Jump to content

Теория социального доминирования

Теория социального доминирования ( SDT ) — это социально-психологическая теория межгрупповых отношений , которая исследует кастовые особенности. [ 1 ] групповых социальных иерархий и то, как эти иерархии остаются стабильными и увековечивают себя. [ 2 ] Согласно теории, групповое неравенство поддерживается посредством трех основных механизмов: институциональной дискриминации , совокупной индивидуальной дискриминации и поведенческой асимметрии. Теория предполагает, что широко распространенные культурные идеологии («легитимизирующие мифы») обеспечивают моральное и интеллектуальное оправдание такого межгруппового поведения. [ 3 ] помогая сделать привилегии нормальными. [ 4 ] Для сбора данных и проверки прогнозов была составлена ​​шкала ориентации на социальное доминирование (SDO) для измерения принятия и стремления к групповой социальной иерархии. [ 5 ] который оценивался по двум факторам: поддержка группового доминирования и всеобщее противодействие равенству, независимо от положения ингруппы в структуре власти. [ 6 ]

Теория была первоначально предложена в 1992 году исследователями социальной психологии Джимом Сиданиусом , Эриком Деверо и Фелицией Пратто . [ 7 ] Он отмечает, что человеческие социальные группы состоят из совершенно разных социальных иерархий, основанных на группах, в обществах, которые способны производить экономические излишки. Эти иерархии имеют триморфную (трехформную) структуру, описание которой было упрощено на основе четырехчастной биосоциальной структуры, определенной ван ден Берге (1978). [ 8 ] Иерархии основаны на: возрасте (т. е. взрослые обладают большей властью и более высоким статусом, чем дети), гендере (т. е. мужчины обладают большей властью и более высоким статусом, чем женщины) и произвольном наборе, которые представляют собой групповые иерархии, культурно обусловленные определены и не обязательно существуют во всех обществах. Такой произвол может выбирать по этнической принадлежности (например, в США , Боснии , Азии , Руанде ), классу, касте, религии ( сунниты против шиитского ислама ), национальности, виду или любой другой социально созданной категории. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Социальная иерархия рассматривается не только как универсальная человеческая черта – SDT утверждает, что существуют существенные доказательства того, что она является общей, включая теоретическую триморфную структуру – среди обезьян и других приматов . [ 12 ] [ 13 ]

Иерархия групп

[ редактировать ]

Теория социального доминирования (SDT) утверждает, что все человеческие общества образуют групповые иерархии. Социальная иерархия – это ситуация, когда некоторые люди получают больший престиж, власть или богатство, чем другие. Групповая иерархия отличается от индивидуальной иерархии тем, что первая основана на социально созданной группе, такой как раса, этническая принадлежность, религия, социальный класс и свободы, языковая группа и т. д., тогда как вторая основана на унаследованных, спортивные или лидерские способности, высокий интеллект, артистические способности и т. д. [ 14 ]

Основное предположение теории социального доминирования (ТСР) заключается в том, что расизм , сексизм , национализм и классизм — все это проявления одной и той же человеческой склонности к формированию групповых социальных иерархий. [ 15 ] Социальные уровни, описываемые многочисленными интерсекциональными теориями стратификации, организуются в иерархии благодаря силам, которые, по мнению SDT, лучше всего объясняются в эволюционной психологии и обеспечивают высокую ценность выживания. [ 16 ] Считается, что социальные иерархии человека состоят из группы-гегемона наверху и групп негативной референтности внизу. [ 17 ] Более влиятельные социальные роли с большей вероятностью будут занимать члены группы-гегемона (например, белый мужчина старшего возраста). Мужчины более доминируют, чем женщины, они обладают большей политической властью и занимают более высокие статусные позиции, что иллюстрирует железный закон андрократии . [ 18 ] По мере того, как роль становится более влиятельной, . действует закон возрастающей диспропорции Патнэма [ 19 ] становится применимым, и вероятность того, что роль будет занимать член группы-гегемона, возрастает. [ 20 ] [ 21 ]

SDT добавляет новые теоретические элементы, пытаясь всесторонне синтезировать объяснения трех механизмов угнетения групповой иерархией. [ 16 ] которые регулируются легитимирующими мифами: [ 3 ] [ 22 ]

  • Агрегированная индивидуальная дискриминация (обычная дискриминация)
  • Совокупная институциональная дискриминация (со стороны государственных и деловых учреждений)
  • Поведенческая асимметрия [ 23 ]
    • Уважение – систематический фаворитизм чужих групп (меньшинства отдают предпочтение членам доминирующей группы)
    • асимметричная внутригрупповая предвзятость (по мере повышения статуса внутригрупповой фаворитизм уменьшается)
    • самоограничение ( отнесение себя к низшему становится самоисполняющимся пророчеством )
    • идеологическая асимметрия (по мере повышения статуса растут и убеждения, легитимизирующие и/или усиливающие текущую социальную иерархию)

Хотя природа этих иерархических различий и неравенства различается в разных культурах и обществах, значительные сходства были подтверждены эмпирически с использованием шкалы ориентации на социальное доминирование (SDO). В многочисленных исследованиях, проведенных в разных странах, было показано, что шкала SDO тесно коррелирует с различными групповыми предрассудками (включая сексизм , предрассудки в отношении сексуальной ориентации , расизм, национализм), а также с политикой укрепления иерархии. [ 24 ]

Теория легитимизации мифов

[ редактировать ]

SDT считает, что решения и поведение отдельных лиц и групп можно лучше понять, исследуя «мифы», которые ими управляют и мотивируют. Легитимизирующими мифами являются общепринятые ценности, взгляды, убеждения, стереотипы , теории заговора , [ 25 ] и культурные идеологии. Примеры включают неотъемлемые права человека , божественное право королей , протестантскую трудовую этику и национальные мифы . [ 22 ] [ 26 ] В современном обществе такие легитимизирующие мифы или нарративы распространяются через такие платформы, как социальные сети, телешоу и фильмы, и исследуются с использованием различных методов, включая контент-анализ , семиотику , дискурс-анализ и психоанализ . [ 27 ] Детализация повествования простирается от широких идеологий на самом высоком уровне до личных мифов среднего уровня ( позитивное представление о себе как об успешном, умном доминанте или покорном подчиненном). [ 28 ] ), достигая самого низкого уровня поведенческих сценариев или схем для конкретных социальных ситуаций доминирования-подчинения. [ 29 ] К категориям мифов относятся:

  • патерналистские мифы (доминирующая гегемония служит обществу, заботится о недееспособных меньшинствах )
  • реципрокные мифы (предположения о том, что доминанты и аутгруппы на самом деле равны )
  • священные мифы ( карма или божественное право королей как одобренный религией мандат на доминирование над другими) [ 30 ]

Для регулирования трех механизмов угнетения групповой иерархии существуют два функциональных типа легитимизирующих мифов: мифы, усиливающие иерархию, и мифы, ослабляющие иерархию. Идеологии, усиливающие иерархию (например, расизм или меритократия ), способствуют повышению уровня группового неравенства. Фелиция Пратто представила меритократию как пример легитимизирующего мифа и то, как миф о меритократии создает лишь иллюзию справедливости . [ 31 ] Идеологии, ослабляющие иерархию, такие как защищенные права , универсализм , эгалитаризм , феминизм и мультикультурализм, способствуют повышению уровня группового равенства. [ 32 ] Люди поддерживают эти различные формы идеологий, отчасти основываясь на своей психологической ориентации на принятие или отказ от неравных групповых отношений, измеряемых по шкале SDO. Люди, набравшие более высокий балл по шкале SDO, склонны поддерживать идеологии, усиливающие иерархию, а люди, набравшие более низкий балл, склонны поддерживать идеологии, ослабляющие иерархию. [ 33 ] Наконец, SDT предполагает, что относительный противовес социальных сил, усиливающих и ослабляющих иерархию, стабилизирует групповое неравенство. [ 34 ]

Взаимодействие с авторитарной теорией личности

[ редактировать ]

Авторитарная теория личности имеет эмпирическую шкалу, известную как мера RWA , которая точно предсказывает по существу аналогичный набор социально-политических моделей поведения на групповом уровне, таких как предрассудки и этноцентризм, которые предсказывает шкала SDO, несмотря на то, что шкалы в значительной степени независимы друг от друга. [ 35 ] [ 36 ] Исследования Боба Альтемейера и других показали, что эти две шкалы имеют разные модели корреляции с характеристиками на индивидуальном уровне и другими социальными явлениями. Например, люди с высоким уровнем SDO не особенно религиозны, а люди с высоким RWA обычно таковыми; Компании с высоким уровнем SDO не заявляют о своей доброжелательности, но люди с высоким уровнем RWA обычно так и делают. [ 37 ] Альтемейер предполагает, что оба являются авторитарными показателями личности: SDO измеряет доминирующую авторитарную личность, а RWA измеряет покорный тип. [ 36 ] Другие исследователи полагают, что споры между теориями межгрупповых отношений вышли за рамки того, какая теория может объединить все остальные или лучше объяснить все формы дискриминации. Вместо этого дебаты перешли к плюралистическому объяснению, когда исследователям необходимо определить, какая теория или комбинация теорий подходит при каких условиях. [ 38 ]

Взаимосвязь между двумя теориями исследовалась Альтемейером и другими исследователями, такими как Джон Дакитт, которые воспользовались возможным более широким охватом, используя шкалы RWA и SDO в тандеме. Дакитт предлагает модель, в которой RWA и SDO влияют на отношение внутри группы и аутгруппы в двух разных измерениях: RWA измеряет угрозы нормам и ценностям, поэтому высокие показатели RWA надежно предсказывают негативное отношение к торговцам наркотиками и рок-звездам, тогда как высокие показатели SDO этого не делают. Модель предполагает, что люди с высоким уровнем SDO реагируют на конкуренцию в иерархии с группами, которые считаются социально подчиненными (получатели безработицы, домохозяйки, инвалиды), и относятся к ним негативно, тогда как RWA не показывает никакой корреляции. [ 39 ] Исследование Дакитта показало, что показатели RWA и SDO могут стать более коррелирующими с возрастом, и предполагает гипотезу о том, что точки зрения были приобретены независимо во время социализации и со временем становятся более последовательными по мере взаимодействия друг с другом. [ 40 ] Предполагается, что неласковая социализация вызывает жесткое отношение людей с высоким уровнем SDO. Дакитт считает, что этот аспект конкурентной реакции в мире действует по схеме «выживает сильнейший», подкрепленный многочисленными исследованиями. [ 41 ] Он предсказывает, что высокая корреляция между взглядами на мир как на опасный и конкурентный возникает из-за стилей воспитания, имеющих тенденцию к ковариации по таким параметрам, как наказание и отсутствие привязанности.

Модель также предполагает, что эти взгляды взаимно подкрепляют друг друга. [ нужна ссылка ] Дакитт исследовал сложности взаимодействия между RWA, SDO и множеством конкретных идеологических/предвзятых убеждений и поведения. Например:

  • Убеждения SDO активируются конкуренцией и межгрупповым неравенством в статусе и власти. [ 39 ]
  • RWA является более сильным предиктором предубеждений, когда чужая группа угрожает. [ 42 ]
  • Когда статус группы нестабильен, SDO связан с более высокой внутригрупповой предвзятостью, чем когда статус группы стабилен.
  • Симпатия к аутгруппе лучше всего прогнозируется по сходству с внутренней группой, тогда как уважение к аутгруппе предсказывается по статусу и технологическому прогрессу.

Дакитт также утверждал, что эта модель может объяснить антиавторитарно-либертарианские и эгалитарно-альтруистические идеологии.

Другие исследователи рассматривают RWA и SDO как отдельные понятия. Люди с высокими показателями по шкале RWA легко пугаются и ценят безопасность, но не обязательно бессердечны, жестоки и уверены в себе, как люди с высокими показателями по шкале SDO. [ 37 ] [ 43 ] Альтемейер провел множество исследований, которые показывают, что показатель SDO более предсказывает расистскую ориентацию, чем показатель RWA. [ 44 ] и что, хотя результаты двух шкал тесно коррелируют для некоторых стран (Бельгия и Германия), его исследования и исследования Макфарланда и Адельсона показывают, что они очень мало коррелируют для других (США и Канады). [ 24 ] [ 45 ]

Пол и доминирование

[ редактировать ]

доминируют Поскольку в патриархальных обществах мужчины над женщинами , SDT прогнозирует, что при прочих равных условиях мужчины, как правило, имеют более высокий показатель SDO. Эта «гипотеза инвариантности» предсказывает, что мужчины будут, как правило, выступать в роли проводников иерархии; то есть они с большей вероятностью будут совершать акты дискриминации , такие как систематический террор со стороны полицейских , а также крайние примеры эскадронов смерти и концентрационных лагерей . [ 7 ] [ 46 ] Гипотеза подтверждается продемонстрированной корреляцией между оценками SDO и предпочтением таких профессий, как прокуроры по уголовным делам и полицейские, в отличие от профессий, ослабляющих иерархию (социальные работники, защитники прав человека или работники здравоохранения). [ 47 ] SDT также предсказывает, что мужчины, совершающие насильственные действия, были предрасположены к этому в силу обусловленности, называемой подготовленным обучением. [ 48 ]

Влияние теории элиты - Маркс и другие

[ редактировать ]

На SDT повлияли теории элиты Карла Маркса , Гаэтано Моска , Роберта Михелса и Вильфредо Парето , которые утверждают, что обществами управляет небольшая элита, которая рационализирует свою власть посредством некоторой системы оправдания нарративов и идеологий. [ 49 ] Маркс описал репрессивную иерархию гегемонистских групп, доминирующих в группах негативной референтности; в его примерах буржуазия (класс собственников) доминирует над пролетариатом (рабочим классом), контролируя капитал (средства производства) и недостаточно платя рабочим. Однако Маркс думал, что рабочий класс в конечном итоге поймет решение проблемы этого угнетения и уничтожит буржуазию в пролетарской революции . Фридрих Энгельс рассматривал идеологию и социальный дискурс как средство поддержания доминант и подгрупп в узде, называя это « ложным сознанием », политическое рационалистическое излечение которого приводит к тому, что массы могут оценить факты своего положения. SDT считает, что социальные конструкции, использующие идеологию и социальные нарративы, могут использоваться в качестве эффективных оправданий независимо от того, являются ли они эпистемологически истинными или ложными, или узаконивают ли они неравенство или равенство. С марксистской экономической детерминистской точки зрения расовые, этнические и гендерные конфликты являются социологическими. эпифеномены, вытекающие из первичного экономического классового конфликта. В отличие от социологов-марксистов, СДТ вместе с Моской, Михелсом и Парето вместе отвергают редукционизм исключительно по экономическим причинам и скептически относятся к ожидаемой классовой революции. Анализ Парето заключался в том, что «победа» в классовой борьбе приведет лишь к появлению новой группы социально доминирующих элит. Отходя от почти исключительного внимания теории элит к социальным структурам, которыми манипулируют рациональные акторы, SDT следует новому направлению Парето, направленному на изучение коллективных психологических сил, утверждая, что человеческое поведение в первую очередь не определяется ни разумом, ни логикой. [ 50 ]

Джон К. Тернер и Кэтрин Дж. Рейнольдс из Австралийского национального университета опубликовали в Британском журнале социальной психологии комментарий к SDT, в котором изложены шесть фундаментальных критических замечаний, основанных на внутренних противоречиях: аргументы против эволюционной основы стремления к социальному доминированию, сомнение в истоки социального конфликта (запрограммированное против социальной структуры), сомнение в значении и роли конструкции SDO, фальсификация поведенческой асимметрии, идея альтернативы пониманию установок к власти, включая идеологическую асимметрию и коллективный эгоизм, а также редукционизм и философский идеализм ОДР. [ 51 ] В комментарии утверждается, что теория социальной идентичности (SIT) обладает большей объяснительной силой, чем SDT, и доказывается, что SDT была фальсифицирована двумя исследованиями: Шмиттом, Бранскомбом и Каппеном (2003) и Уилсоном и Лю (2003). [ 52 ]

Уилсон и Лю предположили, что межгрупповые отношения соответствуют социальной структуре и культурным убеждениям, теориям и идеологиям, разработанным для понимания места группы в социальной структуре и характера ее отношений с другими группами; с этой точки зрения ООЗ является скорее продуктом, чем причиной социальной жизни. [ 52 ] Они поставили под сомнение гипотезу инвариантности и процитировали свой собственный тест, касающийся «силы гендерной идентификации» в качестве модератора «отношений ориентации гендера и социального доминирования», сообщив, что групповая идентификация была связана с усилением ориентации на доминирование у мужчин, но снижением ориентации на доминирование у женщин. Пратто, Сиданиус и Левин отрицали, что делалось какое-либо утверждение о том, что меры SDO независимы от контекста социальной идентичности, и что с методологической точки зрения «очевидно, не имеет смысла сравнивать уровни SDO среди женщин-членов эскадронов смерти с уровнями социальных работников-мужчин». или, что менее драматично, сравнить уровни SDO мужчин, идентифицирующих себя с женскими гендерными ролями, с уровнями женщин, идентифицирующих себя с мужскими гендерными ролями». [ 53 ] Авторы SDT не предполагали, что гипотетическая эволюционная предрасположенность одного пола к SDO означает, что ничего нельзя сделать с гендерным неравенством или моделями доминирования, и что теория предлагает уникальные подходы для ослабления этой предрасположенности и их социальных проявлений. [ 54 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сиданиус, Пратто и Деверо 1992 , стр. 379.
  2. ^ Сиданиус и Пратто 1999 , с. 30.
  3. ^ Jump up to: а б Сиданиус и Пратто 1999 , с. 39.
  4. ^ Пратто и Стюарт 2012 , с. 28.
  5. ^ Сиданиус и Пратто 1999 , с. 62.
  6. ^ Голек де Завала и др. 2009 , с. 1076.
  7. ^ Jump up to: а б Сиданиус, Пратто и Деверо, 1992 .
  8. ^ Сиданиус и Пратто 2004 , с. 421.
  9. ^ Сиданиус и Пратто 1999 , с. 33.
  10. ^ Пратто, Сиданиус и Левин 2006 , стр. 273.
  11. ^ «Собаки как далиты и собаки с далитами в истории индуизма | Кафедра истории» . History.ceu.edu . Проверено 19 июля 2024 г.
  12. ^ Сиданиус и Пратто 1999 , с. 55.
  13. ^ Сиданиус и Пратто 2004 , с. 438.
  14. ^ Сиданиус и Пратто 1999 , с. 32.
  15. ^ Сиданиус и Пратто 1999 , с. 38.
  16. ^ Jump up to: а б Сиданиус и Пратто 2004 , с. 440.
  17. ^ Сиданиус и Пратто 1999 , с. 31.
  18. ^ Сиданиус и Пратто 1999 , с. 36.
  19. ^ Патнэм 1976 , с. 33.
  20. ^ Сиданиус и Пратто 1999 , с. 52.
  21. ^ Сиданиус и Пратто 2004 , с. 436.
  22. ^ Jump up to: а б Пратто, Сиданиус и Левин 2006 , с. 275.
  23. ^ Сиданиус и Пратто 1999 , с. 44.
  24. ^ Jump up to: а б Пратто, Сиданиус и Левин 2006 , с. 285.
  25. ^ Имхофф и Брудер, 2014 , с. 39.
  26. ^ Сиданиус и Пратто 1999 , с. 104.
  27. ^ Susemihl 2013 , стр. 41–2.
  28. ^ Сиданиус, Пратто и Деверо 1992 , стр. 253.
  29. ^ Сиданиус и Пратто 2004 , с. 430.
  30. ^ Сиданиус, Пратто и Деверо 1992 , стр. 128.
  31. ^ Пратто, Сиданиус и Левин 2006 .
  32. ^ Сиданиус и Пратто 1999 , с. 40.
  33. ^ Пратто и др. 1994 , с. 741.
  34. ^ Пратто, Сиданиус и Левин 2006 , стр. 277.
  35. ^ Пратто и др. 1994 .
  36. ^ Jump up to: а б Дакитт 2000 , с. 92.
  37. ^ Jump up to: а б Альтемейер 1998 , с. 61.
  38. ^ Рубин и Хьюстон 2004 , с. 839.
  39. ^ Jump up to: а б Дакитт и Сибли 2007 , с. 116.
  40. ^ Дакитт 2000 , с. 93.
  41. ^ Дакитт 2000 , с. 98.
  42. ^ Дакитт и Сибли 2010 , с. 585.
  43. ^ Пратто, Сиданиус и Левин 2006 , стр. 304.
  44. ^ Альтемейер 1998 , стр. 55, 60.
  45. ^ Макфарланд и Адельсон 1996 .
  46. ^ Сиданиус и Пратто 1999 , с. 206.
  47. ^ Пратто и др. 1997 , с. 39.
  48. ^ Оман и Минека 2001 .
  49. ^ Сиданиус и Пратто 1999 , с. 23.
  50. ^ Сиданиус и Пратто 1999 , стр. 23–25.
  51. ^ Тернер и Рейнольдс 2003 .
  52. ^ Jump up to: а б Уилсон и Лю 2003 .
  53. ^ Пратто, Сиданиус и Левин 2006 , стр. 296.
  54. ^ Пратто, Сиданиус и Левин 2006 , стр. 303.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd52cd10d123dc301a93127129b12995__1721376060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/95/bd52cd10d123dc301a93127129b12995.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Social dominance theory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)