Jump to content

Церковь Святой Марии Влахернской

Координаты : 41 ° 02'18 "N 28 ° 56'33" E  /  41,0383 ° N 28,9425 ° E  / 41,0383; 28.9425
Церковь Святой Марии Влахернской
Богородица Влахернская
Вид на современную церковь с севера
Церковь Св. Мария Влахернская Богородица Влахернская находится в Стамбуле Фатих
Церковь Св. Мария Влахернская Богородица Влахернская
Церковь Святой Марии Влахернской
Богородица Влахернская
Расположение в районе Фатих в Стамбуле.
41 ° 02'18 "N 28 ° 56'33" E  /  41,0383 ° N 28,9425 ° E  / 41,0383; 28.9425
Расположение Айвансарай , Стамбул
Страна Турция
Номинал греческий православный
История
Основан 450
Основатель(и) Элия ​​Бьюти
Преданность Богородица тон Влахернон
Культ (ы) присутствует Сент-Мэри
Архитектура
Завершенный 1867

Церковь Святой Марии Влахернской (полное имя на греческом : Θεοτόκος των Βλαχερνών (pr. Theotókos ton Vlachernón ); турецкое название: Мерьем Ана Килисеси ) — восточно-православная церковь в Мустафа-паше Бостани Сокаке в Айвансарае в районе Фатих в Стамбуле , прямо внутри старого города -крепости . Во второй половине византийского периода первоначальный церковный комплекс на этом месте был одним из самых важных святилищ Византии , возможно, превосходя по значимости собор Святой Софии из-за своей близости к Влахернскому дворцу . [1] Византийский церковный комплекс был разрушен в 1434 году, а в девятнадцатом веке на этом месте была построена небольшая новая церковь. Сегодня он защищен высокой стеной и окружен садом.

Агиасма Влахернская на рисунке 1877 года из византийских топографических исследований А. Г. Паспата.

В 450 году императрица Элия Пульхерия начала строительство церкви возле аязмы или источника святой воды , расположенного за стенами Феодосия II, у подножия шестого холма Константинополя . После ее смерти в 453 году святыню достроил ее муж, император Маркиан . [2]

Император Лев I возвел рядом с церковью еще два здания: парекклесион , [3] назван Айя Сорос (святой реликварий), потому что здесь хранились священная мантия и одеяние Богородицы, привезенные из Палестины в 473 году, а также здание Айон Лусма (священная баня), в котором находился источник. [2]

В первой четверти VI века императоры Юстин I и Юстиниан I восстановили и расширили церковь. [2]

Растущая важность комплекса побудила императоров переехать в окрестности и начать строительство того, что впоследствии стало императорским дворцом Влахерн . [4] Скарлатос Византий в своей влиятельной работе под названием «Константинополь» упоминает первоначальную греческую традицию, согласно которой район был назван в честь вида рыбы, называемого на латыни «Лакернай», которого местные жители ловили там в больших количествах и называли «Влахернай». [5] По мнению румынского автора Илие Гергеля, название может происходить от старого термина, используемого для румын (Влах, Блак и т. д.), а также от небольшой колонии валахов . [6]

В церкви находилась знаменитая икона Богородицы . Влахернитисса , названная в честь церкви Он был расписан по дереву и украшен золотом и серебром. Византийцы считали эту икону и мощи Богородицы, хранившиеся в парекклесионе, чрезвычайно могущественными во время войны или стихийного бедствия. Первое доказательство их силы произошло в 626 году, когда Константинополь был осажден объединенными армиями аваров и персов в то время, когда император Ираклий отсутствовал, сражаясь с персами в Месопотамии. Его сын Константин , патриарх Сергий и патриций Бонус пронесли икону по валам, и вскоре после этого аварское войско было уничтожено. [7] Хан аваров потом рассказывал , что его напугало видение женщины, украшенной драгоценностями, идущей вдоль стен. [7]

По окончании осады византийцы узнали, что церковь (которая в то время находилась за стенами) была единственной, не разграбленной захватчиками. [7] Когда победоносный Ираклий вернулся в Константинополь с Животворным Крестом , захваченным персами в Иерусалиме, Патриарх принял его в церкви Святой Марии. Некоторое время спустя император построил единственную стену , чтобы защитить церковь, таким образом окружив пригород Влахерн внутри города. [4]

Карта Константинополя около 1420 года, составленная по Кристофоро Буондельмонти . Район Влахерн можно увидеть в центральной левой части карты, окруженный с двух сторон городскими стенами, ниже Золотого Рога.

Победа Византии во время арабской осады 717–718 годов также была приписана защите Богородицы Влахернитиссы, как и победа Византии над вторжением русов в 860 году. В последнем случае Покров Богородицы ( мафорион ) который присоединился к другим реликвиям в церкви, был погружен в море, чтобы призвать Божию защиту для флота. В 926 году во время войны против Симеона Болгарского сила мощей Богородицы также помогла убедить болгарского царя вести переговоры с византийцами, а не штурмовать город. [8] В начале 10 века каждую пятницу проходила процессия , во время которой эти мощи приносились в церковь Халкопратия, недалеко от собора Святой Софии. [9]

15 августа 944 года церковь получила еще две важные реликвии: письмо, написанное королем Абгаром V Иисусу Эдессы , и Мандилион . Оба впоследствии были перенесены в церковь Богородицы Фаросской . [10]

Будучи центром почитания изображений, церковь Святой Марии также играла важную роль в византийских религиозных спорах. В период иконоборчества в церкви состоялось заключительное заседание Иерийского Собора , на котором был осужден культ изображений. [8] В результате этого решения император Константин V его фигуративные мозаики и заменить их другими, изображающими природные сцены с деревьями, птицами и животными. приказал уничтожить [11] Тогда икона Влахернитиссы была сокрыта под слоем серебристого раствора. [2] В 843 году, с окончанием иконоборчества , праздник Православия впервые отмечался во Влахернской церкви Агрипнией ( «святым бдением »), приходившимся на первое воскресенье Великого поста . [8] Фомаида Лесбосская , мирянка, которую позже считали святой, регулярно посещала церковь в 10 веке и молилась перед Айя Соросом (куда мирянам не разрешалось). [9]

Влахернитисса была снова обнаружена во время реставрационных работ, проведенных во время правления Романа III Аргира в начале 11 века. [12] и снова стал одной из самых почитаемых икон Константинополя. Церковь Святой Марии была полностью разрушена во время пожара в 1070 году, но была восстановлена ​​Романом IV Диогеном и Михаилом VII Дукой по тому же плану. [7]

По словам Анны Комнине , икона Богородицы Влахернитиссы в церкви претерпела то, что стало известно как «привычное чудо» ( греч . синетис тавма ). [13] В пятницу после захода солнца, когда церковь была пуста, покрывало, закрывавшее икону, медленно поднималось, открывая лик Богородицы, а через двадцать четыре часа оно снова медленно опускалось. Чудо происходило нерегулярно и полностью прекратилось после латинянами . завоевания города [13]

После латинского вторжения в 1204 году церковь была занята латинским духовенством и передана непосредственно под Святейший Престол . Перед распадом Латинской империи выкупил Иоанн III Дука Ватацес церковь и многие монастыри для православного духовенства в обмен на деньги. [10]

29 июня 1434 года дворянские дети, охотившиеся на голубей на крыше церкви, случайно устроили пожар, уничтоживший весь комплекс и прилегающий квартал. [7] этот район в значительной степени находился в запустении В период Османской империи . В 1867 году Гильдия православных меховщиков выкупила участок земли вокруг святого источника и построила там новую небольшую церковь.

Описание

[ редактировать ]

Религиозный комплекс Влахерн состоял из трех зданий: церкви Святой Марии, часовни реликвария ( Айя Сорос ) и Священной бани ( Айон Лоусма ). [13]

Собственно церковь, определяемая всеми источниками как «большая» ( mégas naós ), имела тип базилики , с пространством, разделенным на три нефа двумя колоннадами , как и другие церкви раннего типа в Константинополе, такие как церковь Св. Иоанна Студии . Он имел прямоугольную форму в плане со сторонами 96 метров (310 футов) и 36 метров (120 футов). [11] Юстиниан, по-видимому, добавил к церкви купол, поскольку Прокопий в своем труде «О строении » говорит, что обе колоннады изогнуты в середине нефа, описывая полукруг. [2] Император Юстин II добавил два боковых рукава, придав плану вид креста. [14] Реконструкция 1070 года могла следовать этому плану. Испанский посол Руй Гонсалес де Клавихо , посетивший Константинополь в 1402 году, писал, что здание было разделено на три нефа, причем центральный выше фланговых. Колонны были выполнены из зеленой яшмы , а капители и основания колонн были позолочены и вырезаны из белого мрамора. [11] К тому времени у церкви уже не было купола, а был разноцветный секционный потолок, украшенный золотыми гирляндами. [11]

Предполагаемая Влахернитиссская икона Божией Матери , хранящаяся в Третьяковской галерее .

Стены в то время были покрыты цветными мраморными панелями, при этом первоначально серебристый раствор . использовался [13] Около середины нефа находился серебряный амвон , а в конце стоял богатый иконостас, покрытый изображениями. [11] Верхние стены были украшены мозаикой, изображающей чудеса Христа и эпизоды его жизни вплоть до Вознесения . [11] В церкви также были трибуны и молельня. Императорский дворец во Влахернах, расположенный выше по склону холма, выходил на церковь и был соединен с ней портиком и лестницей. [15]

Справа от церкви стоял круглый парекклисион Айя Сорос , в котором хранилось платье и одеяние Богородицы. покрывало и часть ее пояса (ныне в Ватопедском монастыре на Афоне Там же позже хранились ). Здание имело притвор и трибуны. [15] икона Богородицы, подаренная императором Львом I и его женой Вериной Там же почиталась . Справа от него хранился ларец, украшенный золотом и серебром, в котором находились мощи. [15] Они были спасены от латинских оккупантов в 1204 году и хранились в церкви после восстановления Империи, но были уничтожены во время пожара 1434 года. [15] [16]

Справа от парекклесиона, соединенная с ним дверью, находилась ванна , в которой окунался император. Он состоял из трех частей: гардеробной, где он раздевался, колимбоса ( бассейна для погружения) и зала святого Фотина. Украшенный иконами колимб представлял собой большую комнату, увенчанную куполом, с бассейном посередине; вода лилась в бассейн из рук мраморной статуи Богородицы. Центр купола украшало изображение святого Фотина. [17] Ежегодно 15 августа (праздник Успения Пресвятой Богородицы ), после поклонения Мафориону ( святому покрывалу) Богородицы, император трижды окунался в этот священный бассейн. [17]

Небольшая церковь, в которой сегодня находится аязма (святой источник), имеет трапециевидную форму с покатой крышей и украшена современными иконами и фресками. Ориентирован в направлении северо-запад-юго-восток. Святой источник, который, как полагают, обладает целительной силой, до сих пор является популярным местом для православных и мусульманских паломников, которые бросают в бассейн монеты и заколки для волос. [17] Паломники также могут ритуально промыть глаза у крана. [18] Над ними современная надпись- палиндром гласит: « Nípson anomímata mi mónan ópsin » ( по-гречески : «Омой грехи не только глаза»). [18] Вода стекает в подземную галерею, которая, согласно традиции, связывает эту аязму с аязмой в Балыклы на другом конце города. [18]

Церковью управляют епископос и два папада . [19] Каждую пятницу утром акафист здесь , составленный Патриархом Сергием во время осады 626 года . поется [18]

  1. ^ О важности Церкви можно, среди прочего, судить по тому факту, что по всему православному миру (от Крита до Херсона в Крыму ) многие церкви находились под одним и тем же посвящением. Джанин (1953), с. 169.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Плод (1953), с. 169.
  3. ^ Парекклесион , часовня прислоненная к стене церкви или притвора.
  4. ^ Jump up to: а б Мюллер-Винер (1977).
  5. ^ Скарлатос, Византий. Константинополь: топографическое, археологическое и историческое описание знаменитой столицы и ее окрестностей по обе стороны Золотого Рога и Босфора, с древнейших времен до наших дней . Перевод Харис Теодорелис-Ригас. ISBN  9786054640652 .
  6. ^ Гергель (1920), с. 4.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Плод (1953), с. 170.
  8. ^ Jump up to: а б с Плод (1953), с. 171.
  9. ^ Jump up to: а б Холсолл, Пол (1996). «Житие святого Фомаиды Лесбосской». Святые женщины Византии: Жития десяти святых в английском переводе . Думбартон-Оукс. п. 309. ИСБН  978-0-88402-248-0 . Проверено 3 марта 2024 г.
  10. ^ Jump up to: а б Плод (1953), с. 172.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж Плод (1953), с. 175.
  12. Тогда Роман также покрыл капители колонн золотой и серебряной фольгой. Джанин (1953), с. 169.
  13. ^ Jump up to: а б с д Плод (1953), с. 174.
  14. две эпиграммы . Палатинской антологии Об этом свидетельствуют Джанин (1953), с. 175.
  15. ^ Jump up to: а б с д Плод (1953), с. 176.
  16. Благочестивое предание гласит, что Влахернитисса пережила катастрофу и после 1453 года была перенесена в монастырь на Афоне и, наконец, в Москву.
  17. ^ Jump up to: а б с Мамбури (1953), с. 308.
  18. ^ Jump up to: а б с д Рончи (2010), с. 715
  19. ^ Рончи (2010), с. 714

Источники

[ редактировать ]
  • Мамбури, Эрнест (1953). Туристический Стамбул . Стамбул: Типография братьев Читури.
  • Джанин, Раймонд (1953). Церковная география Византийской империи. 1. Часть: Константинопольская кафедра и Вселенский Патриархат. 3-й том. : Церкви и монастыри (на французском языке). Париж: Французский институт византийских исследований.
  • Мюллер-Винер, Вольфганг (1977). Образный лексикон по топографии Стамбула: Византия, Константинополис, Стамбул до начала 17 века (на немецком языке). Тюбинген: Васмут. ISBN  978-3-8030-1022-3 .
  • Рончи, Сильвия; Браччини, Томмазо (2010). Константинопольский роман. Литературный путеводитель по Восточному Риму (на итальянском языке). Турин: Эйнауди. ISBN  978-88-06-18921-1 .
  • Гергель, Илие (1920). Некоторые соображения о значении слова «Влах» (на румынском языке). Бухарест: Литературные беседы.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b95643834fa5776d13dc20d7c0e049d__1714195860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/9d/5b95643834fa5776d13dc20d7c0e049d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Church of St. Mary of Blachernae - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)