Функционализм (архитектура)
В архитектуре — это принцип , функционализм согласно которому здания должны проектироваться исключительно с учетом их назначения и функции. Международное движение функционалистской архитектуры возникло после Первой мировой войны как часть волны модернизма . Его идеи были во многом вдохновлены желанием построить новый, лучший мир для людей, которое широко и решительно выражалось социальными и политическими движениями Европы после чрезвычайно разрушительной мировой войны. В этом отношении функционалистская архитектура часто связана с идеями социализма и современного гуманизма .
Новым небольшим дополнением к этой новой волне архитектуры было то, что здания и дома должны не только проектироваться с учетом функциональности, но и использоваться как средство физического создания лучшего мира и лучшей жизни для людей в самом широком смысле. . Эта новая функционалистская архитектура оказала наибольшее влияние в Чехословакии , Германии , Польше , [1] СССР , а и Нидерландах с 1930-х годов также в Скандинавии и Финляндии .
Этот принцип является предметом путаницы и споров внутри профессии, особенно в отношении современной архитектуры , поскольку он менее очевиден, чем кажется на первый взгляд.
История функционализма [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2018 г. ) |
Теоретическая формулировка функционализма в зданиях восходит к Витрувианской триаде, где utilitas (по-разному переводимая как «товар», «удобство» или «полезность») стоит рядом с Firmitas (прочность) и venustas (красота) как одна из трех классические цели архитектуры. Функционалистские взгляды были типичны для некоторых архитекторов готического возрождения . В частности, Огастес Уэлби Пьюгин писал, что «в здании не должно быть никаких особенностей, которые не необходимы для удобства, конструкции или приличия» и «все украшения должны состоять из обогащения основной конструкции здания». [2]
В 1896 году чикагский архитектор Луи Салливан придумал фразу « Форма следует за функцией» . Однако этот афоризм не имеет отношения к современному пониманию термина «функция» как полезности или удовлетворения потребностей пользователя; вместо этого оно было основано на метафизике как выражение органической сущности и могло быть перефразировано как означающее «судьбу». [3]
В середине 1930-х годов функционализм стал обсуждаться как эстетический подход, а не как вопрос целостности (использования) дизайна. Идея функционализма смешивалась с отсутствием орнамента, а это другое дело. Этот термин стал уничижительным термином, связанным с самыми дерзкими и жестокими способами покрытия пространства, такими как дешевые коммерческие здания и сараи, а затем, наконец, использовался, например, в академической критике Бакминстера Фуллера , геодезических куполов просто как синоним слова «бестактность».
В течение 70 лет влиятельный американский архитектор Филип Джонсон считал, что эта профессия не несет никакой функциональной ответственности, и это одна из многих точек зрения сегодня. Позиция постмодернистского архитектора Питера Эйзенмана основана на враждебной к пользователю теоретической основе и даже более экстремальна: «Я не выполняю функции». [4]
Модернизм [ править ]
Популярные представления о современной архитектуре находятся под сильным влиянием работ франко-швейцарского архитектора Ле Корбюзье и немецкого архитектора Миса ван дер Роэ . Оба были функционалистами, по крайней мере, в той степени, в которой их здания представляли собой радикальное упрощение предыдущих стилей. В 1923 году Мис ван дер Роэ работал в Веймарской Германии и начал свою карьеру с создания радикально упрощенных, с любовью детализированных структур, которые достигли цели Салливана — создания естественной архитектурной красоты. Ле Корбюзье, как известно, сказал: «Дом — это машина для жизни»; его книга 1923 года «Версия архитектуры» была и остается очень влиятельной, а его ранние работы, такие как Вилла Савойя в Пуасси , Франция , считаются прототипически функциональными.
В Европе [ править ]
Чехословакия [ править ]
Бывшая Чехословакия была одной из первых стран, принявших стиль функционализма, с такими яркими примерами, как вилла Тугендхат в Брно , спроектированная Мисом ван дер Роэ в 1928 году, вилла Мюллер в Праге , спроектированная Адольфом Лоосом в 1930 году, и большая часть города Злин , построенный обувной компанией Bata как фабричный город в 1920-х годах. [5] и спроектирован учеником Ле Корбюзье Франтишеком Лиди Гахура .
Многочисленные виллы, жилые дома и интерьеры, фабрики, офисные здания и универмаги можно найти в стиле функционализма по всей стране, которая быстро индустриализировалась в начале 20-го века, охватывая архитектуру в стиле Баухаус , которая одновременно зарождалась в Германии. [6] В частности, в крупных городских пристройках к Брно расположены многочисленные жилые дома в стиле функционализма, а домашние интерьеры Адольфа Лооса в Пльзене. [7] также известны применением принципов функционализма.
- Среднее промышленное училище ( Млада Болеслав ), 1927, Иржи Крога.
- Вилла Тугендхат (Брно), 1928 год, Людвиг Мис ван дер Роэ.
- Вилла Мюллер (Прага), 1930, Адольф Лоос
- Брненский крематорий ( Брно ), 1930, Эрнст Визнер
- Отель «Авион» (Брно), 1928 год, Богуслав Фукс
- Злин, заводской город, построенный компанией Bata.
- Мемориал Томаша Баты (Злин), 1933, Франтишек Лидия Гахура
Скандинавские "фанки" [ править ]
В Скандинавии и Финляндии международное движение и идеи модернистской архитектуры получили широкую известность среди архитекторов на Стокгольмской выставке 1930 года под руководством режиссёра и шведского архитектора Гуннара Асплунда . манифесте Архитекторы-энтузиасты собрали свои идеи и вдохновение в принятом , и в последующие годы функционалистская архитектура возникла по всей Скандинавии. Этот жанр включает в себя некоторые особенности, уникальные для Скандинавии, и его часто называют «функис», чтобы отличить его от функционализма в целом. Некоторые из общих черт — плоская крыша, оштукатуренные стены, архитектурное остекление и хорошо освещенные комнаты, индустриальный стиль и детали в морском стиле, включая круглые окна. [8] Глобальный кризис фондового рынка и экономический кризис 1929 года вызвали необходимость использования доступных материалов, таких как кирпич и бетон, а также быстрого и эффективного строительства. Эти потребности стали еще одной отличительной чертой скандинавской версии функционалистской архитектуры, особенно в зданиях 1930-х годов, и были перенесены в модернистскую архитектуру, когда после Второй мировой войны промышленное серийное производство стало гораздо более распространенным. [9]
Как и большинство архитектурных стилей, скандинавский фанкис был международным по своему масштабу, и несколько архитекторов проектировали здания скандинавского фанкиса по всему региону. В число наиболее активных архитекторов, работающих с этим стилем на международном уровне, входят Эдвард Хейберг , Арне Якобсен и Алвар Аалто . Скандинавские фанки занимают видное место в скандинавской городской архитектуре, поскольку потребность в городском жилье и новых институтах для растущих государств всеобщего благосостояния резко возросла после Второй мировой войны. Расцвет Функиса пришелся на 1930-е и 1940-е годы, но функционалистская архитектура продолжала строиться даже в 1960-е годы. Однако эти более поздние структуры в скандинавском контексте обычно относят к категории модернизма.
Дания [ править ]
Вильгельм Лауритцен , Арне Якобсен и К.Ф. Мёллер были одними из наиболее активных и влиятельных датских архитекторов новых функционалистских идей, а Арне Якобсен, Пол Кьерхольм , Кааре Клинт и другие расширили новый подход к дизайну в целом, особенно к мебели, которая превратилась в стать датским современным . [10] Некоторые датские дизайнеры и художники, которые не работали архитекторами, иногда также включаются в датское функционалистское движение, например Финн Юл , Луи Поульсен и Пол Хеннингсен . В Дании в качестве строительного материала предпочитали кирпич, а не железобетон, в том числе здания фанкис. Помимо учреждений и многоквартирных домов, в 1925–1945 годах было построено более 100 000 односемейных фанкских домов. Однако к действительно преданному дизайну фанки часто относились с осторожностью. Многие жилые здания включали только некоторые характерные элементы фанки, такие как круглые окна, угловые окна или архитектурное остекление, чтобы обозначить современность, но не слишком провоцировать консервативных традиционалистов. Эта ветвь сдержанного подхода к дизайну фанкис создала датскую версию здания - бунгало . [11] [12]
Прекрасными примерами датской функционалистской архитектуры являются ныне внесенный в список терминал аэропорта Каструп 1939 года работы Вильгельма Лауритцена, Орхусский университет (К.Ф. Мёллер и др.) и мэрия Орхуса (Арне Якобсен и др.), все включая мебель и лампы, специально разработанные для них. постройки в духе функционализма. Крупнейший функционалистский комплекс в странах Северной Европы – это здание площадью 30 000 кв. м. жилой комплекс Hostrups Have в Копенгагене. [13]
- Дет Грённе Функишус (1932), Фредериксберг . Ранний функционал, деталь фасада.
- Беллависта (1934), Клампенборг
- Баккегорден (1935–38), Орхус
- Шампаньхусет (1936), Копенгаген
- Сковвангссколен (1937), Орхус
- Фредериксгаде нет. 1 (1939), Орхус
- Страндпаркен (1938), Орхус. Типичный пастельный цвет для лепных фанки.
- Стандарт (1937), Копенгаген. Бывшая таможня.
- Мост Книппельсбро (1935 г.), Копенгаген
- Мэрия Орхуса (1941 г.), Орхус. Мраморный фасад.
- Мэрия Люнгбю (1941), Люнгбю
- Королевский суд (1958), Копенгаген. Ленивые фанки.
- Орхусский университет (с 1933 г.)
- Орхусский университет. Это здание 1974 года постройки.
Finland[editФинляндия
Среди самых плодовитых и известных архитекторов Финляндии, работающих в стиле фанкис, можно назвать Алвара Аалто и Эрика Бриггмана , которые оба работали с ним с самого начала, в 1930-х годах. Регион Турку был пионером этого нового стиля, а журнал Арккитехти выступал посредником и обсуждал функционализм в финском контексте. Многие из первых зданий в стиле фанкис были промышленными постройками, учреждениями и офисами, но затем распространились и на другие виды построек, такие как жилые дома, индивидуальное жилье и церкви. Функционалистский дизайн также распространился на дизайн интерьера и мебели, примером чего является знаменитый санаторий Паймио , спроектированный в 1929 году и построенный в 1933 году. [14] [9] [15]
Аалто представил стандартизированные сборные железобетонные элементы еще в конце 1920-х годов, когда проектировал жилые дома в Турку. Эта техника стала краеугольным камнем более позднего развития модернистской архитектуры после Второй мировой войны, особенно в 1950-х и 1960-х годах. Он также представил серийный деревянный корпус. [14]
- Теннисный дворец (1937 г.) в Хельсинки.
- Терминал аэропорта Хельсинки-Мальми (1938 г.)
- Головной офис Stora Enso (1962 г.) в Хельсинки.
- Олимпийский стадион Хельсинки (1938 г.)
- Стеклянный дворец (1936 г.) в Хельсинки.
- Отель Vaakuna (1940 г.) в Хельсинки
- Санаторий Паймио (1931 г.) в Паймио
- Выборгская библиотека (1927) в Выборге.
Польша [ править ]
Межвоенные авангардные польские архитекторы в 1918-1939 годах оказали заметное влияние на наследие европейской современной архитектуры и функционализма. Многие польские архитекторы были очарованы Ле Корбюзье, например, его польские ученики и коллеги Ежи Солтан , Александр Куявский (оба соавторы Unité d'habitation в Марселе). [16] ) и его коллеги Хелена Сиркус (спутница Ле Корбюзье на борту океанского лайнера SS Patris, следовавшего из Марселя в Афины в 1933 году во время CIAM IV). [17] ), Роман Пиотровский и Мацей Новицкий . Ле Корбюзье сказал о поляках (« Когда соборы были белыми» , Париж, 1937): «Академизм пустил корни повсюду. Тем не менее, голландцы относительно свободны от предубеждений. Чехи верят в «модерн», и поляки тоже». Другие польские архитекторы, такие как Станислав Брукальский, встречались с Герритом Ритвельдом и вдохновлялись им и его неопластицизмом . Всего через несколько лет после постройки Дома Ритвельда Шредера польский архитектор Станислав Брукальский построил собственный дом. [18] в Варшаве в 1929 году, предположительно вдохновленный домом Шредера, который он посетил. Его польский образец современного дома был удостоен бронзовой медали на Всемирной выставке в Париже было модно строить в 1937 году. Незадолго до Второй мировой войны в Польше множество больших кварталов роскошных домов в кварталах, полных зелени для богатых поляков, таких как: например, район Сашка Кемпа в Варшаве или район Каменна Гура в морском порту Гдыня . Наиболее характерными чертами польской функционалистской архитектуры 1918-1939 годов были иллюминаторы, террасы на крыше и мраморные интерьеры.
Вероятно, самым выдающимся произведением польской функционалистской архитектуры является целый город Гдыня , современный польский морской порт, основанный в 1926 году.
- Вилла Богдана Лахерта с садом на крыше (1929 г.) в Варшаве . Дом считался лучшим воплощением так называемой дачной архитектуры того времени в Варшаве (мнение профессора Леха Немоевского в 1929 году). Это дом, вдохновленный формой океанского лайнера. [19]
- Вилла Станислава Брукальского с террасой на крыше (1929 г.) в Варшаве
- рельеф с польским орлом Базальтовый на здании Министерства инфраструктуры (Рудольф Сверчинский, 1931 г.) в Варшаве.
- Небольшая станция Михалин под Варшавой (1936 г.) работы Казимира Центнершвера. Типичный современный железнодорожный вокзал, серийно построенный под Варшавой.
- Роман Пиотровский Здание страховой компании ZUS (1936 г.) в Гдыне
- имени Богдана Даменцкого Гдыньский морской университет (1937)
- Вилла Нарциза Обрицкого (1937 г.) в Гдыне
- Вилла Тадеуша Коссака (1938 г.) в морском порту Гдыня. Сзади три больших окна-иллюминатора.
- Жилой комплекс Юлиуша Жоравского «Стеклянный дом» (1938-1941) в Варшаве с роскошными квартирами 177 м2 2 каждая и большая терраса на крыше
Россия [ править ]
В России и бывшем Советском Союзе функционализм был известен как конструктивистская архитектура и был доминирующим стилем для крупных строительных проектов в период с 1918 по 1932 год. Конкурс 1932 года на строительство Дворца Советов и победившая работа Бориса Иофана ознаменовали начало эклектического стиля. историзм сталинской архитектуры и конец доминирования конструктивизма в Советском Союзе.
- Здание Моссельпрома (Давид Коган, 1923–4).
- Дом Мельникова в Москве . Он находится на вершине списка ЮНЕСКО «Зданий, находящихся под угрозой исчезновения». Существует международная кампания по его спасению.
- Дом Наркомфина , доходный дом ( Моисей Гинзбург , 1930)
- Red Carnation Factory, St Petersburg ( Yakov Chernikhov )
Примеры [ править ]
Известные представления функционалистской архитектуры включают:
- Орхусский университет , Дания
- Школа профсоюзов ADGB , Германия
- Административное здание связей , Братислава , Словакия
- Коммерческое и жилое здание Луксор , Братислава, Словакия
- Вилла Тугендгат , Брно , Чехия
- Кафе Эра , Брно, Чехия
- Колония Новый дом , Брно, Чехия
- Выставочный дворец , Прага , Чехия
- Вилла Мюллер , Прага, Чехия
- город Злин , Чехия
- Мемориал Томаша Баты , Злин , Чехия
- Бут-хаус, Бридж-стрит, Сидней, Австралия
- Арена для корриды , Повуа-ди-Варзин , Португалия
- Стеклянный дворец , Хельсинки , Финляндия
- Отель Голливуд , Сидней, Австралия
- Маяк Кнаррарос , Стокксейри , Исландия.
- Отель Pärnu Beach , Эстония
- Пярнуское пляжное кафе , Эстония
- Сёдра Энгбю , Стокгольм , Швеция
- Вилла Станислава Брукальского , Варшава , Польша
- Модернистский центр Гдыни , Польша
- Вилла Савойя , Пуасси , Франция
Энгбю Сёдра Швеция ,
Жилой район Сёдра Энгбю на западе Стокгольма , Швеция , сочетает в себе функционалистский или международный стиль с идеалами города-сада . Охватывая более 500 зданий, он остается крупнейшим комплексным дачным комплексом в стиле функционализма в Швеции и, возможно, в мире, который до сих пор хорошо сохранился более чем через полвека после его постройки в 1933–40 годах и охраняется как национальное культурное наследие . [20]
Злин, Чехия [ править ]
Злин — город в Чехии, который был в 1930-е годы полностью реконструирован на принципах функционализма. В то время в городе располагалась штаб-квартира компании Bata Shoes , и Томаш Батя инициировал комплексную реконструкцию города, вдохновленную функционализмом и движением городов-садов .
Самобытная архитектура Злина основывалась на принципах, которые строго соблюдались на протяжении всего периода его межвоенного развития. Его центральной темой было заимствование всех архитектурных элементов из фабричных зданий. Необходимо было подчеркнуть центральное место промышленного производства в жизни всех жителей Злина. Следовательно, для строительства всех общественных (и большинства частных) зданий использовались одни и те же строительные материалы (красный кирпич, стекло, железобетон). Обычным структурным элементом злинской архитектуры является квадратный пролет размером 20x20 футов (6,15x6,15 м). Несмотря на несколько модификаций, этот высокий модернистский стиль приводит к высокой степени единообразия всех зданий. Он одновременно подчеркивает центральную и уникальную идею индустриального города-сада. Архитектурный и городской функционализм должен был служить потребностям современного города. Простота его зданий, которая также выражалась в его функциональной адаптируемости, должна была предписывать (и реагировать на) потребности повседневной жизни.
Городской план Злина был создан Франтишеком Лиди Гахура , студентом ателье Ле Корбюзье в Париже. Архитектурными достопримечательностями города являются, например, Вилла Томаша Бати, Больница Бати, Мемориал Томаса Бати , Большой кинотеатр или Небоскреб Бати .
Khrushchyovka [ edit ]
Khrushchyovka (Russian: хрущёвка , IPA: [xrʊˈɕːɵfkə] ) — неофициальное название типа недорогого с бетонными панелями трех-пятиэтажного жилого дома или кирпичом , который был построен в Советском Союзе в начале 1960-х годов, когда его тезка Никита Хрущев руководил советское правительство. Доходные дома также носили название «хрущобы» ( Хрущёв+трущоба , хрущёвки-трущобы).
Функционализм в ландшафтной архитектуре [ править ]
Развитие функционализма в ландшафтной архитектуре происходило параллельно с его развитием в строительной архитектуре. В жилом масштабе такие дизайнеры, как Кристофер Таннард , Джеймс Роуз и Гаррет Экбо, пропагандировали философию дизайна, основанную на создании пространств для жизни на открытом воздухе и интеграции дома и сада. [21] В более широком масштабе немецкий ландшафтный архитектор и планировщик Леберехт Мигге выступал за использование съедобных садов в проектах социального жилья как способ противодействия голоду и повышения самообеспеченности семей. В еще большем масштабе Международный конгресс современной архитектуры выступал за стратегии городского проектирования, основанные на человеческих пропорциях и поддерживающие четыре функции населенных пунктов: жилье, работу, игру и транспорт.
См. также [ править ]
Литература [ править ]
- Vers une Architecture и Villa Savoye: сравнение трактата и строительства - эссе, состоящее из нескольких частей, объясняющее основы теории Ле Корбюзье и сравнивающее их с его построенными работами.
- Бене, Адольф (1923). Современное функциональное здание. Майкл Робинсон, пер. Санта-Моника: Исследовательский институт Гетти, 1996.
- Сорок, Адриан (2000). «Функция». Слова и здания, Словарь современной архитектуры. Темза и Гудзон, с. 174-195.
- Михл, Ян (1995). Форма соответствует ЧЕМ? Модернистское понятие функции как карт-бланш 1995. Дополнительные статьи читайте на сайте www.beautytips.pk.
Ссылки [ править ]
- ^ «Адриан Йеккес: Гдыня – модернистский шедевр Польши» . 29 июня 2018 г.
- ^ AWNPugin, Истинные принципы остроконечной или христианской архитектуры: изложены в двух лекциях, прочитанных в церкви Святой Марии, Оскотт.
- ^ Форти, А. «Слова и здания: функция», стр. 174.
- ^ Бранко Митрович, Философия для архитекторов , Нью-Йорк: Chronicle Books, 2012. стр.153.
- ^ Рейл, Эван (15 июня 2012 г.). «Изучение чешского функционализма в Брно» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ «Открытие архитектуры Брно» . Путешествия + Отдых . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ «Адольф Лоос в Пльзене» . adolfloosplzen.cz . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ Уильям Миллер (2016): Северный модернизм: скандинавская архитектура 1890-2017 , The Crowood Press Ltd., ISBN 978 1 78500 237 3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роджер Конна (2006). Финляндия: современная архитектура в истории . Книги реакции.
- ^ Эндрю Холлингсворт, Danish Modern , 2008, Гиббс Смит, стр. 31.
- ^ Жанна Брюль (2014): « Funkishuset - путеводитель по сохранению », (на датском языке) Bygningskultur Danmark
- ^ Йохан Хаге: Funkishuset (на датском языке)
- ^ Нильс-Оле Лунд (2008): Северная архитектура , Arkitektens Forlag, ISBN 9788774072584
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ЮИТ: Функционализм – это финская вещь
- ^ Малькольм Куантрилл (2012). Финская архитектура и модернистская традиция . Тейлор и Фрэнсис.
- ^ Ле Корбюзье, жилой комплекс Марселя Жак Сбрильо, 2013 г.
- ^ Юзеф Пилатович ВЗГЛЯДЫ НА ЕЛЕНУ И СИМОНА СИРКУСАОБ АРХИТЕКТУРЕ 1925-1956 ГОДОВ Варшава 2009 г.
- ^ «Вилла Варвары и Станислава Брукальских, Варшава — Zabytek.pl» . zabytek.pl .
- ^ Архитектура Варшавы. 1918–1939 годы. Марта Лесняковска Варшава 2006 г.
- ^ Подробные ссылки указаны в статье о Сёдре Энгбю .
- ^ Роджерс, Элизабет Барлоу. Ландшафтный дизайн: культурная и архитектурная история . Нью-Йорк: Абрамс, 2001. стр. 23, 454–455.