Чистый
Белент ( Галльский : Белено , Белинос ) - древний кельтский исцеляющий Бог . Культ Белена простирался от итальянского полуострова до Британских островов , с главным святилищем, расположенным в Аквилеи , на Адриатическом побережье. Благодаря интерпретации Романа Белент часто отождествлялся с Аполлоном , хотя его культ, похоже, сохранил определенную степень автономии в римский период . [ 1 ] [ 2 ]
Имя
[ редактировать ]Сертификат
[ редактировать ]Теоним Белиноса Белена (или Белинса ), который является латинизированной формой голлишских Белено (или ) , появляется в 51 надписях. Хотя большинство из них расположены в Аквилеи ( Фриули , Италия), в основном центре его культы, название также было найдено в местах, где кельтские ораторы жили в древние времена, в том числе в Галликуме , Норикуме , Иллирии , Великобритании и Ирландии . [ 3 ]
лингвист Бланка Мария Проспер утверждает, что Белинос, вероятно, была первоначальной формой, [ 4 ] который также появляется во имя Belyn (от более ранних Белино ), лидера валлийца, который умер в 627 году нашей эры. [ 3 ] Известные варианты включают Беллинус и, возможно, Белус . [ 5 ] Божество также могло быть известно в Ирландии и Великобритании вариантами Бел , Бели и Биле. [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]
Этимология Belenos остается неясной. «яркий» или «сияющий», выводя имя индоевропейского корня . прото Это традиционно переводится как - из , Grk φαλός Phalós White Arm « . , » Эта теория была воодушевлена интерпретацией Романа из Беленос как «Гаулский Аполлон », божественность с атрибутами Солнца. [ 7 ] [ 8 ]
Тем не менее, эта этимология подвергалась растущей критике в недавней стипендии. Ксавье Деламарр отмечает, что предлагаемые родственники , вытекающие из *bʰelh-, кажется, не означает «сияние», а скорее «[бледно] белый» или «серый», и предполагает, что Белено может скорее вытекать из галшского стебля - («Сильный мощный ') прикреплен к суффиксу - nos («Господь, Мастер»), что приведет к тому, что Беленос является «Мастером власти». [ 8 ] В качестве альтернативы, Питер Шриайвер предположил, что Белено может быть o -Stem индоевропейского корня * bʰel- , обозначающей Henbane (ср. Welsh Bela , германский * Bel (u) nōn , Slavic * bъlnъ ), психоактивное растение, которое был известен как Belenuntia на галльнике и как Аполлинарис на латыни. [ 9 ] Бернхард Майер и Патриция де Бернардо Стемпель также утверждали, что имя может получить из корня *g В elh- , значение «источник, весна». [ 10 ] [ 11 ] Согласно Шашелю Кос, «тесная связь Белена с водой подтверждается двумя посвящениями Фонсу В (Элени) и алтарем, в котором Белена поклоняется вместе с нимфами. Термические источники также подтверждаются в иулиевом карнакуме». [ 12 ] Попытка 19 -го века связать корень - с финикийским божеством Баал в настоящее время широко отвергается современными учеными. [ 5 ]
Связанные термины
[ редактировать ]Деревня, которая в настоящее время является частью муниципалитета Аквилеи, все еще называется Beligna . [ 3 ] Племенный лидер до-римской Британии был назван Cunobelinos (Old Welsh Conbelin ), что, возможно, означает «гончие Беленос», или иначе «сильная как собака», если имя не является теофорическим . [ 13 ] [ 5 ] [ 14 ] Старое уэльское личное имя Лиулин (Современный Лливелин ) восходит к аналогичному соединению * Лугу-Белиноса (либо двандва с именами двух божеств, либо «сильна как Лугус »). [ 14 ] Бриттонский вариант названия может быть источником прихода Биллингсгейт в Лондоне, хотя это может быть народная этимология и, возможно, фонтан Белентона (ныне Берентон) в лесу Броселянда в Бриттани. [ 6 ] [ 5 ] Имена валлийских и ирландских фигур предков Бели Маур и желчь также могут быть связаны. [ 5 ] [ 15 ]
Галский термин Belenuntia , обозначающий , Henbane ( галлюциногенную βελενούντιαν ) раститель [ 16 ] [ 17 ] Вариант Belenion , цитируемый как ядовитый растение Pseudo-Aristotle , кажется источником испанского Beleño ('Henbane'). [ 17 ] Галло-римский термин Белиза также мог быть заимствован в старом высшем немецком языке как Билиса (ср. Современный немецкий Bilsenkraut 'Henbane'). [ 3 ] Хенбейн обычно использовался в античности для лекарственных целей, что дает дополнительные доказательства заживления Беланоса. [ 18 ] Неглубокое каменное блюдо, найденное в Сен-Чамасе (к югу от Франции) и посвященное Белюино , могло быть использовано для удержания галлюциногенных веществ. [ 3 ]
Согласно Деламарре, имя богини Белисамы , по -видимому, построено на том же стволе Bel (O) - («сильное, мощное»), прикрепленное к усиливающемуся суффиксу - Исаме , и, таким образом, может быть переведено как «очень мощный». [ 8 ] Schrijver скорее связывает его с стеблем для «Henbane», * Beles -, прикрепленного к неизвестному суффиксу -MA , и сравнивает имя с галльским аинним Белиса -Марос . [ 19 ] Личное имя Bellovesus , вероятно, может быть переведено как «достойная власти», из Bello - («Power»), прикрепленного к Uesus («достойный, добрый, достойный»). [ 8 ]
Испанская стипендия также связывает имя божества с аквитанским антропоним Belinatepos или Belanetepos (принимается для получения ассоциации лошадей), а также топонимов Беленьо и Белуньо. [ 20 ] [ 21 ]
Эпитеты
[ редактировать ]В древней Галлии и Великобритании Аполлон обычно ассоциировался с солнцем и исцеляющими атрибутами. [ 22 ] Возможно, он был приравнен к пятнадцати или более разным именам и эпитетам (включая Беленс , Виндон , Граннос , Борво , Мапонус , Моритасгус и другие). [ 22 ] [ 23 ]
Бог был почитаем как Аполлон Беленс в целебной святыне Сент-Сабин (Бургундия), где его призвали паломники, ищущие лекарства от их болезни. Если Белент интерпретируется как означает «блестящий, блестящий», его можно сравнить с кельтским эпитетом Vindonnus (от * Windo - «белый»), прикрепленный к Аполлону как божеству, которое восстановило свет и зрение людей с болезнью глаз в Эссарое ( Бургундия). [ 22 ]
Исторический культ
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]По словам филолога Гельмута Бирхана , Белена рассматривался как «типичный карнами божество с оракулом и здоровьем », хотя его широко распространенное свидетельство среди древних кельтских народов может указывать на общее кельтское происхождение культа. [ 3 ] Ученый Миранда Олдхаус-Грин пишет, что божество, вероятно, преодолел римский период. [ 22 ] Филолог Марджета Шашель Кос считает, что поклонение Беленус распространилось из Норикума в сторону близлежащих городов Аквилеи и иулиума Карникума (современный Zuglio ). [ 12 ]
Локации
[ редактировать ]Тертуллиан , пишущий в c. 200 г. н.э., идентифицирует Белена как национального бога Норикума. Надписи, посвященные Белену, сосредоточены на восточных Альпах и цисальпине Галлиа , но есть доказательства того, что популярность Бога стала более распространенной в римском периоде. [ 24 ]
Около 240 года Геродиан упоминает о поклонении Белена в Аквилеи , где его считали его Богом покровителя. [ 22 ] [ 12 ] Во время осады города в 238 году н.э. Император Максимин Трэкс , который умер во время мероприятия, в то время как его армия была побеждена вскоре после этого, Белент был призван Божественным защитником Аквилеи. [ 12 ] Солдаты сообщили, что увидели появление Бога, плавающего в воздухе, сражаясь и защищая его город, в результате обороны Аполлона защиты Дельфи от войск Бренно . [ 3 ] Посвящения Фонс Белени («Фонтан Беленос») показывают связь с лекарственными пружинами. [ 25 ] Императоры третьего века Диоклетиан и Максимиан посвятили надпись Белену в регионе Аквилеи. Еще 6 общих надписей Бельена были обнаружены в Altinum , Concordia и Iulium carnicum . [ 24 ]

Белент был важным богом иулиума Carnicum (Modern Zuglio ), города, недалеко от границы с норикумом, населенным Carni . Святилище, посвященное божеству, подтверждается второй половиной 1 -го века до нашей эры, когда его ремонт был отмечен двумя вождями деревни. [ 12 ] Эпиграфические посвящения Богу также известны в Венеции и в Римини. [ 22 ] Алтарь также был найден в Celeaia (Modern Celje ), один из самых важных городов Норикан. Культ, возможно, был введен здесь из Aquileia, о чем свидетельствует название его поседикатора Люциуса Сенюса, Sentii, которого хорошо засвидетельствовали в Aquileia, но не в Noricum. [ 26 ]
Ausonius (позже 4 -го века н.э.) намекает на святилища, посвященные Белену в Аквитании , и упоминает священника -храма культового культа по имени Фобициус. Божество также было популярно в Провансе, о чем свидетельствуют надписи из районов Марселя и Нимес . [ 22 ] Голосовая надпись с кесарева сечения поэта Люциуса Эракс Бардус Бардус Бардус Бардус была найдена в Рохемолле, недалеко от Бардоннеккии (Bardonnèche), в Италии ( Alpi Greye ). [ 3 ] В Aquae Borvonis ( Bourbon-Lancy ) AEDUI поклонялись Беленусу в связи со здоровьем. [ 27 ]
Супруг
[ редактировать ]Изображения Беленда иногда показывают, что он сопровождает женщину, возможно, голлишское божество Белисама . [ 28 ] Название реки Биенн ( Биена в 1337 году нашей эры), современная Восточная Франция и название места Биенн ( Апуд Белнам в 1142 году нашей эры), современная Швейцария, также подтверждают существование женской формы * Белена . [ 8 ]
В Норикуме Белен также мог сопровождаться неизвестным женским божеством по имени Белтестис (или Бельеса, Белеста Аугуста, Белестрис, Белинка ), возможно, поклоняемой как богини природы и плодовитости. [ 29 ] [ 12 ] Две святыни, посвященные богине, были найдены в Podljubelj в Караванксах . [ 29 ]
Связанные убеждения
[ редактировать ]Средневековая Ирландия
[ редактировать ]Ирландский Бел был предположил некоторые ученые, связанные с Богом Беленом. [ 6 ] Пожары в честь Божества были зажжены для кельтских фестивалей Беллин («пожары Бел») 1 мая. [ 30 ] Иногда крупный рогатый скот был проведен между двумя пожарами, чтобы отменить болезнь, которые Шрийвер сравнил с традиционным немецким обычаем сжигания Хенбана, собранного в середине лета для защиты крупного рогатого скота от болезней и колдовства. [ 31 ]
Современная Словения
[ редактировать ]Словенский божественный Белин , засвидеемый в 19 веке историком Саймоном Рутаром , может предоставить доказательства выживания культуры Белена в регионе и его более поздней интеграции в словенские верования, возможно, смешанные с атрибутами славянского Бога Белибога . [ 32 ] [ 4 ] Местное население считало его великим целителем, который мог бы вылечить слепоту со своим «ключом». [ 33 ] Профессор Моника Кроупж также заявляет, что Беленс, возможно, был включен в словенский знаний как Беличи , тип сказочных существ. [ 29 ] Местное население, которое также может быть связано , врезанный камень на юго -западе Словении, называемый Берлина местным населением. Он связан с древними ритуалами и имеет две примино -вырезанные фигуры с головами, украшенными лучами. [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Наука
[ редактировать ]Незначительная планета 11284 Белена названа в его честь . [ 34 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Галлы франшизы Asterix часто клянутся «Бельеносом» и « Тутатисом ». [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Schrijver 1999 , p. 24: «Помимо ассоциации с римским Аполлоном, мало что известно о функции и значении Беленоса (Поли Виссова С.В. Бельенас). Он, вероятно, связан с медициной».
- ^ Бирхан 2006 , с. 195: «Кельтское божество, чье имя часто связано с Греко-Римским Богом Аполлоном (см. Интерпретацию Романы), хотя культ Белено, похоже, сохранил определенную степень независимости ... Белент часто отождествлялся с Аполлоном и считался типичным Карнианский оракул и здоровье божество ".
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Бирхан 2006 , с. 195.
- ^ Jump up to: а беременный в Prosper 2017 , p. 258
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и MacKillop 2004 , s.v. Belenus .
- ^ Jump up to: а беременный в Leeming 2005 , p. 48
- ^ Schrijver 1999 , pp. 24–25.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Delamarre 2003 , p. 72
- ^ Schrijver 1999 , pp. 24–27.
- ^ Maier 1994 , p.
- ^ Де Бернардо Рестел, Патриция; Хайнцманн, Манфред; Матье, Николас (2013), Де Бернардо Рестел, Патриция; Хофендер, Андреас (ред.), «Кельтские и другие коренные божественные названия, найденные на итальянском полуострове», Théonymie Celtique, Culttes, Interpretatio - Keltische Aonymie, Kulte, Interpretatio (1 Ed.), Австрийская академия Sciences Press, с. 79, ISBN 978-3-7001-7369-4 , JSTOR J.CTV8MDN28.8
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Шашель Кос 2022 , с. 228
- ^ Schrijver 1999 , p. 27–28.
- ^ Jump up to: а беременный Prosper 2017 , p. 262
- ^ Schrijver 1999 , pp. 30–34, 39–40.
- ^ Schrijver 1999 , p. 27
- ^ Jump up to: а беременный Delamarre 2003 , p. 71
- ^ Schrijver 1999 , p. 26
- ^ Schrijver 1999 , pp. 30–31.
- ^ От Аспуру, Хосе Игнасио Сан -Висенте Гонсалес (2008). «Обнаженный гонщик и катание на пост -поступок Ируньи (Алава) » . HISPANIA ANTIQUA (32): 75, 78. ISSN 1130-0515 .
- ^ Грикур, Даниэль; Доминик, Холлард (2002). "Лугус и лошадь". Диалоги древней истории . 28 (2): 136. DOI : 10.3406/DHA .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Aldhouse-Green 1997 , pp. 30–31.
- ^ Николь Юфер и Тьерри Лугинбюль (2001). Галлические боги: репертуар имен кельтских божеств, известных эпиграфией, древними текстами и топонимией. Париж: издания ошибки. ISBN 2-87772-200-7 .
- ^ Jump up to: а беременный Майер, Бернхард (2012). История и культура кельтов . Чек.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Schrijver 1999 , p. 24
- ^ Шашель Кос 2022 , с. 229
- ^ MacKillop 2004 , s.v. Belenus .
- ^ Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: историческая энциклопедия. Санта-Барбара: ABC-Clio, Inc. ISBN 1-85109-440-7 .
- ^ Jump up to: а беременный в Кропдж 2012 , с. 217
- ^ MacKillop 2004 , s.v. Belenus .
- ^ Schrijver 1999 , pp. 34–35.
- ^ Шашель Кос 2001 , с. 14
- ^ Шашель Кос 2001 , с. 9
- ^ «Поиск базы данных малого тела» . Ssd.jpl.nasa.gov . Получено 3 января 2023 года .
- ^ Gravil, Richard (2003), Gravil, Richard (ed.), «Среди старых мужчин», Bardic Vordic Asbation Wordsworth, 1787–1842 , Palgrave Macmillan UK, стр. 11–32, doi : 10.1057/9780230510333_2 , ISBN. 978-0-230-51033-3
Библиография
[ редактировать ]- Aldhouse-Green, Miranda J. (1997). Словарь кельтского мифа и легенды . Темза и Хадсон. ISBN 978-0-500-27975-5 .
- Бархан, Хельмут (2006). "Бельено/Библия". В Кохе, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: историческая энциклопедия ABC-Clio. ISBN 978-1-85109-440-0 .
- Delamarre, Xavier (2003). Словарь галлического языка: лингвистический подход к старому континентальному кельтику . Блуждание. ISBN 9782877723695 .
- Кроупж, Моника (2012). Сверхъестественные существа из словенского мифа и народных сказков . ZRC Publishing House. ISBN 978-961-254-428-7 .
- Leeming, David A. (2005). Оксфордский компаньон мировой мифологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-515669-0 .
- Mackillop, James (2004). Словарь кельтской мифологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860967-1 .
- Майер, Бернхард (1994). Лексикон кельтской религии и культуры . A. Kröner. ISBN 978-3-520-46601-3 .
- Prosper, Blanca María (2017). - Филология 64 (1). doi : 10.1515/zcph- 2017-0 ISSN 1865-889x S2CID 165188823
- Шашель Кос, Марджета (2001). "Белин" . Студия Mythologica Slavica . 4 : 9–16. Doi : 10.3986/sms.v4i0.1807 . ISSN 1581-128x .
- Шашель Кос, Марджета (2022). «Белен, Кибеле и Аттис: эхо их культов на протяжении веков» . Studia Mythologica Slavica . 25 doi : 10.3986/sms20222511 . ISSN 1581-128x .
- Schrijver, Peter (1999). «О Хенбейне и ранних европейских наркотиках». Журнал кельтской филологии . 51 (1): 17–45. Doi : 10.1515/zcph.1999.51.1.17 . ISSN 1865-889x . S2CID 162678252 .