поручено создать новый приход в недавно построенном районе Большой Женевы. Этот приход теперь известен как Протестантский центр коммуны дю Линьон. [ 1 ] Выйдя на пенсию в 1973 году, он все еще выполнял пастырские обязанности в Менсе с 1973 по 1977 год и, наконец, полностью ушел на пенсию в районе Ди, по-прежнему выступая в качестве заместителя пастора в случае появления вакансий). [ 1 ]
Он умер в Ди 23 июля 2001 года. Его жена умерла пятью годами ранее, 30 сентября 1996 года. У них было шестеро детей: Андре (1934–1934), Виолен (1937 г.р.), Даниэль (1937 г.р.), Эми-Кристиан (1937 г.р.). 1939-1945), Жан-Марк (1941 г.р.) и Ариан (1950 г.р.). [ 1 ]
Отличия
[ редактировать ]После Второй мировой войны он был награжден Военным крестом в знак признания его борьбы «за помощь уклонистам от обязательных работ , les réfractaires, les maquisards и всем жертвам вражеских репрессий». [ 2 ] 22 июня 1998 года Яд Вашем присвоил звание « Праведник народов мира » пастору Жаку Мартэну и его жене Жаклин. [ 2 ]
Вклад и наследие
[ редактировать ]Проницательность в отношении нацизма и антисемитизма
[ редактировать ]Вероятно, единственный среди пацифистов, Жак Мартен был «одним из очень немногих», кто отверг «надежды на туманное французско-немецкое примирение», вытекающее из Мюнхенского соглашения , и поэтому немедленно оказался «в Сопротивлении», согласно собственным словам Жака Мартена в 1938: «Я остаюсь более чем когда-либо ненасильственным. Но я не питаю никакой путаницы между ненасилием и непротивлением. Ненасилие означает размещение сопротивления на другом уровне, чем испытание военных сил. Это сопротивление необходимо…» . [ 6 ] " В условиях изобилия оправданий антисемитизма , иногда даже со стороны протестантов, Жак Мартен опубликовал в августе 1939 года статью под названием «Языческий... и христианский антисемитизм» (L'Antisémitisme païen... et chrétien). В первой части статьи дается подробный список антисемитских преследований в Европе по странам, а вторая часть посвящена отношению и иногда ответственности христиан. Ссылаясь на традиционное христианское обвинение в еврейском богоубийстве , он спрашивает: «Кто не отвергает Христа? Разве христианство не несет той же ответственности, что и евреи, за распятие своего Учителя? Разве наша собственная так называемая христианская цивилизация не является более свидетельством более глубокого и серьезного отвержения и богохульства, чем крики разношерстной толпы или расчеты синедриона, потерявшегося в своем клерикализме и своей гордыне? ». [ 7 ]
Подготовка к антинацистскому сопротивлению
[ редактировать ]На своих двух пастырских встречах, проведенных в Ганге , Жак Мартен и Эли Гунель подготовили своих коллег к проявлению солидарности с преследуемыми евреями. «Мы собрали всех пасторов этого района Севенн, чтобы изучить этот вопрос. Это были необходимые предварительные шаги. Забота о евреях не возникла спонтанно, даже в памяти камизардов ! Сначала требовался длительный этап подготовки, размышления, часто противоречащие определенным протестантским богословским концепциям, где иудаизм рассматривался как простая преамбула к христианству, тогда как существовала реальная духовная проблема наряду с гуманитарной ситуацией, начиная с 1942 года». [ 8 ] Для этих встреч Жак Мартен собрал очень важную документацию, сначала о событиях на местах, о которых он имел достаточно информации через сеть Cimade и через других пасторов, действующих на местах, таких как Анри Манен , затем об антисемитских законах Виши через статьи, найденные в швейцарской протестантской прессе и во внутренних текстах французских протестантских церквей, такие как тезисы Помейроля . [ 3 ] [ 9 ]
Предвестник отказа от военной службы по убеждениям во Франции
[ редактировать ]Вместе с несколькими своими коллегами-студентами-протестантами-теологами Жак Мартен был пионером пацифизма во Франции; в 1923 году он был первым редактором журнала Международного движения примирения (МИР), французского отделения Международного общества примирения . [ 10 ] На двух судебных процессах Жака Мартена защищал адвокат Андре Филип, который также защищал Камиллу Ромбо и Филиппа Вернье. Все эти судебные процессы по уклонению от призыва в армию стали громкими заголовками в 1932 и 1933 годах. Андре Филип использовал их как платформу для отказников от военной службы по убеждениям, развивая свои аргументы на каждом судебном процессе. Он обратился к таким пасторам, как Марк Бенье, Анри Ник , Андре Трокме и Шарль Вестфаль , а также к ведущим интеллектуалам, таким как Марк Саннье, Жан Геэнно и Жюльен Бенда . [ 5 ] Эти судебные процессы стали тревожным сигналом для французского общества и, прежде всего, для французских протестантов, которые не только стали более заметными на национальной арене, но и чье внутреннее мнение одновременно изменилось. [ 10 ] В 1948 году Французская реформатская церковь официально заняла позицию, согласно которой отказ от военной службы по убеждениям является законным, и обратилась к государству с просьбой предоставить юридический статус лицам, отказывающимся от военной службы по убеждениям; Французская католическая церковь подождет до 1965 года, чтобы занять ту же позицию. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Страница о Жаке Мартене на сайте французских пасторов
- ^ Jump up to: а б с д «Страница о Жаке Мартене на сайте Яд Вашем во Франции» . Архивировано из оригинала 05 октября 2018 г. Проверено 11 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Патрик Кабанель, пастор Жак Мартен, от сознательного отказа от военной службы до духовного сопротивления антисемитизму, в Archives Juives, 2007/1 (том 40) , издатель: Les Belles lettres, ISBN 9782251694238 , 156 страниц, стр. 78–99, последний доступ 10 сентября 2016 г.
- ↑ Страница о Жаке Мартене на веб-сайте «Анонимные, праведные и преследуемые в период нацизма в коммунах Франции», последний раз доступ осуществлялся 12 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Жан-Поль Кан, Франсуаза Кноппер, Анн-Мари Сен-Жиль, От справедливой войны к справедливому миру: конфессиональные аспекты построения мира на франко-германском пространстве (16-20 века), Коллекция истории и цивилизаций, Пресса Universitaires Septentrion, 2008, 313 страниц, ISBN 9782757400388 , стр.168
- ↑ Письмо Жака Мартена своему тестю, 26 октября 1938 г., Архив Виолэн Киченин-Мартен, цитируется Патриком Кабанелем, op.cit.
- ↑ Статья Жака Мартена в Revue du Christianisme Social, август 1939 г., стр. 128.
- ↑ Автобиографический текст Жака Мартена, прочитанный во время семинара в Валлераге в 1984 году, цитируется Филиппом Жутаром, Жаком Пужолем и Патриком Кабанелем (реж.), Севенны, terre de убежище, 4e ed., 2006 [1987], стр. 239-240.
- ↑ Тезисы Помейроля — это текст, написанный 16 и 17 сентября 1941 года двенадцатью членами Реформатской церкви Франции (ERF) с целью обеспечить теологическую поддержку сопротивления нацизму, против духа сотрудничества и пораженчества, призывая к духовному сопротивление. В тексте содержались особые исключения из антисемитского законодательства, принятого режимом Виши , как Барменской декларации это было до них в . Встреча состоялась на территории недавно созданной общины Помейроль , недалеко от Бокера в южной долине Роны .
- ^ Jump up to: а б Маджагира Булангалире, Международное движение примирения и проблема пацифизма во французском протестантизме межвоенного периода (с обзором до 1960 г.). В: Практическая школа перспективных исследований, секция религиоведения. Каталог. Том 97, 1988–1989 гг. 1988.стр. 491-493. [1]
- ^ Гай Дюран, Гражданское неповиновение и мы; в школе Ганди и Лютера Кинга . Groupe Fides Inc, (Канада), 2013 г., стр. 25.