Конституция Австрии
Эта статья является частью серии статей о |
Политика Австрии |
---|
Федеральная конституция Австрии ( нем . Österreichische Bundesverfassung ) является сводом всех конституционных законов Австрийской Республики на федеральном уровне . Он разделен на множество различных актов. Его центральным элементом является Федеральный конституционный закон ( Bundes-Verfassungsgesetz ) (B-VG), который включает важнейшие федеральные конституционные положения.
Помимо B-VG, существует множество других конституционных актов (называемых Bundesverfassungsgesetze , единственное число Bundesverfassungsgesetz , сокращенно BVG, т.е. без дефиса) и отдельных положений в законах и договорах, которые обозначаются как конституционные ( Verfassungsbestimmung ). Например, B-VG не включает в себя билль о правах , но положения о гражданских свободах разбросаны по различным конституционным законам.
С течением времени как Б-ВГ, так и многочисленные дополняющие его конституционные законы претерпели сотни мелких и крупных поправок и поправок.
История
[ редактировать ]Австрия управлялась несколькими конституциями, в том числе Конституцией Пиллерсдорфа 1848 года, «безотзывной» Стадионной конституцией 1848–1851 годов, Октябрьским дипломом 1860 года, Февральским патентом 1861–1865 годов.
B-VG был основан на проектах, основным автором которых был Ганс Кельсен , и был впервые принят 1 октября 1920 года. Поскольку политического соглашения по биллю о правах достичь не удалось, Основной закон об общих правах граждан ( Staatsgrundgesetz über die allgemeinen Rechte der Staatsbürger ) 1867 года был оставлен в силе и получил статус конституционного закона.
Первоначально Б-ВГ носила очень парламентский характер. Прерогатива принятия закона должна была принадлежать сравнительно сильному парламенту, Федеральному собранию, состоящему из двух палат: Национального совета и Федерального совета . Ответственность за реализацию закона возлагалась на кабинет министров, возглавляемый канцлером , кандидатура которого назначалась Национальным советом по предложению его главного комитета. Главой государства должен был стать сравнительно слабый президент , избираемый обеими палатами.
В 1929 году конституция подверглась пересмотру, значительно расширившему прерогативы президента. В частности, президент должен был избираться непосредственно народом, а не законодательным органом. Президент также должен был быть наделен полномочиями по роспуску парламента – правом, которым обычно не обладают президенты парламентских республик. Он также имел право официально назначать канцлера и кабинет министров. На бумаге президент был наделен полномочиями, сравнимыми с полномочиями президента США . Однако на практике его роль оставалась в основном церемониальной и представительной. Например, его право назначать канцлера было ограничено полномочиями Национального совета осуждать кабинет министров или отдельных министров, а это означало, что президент был почти обязан гарантировать, что его выбор канцлера пользовался доверием Национального совета. Многие другие свои исполнительные функции он выполнял по совету канцлера. Это отход от правительства, управляемого преимущественно довольно большой и (по определению) фракционированной группой. Совещательный орган по созданию системы, концентрирующей власть в руках одного автономного лидера, был создан в попытке умиротворить парафашистские движения (такие как Хеймвер , или позже Остмаркише Штурмшарен и Социал-демократический республиканский шуцбунд ), процветавшие в Австрии в то время. время.
В 1934 году, после нескольких лет все более ожесточенной политической борьбы и постепенного размывания верховенства закона , правящая Христианско-социальная партия , которая к тому времени обратилась к полномасштабному австрофашизму , официально заменила конституцию новым основным законом, определяющим Австрию как авторитарную страну. корпоративное государство . Австрофашистская конституция действовала до тех пор, пока Австрия не была аннексирована нацистской Германией в 1938 году, прекратив свое существование как суверенное государство. Конституция Австрии была в конечном итоге восстановлена 1 мая 1945 года, и Австрия восстановила себя как независимая республика незадолго до окончательного краха нацистской Германии. Изменения, принятые в 1929 году, не были тогда отменены и, по сути, остаются в силе по сей день, хотя с тех пор в конституцию были внесены серьезные изменения и поправки. [1]
Структура
[ редактировать ]По площади Австрийская Республика немного меньше, чем Мэн , Шотландия или Хоккайдо , и является домом для относительно однородного в этническом и культурном отношении населения, составляющего 8,8 миллиона человек. Учитывая, что более одной пятой ее жителей сосредоточено в городе Вене и ее пригородах, нация, естественно, однополярна как с точки зрения экономической, так и с точки зрения культурной деятельности. Тем не менее конституционная основа Австрии характеризует республику как федерацию, состоящую из девяти автономных федеральных земель: [2]
Английское имя | Немецкое имя | ||
1. | Бургенланд | Бургенланд | |
2. | Каринтия | Каринтия | |
3. | Нижняя Австрия | Нижняя Австрия | |
4. | Верхняя Австрия | Верхняя Австрия | |
5. | Зальцбург | Зальцбург | |
6. | Штирия | Штирия | |
7. | Тироль | Тироль | |
8. | Форарльберг | Форарльберг | |
9. | Вена | Вена |
Как и федерация, каждая из девяти земель Австрии имеет конституцию, определяющую ее как республиканское образование, управляемое в соответствии с принципами представительной демократии . Конституции штатов однозначно определяют штаты как однопалатные парламентские демократии; В каждом штате есть законодательный орган, избираемый всенародным голосованием, и кабинет министров, назначаемый его законодательным органом. Федеральная конституция определяет саму Австрию как двухпалатную парламентскую демократию с почти полным разделением властей . Таким образом, структура правительства Австрии очень похожа на структуру гораздо более крупных федеративных республик, таких как Германия или Соединенные Штаты . Основное практическое различие между Австрией, с одной стороны, и Германией или Соединенными Штатами, с другой, заключается в том, что австрийские государства обладают сравнительно небольшой автономией: почти все вопросы практического значения, включая, помимо прочего, оборону, внешнюю политику, уголовное право, корпоративное право, большинство других аспектов экономического права, образования, научных кругов, социального обеспечения, телекоммуникаций и системы здравоохранения находятся в ведении федерации. Судебная власть (включая три верховных суда) почти исключительно федеральная, за исключением девяти административных судов штатов. [3]
Федеральный законодательный орган
[ редактировать ]Федеральные законодательные полномочия принадлежат органу, который в конституции называется парламентом . После несколько парадоксального пересмотра конституции в 1929 году, который усилил формальное разделение властей в Австрии по наущению сторонников фашизма, законодательный орган Австрии технически больше похож на конгресс, чем на парламент. Однако на практике он все равно продолжает функционировать как парламент. Парламент Австрии состоит из двух палат: Национального совета и Федерального совета. 183 члена Национального совета избираются общенациональным всенародным голосованием в соответствии с уставом, направленным на пропорциональное представительство по партийным спискам . В настоящее время 64 члена Федерального совета избираются девятью законодательными собраниями земель Австрии в соответствии с законом, распределяющим места примерно пропорционально численности населения штата (крупнейший Бундесланд имеет право на двенадцать членов, а остальные соответственно, но ни один штат не имеет менее трех). Теоретически Национальный совет и Федеральный совет являются равными. На практике Национальный совет определенно более влиятельный; Преобладание Национального совета таково, что австрийцы часто используют термин «парламент» для обозначения только Национального совета, а не парламента в целом.
В то время как двухпалатные законодательные органы, такие как Конгресс США, позволяют законопроектам исходить из обеих палат, австрийское федеральное законодательство всегда исходит от Национального совета, а не от Федерального совета. Теоретически законопроекты могут быть поддержаны членами Национального совета, федеральным кабинетом министров , народной инициативой или предложением, поддержанным не менее чем одной третью членов Федерального совета. На практике большинство законопроектов предлагается кабинетом министров и принимается после лишь символических дебатов. Законопроекты, принятые Национальным советом, направляются в Федеральный совет на утверждение. Если Федеральный совет одобрит законопроект или просто ничего не предпримет в течение восьми недель, законопроект будет успешным. Законопроекты, принятые обеими палатами (или принятые Национальным советом и игнорируемые Федеральным советом), в конечном итоге подписываются федеральным президентом . Президент не имеет права налагать вето на законопроекты; подпись является технической формальностью, нотариально удостоверяющей, что законопроект внесен и принят в порядке, предусмотренном конституцией. На закон может быть наложено вето только на том основании, что его происхождение, а не суть, нарушает основной закон. Вынесение решения о конституционности самого законопроекта является исключительной прерогативой Конституционного суда. [4]
При условии, что рассматриваемый законопроект не вносит поправок в конституцию, ограничивающих права штатов, и не касается каким-либо другим образом организации самой законодательной власти, Национальный совет может провести законопроект в силу, даже если Федеральный совет отклонит его; резолюция Национального совета, отменяющая возражение Федерального совета, просто должна собрать более высокий кворум , чем обычная резолюция. По этой причине Федеральный совет вряд ли имеет какие-либо реальные полномочия препятствовать принятию законодательства, а Национальный совет может легко его отменить. Федеральный совет иногда сравнивают с британской Палатой лордов , еще одним совещательным органом, способным затормозить, но обычно не отменить предложенный закон. Однако в то время как Палата лордов время от времени использует свою силу сдерживания, Федеральный совет почти никогда этого не делает. Поскольку партии, постоянно контролирующие Национальный совет, также имеют большинство в Федеральном совете, последний благословляет практически все, что принимает первый.
Федеральный исполнительный орган
[ редактировать ]Федеральная исполнительная власть разделена между федеральным президентом и федеральным кабинетом министров . Президент избирается всенародным голосованием сроком на шесть лет и ограничен двумя сроками полномочий подряд. Президент является главой государства и назначает кабинет министров — орган, состоящий из федерального канцлера и ряда министров. Президент также назначает членов Конституционного суда и многих других государственных чиновников, представляет республику в международных отношениях, аккредитует иностранных послов и действует как номинальный главнокомандующий вооруженными силами Австрии.
Хотя федеральный кабинет Австрии технически не подотчетен законодательному органу (за исключением вотума недоверия ) , он был бы почти полностью парализован без активной поддержки Национального совета. Поскольку конституционное собрание не позволяет президенту использовать свои полномочия для роспуска Национального совета по собственному усмотрению, президент не может заставить законодательный орган выполнять его или ее приказы, и кабинет министров по сути подлежит одобрению Национального совета. Таким образом, состав кабинета министров отражает результаты выборов в Национальный совет, а не результаты президентских выборов.
После выборов президент обычно просит лидера сильнейшей партии стать канцлером и сформировать кабинет министров. Затем будущий канцлер представляет список президенту; президент обычно принимает его без особых аргументов, хотя в недавней истории был по крайней мере один случай, когда президент все же отказался назначить министра. Президент сохраняет за собой право распустить по своему желанию весь кабинет министров или отдельных его министров по требованию канцлера. Хотя Национальный совет избирается сроком на пять лет, он может распустить себя в любое время, что приведет к новым выборам.
Двойная роль федерального канцлера как исполнительного должностного лица и влиятельного партийного чиновника, хорошо связанного с законодательным органом, делает канцлера гораздо более влиятельным, чем формально старший федеральный президент. Таким образом, фактическая исполнительная власть принадлежит канцлеру и его или ее министрам, в то время как федеральный президент является номинальным главой, а не фактическим главой правительства. Президенты Австрии в основном удовлетворены своей церемониальной ролью, стремятся к роли беспристрастного посредника и достойного старшего государственного деятеля и более или менее последовательно избегают мутных вод практической политики. Однако в последнее время стало известно, что бывший президент Хайнц Фишер время от времени комментировал текущие политические вопросы.
Судебный и административный надзор
[ редактировать ]Федеральная судебная власть и судебная власть штатов , в частности ответственность за судебный надзор за административными актами , возлагается на систему административных и конституционных судов, структуру, состоящую по существу из Конституционного суда и Административного суда . Конституционный суд проверяет конституционность законов, принятых парламентом, законность постановлений федеральных министров и других административных органов и, наконец, предполагаемые нарушения конституционных прав отдельных лиц посредством решений административных судов низшей инстанции. Он также рассматривает споры между федерацией и ее государствами-членами, демаркационные споры между другими судами и вопросы импичмента федеральному президенту (выступая в качестве суда штата в этом вопросе).
Административный суд рассматривает все виды дел, которые связаны с решениями ex officio государственных должностных лиц или органов и которые не рассматриваются Конституционным судом. Обратите внимание, что только Конституционный суд имеет право отменять законы.
В последние годы все большее число трибуналов судебного характера (статья 133, пункт 4 B-VG) было создано в ряде областей для улучшения контроля за поведением административных органов. Наиболее важными среди них были независимые административные палаты земель ( Unabhängige Verwaltungssenate - UVS), которые принимали решения, среди прочего, о второй инстанции в разбирательствах, касающихся административных правонарушений, а также о средствах правовой защиты в отношении действий прямого осуществления командования и принудительных полномочий со стороны административных органов. власти. Другие такие палаты были компетентны в области налогового права ( Unabhängiger Finanzsenat - UFS), в вопросах предоставления убежища ( Unabhängiger Bundesasylsenat - UBAS), по вопросам окружающей среды ( Unabhängiger Umweltsenat ) или в области телекоммуникаций ( Unabhängiger Bundeskommunikationssenat ). Хотя все эти трибуналы формально были частью административной организации, их членам были предоставлены гарантии независимости и несменяемости, и их полномочия, таким образом, можно сравнить с юрисдикциями. Их решения могут быть оспорены в Административном или Конституционном суде. В 2014 году эти административные трибуналы были упразднены в пользу одиннадцати административных судов — по одному в каждом штате ( административные суды штатов ) и два на федеральном уровне ( Федеральный административный суд , Федеральный финансовый суд ).
Австрийская конституция была второй в мире ( почти одновременно с Чехословакией ), которая предписывала судебный контроль Конституционным судом . Он был создан в 1919 году и в том же году получил право пересматривать законы федеральных земель. После принятия новой конституции в 1920 году суд также получил право пересматривать национальные законы в соответствии с конституцией. Эта схема отдельного конституционного суда, способного проверять законодательные акты на предмет их конституционности, стала известна как «австрийская система». После США и британских доминионов (таких как Канада и Австралия ), где судебный надзор осуществляет обычная судебная система, Австрия была одной из первых стран, где был осуществлен судебный надзор вообще (хотя Конституция Чехословакии вступила в силу раньше, само учреждение новых прав Суда на пару месяцев опередило создание Чехословацкого суда. [5] ). Многие европейские страны приняли австрийскую систему контроля после Второй мировой войны .
судебная власть
[ редактировать ]Судебные полномочия, не переданные системе административных и конституционных судов, наделены системой гражданских и уголовных судов, структурой, состоящей из гражданских судов, с одной стороны, и уголовных судов, с другой. Гражданские суды рассматривают все дела, в которых и истец, и ответчик являются частными лицами или корпорациями, включая, помимо прочего, договорные споры и споры о правонарушениях: правовая система Австрии, развившаяся из системы Римской империи , реализует гражданское право и, следовательно, не имеет различия между судами общей юрисдикции и судами справедливости, иногда встречающимися в юрисдикциях общего права . Гражданские суды не рассматривают иски против федерации или ее штатов как административных единиц, а только тогда, когда действуют в форме частного права .
Большинство дел рассматривается в окружных судах (Bezirksgerichte, сокращенно: BG, единственное число: Bezirksgericht), при этом областные суды (Landesgerichte, сокращение: LG, единственное число: Landesgericht) выполняют функции апелляционных судов, а также Верховный суд (Oberster Gerichtshof, сокращенно. : OGH) выступает в качестве суда последней инстанции. В делах, которые считаются особенно серьезными или технически сложными, региональные суды выступают в качестве судов первой инстанции, а специализированные региональные апелляционные суды (Oberlandesgerichte, сокращение: OLG, единственное число: Oberlandesgericht) выступают в качестве апелляционных судов, при этом Верховный суд по-прежнему является судом последнее средство.
В отличие от судебных систем, таких как федеральная судебная система США , стороны имеют законное право на апелляцию. Хотя в последние годы доступ к Верховному суду последовательно ограничивался по вопросам, имеющим определенную важность, суды более высокой инстанции, как правило, не могут просто отказаться пересматривать решения, принятые нижестоящими судами.
Обратите внимание, что Верховный суд (Верховный суд - OGH), Конституционный суд (Verfassungsgerichtshof - VfGH) и Административный суд (Verwaltungsgerichtshof - VwGH) представляют собой три отдельных высших суда, ни один из которых не имеет более высокого уровня по сравнению с двумя другими.
Гражданские права и права человека
[ редактировать ]Наиболее близким к биллю о правах в Австрии является Основной закон об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Совете королевства , указ, изданный императором Францем-Иосифом 21 декабря 1867 года в ответ на давление со стороны либералов. повстанцы.
Таким образом, очень важная часть австрийского канона конституционных гражданских свобод возникла как императорский указ, предшествовавший действующей Конституции Австрии примерно на пятьдесят лет, причина в том, что создатели Конституции в 1920 году не смогли договориться о наборе гражданских свобод, который включал бы в самой конституции: в качестве наименьшего общего знаменателя они прибегли к этому Основному закону 1867 года. С тех пор другие гражданские свободы были закреплены в других конституционных законах, и Австрия является стороной Европейской конвенции о правах человека , которая также , был реализован в качестве конституционного закона прямого действия в Австрии.
Учитывая тот факт, что Конституционный суд начал довольно широко интерпретировать положение B-VG о равном обращении и другие конституционные права, по крайней мере, с начала 1980-х годов, гражданские права, как правило, относительно хорошо защищены.
Дальнейшие сдержки и противовесы
[ редактировать ]Помимо своих законодательных полномочий, члены двух палат парламента имеют право объявить импичмент президенту, который затем предстает перед Конституционным судом, выполняющим функции государственного суда, или объявить референдум об отстранении федерального президента от должности. . Осуществление этих чрезвычайных полномочий представляет собой двухэтапный процесс: сначала Национальный совет требует объявить президенту импичмент или подвергнуть референдуму, затем члены Национального совета и Федерального совета собираются на совместное заседание, образуя таким образом Национальное собрание , и принять решение по предложению Национального совета. Если проведен референдум и президент не отстранен от должности всенародным голосованием, он автоматически считается переизбранным на еще один шестилетний срок (хотя он все равно не может занимать должность более двенадцати лет подряд). Тогда Национальный совет будет автоматически распущен и должны быть проведены новые всеобщие выборы.
Президент также может распустить Национальный совет, но только один раз по той же причине за время своего пребывания в должности. Обратите внимание, что президент не имеет права накладывать вето на конкретные законодательные акты: как бы яростно он ни возражал против того или иного законопроекта или считал его неконституционным, все, что он на самом деле может сделать, — это пригрозить отправить правительство в отставку или распустить Национальный совет. до фактического принятия законопроекта.
Ни одно из этих чрезвычайных полномочий до сих пор не было реализовано.
Критика и предложения по реформе
[ редактировать ]Возможно, самым необычным аспектом австрийского конституционного права является относительная легкость, с которой его можно изменить, в сочетании с тем фактом, что конституционную поправку не нужно включать в основной текст B-VG или, если уж на то пошло, в любой другой более необычный аспект австрийского конституционного права. важные части конституционного органа, но могут быть приняты как отдельный конституционный акт или даже как простой раздел в рамках любого закона, обозначенный просто как «конституционный» (Verfassungsbestimmung).
На самом деле все, что необходимо, — это большинство в две трети голосов в Национальном совете. Только в случае фундаментального изменения («Gesamtänderung») конституции требуется подтверждение на референдуме. Таким изменением считалось вступление Австрии в ЕС в 1995 году.
С годами австрийская правовая система была завалена тысячами конституционных положений, разделенных на многочисленные акты. Причиной этого во многих случаях было то, что законодательный орган, особенно когда правящая коалиция обладала большинством в две трети голосов в Национальном совете (например, в период 1945–1966, 1986–1994, 1995–1999 и 2007–2008 годов) – приняли законы, которые считались «конституционно проблематичными» как конституционные законы, эффективно защищая их от судебного пересмотра Конституционным судом. Были даже случаи, когда положение, ранее объявленное компетентным Конституционным судом неконституционным, впоследствии принималось в качестве конституционного закона. Излишне говорить, что Конституционному суду нравилась и не нравилась такая практика, и он заявил, что в не столь отдаленном будущем он может рассматривать такие изменения в целом как «фундаментальные изменения» Конституции, которые требуют общественного референдума.
С 2003 по 2005 год проводился конституционный съезд ( Österreich Konvent ). [6] состоящий из представителей всех партий, представителей всех слоев правительства и многих групп австрийского общества, обсуждали, следует ли и как реформировать конституцию. Однако общего консенсуса по проекту новой конституции не было, а некоторые незначительные моменты, которые были согласованы всеми, еще не реализованы.
Конституционные законы
[ редактировать ]Закон [7] [8] |
---|
Федеральный конституционный закон |
Федеральный конституционный закон о неядерной Австрии |
Федеральный конституционный закон от 10 июля 1974 г. о гарантиях независимости телерадиовещания. |
Федеральный конституционный закон о ликвидации расовой дискриминации |
Федеральный конституционный закон об устойчивом развитии, защите животных, комплексной защите окружающей среды, водной и продовольственной безопасности, а также исследованиях |
Федеральный конституционный закон о вступлении Австрии в Европейский Союз |
Федеральный конституционный закон об ограничении вознаграждения лиц, занимающих государственные должности |
Ограничение вознаграждения лиц, занимающих высшие должности |
Федеральный конституционный закон о правах детей |
Федеральный конституционный закон «О прозрачности сотрудничества средств массовой информации, рекламных заказов и финансирования владельцев периодических изданий» |
Основной закон об общих правах граждан в королевствах и землях, представленных в Совете королевства |
Закон о запрете национал-социализма 1947 года |
Закон о нейтралитете |
Закон о личной свободе |
Резолюция Временного Национального Собрания |
Закон о домашних правах |
См. также
[ редактировать ]Бывшие конституции
[ редактировать ]- Конституция Пиллерсдорфа (1848 г.)
- Конституция Кремсьера (1848 г.)
- Мартовская конституция (1849 г.)
- Октябрьский диплом (1860 г.)
- Февральский патент (1861 г.)
- Декабрьская конституция (1867 г.)
- Майская конституция (1934 г.)
Другие
[ редактировать ]- судебная власть
- Верховенство закона
- Верховенство закона
- Правило в соответствии с высшим законом
- Лингвистические права
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подробную историю конституционного права Австрии с 1848 по 1955 год см.: Ленер, Оскар (2007). Австрийская конституционная и административная история. С основными принципами экономической и социальной истории (на немецком языке) (4-е изд.). Линц: Траунер. ISBN 978-3-85487-339-6 .
- ^ B-VG, статья 2, раздел (2).
- ^ «Австрийская Республика: Парламент» . Парламент Австрии . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ «Австрия 1920 г. (рест. 1945 г., ред. 2013 г.)» . Составить . Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ Лангашек, Томаш (2011). Конституционный суд Чехословацкой Республики и его судьба в 1920-1948 годах . Издательство Алеш Ченек, о.о.о. ISBN 978-80-7380-347-6 .
- ^ «Австрийский конвент и конституционная реформа» . Проверено 10 мая 2010 г.
- ^ «RIS — Австрийские законы — Распространённый список» . www.ris.bka.gv.at. Проверено 5 января 2024 г.
- ^ «Список австрийских законов на английском языке» (PDF) .
- Федеральный конституционный закон (B-VG) . (английская и немецкая версии). из правовой информационной системы RIS. Проверено 10 мая 2010 г.
- Федеральный конституционный закон (B-VG) . (английская и немецкая версии). из правовой информационной системы RIS. Последнее обновление 1 января 2015 г. Проверено 29 октября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный онлайн-инструмент для исследования австрийского законодательства ( RechtsInformationsSystem, RIS ) (английская версия) , (немецкий, полная версия) , (двуязычная немецко-английская версия)
- Конституционный суд Австрии
- Конституционные изменения в Австрии
- Конституции Австрии
- Высший административный суд