Тарелка для пасхального седера
Тарелка для пасхального седера ( иврит : קערה , кеара ) представляет собой специальную тарелку, содержащую символические продукты, которые едят или выставляют напоказ во время пасхального седера . На нем показаны все символические продукты, которые используются во время пасхального седера. [1]
Символические продукты
[ редактировать ]Каждый из шести предметов, расположенных на тарелке, имеет особое значение для пересказа истории Песаха — исхода из Египта , — который находится в центре внимания этой ритуальной трапезы. Седьмой символический предмет, используемый во время трапезы, — три мацы — не считается частью собственно тарелки седера.
Шесть традиционных предметов на тарелке седера следующие:
Марор и Шазере
[ редактировать ]Марор и Шазере [2] — Горькие травы, символизирующие горечь и суровость рабства, которое евреи пережили в Египте . В традиции ашкенази свежий салат ромэн или эндивий (оба символизируют горечь римского вторжения) или хрен можно есть как Марор во время исполнения заповеди есть горькие травы во время Седера. Чазерет — это дополнительные горькие травы, обычно салат ромэн, которые используются в сэндвиче с коречем . [1]
Чаросет
[ редактировать ]Чаросет – сладкая коричневая смесь, представляющая собой раствор и кирпич, который использовали еврейские рабы для строительства построек Египта . В домах ашкенази еврейских Чаросет традиционно готовят из измельченных орехов, тертых яблок, корицы и сладкого красного вина. [1]
Карпы
[ редактировать ]Карпас - овощ, отличный от горьких трав, символизирующий надежду и обновление, который опускают в соленую воду в начале Седера. Петрушка или другой зеленый овощ. [3] Некоторые заменяют петрушку ломтиками зеленого лука (символизирующего горечь рабства в Египте) или картофеля (символизирующего горечь гетто в Германии и других европейских странах), которые широко используются. Погружение простого овоща в соленую воду и последующее капание воды с этих овощей визуально символизирует слезы и является символическим напоминанием о боли, которую испытывали еврейские рабы в Египте. Обычно в шабат или праздничную под вином первое, что едят, трапезу после кидуша — это хлеб. Однако за столом седера первое, что нужно съесть после кидуша, — это овощ. Это немедленно приводит к изложению знаменитого вопроса Ма Ништана : «Почему эта ночь отличается от всех других ночей?» Он также символизирует весну, потому что евреи празднуют Пасху весной. [3]
Зероах
[ редактировать ]Зероа — также транслитерируется как З'роа , обычно это жареная голяшка ягненка. Он особенный, поскольку это единственный мясной элемент на тарелке седера, символизирующий Корбан Песах ( пасхальное жертвоприношение ) или Паскаль Агнец. Он символизирует принесение в жертву агнца, кровью которого были нарисованы двери домов израильских рабов, чтобы ангел смерти прошел мимо этого дома во время десятой казни. [4]
Бейца
[ редактировать ]Бейца – жареное яйцо, символизирующее корбан чагига (праздничное жертвоприношение), которое приносилось в храме в Иерусалиме , затем жарится и съедается как часть трапезы в ночь Седера. Хотя и жертвоприношение Песаха, и хагига были мясными приношениями, хагига отмечается яйцом, символом траура (поскольку яйца — первое, что подают скорбящим после похорон), что наводит на мысль о трауре по поводу разрушения Храма. и невозможность принести предписанные Библией жертвы во время праздника Песах. Использование яйца во время седера впервые засвидетельствовано в «Шулхан Арух» комментарии раввина Моисея Иссерлеса XVI века , и неизвестно, когда появился этот обычай. [5] Он не используется во время формальной части седера. Некоторые люди едят обычное сваренное вкрутую яйцо, смоченное соленой водой или уксусом, как часть первого блюда или в качестве закуски. Яйцо также символизирует круг жизни: рождение, размножение и смерть. [5]
Многие декоративные и художественные тарелки для седера, продаваемые в магазинах иудаики , имеют заранее сформированные места для размещения различных символических блюд.
Три мацы
[ редактировать ]Шестой символический предмет на столе Седера — тарелка с тремя целыми мацами , которые сложены стопкой и отделены друг от друга тканью или салфетками. Средняя маца будет разломана и половина ее отложена для афикомана . Верхняя и вторая половина средней мацы будут использоваться для хамоци (благословения на хлеб), а нижняя маца будет использоваться для кореча ( сэндвича «Гилель» ).
Согласно одной из распространенных интерпретаций, три мацы символизируют «Коэна, Левия и Израиля» (т.е. священников, колено Левиина и весь остальной еврейский народ). [6]
Соленая вода
[ редактировать ]Чаша с соленой водой, которая используется для первого «окунания» Седера, традиционно не является частью тарелки Седера, а ставится на стол рядом с ней. Однако иногда его используют как один из шести предметов, опуская чазерет. Соленая вода символизирует слезы израильтян, когда они были порабощены.
Дополнительные таможни
[ редактировать ]- Уксус . Немецкие и персидские евреи традиционно добавляют уксус в тарелку седера, ближайшую к лидеру рядом с карпасом . Во время седера карпас . окунали в уксус, а не в соленую воду [7]
Современная пропаганда
[ редактировать ]- Апельсин . Некоторые евреи кладут апельсин на тарелку седера. [8] Оранжевый символизирует плодотворность для всех евреев, когда маргинализированным евреям, особенно женщинам и геям, разрешается проявлять активность и вносить свой вклад в еврейскую общину. Распространенный, хотя и неверный, слух гласит, что традиция началась, когда мужчина сказал Сюзанне Хешель , что у женщины столько же дел с бимой в синагоге, сколько с апельсином на тарелке седера.
- Фактически, традиция зародилась, когда Хешель выступала в «Гиллеле» в Оберлин-колледже , где она увидела раннюю феминистскую агаду , включавшую рассказ Сьюзен Филдинг о молодой еврейской лесбиянке, рассказанный ее хасидским ребе о том, что «в иудаизме есть столько же места для лесбиянок, сколько и для лесбиянок». как это бывает с хамцем за столом седера». [9] Хешель, как и те женщины в Оберлине, чувствовала, что положить хлеб на тарелку Седера означало бы принять идею о том, что евреи-лесбиянки и геи так же несовместимы с иудаизмом, как хамец с Песахом . На своем следующем Седере она использовала апельсин как символ интеграции лесбиянок, геев и других людей, маргинализированных еврейской общиной. Участники съедают дольку апельсина, выплевывая семена, что символизирует отказ от гомофобии. [10]
- Оливка . На некоторые тарелки для седера добавлена оливка в знак солидарности с палестинцами. Этот ритуал был создан Эллиотом БатЦедеком в Филадельфии в 2002 году. [11] Ритуал положил начало пьесе «Оливка на тарелке седера» режиссера Деб Шовал, которая в 2008 году начала гастролировать по прогрессивным синагогам и кампусам колледжей. [12] Также в 2008 году приложение к агаде «Еврейский голос за мир » дополнительно разрекламировало это, призвав добавить оливку, чтобы символизировать оливковые деревья, выкорчеванные в Палестине . [13] Добавление оливки как призыв к миру между Израилем и Палестиной [14] является хорошо признанным [15] [16] [17] [18] [19] дополнение для некоторых евреев. [20] [21]
См. также
[ редактировать ]- Еврейское церемониальное искусство
- Хафт-син , аналогичное представление Навруза , иранского нового года, возможно, повлияло на развитие тарелки Седера.
- Рождественский ужин из двенадцати блюд
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Приготовления к Седеру – еврейская традиция» . yahadut.org . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Так объяснено в раввина Хай Гаона комментарии к Мишне Укцин 1:2 [3]; Сефер Арух , св חזרת; Комментарий к Мишне раввина Натана, президента Академии , св. Мишна Килаим 1:2; Зохар Амар, Флора и фауна в учении Маймонида , Кефар Даром 2015, стр. 77 OCLC 783455868 [иврит].
- ^ Перейти обратно: а б Пасхальная Агада: комментарии Эли Визеля и иллюстрации Марка Подвала (Simon & Schuster, 1993, ISBN 0671799967 )
- ^ «Десять казней - Краткое изложение десяти казней, которые Бог навел на египтян» . Хабад .
- ^ Перейти обратно: а б Гилад, Илон (4 апреля 2021 г.). «Имеют ли пасхальные яйца и пасхальные яйца общее происхождение?» . Гаарец .
- ^ « Подготовка к Песаху и Седеру», Еврейская виртуальная библиотека» . Сайт Jewishvirtuallibrary.org . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Гамбургер, рав Биньомин Шломо (2009). «Путеводитель по Минхагу Ашкеназу» . Махон Мореш Ашкеназ .
- ^ Коэн, Тамара. «Апельсин на тарелке седера» . Мое еврейское образование . Проверено 15 июня 2016 г.
- ^ Айзенбах-Буднер, Дебора; Борнс-Вайль, Алекс (22 августа 2010 г.). «Предпосылка апельсина на тарелке седера и ритуал включения» . Ритуалвелл . Проверено 15 июня 2016 г.
- ^ Аппелл, Виктор. «Почему некоторые люди кладут апельсин на тарелку седера?» . ReformJudaism.org . Союз реформистского иудаизма . Проверено 11 апреля 2020 г.
- ^ Мика Базант; Дара Сильверман (2003). «Любовь и справедливость во времена войны Агада» .
- ^ «Для дискуссий, которых у нас не было: Оливка на тарелке седера в эти выходные в Нью-Йорке · Еврейская школа» . 3 октября 2006 г.
- ^ «Нетрадиционные предметы на тарелках Седера» . «Джерузалем Пост» . Еврейское телеграфное агентство. 5 апреля 2011 года . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ «Что именно находится на тарелке седера?» . 18Дверей . 12 января 2019 г. Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Нетрадиционные предметы на тарелках Седера» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Почему на тарелке седера оливки?» . Раввин Элли Сара . 25 марта 2013 г. Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ flickr, CeresB через (18 марта 2013 г.). «Положите оливки на тарелку седера для палестинцев и всех угнетенных народов» . Форвард . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Оливки на тарелке для седера | Пасхальная Агада Сьюзен Уокер» . www.haggadot.com . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «10 уникальных предметов, которые можно добавить на тарелку для седера» . Квеллер . 16 апреля 2019 г. Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Фишкофф, Сью (12 апреля 2011 г.). «От апельсинов до артишоков, шоколада и оливок, используя тарелку седера как призыв к действию» . Еврейское телеграфное агентство.
- ^ «Тарелка седера» . Мое еврейское образование . Проверено 23 марта 2021 г.