Транспорт в Туркменистане
Транспорт в Туркменистане включает автомобильные, железные, воздушные, морские и водные пути, а также нефте-, газо- и водопроводы. Автомобильный, железнодорожный и водный транспорт находятся в ведении Министерства промышленности и коммуникаций. [1]
В советские времена транспортная инфраструктура Туркменистана находилась в запущенном состоянии.
С 1991 года Туркменистан реализовал ряд крупных национальных и международных транспортных проектов.
Туркменистан также является частью международного транспортного коридора, созданного в соответствии с Ашхабадским соглашением , подписанным Индией , Оманом , Ираном , Туркменистаном , Узбекистаном и Казахстаном , о создании международного транспортно-транзитного коридора, облегчающего транспортировку грузов между Центральной Азией и Персидским заливом. [2]
Воздушные трассы
[ редактировать ]Воздушное сообщение началось в 1927 году с маршрута между Чарджоу ( Туркменабат ) и Ташаузом ( Дашогуз ) на немецких самолетах Юнкерс-13 и советских К-4, каждый из которых мог перевозить четырех пассажиров. В 1932 году в Ашхабаде на месте нынешних кварталов Хаудан был построен аэродром как для пассажирских, так и для грузовых перевозок, причем последние главным образом для доставки припасов на серные рудники близ Дервезе в пустыне Каракумы . [3]
Аэропорты, обслуживающие крупные города Ашхабад , Дашогуз , Мары , Туркменабат и Туркменбаши , которые находятся в ведении управления гражданской авиации Туркменистана «Туркменховаёллары», осуществляют регулярные внутренние коммерческие авиаперевозки. [4] [5] В обычных обстоятельствах международные регулярные коммерческие авиаперевозки ограничиваются Ашхабадом. Однако во время пандемии COVID-19 международные рейсы вылетают и приземляются в Туркменабате, где установлены карантинные объекты. [6] [7]
Государственная компания «Туркменские авиалинии» является единственным туркменским авиаперевозчиком. Пассажирский парк «Туркменских авиалиний» состоит только из самолетов Boeing . [8] Воздушный транспорт ежедневно перевозит по стране более двух тысяч пассажиров. [9] В обычных условиях международные рейсы ежегодно перевозят более полумиллиона человек в Туркменистан и из него, а «Туркмен Эйр» выполняет регулярные рейсы в Москву , Лондон , Франкфурт , Бирмингем , Бангкок , Дели , Абу-Даби , Амритсар , Киев , Львов , Пекин , Стамбул. , Минск , Алматы , Ташкент и Санкт - Петербург .
Небольшие аэродромы обслуживают промышленные объекты вблизи других городов, но не осуществляют регулярных коммерческих пассажирских перевозок. Аэродромы, подлежащие модернизации и расширению, включают Гарабогаз, Джебель и Галаймор. [10] [11] [12] [13] [14] Новый аэропорт в Керки был сдан в эксплуатацию в июне 2021 года, а регулярные внутренние пассажирские перевозки планируется начать в январе 2022 года. [15] Новый международный аэропорт Туркменабата был сдан в эксплуатацию в феврале 2018 года. [16] По оценкам, в 2014 году в Туркменистане было 26 аэропортов . [17] Одна вертолетная площадка работала. [18]
железные дороги
[ редактировать ]Первая железнодорожная линия в Туркменистане была построена в 1880 году от восточного берега Каспийского моря до Моллагары. К октябрю 1881 года линия была продлена до Кызыл-Арвата (ныне Гызыларбат ), к 1886 году достигла Чарджоу (ныне Туркменабад ). был построен деревянный железнодорожный мост В 1887 году через Амударью , линия была продолжена до Самарканда (1888) и Ташкента (1898). [19] Железнодорожная линия, соединяющая Мары с Серхетабатом, была завершена в 1898 году, а железнодорожный паром между Кисловодском (ныне Туркменбаши ) и Баку начал работать в 1905 году. [20]
Железнодорожное сообщение в Туркменистане началось в рамках Императорской России Транскаспийской железной дороги , затем Среднеазиатской железной дороги. После распада СССР железнодорожная сеть в Туркменистане была передана и эксплуатировалась государственной компанией Türkmendemirýollary .
Ширина колеи — стандартная для России и СССР — 1520 миллиметров.
Общая протяженность железных дорог составляет 3181 км. Доступны только внутренние пассажирские перевозки, за исключением специальных поездов туроператоров. [21] Железная дорога перевозит около 5,5 миллионов пассажиров и перевозит около 24 миллионов тонн грузов в год. [22] [23]
Железная дорога Теджен - Сарахс - Мешхед , построенная в 1996 году Туркменистаном и Ираном , стала жизненно важным грузовым звеном железнодорожных систем Центральной Азии, России и Европы с Южной Азией и Персидским заливом . [18] [20] В 2006 году Транскаракумская железная дорога , являющаяся прямым сообщением между Ашхабадом и Дашогузом , вдвое сократила время в пути между южной и северной границами. [18] [20]
Железнодорожное сообщение Казахстан -Туркменистан- Иран , являющееся частью транспортного коридора Север-Юг , представляет собой железнодорожную линию длиной 677 км (421 миль), соединяющую Казахстан и Туркменистан с Ираном и Персидским заливом с 2014 года. Она связывает Узень в Казахстане с Берекетом. и Этрека в Туркменистане и заканчивается в Горгане в иранской провинции Голестан. В Иране железная дорога соединяется с национальной сетью, включая морские порты Персидского залива. [24] Стоимость проекта оценивается в 620 миллионов долларов, которые разделили правительства Казахстана, Туркменистана и Ирана. [24] [25] Это звено Транснациональной железной дороги Север-Юг имеет протяженность 137 км в Казахстане, 470 км в Туркменистане и 70 км в Иране. Работы в Туркменистане начались на Берекете в декабре 2007 года, в Казахстане – в июле 2009 года и завершились в конце 2014 года.
В конце 2016 года была открыта железнодорожная линия от Керки на юг до Имамназара на границе с Афганистаном и далее до Акины в Андхойском районе . [26] Ожидается, что он станет частью железнодорожного коридора через северный Афганистан . Эта линия впоследствии была продлена до Андхоя . [27]
В феврале 2018 года существующая железнодорожная линия между Серхетабатом и Торгунди в Афганистане была восстановлена в эксплуатацию. [28] [29] Эту линию планируется продлить до Герата , где она потенциально может соединиться с строящейся железнодорожной линией из Хафа , Иран . [30]
Подвижной состав
[ редактировать ]Азиатский банк развития сообщил в 2021 году,
В 2019 году парк подвижного состава TRA насчитывал 119 тепловозов, 10 056 грузовых вагонов и 425 пассажирских вагонов. Большая часть локомотивов и все пассажирские вагоны были закуплены в КНР (25 пассажирских локомотивов серии ЦКД9А и 83 грузовых локомотива серии ЦКД9С). Парк грузовых вагонов включал 2849 вагонов-цистерн, 1738 полувагонов, 1637 платформ, 1358 крытых вагонов-хопперов, 1143 крытых вагона и 654 рефрижераторных вагона.... В 2019 году - 6607 вагонов.(65% парка) [имели] возраст не менее 30 лет, причем многие из этих вагонов уже отработали свой обычный экономический срок и нуждаются в замене. [20]
Железнодорожное сообщение с сопредельными странами
[ редактировать ]- Иран - да, только грузовой - 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ) / 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) выход за пределы калибра
- Афганистан - да, только грузовые перевозки - два сообщения, от Имамназара до Акины и (очень короткое) от Серхетабата до Торгунди , пассажирских перевозок нет.
- Казахстан - новое железнодорожное сообщение открыто в 2013 году.
- Узбекистан – да, обслуживание остановлено на неопределенный срок.
- Каспийское море – нерегулярный паром , только пассажирский.
Дороги
[ редактировать ]До революции 1917 года в Туркменистане существовало всего три автомобиля, все иностранные модели, продававшиеся в Ашхабаде. Автомобильных дорог между населенными пунктами не существовало. После революции советские власти проложили грунтовые дороги, чтобы связать Мары и Кушки ( Серхетабат ), Теджен и Сарас , Кызыл-Арват ( Сердар ) с Гарригалой ( Махтумгулы ) и Чекишлером, т. е. с важными пограничными переходами. В 1887-1888 годах между Ашхабадом и персидской Гауданское шоссе границей на перевале Гаудан было построено , и персидские власти продлили его до Мешада , что облегчило торговые отношения. Муниципальное автобусное сообщение началось в Ашхабаде в 1925 году с пятью маршрутами, а такси - с 1938 года с пятью машинами. Дорожная сеть была расширена в 1970-е годы за счет строительства автомагистралей республиканского уровня, соединяющих Ашхабад и Казанджик ( Берекет ), Ашхабад и Байрамали , Небит-Даг ( Балканабат ) и Красноводск ( Туркменбаши ), Чарджоу ( Туркменабат ) и Керки , Мары и Кушка (Туркменбаши). Серхетабат ). [31] По состоянию на 2001 год в Туркменистане было около 22 000 километров дорог, около 18 000 километров из которых были с твердым покрытием. [18]
Основным автомобильным маршрутом с запада на восток является автомагистраль М37, соединяющая Туркменбашинский международный морской порт с пограничным переходом Фарап через Ашхабад, Мары и Туркменабат. Основным маршрутом с севера на юг является автомобильная дорога Ашхабад-Дашогуз ( туркменский : Ашхабад-Дашогуз awtomobil ýoly ), построенная в 2000-х годах. Основные международные маршруты включают европейский маршрут E003 , европейский маршрут E60 , европейский маршрут E121 и маршруты Азиатских автомагистралей (AH) AH5, AH70, AH75, AH77 и AH78. [32] [18]
Новую платную автодорогу между Ашхабадом и Туркменабатом строит компания «Туркмен Автобан», которая изначально планировала построить автодорогу протяженностью 600 км в три этапа: Ашхабад – Теджен к декабрю 2020 года, Теджен – Мары к декабрю 2022 года и Мары – Туркменабат. к декабрю 2023 года. В результате задержек из-за нехватки финансовых средств этап Ашхабад-Теджен теперь планируется завершить в сентябре 2021 года. [33] Родственный проект по соединению Туркменбаши и Ашхабада был приостановлен, когда турецкий подрядчик Полимекс отказался от проекта, как сообщается, из-за неуплаты. [34] [35]
По состоянию на 29 января 2019 года государственный концерн «Туркменские автомобильные дороги» ( туркменский : Türkmenawtoýollary ) указом президента был подчинен Министерству строительства и архитектуры, а ответственность за строительство и содержание дорог была передана областным и муниципальным органам управления. [36] [37] Эксплуатация автобусов и такси находится в ведении Агентства автомобильных услуг ( туркменский : Türkmenawtoulaglary Agentligi ) Министерства промышленности и коммуникаций. [38]
В Туркменистане одна из самых низких цен на бензин в мире. В 2011 году бензин с октановым числом 95 стоил 0,72 доллара за галлон (0,19 доллара за литр). [39] По состоянию на март 2021 года контролируемая государством цена составляла 1,50 маната за литр, или 43 цента США за литр (1,62 доллара за галлон). [40]
Сивэйс
[ редактировать ]Речные пути
[ редактировать ]Основными внутренними водными путями являются река Амударья , протекающая вдоль северной границы, и Каракумский канал , протекающий с востока на запад от Амударьи у границы с Афганистаном через Мары и Ашхабад до Берекета . [41]
Официальное начало организованного судоходства по Амударье произошло в 1873 году. [42] Пароходы начали курсировать по Амударье в 1888 году, когда была собрана и спущена на воду пароход русской постройки, доставленный в Чярев по частям. [43] Судоходству препятствовали постоянно перемещающиеся песчаные отмели и острова, которые образовывались и уносились речным течением. [43] В 1917 г. на Амударье находилось от 20 до 50 самоходных судов и около 1500 лодок. В 1923 году Среднеазиатское Туркменабатское пароходство начало обслуживать Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и 10 областей Казахстана, перевозя грузы водным транспортом на расстояние 1500 километров.
15 августа 1992 года было создано Туркменское речное пароходство. В 2003 году он был переименован в Государственный концерн «Туркменские речные пути» (Türkmenderýaýollary), но впоследствии снова стал государственным учреждением, подчиненным ряду министерств. В феврале 2021 года производственный филиал «Türkmenderýaýollary» преобразован в открытое акционерное общество . [44]
В середине 20 века советские власти начали строительство Каракумского канала . Первый этап был одобрен в 1952 году, а строительство началось в 1954 году. К 1959 году на первом этапе канал соединил Амударью с рекой Мургаб. В 1961 году на втором этапе канал был продлен до реки Теджен. Третий этап – подача воды в Ашхабад – был ускорен из-за засухи 1961 года, и вода из Амударьи впервые была доставлена в столицу 12 мая 1962 года. Далее последовало строительство Гуртлинского и Кепетдагского водохранилищ, а затем наступил четвертый этап - продление канала до Берекета, который был завершен в 1981 году. Из Берекета вода по трубопроводу доставляется в Балканабад, Хазар и Туркменбаши. [41] Канал длиной 1100 километров, предназначенный в основном для орошения, судоходен на протяжении 200 километров от Амударьи. Амударья судоходна в Туркменистане на протяжении примерно 320 километров ниже по течению от границы с Афганистаном до Туркменабата .
Трубопроводы
[ редактировать ]Крупнейшие порты и гавани
[ редактировать ]Крупнейшим морским портом Туркменистана на сегодняшний день является Туркменбашинский международный морской порт . Порт был открыт в октябре 1896 года. В 1903 году основано Управление торгового порта. В 2000-2003 годах порт был существенно реконструирован. [45] Пассажирское паромное сообщение с портом Баку ( Азербайджан) , а также железнодорожными паромами с другими портами Каспийского моря (Баку, Актау ) началось в 1962 году. В последние годы увеличились танкерные перевозки нефти в порты Баку и Махачкала.
В мае 2018 года завершилось строительство масштабного расширения Туркменбашинского морского порта. [46] [47] Стоимость проекта составила 1,5 миллиарда долларов. Генеральным подрядчиком проекта выступила Gap Inşaat, дочерняя компания Çalık Holding турецкой компании . В результате расширения годовая мощность увеличилась на 17 миллионов тонн, в результате чего общая пропускная способность, включая ранее существовавшие мощности, составила более 25 миллионов тонн в год. Международные паромный и пассажирский терминалы могут обслуживать 300 000 пассажиров и 75 000 транспортных средств в год, а контейнерный терминал рассчитан на обработку 400 000 TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год. [48] [49] [50] Туркменбашинский международный морской порт включает в себя судостроительный завод. [49] Кенар, Аладжа и Экерем . Администрация порта также контролирует работу нефтеналивных терминалов [51]
Небольшие промышленные погрузочные терминалы расположены в Хазаре (нефть), Киянлы ( туркменский : Гыянлы ) (пластмассы) и Гарабогазе (карбамид).
В 2006 году в Туркменистане было восемь торговых морских судов водоизмещением более 1000 тонн, из которых четыре были грузовыми, два — нефтяными танкерами, одно — для рефрижераторных грузов и одно — комбинированным судном для перевозки руды и нефти. [18] По состоянию на 2019 год национальный морской перевозчик ЗАО «Морской торговый флот» имел в своем составе 19 судов, в том числе 4 сухогруза, 7 нефтяных танкеров, 2 парома Ro-Pax, 3 пассажирских парома, 2 буксира и одну яхту. [52]
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- ОЦЕНКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СЕКТОРА ТУРКМЕНИСТАНА, МАРТ 2021 ГОДА (Азиатский банк развития)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Туркменистан объединяет министерства транспорта» . Железнодорожный вестник. 7 февраля 2019 г.
- ^ «Ганс Индия – Индия присоединяется к Ашхабадскому соглашению» . 24 марта 2016 г.
- ^ «Транспорт/Воздушный транспорт» [Транспорт/Воздушный транспорт]. Туркменская ССР (на русском языке). Чувашский обком КПСС. 1984. с. 237.
- ^ «Расписание туркменских авиалиний» .
- ^ "ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ" (in Russian).
- ^ «Туристические консультации по Туркменистану» . Госдепартамент США. 5 октября 2020 г.
- ^ "Четырнадцать потерянных дней жизни. О нахождении в карантинном лагере в Туркменабаде" (in Russian). Turkmen.news. 2 November 2020.
- ^ "Мы не подведём" . Ogoniok.com. Archived from the original on 21 May 2013 . Retrieved 25 November 2013 .
- ^ V@DIM. "Могучие крылья страны" . Turkmenistan.gov.tm . Retrieved 25 November 2013 .
- ^ "Международный тендер на проектирование и строительство нового аэропорта в посёлке городского типа Джебел города Балканабат" (in Russian). Нейтральный Туркменистан. 14 December 2020.
- ^ «Аспекты модернизации сегментов экономики Туркменистана обсуждены на заседании Правительства» . Тюркмен Дёвлет Хабарлары. 18 января 2019 г.
- ^ "Президент Туркменистана провёл совместное заседание Кабинета Министров и Госсовета безопасности" (in Russian). Turkmenportal. 19 May 2018.
- ^ "В Гарабогазе будет построен новый аэропорт" (in Russian). Turkmenportal. 3 February 2018.
- ^ "Рядом с курортом "Моллакара" в Туркменистане планируют построить аэропорт" (in Russian). Turkmen.news. 15 December 2020.
- ^ "Из Керки – в Ашхабад и Дашогуз" (in Russian). Turkmenistan Golden Age. 25 December 2021.
- ^ "В Туркменабаде построили международный аэропорт" (in Russian). Авиатранспортное обозрение. 14 February 2018.
- ^ «Всемирная книга фактов» . 22 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Профиль страны: Туркменистан» (PDF) . федеральных исследований Отдел Библиотеки Конгресса . Февраль 2007 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2013 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
{{cite web}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ "Транспорт / Железнодорожный транспорт" [Transport / Rail transport]. Туркменская ССР (in Russian). Chuvash Obkom CPSU. 1984. pp. 235–236.
- ^ Jump up to: а б с д «ОЦЕНКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СЕКТОРА ТУРКМЕНИСТАНА» (PDF) . Азиатский банк развития . Март 2021.
- ^ "Расписание" (in Turkmen and Russian).
- ^ Ежегодное статистическое издание Туркменистана за 2019 год (на туркменском, русском и английском языках). Ашхабад: Государственный комитет статистики Туркменистана. 2020.
- ^ «О НАС» . Туркменские железные дороги.
- ^ Jump up to: а б «Транснациональный коридор Север-Юг» . железная дорога-технологии.com . Проверено 25 марта 2014 г.
- ^ «Переезд железных дорог» . turkmenistaninfo.ru . Проверено 25 марта 2014 г.
- ^ Салехай, Заргона (28 ноября 2016 г.). «Открыта железная дорога Афганистан-Туркменистан» . Паджвок Афганские новости . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ «Туркменистан и Афганистан открывают новые железнодорожные и электрические связи» . АФП . 15 января 2021 г.
- ^ «ОТКРЫВАЕТСЯ ПОЕЗДНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА НОВОЙ ТУРКМЕНО-АФГАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ: СЕРХЕТАБАТ – ТОРГУНДИ» . Министерство иностранных дел Туркменистана. 24 февраля 2018 г.
- ^ «Тургунди и железная дорога из Туркменистана» . Эндрю Грэнтэм. 12 октября 2019 г.
- ^ Куэнка, Оливер (9 декабря 2020 г.). «Железная дорога Иран-Афганистан готова к движению» . Международный железнодорожный журнал.
- ^ "Транспорт / Железнодорожный транспорт" [Transport / Rail transport]. Туркменская ССР (in Russian). Chuvash Obkom CPSU. 1984. pp. 236–237.
- ^ «База данных азиатских автомобильных дорог» . Объединенные Нации.
- ^ "Участок трассы Ашхабад — Туркменабад до Теджена пообещали сдать в эксплуатацию в текущем году" (in Russian). Turkmen.News. March 29, 2021.
- ^ «Коммерческий путеводитель по стране Туркменистана: Транспорт» . Министерство торговли США. 15 октября 2020 г.
- ^ » остановил строительство автодороги на Туркменбаши, глава компании покинул Туркменистан ] « Полимэкс (на туркменском языке), Хроника Туркменистана, 27 февраля 2018 г.
- ^ "УКАЗ Президента Туркменистана О преобразовании Государственного концерна "Türkmenawtoýollary" " (in Russian). parahat.info. 29 January 2019.
- ^ "Строительство автодорог в Туркменистане переходит в ведение городских и региональных властей" (in Russian). Orient. 29 January 2019.
- ^ «Агентство «Туркменавтоулаглары»» .
- ^ «Туркменистан — 0,72 доллара за галлон (0,19 доллара за литр) — CSMonitor.com» . Христианский научный монитор .
- ^ «Цены на бензин в Туркменистане, литр, 15 марта 2021 г.» . Мировые цены на бензин.com.
- ^ Jump up to: а б «Река Карагум» (на туркменском языке). КАВАТЕР-ИНФО. 17 сентября 2009 г.
- ^ «Речные пути в Туркменистане» . turkmenmaritime.gov.tm. Архивировано из оригинала 17 мая 2014 г. Проверено 27 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Скосырев П. (1948). Туркменистан (на русском языке). Москва: Молодая Гвардия. п. 193.
- ^ «Туркменистан преобразует Дерьяйоллары в акционерное общество» . Деловой Туркменистан. 20 марта 2021 г.
- ^ «История порта/Морского порта в 1800-2000 годы» . Туркменбашинский международный морской порт.
- ^ «Туркменистан – Коммерческий путеводитель по стране» . Управление международной торговли . Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ "Порт Туркменбаши будет полностью реконструирован" . Portnews.ru. 16 May 2011 . Retrieved 25 November 2013 .
- ^ Тачман, Дженис Л. (26 сентября 2018 г.). Финалист конкурса «Лучший международный проект», «Аэропорт/порт» и «Проект года»: Проект международного морского порта Туркменбаши» . Инжиниринг Ньюс-Рекорд, BNP Media.
- ^ Jump up to: а б «Самая важная остановка на Шелковом пути: Туркменбашинский международный морской порт» . Чалык Холдинг. 28 мая 2018 г.
- ^ Гасанов, Гусейн (2 мая 2018 г.). «Турецкая компания завершает проект морского порта в городе Туркменбаши» . Тренд.
- ^ «Нефтеналивные терминалы» . Туркменбашинский международный морской порт.
- ^ "АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЗАКРЫТОГО ТИПА "МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ФЛОТ" " . АОЗТ «Морской торговый флот».