Мантия почета

Одеяние почета ( арабский : خلعة , латинизированный : khil'a , множественное число khila' , или арабский : تشريف , латинизированный : tashrīf , мн. ташариф или ташрифат [ 1 ] ) — термин, обозначающий богатую одежду, подаренную исламскими правителями средневековья и раннего Нового времени подданным в знак почета, часто как часть церемонии назначения на государственную должность или в знак подтверждения или принятия вассальной зависимости подчиненного правителя. Обычно их производили на государственных фабриках и украшали полосами с надписями, известными как Тираз .
История
[ редактировать ]Дарение одежды в знак благосклонности — это древняя ближневосточная традиция, записанная в таких источниках, как Еврейская Библия и Геродот . [ 1 ]
В исламском мире Мухаммед сам создал прецедент, когда снял свой плащ ( бурду ) и отдал его Каабу ибн Зухайру в знак признания восхваляющего его стихотворения. Действительно, термин хила «означает действие по снятию одежды, чтобы отдать ее кому-то». [ 1 ]
Практика награждения почетными одеждами появилась в халифате Аббасидов , где она стала настолько регулярной чертой правления, что церемонии посвящения происходили почти каждый день, а члены двора халифа стали известны как «те, кто носят хильа » ( ашаб аль-хильа ). [ 1 ] Раздача одежды стала неотъемлемой частью любого вложения в должность, от губернатора до наследника престола. Эти события, как важные придворные события, часто отмечались поэтами и записывались историками. [ 1 ]
В Египте в Фатимидском халифате эта практика распространилась на богатых представителей высшего среднего класса, которые начали награждать друзей и родственников почетными одеждами, подражая аристократии. [ 1 ] Позже, при Мамлюкском султанате , система была стандартизирована в систему классов, отражающих подразделения мамлюкского общества, каждый из которых имел свои собственные ранги: военные ( арбаб ас-суйюф ), гражданская бюрократия ( арбаб аль-аклам ) и религиозные учёные ( аль-уламах ). [ 1 ]
За распределение почетных одежд отвечал Хранитель Тайного кошелька ( насир аль-хаш ), который курировал Большую сокровищницу ( ал-хизана аль-кубра ), где хранились одежды. [ 1 ] Аль-Макризи дает подробное описание одежды, которую носили представители различных классов и рангов; кроме того, практика мамлюков включала в себя дарение оружия или даже полностью снаряженной лошади из собственных конюшен султана в качестве ташрифа . [ 1 ] Эта практика оставалась очень распространенной до начала 20 века; в Индии 19-го века дар посвящения или хиллаут ( хелат , хилут или киллут ) мог включать от пяти до 101 предмета одежды. [ 2 ]
По мере того, как эта практика распространилась в мусульманском мире , и халаты стали дарить по каждому мыслимому случаю, они также приобрели отдельные названия. Так, например, хила аль-визара («одеяние визиря » ) вручалось при назначении на должность визиря, тогда как хила аль-азль («одеяние увольнения») в случае — почетного — увольнения, хила аль- кудум может быть вручен прибывающему гостю, а хила' ас-сафар - уходящему гостю и т. д. [ 2 ]
Денежные суммы или другие ценности также дарились в рамках церемонии посвящения или, в некоторых случаях, вместо мантии. В Османской империи такая сумма была известна как хилет беха («цена хилы »); чаще всего это относилось к донативуму, полученному янычарами при воцарении нового султана . [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Стиллманн 1986 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Стиллманн 1986 , с. 7.
- ^ Стиллманн 1986 , стр. 6–7.
Источники
[ редактировать ]- Майер, Лео Ари (1952). Костюм мамлюка: обзор . А. Кундиг.
- Стилманн, Н. А. (1986). «Кихила» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 6–7. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0507 . ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Стиллман, Йедида Кальфон (2003). Норман А. Стиллман (ред.). Арабская одежда, Краткая история: от зари ислама до наших дней (пересмотренное второе изд.). Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-11373-2 .