Базельская конвенция
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением | |
---|---|
Тип | договор ООН |
Подписано | 22 марта 1989 г. [1] |
Расположение | Базель , Швейцария [1] |
Эффективный | 5 мая 1992 г. [1] |
Состояние | Девяносто дней после ратификации не менее чем 20 подписавшими государствами. [1] |
Подписавшиеся | 53 [1] |
Вечеринки | 191 [1] |
Депозитарий | Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций |
Языки | на арабском, на китайском, на английском, на французском, на русском, на испанском |
Полный текст | |
Базельская конвенция в Wikisource | |
Базель |
Часть серии о |
Загрязнение |
---|
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением , обычно известная как Базельская конвенция , представляет собой международный договор , который был разработан для сокращения перемещения опасных отходов между странами и, в частности, для ограничения передачи опасных отходов из стран. развитые страны в менее развитые . [2] Он не касается перемещения радиоактивных отходов , контролируемого Международным агентством по атомной энергии . [3] Базельская конвенция также призвана свести к минимуму количество и токсичность образующихся отходов, обеспечить их экологически обоснованное управление как можно ближе к источнику образования и помочь развивающимся странам в экологически обоснованном управлении опасными и другими отходами, которые они производят.
Конвенция была открыта для подписания 21 марта 1989 года и вступила в силу 5 мая 1992 года. По состоянию на июнь 2024 года в конвенции участвует 191 участник. Кроме того, Гаити и США подписали конвенцию, но не ратифицировали ее. [1] [4]
После петиции с призывом принять меры по этому вопросу, подписанной более чем миллионом человек по всему миру, большинство стран мира, за исключением США, согласились в мае 2019 года внести поправку в Базельскую конвенцию, включающую пластиковые отходы в качестве регулируемого материала. [5] [6] Хотя Соединенные Штаты не являются участником договора, экспортные поставки пластиковых отходов из Соединенных Штатов теперь становятся «преступным трафиком, как только суда выходят в открытое море», по данным Базельской сети действий (BAN), а перевозчики таких поставок может повлечь за собой ответственность, поскольку транспортировка пластиковых отходов запрещена практически во всех остальных странах. [7]
История
[ редактировать ]С ужесточением экологического законодательства (например, RCRA ) в развитых странах в 1970-х годах затраты на утилизацию опасных отходов резко возросли. В то же время глобализация судоходства облегчила трансграничное перемещение отходов, и многие менее развитые страны отчаянно нуждались в иностранной валюте. В результате торговля опасными отходами, особенно в более бедные страны, быстро росла. В 1990 году страны ОЭСР экспортировали около 1,8 миллиона тонн опасных отходов. Хотя большая часть этих отходов была отправлена в другие развитые страны, ряд громких случаев сброса опасных отходов привел к призывам к регулированию. [8]
Одним из инцидентов, которые привели к созданию Базельской конвенции, стал в Хианском море инцидент с утилизацией отходов , когда судно, перевозившее пепел мусоросжигательного завода из города Филадельфия в США, сбросило половину своего груза на пляж на Гаити, прежде чем его заставили прочь. Он плавал много месяцев, несколько раз меняя название. Не имея возможности выгрузить груз ни в одном порту, экипаж, как полагают, выбросил большую его часть в море.
Другим инцидентом стал случай 1988 года, когда пять судов перевезли 8000 баррелей опасных отходов из Италии в небольшой нигерийский город Коко в обмен на ежемесячную арендную плату в размере 100 долларов, которую платил нигериец за использование его сельскохозяйственных угодий.
На своей встрече, проходившей с 27 ноября по 1 декабря 2006 года, стороны Базельского соглашения сосредоточили внимание на вопросах электронных отходов и демонтажа судов .
Рост торговли перерабатываемыми материалами привел к увеличению рынка бывших в употреблении продуктов, таких как компьютеры. Этот рынок оценивается в миллиарды долларов. Речь идет о различии, когда бывшие в употреблении компьютеры перестают быть «товаром» и становятся «отходами».
По состоянию на июнь 2023 года в договоре участвует 191 участник, в том числе 188 государств-членов ООН , Острова Кука , Европейский Союз и Государство Палестина . Пять государств-членов ООН, которые не являются участниками договора, — это Восточный Тимор , Фиджи , Гаити , Южный Судан и США. [1]
Определение опасных отходов
[ редактировать ]Отходы подпадают под действие конвенции, если они относятся к категории отходов, перечисленных в Приложении I к конвенции, и обладают одной из опасных характеристик, содержащихся в Приложении III. [9] Другими словами, он должен быть внесен в список и обладать такими характеристиками, как взрывоопасность, легковоспламеняемость, токсичность или коррозия. Другой случай, когда отходы могут подпадать под действие конвенции, заключается в том, что они определяются или считаются опасными отходами в соответствии с законодательством страны-экспортера, страны-импортера или любой из стран транзита. [10]
Определение термина «удаление» дано в статьях 2 и 4 и относится лишь к приложению IV, в котором приводится список операций, под которыми понимается удаление или восстановление. Примеры утилизации широки, включая рекуперацию и переработку.
В качестве альтернативы, чтобы подпадать под действие конвенции, достаточно включить отходы в Приложение II, в котором перечислены другие отходы, такие как бытовые отходы и остатки, образующиеся в результате сжигания бытовых отходов. [11]
Радиоактивные отходы , подпадающие под действие других международных систем контроля, а также отходы нормальной эксплуатации судов не подпадают под эту категорию.
В приложении IX делается попытка определить отходы, которые не считаются опасными и которые будут исключены из сферы действия Базельской конвенции. Однако если эти отходы загрязнены опасными материалами до такой степени, что они проявляют характеристики Приложения III, они не исключаются.
Обязательства
[ редактировать ]Помимо условий ввоза и вывоза вышеуказанных отходов, существуют строгие требования к уведомлению, согласию и отслеживанию перемещения отходов через национальные границы. Конвенция накладывает общий запрет на экспорт или импорт отходов между сторонами и странами, не являющимися сторонами. Исключением из этого правила являются случаи, когда отходы подпадают под действие другого договора, который не отменяет Базельской конвенции. Соединенные Штаты являются заметной страной, не являющейся участником конвенции, и имеют ряд таких соглашений, разрешающих отправку опасных отходов в страны-участники Базельской конвенции.
Совет ОЭСР также имеет собственную систему контроля, регулирующую трансграничное перемещение опасных материалов между странами-членами ОЭСР. Это позволяет, среди прочего, странам ОЭСР продолжать торговлю отходами с такими странами, как США, которые не ратифицировали Базельскую конвенцию.
Стороны конвенции должны соблюдать запреты на импорт других сторон.
Статья 4 Базельской конвенции призывает к общему сокращению образования отходов. Поощряя страны хранить отходы в пределах своих границ и как можно ближе к источнику их образования, внутреннее давление должно обеспечить стимулы для сокращения отходов и предотвращения загрязнения. Сторонам, как правило, запрещается экспортировать охватываемые отходы или импортировать охватываемые отходы из стран, не являющихся участниками конвенции.
В конвенции говорится, что незаконный оборот опасных отходов является уголовным преступлением, но не содержится никаких положений о правоприменении.
Согласно статье 12, сторонам предписано принять протокол, устанавливающий правила и процедуры ответственности, подходящие для ущерба, причиненного в результате перемещения опасных отходов через границы.
В настоящее время существует консенсус в том, что, поскольку космос не классифицируется как «страна» согласно конкретному определению, экспорт электронных отходов в неземные места не будет охватываться.
Базельская запретительная поправка
[ редактировать ]После первоначального принятия конвенции некоторые наименее развитые страны и экологические организации утверждали, что она не зашла достаточно далеко. Многие страны и неправительственные организации выступали за полный запрет на отправку всех опасных отходов в развивающиеся страны. В частности, первоначальная конвенция не запрещала экспорт отходов в любое место, кроме Антарктиды , а просто требовала системы уведомлений и согласия, известной как «предварительное обоснованное согласие» или ПОС. Кроме того, многие торговцы отходами стремились использовать доброе имя переработки и начали оправдывать весь экспорт перемещением в пункты переработки. Многие считали, что необходим полный запрет, включая экспорт для переработки. Эти опасения привели к нескольким региональным запретам на торговлю отходами, включая Бамакскую конвенцию .
Лоббирование на Базельской конференции 1995 года со стороны развивающихся стран, Гринпис и ряда европейских стран, таких как Дания, привело к принятию поправки к конвенции в 1995 году, получившей название « Базельская запрещающая поправка к Базельской конвенции». Поправку приняли 86 стран. [12] и Европейского Союза, но не вступила в силу (поскольку для этого требуется ратификация тремя четвертями государств-членов конвенции). 6 сентября 2019 года Хорватия стала 97-й страной, ратифицировавшей поправку, которая вступит в силу через 90 дней, 5 декабря 2019 года. Поправка запрещает экспорт опасных отходов из списка развитых стран (в основном ОЭСР ) в развивающиеся страны. Базельский запрет распространяется на экспорт по любой причине, включая переработку . Особую озабоченность сторонников поправки вызывала продажа кораблей на утилизацию, утилизация судов . Запретительная поправка вызвала решительные протесты со стороны ряда промышленных групп, а также стран, включая Австралию и Канаду. Число ратификаций для вступления Запретительной поправки в силу обсуждается: Поправки к конвенции вступают в силу после ратификации «тремя четвертями Сторон, принявших их» [ст. 17,5]; до сих пор стороны Базельской конвенции еще не смогли договориться, будут ли это три четверти сторон, которые были участниками Базельской конвенции на момент принятия запрета, или три четверти нынешних сторон конвенции [см. доклад КС 9 Базельской конвенции]. Статус ратификации поправок можно найти на веб-странице Базельского секретариата. [13] Европейский Союз полностью реализовал Базельский запрет в своем Регламенте по транспортировке отходов ( EWSR ), что сделало его юридически обязательным во всех государствах-членах ЕС. Норвегия и Швейцария также полностью внедрили Базельский запрет в свое законодательство.
В свете блокирования вступления в силу Запретительной поправки Швейцария и Индонезия запустили «Инициативу под руководством стран» (CLI) для неформального обсуждения дальнейших действий по обеспечению того, чтобы трансграничная перевозка опасных отходов , особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, не приводят к нерациональному управлению опасными отходами. Эта дискуссия направлена на выявление и поиск решений причин, по которым опасные отходы до сих пор доставляются в страны, которые не могут обращаться с ними безопасным образом. Есть надежда, что CLI внесет свой вклад в реализацию целей Запретительной поправки. Веб-сайт Базельской конвенции информирует о ходе реализации этой инициативы. [14]
Регулирование пластиковых отходов
[ редактировать ]В результате общественного протеста в мае 2019 года большинство стран мира, за исключением США, согласились внести поправки в Базельскую конвенцию, включив пластиковые отходы в список регулируемых материалов. [5] По оценкам, в мировом океане содержится 100 миллионов тонн пластика, причем до 90% этого количества приходится на наземные источники. Соединенные Штаты, которые ежегодно производят 42 миллиона тонн пластиковых отходов, больше, чем любая другая страна в мире. [15] выступил против поправки, но, поскольку он не является участником договора, у него не было возможности проголосовать по нему, чтобы попытаться заблокировать его. Сообщается , что информация и визуальные изображения диких животных, таких как морские птицы , глотающие пластик, а также научные открытия о том, что наночастицы действительно проникают через гематоэнцефалический барьер, подогревают общественное мнение в пользу скоординированных международных юридически обязательных действий. Более миллиона человек по всему миру подписали петицию с требованием официальных действий. [5] [16] [6] Хотя Соединенные Штаты не являются участником договора, экспортные поставки пластиковых отходов из Соединенных Штатов теперь становятся «преступным трафиком, как только корабли выходят в открытое море», по данным Базельской сети действий (BAN), а перевозчики таких поставок может повлечь за собой ответственность, поскольку Базельская конвенция с поправками, внесенными в мае 2019 года, запрещает транспортировку пластиковых отходов практически во все остальные страны. [7]
Базельская конвенция содержит три основные статьи о пластиковых отходах в Приложениях II, VIII и IX Конвенции. Поправки к конвенции по пластиковым отходам теперь обязательны для 186 государств. Помимо обеспечения большей прозрачности и лучшего регулирования торговли пластиковыми отходами, в соответствии с Базельской конвенцией правительства должны предпринять шаги не только для обеспечения экологически обоснованного управления пластиковыми отходами, но и для борьбы с пластиковыми отходами в их источниках. [17]
Базельский сторожевой пес
[ редактировать ]Базельская сеть действий (БАН) – это благотворительная гражданского общества неправительственная организация , которая занимается надзором за потребителями в целях реализации Базельской конвенции. Основная цель BAN – борьба с экспортом токсичных отходов , в том числе пластиковых, из промышленно развитых стран в развивающиеся страны . База BAN находится в Сиэтле , штат Вашингтон, США, а партнерский офис находится на Филиппинах . BAN стремится ограничить трансграничную торговлю опасными электронными отходами, свалку земель , сжигание отходов и использование труда заключенных . [18]
См. также
[ редактировать ]- Асбест и закон
- Бамакская конвенция
- Электронные отходы по странам
- Роттердамская конвенция
- Стокгольмская конвенция
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Глава XXVII Окружающая среда» . База данных договоров Организации Объединенных Наций . Архивировано из оригинала 9 сентября 2012 года . Проверено 13 января 2013 г.
- ^ «Базельская конвенция > Конвенция > Обзор» . www.basel.int . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Конвенции» . www.iaea.org . 8 июня 2016 г. Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Стороны Базельской конвенции» . Базельская конвенция . Архивировано из оригинала 14 июня 2013 года . Проверено 31 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Программа ООН по окружающей среде, 12 мая 2019 г.: «Правительства согласовывают эпохальные решения по защите людей и планеты от опасных химикатов и отходов, включая пластиковые отходы»
- ^ Перейти обратно: а б Phys.org, 10 мая 2019 г., «180 стран согласовали соглашение ООН по регулированию экспорта пластиковых отходов»
- ^ Перейти обратно: а б The Maritime Executive, 14 марта 2021 г., «Отчет: экспорт пластиковых отходов из США может нарушать Базельскую конвенцию»
- ^ Крюгер, Джонатан (2001). Стокке, Олав; Томмессен, Эйстейн (ред.). Ежегодник международного сотрудничества в области окружающей среды и развития 2001/2002 . Публикации Earthscan. стр. 43–51.
- ^ арт 1 и др.
- ^ арт 1 аль б
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 14 февраля 2015 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) , стр.16 - ^ Конвенция, Базель. «Ратификация запретительной поправки к Базельской конвенции» . www.basel.int . Архивировано из оригинала 24 февраля 2014 года.
- ^ «Запретительная поправка» . 15 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2004 г.
- ^ Конвенция, Базель. «Главная страница Базельской конвенции» . www.basel.int . Архивировано из оригинала 7 января 2010 года.
- ^ National Geographic, 30 октября 2020 г., «США производят больше пластикового мусора, чем любая другая страна, говорится в отчете: в кризисе пластикового загрязнения широко обвиняют несколько азиатских стран, но новые исследования показывают, насколько велик вклад США»
- ↑ The Guardian, 10 мая 2019 г., «Почти все страны согласны остановить поток пластиковых отходов в бедные страны: как сообщается, США выступили против сделки, которая последовала за опасениями, что деревни в Индонезии, Таиланде и Малайзии «превратились в свалки»»
- ^ Окружающая среда, ООН (21 октября 2021 г.). «Утопление в пластике – жизненно важные графики морского мусора и пластиковых отходов» . ЮНЕП – Программа ООН по окружающей среде . Проверено 21 марта 2022 г.
- ^ «Инициатива электронных стюардов: как стать переработчиком электронных стюардов» . Базельская сеть действий. Архивировано из оригинала 19 апреля 2009 года . Проверено 4 ноября 2009 г.
В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия: Cc BY-SA 3.0 IGO ( лицензионное заявление/разрешение ). Текст взят из документа «Утопление в пластике – важные графики морского мусора и пластиковых отходов» , Программа ООН по окружающей среде.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Токсичный экспорт , Дженнифер Клэпп, издательство Корнельского университета, 2001.
- Вызов чипу: трудовые права и экологическая справедливость в глобальной электронной промышленности , Тед Смит, Дэвид А. Зонненфельд и Дэвид Нагиб Пеллоу, ред., Пресс- служба Университета Темпл , ISBN 1-59213-330-4 .
- «Токсичная торговля: международные сети знаний и развитие Базельской конвенции», Джейсон Ллойд, International Public Policy Review , UCL.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Текст Регламента № 1013/2006 Европейского Союза о транспортировке отходов
- Поток отходов между Базельскими сторонами
- Вступительная записка к Базельской конвенции д-ра Катарины Куммер Пейри, Исполнительного секретаря Базельской конвенции, ЮНЕП, на веб-сайте Библиотеки аудиовизуальных материалов ООН по международному праву
- Базельская конвенция , Договор доступен в ECOLEX – портале к экологическому праву (на английском языке)
- Организации
- Базельская сеть действий
- Африканский институт экологически обоснованного управления опасными и другими отходами, также известный как Региональный центр Базельской конвенции Претории
- Страница о Базельской конвенции в Гринпис
- Координационный центр Базельской конвенции для Азии и Тихого океана