Апеллес (гностик)
![]() |
Апеллес ( греч христианским мыслителем второго века . Aπελλής) был гностическим . Он начал свое служение как ученик Маркиона Синопского , вероятно, в Риме . Но в какой-то момент Апеллес либо покинул Маркионитскую церковь, либо был изгнан из нее.
Тертуллиан пишет, что это произошло потому, что он вступил в близость с женщиной по имени Филумена, которая утверждала, что ею одержим ангел, который дал ей «откровения», которые Апеллес зачитал публично. [ 1 ] Маркион проповедовал, что христиане должны соблюдать целомудрие и не вступать в брак. [ 2 ] поэтому отношения Апеллеса с Филуменой были неприемлемы для Маркионитской церкви. Затем Апеллес отправился в Александрию , где разработал свою собственную отличительную доктрину, модифицированную форму маркионизма.
Доктрина
[ редактировать ]В некоторых отношениях философия Апеллеса, кажется, была отходом от радикального дуализма и неприятия материального мира, присущих мысли Маркиона. Например, Апеллес верил только в одного Верховного Бога, в отличие от двух богов маркионизма. По мнению Апеллеса, Верховный Бог первым создал небеса и живущих в них «сил и ангелов». [ 3 ] Тогда Землю создал огненный ангел, подчиненный Верховному Богу, [ 4 ] который пытался создать копию вещей, существовавших на небесах, но не смог сделать их так же совершенно, как это сделал Верховный Бог. [ 5 ]
Апеллес также отступил от докетизма мысли Маркиона, согласно которому Иисус никогда не приходил на Землю во плоти. Апеллес проповедовал, что Иисус действительно обладал истинной человеческой плотью, но продолжал отрицать, что Иисус родился от человеческих родителей. [ 6 ] Скорее, Апеллес считал, что Иисус спустился прямо с небес на Землю и что тело Иисуса было сделано из материала, заимствованного у «звезд и субстанций высшего мира» во время его спуска по небесам. [ 7 ] Он также учил, что во время вознесения Иисуса на небеса он разобрал свое плотское тело, вернув элементы, из которых оно было создано, в те места, которые он нашел во время своего спуска на Землю. [ 8 ] [ 9 ]
Отношение Апеллеса к еврейским писаниям несколько отличалось от взглядов Маркиона. Хотя Маркион верил, что еврейское писание является достоверным и исторически точным откровением бога-творца, [ 10 ] Апеллес, видимо, считал, что Ветхий Завет во многом состоит из «басней» и несостоявшихся пророчеств. [ 11 ] [ 12 ] Тем не менее, он, похоже, считал некоторые части еврейских писаний богодухновенными, хотя неясно, какие части он считал истинными, а какие ложными. [ 13 ]
Несмотря на различия, Апеллес сохранил некоторые важные аспекты маркионизма. Как и Маркион, Апеллес отрицал воскресение тела. [ 14 ] Он верил, что только души, а не тела христиан будут спасены и перенесены на небеса. [ 15 ] Апеллес также продолжал использовать в качестве Священного Писания «Апостоликон» Маркиона , который содержал несколько более короткие версии десяти посланий Павла . [ 16 ]
Наследие
[ редактировать ]Апеллес написал несколько книг, все из которых уже не сохранились. В их число входила книга под названием «Откровения» , которая, как он утверждал, была основана на откровениях его партнерши Филумены. [ 17 ] Апеллес также написал несколько книг под названием «Силлогизмы» , в которых пытался показать ложность различных отрывков Пятикнижия, касающихся Бога. [ 18 ] Само слово «Силлогизмы» предполагает, что Апеллес, возможно, намеревался выступить против собственной книги Маркиона под названием «Антитезы» , в которой Ветхий Завет и Новый Завет противопоставлялись друг другу. Последний раз о нем слышали в Риме в конце второго века нашей эры. [ 19 ]
Последователи Апеллеса, известные как Апеллиты, Апеллиаки или Апеллеасты, также по большей части неизвестны. Тертуллиан написал против них трактат, который не сохранился. Амвросий Миланский в IV веке направляет некоторые из своих комментариев в своем «De paradiso» ( «Об Эдемском саду» ) против этой секты, но вопрос о том, действовала ли секта все еще или Амвросий просто скопировал другую, ныне утерянную работу Тертуллиана на ту же тему. неизвестно.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ О рецепте еретиков 30.
- ^ Тертуллиан, Против Маркиона IV.23
- ^ «Он представляет одного Бога в бесконечных верхних регионах и утверждает, что Он создал множество сил и ангелов...» - Псевдо-Тертуллиан, Против всех ересей 6
- ^ "Апеллес создал некоего славного ангела Бога Высшего как Творца и Бога Закона и Израиля, утверждая, что Он огненный..." Тертуллиан , О рецептах еретиков 34.
- ^ «Через [ангела] ему покажется, что мир был создан в подражании высшему миру. С этим нижним миром он слился посредством (принципа) покаяния, потому что он не сделал его таким совершенным, как тот высший мир были зарождены». - Псевдо-Тертуллиан, Против всех ересей 6
- ^ «Ибо пресловутая Филумена убедила Апеллеса и других отделившихся от Маркиона скорее поверить, что Христос действительно носил тело из плоти, однако не полученное Ему от рождения, но то, которое Он заимствовал из элементов». - Тертуллиан , Адверсус Маркионем III.1.1.
- ^ "Он позаимствовал, говорят, Свою плоть у звезд и у субстанций высшего мира. И они утверждают это по известному принципу, что телу без рождения нет ничего удивительного, потому что оно было подчинено ангелы появляются даже среди нас во плоти без вмешательства утробы». - Тертуллиан , О плоти Христовой 6
- ^ «[Он] восстановил в ходе Своего восхождения нескольким отдельным элементам все, что было заимствовано при Его нисхождении: и таким образом — несколько частей Его тела рассеялись — Он восстановил на небесах только Свой дух». - Псевдо-Тертуллиан, Против всех ересей 6
- ^ Патристические исследования . Католический университет Америки. 1 января 1955 г. п. 75.
- ^ Гарнак, Адольф (1921). Маркион: Евангелие от чуждого Бога . Перевод Стили, Джона Э.; Бирма, Лайл Д. Гранд-Рапидс: Бейкер. п. 58. ИСБН 978-1-55635-703-9 .
- ^ Ориген , Против Цельсия 5,54.
- ^ Ипполит Опровержение всех ересей 10.16
- ^ Епифаний , Панарион 44.5.1
- ^ Епифаний Панарион 44.4.1
- ^ «Этот человек отрицает воскресение плоти... Он учит только спасению душ». - Псевдо-Тертуллиан, Против всех ересей 6
- ^ «Он использует также одного единственного апостола, но это Маркиона, то есть изуродованного». - Псевдо-Тертуллиан, Против всех ересей 6
- ^ «...он привязался к другой женщине, той самой уже упомянутой девице Филумене, которая впоследствии сама также стала чудовищной проституткой; и введенный в заблуждение ее влиянием, он написал «Откровения», которым научился от нее». - Тертуллиан , О рецептах еретиков 30
- ^ «Кроме того, [Апеллес] имеет свои собственные книги, которые он назвал книгами силлогизмов, в которых он пытается доказать, что все, что Моисей написал о Боге, не истинно, а ложно». - Псевдо-Тертуллиан, Против всех ересей 6
- ^ Евсевий, Церковная история .
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Филип (1870). «Апеллес» . Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1. п. 223.