Столпы огня и облака
Столп огненный ( иврит : עמוד אש , латинизированный : 'ammuḏ 'ēš ) и столп облачный (иврит: עמוד ענן , латинизированный: 'ammūḏ 'anān ) представляют собой двойную теофанию (проявление Бога), описанную в различных местах в первой книге. пять книг еврейской Библии . Говорят, что колонны вели израильтян через пустыню во время исхода из Египта . Облачный столп служил израильтянам видимым ориентиром днем, а огненный столп освещал им путь ночью.
Библейское повествование
[ редактировать ]Столпы облачные и огненные впервые упоминаются в Исходе 13 , вскоре после того, как Моисей выводит израильтян из египетского плена. В повествовании говорится, что столп облачный шел перед ними днем, чтобы указывать им путь, а столп огненный ночью, чтобы освещать их. [1]
Однако фараон Красного преследует израильтян с армией и догоняет их в их лагере на берегу моря . Облачный столп мешает армии приблизиться ночью; он располагается позади израильтян, освещая их лагерь, оставляя египетскую армию во тьме. [2] Затем Моисей разделяет Красное море , и израильтяне переходят высохшее русло реки. Египтяне следуют за ними, но Бог смотрит на них сверху из столпа огненного и облачного и приводит их войска в замешательство. [3]
Когда израильтяне достигают горы Синай , облако покрывает гору, и Моисей входит в нее, чтобы получить заповеди . Наблюдателям внизу облако кажется «пожирающим огнём» на вершине горы. [4] Позже, после того как скиния (или «шатер собрания») была построена, облачный столп спускается ко входу в шатер, где Бог разговаривает с Моисеем «лицом к лицу». [5]
С этого момента в повествовании говорится, что всякий раз, когда израильтяне разбивали лагерь, облако опускалось и закрывало скинию (ночью она выглядела как огонь). Когда оно снова поднимется, они отправятся в следующий этап путешествия, а облако будет идти впереди. Иногда облако долгое время оставалось над Скинией; иногда только с вечера до утра. Независимо от того, продлится ли оно «два дня, или месяц, или год», израильтяне не снимут лагерь, пока облако не поднимется и не двинется дальше. [6] [примечание 1]
В другом месте Библии есть упоминания об облачных столпах и огненных столбах в Книге Псалмов : [7] и Книга Неемии . [8] Эта тема развита в Книге Исайи ; в главе 4 пророк описывает свое видение святого города Сиона в постапокалиптическую эпоху и говорит, что город будет покрыт облаком дыма днем и огнём ночью. [9] Есть также упоминание об огне внутри облака в первой главе Книги Иезекииля : [10] и эта глава традиционно связана с историей откровения на Синае. [11]
Традиционные интерпретации
[ редактировать ]Христианские комментаторы обычно считали, что в повествовании описываются не два столпа (облачный и огненный), а один столб, меняющий свой вид днем и ночью. Карл Фридрих Кейль , например, писал: «[Мы] должны представить облако как покров огня, так что днем оно выглядело как темное облако в отличие от солнечного света, а ночью как огненное великолепие». [12] В качестве доказательства Кейл цитирует Исход 40:38, который, по его интерпретации, означает, что огонь был в облаке (перевод, которому следуют большинство современных переводов). [13] Он также указывает на Исход 14:20, где предполагается, что у облака была светлая и темная стороны, способные одновременно освещать израильский лагерь и распространять тьму на египтян. [12] Этот момент прямо изложен в древней еврейской версии текста « Таргум Псевдо-Ионатан» , которая гласит: «облако, половина которого была светом, а половина тьмой». [14]
С другой стороны, средневековый еврейский комментатор Нахманид считал, что столпов было два, и что в обсуждаемом отрывке облачный столп встал между огненным столпом и египетской армией, тем самым не позволяя свету огня достичь их. [15] Раши также считал, что столпов было два, написав, что «прежде чем установился один, поднялся другой». [16]
Другая интерпретационная традиция основана на идее о том, что ангел мог скрываться в облаке. Джеймс Кугель видит основу этой традиции в том, что в нескольких местах (например, в Исходе 23) [17] Библия предполагает, что израильтян вывел из Египта ангел, но реальные проявления этого ангела не описаны. Поэтому комментаторы, такие как Филон, обнаружили ангела внутри облака. Кугель также предполагает, что ранние комментаторы отождествляли ангела с олицетворением Мудрости , трон которой, как сказано в Сирахе 24, находится в облачном столпе, [18] и в Премудрости 10 — руководить израильтянами, будучи для них прибежищем днем и «звездным пламенем» ночью. [19] [20] Божественное присутствие внутри облака также было связано с Шхиной . [12]
Луиса Гинзберга записана В «Легендах евреев» традиция, согласно которой облако полностью окружало израильтян и «проливало солнечный свет днем и лунный свет ночью, чтобы Израиль… мог различать ночь и день». В нем также говорится, что внутри облака находились еврейские буквы Йод и Хе (первые две буквы имени ЯХВЕ ), которые непрерывно перемещались над станом и останавливались только в субботу . [21]
Другая еврейская легенда утверждает, что, двигаясь впереди израильтян, облако сглаживало холмы и поднимало долины, создавая ровную дорогу. [22]
Символическое значение
[ редактировать ]Некоторые авторы предполагают, что описание столпов огненных и облачных может быть неясной ссылкой на реальное сигнальное устройство, используемое израильтянами. [23] [24] Историческую параллель такой практике можно найти в Квинта Курция » «Истории Александра . Курций объясняет, как Александр готовил свой лагерь к маршу: [25]
Когда он хотел переместить свой лагерь, он обычно подавал сигнал трубой, звук которой часто не был достаточно хорошо слышен среди шума, производимого суетящимися солдатами; поэтому он поставил на вершине генеральской палатки шест, который был хорошо виден со всех сторон, и от него наблюдали высокий сигнал, видимый всем одинаково, огонь ночью, дым днем.
Арабские караваны также часто использовали жаровни в качестве направляющего сигнала. [23]
Среди авторов, анализирующих образы с литературной точки зрения, некоторые предполагают, что мотивы «огня и дыма» заимствованы из описания Откровения на Синае , в котором Бог спускается на гору «в огне», а дым поднимается вверх». как дым печи». [26] Мартин Нот утверждает, что эта история основана на древнем наблюдении за действующим вулканом и что столбы представляют собой эволюцию этих вулканических образов. [27] Джек Майлз согласен, что события на горе Синай напоминают извержение вулкана; он также предполагает, что последующий спуск облака в Скинию призван подчеркнуть личные отношения между Богом и израильтянами посредством «необычайного образа вулкана, внесенного в шатер». [28]
Фрэнк Кросс утверждает, что упоминания о громе и молнии в повествовании о Синайском полуострове указывают на грозовую тучу, а не на вулкан. Он утверждает, что эти образы берут свое начало в ханаанском мифе о Баале , который, вырванный из исходного контекста, был изменен и «историзирован», так что «грозовая туча… на которой ездит бог или на которой он едет, как колесница, стал облачным столбом». [29]
Кэри Уолш, с другой стороны, считает, что столбы являются не просто продолжением Синайского мифа, но представляют собой «новую форму теофании», в которой божественное присутствие принимает более тонкую и туманную форму, чем раньше, но в в то же время становится доступным всему собранию израильтян, которые раньше получали свои инструкции только через посредника. [30]
Уолтер Байерлин предполагает, что образы в первую очередь заимствованы из древнего ритуала сжигания благовоний , который, в свою очередь, был основан на идее о том, что Бог всегда должен быть скрыт в облаке дыма, потому что ни один смертный не может увидеть его и остаться в живых. [31]
Изображение было выбрано для фронтисписа Женевской Библии, опубликованной сэром Роулендом Хиллом взял его в 1560 году, а Бенджамин Франклин в качестве возможного вдохновения для первой Большой печати Соединенных Штатов Америки . [32]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Другие упоминания столпов облачных и огненных в Пятикнижии включают: Исход 16:10 ; Левит 16:2 ; Числа 11:25 , 12:5 , 12:10 , 14:14 , 16:42 ; Второзаконие 1:32–33 , 31:15
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исход 13: 21–22.
- ^ Исход 14: 19–20.
- ^ Исход 14:24
- ^ Исход 24: 15–18.
- ^ Исход 33: 9–11.
- ^ Исход 40:34–38 ; Числа 9:15–22 , 10:11–12 , 10:34
- ^ Псалмы 78:14 , 99:7 , 105:39.
- ^ Неемия 9:12 , 9:19.
- ^ Исаия 4: 5–6.
- ^ Иезекииль 1:4
- ^ Тейгельс 1996 , с. 595
- ^ Jump up to: а б с Кейл и Делич 1864 , с. 41
- ^ См., например, Исход 40:38 в NIV и NRSV.
- ^ Этеридж 1862 , с. 488
- ^ Рамбан в Исходе 14:19 , Сефария. Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Раши о Исходе 13:22 , Сефария. Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Исход 23: 20–21.
- ^ Сирах 24: 3–4
- ^ Мудрость 10:17
- ↑ Bullet 2009 , стр. 584–5.
- ^ Гинзберг 1909 г.
- ^ Унтерман 1997
- ^ Jump up to: а б Габриэль 2003 , стр. 75–6.
- ^ Пик 1920 , с. 180
- ^ Рольфе 1971 , с. 345
- ^ Исход 19:18
- ^ Нот 1962 , с. 109
- ^ Майлз 1995 , стр. 110–116, 126.
- ^ Кросс 1997 , стр. 147, 165–7.
- ^ Уолш, 2013 г.
- ^ Бейерлин 1965 , стр. 134, 156–7.
- ^ dseverance (15 октября 2019 г.). «Женевская Библия: первая учебная Библия на английском языке | Хьюстонский христианский университет» . hc.edu . Проверено 17 декабря 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бейерлин, Уолтер (1965). Истоки и история древнейших синайских традиций . Оксфорд: Блэквелл.
- Кросс, Фрэнк М. (1997). Ханаанский миф и еврейский эпос: Очерки истории религии Израиля . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674091764 .
- Этеридж, JW (1862). Таргумы Онкелоса и Ионафана бен Уззиэля из Пятикнижия . Лондон: Лонгман, Грин, Лонгман и Робертс.
- Габриэль, Ричард А. (2003). Военная история Древнего Израиля . Прегер. ISBN 9780275977986 .
- Гинзберг, Луи (1909). «Глава IV» . Легенды евреев, Том. 3 . Перевод Пола Радина. Интернет-архив священных текстов . Проверено 28 марта 2021 г.
- Кейл, Карл Ф.; Делич, Франц (1864). Библейский комментарий к Ветхому Завету, том II . Перевод Джеймса Мартина. Эдинбург: Т. и Т. Кларк.
- Кугель, Джеймс Л. (2009). Традиции Библии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674039766 .
- Майлз, Джек (1995). Бог: Биография . Саймон и Шустер. ISBN 9780679418337 .
- Нот, Мартин (1962). Исход: комментарий . Филидефия: Вестминстер Пресс.
- Пик, Артур С., изд. (1920). Комментарий Пика к Библии . Лондон: TC и EC Джек.
- Рольф, Джон К. (1971) [1946]. Квинт Курций «История Александра» . Классическая библиотека Леба. Издательство Гарвардского университета / Уильям Хайнеманн.
- Тейгельс, Лив (1996). «Видел ли Моисей колесницу?» . В Вервенне, Марк (ред.). Исследования Книги Исход . Издательство Левенского университета. ISBN 9789061867555 .
- Унтерман, Алан (1997). «Столп Облачный и Огненный». Словарь еврейских преданий и легенд . Темза и Гудзон. ISBN 9780500279847 .
- Уолш, Кэри (10 июля 2013 г.). «Куда ушел Бог? Теофанический сдвиг в Исходе». Бюллетень библейского богословия . 43 (3): 115–123. дои : 10.1177/0146107913493560 . S2CID 171039413 .