Jump to content

Французская литература XVIII века.

Французский
Язык и литература

Авторы Освещенные категории

История французской литературы


Средневековый
16 век 17 век
18 век 19 век
20 век Современный

Литература по странам


Франция Квебек
Постколониальный Гаити
Франко-американский

Порталы


Франция Литература
Французская литература Викиисточник

Вольтер
Руссо

Французская литература XVIII века — это французская литература, написанная между 1715 годом, годом смерти короля Франции Людовика XIV , и 1798 годом, годом государственного переворота Бонапарта , который привел к власти Консульство , завершил Французскую революцию и началась новая эпоха французской истории. Этот век огромных экономических, социальных, интеллектуальных и политических преобразований породил два важных литературных и философских движения: во время того, что стало известно как Эпоха Просвещения , философы подвергли сомнению все существующие институты, включая церковь и государство, и применили рационализм и научный анализ к общество; и совсем другое движение, возникшее в качестве реакции на первое движение; зарождение романтизма , превозносившего роль эмоций в искусстве и жизни.

Как и аналогичное движение в Англии того же времени, писатели Франции XVIII века были критическими, скептическими и новаторскими. Их непреходящим вкладом были идеи свободы , терпимости , гуманизма , равенства и прогресса , которые стали идеалами современной западной демократии.

Контекст

[ редактировать ]
Людовик XV
Людовик XVI

XVIII век стал свидетелем постепенного ослабления абсолютной монархии, созданной Людовиком XIV . Его власть ускользнула во время Регентства Филиппа Орлеанского (1715–1723) и длительного режима короля Людовика XV , когда Франция проиграла Семилетнюю войну с Англией и потеряла большую часть своей империи в Канаде и Индии. Франция была вынуждена признать растущую мощь Англии и Пруссии. Монархия окончательно закончилась с приходом короля Людовика XVI , который не смог понять или контролировать силы Французской революции. Конец века стал свидетелем рождения Соединенных Штатов с помощью французских идей и вооруженных сил; провозглашение Французской Республики в 1792 году и приход к власти Наполеона Бонапарта , заложившие основу для истории современной Франции.

Мария Антуанетта
«Туалет Венеры» (1751) олицетворяет внешне приятную элегантность зрелого стиля Буше.

XVIII век также принес во Францию ​​огромные социальные изменения; огромный рост населения; и, что еще важнее, рост класса богатых благодаря новым технологиям ( паровой двигатель , металлургия ) и торговле с французскими колониями в Новом Свете и Индии. Французское общество было иерархическим, с духовенством (первое сословие) и дворянством (второе сословие) наверху, а третье сословие включало всех остальных. Члены третьего сословия, особенно наиболее богатые и влиятельные, начали бросать вызов культурной и социальной монополии аристократии; Французские города стали иметь собственные, независимые от аристократии театры, кофейни и салоны. Возвышение третьего сословия сыграло важную роль в свержении монархии во время Французской революции 1789 года.

Французское мышление также значительно развилось благодаря крупным открытиям в науке, сделанным Ньютоном , Уаттом , Вольтой , Лейбницем , Бюффоном , Лавуазье и Монжем и другими, а также их быстрому распространению по всей Европе через газеты, журналы, научные общества и театры.

Вера в науку и прогресс была движущей силой первой французской Дени энциклопедии Дидро и Жана ле Рона д'Аламбера . Авторитет католической церкви был ослаблен отчасти конфликтами между высшим и низшим духовенством, отчасти конфликтом между государством и иезуитами , которые были окончательно изгнаны из королевства в 1764 году. Легальный статус протестанты получили во Франции в 1787 году. Церковная иерархия находилась в постоянной борьбе с Люмьерами, многие из их произведений были запрещены, а французские суды приговорили протестанта Жана Каласа к смертной казни в 1762 году за богохульство , что было решительно осуждено Вольтером .

Исследования Нового Света и первые встречи с американскими индейцами также привнесли новую тему во французскую и европейскую литературу; экзотика и идея благородного дикаря , вдохновившая такие работы, как «Поль и Виржини» Жака -Анри Бернардена де Сен-Пьера . Возрос также обмен идеями с другими странами. Британские идеи были особенно важны, особенно такие идеи, как конституционная монархия и романтизм, которые оказали большое влияние на французских писателей, особенно в следующем столетии.

Изобразительное искусство 18 века было в высшей степени декоративным и ориентированным на доставление удовольствия, примером чему служат стиль Регентства и стиль Людовика XV , а также картины Франсуа Буше , Жана-Оноре Фрагонара , Ватто и Шардена , портретистов Квентина де Латура. , Наттье и Ван Лоо . К концу века появился более трезвый стиль, направленный на иллюстрирование пейзажей, работ и моральных ценностей, примером которых являются Грез , Юбер Робер и Клод Жозеф Верне . Ведущими фигурами французской музыки были Франсуа Куперен и Жан-Филипп Рамо , но их затмили другие европейские композиторы века, особенно Вивальди , Моцарт Гендель , Бах и Гайдн .

Об искусстве и архитектуре XVIII века см. Французское рококо и неоклассицизм.

Философы и литература идей

[ редактировать ]
Фонтенель
Энциклопедия
Монтескье
Дидро
Эммануэль Жозеф Сийес

Продолжая дело так называемых «распутников» 17-го века и критический дух таких писателей, как Бейль и Фонтенель (1657–1757), писатели, которых называли люмьерами , осуждали во имя разума и морали ценности, социальное и политическое угнетение своего времени. Они бросили вызов идее абсолютной монархии и потребовали общественного договора как новой основы политической власти, а также более демократической организации центральной власти в конституционной монархии с разделением властей между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. ( Монтескье , Дидро и Руссо .) [1] Вольтер боролся против злоупотреблений властью со стороны правительства, таких как цензура и грамоты, допускавшие тюремное заключение без суда, против сговора церкви и монархии, а также за « просвещенный деспотизм », при котором королям давали советы философы. [2]

Эти писатели, а также другие писатели, такие как аббат Сийес, один из главных авторов Декларации прав человека и гражданина , стали известны как философы . Они происходили из богатого высшего класса или третьего сословия, стремились к обществу, основанному на таланте и заслугах, а не к обществу, основанному на наследственности или касте. На их идеи сильно повлияли идеи Джона Локка в Англии. Они представили ценности свободы и равенства, которые стали идеалами Французской Республики, основанной в конце века. [3] Они защищали свободу совести и бросали вызов роли религиозных институтов в обществе. Для них толерантность была фундаментальной ценностью общества. Когда Конвент поместил прах Вольтера в Пантеон в Париже, они почтили его как человека, который «научил нас жить как свободные люди».

Хотя у философов были совершенно разные подходы, все они преследовали общую цель, как для человечества, так и для отдельных людей, — идеал счастья ( bonheur ). Некоторые, как Руссо, мечтали о счастье благородного дикаря, быстро исчезающем; другие, как Вольтер , искали счастья в мирских стремлениях к утонченности. Философы были оптимистами и ясно видели свою миссию; они не просто наблюдали, но непрерывно агитировали за достижение своих целей.

Важные произведения философов принадлежали к множеству разных жанров, например, сказка, иллюстрирующая конкретную философскую точку зрения ( Задиг (1747 г.) или Кандид (1759 г.), оба написаны Вольтером в 1759 г.); или сатира на французскую жизнь, замаскированная под письма из экзотической страны ( «Lettres persanes» Монтескье в 1721 году); или эссе ( «Дух законов» Монтескье в 1748 году, «Очерк толерантности» Вольтера в 1763 году; «Общественный договор в » Руссо 1762 году; « Дополнение к путешествию на Бугенвиль» , Дидро или « История двух Индий» аббата). Гийом-Тома Рейналь).

Комедии Мариво и Бомарше также сыграли свою роль в этой дискуссии о великих идеях и их распространении. Монументальным трудом философов была « Энциклопедия или резонный словарь наук, искусств и ремесел» , знаменитая энциклопедия Дидро и Даламбера, изданная в тридцати пяти томах с текстами и иллюстрациями с 1750 по 1772 год, сопровождаемая большое разнообразие эссе, выступлений, диалогов и интервью по всем аспектам знаний. [4]

Французский театр XVIII века.

[ редактировать ]
Вольтер в 24 года
Бомарше
Мариво

Великие французские драматурги 17 века Мольер , Расин и Корнель продолжали оказывать большое влияние на «Комеди Франсез» , но новую жизнь во французский театр привнесли трагедии Вольтера, введшие современные темы, сохранив при этом классические формы. александрийского « , как в пьесе Заир» в 1732 году и «Фанатизм Мухаммеда» в 1741 году, оба из которых пользовались большим успехом. Тем не менее, королевская цензура все еще действовала в театре при королях Людовике XV и Людовике XVI, и, несмотря на свою популярность, Бомарше с большим трудом поставил свою пьесу «Женитьба Фигаро» в Париже из-за ее политического послания. [5]

Ослабление нравов во времена французского Регентства привело к возвращению в 1716 году « Итальянской комедии» , изгнанной из Парижа при Людовике XIV. Здесь также был период великих театральных зрелищ; толпы людей шли в театр, чтобы увидеть знаменитых актеров и посмеяться над персонажами итальянской комедии дель арте , такими как Арлекин , Коломбина и Панталоне . Этот жанр использовал Мариво (1688–1763) в комедиях, сочетавших в себе проницательный анализ любовных чувств, тонкую словесную игру и анализ проблем общества, и все это посредством умелого использования отношений между хозяин и его камердинер. Его основные работы включают «Les Fausses Confidences» (1737), «Le Jeu de l'amour et du hasard» (1730) и «Ile des esclaves» (1725). [6]

Жан-Франсуа Реньяр и Ален-Рене Лесаж (1668–1747) также имели большой успех с нравственными комедиями, такими как «Вселенский легатэр» Реньяра и «Тюркаре » Лесажа в 1709 году. Но величайшим автором французских комедий XVIII века был Бомарше ( 1732–1799), который продемонстрировал мастерство диалога и интриг в сочетании с социальной и политической сатирой в образе Фигаро , камердинера, бросающего вызов власти своего хозяина, который представлен в двух крупных произведениях; «Севильский Барбье» (1775 г.) и «Свадьба Фигаро» (1784 г.).

Театр XVIII века также представил два новых жанра, которые сейчас считаются второстепенными, и оба сильно повлияли на французский театр следующего столетия; «Комедия слез» ( comédie larmoyante ) и буржуазная драма (drame буржуазия), рассказывавшая полные пафоса истории в реалистической обстановке и касавшаяся жизни буржуазных семей, а не аристократов. Некоторыми популярными примерами этих жанров были « Le Fils naturall» («Естественный сын») Дидро в 1757 году; Le Père de famille (Отец семейства) Дидро в 1758 году; Le Philosophe sans le savoir (Философ, который не знал, что он философ) Мишеля-Жана Седена (1765); La Brouette du vinaigrier («Тележка с уксусом») Луи-Себастьяна Мерсье (1775); и La Mère Coupable (Виновная мать) Бомарше (1792).

XVIII век также стал свидетелем развития новых форм музыкального театра, таких как театр водевиля и комическая опера , а также нового жанра литературных произведений о театре, таких как «Парадокс сюр ле комедии» Дидро ; сочинения Вольтера, защищающего театральных актеров от осуждения церкви; и осуждение Руссо аморальности в театре.

Французский роман XVIII века.

[ редактировать ]
Антуан Франсуа Прево
Antoine François Prévost
Кандид
Первая страница издания 1753 года «Манон Леско» .
Пьер Амбруаз Шодерло де Лакло
Жак-Анри Бернарден

В романе XVIII века произошли новшества по форме и содержанию, которые открыли путь современному роману - художественному произведению в прозе, повествующему о приключениях или эволюции одного или нескольких персонажей. В XVIII веке жанр романа получил широкое распространение среди читателей и был отмечен стремлением реалистично передать чувства с помощью таких литературных приемов, как повествование от первого лица, обмен письмами и диалоги, и все это пыталось показать в дух люмьеров, общества, которое развивалось. Французский роман находился под сильным влиянием английского романа благодаря переводу произведений Сэмюэля Ричардсона , Джонатана Свифта и Даниэля Дефо . [7]

Роман XVIII века исследовал все потенциальные приемы романа — разные точки зрения, неожиданные повороты сюжета, вовлекающие читателя, тщательный психологический анализ, реалистичные описания обстановки, воображение и внимание к форме. Тексты того периода сложно четко разделить на категории, но их можно условно разделить на несколько поджанров.

Философская сказка

[ редактировать ]

В эту категорию входят философские произведения Вольтера, Задига (1747) и Кандида (1759), а также более поздняя новелла «Ингеню» (1768), в которой Вольтер отошел от фэнтези и ввел большую часть социального и психологического реализма.

Реалистичный роман

[ редактировать ]

Этот поджанр сочетал соцреализм с историями о мужчинах и женщинах, ищущих любви. Примеры включают «Жизнь Марианны» (1741 г.) и «Le Paysan parvenu » (1735 г.) Мариво ; «Манон Леско» (1731) аббата Антуана Франсуа Прево (1731) и Le Paysan perverti Извращённый крестьянин ») (1775), роман в форме писем Николя-Эдме Ретифа (1734–1806). В этом поджанре есть поджанр реалистических романов о любви под влиянием испанской литературы; романы, полные сатиры, разнообразие социальных сред и молодые люди, осваивающие свой путь в новом мире. Классический пример — «История Жиля Бласа де Сантильяна» Алена-Рене Лесажа (1715).

Роман воображения

[ редактировать ]

Роман воображения рисовал жизнь в будущем; L'An 2440, rêve s'il en fut jamais (2440 год - мечта всех снов) Мерсье (1771); или фантастические рассказы le Diable amoureux (Влюбленный дьявол) Жака Казотта (1772).

Распутник, или эротический роман

[ редактировать ]

Распутник, или эротический роман, отличался эротизмом, соблазнением, манипуляцией и социальными интригами. Классическими примерами являются связи» «Опасные ( Пьера Шодерло де Лакло 1782); Жюстин, или несчастья добродетели Донасьена Альфонса Франсуа де Сада ( маркиза де Сада ) (1797); Le Sopha-conte мораль ( «Софа — нравственная сказка ») Клода Проспера Жолио де Кребийона (1745 г.), а также les Bijoux indiscrets ( «Нескромные драгоценности ») (1748 г.) и La Religieuse ( «Монахиня ») Дидро (1760 г.).

Роман чувств

[ редактировать ]

Роман чувств появился во второй половине XVIII века, с публикацией «Жюли или Новая Элоиза» ( «Жюли, или Новая Элоиза» ) в романе в форме писем, написанном Жан-Жаком Руссо (1761). . Он был создан по образцу английского романа Сэмюэля Ричардсона «Памела» , который стал самым продаваемым романом века, привлекая читателей своим доромантическим изображением природы и романтической любви. Другой популярный пример — «Поль и Виржини» Жака-Анри Бернардена де Сен-Пьера (1787).

Роман распался

[ редактировать ]

Romans éclatés , грубо переведенный как «Романы, разбитые на части», такие как «Жак фаталист и сын мэтра » (англ. Jacques the Fatalist and His Master ) (1773 г.) и le Neveu de Rameau (англ.: Племянник Рамо ) (1762 г.) Дидро почти невозможно классифицировать, но они напоминают модернистские романы, вышедшие столетие или больше спустя.

Рождение автобиографии в XVIII веке.

[ редактировать ]

Литературные истории из жизни людей были популярны на протяжении всего XVIII века, благодаря таким популярным книгам, как «Жизнь » моего отца (1779 г.) и «Мсье Николя» (1794 г.) Николя-Эдме Ретифа, но успех В этом столетии жил Жан-Жак Руссо, который основал жанр современной автобиографии с помощью «Les Rêveries du promeneur solitaire» ( «Сны одинокого пешехода ») в 1776 году и «Исповедей» в 1782 году, которые стали образцами для всех романов самопознания. .

Французская поэзия XVIII века.

[ редактировать ]
Андре Шенье.

Вольтер с большим мастерством использовал стихи в своих «Poème sur le désastre de Lisbonne» ( «Поэма о Лиссабонской катастрофе» ) и в «Le Mondain» ( «Человек о городе» ), но его поэзия принадлежала классической школе 17 века. Лишь немногие французские поэты XVIII века имеют прочную репутацию; в их число входят Жак Делиль (1738–1813) для «Les Jardins» ( «Сады ») в 1782 году; и Эварист де Парни (1753–1814) для Элегии в 1784 году, которые одновременно способствовали рождению романтизма, а также поэзии природы и ностальгии.

Самым известным сегодня поэтом XVIII века является Андре Шенье (1762–1794), создавший выразительный стиль в своих знаменитых произведениях «Jeune Tarentine» ( «Молодой тарентинец» ) и «La Jeune Captive» ( «Молодой пленник» ), опубликованных только в 1819 году. , спустя много времени после его смерти во время террора Французской революции.

Фабр д'Эглантин был известен как своими песнями, такими как Il pleut, il pleut, bergère ) ( Дождь, пастушка ), так и своим участием в написании нового французского республиканского календаря, созданного во время Французской революции.

Другие жанры французской литературы XVIII века.

[ редактировать ]
Жорж-Луи Леклерк, граф Бюффон, картина Франсуа-Юбера Друэ .
Сен-Жюст.
Робеспьер
Жорж-Жак Дантон
  • Жанр современной художественной критики был заложен Дидро в Салонах , в которых он анализировал способы создания эмоций произведениями искусства на примере чувств, навеянных поэтическими руинами, написанными Юбером Робером.
  • Жорж-Луи Леклерк, граф Бюффон , популяризировал научные открытия своего столетия с помощью массивной «Histoire naturallle» ( «Естественная история» ), опубликованной с большим успехом между 1749 и 1789 годами.
  • Во время Французской революции политические речи стали популярным жанром литературы с публикацией речей таких талантливых ораторов, как Оноре Габриэль Рикети, граф де Мирабо , Луи Антуан де Сен-Жюст , Жорж Дантон и Максимилиан Робеспьер .

Французская литература XVIII века предлагала богатую коллекцию произведений всех жанров и объединяла, а не противопоставляла философские и аналитические взгляды Философов и Люмьера с более субъективными и личными взглядами зарождающегося романтического движения. Многие произведения XVIII века забыты, но век породил и ряд писателей, великих как по оригинальности и важности своих идей, так и по литературному таланту; такие писатели, как Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро и Бомарше, чьи идеи цитируются до сих пор. Они использовали свои романы и пьесы как оружие, которое глубоко изменило их общество, выражая при этом свою индивидуальность и чувства. Во многом благодаря этим писателям в XVIII веке французский язык стал языком культуры, политических и социальных реформ по всей Европе, включая Америку и Россию. [8]

  1. «Человек рождается свободным, и всюду он в цепях» Руссо писал в « Общественном договоре » (1762 г.): . Идея была адаптирована Томасом Джефферсоном 14 лет спустя в Декларации независимости США.
  2. Вольтер писал: «Лучше рискнуть спасти виновного, чем осудить невиновного». ( Задиг , 1747, гл.6.)
  3. Именно Монтескье составил классическое определение свободы: «Свобода состоит в том, чтобы иметь возможность делать то, что хочешь, и не быть принужденным делать то, чего ты не хочешь». ( О духе законов ) В той же работе он добавил: «Свобода — это право делать все, что позволяют законы».
  4. ^ «Нет ничего более бесспорного, чем существование наших чувств», - писал Жан Ле Рон д'Аламбер в предварительной беседе к первому тому Энциклопедии, задавая тон для систематического изучения всех последующих знаний.
  5. В 1784 году спектакль «Женитьба Фигаро» был запрещен в Версале, поэтому вместо этого его поставили в частном театре. Одной из причин запрета стал монолог Фигаро своему хозяину, в котором говорилось: «Поскольку вы великий сеньор, вы считаете себя великим гением! Дворянство, богатство, чины, места — все это заставляет вас так гордиться! столько преимуществ ты сделал? Ты принял на себя боль рождения, вот и все, а в остальном ты довольно обыкновенный человек». Цитируется по Марко Ферро, «История Франции» , стр. 201.
  6. ^ «В этом мире, - писал Мерива, - нужно быть слишком добрым, чтобы быть достаточно добрым». (Le Jeu de l'Amour et du Hasard, 1730. акт 1, сцена 2.)
  7. ^ «Существует одна книга, — писал Руссо, — которая, на мой вкус, представляет собой счастливейший трактат о естественном воспитании. Что же это за чудесная книга? Аристотель? Плиний? Бюффон? Нет — это Робинзон Крузо » . ' ( Эмиль, или Об образовании (1762).
  8. ^ Работы Монтескье и Руссо были источниками для Томаса Джефферсона и других основателей Соединенных Штатов, в то время как идеи Вольтера сначала приветствовались, а затем яростно отвергались российской императрицей Екатериной Великой. См. Орландо Файджес, «Танец Наташи – история культуры России» , Metropolitan Books, 2002.

Библиография

[ редактировать ]
  • Робер Мози, Сильвен Менант, Мишель Делон, Краткое изложение французской литературы XVIII века , Presses Universaires de France, 1990.
  • Марк Ферро, История Франции , Éditions Odile Jacob, Париж, 2001 г.
  • Мишель Делон, Пьер Маланден, Французская литература XVIII века , Париж, Университетская пресса Франции, 1996.
  • Беатрис Дидье , История французской литературы XVIII века , Париж, Натан, 1992.
  • Жан-Мари Гулемо, Дидье Массо, Жан-Жак Татен-Гурье, Словарь литературы XVIII века , Париж, Минерв, 1996.
  • Мишель Кераутре, Французская литература XVIII века , Париж, Presses Universitaires de France, 1983.
  • Мишель Лоне, Жорж Майос, Введение в литературную жизнь XVIII века , в сотрудничестве с Клодом Кристином и Жаном Сгардом, Париж, Борда, 1984.
  • Николь Массон, История французской литературы XVIII века , Париж, Х. Чемпион, 2003.
  • Франсуа Муро, Жорж Грент, Словарь французских букв. XVIII век , Париж, Файяр, 1995 год.
  • Полное собрание сочинений Вольтера. Архивировано 13 октября 2010 г. в Wayback Machine ( Œuvres complètes de Voltaire ), Оксфорд, Фонд Вольтера, 1968-.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 86f75dba410e8a2d0a95f453521b7db0__1708699380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/b0/86f75dba410e8a2d0a95f453521b7db0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
18th-century French literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)