Airbus A321
A321 | |
---|---|
![]() | |
![]() A321-200 American Airlines , крупнейшего оператора | |
Общая информация | |
Тип | Узкий реактивный авиалайнер |
Национальное происхождение | Многонациональный [ А ] |
Производитель | Airbus |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | American Airlines |
Номер построен | 3235 по состоянию на 31 августа 2024 г. [update][ 1 ] |
История | |
Производится | 1992–2021 (A321CEO) 2012 - Present (A321Neo) |
Дата введения | 27 января 1994 года с Lufthansa |
Первый полет | 11 марта 1993 года |
Разработан из | Airbus A320 |
Превратился в | Airbus A320neo Airbus A321NEO |
Airbus A321 является членом семейства Airbus A320 коротких до средних, узких тел , коммерческих пассажирских с двойным двигателем авиалайнеров ; [ B ] Он несет с 185 до 236 пассажиров. У него есть растянутый фюзеляж, который был первым производным базового уровня A320 и поступил в службу в 1994 году, примерно через шесть лет после первоначального A320. Самолет имеет общий рейтинг типа со всеми другими вариантами Airbus A320-семейства, что позволяет пилотам A320-семьи летать на самолете без необходимости дальнейшего обучения.
В декабре 2010 года Airbus объявила о новом поколении семьи A320, A320Neo (New Engine Option). [ 2 ] Аналогичный удлиненный вариант фюзеляжа A321NEO предлагает новые, более эффективные двигатели, в сочетании с улучшением планера и добавлением винглетов (называемые Sharklets от Airbus). Самолет обеспечивает экономию топлива до 15%. A321NEO несет до 244 пассажиров, максимальный диапазон 4000 нм (7400 км; 4600 миль) для высокой версии при перевозке не более 206 пассажиров. [ 3 ]
Окончательная сборка самолета происходит в Гамбурге , Германии, Мобиле, Алабаме , США, Тяньцзине , Китае, [ 4 ] и Тулуза , Франция. [ 5 ] С августа 2024 года [update]Всего было доставлено 3235 авиалайнеров A321, из которых 3156 находятся в эксплуатации. Кроме того, еще 5 052 самолета A321NEO находятся в твердом порядке. American Airlines является крупнейшим оператором Airbus A321 с 298 примерами в своем флоте. [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]
Airbus A321 был первой производной A320, также известной как растянутая A320 , A320-500 и A325 . [ 6 ] [ 7 ] Его запуск произошел 24 ноября 1988 года, примерно в то же время, когда A320 был внесен в службу после того, как были обеспечены обязательства по 183 самолетам от 10 клиентов. [ 6 ] [ 8 ]

Девичий полет Airbus A321 произошел 11 марта 1993 года, когда прототип , регистрация FWWIA, летал с IAE V2500 двигателями ; Второй прототип, оснащенный турбообщенами CFM56-5B , пролетел в мае 1993 года. Lufthansa и Alitalia были первыми, кто заказал растянутые воздушные бухчики, с 20 и 40 самолетами, соответственно. Первый из A321, работающих на двигателе Lufthansa V2500-A5, прибыл 27 января 1994 года, в то время как 22 марта 1994 года Alitalia получила свой первый самолет с CFM56-5B. [ 9 ] A321-100 вступил в службу в январе 1994 года с Lufthansa. [ 10 ]
Окончательная сборка для A321 была проведена в Германии (затем в Западной Германии), сначала для любого Airbus. [ 11 ] Это произошло после спора между французами, который утверждал, что этот шаг понесет 150 миллионов долларов США (135 миллионов евро) в отношении ненужных расходов, связанных с новым заводом. [ 6 ] и немцы, которые утверждали, что это будет более продуктивным для Airbus в долгосрочной перспективе. Вторая производственная линия была расположена в Гамбурге , которая впоследствии произвела меньший Airbus A319 и A318 . Впервые Airbus вышел на рынок облигаций , с помощью которого он собрал 480 миллионов долларов (475 миллионов евро) для финансирования затрат на разработку. [ 8 ] Дополнительные 180 миллионов долларов США (175 миллионов евро) были заимствованы у Европейского инвестиционного банка и частных инвесторов. [ 12 ]
A321 является крупнейшим вариантом семьи A320. [ 13 ] [ 3 ] Длина A321-200 превышает 44,5 м (146 футов), увеличивая максимальный вес взлета (MTOW) до 93 000 кг (205 000 фунтов). [ 6 ] Размах крыльев оставался неизменным, дополняя различные устройства крыла. Два поставщика предоставили турботентированные двигатели для A321: CFM International с его CFM56 и международными аэро -двигателями с двигателем V2500 , оба в диапазоне тяги 133–147 кН (30 000–33 000 фунтов F ).
За 30 лет с момента запуска A321 MTOW вырос на 20% с 83 T (183 000 фунтов) -100 до 101 T (223 000 фунтов) A321XLR , сидения стали на 10% более плотны от 2300 до 4700 нм (от 4300 до 8 700 км; от 2600 до 5400 миль). [ 14 ] К 2019 году было заказано 4200-один четверть всех однополезных Airbus-в том числе 2400 NEO, одна треть всех заказов A320NEO . [ 14 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Airbus A321 представляет собой самолет с узким телом (односторонний) с выдвижным набором трехколесных шариков , прикрепленным двумя турбоюченными двигателями, установленными на крыле. Это консольный моноплан с низким содержанием крыла с обычным хвостовым блоком, имеющим один вертикальный стабилизатор и руль . Изменения от A320 включают в себя растяжение фюзеляжа и некоторые модификации крыла. Фузеляж удлинялся на 4,27 м (14 футов 0 дюймов), опередив крыло и 2,67 м (8 футов 9 дюймов) за ним, делая A321 6,94 м (22 фута 9 дюймов) длиннее A320. [ 3 ] [ 13 ] [ 6 ] [ 15 ] Увеличение длины потребовало, чтобы выходы из A320 были преобразованы в дверные выходы и перемещены перед крыльями. [ 9 ] Для поддержания производительности были включены двойные клапаны и незначительные модификации по краям следы, были включены, [ 6 ] Увеличение площади крыла с 124 м 2 (От 1330 кв. Футов) до 128 м 2 (1380 кв. Футов). [ 16 ] Центральный фюзеляж и ходовая часть были усилены для размещения увеличения максимального веса взлета на 9600 кг (21 200 фунтов), что привело к 83 000 кг (183 000 фунтов). [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]

A321-100
[ редактировать ]Первоначальная производная A321, A321-100, имела более короткий диапазон, чем A320, потому что не было добавлено дополнительного топливного бака для компенсации увеличения веса. MTOW A321-100 составляет 83 000 кг (183 000 фунтов). A321-100 поступил на службу с Lufthansa в 1994 году. Только около 90 были произведены; Несколько позже были преобразованы в вариант A321-200. [ Цитация необходима ]
A321-200
[ редактировать ]В 1995 году Airbus начал разработку более тяжелого и более длинного диапазона A321-200, чтобы дать A321 Transcontinental US Range A321. Это было достигнуто с помощью двигателей с более высокой тягой (V2533-A5 или CFM56-5B3), незначительного укрепления конструкции и увеличения числа топлива при установке одного или двух дополнительных бабочек 2990 л (790 US GAL) в заднем нижнем удерживании. [ 15 ] Дополнительные топливные баки увеличили общую мощность до 30 030 л (7 930 американских гал). Эти модификации также увеличили максимальный вес взлета A321-200 до 93 000 кг (205 000 фунтов). вариант впервые пролетел в декабре 1996 года и поступил на службу в Monarch Airlines апреле в 1997 Этот года . Полем
A321NEO
[ редактировать ]
1 декабря 2010 года Airbus запустил семейство A320NEO ( NEO для нового двигателя ) с 500 млн. Н. (930 км; 580 миль) большим диапазоном и 15% лучшей эффективностью топлива , благодаря новому двигателям CFM International LEAP -1A или Pratt & Whitney Pw1000G двигателя и большие шарклеты. [ 17 ] Прототип удлинения A321NEO совершил свой первый рейс 9 февраля 2016 года. [ 18 ] Он получил сертификацию типа 15 декабря 2016 года. [ 19 ] Первый вступил в службу в мае 2017 года с Virgin America . [ 20 ]
A321LR
[ редактировать ]
В октябре 2014 года Airbus начал маркетинг более длительного диапазона 97 т (214 000 фунтов) максимального веса взлета (MTOW) с тремя вспомогательными топливными баками, что дает ему 100 нми (190 км; 120 миль) больше эксплуатационного диапазона, чем Boeing 757-200 . [ 21 ]
Airbus запустил A321LR (Long Range) 13 января 2015 года; Он имеет диапазон 4000 нм (7400 км; 4600 миль) с 206 местами в двух классах. [ 22 ] [ 23 ] 31 января 2018 года вариант завершил свой первый рейс. [ 24 ]
Airbus объявил о своем сертификате 2 октября 2018 года. [ 25 ] 13 ноября 2018 года Аркия получила первый A321LR. [ 26 ]
A321XLR
[ редактировать ]A321XLR является вариантом A321LR с дальнейшим увеличением MTOW [ 27 ] призван конкурировать с Boeing NMA , [ 28 ] который с тех пор был приостановлен.
Вариант был запущен на авиасалоне в Париже в июне 2019 года с диапазоном 4700 нм (8 700 км; 5400 миль). Он включал новый постоянный задний центральный бак (RCT) для большего количества топлива, укрепление шасси для MTow 101 T (223 000 фунтов) и оптимизированную конфигурацию лоскута с зацеплением крыла для сохранения производительности взлета. [ 29 ]
В июне 2022 года A321XLR завершил свой первый рейс. [ 30 ] Иберия должна была стать клиентом запуска.
Обращение грузового корабля
[ редактировать ]В то время как ни одна версия A321 не была построена новой компанией Airbus, первая попытка преобразования использованных A320/321 в грузовой самолет была предпринята Airbus Freader Conversion Gmbh. Программа, однако, была отменена в 2011 году, прежде чем какие -либо самолеты были преобразованы. [ 31 ]
17 июня 2015 года ST Aerospace подписала соглашения с Airbus и EFW для сотрудничества для запуска программы преобразования пассажирских пассажиров A320/A321 (P2F). [ 32 ] Первоначальный конвертированный самолет впервые пролетел 22 января 2020 года. 27 октября 2020 года первый A321-200P2F был доставлен оператору запуска Qantas Freight . [ 33 ]
A321-200PCF-это пассажир для преобразования грузовых переводов, разработанный с помощью точных преобразований и сертифицированного в 2021 году.
Sine Draco Aviation также предлагает программу преобразования пассажиров в A321; Его первое преобразование ожидается в первом квартале 2022 года. [ 34 ]
15 марта 2022 года Lufthansa Cargo начал управлять своим A321F, грузовым вариантом A321. [ 35 ]
Операторы
[ редактировать ]С августа 2024 года [update], 3156 самолетов Airbus A321 (1705 генеральный директор+1451 NEO) были в эксплуатации с более чем 100 операторами. [ 1 ] American Airlines и Delta Air Lines используют крупнейшие флоты A321 298 и 189 самолетов соответственно. [ 1 ]
Заказы и доставка
[ редактировать ]Тип | Приказ | Поставки | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общий | Отставание | Общий | 2024 | 2023 | 2022 | 2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | |
A321CEO | 1,784 | — | 1,784 | — | — | — | 22 | 9 | 38 | 99 | 183 | 222 | 184 | 150 | 102 | 83 | 66 | 51 |
A321NEO | 6,503 | 5,052 | 1,451 | 203 | 317 | 264 | 199 | 178 | 168 | 102 | 20 | — | — | — | — | — | — | — |
(A321) | (8,287) | (5,052) | (3,235) | (203) | (317) | (264) | (221) | (187) | (206) | (201) | (203) | (222) | (184) | (150) | (102) | (83) | (66) | (51) |
Тип | Поставки | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | |
A321CEO | 87 | 66 | 51 | 30 | 17 | 35 | 33 | 35 | 49 | 28 | 33 | 35 | 22 | 16 | 22 | 16 |
A321NEO | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
(A321) | (87) | (66) | (51) | (30) | (17) | (35) | (33) | (35) | (49) | (28) | (33) | (35) | (22) | (16) | (22) | (16) |
Данные по состоянию на август 2024 г. [update][ 1 ] [ 36 ]
Несчастные случаи и инциденты
[ редактировать ]Для Airbus A321, 32 авиационных аварий и инцидентов произошли, [ 37 ] в том числе шесть несчастных случаев по ухудшению корпуса или преступных явлений с 377 погибших по состоянию на август 2019 года. [ 38 ] [ 39 ]
Спецификации
[ редактировать ]Вариант | A321 [ 3 ] | A321NEO [ 40 ] | A321LR | A321XLR |
---|---|---|---|---|
Команда кабины | Два | |||
2-классные места | 185 (16f @ 36 дюймов, 169y @ 32 дюйма) [ 41 ] | 206 (16 j @ 36 в + 190 y @ 30 дюймов) [ 42 ] | ||
1 класс макс. | 220 [ 43 ] [ 44 ] | 240 @ 28 в [ 45 ] | ||
Грузовая емкость | 51,70 м 3 (1826 с Ft) / 10 × LD3-45S [ C ] | |||
Длина | 44,51 м (146 футов) | |||
Размах крыльев | 35,80 м (117 футов 5 дюймов) [ D ] | |||
Крыло | 122,4 м 2 (1318 кв. Футов) площадь, 25 ° [ 46 ] | |||
Высота | 11,76 м (38,6 фута) | |||
Фюзеляж | 3,95 на 4,14 м (13,0 на 13,6 фута) Ширина × высота, 3,70 м (12,1 фута) шириной | |||
Максимум Веса взлета | 93,5 т (206 000 фунтов) | 97 т (213 800 фунтов) | 101 т (223 000 фунтов) | |
Максимум полезная нагрузка | 25,3 т (56 000 фунтов) | 25,5 т (56 200 фунтов) [ 47 ] : 3-2-1 | ||
Доклада пустой вес | 48,5 т (107 000 фунтов) [ 41 ] | 50,1 т (110 500 фунтов) | ||
Топливная емкость | 24 050–30 030 л (6 350–7930 американской девушки) | 23 490–29,474 л (6 205–7,786 галлона США) [ E ] | 23 490–32 853 л (6 205–8,679 галлонов США) [ f ] | 32 940 л (8700 американских девушек) |
Двигатели (× 2) | CFM56 -5B, 68,3 дюйма (1,73 м) вентилятор IAE V2500 -A5, 63,5 дюйма (1,61 м) вентилятор |
CFM LEAP -1A, 78 в (1,98 м) вентилятор PW1100G -JM, 81 в (2,06 м) вентилятор | ||
Максимум тяга (× 2) [ 48 ] | 133–142,34 кН (29 900–32 000 фунтов F ) | 143,05–147,28 кН (32,160–33,110 фунтов F ) | ||
Скорость | Круиз: Маха 0,78 (450 кН; 833 км/ч; 518 миль в час) [ 49 ] Макс.: Маха 0,82 (473 кН; 876 км/ч; 544 миль в час) [ 48 ] | |||
Потолок | 39 100–39 800 футов (11 900–12 100 м) [ 48 ] | |||
Типичный диапазон | 3,200 нми (5,930 км; 3,680 миль) [ G ] | 3500 нми (6,480 км; 4,030 миль) [ 50 ] | 4000 млн. (7,410 км; 4,600 миль) [ H ] | 4,700 нми (8700 км; 5,410 миль) |
Двигатели
[ редактировать ]Модель самолета | Дата сертификации | Двигатели [ 48 ] | Взлетная тяга | Максимум непрерывный |
---|---|---|---|---|
A321-111 | 27 мая 1994 года | CFM56-5B1 | 133,44 кН (30 000 фунтов F ) | 129,40 кН (29 090 фунтов F ) |
A321-112 | 15 февраля 1994 года | CFM56-5B2 или 5B2/p | 137,89 кН (31 000 фунтов F ) | 129,40 кН (29 090 фунтов F ) |
A321-131 | 17 декабря 1993 года | IAE V2530-A5 | 133,00 кН (29 900 фунтов F ) | 119,88 кН (26 950 фунтов F ) |
A321-211 | 20 марта 1997 года | CFM56-5B3 или 5B3/P или 5B3/2P | 142,34 кН (32 000 фунтов F ) | 129,40 кН (29 090 фунтов F ) |
A321-212 | 31 августа 2001 г. | CFM56-5B1 или 5B1/P или 5B1/2P | 133,44 кН (30 000 фунтов F ) | 129,40 кН (29 090 фунтов F ) |
A321-213 | 31 августа 2001 г. | CFM56-5B2 или 5B2/p | 137,89 кН (31 000 фунтов F ) | 129,40 кН (29 090 фунтов F ) |
A321-231 | 20 марта 1997 года | IAE V2533-A5 | 140,55 кН (31 600 фунтов F ) | 119,88 кН (26 950 фунтов F ) |
A321-232 | 31 августа 2001 г. | IAE V2530-A5 | 133,00 кН (29 900 фунтов F ) | 119,88 кН (26 950 фунтов F ) |
A321-251N | 15 декабря 2016 года | CFM LEAP-1A32 | 143,05 кН (32 фунтов 160 | 119,88 кН (26 950 фунтов F ) |
A321-252N | 18 декабря 2017 года | CFM LEAP-1A30 | 143,05 кН (32 фунтов 160 | 119,88 кН (26 950 фунтов F ) |
A321-253N | 3 марта 2017 года | CFM LEAP-1A33 | 143,05 кН (32 фунтов 160 | 119,88 кН (26 950 фунтов F ) |
A321-271N | 15 декабря 2016 года | PW1133G-JM | 147,28 кН (33,110 фунтов F ) | 145,81 кН (32 780 фунтов F ) |
A321-272N | 23 мая 2017 года | PW1130G-JM | 147,28 кН (33,110 фунтов F ) | 145,81 кН (32 780 фунтов F ) |
A321-251nx | 22 марта 2018 года | CFM LEAP-1A32 | 143,05 кН (32 фунтов 160 | 119,88 кН (26 950 фунтов F ) |
A321-252nx | 22 марта 2018 года | CFM LEAP-1A30 | 143,05 кН (32 фунтов 160 | 119,88 кН (26 950 фунтов F ) |
A321-253nx | 22 марта 2018 года | CFM LEAP-1A33 | 143,05 кН (32 фунтов 160 | 119,88 кН (26 950 фунтов F ) |
A321-271NX | 22 марта 2018 года | PW1133G-JM | 147,28 кН (33,110 фунтов F ) | 145,81 кН (32 780 фунтов F ) |
A321-272NX | 22 марта 2018 года | PW1130G-JM | 147,28 кН (33,110 фунтов F ) | 145,81 кН (32 780 фунтов F ) |
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Airbus A321 построен в Гамбурге, Германии и Мобил, Алабама, США.
- ^ Airbus изначально был консорциумом европейских аэрокосмических компаний, названных Airbus Industrie, и в настоящее время полностью принадлежит Airbus , изначально названной EADS. Название Airbus было Airbus SAS с 2001 года.
- ^ нет дополнительного центрального танка
- ^ с шаклетами
- ^ 0–2 дополнительный центральный бак [ 47 ]
- ^ 0–3 дополнительный центральный бак
- ^ Шарклеты, типичные пассажиры и сумки
- ^ с 206 пассажирами
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и «Airbus заказы и доставку» . Airbus. 31 августа 2024 года. Архивировано с оригинала 10 октября 2017 года . Получено 6 сентября 2024 года .
- ^ «Airbus предлагает новые варианты двигателя для экономии топлива для семьи A320» . Airbus. 1 декабря 2010 года. Архивировано с оригинала 9 апреля 2016 года . Получено 31 декабря 2011 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Спецификации A321» . Airbus. Архивировано с оригинала 18 октября 2018 года . Получено 17 октября 2018 года .
- ^ «Окончательная сборочная линия Airbus Asia собирает свой первый самолет A321» . Airbus . Airbus . Получено 26 мая 2024 года .
- ^ «Airbus доставляет первые самолеты от новой финальной сборочной линии Toulouse - A321NEO для Pegasus Airlines» . Airbus . Airbus . Получено 26 мая 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Норрис, парень; Вагнер, Марк (1999). Airbus . Сент -Пол, Миннесота: MBI Publishing. С. 50–53. ISBN 0-7603-0677-X .
- ^ Ламинг, Тим; Хьюсон, Роберт (2000). Airbus A320 . Зенит отпечаток. п. 23. ISBN 0-7603-0902-7 Полем Архивировано из оригинала 27 мая 2021 года . Получено 29 октября 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный Рид, Артур (1992). Airbus: Высокий флаер Европы . Цюрих, Швейцария: издательство Norden. п. 84. ISBN 3-907150-10-4 .
- ^ Jump up to: а беременный Eden, Paul E., ed. (2008). Гражданский самолет сегодня . Лондон: янтарные книги. п. 25. ISBN 978-1-905704-86-6 .
- ^ «Так Airbus A321 стал областью бума самолета» . stern.de (на немецком языке). 21 сентября 2023 года . Получено 21 сентября 2023 года .
- ^ Себдон, Гилберт (7 февраля 1990 г.). «A321 Победа для Западной Германии» . Flight International . Архивировано из оригинала 22 июня 2012 года . Получено 24 февраля 2011 года .
- ^ Norris & Wagner 1999 , p. 52
- ^ Jump up to: а беременный «Технические характеристики Airbus A320» . Airbus . Архивировано из оригинала 24 января 2012 года . Получено 13 февраля 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный Макс Кингсли Джонс (15 июля 2019 г.). «Невероятная эволюция самого большого прохода Airbus» . Flightglobal . Архивировано с оригинала 15 июля 2019 года . Получено 15 июля 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный Ганстон, Билл (2009). Airbus: Полная история . Sparkford, Yeovil, Somerset, UK: Haynes Publishing. С. 213–215. ISBN 978-1-84425-585-6 .
- ^ Моксон; Джулиан (17 марта 1993 г.). "A321: взятие 757" . Flight International . Архивировано из оригинала 22 июня 2012 года . Получено 25 февраля 2011 года .
- ^ «Airbus предлагает новые варианты экономии топлива для семейства A320» (пресс -релиз). Airbus. 1 декабря 2010 года. Архивировано с оригинала 9 апреля 2016 года . Получено 17 ноября 2016 года .
- ^ «Airbus A321NEO завершает первый рейс после переключения двигателя» . Рейтер. 9 февраля 2016 года. Архивировано с оригинала 23 октября 2018 года . Получено 27 марта 2019 года .
- ^ «Airbus A321NEO с P & W Engines получает сертификацию типа» (пресс -релиз). Airbus. 15 декабря 2015 года. Архивировано с оригинала 11 января 2017 года . Получено 27 марта 2019 года .
- ^ Аарон Карп (20 апреля 2017 года). «Virgin America получает первый A321NEO в роли Аляски, будучи будущим флотом» . Мир воздушного транспорта . Авиационная неделя. Архивировано с оригинала 28 сентября 2018 года . Получено 27 марта 2019 года .
- ^ «Эксклюзив: Airbus запускает» A321NEOLR »на дальний расстояние, чтобы заменить 757-200W» . Leeham News . 21 октября 2014 года. Архивировано с оригинала 27 марта 2019 года . Получено 17 ноября 2016 года .
- ^ «Airbus запускает A321NEO на дальние расстояния» . Aviation International News . 13 января 2015 года. Архивировано с оригинала 21 января 2021 года . Получено 17 ноября 2016 года .
- ^ «Airbus запускает высокую версию A321NEO» . Авиационная неделя . 13 января 2015 года. Архивировано с оригинала 16 сентября 2018 года . Получено 17 ноября 2016 года .
- ^ «Airbus A321LR Long-Drange Jet завершает первое место» . Рейтер . 31 января 2018 года. Архивировано с оригинала 31 января 2018 года . Получено 31 января 2018 года .
- ^ «EASA и FAA сертифицируют возможности дальнего дальности для A321NEO» (пресс-релиз). Airbus. 2 октября 2018 года. Архивировано с оригинала 3 октября 2018 года . Получено 27 марта 2019 года .
- ^ Дэвид Камински Морроу (13 ноября 2018 года). «Шеф Аркии: A321LR Первый одиночный проход, чтобы победить 757-300 экономики» . Flightglobal . Архивировано с оригинала 14 ноября 2018 года . Получено 24 ноября 2018 года .
- ^ Дженс Флоттау (31 января 2018 г.). «Airbus изучает более высокую емкость A321NEO» . Авиационная неделя сеть . Архивировано из оригинала 2 февраля 2018 года . Получено 27 марта 2019 года .
- ^ Дженс Флоттау; Гай Норрис (20 июля 2018 г.). «Airbus движется вперед с определением A321XLR» . Авиационная неделя и космическая технология . Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Получено 27 марта 2019 года .
- ^ «Airbus запускает самый длинный авиалайнер с одним проходом: A321XLR» (пресс-релиз). Airbus. 17 июня 2019 года. Архивировано с оригинала 26 февраля 2021 года . Получено 17 июня 2019 года .
- ^ О'Коннор, Кейт (17 июня 2022 года). «Airbus A321XLR завершает первый рейс» . Avweb . Получено 18 июня 2022 года .
- ^ «Сильный спрос на подержанные самолеты Airbus A320 приводит к совместному решению об остановке программы преобразования грузовых перевозок» (пресс -релиз). Airbus. 3 июня 2011 г.
- ^ «ST Aerospace, Airbus и EFW для запуска программы преобразования A320 и A321P2F» (пресс -релиз). ST Aerospace. 17 июня 2015 года. Архивировано с оригинала 25 июля 2020 года . Получено 23 октября 2021 года .
- ^ Крис Бакетт (27 октября 2020 года). «Первый в мире A321P2F входит в службу» . Airwaysmagazine . Архивировано из оригинала 28 октября 2020 года . Получено 23 октября 2021 года .
- ^ «A321-200 SDF Advantage» . sinedraco.com . Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Получено 23 октября 2021 года .
- ^ "A321F - Lufthansa Cargo" . lufthansa-cargo.com . Получено 17 марта 2022 года .
- ^ «Исторические заказы и поставки 1974–2009 гг.» . Airbus SAS январь 2010 года. Архивировано из оригинала (Microsoft Excel) 23 декабря 2010 года . Получено 10 декабря 2012 года .
- ^ Airbus A321 Accurances Archived 31 августа 2017 года на машине Wayback . Авиационная безопасность, 3 октября 2017 года.
- ^ Airbus A321 Включих Хулл-потери архивирования 31 августа 2017 года на машине Wayback . Авиационная безопасность, 3 октября 2017 года.
- ^ A321 Статистика несчастных случаев архивирована 31 августа 2017 года на машине Wayback . Авиационная безопасность, 3 октября 2017 года.
- ^ «Фигуры семейства Airbus» (PDF) . Airbus. Июль 2017 года. Архивировал (PDF) из оригинала 18 февраля 2018 года . Получено 27 марта 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Все о семье Airbus A320» . Airbus. 2009. Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 года . Получено 17 ноября 2016 года .
- ^ «Airbus запускает высокую версию A321NEO» . Авиационная неделя . 13 января 2015 года. Архивировано с оригинала 16 сентября 2018 года . Получено 17 ноября 2016 года .
- ^ "A321CEO спецификации" . Airbus . Архивировано из оригинала 6 марта 2020 года . Получено 21 февраля 2020 года .
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (24 апреля 2014 г.). «Airbus показывает потенциал для A321NEO на 240 мест» . Полет Global . Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года . Получено 21 февраля 2020 года .
- ^ «Airbus раскрывает новую компоновку A321NEO: новый« Cablex »и большие двери» . Австралийский бизнес -путешественник. 13 июня 2014 года. Архивировано с оригинала 22 августа 2016 года . Получено 27 марта 2019 года .
- ^ «Файл данных воздушного судна Airbus» . Гражданский самолетный дизайн самолетов . Elsevier. Июль 1999 года. Архивировано с оригинала 27 января 2017 года . Получено 17 ноября 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный «A321 Характеристики самолетов - аэропорт и планирование технического обслуживания» (PDF) . Airbus. 1 февраля 2019 года. Архивировал (PDF) из оригинала 27 марта 2019 года . Получено 18 февраля 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый "Тип сертификата листа данных" (PDF) . Easa. 22 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2019 года . Получено 27 марта 2019 года .
- ^ «Airbus A320neo Technology» . Airbus . Архивировано с оригинала 3 апреля 2016 года.
- ^ «Airbus A321XLR» . Airbus . Получено 12 июля 2023 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]