Церковь Святой Марии Влахернской
Церковь Святой Марии Влахернской Богородица Влахернская | |
---|---|
41 ° 02'18 "N 28 ° 56'33" E / 41,0383 ° N 28,9425 ° E | |
Расположение | Айвансарай , Стамбул |
Страна | Турция |
Номинал | греческий православный |
История | |
Основан | 450 |
Основатель(и) | Элия Бьюти |
Преданность | Богородица тон Влахернон |
Культ (ы) присутствует | Сент-Мэри |
Архитектура | |
Завершенный | 1867 |
Церковь Святой Марии Влахернской (полное имя на греческом : Θεοτόκος των Βλαχερνών (pr. Theotókos ton Vlachernón ); турецкое название: Мерьем Ана Килисеси ) — восточно-православная церковь в Мустафа-паше Бостани Сокаке в Айвансарае в районе Фатих в Стамбуле , прямо внутри старого города -крепости . Во второй половине византийского периода первоначальный церковный комплекс на этом месте был одним из самых важных святилищ Византии , возможно, превосходя по значимости собор Святой Софии из-за своей близости к Влахернскому дворцу . [1] Византийский церковный комплекс был разрушен в 1434 году, а в девятнадцатом веке на этом месте была построена небольшая новая церковь. Сегодня он защищен высокой стеной и окружен садом.
История
[ редактировать ]В 450 году императрица Элия Пульхерия начала строительство церкви возле аязмы или источника святой воды , расположенного за стенами Феодосия II, у подножия шестого холма Константинополя . После ее смерти в 453 году святыню достроил ее муж, император Маркиан . [2]
Император Лев I возвел рядом с церковью еще два здания: парекклесион , [3] назван Айя Сорос (святой реликварий), потому что здесь хранились священная мантия и одеяние Богородицы, привезенные из Палестины в 473 году, а также здание Айон Лусма (священная баня), в котором находился источник. [2]
В первой четверти VI века императоры Юстин I и Юстиниан I восстановили и расширили церковь. [2]
Растущая важность комплекса побудила императоров переехать в окрестности и начать строительство того, что впоследствии стало императорским дворцом Влахерн . [4] Скарлатос Византий в своей влиятельной работе под названием «Константинополь» упоминает первоначальную греческую традицию, согласно которой район был назван в честь вида рыбы, называемого на латыни «Лакернай», которого местные жители ловили там в больших количествах и называли «Влахернай». [5] По мнению румынского автора Илие Гергеля, название может происходить от старого термина, используемого для румын (Влах, Блак и т. д.), а также от небольшой колонии валахов . [6]
В церкви находилась знаменитая икона Богородицы . Влахернитисса , названная в честь церкви Он был расписан по дереву и украшен золотом и серебром. Византийцы считали эту икону и мощи Богородицы, хранившиеся в парекклесионе, чрезвычайно могущественными во время войны или стихийного бедствия. Первое доказательство их силы произошло в 626 году, когда Константинополь был осажден объединенными армиями аваров и персов в то время, когда император Ираклий отсутствовал, сражаясь с персами в Месопотамии. Его сын Константин , патриарх Сергий и патриций Бонус пронесли икону по валам, и вскоре после этого аварское войско было уничтожено. [7] Хан аваров потом рассказывал , что его напугало видение женщины, украшенной драгоценностями, идущей вдоль стен. [7]
По окончании осады византийцы узнали, что церковь (которая в то время находилась за стенами) была единственной, не разграбленной захватчиками. [7] Когда победоносный Ираклий вернулся в Константинополь с Животворным Крестом , захваченным персами в Иерусалиме, Патриарх принял его в церкви Святой Марии. Некоторое время спустя император построил единственную стену , чтобы защитить церковь, таким образом окружив пригород Влахерн внутри города. [4]
Победа Византии во время арабской осады 717–718 годов также была приписана защите Богородицы Влахернитиссы, как и победа Византии над вторжением русов в 860 году. В последнем случае Покров Богородицы ( мафорион ) который присоединился к другим реликвиям в церкви, был погружен в море, чтобы призвать Божию защиту для флота. В 926 году во время войны против Симеона Болгарского сила мощей Богородицы также помогла убедить болгарского царя вести переговоры с византийцами, а не штурмовать город. [8] В начале 10 века каждую пятницу проходила процессия , во время которой эти мощи приносились в церковь Халкопратия, недалеко от собора Святой Софии. [9]
15 августа 944 года церковь получила еще две важные реликвии: письмо, написанное королем Абгаром V Иисусу Эдессы , и Мандилион . Оба впоследствии были перенесены в церковь Богородицы Фаросской . [10]
Будучи центром почитания изображений, церковь Святой Марии также играла важную роль в византийских религиозных спорах. В период иконоборчества в церкви состоялось заключительное заседание Иерийского Собора , на котором был осужден культ изображений. [8] В результате этого решения император Константин V его фигуративные мозаики и заменить их другими, изображающими природные сцены с деревьями, птицами и животными. приказал уничтожить [11] Тогда икона Влахернитиссы была сокрыта под слоем серебристого раствора. [2] В 843 году, с окончанием иконоборчества , праздник Православия впервые отмечался во Влахернской церкви Агрипнией ( «святым бдением »), приходившимся на первое воскресенье Великого поста . [8] Фомаида Лесбосская , мирянка, которую позже считали святой, регулярно посещала церковь в 10 веке и молилась перед Айя Соросом (куда мирянам не разрешалось). [9]
Влахернитисса была снова обнаружена во время реставрационных работ, проведенных во время правления Романа III Аргира в начале 11 века. [12] и снова стал одной из самых почитаемых икон Константинополя. Церковь Святой Марии была полностью разрушена во время пожара в 1070 году, но была восстановлена Романом IV Диогеном и Михаилом VII Дукой по тому же плану. [7]
По словам Анны Комнине , икона Богородицы Влахернитиссы в церкви претерпела то, что стало известно как «привычное чудо» ( греч . синетис тавма ). [13] В пятницу после захода солнца, когда церковь была пуста, покрывало, закрывавшее икону, медленно поднималось, открывая лик Богородицы, а через двадцать четыре часа оно снова медленно опускалось. Чудо происходило нерегулярно и полностью прекратилось после латинянами . завоевания города [13]
После латинского вторжения в 1204 году церковь была занята латинским духовенством и передана непосредственно под Святейший Престол . Перед распадом Латинской империи выкупил Иоанн III Дука Ватацес церковь и многие монастыри для православного духовенства в обмен на деньги. [10]
29 июня 1434 года дворянские дети, охотившиеся на голубей на крыше церкви, случайно устроили пожар, уничтоживший весь комплекс и прилегающий квартал. [7] этот район в значительной степени находился в запустении В период Османской империи . В 1867 году Гильдия православных меховщиков выкупила участок земли вокруг святого источника и построила там новую небольшую церковь.
Описание
[ редактировать ]Религиозный комплекс Влахерн состоял из трех зданий: церкви Святой Марии, часовни реликвария ( Айя Сорос ) и Священной бани ( Айон Лоусма ). [13]
Собственно церковь, определяемая всеми источниками как «большая» ( mégas naós ), имела тип базилики , с пространством, разделенным на три нефа двумя колоннадами , как и другие церкви раннего типа в Константинополе, такие как церковь Св. Иоанна Студии . Он имел прямоугольную форму в плане со сторонами 96 метров (310 футов) и 36 метров (120 футов). [11] Юстиниан, по-видимому, добавил к церкви купол, поскольку Прокопий в своем труде «О строении » говорит, что обе колоннады изогнуты в середине нефа, описывая полукруг. [2] Император Юстин II добавил два боковых рукава, придав плану вид креста. [14] Реконструкция 1070 года могла следовать этому плану. Испанский посол Руй Гонсалес де Клавихо , посетивший Константинополь в 1402 году, писал, что здание было разделено на три нефа, причем центральный выше фланговых. Колонны были выполнены из зеленой яшмы , а капители и основания колонн были позолочены и вырезаны из белого мрамора. [11] К тому времени у церкви уже не было купола, а был разноцветный секционный потолок, украшенный золотыми гирляндами. [11]
Стены в то время были покрыты цветными мраморными панелями, при этом первоначально серебристый раствор . использовался [13] Около середины нефа находился серебряный амвон , а в конце стоял богатый иконостас, покрытый изображениями. [11] Верхние стены были украшены мозаикой, изображающей чудеса Христа и эпизоды его жизни вплоть до Вознесения . [11] В церкви также были трибуны и молельня. Императорский дворец во Влахернах, расположенный выше по склону холма, выходил на церковь и был соединен с ней портиком и лестницей. [15]
Справа от церкви стоял круглый парекклисион Айя Сорос , в котором хранилось платье и одеяние Богородицы. покрывало и часть ее пояса (ныне в Ватопедском монастыре на Афоне Там же позже хранились ). Здание имело притвор и трибуны. [15] икона Богородицы, подаренная императором Львом I и его женой Вериной Там же почиталась . Справа от него хранился ларец, украшенный золотом и серебром, в котором находились мощи. [15] Они были спасены от латинских оккупантов в 1204 году и хранились в церкви после восстановления Империи, но были уничтожены во время пожара 1434 года. [15] [16]
Справа от парекклесиона, соединенная с ним дверью, находилась ванна , в которой окунался император. Он состоял из трех частей: гардеробной, где он раздевался, колимбоса ( бассейна для погружения) и зала святого Фотина. Украшенный иконами колимб представлял собой большую комнату, увенчанную куполом, с бассейном посередине; вода лилась в бассейн из рук мраморной статуи Богородицы. Центр купола украшало изображение святого Фотина. [17] Ежегодно 15 августа (праздник Успения Пресвятой Богородицы ), после поклонения Мафориону ( святому покрывалу) Богородицы, император трижды окунался в этот священный бассейн. [17]
Небольшая церковь, в которой сегодня находится аязма (святой источник), имеет трапециевидную форму с покатой крышей и украшена современными иконами и фресками. Ориентирован в направлении северо-запад-юго-восток. Святой источник, который, как полагают, обладает целительной силой, до сих пор является популярным местом для православных и мусульманских паломников, которые бросают в бассейн монеты и заколки для волос. [17] Паломники также могут ритуально промыть глаза у крана. [18] Над ними современная надпись- палиндром гласит: « Nípson anomímata mi mónan ópsin » ( по-гречески : «Омой грехи не только глаза»). [18] Вода стекает в подземную галерею, которая, согласно традиции, связывает эту аязму с аязмой в Балыклы на другом конце города. [18]
Церковью управляют епископос и два папада . [19] Каждую пятницу утром акафист здесь , составленный Патриархом Сергием во время осады 626 года . поется [18]
Галерея
[ редактировать ]- Священная купальня Святой Марии Влахернской
- Священная купальня Святой Марии Влахернской
- Икона Святой Марии Влахернской в священной бане
- Святая Мария Влахернская снаружи
- Иконостас Святой Марии Влахернской
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О важности Церкви можно, среди прочего, судить по тому факту, что по всему православному миру (от Крита до Херсона в Крыму ) многие церкви находились под одним и тем же посвящением. Джанин (1953), с. 169.
- ^ Jump up to: а б с д и Плод (1953), с. 169.
- ^ Парекклесион , — часовня прислоненная к стене церкви или притвора.
- ^ Jump up to: а б Мюллер-Винер (1977).
- ^ Скарлатос, Византий. Константинополь: топографическое, археологическое и историческое описание знаменитой столицы и ее окрестностей по обе стороны Золотого Рога и Босфора, с древнейших времен до наших дней . Перевод Харис Теодорелис-Ригас. ISBN 9786054640652 .
- ^ Гергель (1920), с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д и Плод (1953), с. 170.
- ^ Jump up to: а б с Плод (1953), с. 171.
- ^ Jump up to: а б Холсолл, Пол (1996). «Житие святого Фомаиды Лесбосской». Святые женщины Византии: Жития десяти святых в английском переводе . Думбартон-Оукс. п. 309. ИСБН 978-0-88402-248-0 . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Плод (1953), с. 172.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Плод (1953), с. 175.
- ↑ Тогда Роман также покрыл капители колонн золотой и серебряной фольгой. Джанин (1953), с. 169.
- ^ Jump up to: а б с д Плод (1953), с. 174.
- ↑ две эпиграммы . Палатинской антологии Об этом свидетельствуют Джанин (1953), с. 175.
- ^ Jump up to: а б с д Плод (1953), с. 176.
- ↑ Благочестивое предание гласит, что Влахернитисса пережила катастрофу и после 1453 года была перенесена в монастырь на Афоне и, наконец, в Москву.
- ^ Jump up to: а б с Мамбури (1953), с. 308.
- ^ Jump up to: а б с д Рончи (2010), с. 715
- ^ Рончи (2010), с. 714
Источники
[ редактировать ]- Мамбури, Эрнест (1953). Туристический Стамбул . Стамбул: Типография братьев Читури.
- Джанин, Раймонд (1953). Церковная география Византийской империи. 1. Часть: Константинопольская кафедра и Вселенский Патриархат. 3-й том. : Церкви и монастыри (на французском языке). Париж: Французский институт византийских исследований.
- Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Образный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополис, Стамбул до начала 17 века (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN 978-3-8030-1022-3 .
- Рончи, Сильвия; Браччини, Томмазо (2010). Константинопольский роман. Литературный путеводитель по Восточному Риму (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. ISBN 978-88-06-18921-1 .
- Гергель, Илие (1920). Некоторые соображения о значении слова «Влах» (на румынском языке). Бухарест: Литературные беседы.