Албания
Альбаной Albanoi ( древнегреческий : Ἀλβανοί , Albani ; латынь : иллирийским ) были племенем . Возможно, они были впервые упомянуты Гекатеем Милетским (550–476 гг. до н. э.) под именем Аброи . Птолемей (100–170 гг. н. э.) — первый автор, упоминающий их под именем Альбаной . Их центральное поселение называлось Альбанополис ( Ἀλβανόπολις ) и располагалось примерно между реками Мат и Шкумбин , в центральной Албании . Археологический памятник Згердхеш был определен как вероятное местонахождение Альбанополиса. Стефан Византийский, воспроизведший Гекатея, добавил запись о другом поселении под названием Арбон в Иллирии , жителей которого называли арбониой или арбонитами . Еще один Арбон был записан Полибием . Иоанн Никиюй писал в VII веке нашей эры о народе, известном как Арбанитаи, в греческом переводе рукописи.
В средние века названия Албаной и Арбанитай/Албанитай относились к средневековым албанцам как к этнической группе. Эквивалентные термины на латыни — Albanenses / Arbanenses , на славянском Arbanasi и позже на турецком Arnaut . Эти имена отражают албанский этнический эндоним Arbëreshë / Arbëneshë , который сам по себе происходит от Albanoi . В археологических записях албанои упоминаются в надгробной надписи в Стоби , а Альбанополис упоминается в другой надгробной надписи возле Скупи . другой этноним, Арбайос, найденный в Финики С ними, вероятно, связан .
Имя
[ редактировать ]Албанои, возможно, впервые были упомянуты Гекатеем Милетским (550–476 гг. до н.э.) под именем Аброи , который жил в той же местности. Аброи возможно, возникли в результате метатезы Арбои , , другого лингвистического процесса или обычного неправильного ассоциирования Гекатеем местного имени с древнегреческим термином аброс, чтобы лучше адаптировать его к греческому языку. [ 1 ] Птолемей (100–170 гг. н. э.) — первый автор, упоминающий их под именем Альбаной .
Название этого иллирийского племени — Аброи/Арбои и Албанои — породило этноним Арбён / Арбёр , албанцы , [ 2 ] [ 3 ] рано распространился на все иллирийские племена, говорящие на одной и той же идиоме . [ 2 ] Процесс был аналогичен распространению названия иллирийцы от небольшой группы людей на Адриатическом побережье — иллирийцев . Это произошло и при распространении этнонима греки / эллины от греков и эллинов . [ 3 ]
Древняя и средневековая литература
[ редактировать ]Албанои, вероятно, впервые появились под именем Аброи в древней литературе. [ 4 ] Аброи, возможно, были составным племенем более крупной группы таулантиев . [ 5 ] Впервые они упоминаются Гекатеем Милетским (550–476 гг. до н. э.) во фрагменте 69 « Периода Геса» . Гекатей помещает их рядом с таулантами, жившими по Адриатике и Энчелеям . В картографиях XIX и XX веков они по-разному размещаются в верховьях Деволла или прибрежной зоне между Мат и Шкумбин реками . Их имя на самом деле могло быть Арбои, поскольку Аброи могли возникнуть в результате метатезы, другого лингвистического процесса или обычной неправильной ассоциации Гекатеем их имени с древнегреческим термином аброс, чтобы лучше адаптировать его к греческому языку. Название Арбои напрямую связывает их с более поздними Альбаноями , жившими в том же регионе. [ 4 ] Стефан Византийский, который скопировал большую часть работ Гекатея в VI веке нашей эры, добавил еще одну запись о городе под названием Арбон в Иллирии согласно Полибию и определил его демонимы как Арбониос и Арбонитис . [ 6 ]
Полибий (200–118 гг. до н. э.) упоминает место под названием «Арбон» в своем описании Иллирийских войн . «Арбон» в ряде неправильных переводов был назван «островом» или «городом», хотя Полибий никогда не упоминает его как таковой. Это место не было идентифицировано, и маловероятно, что оно относится к северному Адриатическому острову Раб (впервые засвидетельствованному Плинием как Арба). [ 7 ] Междисциплинарное прочтение отрывка указывает на то, что «Арбон» на самом деле мог находиться в центральной Албании, примерно в том же месте, что и более поздние Альбанополис ( Птолемей ) и Арбанон ( Анна Комнен ). Вильгельм Томашек (1841-1901) считал Арбон «первым свидетельством современного названия Албании». [ 8 ]
Птолемей (100-170 гг. н.э.) — первый автор, упоминающий этноним албаной в «Географии» . Албанои упоминаются в третьей книге «Географии». Это был народ, живший в районе между Матом и Шкумбиным и владевший селением Альбанополис. Иоганн Георг фон Хан первым отметил, что суффикс -polis («город»), вероятно, был добавлен позже другими авторами, поскольку в других изданиях он упоминается как «Альбанос-полис» или «Альбанос». [ 9 ] Згердхеш был определен как вероятное местонахождение Альбанополиса. Неизвестно, соответствует ли его местоположение региону, упомянутому как Арбанон , упомянутому Анной Комниной в Алексиаде о событиях, связанных с первым вторжением норманнов на Балканы (1081 г.). Признаки движения с больших высот в гораздо более ранний период были обнаружены в распространении албанских топонимов, оканчивающихся на -esh , происходящих от латинского -ensis ( вульгарно-латинское -ēsis ), между реками Шкумбин и Мат , с концентрация между Эльбасаном и Круей . [ 10 ]
Иоанн Никиюйский (7 век), коптский епископ, во французском переводе рукописи под названием « Хроника» упоминает , что варвары, иноземные народы и иллирийцы разоряли города христиан и заживо брали жителей в Византийской империи . Герман Зотенберг , который перевел «Хронику» с геэза на французский язык, использовал термин «иллирийцы» , термин, который в оригинальной рукописи соответствовал слову «Альверикон» . Альверикон в византийско-греческом переводе Хроники соответствовал термину Альбани(к/т)он (родительный падеж от Албанитаи). Константин Сатхас (1842-1912), который первым зафиксировал расхождения между разными переводами, считал упоминание Альверикона свидетельством того же населения, что и иллирийские Албанои. [ 11 ]
Михаил Атталиатес (1022–1080) дважды упоминает термин Албаной и один раз термин Арбанитаи . Термин Альбаной впервые используется для описания групп, восставших на юге Италии и Сицилии против византийцев в 1038–1040 годах. Второе использование термина Албаной связано с группами, которые поддержали восстание Георгия Маниака в 1042 году и прошли с ним маршем по Балканам против византийской столицы Константинополя . Термин Арванитай используется для описания восстания болгар (булгарой) и арбанитов в теме Диррахия в 1078-79 гг. Принято считать, что Арбанитаи относится к этнониму средневековых албанцев . Таким образом, это считается первым свидетельством существования албанцев как этнической группы в византийской историографии. [ 12 ] Использование термина албаной в 1038–1049 и 1042 годах в качестве этнонима, связанного с албанцами, было предметом споров. В так называемом «дебате Вранусси-Дюселье» Ален Дюселье предположил, что оба варианта использования этого термина относятся к средневековым албанцам. Эра Вранусси возражал, предположив, что первое использование относилось к норманнам , в то время как второе не обязательно имело этническую коннотацию и могло быть ссылкой на норманнов как на «иностранцев» ( aubain ) в Эпире , через который прошли Маниак и его армия. [ 12 ] Этот спор так и не был разрешен. [ 13 ] Более новый синтез второго использования термина Albanoi Пеллумбом Чуфи предполагает, что термин Albanoi , возможно, относился к албанцам определенного района Арбанон , а Arbanitai - к албанцам в целом, независимо от конкретного региона, в котором они жили. [ 14 ] С тех пор, в последующие столетия, термин албаной широко использовался как этноним средневековых албанцев в византийской литературе. Албаной является формальным термином для албанцев в современном греческом языке, и до 20-го века он использовался как синоним термина Арбанитаи , который теперь в греческом языке относится исключительно к арванитам . [ 15 ] Эти имена отражают албанский эндоним Arbër/n + esh, который сам по себе происходит от того же корня, что и название Albanoi. [ 16 ]
Археология
[ редактировать ]В археологических записях Альбаной и Альбанополис прямо засвидетельствованы в двух погребальных надписях. Топоним Альбанополис был найден на надгробной надписи в Горно-Сонье , недалеко от города Скопье (древний Скупи ), современная Северная Македония . [ 17 ] Он был раскопан в 1931 году Николой Вуличем, а его текст был куратором и опубликован в 1982 году Боркой Драгоевич-Йосифовской . Надпись на латыни гласит: [ 18 ]
ПОЗИС МЕСТИЛУ Ф[ИЛИУС] ФЛ[АВИА] ДЕЛЬВС МВЦАТИ Ф[ИЛИЯ] ДОМ[О] АЛБАНОП[ОЛИ] ИПСА ДЕЛЬВС |
Посис Местылу, сын Флавии Делус, дочери Муката, родом из Альбанополя. |
Он датируется концом I века нашей эры и началом II века нашей эры. Драгоевич-Йосифовска добавила к существующему прочтению две строки: VIVA P(OSUIT) SIBI/ ET VIRO SUO. Как и другие, он, предположительно, поселился в Скупи из Альбанополиса. [ 18 ] Имя прародителя упомянутого народа – Мукатус – имеет палео-балканский корень Мук- , Μουκ- , распространенный по центральным Балканам и имеющий разные суффиксы в зависимости от языка, на котором он использовался. форма Mucatus характерна В частности, для дарданов (подобная форма встречается и у пирустов в Дардании). [ 19 ]
Местонахождение Згердхеш , к юго-западу от Круи в центральной Албании, было определено как вероятное местонахождение Альбанополиса. [ 20 ] Поселение занимало 10 га на месте городища. Раскопки показывают, что это место было заброшено вскоре после завоевания римлянами южной Иллирии ( Третья Иллирийская война ). [ 21 ] Поскольку Альбанополис действительно существовал намного позже, как подчеркивается в надписи Скупи, вполне возможно, что жители переместили свое поселение. [ 22 ]
Этноним Альбанос был найден на погребальной надписи II/III веков н. э. из древних Стоби , недалеко от Градско, примерно в 90 км к юго-востоку от Горно-Сонье. Надпись на древнегреческом языке гласит: [ 23 ]
FL(AVIO) АЛЬБАНО В ТЕКНО ЭМИЛИАНОС АЛЬБАНО(Ы) ПАМЯТЬ(И) [ЧАРИН] |
Памяти Флавио Альбаноса, его сына Эмилианоса Альбаноса. |
Надпись на древнегреческом языке в Финике , на юге Албании, связанная с актом освобождения раба Никарха Никомахова Арбайоса, связана с албаной, поскольку арбайос - это этноним, имеющий тот же корень, что и албаной, и больше нигде не засвидетельствован. [ 24 ] Считается, что Арбайос не был жителем города Финики, а был переселен туда из более северных районов центральной Албании. [ 25 ] Надпись была раскопана в 1920-х годах Луиджи Уголини . Он датируется III/II веками до нашей эры. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пласари 2020 , стр. 10–11.
- ^ Перейти обратно: а б Демирадж 2020 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 2009 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б с Пласари 2020 , стр. 10–11
- ^ Уилкс 1996 , с. 98.
- ^ Пласари 2020 , с. 22.
- ^ Виннифрит, 2021 , с. 70.
- ^ Пласари 2020 , с. 15.
- ^ Пласари 2020 , с. 18.
- ^ Уилкс 1996 , с. 279.
- ^ Пласари 2020 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Пласари 2020 , с. 41
- ^ Куанруд 2021 , с. 1.
- ^ Пласари 2020 , с. 43.
- ^ Балциотис 2018 , с. 101.
- ^ Демирадж 2015 , с. 481.
- ^ Пласари 2020 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Драгоевич-Йосифовска 1982 , с. 32.
- ^ Бабамова 2008 , стр. 91–92.
- ^ Уилкс 1996 , с. 135.
- ^ Донев 2018 , с. 35.
- ^ Донев 2018 , с. 28.
- ^ Спасовская-Димитриоска 2000 , с. 258.
- ^ Кабанес 1974 , с. 572.
- ^ Пласари 2020 , с. 12.
Источники
[ редактировать ]- Бабамова, Славица (2008). «Личные имена на территории Пеонии в римский период» . Жива Антика / Antiquité Vivante . 58 (1–2): 87–96. eISSN 2671-3985 . ISSN 0514-7727 .
- Бальциотис, Ламброс (2018). «Греки и албанцы в XIX и XX веках: последовательное и обратное восприятие» . Synchrona Themata (на греческом языке). 2018/2019 (143–144).
- Бисоку, Касем (1992). «Албанские этнические регионы в средние века и распространение национального названия «Арбер» » . Студия Альбаника . XXIX : 02.01.
- Кабанес, Пьер (1974). Эпир: от смерти Пирра до римского завоевания (272–167 гг.) (на французском языке). Париж: Литературные анналы Безансонского университета.
- Кэмпбелл, Дункан Р.Дж. (2009). Так называемые галаты, кельты и галлы на раннеэллинистических Балканах и нападение на Дельфы в 280–279 гг. до н.э. (Диссертация). Университет Лестера.
- Демирадж, Шабан (2015). "Албанский". В Джакалоне Рамат, Анна (ред.). Индоевропейские языки . Рутледж. ISBN 978-1134921874 .
- Демирадж, Бардил (2020). «Эволюция албанского языка». Студия Альбаника (2). Академия наук Албании : 33–40. ISSN 0585-5047 .
- Донев, Дамьян (2018). «Аспекты римской урбанизации на эллинистических Балканах». В Виллете, Ринсе (ред.). Экономика урбанизма на Римском Востоке (PDF) . Пропилеи. ISBN 978-3-947450-96-1 .
- Драгоевич-Йосифовска, Борка (1982). Надписи из Верхней Мезии, Скупи и Кумановской области . Центр эпиграфических и нумизматических исследований философского факультета Белградского университета. ISBN 8680269166 .
- Плазари, Аурел (2020). «Албанцы в свидетельствах от поздней античности до раннего средневековья» . Албанские исследования . 2 . Академия наук Албании.
- Куанруд, Джон (2021). «Албаной в истории Михаила Атталиата: возвращение к дебатам Вранусси-Дюселье» . Византийские и новогреческие исследования . 45 (2): 149–165. дои : 10.1017/byz.2021.11 . S2CID 237424879 .
- Спасовская-Димитриоска, Гордана (2000). Ханиотис, Ангелос (ред.). Греческое эпиграфическое приложение . Дж. К. Гибен. ISBN 9789050632287 .
- Уилкс, Джон (1996) [1992]. Иллирийцы . Уайли. ISBN 978-0-631-19807-9 .
- Виннифрит, Том (2021). Ничьё королевство: История Северной Албании . Сигнальные книги. ISBN 9781909930957 .