Французская литература XVIII века.
Французский |
Авторы • Освещенные категории |
История французской литературы Средневековый |
Литература по странам Франция • Квебек |
Порталы |
Французская литература XVIII века — это французская литература, написанная между 1715 годом, годом смерти короля Франции Людовика XIV , и 1798 годом, годом государственного переворота Бонапарта , который привел к власти Консульство , завершил Французскую революцию и началась новая эпоха французской истории. Этот век огромных экономических, социальных, интеллектуальных и политических преобразований породил два важных литературных и философских движения: во время того, что стало известно как Эпоха Просвещения , философы подвергли сомнению все существующие институты, включая церковь и государство, и применили рационализм и научный анализ к общество; и совсем другое движение, возникшее в качестве реакции на первое движение; зарождение романтизма , превозносившего роль эмоций в искусстве и жизни.
Как и аналогичное движение в Англии того же времени, писатели Франции XVIII века были критическими, скептическими и новаторскими. Их непреходящим вкладом были идеи свободы , терпимости , гуманизма , равенства и прогресса , которые стали идеалами современной западной демократии.
Контекст
[ редактировать ]XVIII век стал свидетелем постепенного ослабления абсолютной монархии, созданной Людовиком XIV . Его власть ускользнула во время Регентства Филиппа Орлеанского (1715–1723) и длительного режима короля Людовика XV , когда Франция проиграла Семилетнюю войну с Англией и потеряла большую часть своей империи в Канаде и Индии. Франция была вынуждена признать растущую мощь Англии и Пруссии. Монархия окончательно закончилась с приходом короля Людовика XVI , который не смог понять или контролировать силы Французской революции. Конец века стал свидетелем рождения Соединенных Штатов с помощью французских идей и вооруженных сил; провозглашение Французской Республики в 1792 году и приход к власти Наполеона Бонапарта , заложившие основу для истории современной Франции.
XVIII век также принес во Францию огромные социальные изменения; огромный рост населения; и, что еще важнее, рост класса богатых благодаря новым технологиям ( паровой двигатель , металлургия ) и торговле с французскими колониями в Новом Свете и Индии. Французское общество было иерархическим, с духовенством (первое сословие) и дворянством (второе сословие) наверху, а третье сословие включало всех остальных. Члены третьего сословия, особенно наиболее богатые и влиятельные, начали бросать вызов культурной и социальной монополии аристократии; Французские города стали иметь собственные, независимые от аристократии театры, кофейни и салоны. Возвышение третьего сословия сыграло важную роль в свержении монархии во время Французской революции 1789 года.
Французское мышление также значительно развилось благодаря крупным открытиям в науке, сделанным Ньютоном , Уаттом , Вольтой , Лейбницем , Бюффоном , Лавуазье и Монжем и другими, а также их быстрому распространению по всей Европе через газеты, журналы, научные общества и театры.
Вера в науку и прогресс была движущей силой первой французской Дени энциклопедии Дидро и Жана ле Рона д'Аламбера . Авторитет католической церкви был ослаблен отчасти конфликтами между высшим и низшим духовенством, отчасти конфликтом между государством и иезуитами , которые были окончательно изгнаны из королевства в 1764 году. Легальный статус протестанты получили во Франции в 1787 году. Церковная иерархия находилась в постоянной борьбе с Люмьерами, многие из их произведений были запрещены, а французские суды приговорили протестанта Жана Каласа к смертной казни в 1762 году за богохульство , что было решительно осуждено Вольтером .
Исследования Нового Света и первые встречи с американскими индейцами также привнесли новую тему во французскую и европейскую литературу; экзотика и идея благородного дикаря , вдохновившая такие работы, как «Поль и Виржини» Жака -Анри Бернардена де Сен-Пьера . Возрос также обмен идеями с другими странами. Британские идеи были особенно важны, особенно такие идеи, как конституционная монархия и романтизм, которые оказали большое влияние на французских писателей, особенно в следующем столетии.
Изобразительное искусство 18 века было в высшей степени декоративным и ориентированным на доставление удовольствия, примером чему служат стиль Регентства и стиль Людовика XV , а также картины Франсуа Буше , Жана-Оноре Фрагонара , Ватто и Шардена , портретистов Квентина де Латура. , Наттье и Ван Лоо . К концу века появился более трезвый стиль, направленный на иллюстрирование пейзажей, работ и моральных ценностей, примером которых являются Грез , Юбер Робер и Клод Жозеф Верне . Ведущими фигурами французской музыки были Франсуа Куперен и Жан-Филипп Рамо , но их затмили другие европейские композиторы века, особенно Вивальди , Моцарт Гендель , Бах и Гайдн .
Об искусстве и архитектуре XVIII века см. Французское рококо и неоклассицизм.
Философы и литература идей
[ редактировать ]Продолжая дело так называемых «распутников» 17-го века и критический дух таких писателей, как Бейль и Фонтенель (1657–1757), писатели, которых называли люмьерами , осуждали во имя разума и морали ценности, социальное и политическое угнетение своего времени. Они бросили вызов идее абсолютной монархии и потребовали общественного договора как новой основы политической власти, а также более демократической организации центральной власти в конституционной монархии с разделением властей между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. ( Монтескье , Дидро и Руссо .) [1] Вольтер боролся против злоупотреблений властью со стороны правительства, таких как цензура и грамоты, допускавшие тюремное заключение без суда, против сговора церкви и монархии, а также за « просвещенный деспотизм », при котором королям давали советы философы. [2]
Эти писатели, а также другие писатели, такие как аббат Сийес, один из главных авторов Декларации прав человека и гражданина , стали известны как философы . Они происходили из богатого высшего класса или третьего сословия, стремились к обществу, основанному на таланте и заслугах, а не к обществу, основанному на наследственности или касте. На их идеи сильно повлияли идеи Джона Локка в Англии. Они представили ценности свободы и равенства, которые стали идеалами Французской Республики, основанной в конце века. [3] Они защищали свободу совести и бросали вызов роли религиозных институтов в обществе. Для них толерантность была фундаментальной ценностью общества. Когда Конвент поместил прах Вольтера в Пантеон в Париже, они почтили его как человека, который «научил нас жить как свободные люди».
Хотя у философов были совершенно разные подходы, все они преследовали общую цель, как для человечества, так и для отдельных людей, — идеал счастья ( bonheur ). Некоторые, как Руссо, мечтали о счастье благородного дикаря, быстро исчезающем; другие, как Вольтер , искали счастья в мирских стремлениях к утонченности. Философы были оптимистами и ясно видели свою миссию; они не просто наблюдали, но непрерывно агитировали за достижение своих целей.
Важные произведения философов принадлежали к множеству разных жанров, например, сказка, иллюстрирующая конкретную философскую точку зрения ( Задиг (1747 г.) или Кандид (1759 г.), оба написаны Вольтером в 1759 г.); или сатира на французскую жизнь, замаскированная под письма из экзотической страны ( «Lettres persanes» Монтескье в 1721 году); или эссе ( «Дух законов» Монтескье в 1748 году, «Очерк толерантности» Вольтера в 1763 году; «Общественный договор в » Руссо 1762 году; « Дополнение к путешествию на Бугенвиль» , Дидро или « История двух Индий» аббата). Гийом-Тома Рейналь).
Комедии Мариво и Бомарше также сыграли свою роль в этой дискуссии о великих идеях и их распространении. Монументальным трудом философов была « Энциклопедия или резонный словарь наук, искусств и ремесел» , знаменитая энциклопедия Дидро и Даламбера, изданная в тридцати пяти томах с текстами и иллюстрациями с 1750 по 1772 год, сопровождаемая большое разнообразие эссе, выступлений, диалогов и интервью по всем аспектам знаний. [4]
Французский театр XVIII века.
[ редактировать ]Великие французские драматурги 17 века Мольер , Расин и Корнель продолжали оказывать большое влияние на «Комеди Франсез» , но новую жизнь во французский театр привнесли трагедии Вольтера, введшие современные темы, сохранив при этом классические формы. александрийского « , как в пьесе Заир» в 1732 году и «Фанатизм Мухаммеда» в 1741 году, оба из которых пользовались большим успехом. Тем не менее, королевская цензура все еще действовала в театре при королях Людовике XV и Людовике XVI, и, несмотря на свою популярность, Бомарше с большим трудом поставил свою пьесу «Женитьба Фигаро» в Париже из-за ее политического послания. [5]
Ослабление нравов во времена французского Регентства привело к возвращению в 1716 году « Итальянской комедии» , изгнанной из Парижа при Людовике XIV. Здесь также был период великих театральных зрелищ; толпы людей шли в театр, чтобы увидеть знаменитых актеров и посмеяться над персонажами итальянской комедии дель арте , такими как Арлекин , Коломбина и Панталоне . Этот жанр использовал Мариво (1688–1763) в комедиях, сочетавших в себе проницательный анализ любовных чувств, тонкую словесную игру и анализ проблем общества, и все это посредством умелого использования отношений между хозяин и его камердинер. Его основные работы включают «Les Fausses Confidences» (1737), «Le Jeu de l'amour et du hasard» (1730) и «Ile des esclaves» (1725). [6]
Жан-Франсуа Реньяр и Ален-Рене Лесаж (1668–1747) также имели большой успех с нравственными комедиями, такими как «Вселенский легатэр» Реньяра и «Тюркаре » Лесажа в 1709 году. Но величайшим автором французских комедий XVIII века был Бомарше ( 1732–1799), который продемонстрировал мастерство диалога и интриг в сочетании с социальной и политической сатирой в образе Фигаро , камердинера, бросающего вызов власти своего хозяина, который представлен в двух крупных произведениях; «Севильский Барбье» (1775 г.) и «Свадьба Фигаро» (1784 г.).
Театр XVIII века также представил два новых жанра, которые сейчас считаются второстепенными, и оба сильно повлияли на французский театр следующего столетия; «Комедия слез» ( comédie larmoyante ) и буржуазная драма (drame буржуазия), рассказывавшая полные пафоса истории в реалистической обстановке и касавшаяся жизни буржуазных семей, а не аристократов. Некоторыми популярными примерами этих жанров были « Le Fils naturall» («Естественный сын») Дидро в 1757 году; Le Père de famille (Отец семейства) Дидро в 1758 году; Le Philosophe sans le savoir (Философ, который не знал, что он философ) Мишеля-Жана Седена (1765); La Brouette du vinaigrier («Тележка с уксусом») Луи-Себастьяна Мерсье (1775); и La Mère Coupable (Виновная мать) Бомарше (1792).
XVIII век также стал свидетелем развития новых форм музыкального театра, таких как театр водевиля и комическая опера , а также нового жанра литературных произведений о театре, таких как «Парадокс сюр ле комедии» Дидро ; сочинения Вольтера, защищающего театральных актеров от осуждения церкви; и осуждение Руссо аморальности в театре.
Французский роман XVIII века.
[ редактировать ]В романе XVIII века произошли новшества по форме и содержанию, которые открыли путь современному роману - художественному произведению в прозе, повествующему о приключениях или эволюции одного или нескольких персонажей. В XVIII веке жанр романа получил широкое распространение среди читателей и был отмечен стремлением реалистично передать чувства с помощью таких литературных приемов, как повествование от первого лица, обмен письмами и диалоги, и все это пыталось показать в дух люмьеров, общества, которое развивалось. Французский роман находился под сильным влиянием английского романа благодаря переводу произведений Сэмюэля Ричардсона , Джонатана Свифта и Даниэля Дефо . [7]
Роман XVIII века исследовал все потенциальные приемы романа — разные точки зрения, неожиданные повороты сюжета, вовлекающие читателя, тщательный психологический анализ, реалистичные описания обстановки, воображение и внимание к форме. Тексты того периода сложно четко разделить на категории, но их можно условно разделить на несколько поджанров.
Философская сказка
[ редактировать ]В эту категорию входят философские произведения Вольтера, Задига (1747) и Кандида (1759), а также более поздняя новелла «Ингеню» (1768), в которой Вольтер отошел от фэнтези и ввел большую часть социального и психологического реализма.
Реалистичный роман
[ редактировать ]Этот поджанр сочетал соцреализм с историями о мужчинах и женщинах, ищущих любви. Примеры включают «Жизнь Марианны» (1741 г.) и «Le Paysan parvenu » (1735 г.) Мариво ; «Манон Леско» (1731) аббата Антуана Франсуа Прево (1731) и Le Paysan perverti (« Извращённый крестьянин ») (1775), роман в форме писем Николя-Эдме Ретифа (1734–1806). В этом поджанре есть поджанр реалистических романов о любви под влиянием испанской литературы; романы, полные сатиры, разнообразие социальных сред и молодые люди, осваивающие свой путь в новом мире. Классический пример — «История Жиля Бласа де Сантильяна» Алена-Рене Лесажа (1715).
Роман воображения
[ редактировать ]Роман воображения рисовал жизнь в будущем; L'An 2440, rêve s'il en fut jamais (2440 год - мечта всех снов) Мерсье (1771); или фантастические рассказы le Diable amoureux (Влюбленный дьявол) Жака Казотта (1772).
Распутник, или эротический роман
[ редактировать ]Распутник, или эротический роман, отличался эротизмом, соблазнением, манипуляцией и социальными интригами. Классическими примерами являются связи» «Опасные ( Пьера Шодерло де Лакло 1782); Жюстин, или несчастья добродетели Донасьена Альфонса Франсуа де Сада ( маркиза де Сада ) (1797); Le Sopha-conte мораль ( «Софа — нравственная сказка ») Клода Проспера Жолио де Кребийона (1745 г.), а также les Bijoux indiscrets ( «Нескромные драгоценности ») (1748 г.) и La Religieuse ( «Монахиня ») Дидро (1760 г.).
Роман чувств
[ редактировать ]Роман чувств появился во второй половине XVIII века, с публикацией «Жюли или Новая Элоиза» ( «Жюли, или Новая Элоиза» ) в романе в форме писем, написанном Жан-Жаком Руссо (1761). . Он был создан по образцу английского романа Сэмюэля Ричардсона «Памела» , который стал самым продаваемым романом века, привлекая читателей своим доромантическим изображением природы и романтической любви. Другой популярный пример — «Поль и Виржини» Жака-Анри Бернардена де Сен-Пьера (1787).
Роман распался
[ редактировать ]Romans éclatés , грубо переведенный как «Романы, разбитые на части», такие как «Жак фаталист и сын мэтра » (англ. Jacques the Fatalist and His Master ) (1773 г.) и le Neveu de Rameau (англ.: Племянник Рамо ) (1762 г.) Дидро почти невозможно классифицировать, но они напоминают модернистские романы, вышедшие столетие или больше спустя.
Рождение автобиографии в XVIII веке.
[ редактировать ]Литературные истории из жизни людей были популярны на протяжении всего XVIII века, благодаря таким популярным книгам, как «Жизнь » моего отца (1779 г.) и «Мсье Николя» (1794 г.) Николя-Эдме Ретифа, но успех В этом столетии жил Жан-Жак Руссо, который основал жанр современной автобиографии с помощью «Les Rêveries du promeneur solitaire» ( «Сны одинокого пешехода ») в 1776 году и «Исповедей» в 1782 году, которые стали образцами для всех романов самопознания. .
Французская поэзия XVIII века.
[ редактировать ]Вольтер с большим мастерством использовал стихи в своих «Poème sur le désastre de Lisbonne» ( «Поэма о Лиссабонской катастрофе» ) и в «Le Mondain» ( «Человек о городе» ), но его поэзия принадлежала классической школе 17 века. Лишь немногие французские поэты XVIII века имеют прочную репутацию; в их число входят Жак Делиль (1738–1813) для «Les Jardins» ( «Сады ») в 1782 году; и Эварист де Парни (1753–1814) для Элегии в 1784 году, которые одновременно способствовали рождению романтизма, а также поэзии природы и ностальгии.
Самым известным сегодня поэтом XVIII века является Андре Шенье (1762–1794), создавший выразительный стиль в своих знаменитых произведениях «Jeune Tarentine» ( «Молодой тарентинец» ) и «La Jeune Captive» ( «Молодой пленник» ), опубликованных только в 1819 году. , спустя много времени после его смерти во время террора Французской революции.
Фабр д'Эглантин был известен как своими песнями, такими как Il pleut, il pleut, bergère ) ( Дождь, пастушка ), так и своим участием в написании нового французского республиканского календаря, созданного во время Французской революции.
Другие жанры французской литературы XVIII века.
[ редактировать ]- Жанр современной художественной критики был заложен Дидро в Салонах , в которых он анализировал способы создания эмоций произведениями искусства на примере чувств, навеянных поэтическими руинами, написанными Юбером Робером.
- Жорж-Луи Леклерк, граф Бюффон , популяризировал научные открытия своего столетия с помощью массивной «Histoire naturallle» ( «Естественная история» ), опубликованной с большим успехом между 1749 и 1789 годами.
- Во время Французской революции политические речи стали популярным жанром литературы с публикацией речей таких талантливых ораторов, как Оноре Габриэль Рикети, граф де Мирабо , Луи Антуан де Сен-Жюст , Жорж Дантон и Максимилиан Робеспьер .
Выводы
[ редактировать ]Французская литература XVIII века предлагала богатую коллекцию произведений всех жанров и объединяла, а не противопоставляла философские и аналитические взгляды Философов и Люмьера с более субъективными и личными взглядами зарождающегося романтического движения. Многие произведения XVIII века забыты, но век породил и ряд писателей, великих как по оригинальности и важности своих идей, так и по литературному таланту; такие писатели, как Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро и Бомарше, чьи идеи цитируются до сих пор. Они использовали свои романы и пьесы как оружие, которое глубоко изменило их общество, выражая при этом свою индивидуальность и чувства. Во многом благодаря этим писателям в XVIII веке французский язык стал языком культуры, политических и социальных реформ по всей Европе, включая Америку и Россию. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ «Человек рождается свободным, и всюду он в цепях» Руссо писал в « Общественном договоре » (1762 г.): . Идея была адаптирована Томасом Джефферсоном 14 лет спустя в Декларации независимости США.
- ↑ Вольтер писал: «Лучше рискнуть спасти виновного, чем осудить невиновного». ( Задиг , 1747, гл.6.)
- ↑ Именно Монтескье составил классическое определение свободы: «Свобода состоит в том, чтобы иметь возможность делать то, что хочешь, и не быть принужденным делать то, чего ты не хочешь». ( О духе законов ) В той же работе он добавил: «Свобода — это право делать все, что позволяют законы».
- ^ «Нет ничего более бесспорного, чем существование наших чувств», - писал Жан Ле Рон д'Аламбер в предварительной беседе к первому тому Энциклопедии, задавая тон для систематического изучения всех последующих знаний.
- ↑ В 1784 году спектакль «Женитьба Фигаро» был запрещен в Версале, поэтому вместо этого его поставили в частном театре. Одной из причин запрета стал монолог Фигаро своему хозяину, в котором говорилось: «Поскольку вы великий сеньор, вы считаете себя великим гением! Дворянство, богатство, чины, места — все это заставляет вас так гордиться! столько преимуществ ты сделал? Ты принял на себя боль рождения, вот и все, а в остальном ты довольно обыкновенный человек». Цитируется по Марко Ферро, «История Франции» , стр. 201.
- ^ «В этом мире, - писал Мерива, - нужно быть слишком добрым, чтобы быть достаточно добрым». (Le Jeu de l'Amour et du Hasard, 1730. акт 1, сцена 2.)
- ^ «Существует одна книга, — писал Руссо, — которая, на мой вкус, представляет собой счастливейший трактат о естественном воспитании. Что же это за чудесная книга? Аристотель? Плиний? Бюффон? Нет — это Робинзон Крузо » . ' ( Эмиль, или Об образовании (1762).
- ^ Работы Монтескье и Руссо были источниками для Томаса Джефферсона и других основателей Соединенных Штатов, в то время как идеи Вольтера сначала приветствовались, а затем яростно отвергались российской императрицей Екатериной Великой. См. Орландо Файджес, «Танец Наташи – история культуры России» , Metropolitan Books, 2002.
Библиография
[ редактировать ]- Робер Мози, Сильвен Менант, Мишель Делон, Краткое изложение французской литературы XVIII века , Presses Universaires de France, 1990.
- Марк Ферро, История Франции , Éditions Odile Jacob, Париж, 2001 г.
- Мишель Делон, Пьер Маланден, Французская литература XVIII века , Париж, Университетская пресса Франции, 1996.
- Беатрис Дидье , История французской литературы XVIII века , Париж, Натан, 1992.
- Жан-Мари Гулемо, Дидье Массо, Жан-Жак Татен-Гурье, Словарь литературы XVIII века , Париж, Минерв, 1996.
- Мишель Кераутре, Французская литература XVIII века , Париж, Presses Universitaires de France, 1983.
- Мишель Лоне, Жорж Майос, Введение в литературную жизнь XVIII века , в сотрудничестве с Клодом Кристином и Жаном Сгардом, Париж, Борда, 1984.
- Николь Массон, История французской литературы XVIII века , Париж, Х. Чемпион, 2003.
- Франсуа Муро, Жорж Грент, Словарь французских букв. XVIII век , Париж, Файяр, 1995 год.
- Полное собрание сочинений Вольтера. Архивировано 13 октября 2010 г. в Wayback Machine ( Œuvres complètes de Voltaire ), Оксфорд, Фонд Вольтера, 1968-.