Фортепианные концерты №№. 1–4 (Моцарт)
Фортепианные концерты | |
---|---|
Нас. 1–4 | |
Обложения сонат других композиторов В. А. Моцарта | |
![]() Молодой композитор в 1770 году | |
Ключ | |
Каталог | К. 37, 39–41 |
Составленный | 1767 |
Подсчет очков |
|
Вольфганг Амадей Моцарт начал свою серию сохранившихся фортепианных концертов с четырех, которые он написал в Зальцбурге в возрасте 11 лет: К. 37 и 39–41. Все автографы, хранящиеся в Ягеллонской библиотеке в Кракове, датированы его отцом как завершенные в апреле (К. 37) и июле (К. 39–41) 1767 года. Хотя эти работы долгое время считались оригинальными, теперь известно, что они представляют собой стилизации сонат различных немецких композиторов. Произведения, положенные в основу концертов, в основном издавались в Париже, и предположительно Моцарт и его семья познакомились с ними или их композиторами во время своего визита в Париж в 1763–64 .
Используя части сонат других композиторов, молодой Моцарт, кажется, начал учиться справляться со структурными проблемами сочинения в форме фортепианного концерта. [ 1 ] Возможно, Леопольд Моцарт изобрел это как композиционный метод обучения. Если так, то, похоже, композитор сделал это впервые. Возможно, это подтверждается двумя фактами: во-первых, Леопольд исключил первые четыре концерта из своего списка 1768 года, предполагая, что он, возможно, не считал их настоящими произведениями своего сына. Во-вторых, автографы четырех произведений являются совместными произведениями Моцарта и Леопольда (хотя К. 41 в основном принадлежит только руке Леопольда). [ 1 ]
№ 1 (К. 37) фа мажор
[ редактировать ]Концерт написан для двух гобоев (немых во второй части), двух валторн фа фа, фортепиано (или клавесина ) и струнных . Эти три движения:
Первая часть основана на начальном аллегро сонаты для клавира с аккомпанементом скрипки (соч. 1, № 5) Германа Фридриха Раупаха из набора из шести экземпляров, опубликованного в Париже в 1756 году. Происхождение второй части неизвестно. , хотя Эрик Блом , редактор 5-го издания «Словаря Гроува» (1954), предположил, что это на самом деле Моцарт. Последняя часть основана на первой части сонаты, соч. из Страсбурга 2, № 3, автор: Леонци Онауэр . [ 2 ]
№ 2 (К. 39) си ♭ мажор
[ редактировать ]Концерт написан для пар гобоев и валторн (си-бемоль), фортепиано (или клавесина) и струнных. Движения:
- остроумный Веселый и ( 4
4 ) - Анданте стаккато (фа мажор, 4
4 ) - Очень весёлый( 2
4 )
Первая и третья части снова взяты из Раупаха (соч. 1, № 1), а медленная часть основана на вступительной части Иоганна Шоберта соч. . 17, № 2, композитор, которым восхищался Моцарт. [ 2 ]
№ 3 (К. 40) ре мажор
[ редактировать ]Концерт написан для пар гобоев, валторн и труб (обе D), фортепиано (или клавесина) и струнных. Движения:
Первая часть основана на начальной части сочинения Хонауэра. 2, № 1. Второй на одном Иоганна Готфрида Эккарда (соч. 1, № 4), самого известного клавишника своего времени. Третья часть основана на К.П.Е. Баха произведении «Бемер» , опубликованном в начале 1760-х годов. Моцарта Каденции к концерту сохранились. [ 2 ]
№ 4 (К. 41) соль мажор
[ редактировать ]Концерт написан для пар флейт и валторн солью, фортепиано (или клавесина) и струнных. Движения:
- Аллегро ( 3
4 ) - Анданте (соль минор, 2
4 ) - Очень весёлый( 3
4 )
Поскольку все части этого концерта написаны либо соль мажор, либо соль минор, произведение гомотонально . Лишь в четырех других фортепианных концертах Моцарта есть медленная часть в миноре ( К. 271 , К. 456 , К. 482 и К. 488 ).
Этот концерт также открывается трехметровым размером, что является необычной особенностью 27 фортепианных концертов Моцарта; только К. 41, К. 413 , К. 491 и К. 449 открыты в трехметровом размере.
Первая и третья части основаны на композициях Гонауэра (соч. 1, № 1), средняя – на Раупахе (соч. 1, № 1). [ 2 ]
Оценка
[ редактировать ]По сравнению с более поздними концертами Моцарта или концертами И.К. Баха это небольшие произведения. Прелюдии , добавленные Моцартом к сонатам, не содержат богатства тем, как это характерно для его более поздних произведений, а экспозиция или средняя часть не добавляют нового тематического материала. Роль клавишных как солиста или континуо не всегда четко очерчена. Тем не менее, некоторые следы его более поздних сооружений можно обнаружить: например, относительные размеры участков примерно одинаковы, хотя и в меньших масштабах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Стэнли Сэди (2008) Моцарт: Ранние годы [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б с д Герман Аберт (2007) В. А. Моцарт [ нужна полная цитата ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хатчингс, А. , Компаньон к фортепианным концертам Моцарта , Oxford University Press. ISBN 0-19-816708-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортепианные концерты №№. 1–4 (Моцарт) : партитура в новом издании Моцарта.
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1, К. 37 , № 2, К. 39 , № 3, К. 40 , № 4, К. 41 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур