Jump to content

Люди хадза

(Перенаправлено с людей Хадзабе )
Хадза
Хадза
Общая численность населения
1,200–1,300 [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Танзания

Каратуский район , Арушская область

Рифт-Валли
Языки
Хадза , Исанзу , Сукума и суахили
Родственные этнические группы
Ничего не известно [2]

Хадза суахили , или Хадзабе ( Вахадзабе , на ) , [3] [4] являются охраняемой коренной охотников-собирателей танзанийской этнической группой , в основном проживающих в Барае , административном округе в округе Карату на юго-западе региона Аруша . Они живут вокруг бассейна озера Эяси в центральной части Рифтовой долины и на соседнем плато Серенгети . Будучи потомками аборигенов Танзании, занимавшихся охотниками-собирателями до появления банту , они, вероятно, занимали свою нынешнюю территорию в течение тысяч лет с относительно небольшими изменениями в своем основном образе жизни до прошлого столетия. [5] У них нет известных близких генетических родственников. [2] и их язык считается изолированным .

Со времени первого контакта с европейцами в конце 19 века правительства и миссионеры предприняли множество попыток заселить хадза путем внедрения сельского хозяйства и христианства. Эти усилия по большей части провалились, и многие хадза до сих пор ведут образ жизни, подобный жизни своих предков. С 18 века хадза все чаще вступают в контакты с скотоводческими народами, входящими в Хадзаленд, численность населения которых иногда сокращается. Туризм и сафари- охота также повлияли на них в последние годы. [6]

Люди хадза традиционно живут группами или «лагерями» по 20-30 человек, а их социальные структуры эгалитарны и неиерархичны. Традиционно они в основном добывают пищу, питаясь в основном медом, клубнями, фруктами и, особенно в засушливый сезон , мясом. По состоянию на 2015 год в Танзании проживает от 1200 до 1300 человек хадза. [7] Только около трети оставшихся хадза все еще выживают исключительно за счет традиционного добывания пищи. [1] [8]

(хадзане) классифицировался среди койсанских языков главным образом потому, что в нем есть щелчки , Когда-то язык хадза а теперь считается изолированным , не связанным ни с каким другим языком. [9] [10] Хадзане — полностью устный язык. ЮНЕСКО заявляет, что этот язык уязвим, поскольку большинство детей его изучают, но использование ограничено определенными сферами жизни, например, дома. [1] Тем не менее, по прогнозам, ему не грозит исчезновение. [ нужна ссылка ] Свободное владение хадзане также считается наиболее важным фактором, позволяющим определить, является ли кто-то хадза. [11] В последние годы многие хадза выучили суахили , национальный язык Танзании, в качестве второго языка. [12]

Устная традиция

[ редактировать ]

хадза Одно из рассказов устной истории делит их прошлое на четыре эпохи, каждая из которых населена разной культурой. Согласно этой традиции, в начале времен мир населяли волосатые гиганты, которых называли акакаанэби (первые) или геранэби (древние). не У акакаани было ни инструментов, ни огня; они охотились на дичь, загоняя ее до тех пор, пока она не падала замертво; они ели мясо сырым. Они не строили домов, а спали под деревьями, как это делают сегодня хадза в засушливый сезон. В более старых версиях этой истории они не использовали огонь, потому что это было физически невозможно в первобытном состоянии Земли. Младшие хадза, ходившие в школу, говорят, что акакаанибе не умели обращаться с огнем.

Во вторую эпоху на смену акакаанеби пришли ксаксхаанеби (промежуточные), которые были такими же гигантскими, но без волос. Огонь можно было разжечь и использовать для приготовления мяса, но животные стали более настороженно относиться к людям, и их приходилось преследовать и охотиться с помощью собак. Кхаакшаанеби были первыми людьми , которые использовали лекарства и заклинания для защиты от врагов, и инициировали обряд эпеме . Они жили в пещерах.

Третью эпоху населяли люди хамакванебее (недавних дней), которые были меньше своих предшественников. Они изобрели луки и стрелы, приготовленные из контейнеров, и освоили использование огня. Они также построили хижины, подобные сегодняшним в Хадзе. Люди хамакванебее были первыми из предков хадза, которые вступили в контакт с людьми, не собиравшими пищу, и торговали с ними железом для изготовления ножей и наконечников стрел. Они также изобрели азартную игру лукучуко .

Четвертая эпоха продолжается и сегодня, и ее населяют хамайишонеби (сегодняшние). Обсуждая эпоху хамайишонеби , люди часто упоминают конкретные имена и места и могут приблизительно сказать, сколько поколений назад произошли эти события. [13]

Археология и генетическая история

[ редактировать ]

Хадза не связаны близкими родственниками с другими народами. Язык хадза когда-то был отнесен к койсанским языкам, поскольку в нем есть щелкающие согласные; однако дополнительных доказательств их связи нет. Генетически хадза, похоже, не являются близкими родственниками носителей койсанского языка; даже сандаве , живущие примерно в 150 километрах (93 милях) от хадза, отделились от хадза более 15 000 лет назад. Генетическое тестирование также предполагает значительное смешение между хадза и банту . Незначительное смешение с нилотским и кушитскоязычным населением могло произойти за последние несколько тысяч лет. [2] Сегодня некоторые женщины хадза выходят замуж за представителей соседних групп, таких как банту исанзу и нилоти датуга , но эти браки часто терпят неудачу, и женщины и их дети возвращаются к хадза. [14] В предыдущие десятилетия изнасилование и захват женщин хадза посторонними, похоже, были обычным явлением. [15] Сообщалось, что во время голода 1918–1920 годов некоторые мужчины хадза брали жен исанзу. [14]

Предки хадза, вероятно, жили на их нынешней территории десятки тысяч лет. Хадзаланд находится примерно в 50 километрах (31 миле) от ущелья Олдувай , области, которую иногда называют «Колыбелью человечества» из-за количества найденных там окаменелостей гомининов , и в 40 километрах (25 миль) от доисторического места Лаэтоли . Археологические данные свидетельствуют о том, что эта территория постоянно была заселена охотниками-собирателями, как и хадза, по крайней мере, с начала позднего каменного века , 50 000 лет назад. Хотя хадза сегодня не занимаются наскальными рисунками , они считают, что несколько памятников наскальных рисунков на их территории, возрастом, вероятно, не менее 2000 лет, были созданы их предками, и их устная история не предполагает, что они переехали в Хадзаленд откуда-либо еще. [5]

В популяции хадза преобладает гаплогруппа B2-M112 (Y-ДНК) . [2] Существуют также Y-гаплогруппы, гаплогруппа E-V38(Y-ДНК) и гаплогруппа E-M215(Y-ДНК) . [16]

Доколониальный период

[ редактировать ]

Примерно до 500 г. до н.э. Танзания была населена исключительно охотниками-собирателями, родственными хадза. Первыми земледельцами, прибывшими в этот регион, были на кушитском языке пастухи, говорившие , с Африканского Рога . Около 500 г. н. э. экспансия банту достигла Танзании, принеся с собой население фермеров с железными инструментами и оружием. Последней крупной этнической группой, прибывшей в регион, были скотоводы-нилоты , мигрировавшие на юг из Судана в 18 веке. [17]

Каждое из этих расширений земледельческих и скотоводческих народов вытесняло прежние популяции охотников-собирателей, которые находились в демографическом и технологическом невыгодном положении и были уязвимы перед потерей ресурсов окружающей среды (т. е. районов кормления и среды обитания дичи) на сельскохозяйственные угодья и пастбища. [18] Такие группы, как хадза и сандаве, являются остатками коренного населения охотников-собирателей, которое когда-то было гораздо более широко распространено, и они находятся под постоянным давлением со стороны расширения сельского хозяйства на их традиционные земли.

Земледельцы и пастухи появились в окрестностях Хадзаланда относительно недавно. Исанзу, земледельческий народ банту, начал жить к югу от Хадзаленда примерно в 1850 году. Скотоводы- иракцы и датуга были вынуждены мигрировать в этот район из-за экспансии масаи : первый в 19 веке, а второй в 1910-х годах. Хадза также имеют прямые контакты с масаи и сукума к западу от озера Эяси . Беспорядки, вызванные экспансией масаи в конце 19 века, привели к сокращению численности населения хадза.

Взаимодействие хадза со многими из этих народов было враждебным. Скотоводы часто убивали хадза в отместку за «кражу» домашнего скота, поскольку хадза не имели представления о владении животными и охотились на них, как на дикую дичь. [19] Общее отношение соседних агро-скотоводов к хадза было предвзятым. Они считали их отсталыми, лишенными «настоящего языка» и состоящими из обездоленных соседних племен, бежавших в лес из-за бедности или из-за совершения преступления. Многие из этих заблуждений были переданы первым колониальным посетителям региона, которые писали о хадза. [20]

Исанзу временами были враждебны хадза. Люди Исанзу, возможно, захватывали их в рамках работорговли вплоть до 1870-х годов, когда она была остановлена ​​немецким колониальным правительством. Более поздние взаимодействия были более мирными: два народа иногда вступали в брак и жили вместе, хотя еще в 1912 году сообщалось, что хадза «готовы к войне» с исанзу. Тем не менее, народные сказки изображают исанзу благосклонными, а иногда и героическими людьми, в отличие от иракцев и масаи, занимающихся скотоводством. Более того, от них происходят многие товары и обычаи, а мифы хадза упоминают и изображают в своей мифологии благотворное влияние исанзу. [21] [22]

У Сукума и Хадза были более дружеские отношения. Сукума гнали свои стада и караваны с солью через земли хадза и обменивали старые металлические инструменты, из которых хадза делали наконечники для стрел, на право охотиться на слонов в Хадзаланде.

Хижина хадза. Хижины в этом стиле строились с тех пор, как ведутся записи.

В конце 19 века европейские державы объявили большую часть африканского континента колониями в период, известный как борьба за Африку . Хадза стала частью Германской Восточной Африки , хотя нет никаких свидетельств того, что европейцы когда-либо посещали Хадзаленд до провозглашения колонии. Самое раннее упоминание о хадза в письменном виде содержится в книге немецкого исследователя Оскара Баумана « Durch Massailand zur Nilquelle» (1894). Хадза прятались от Баумана и других первых исследователей, и их описания основаны на свидетельствах из вторых рук.

Первыми европейцами, сообщившими о встрече с хадза, являются Отто Демпвольф и Эрих Обст . Последний прожил с ними восемь недель в 1911 году. Немецкая Танганьика перешла под британский контроль в конце Первой мировой войны (1917 г.), и вскоре после этого о хадза написал британский колониальный офицер Ф. Дж. Бэгшоу. В рассказах этих первых европейских посетителей хадза в начале 20-го века жили так же, как и сегодня. Вначале Обст заметил различие между теми, кого он считал «чистыми» хадза (тех, кто существует исключительно за счет охоты и собирательства) и теми, кто жил с исанзу и практиковал некоторую обработку земли.

Собиратели-хадза добывали пищу и охотились, используя во многом те же методы, что и сегодня. В начале 20 века дичи было больше, потому что фермеры еще не начали напрямую вторгаться на их земли. В некоторых ранних сообщениях описывается, что у хадза были вожди или крупные люди , но эти сообщения, вероятно, были ошибочными; более надежные источники описывают хадза начала 20-го века как эгалитарную, как и сегодня. [20] Они также жили в лагерях одинакового размера, использовали одни и те же инструменты, строили дома в одном стиле и придерживались схожих религиозных убеждений. [23]

Британское колониальное правительство попыталось заставить хадза осесть и заняться сельским хозяйством в 1927 году, что стало первой из многих подобных усилий правительства. Британцы попытались еще раз в 1939 году, независимое правительство Танзании попыталось это сделать в 1965 и 1990 годах, а различные иностранные миссионерские группы пытались сделать то же самое с 1960-х годов. Эти многочисленные попытки, некоторые из которых были весьма решительными, по большей части провалились. Как правило, хадза охотно селятся до тех пор, пока есть запасы продовольствия, а затем уходят и возобновляют свою традиционную жизнь охотников-собирателей, когда продовольствие заканчивается; лишь немногие стали заниматься сельским хозяйством в качестве средства к существованию. Болезни также являются проблемой: поскольку их общины немногочисленны и изолированы, немногие хадза невосприимчивы к распространенным инфекционным заболеваниям, таким как корь , которые процветают в оседлых общинах, а несколько попыток поселения закончились вспышками болезней, приведшими к многочисленным смертям, особенно детей. [ нужна ссылка ]

Из четырех деревень, построенных для хадза с 1965 года, две (Яэда Чини и Мунгули) сейчас населены исанзу, иракцами и датуга. Другой, Монго ва Моно, основанный в 1988 году, время от времени заселяется группами хадза, которые остаются там на несколько месяцев, либо занимаясь сельским хозяйством, собирая пищу, либо используя еду, предоставленную им миссионерами. В четвертой деревне, Эндамаге (также известной как Мвоньембе), некоторые дети хадза ходят в школу, но они составляют там лишь треть учеников. Многочисленные попытки обратить хадза в христианство также не увенчались успехом. [23]

Танзанийские фермеры начали переезжать в район Манголы для выращивания лука в 1940-х годах, но до 1960-х годов их было мало. Первая немецкая плантация в Хадзаланде была основана в 1928 году, а позже в этом районе поселились три европейские семьи. С 1960-х годов хадза регулярно посещали антропологи, лингвисты, генетики и другие исследователи. [24]

Охотники хадза

В последние годы на территорию хадза наблюдаются учащающиеся вторжения со стороны соседних народов. Западные земли хадза теперь являются частным охотничьим заповедником, и хадза официально ограничены резервацией внутри заповедника, и охота там запрещена. Долина Яэда , долгое время необитаемая из-за мухи цеце , теперь заселена пастухами Датуга, которые расчищают земли хадза по обе стороны долины под пастбища для своих коз и крупного рогатого скота. Датуга охотятся на дичь, а их расчистка земель уничтожает ягоды, клубни и мед, на которые полагаются хадза. Водопои для крупного рогатого скота Датуга могут привести к пересыханию неглубоких водопоев, на которые полагаются хадза. [25] Большинство хадзабе больше не могут прокормить себя в буше без дополнительного питания, такого как угали .

После появления в документальных фильмах о хадза на каналах PBS и BBC в 2001 году, Мангола Хадза стала туристической достопримечательностью. Хотя может показаться, что это помогает Хадзабе, большая часть денег от туризма выделяется правительственным учреждениям и туристическим компаниям, а не Хадзабе. Деньги, переданные непосредственно Хадзабе, также способствуют развитию алкоголизма , а смертность от отравления алкоголем в последнее время стала серьезной проблемой, что еще больше способствует утрате культурных знаний. [26]

В 2007 году местное правительство, контролирующее земли Хадза, прилегающие к долине Яэда, сдало в аренду все 6500 квадратных километров (2500 квадратных миль) земли королевской семье Аль-Нахайян Объединенных Арабских Эмиратов для использования в качестве «личной площадки для сафари». [27] И Хадза, и Датуга были выселены, а некоторые участники сопротивления Хадза заключены в тюрьму. Однако после протестов хадза и негативного освещения в международной прессе сделка была расторгнута. [28]

Хадзабе были частью крупных исследований, касающихся эволюционной антропологии и биоэнергетики , в основном проводимых Университета Дьюка профессором Германом Понтцером и исследовательской группой Понтцера. Полевые исследования Понтцера также курировались Национальным институтом медицинских исследований Танзании и Комиссией по науке и технологиям. Хадзабе сыграли важную роль в открытии исследователями парадокса физических упражнений , которые обнаружили, что у хадзабе расход калорий сравним с расходом калорий у малоподвижных людей в промышленно развитых странах, несмотря на то, что они более физически активны. [29]

Диапазон

[ редактировать ]
Ареал народа хадза (темно-серый) в Танзании
Серенгети в Хадзаланде Охотничьи угодья

Есть четыре традиционных района обитания хадза в засушливый сезон: к западу от южной оконечности озера Эяси ( Дундухина ), между озером Эяси и болотом долины Яэда на востоке ( Тлиика ), к востоку от долины Яэда в высокогорье Мбулу ( Сипонга). ), и к северу от долины вокруг города Мангола ( Мангола ). В сезон дождей лагерь хадза размещается за пределами этих территорий и между ними. В засушливый сезон они охотно путешествуют между собой. Люди попадают в западную часть, пересекая южный конец озера, которое высыхает первым, или следуя по откосу плато Серенгети вокруг северного берега. Долину Яэда легко пересечь, а территории по обе стороны примыкают к холмам к югу от Манголы.

Хадза традиционно добывали пищу за пределами этих территорий, в долине Яэда, на склонах горы Олдеани к северу от Манголы и на равнинах Серенгети. Такая добыча осуществляется для охоты, сбора ягод и меда. Хотя охота в Серенгети незаконна, власти Танзании признают, что хадза представляют собой особый случай, и не обеспечивают соблюдение в отношении них правил, так же как хадза - единственный народ в Танзании, не облагаемый налогом со стороны местного или национального правительства.

Социальная структура

[ редактировать ]
Хадза курит марихуану

Хадза организованы в группы или «лагеря» по 20–30 человек. В сезон ягод могут образовываться лагеря численностью более ста человек. Здесь нет племенной или другой управляющей иерархии, и почти все решения принимаются путем достижения соглашения путем обсуждения. Происхождение хадза двустороннее (как по отцовской, так и по материнской линии), и почти все люди хадза могут проследить некоторую родственную связь со всеми другими людьми хадза. [11] Более того, хадза эгалитарны , поэтому между людьми нет реальных статусных различий. Хотя пожилые люди пользуются немного большим уважением, все люди равны с другими людьми того же возраста и пола, и по сравнению со строго стратифицированными обществами женщины практически равны мужчинам. Этот эгалитаризм приводит к высокому уровню свободы и независимости. [30] Когда возникает конфликт, одна из вовлеченных сторон может добровольно перейти в другой лагерь в качестве разрешения. Эрнст Фер и Урс Фишбахер отмечают, что люди хадза «демонстрируют значительную степень альтруистического наказания » при организации этих племен. [31] Хадза живут в общине и совместно воспитывают детей, где многие люди, как родственники, так и не родственники, обеспечивают высококачественный уход за детьми. [32]

Хадза переносят лагерь по нескольким причинам. Лагеря могут разделиться, когда люди решают разрешить конфликты. Лагеря можно покинуть, если кто-то заболеет и умрет, поскольку любая болезнь связана с местом, где она заразилась. Существует также сезонная миграция между убежищами в засушливый сезон, лучшими охотничьими угодьями, когда воды больше, и районами с большим количеством клубней или ягодных деревьев в сезон. Если человек убивает особенно крупное животное, например жирафа, вдали от дома, лагерь временно перемещается к месту убийства. Убежища можно построить за несколько часов, а большую часть имущества, принадлежащего человеку, можно нести на спине.

Дети хадза

Хадза преимущественно моногамны, хотя моногамия не поддерживается обществом. [33] После заключения брака муж и жена могут жить там, где они решат: с семьей отца или матери. Такая модель проживания в браке называется амбилокальностью и распространена среди собирателей. В частности, среди хадза несколько чаще встречаются супружеские пары, живущие с родственниками по матери, чем с родственниками по отцу. [11] Мужчины и женщины при оценке партнеров ценят такие качества, как трудолюбие. Они также ценят физическую привлекательность и многие из своих предпочтений в отношении привлекательности, такие как симметрия, [34] посредственность [35] и сексуально диморфный голос, [36] аналогичны предпочтениям западных стран.

Антропологическое исследование современных собирателей, проведенное в 2001 году, показало, что средняя продолжительность жизни мужчин и женщин хадза при рождении составляла 33 года. Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 20 лет составляла 39 лет, а уровень детской смертности составлял 21%. [37] Совсем недавно взрослые хадза часто доживали до шестидесяти лет, а некоторые даже доживали до семидесяти или восьмидесяти лет. Хадза не следят за временем и возрастом так, как это делают в западном мире, поэтому продолжительность жизни приблизительна и сильно варьируется. [12]

Пропитание

[ редактировать ]
Двое мужчин хадза возвращаются с охоты

В сезон дождей диета хадза состоит в основном из меда, фруктов, клубней и иногда мяса. Вклад мяса в рацион увеличивается в засушливый сезон, когда дичь концентрируется возле источников воды. Хадза также едят клубни и плоды баобабов , которые дают им от 100 до 150 граммов клетчатки в день. [38]

Хадза — высококвалифицированные, избирательные и предприимчивые собиратели, которые корректируют свою диету в зависимости от сезона и обстоятельств. В зависимости от наличия на местах некоторые группы могут в большей степени полагаться на клубни, некоторые на ягоды, а другие на мясо. Эта изменчивость является результатом их оппортунизма и способности приспосабливаться к преобладающим условиям.

Гендерное разделение труда

[ редактировать ]

В то время как мужчины специализируются на заготовке мяса, меда и плодов баобаба, женщины специализируются на клубнях, ягодах и зелени. Такое разделение труда относительно последовательное, но женщины время от времени собирают мелких животных или яйца или собирают мед, а мужчины время от времени приносят клубень или немного ягод обратно в лагерь.

Мужчины хадза обычно добывают пищу индивидуально. В течение дня они обычно питаются, добывая пищу, и приносят домой еще мед, фрукты или дичь. Женщины собирают корм большими группами и обычно приносят домой ягоды, плоды баобаба, [39] и клубни, в зависимости от наличия. Мужчины и женщины также совместно добывают мед и фрукты; по крайней мере, один взрослый самец обычно сопровождает группу женщин-собирательниц.

Женская технология добывания пищи включает палки-копатели , травяные корзины для переноски ягод, большие тканевые или кожаные мешки для переноски предметов, ножей, обуви, другой одежды и различных мелких предметов, которые держат в сумке на шее. Мужчины носят с собой топоры, луки, отравленные и неотравленные стрелы, ножи, небольшие горшочки с медом, пожарные дрели , обувь и одежду, а также различные мелкие предметы.

Миф изображает женщину, собирающую мед диких пчел, и в то же время заявляет, что работа по сбору меда принадлежит мужчинам. [21] Для сбора меда или фруктов с больших деревьев, таких как баобаб, хадза вбивали в ствол дерева заостренные палки, чтобы использовать их в качестве лестниц. Этот прием изображен в народной сказке [21] и задокументировано на пленке. [40]

Охотники хадза

В засушливый сезон мужчины часто охотятся парами и проводят целые ночи, лежа в засаде у водоемов, надеясь застрелить животных, приближающихся к ночному питью, из отравленных луков и стрел . [10] Яд изготавливают из ветвей кустарника Adenium coetaneum . [41]

Традиционно хадза не используют охотничьих собак, хотя этот обычай в некоторой степени заимствован у соседних племен. Большинство мужчин (80%+) не используют собак на охоте или в поисках пищи. [ нужна ссылка ]

существуют динамические отношения мутуализма и манипуляции. Между хадза и дикой птицей, Большим медоуказчиком ( Индикатор-индикатор ), [42] [43] Чтобы добыть пчелиный воск, птица водит людей к гнездам диких пчел (т. е. Apis mellifera ). Иногда мужчины хадза свистят, бьют по деревьям и кричат, чтобы привлечь и удержать внимание медопроводника. [44] [42] В других случаях птица кричит, чтобы привлечь человека-охотника за медом характерной болтовней. Как только охотник за медом обнаруживает пчелиное гнездо, он использует дым, чтобы усмирить пчел, и вонзает топор в дерево, чтобы открыть пчелиное гнездо. Человек съедает или уносит большую часть жидкого меда, в то время как медовод потребляет пчелиный воск, который может остаться прилипшим к дереву, выплюнуться или выбросить иным образом на месте получения. Во многих случаях, вместо того, чтобы активно кормить медовода, мужчины хадза сжигают, закапывают или прячут воск, оставшийся на месте сбора урожая, намереваясь оставить медовода голодным и с большей вероятностью снова станет проводником. [42] [43]

Медопроводник также появляется в мифологии хадза как в натуралистической, так и в персонифицированной форме. [21] Мед составляет значительную часть диеты хадза (~ 10-20% калорий), которая аналогична диете многих других обществ охотников-собирателей, живущих в тропиках. [45] Мед, вероятно, имел эволюционное преимущество за счет улучшения энергетической плотности человеческого рациона, когда он содержал продукты пчеловодства. [44] [45] [42]

Религия и фольклор

[ редактировать ]

Хадза не исповедуют формальную религию и, как утверждается, не верят в загробную жизнь. [46] : 45  Они возносят молитвы Ишоко (Солнцу) или Хейне (луне) во время охоты и верят, что отправляются к Ишоко, когда умирают. Они также проводят такие ритуалы, как ежемесячный танец эпеме для мужчин в новолуние и менее частые церемонии обрезания Майтоко и церемонии достижения совершеннолетия для женщин.

Народ хадза придерживается концепции эпеме , которую можно понимать как их концепцию мужественности, охоты и отношений между полами. «Настоящих» взрослых мужчин называют мужчинами -эпеме , которыми они становятся, убивая крупную дичь, обычно в возрасте около 20 лет. Быть эпеме дает преимущество: только мужчинам -эпемам разрешено есть определенные части крупных охотничьих животных, таких как бородавочник, жираф, буйвол, антилопа гну и лев. Частями этих животных, которые обычно считаются эпемами, являются почки, легкие, сердце, шея, язык и гениталии. Никому, кроме других мужчин -эпеме, не разрешается присутствовать при эпеме поедании мяса . Если к тридцати годам человек все еще не убил крупную дичь, он автоматически будет считаться эпеме , и ему будет разрешено есть мясо эпеме .

Помимо поедания мяса эпеме , мужчины эпеме участвуют в танце эпеме . В резюме Джона Йейтса [46] : 45  из рассказа Фрэнка Марлоу, [11] этот танец происходит каждую ночь, когда луны не видно, и должен происходить почти в полной темноте с потушенными кострами.

Чтобы начать ритуал, женщины отделяются от мужчин и садятся так, чтобы их не было видно. Мужчины собираются за деревом или хижиной и готовятся к танцу. В кромешной тьме, когда женщины начинают петь, первый мужчина начинает танцевать. Он носит головной убор из темных страусиных перьев, колокольчики на одной из лодыжек, погремушку в руке и длинную черную накидку на спине. Он сильно топает правой ногой по земле в такт женскому пению, заставляя колокольчики звонить, отмечая ритм музыки своей погремушкой. Он обращается к женщинам, которые отвечают на призыв и ответ. По мере того, как пение становится сильнее, женщины поднимаются, чтобы присоединиться к мужчине, который продолжает танцевать, передавая свои усилия члену семьи, одной из женщин, другу или одному из своих детей. В этот момент к танцу может присоединиться и ребенок. После того, как каждый мужчина протанцевал эпеме два или три раза, ритуал завершается, и к этому моменту приближается полночь.

Было доказано, что этот ритуал способствует социальной сплоченности среди хадза, а те, кто танцует эпеме , демонстрируют повышенный уровень взаимного доверия и поддержки. [46] : 46–47 

Фольклор

[ редактировать ]

Мифологические персонажи с небесным подтекстом

[ редактировать ]

Ишоко и Хейн — мифологические персонажи, которые, как полагают, устроили мир, свернув небо и землю, как два листа кожи, и поменяв их порядок, чтобы небо над нами; в прошлом небо находилось под землей. [47] Эти фигуры описываются как принимающие важные решения в отношении животных и людей, выбирая им пищу и окружающую среду. [48] предоставление людям доступа к огню и создание возможности сидеть. [47] Эти фигуры имеют небесный смысл: Ишоко — солнечная фигура, а Хейн, ее муж, — лунная фигура. [22] [49] Произнесение имени Ишоко может быть приветствием или добрым пожеланием удачной охоты. [50]

Персонаж «Ишое», кажется, другое имя Ишоко. [22] В некоторых сказках она изображена создающей животных, в том числе и людей. [51] [52] Некоторые из ее созданий впоследствии оказались великанами-людоедами, губительными для своих собратьев-гигантов и людей. Увидев бедствие, она убила этих великанов, сказав: «Вы больше не люди». [53]

Герои культуры

[ редактировать ]

Индайя, человек, который после его смерти отправился на территорию Исанзу и вернулся, [54] играет роль культурного героя : знакомит хадза с обычаями и товарами. [22]

Народ исанзу соседствует с хадза. Они считаются мирными людьми, и мифы хадза упоминают и изображают это доброжелательное влияние исанзу в своей мифологии. Этот выгодный вид на исанзу дает им место героям в фольклоре хадза. [22] В некоторых мифических историях о великанах именно человек Исанзу освобождает хадза от злобного великана. [22]

Рассказы о великанах

[ редактировать ]

У хадза есть много историй о гигантах, которые описывают людей со сверхчеловеческой силой и размером, но в остальном с человеческими слабостями. У них есть человеческие потребности, они едят и пьют, и их можно отравить или обмануть.

Один из великанов, Сенгани (или Сенгане), изображен помощником Хейна. Как гласит история, Хейн дал ему власть управлять людьми. В отсутствие Хейна гигант своими решениями подвергал людей опасности. Люди сопротивлялись его выбору, поэтому великан приказал львам атаковать их. Это удивило людей, которые раньше считали львов безобидными. Люди убили великана в отместку. [55]

У этого гиганта были братья, которых в Коль-Ларсене переводили как «Ссаабо» и «Ваонелахи» . В нескольких рассказах описывается катастрофа, которую устроили эти гиганты, постоянно убивая и избивая хадза. Хадза пришлось обратиться за помощью к соседним группам, и, в конце концов, великаны были обмануты и либо отравлены, либо застрелены ядовитыми стрелами. [56]

Другая история рассказывает о гиганте -людоеде представил как «!Эсенгего» , которого Коль-Ларсен . Его и его семью убила доброжелательная змея, которая оказалась средством, применяемым богиней Ишоко для освобождения людей. Ишоко превратила трупы гигантской семьи в леопардов. Она запретила им нападать на людей, если только стрела не спровоцирует их или не ранит. [57]

Другой гигант, которого Коль-Ларсен перевел как «!Хонгонгоша» , выглядит как мифологическая фигура другого рода. Он не особо беспокоил хадза своими рассказами, лишь тайком по ночам воруя мелкие вещи. Его пищей были цветы деревьев (а иногда и украденные овощи). Люди встретили его с большим уважением, и великан пожелал им удачи на охоте. Ситуация изменилась, когда мальчик намеренно ранил гиганта, и, хотя он пытался проявить добрую волю, !Хонгонгоша отомстил, убив мальчика. Наконец бог Хейн определил справедливость: он предупредил людей, раскрыл злой поступок мальчика и превратил великана в большого белого моллюска. [58]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Сканнес, Тея (2015). «Заметки по космологии хадза: Эпеме, предметы и ритуалы». Исследования охотников-собирателей . 2 (1): 247–267. дои : 10.3828/hgr.2015.13 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Тишкофф, С.А.; Гондер, МК; Хенн, Б.М.; Мортенсен, Х. (2007). «История говорящих по щелчку популяций Африки, выведенная на основе генетических вариаций мтДНК и Y-хромосомы» . Молекулярная биология и эволюция . 24 (10). Найт, А.; Жиньу, К.; Фернандопулле, Н.; Лема, Г.; Ньямбо, ТБ; Рамакришнан, У.; Рид, ФА; Маунтин, JL: 2180–2195. дои : 10.1093/molbev/msm155 . ПМИД   17656633 .
  3. ^ На хадза языке хазаби [ɦad͜zabeʔe̥] — это форма женского рода множественного числа от хаза, «человек». Хадза называют себя хазаби «народом», а свой язык хазанэ — «народом». Другие варианты написания на английском языке: Хадзапи (от хазафии [ɦad͜zapʰiʔi̥] «они (мужчины) - люди») и Хаца ; другие этнонимы, применяемые к хадза, включают Тиндига (от суахили; человеческое множественное число Ватиндига ), Киндига , Кангеджу (с немецким j ) и Вахи (с немецким w ). В современном английском языке хадза является наиболее часто используемым термином.
  4. ^ Марлоу, ФР (2010). Хадза: охотники-собиратели Танзании . Беркли: Univ. Калифорния Пресс. ISBN  978-0-520-25342-1 .
  5. ^ Jump up to: а б Марлоу, 2010 , стр. 17–18, 285–286.
  6. ^ Петерсон, Дауди (2013). Хадзабе: В свете миллиона огней . Издательство «Мкуки на Нёта». Эта книга включает описания мифов, культуры и современной борьбы хадза.
  7. ^ Марлоу 2010 , с. 13
  8. ^ Марлоу, Фрэнк (2002). «Почему хадза по-прежнему являются охотниками-собирателями» (PDF) . Этническая принадлежность, охотники-собиратели и «другие»: ассоциация или ассимиляция в Африке : 247–275.
  9. ^ Сэндс, Бонни Э. (1998) «Лингвистические отношения между хадза и койсанами» В Шладте, Матиас (ред.) Язык, идентичность и концептуализация среди койсанов (Источники для исследований койсанов, том 15), Кельн: Рюдигер Кёппе, 265–283.
  10. ^ Jump up to: а б Ли, Ричард Б. (1999). Кембриджская энциклопедия охотников и собирателей . Дэйли, Ричард Хейвуд. Издательство Кембриджского университета . стр. 200–201. ISBN  978-0-521-57109-8 .
  11. ^ Jump up to: а б с д Марлоу, 2010 , стр. 47–49 .
  12. ^ Jump up to: а б Бененсон, Билл и Лори (2015). «Хадза: Последние из первых» . Канопы .
  13. ^ Ндагала, ДК; Зенгу, Н. (1994). «От сырого к приготовленному: представления хадзабе о своем прошлом» . В Роберте Лейтоне (ред.). Кому нужно прошлое?: Коренные ценности и археология . Лондон: Рутледж . стр. 51–56. ISBN  978-0-415-09558-7 .
  14. ^ Jump up to: а б Марлоу 2010 , с. 30
  15. ^ Марлоу, 2010 , стр. 172–173.
  16. ^ Дэниел Шрайнер и др. Генетическое происхождение народов хадза и сандаве раскрывает древнюю структуру населения в Африке , Биология генома и эволюция, Том 10, Выпуск 3, 1 марта 2018 г., страницы 875–882, 14 марта 2018 г.
  17. ^ Марлоу 2010 , с. 18
  18. ^ * Даймонд, Дж. (1997). «Глава 6». Оружие, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон. ISBN  978-0-393-03891-0 .
  19. ^ Марлоу, 2010 , стр. 19–29.
  20. ^ Jump up to: а б Марлоу, 2010 , стр. 29–31.
  21. ^ Jump up to: а б с д Коль-Ларсен, Людвиг (1956а). Игра «Слон». Мифы, великаны и племенные легенды. Народные сказки Тиндиги . Лицо народов (на немецком языке). Айзенах • Кассель: Эрих Рёт-Верлаг. Книга представляет собой сборник мифов хадза о великанах, а также некоторых племенных мифов о культурных героях и анекдотических рассказов.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж Коль-Ларсен 1956а : 13-14.
  23. ^ Jump up to: а б Марлоу, 2010 , стр. 32–38.
  24. ^ Марлоу 2010 , с. 29
  25. ^ Марлоу, 2010 , стр. 286–287.
  26. ^ Марлоу 2010 , с. 287
  27. ^ Маккраммен, Стефани (10 июня 2007 г.). «50 000 лет устойчивости не могут спасти племя» . Вашингтон Пост . п. А01 . Проверено 15 сентября 2007 г. (см. онлайн )
  28. ^ Survival International (6 ноября 2007 г.). «Хазабе празднуют сухопутную победу» . Проверено 3 мая 2011 г.
  29. ^ Понцер, Герман; Райхлен, Дэвид А.; Вуд, Брайан М.; Мабулла, Аудакс ЗП; Расетт, Сьюзен Б.; Марлоу, Фрэнк В. (25 июля 2012 г.). «Энергетика охотников-собирателей и человеческое ожирение» . ПЛОС ОДИН . 7 (7): е40503. Бибкод : 2012PLoSO...740503P . дои : 10.1371/journal.pone.0040503 . ISSN   1932-6203 . ПМК   3405064 . ПМИД   22848382 .
  30. ^ Вудберн, Джеймс (1982). «Эгалитарные общества». Мужчина . 17 (3): 431–451. дои : 10.2307/2801707 . ISSN   0025-1496 . JSTOR   2801707 .
  31. ^ Фер, Эрнст; Фишбахер, Урс (23 октября 2003 г.). «Природа человеческого альтруизма». Природа . 425 (6960): 785–791. Бибкод : 2003Nature.425..785F . дои : 10.1038/nature02043 . ISSN   0028-0836 . ПМИД   14574401 . S2CID   4305295 .
  32. ^ Криттенден, АН (2008). «Алматеринская забота среди хадза Танзании» (pdf) . Человеческая природа . 19 (3). Марлоу, ФРВ: 249–263. дои : 10.1007/s12110-008-9043-3 . ПМИД   26181616 . S2CID   41942928 .
  33. ^ Марлоу, ФР (2005). «Предпочтения партнеров среди охотников-собирателей хадза» (PDF) . Человеческая природа . 15 (4): 364–375. CiteSeerX   10.1.1.399.845 . дои : 10.1007/s12110-004-1014-8 . ПМИД   26189412 . S2CID   9584357 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 сентября 2006 года . Проверено 16 мая 2007 г. (см. онлайн- архив от 1 сентября 2006 г. на Wayback Machine )
  34. ^ Литтл и др. 2008 год
  35. ^ Апичелла, CL; Литтл, AC; Марлоу, ФРВ (2007). «Среднячность и привлекательность изолированной популяции охотников-собирателей». Восприятие . 36 (12): 1813–1820. дои : 10.1068/p5601 . ПМИД   18283931 . S2CID   37353815 .
  36. ^ Апицелла; Файнберг, Д. (2009). «Высота голоса меняет восприятие выбора партнера у охотников-собирателей» . Труды Королевского общества Б. 276 (1659): 1077–1082. дои : 10.1098/rspb.2008.1542 . ПМК   2679070 . ПМИД   19129125 .
  37. ^ Кларк, Грегори (2007). Прощание с милостыней: Краткая экономическая история мира . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 93 . ISBN  9780691121352 .
  38. ^ «Скрыт ли в диете хадза секрет более здорового микробиома?» . NPR.org .
  39. ^ Литтл, Энтони К.; Джонс, Бенедикт К.; Уэйт, Корри; Тиддеман, Бернард П.; Фейнберг, Дэвид Р.; Перретт, Дэвид И.; Апичелла, Корен Л.; Марлоу, Фрэнк В. (2008). «Симметрия связана с половым диморфизмом лиц: данные по культурам и видам» . ПЛОС ОДИН . 3 (5): е2106. Бибкод : 2008PLoSO...3.2106L . дои : 10.1371/journal.pone.0002106 . ПМК   2329856 . ПМИД   18461131 .
  40. ^ Хеллер, Хартмут и Койлиг, Штеффен (1999). Хадзабе – Последние собиратели Восточной Африки (потоковое видео) (Документальный фильм). Общество друзей коренных народов (fPcN Germany). Фильм на немецком языке об этих людях и их борьбе за выживание (43 мин).
  41. ^ Коль-Ларсен 1956a : 226
  42. ^ Jump up to: а б с д Вуд, Брайан (2014). «Мутуализм и манипулирование во взаимодействиях хадза-медовод». Эволюция и поведение человека . 35 (6): 540–546. Бибкод : 2014EHumB..35..540W . doi : 10.1016/j.evolhumbehav.2014.07.007 .
  43. ^ Jump up to: а б Джаймо, Кара (17 февраля 2016 г.). «Удивительно липкая история о хадзе и птице-поводыре» . Атлас Обскура .
  44. ^ Jump up to: а б Криттенден, АН (2011). «Важность потребления меда в эволюции человека» (pdf) . Еда и способы питания . 19 (4): 257–273. дои : 10.1080/07409710.2011.630618 . S2CID   85360231 .
  45. ^ Jump up to: а б Марлоу, Фрэнк; Бербеск, Дж. Колетт; Вуд, Брайан; Криттенден, Алисса; Портер, Клэр; Мабулла, Аудакс (2014). «Мед, хадза, охотники-собиратели и эволюция человека». Журнал эволюции человека . 71 : 119–128. Бибкод : 2014JHumE..71..119M . дои : 10.1016/j.jhevol.2014.03.006 . ПМИД   24746602 .
  46. ^ Jump up to: а б с Йейтс, Джон (2021). Раздробленность: почему наши общества распадаются и как мы снова собираем их вместе . ХарперНорт. ISBN  9780008463960 .
  47. ^ Jump up to: а б Коль-Ларсен 1956а : 42–45.
  48. ^ Коль-Ларсен 1956a : 34–35.
  49. ^ Коль-Ларсен 1956a : 62, 227.
  50. ^ Коль-Ларсен 1956a : 130, 227.
  51. ^ Коль-Ларсен 1956a : 32–33.
  52. ^ Коль-Ларсен 1956a : 82
  53. ^ Коль-Ларсен 1956a : 127
  54. ^ Коль-Ларсен 1956a : 37–38.
  55. ^ Коль-Ларсен 1956a : 105–110, 227.
  56. ^ Коль-Ларсен 1956a : 110–118, 227.
  57. ^ Коль-Ларсен 1956a : 125–127.
  58. ^ Коль-Ларсен 1956a : 128–133, 227.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1952a674bcb84a9a14beaf684efb103__1722748260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/03/c1952a674bcb84a9a14beaf684efb103.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hadza people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)