Маркет-Стрит Железная дорога (транзитный оператор)
Обзор | |
---|---|
Местный | Сан-Франциско , Калифорния |
Даты работы | 1857 | –1944
Преемник | Муниципальная железная дорога Сан-Франциско |
Технический | |
Длина | 284 мили (457 км) (в 1929 г.) [ 1 ] |
Железнодорожная компания Маркет -стрит была коммерческим оператором трамвая и автобуса в Сан-Франциско . Компания была названа в честь знаменитой Рыночной улицы этого города, которая составляла ядро ее транспортной сети. На протяжении многих лет компания была также известна как Market Street Railroad Company , Market Street Cable Railway Company и United Railroads of San Francisco . , находившейся в собственности города Когда-то крупнейший транзитный оператор в городе, компания закрылась в 1944 году, а ее активы и услуги были приобретены муниципальной железной дорогой Сан-Франциско . Многие из прежних маршрутов продолжают существовать и в 2020-е годы, но обслуживаются автобусами.
Компанию не следует путать с нынешней железной дорогой на Маркет-стрит , которая названа в честь своей предшественницы, но на самом деле является юридически не связанной некоммерческой группой поддержки традиционных трамвайных линий Сан-Франциско.
История
[ редактировать ]Лошадь и пар
[ редактировать ]Право на строительство железной дороги на Маркет-стрит было предоставлено в 1857 году Томасу Хейсу . Эта линия была первой линией конки , открывшейся в Сан-Франциско, открытой 4 июля 1860 года под названием Market Street Railroad Company. [ 2 ] Несколько лет спустя линия была переведена на паровую энергию с использованием паровозов -макетов, тянущих за собой прицепной вагон. [ 3 ] Четыре портлендских локомотива-цистерны были построены на заводе Albion Foundry в Сан-Франциско. Локомотивы №1 и №4 имели длину 24 фута (7,3 м) с двигателем, багажным и пассажирским отсеками, приводившимися в движение только передним колесом 0-2-2 T. Локомотивы №2 и №3 имели длину 18 футов (5,5 м) 0- 4-0 Ц с багажным отделением. Оба типа тянули 40-футовые (12 м) двухместные прицепы на 64 пассажира. Компания Baldwin Locomotive Works построила два паровых манекена 0-4-0T (C/N 5004 и 5009) в 1880 году для работы на участке железной дороги стандартной колеи от улицы Валенсия до улицы Кастро до 1888 года. [ 4 ]
В 1895 году компания разместила в газете The San Francisco Examiner рекламное объявление , предлагающее конные повозки за 20 долларов (10 долларов без мест). [ 5 ] Многие из них стали основой импровизированного сообщества, построенного из трамваев, под названием Карвилл-бай-зе-Си . [ 6 ]
Кабель
[ редактировать ]После открытия в 1873 году канатной дороги Клей-Стрит-Хилл , возникла необходимость перевести городские конные линии на новую форму тяги. В 1882 году Леланд Стэнфорд и его коллеги купили компанию Market Street Railroad и переоборудовали ее линии на кабельные перевозки. При этом название компании было изменено на Market Street Cable Railway Company (MSCRy). Эта компания должна была вырасти и стать крупнейшим оператором канатной дороги Сан-Франциско. На пике своего развития у него было пять линий, каждая из которых сходилась на Маркет-стрит к общей конечной остановке у Ферри-билдинг ; в часы пик канатная дорога покидала эту конечную станцию каждые 15 секунд. [ 2 ] К главной линии, которая начала работу от паромного здания до рынка до Валенсии и Двадцать девятой улицы в августе 1883 года, присоединились четыре линии, которые ответвились от рынка к концу 1888 года: Макаллистер, Хейс, Хейт и Кастро. [ 7 ]
Электрические и Объединенные железные дороги
[ редактировать ]Однако транспортные технологии все еще развивались, и новый электрический трамвай быстро оказался дешевле в строительстве и эксплуатации, чем канатная дорога, и способен преодолевать любые подъемы, кроме самых крутых холмов Сан-Франциско. В 1893 году Стэнфорд умер, и компания перешла во владение Южно-Тихоокеанской железной дороги . Компания снова была переименована в Market Street Railway Company и начала процесс перевода своих линий на электрическую тягу. В 1895 году компания MSRy открыла линию Fillmore Counterbalance , которая была самой крутой железнодорожной линией на сегодняшний день и работала как гибрид фуникулера с противовесом и электрической тяги.
В 1902 году компания Southern Pacific Railroad продала свои железные дороги Сан-Франциско синдикату восточных инвесторов во главе с Патриком Кэлхауном , который объединился с другими линиями Сан-Франциско в новую компанию под названием United Railroads of San Francisco (URR). [ 8 ]
Переходу на электричество сопротивлялись такие оппоненты, как Рудольф Спрекельс и другие владельцы недвижимости, которые возражали против того, что они считали уродливыми воздушными линиями на главных магистралях центра города. В 5:12 утра 18 апреля 1906 года эти возражения были отброшены, когда произошло сильное землетрясение в Сан-Франциско . Гонка за восстановление города позволила компании заменить все линии канатной дороги, кроме самых крутых, линиями электрического трамвая. [ 2 ]
14 мая 1906 года инспекторы дали United Railroads разрешение на прокладку воздушных троллейбусных проводов на Маркет-стрит. На следующий день Examiner обвинил United Railroads в использовании катастрофы для продвижения своей франшизы воздушных троллейбусов. Компания United Railroads приступила к установке воздушной электропередачи на всех своих линиях. [ 9 ] Процессы о взяточничестве в Сан-Франциско представляли собой серию попыток с 1905 по 1908 год привлечь к ответственности обоих правительственных чиновников, обвиненных в получении взяток. В их число входили члены Наблюдательного совета Сан-Франциско , мэр Сан-Франциско Юджин Шмитц , адвокаты Эйб Рюф и Тайри Л. Форд , а также владельцы бизнеса, которые давали взятки. [ 8 ]
Консолидация и упадок
[ редактировать ]За прошедшие годы были поглощены многие независимые линии, в том числе железная дорога Клэй-Стрит-Хилл , электрическая железная дорога Сан-Франциско и Сан-Матео , железная дорога Пресидио и Феррис , а также железная дорога Феррис и Клифф-Хаус . По иронии судьбы землетрясение, которое принесло компании столько пользы, также посеяло семена ее упадка, поскольку независимая железная дорога Гири-стрит, Парк и Оушен была приобретена городом и в 1912 году стала началом Муниципальной железной дороги Сан-Франциско (Муни). 3 июня 1914 года конки были окончательно выведены с улиц города. [ 10 ] К 1918 году, благодаря строительству нескольких туннелей под городскими холмами, Муни стал прямым конкурентом URR на всем протяжении Маркет-стрит. Каждый из двух операторов управлял собственной парой железнодорожных путей на этой магистрали, которая стала известна как «рев четырех». Два пути железной дороги на Маркет-стрит находились внутри, а два пути муниципальной железной дороги Сан-Франциско - снаружи. [ 2 ]
Конкуренция, трудовые проблемы и серьезная авария в 1918 году привели к реорганизации URR, которая снова стала называться Железнодорожной компанией Маркет-стрит. По всему городу продолжали работать электрические трамваи, линии канатной дороги Пауэлл-стрит и растущий парк автобусов. Но отношения с городом, который контролировал их франшизы, были не очень хорошими, и 16 мая 1944 года, после шестикратного отклонения этого предложения ранее, избиратели решили купить действующую собственность железной дороги на Маркет-стрит за 7,5 миллионов долларов (130 миллионов долларов в 2023 году с учетом поправок на 2023 год). на инфляцию), и компания продала все свои активы и операции Муни. [ 2 ]
Выжившие автомобили
[ редактировать ]Это единственные сохранившиеся автомобили из парка железной дороги Маркет-стрит: [ 11 ]
Легковые автомобили
[ редактировать ]- Автомобиль 578 был построен в 1896 году компанией Hammond Car Company и представляет собой одногрузовой (четырехколесный) калифорнийский автомобиль с открытыми торцевыми секциями и закрытым средним отсеком. Прослужив много лет в качестве рабочей машины, Муни в конечном итоге восстановил ее первоначальный вид, и до сих пор используется для особых мероприятий и чартеров. [ 12 ]
- Автомобиль 798 был построен в собственных цехах компании в 1924 году. После Второй мировой войны этот автомобиль был продан на металлолом . Используемый в качестве жилого дома и ювелирного магазина в калифорнийском городе Колумбия , он был выкуплен в 1984 году и в настоящее время находится на реставрации для периодического использования на линии F Market . [ 13 ]
- Вагон 755 был построен в 1895 году компанией Hammond Car Company и похож на вагон 578. Он был продан компании Presidio & Ferries Railroad в 1906 году. В 1913 году Muni приобрела Presidio & Ferries по истечении срока ее операционной франшизы и автомобиля. продолжал обслуживать пассажиров Muni до 1922 года. В то время он был переоборудован в рабочий автомобиль. Он был выведен из эксплуатации в 1946 году. В 1947 году он был приобретен частными владельцами и хранился в Пескадеро. В 1965 году он был перенесен в Музей Западной железной дороги, где ожидает реставрации. [ 14 ]
- Вагон 974 был построен в собственных цехах компании и приобретен Ассоциацией электрических железных дорог Bay Area. К сожалению, он сгорел во время хранения в Стоктоне до создания Музея Западной железной дороги .
- Салонный вагон «Сан-Франциско» был построен в 1901 году компанией St. Louis Car под названием San Francisco & San Mateo 61. Он был перестроен Объединенными железными дорогами Сан-Франциско как салонный вагон, доступный для аренды, под названием «Сан-Франциско». В 1920-х годах чартерный бизнес класса люкс стал убыточным из-за конкуренции между туристическими автобусами и автомобилями, и автомобиль был переоборудован в школьный автомобиль для бесплатной перевозки студентов в любую точку системы. Это закончилось из-за Второй мировой войны, и в 1944 году автомобиль использовался для минимальных чартерных перевозок на муниципальной железной дороге Сан-Франциско. В 1951 году он был продан на металлолом и стал ларьком для хот-догов в Лунной долине. В конечном итоге он был востребован Морским музеем Сан-Франциско как неудавшийся музей и передан в дар Музею Западной железной дороги в 1980 году. [ 15 ]
Оборудование для технического обслуживания
[ редактировать ]- Вагон 0109 был построен в 1891 году компанией «О'Брайан и сыновья» в 1890 году как пассажирский трамвай с комбинированной открытой и закрытой конфигурацией, аналогичный канатной дороге на Пауэлл-стрит для столичной железной дороги. В 1894 году Metropolitan Railway была приобретена железной дорогой Market Street. В 1900 году автомобиль был переоборудован в моторизованный самосвал компанией WL Holman Car Company для железной дороги Маркет-стрит. Позже в 1912 году он был перестроен в рельсошлифовальный станок. В 1944 году он стал собственностью Муниципальной железной дороги Сан-Франциско и служил ей шлифовальным станком, пока в 1970-х годах его не передали во временную аренду Музею Западной железной дороги. Официально он был приобретен Музеем Западной железной дороги в 2019 году. [ 16 ]
- Вагон 0130 был построен как электрический кран в магазинах United Railroad Сан-Франциско в 1904 году. Он стал называться Market Street Railway 0130 в 1921 году и муниципальной железной дорогой Сан-Франциско 0130 в 1944 году. В 1973 году он был приобретен Западным железнодорожным музеем . [ 17 ]
- Вагон 0304 был построен Хаммондом как двухгрузовой калифорнийский вагон для обслуживания пассажиров на электрической железной дороге Сан-Франциско и Сан-Матео в 1900 году. В 1902 году он стал номером 673 United Railroads of San Francisco и в 1907 году был переоборудован в разрушитель 0673. Он был перестроен. в вагон обслуживания воздушных линий 0304 United Railroads of San Francisco в 1910 году. В 1921 году он стал железной дорогой Market Street Railway 0304 и муниципальной железной дорогой Сан-Франциско 0304 в 1944 году. Он до сих пор находится в собственности Муни. [ 18 ] [ 19 ]
Маршруты
[ редактировать ]К 1949 году последний трамвайный маршрут компании был прекращен или преобразован в автобусный или троллейбусный . Две бывшие канатные линии были интегрированы в нынешнюю систему канатной дороги Сан-Франциско . Компания обслуживала следующие маршруты:
хх | Линия приобретена Муни в 1944 году. |
Нет. [ 20 ] [ 21 ] | Имя [ 20 ] [ 21 ] | Тип службы (1943 г.) [ 21 ] | Примечания |
---|---|---|---|
1 | Саттер и Калифорния | Трамвай | Трамвайное движение прекратилось в 1949 году при Муни; продолжала действовать как 1 Калифорния при Муни до 1982 года, когда объединилась с бывшим 55 Сакраменто и образовала новую 1 Калифорнию. |
2 | Саттер и Клемент | Трамвай | Трамвайное движение прекратилось в 1949 году при Муни. |
3 | Саттер и Джексон | Трамвай | Трамвайное движение прекратилось в 1949 году при Муни; стал 3 Джексона троллейбус |
4 | Саттер и Сакраменто | Трамвай , автобус | Трамвайное движение прекратилось в 1948 году при Муни. |
5 | Макалистер | Трамвай | Трамвайное движение прекратилось в 1948 году при Муни; стал №5 Фултон троллейбус |
6 | Хайт и масонство | Трамвай | Трамвайное движение прекратилось в 1948 году при Муни; стал №6 Хайт/Парнас троллейбус |
7 | Хайт и океан | Трамвай | Трамвайное движение прекратилось в 1948 году при Муни; Троллейбусное движение закончилось в 2009 году. |
8 | Рынок и Кастро | Трамвай | Трамвайное движение прекратилось в 1949 году при Муни с заменой троллейбусного движения. Маршрут был восстановлен как F Market исторический трамвай в 1995 году. |
9 | Валенсия-стрит | Трамвай | Трамвайное движение прекратилось в 1949 году при Муни без замены. [ 22 ] |
10 | Саннисайд | Автобус-автобус | Трамвайное движение закончилось в 1942 году. |
11 | Миссия и 24-я улица | Трамвай | Трамвайное движение прекратилось в 1949 году при Муни. |
12 | Инглсайд и Океан | Автобус-автобус | Трамвайное движение прекратилось в 1945 году при Муни. |
14 | Миссион-стрит | Трамвай | Трамвайное движение прекратилось в 1949 году при Муни; стал 14 Миссии троллейбус |
15 | Кирни и Норт-Бич | Автобус-автобус | Трамвайное движение закончилось в 1941 году. |
16 | 3-й и Кирни | Трамвайное движение закончилось в 1941 году. | |
17 | Хейт и Инглсайд | Трамвай | |
18 | Дейли-Сити и кладбища | Регулярное трамвайное движение прекратилось в 1935 году; Автомобиль с годовой франшизой эксплуатировался в 1936 и 1937 годах. [ 23 ] | |
19 | Девятый, Полк и Ларкин | Трамвай , автобус | Трамвайное движение прекратилось в 1945 году при Муни; стал Полк 19 автобус |
20 | Эллис и О'Фаррел | Трамвай | |
21 | Хейс-стрит | Трамвай | Трамвайное движение прекратилось в 1948 году при Муни; стал троллейбус 21 Хайс |
22 | Филлмор-стрит | Трамвай | Трамвайное движение прекратилось в 1948 году при Муни; стал 22 Fillmore троллейбус |
23 | Филлмор и Валеника | Автобус-автобус | |
24 | Миссия и Ричмонд | Автобус-автобус | Трамвайное движение закончилось в 1935 году; стал 24 Divisadero троллейбусом |
25 | Сан-Бруно Авеню | Трамвай , автобус | |
26 | Герреро-стрит | Трамвай , автобус | |
27 | Брайант-стрит | Автобус-автобус | Стало 27 Брайанту |
28 | Харрисон Стрит | Автобус-автобус | Трамвайное движение закончилось в 1940 году. |
29 | Кирни и Бродвей | Трамвайное движение закончилось в 1941 году. | |
30 | Армейская улица | Расширение Арми-стрит, построенное в 1918 году для обеспечения доступа к Union Iron Works. [ 24 ] Трамвайное движение прекратилось в 1940 году. | |
31 | Бальбоа-стрит | Трамвай | Трамвайное движение прекратилось в 1949 году при Муни; стал троллейбус 31 Бальбоа |
32 | Хейс и Оук | Трамвайное движение закончилось в 1932 году. | |
33 | Восьмой и Парк | Троллейбус | В 1935 году переоборудован в троллейбус. Стал домом 33 Эшбери/18-я улица. |
34 | 6-й и Сансом | Трамвайное движение закончилось в 1936 году. | |
35 | Говард-стрит | В 1939 году город отозвал разрешение на деятельность компании на Ховард-стрит. [ 25 ] | |
35 | 24-я улица | Автобус-автобус | |
36 | Фолсом-стрит | Трамвай , автобус | |
40 | Сан-Матео Междугородный | Трамвай | Бывший электрической железной дороги Сан-Франциско и Сан-Матео маршрут . |
41 | Второй и рынок | ||
42 | Первый и Пятый | Трамвайное движение закончилось в 1941 году. | |
43 | Бродвей и SP Depot | Трамвайное движение закончилось в 1941 году. | |
50 | Женевский проспект | Автобус-автобус | |
51 | Сильвер Авеню | Автобус-автобус | |
52 | Эксельсиор | Автобус-автобус | |
53 | Саутерн Хайтс | Автобус-автобус | |
55 | Сакраменто-стрит | Автобус-автобус | Заменил Сакраменто Кейбл в 1942 году. [ 26 ] Продолжал работать под названием Muni 55 Sacramento до 1982 года. |
Босворт-стрит | Трамвайное движение закончилось в 1928 году. | ||
Парксайд | |||
Пост и Ливенворт | Трамвайное движение закончилось в 1934 году. | ||
Долина посещений | Трамвайное движение закончилось в 1937 году. | ||
Пасифик-авеню Кейбл | Кабельное сообщение закончилось в 1929 году. | ||
Кастро-стрит Кейбл | Кабельное сообщение закончилось в 1941 году, маршрут интегрирован в 24 Mission и Richmond. | ||
Сакраменто Клей Кейбл | Кабельное сообщение закончилось в 1942 году, преобразовано в автобус № 55 Сакраменто. [ 26 ] | ||
59 | Пауэлл Мейсон Кейбл | Канатная дорога | Интегрирован в систему канатной дороги Сан-Франциско. |
60 | Вашингтон Джексон Кейбл | Канатная дорога | |
Противовес Филлмора | Часть 22 маршрута Филлмор, закрыта в 1941 г. | ||
Южный Сан-Франциско |
См. также
[ редактировать ]- Система канатной дороги Сан-Франциско
- Железнодорожный музей Сан-Франциско
- Муниципальная железная дорога Сан-Франциско
- Железная дорога Маркет-стрит (некоммерческая организация)
- Парк муниципальной железной дороги Сан-Франциско
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О'Шонесси, Майкл (май 1929 г.). Отчет о потребностях уличного железнодорожного транспорта Сан-Франциско с особым учетом унификации существующих объектов (Отчет). Департамент общественных работ города и округа Сан-Франциско . Проверено 30 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Железная дорога Маркет-стрит (некоммерческая организация) (2004 г.). Краткая история Рыночной ул. Железнодорожной . Проверено 23 сентября 2005 г. Раздел «Железнодорожная компания Маркет-стрит, 1860-1882 гг.». Архивировано 21 сентября 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Нолте, Карл (04 июля 2010 г.). «150-летие первой Торговой улицы» . Хроника Сан-Франциско . Хроники Сан-Франциско . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Борден, Стэнли Т. (1971). «Паровые манекены из Сан-Франциско». Западный железнодорожник . 34 (376). Фрэнсис А. Гвидо: 3 и 5.
- ^ «В конце своего путешествия» . Ревизор Сан-Франциско . 22 сентября 1895 г. с. 19 – через Newspapers.com.
- ^ Коуэн, Натали Джараус (1978). «Карвилл, океанская богема Сан-Франциско». История Калифорнии . 57 (4): 308–319. дои : 10.2307/25157867 . JSTOR 25157867 .
- ^ Колвелл, Роберт; Райс, Уолтер (март 2005 г.). О кабелях и захватах: Канатные дороги Сан-Франциско (2-е изд.). Друзья музея канатной дороги. ISBN 978-0-9726162-2-5 .
- ^ Jump up to: а б Бин, Уолтон (1974). «Канатные вагоны и троллейбусы» . Сан-Франциско босса Рюфа: история Лейбористской партии Союза, большого бизнеса и преследования за коррупцию . Беркли: Издательство Калифорнийского университета; переиздано Greenwood Press, 1981. стр. 108 . ISBN 9780520000940 .
- ^ Хичборн, Франк (1915). Система . Сан-Франциско: Компания Джеймса Х. Барри . Проверено 6 июня 2013 г.
- ^ «ПОСЛЕДНИЕ МАШИНЫ HORSE УПРАВЛЯЮТ РОЛФОМ КАЛХУНОМ» . Ревизор Сан-Франциско. 4 июня 1913 года . Проверено 12 июня 2016 г.
- ^ «Список сохранившихся североамериканских электровагонов: ранее принадлежавших железной дороге Маркет-стрит» . Бранфордская ассоциация электрических железных дорог . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ «№ 578: Железнодорожная компания Маркет-стрит» . Маркет-стрит, железная дорога.
- ^ «№ 798: Железнодорожная компания Маркет-стрит» . Маркет-стрит, железная дорога.
- ^ «Президио и Феррис 28» . Западный железнодорожный музей . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ «Железная дорога Маркет-стрит 'Сан-Франциско' » . Западный железнодорожный музей . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ «Муниципальная железная дорога Сан-Франциско 0109» . Западный железнодорожный музей . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ «Муниципальная железная дорога Сан-Франциско 0130» . Западный железнодорожный музей . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Райс, Уолтер; Эчеверрия, Эмилиано. «Пионерская электрическая железная дорога Сан-Франциско: Железнодорожная компания Сан-Франциско и Сан-Матео» . Музей города Сан-Франциско . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ «Реестр сохранившихся североамериканских электровагонов: Муниципальная железная дорога Сан-Франциско № 0304» . Бранфордская ассоциация электрических железных дорог . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Вильбаум и др. 2005 , с. 4
- ^ Jump up to: а б с Протоколы и сводки Верховного суда США . Вашингтон, округ Колумбия: Джадд и Детвейлер. Октябрь 1944 г., стр. 179–180.
- ^ Лафлин, Аддисон Х. младший (июнь 1953 г.). «ХРОНОЛОГИЯ ИЗМЕНЕНИЙ УЛИЧНЫХ МАРШРУТОВ САН-ФРАНЦИСКО С 1944 ГОДА» . Временные точки (Специальное справочное приложение № 7). Том. 6, нет. 6 - через Историческую ассоциацию электрических железных дорог Южной Калифорнии.
- ^ Вильбаум и др. 2005 , с. 79
- ^ Вильбаум и др. 2005 , с. 100
- ^ Вильбаум и др. 2005 , с. 115
- ^ Jump up to: а б Перлз и МакКейн 1982 , с. 236
Библиография
[ редактировать ]- Вилбаум, Уолт; Хоффман, Филип; Ют, Грант; Таунли, Роберт (2005). Железная дорога на Маркет-стрит в Сан-Франциско . Издательство Аркадия . п. 4. ISBN 9780738529677 .
- Перлз, Энтони; Маккейн, Джон (1982). Внутри Муни: свойства и деятельность муниципальной железной дороги Сан-Франциско . Междугородная пресса . ISBN 0-916374-49-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Смоллвуд, Чарльз А. (1978). Машины Белого фронта Сан-Франциско (междугородний выпуск № 44). Глендейл, Калифорния: Interurban Press . ISBN 978-0-916374-32-7 - полная история компании Market Street Railway с многочисленными фотографиями, иллюстрациями и картами.
- 1857 заведений в Калифорнии
- Закрытие 1944 года в Калифорнии
- Канатные дороги в США
- Компании, базирующиеся в Сан-Франциско
- Несуществующие железные дороги Калифорнии
- Несуществующие компании, базирующиеся в районе залива Сан-Франциско.
- Несуществующие операторы общественного транспорта в США
- История Сан-Франциско
- Междугородные железные дороги в Калифорнии
- Маркет-стрит (Сан-Франциско)
- Общественный транспорт в Сан-Франциско
- Муниципальная железная дорога Сан-Франциско
- К югу от рынка, Сан-Франциско
- Трамваи в Калифорнии
- Трамвайные, городские железнодорожные и троллейбусные компании