Троллейбусы в Сан-Франциско
San Francisco троллейбусная система | |
---|---|
Троллейбус XT60 на маршруте 5-Фултон в декабре 2017 года. | |
Операция | |
Местный | Сан-Франциско , Калифорния , США |
Открыть | 6 октября 1935 г. |
Маршруты | 15 |
Оператор(ы) | Железная дорога на Маркет-стрит (1935–1944) Муниципальная железная дорога Сан-Франциско (1941 – настоящее время) |
Инфраструктура | |
Электрификация | воздушные линии Параллельные постоянного тока 600 В |
Депо(а) | Паддок Президио |
Запас | 278 автомобилей (по состоянию на 2023 год, не считая исторических автомобилей) |
Статистика | |
Годовой пассажиропоток | 42,240,000 (2023) [1] |
Веб-сайт | https://sfmta.com sfmta.com |
система Сан-Франциско Троллейбусная является частью сети общественного транспорта , обслуживающей Франциско , штат Калифорния Сан - , США . Открыт 6 октября 1935 года. [2] в настоящее время он состоит из 15 линий и обслуживается Муниципальной железной дорогой Сан-Франциско , широко известной как Муни (или Муни), с около 300 троллейбусами. В Сан-Франциско эти транспортные средства также известны как «троллейбусы» - термин, который был наиболее распространенным названием троллейбусов в Соединенных Штатах в средние десятилетия 20-го века. В 2023 году количество пассажиров в системе составило 42 240 000 человек, или около 204 700 человек в будние дни по состоянию на первый квартал 2024 года.
Троллейбусная система Muni дополняет принадлежащие городу автобусные маршруты Muni , систему метро Muni и систему канатных дорог , а также железнодорожные региональные системы Caltrain и Bay Area Rapid Transit . Кроме того, часть воздушных проводов он разделяет с трамвайной линией F Market & Wharves .
Одна из четырех таких систем, действующих в настоящее время в США , троллейбусная система Муни является второй по величине такой системой в Западном полушарии . [ нужна ссылка ] после Мехико . Система включает в себя самый крутой известный уклон на любой существующей троллейбусной линии в мире. [3] [4] [5] [6] (22,8% в квартале улицы Ноэ между улицей Сезара Чавеса и 26-й улицей на маршруте 24-Дивисадеро ), [3] [5] [7] и несколько других участков троллейбусных маршрутов Муни являются одними из самых крутых в мире. [8]
История [ править ]

Сан-Франциско, долгое время являвшийся центром развития трамвая , уже располагал значительной частью воздушной проводной инфраструктуры, необходимой для развертывания троллейбусного движения на существующих городских улицах. Городское постановление, требующее, чтобы трамваи использовали двух операторов, также способствовало развитию троллейбусов. [9] : 40 В апреле 1934 года полковник Джно Х. Скеггс из Департамента автомобильных дорог штата призвал переоборудовать трамвай № 33 линии в «безрельсовый троллейбус». [10] поскольку некоторые пути придется занять для строительства моста через залив . К началу августа того же года компания Market Street Railway Company (MSRy), преемница URR, подала заявку в Государственную железнодорожную комиссию на эксплуатацию первой безрельсовой троллейбусной системы в Калифорнии; [11] разрешение было получено к 30 августа, [12] а первое троллейбусное движение началось 6 октября 1935 года с использованием 9 вагонов производства «Брилл». [9] : 39, 44 Линия № 33 была первоначально создана в 1892 году железнодорожной компанией Сан-Франциско и Сан-Матео как маршрут ответвления 18-й улицы и Парка или 18-й улицы. Первоначально этот маршрут пролегал по 18-й улице от Герреро до Дугласа, а затем к маю 1894 года был продлен до Фредерика и Эшбери, включая крутой поворот на нижних склонах Твин Пикс в Маркете и Клейтоне. [13] На момент переоборудования трамвай № 33 курсировал между Третьим и Харрисоном ( центр города ) и Уоллером и Станьяном ( парк Золотые Ворота ), [11] поездка туда и обратно длиной 10,2 мили (16,4 км). [9] : 44 Нынешний троллейбусный маршрут 33-Эшбери до сих пор частично курсирует по этому маршруту. [14] После поездки на безрельсовом троллейбусе редактор газеты San Bernardino Sun опубликовал слух, что все трамвайное сообщение со временем будет заменено троллейбусами. [15]

7 сентября 1941 года компания Muni представила свою первую троллейбусную линию, конкурирующую с MSRy, линию R-Howard , на которой использовались автомобили, произведенные компанией St. Louis Car Company. [9] : 42 R-Howard был построен на первоначальном маршруте малоиспользуемой трамвайной линии № 35; Право MSRy на эксплуатацию № 35 истекло в конце 1930-х годов. [16] Линия R-Howard была введена специально для того, чтобы Muni мог снизить цены MSRy на параллельных маршрутах на Мишн-стрит . [9] : 42 Линия 35-Howard первоначально проходила от Ferry Building вдоль Ховарда , Южного Ван-Несса и 24-й улицы до пересечения этой улицы с Род-Айлендом. [17] Маршрут R-Howard следовал по аналогичному пути от Howard & Beale вдоль Howard и South Van Ness до South Van Ness & Army (теперь называемого Сезар Чавес). Хотя воздушные провода все еще присутствуют вдоль Ховарда, они не используются в коммерческих целях. [16] Современный троллейбусный маршрут 14-го маршрута проходит по Миссии, [18] параллельно первоначальному маршруту Р-Ховарда на Ховарде. К 1944 году MSRy столкнулась с финансовыми трудностями. Таким образом, в 5 часов утра 29 сентября 1944 года «Муни» приобрела своего коммерческого конкурента. Помимо маршрутов и оборудования, Muni переняла более дорогой тариф своего конкурента в семь центов (1,45 доллара с учетом инфляции). [2] В то время на линии R-Howard использовалось 9 троллейбусов на маршруте длиной 6,8 миль (10,9 км) (туда и обратно). [9] : 44

Прокуратура города постановила, что использование троллейбусов вместо трамваев не является отказом от движения; это мнение в конечном итоге было отменено в 1959 году, [9] : 46 но не раньше, чем Муни последовал национальным тенденциям и заменил большую часть трамвайных линий троллейбусами в 1940-х и 1950-х годах. Линия E-Union была первой, замененной троллейбусной линией, которая объединила маршрут с R-Howard как E-Union-Howard. Троллейбусное движение по новой линии Е началось 9 июня 1947 года; он был переименован в 1949 году и сохранился как 41-й Союз. [9] : 45 В 1948 году 8-Маркет был переоборудован под троллейбусное движение. [9] : 46 Развертывание новых «безрельсовых троллейбусов» было значительно расширено 3 июля 1949 года, когда Муни развернул троллейбусное сообщение взамен пяти бывших линий MSRy. [9] : 46 включая линии трамвая 21-Hayes и 5-McAllister. [19] Всего четырнадцать трамвайных линий . к 1951 году на троллейбусное движение было преобразовано [2] После закрытия линии Б-Гири 29 декабря 1956 г. [9] : 48 только пять линий с выделенной полосой отвода (включая те, которые проходят через туннели Твин Пикс и Сансет ) продолжали оставаться линиями железнодорожного трамвая. На этих пяти линиях -х годов курсировали трамваи PCC до 1970 Muni Metro 1940-х годов, а затем были преобразованы в систему легкорельсового транспорта Boeing-Vertol с использованием SLRV . [9] : 48–49, 56
В 1968 году город был на грани ликвидации троллейбусного парка и перевода автобусной сети на дизельное топливо. В ответ Комиссия по коммунальным предприятиям Сан-Франциско решила «оптимизировать использование городских электроустановок и электрического транзитного оборудования, тем самым сделав упор на электрический транспорт» для борьбы с загрязнением воздуха и шумовым загрязнением. [20]
В 2019 году Калифорнийский совет по воздушным ресурсам установил мандат, известный как « Правило инновационного чистого транзита» , которое потребует от всех операторов общественного транспорта в штате использовать автобусы с нулевым уровнем выбросов для устранения выбросов парниковых газов и борьбы с изменением климата . Анализ показал, что обслуживание и расширение троллейбусной сети в Сан-Франциско может быть для Муни самым быстрым и дешевым способом выполнить требования и декарбонизировать свой парк. [21]
Оценка [ править ]
В то время как многие муниципалитеты в середине 20-го века переоборудовали свои троллейбусные системы на дизельные автобусы, в Сан-Франциско сохранились троллейбусы из-за их способности преодолевать особенно крутые подъемы города , а также потому, что электричество можно было получить по чрезвычайно низкой цене от принадлежащей городу станции O'. Плотина Шонесси . [9] : 46 [22] Муни заявил, что замена некоторых линий регулярными автобусами невозможна. [23] Система включает в себя самый крутой известный уклон на любой существующей троллейбусной линии в мире. [3] [4] [5] [6] в частности, 22,8% в квартале улицы Ноэ между улицей Сезара Чавеса и 26-й улицей на шоссе 24-Дивисадеро, [3] [5] [7] и несколько других участков троллейбусных маршрутов Муни являются одними из самых крутых в мире. [8]

16 декабря 1981 года линия 55-Сакраменто была преобразована из дизельных автобусов в троллейбусную специально для подъема на запад по Сакраменто-стрит вверх по Ноб-Хилл . [2] и всего шесть недель спустя, 27 января 1982 года, маршрут 1-Калифорния был пересмотрен, включив в него новые электрифицированные участки маршрута 55, последний из которых затем был прекращен. До дизелизации линия на Сакраменто эксплуатировалась с использованием канатных дорог. В то время Муни также столкнулся с острой нехваткой доступных дизельных автобусов из-за возраста и отложенного технического обслуживания, что привело к преобразованию дизельного автобусного маршрута 45-Гринвич в троллейбус 45-Юнион-Ван-Несс в 1982 году в качестве временный эксперимент позже стал постоянным. [9] : 59–60 Через год после удлинения маршрут 24-Дивисадеро в 1983 году был преобразован в троллейбусный. [9] В 1993 году последняя крупная переоборудование электрической сети произошла, когда маршрут 31-Бальбоа был частично преобразован в троллейбусное движение. Полное внедрение было отложено до 1994 года, когда стали доступны доступные троллейбусы Flyer E60. [9] : 74–75, 78 Замкнув круг, в конце 1995 года троллейбусная линия «8-Маркет» была заменена трамвайной линией F-Market & Wharves с использованием отремонтированных PCC. Ошеломляющая популярность новой линии F позволила Муни снизить частоту, а затем прекратить выпуск 8-Market, хотя воздушные провода остались на месте. [9] : 81
Примерно 1/3 ежедневных ; пассажиров Муни перевозятся на троллейбусах [24] в 2010 году это составило 227 000 посадок пассажиров в будний день. [25] : 5
Линии [ править ]
В настоящее время троллейбусы обслуживают следующие маршруты Муни: [26]
Линия | Маршрутизация | Гараж | Примечания |
---|---|---|---|
1 Калифорния | Драмм-стрит – Калифорния-стрит – 33-я авеню/Гири | Президио | |
2 Саттер | Ферри Плаза – Саттер-стрит – Президио-авеню | Президио | До пандемии COVID-19 этот маршрут назывался «Климент 2» и в основном представлял собой автобусный маршрут. Поездки на Клемент-стрит и 14-ю авеню осуществлялись на автобусах, и только в часы пик в будние дни для поездок с короткими поворотами на Пресидио-авеню и Калифорнийскую улицу использовались троллейбусы. С момента возобновления движения 2-го маршрута в июле 2022 года участок по улице Клемента был упразднен, что позволило обеспечить постоянное троллейбусное движение. Маршрут теперь обозначен как 2 Sutter и постоянно курсирует троллейбусом до Пресидио-авеню и Калифорнийской улицы. |
3 Джексон (дисквалификация) | Саттер-стрит – Джексон-стрит – Пресидио-авеню | Президио | Маршрут, дублирующий 2-Саттер на большей части своей протяженности и имеющий самую низкую посещаемость среди троллейбусных линий города, был приостановлен в 2020 году во время пандемии COVID-19 и не восстановлен. |
5 Фултон | Терминал Transbay – Фултон-стрит – Ла-Плайя/Оушен-Бич | Паддок [27] | Когда ходит 5R-Fulton Rapid, это маршрут автобуса. Троллейбусы используются в выходные и будние дни, когда маршрут 5Р не работает. Маршрут является одним из 24-часовых маршрутов Совы Муни. Поздно вечером маршрут сокращается до 4-й и Маркет-стрит. |
5R Фултон Рапид | Работает по будням с 7.00 до 19.00 на 60-футовых сочлененных троллейбусах. | ||
6 Хайт/Парнас | Ферри Плаза – Хейт-стрит – Парнас-стрит – Кинтара-стрит | Паддок | |
14 Миссия | Ферри Плаза – Мишн-стрит – Сан-Хосе-авеню/ Дейли-Сити | Паддок [27] | Долгосрочный план Муни до пандемии COVID-19 заключался в том, чтобы продлить воздушные провода на линии 14-Mission до станции BART в Дейли-Сити. Это позволит переоборудовать 14R-Mission Rapid, скоростную линию, идущую параллельно 14-му маршруту, в троллейбус и использовать 14-й маршрут как автобус. 14-й будет работать как троллейбус, когда 14Р не будет работать. Это то же расположение, что и пара 5-Fulton/5R-Fulton Rapid. |
21 Хейс | Ферри Плаза – Хейс-стрит – Станьян/Фултон – 8-я улица/Фултон | Президио | После возобновления движения в 2022 году входящая конечная остановка линии была сокращена до Гайд-стрит и Гроув-стрит. Вылетающий терминал по вечерам и выходным на 8-й и Фултон-стрит работает как безостановочный участок между Станьяном и 8-й и Фултон-стрит. |
22 Филлмор | UCSF Mission Bay - Филлмор-стрит - бульвар Марина | Паддок [27] | На протяжении более 50 лет маршрут свернул с 16-й улицы на Канзас-стрит и обслуживал район Догпатч. В 2021 году он был изменен по всей длине 16-й улицы, чтобы обслуживать залив UCSF Mission Bay; некоторые расширения не подключены к проводу и обслуживаются в режиме аккумулятора. [28] |
24 Дивизадеро | Джексон-стрит – Дивисадеро-стрит – Окдейл/Палоу/3-я улица | Президио | Линия обслуживает один из круглосуточных маршрутов Муни «Сова». Поздно ночью он следует по сокращенному маршруту от улиц Дивисадеро и Саттер до Кортленд-стрит и Бэйшор-авеню. |
30 Стоктон | Депо Калтрейн – Стоктон-стрит – Бродерик/Джефферсон-Луп – Крисси Филд | Паддок | Сообщение между улицами Бродерик и Джефферсон и Крисси Филд, которое троллейбусы обслуживают в аккумуляторном режиме, так как оно не оборудовано воздушными проводами, [29] работает с 6:00 до 20:00; в остальное время последняя остановка — Дивисадеро и Честнат. [30] |
31 Бальбоа | Депо Калтрейн / 4-я улица и Таунсенд-стрит — Сирил Маньен / Маркет-стрит — Бальбоа-стрит — Ла-Плайя / Оушен-Бич | Президио | Когда движение возобновилось в 2021 году, маршрут был сокращен от Ферри-билдинг до улиц Сирил Маньен и Маркет-стрит. В 2023 году он был продлен в будние дни на юг вдоль Пятой улицы и завершился на станции Caltrain на 4-й и Таунсенд-стрит. Это расширение не является проводным и обслуживается в режиме батареи. |
33 Эшбери/18-я улица | Мэйпл-стрит – Эшбери-стрит – 18-я улица – Потреро/25-я улица | Президио | Маршрут является потомком первого троллейбусного маршрута, открывшегося в Сан-Франциско. |
41 Юнион (дисквалификация) | Лион/Гринвич – Юнион-стрит – Коламбус-авеню – Ховард/Мейн | Президио | С 1988 по апрель 2020 года этот маршрут работал только в час пик . Приостановленный на время пандемии COVID-19 маршрут не восстановлен. |
45 Юнион/Стоктон | Лион/Гринвич – Юнион-стрит – Стоктон-стрит – депо Калтрейн | Президио | |
49 Ван Несс/Миссия | Норт-Пойнт-стрит - Ван Несс-авеню - Мишн-стрит - Городской колледж | Паддок | В период с 2016 по 2022 год маршрут работал как автобус в связи со строительством скоростного транспорта Van Ness Bus Rapid Transit (BRT). [31] Функции BRT открылись в апреле 2022 года, но маршрут по-прежнему временно обслуживался исключительно автобусами в ожидании изменений в работе, что позволило перенести его маршруты обратно в Potrero Division, единственный гараж с сочлененными троллейбусами, из гаража для автобусов. [32] 25 июля 2022 года на 49-м маршруте было вновь введено очень ограниченное использование троллейбусов: всего два транспортных средства, работающие в качестве дополнительной массовки, только в будние дни и только примерно с 22:00 до 14:30 (когда доступность водителей была выше). [33] По состоянию на декабрь 2022 года регулярное ежедневное и круглосуточное пользование троллейбусов на 49-м маршруте планировалось возобновить 7 января 2023 года, но пока покрывается лишь четверть его рейсов (автобусами из другого гаража, по-прежнему прикрывая остальных). [34] |
Флот [ править ]

С момента начала эксплуатации в 1935 году (на системе железной дороги Маркет-стрит) парк троллейбусной системы Сан-Франциско включал в себя транспортные средства, построенные многими различными производителями, в том числе JG Brill Company , St. Louis Car Company , Marmon-Herrington , Twin Coach. , Flyer Industries (теперь New Flyer) и Electric Transit . [35]
Брилл, Сент-Луис Ранний ) флот (
Железная дорога Маркет-стрит была первой транзитной организацией в Сан-Франциско, которая использовала безрельсовые троллейбусы, используя девять вагонов, построенных Бриллом в 1935 году для линии 33, под номерами 51–59. Каждый Брилл имел длину 33 фута (10 м) и вмещал 37 человек; примерно половина использовала тяговые двигатели General Electric (GE), а другая половина - двигатели Westinghouse (WH). Вскоре после того, как Муни принял на себя управление MSRy в 1944 году, вагоны Brill были заменены новыми троллейбусами, построенными для Муни, и к 1946 году переведены на дополнительное обслуживание в часы пик. К 1954 году все вагоны Brill были списаны. [36]

Муни заказала свои первые троллейбусы компании St. Louis Car Company в 1939 году, они были построены в том же году, но не вводились в эксплуатацию до 1941 года. Это были 40-местные автобусы. Как и более ранние модели Brills, построенные для MSRy, в первом составе из девяти автобусов Сент-Луиса использовались двигатели GE и Westinghouse. Под номерами 501–509 они поступили на вооружение на линии R-Howard в 1941 году. Второй заказ в 1947 году на 16 вагонов немного большего размера завершил первый парк из 25 вагонов для Муни. [37]
трамваев (Мармон, Твин Коуч, Сент- Луис Замена )
Парк безрельсовых троллейбусов Муни был расширен с 1947 года по мере замены трамвая. Муни в основном закупал у Marmon-Harrington троллейбусы трех разных размеров: «Baby Marmons» в 1947 году (модель TC40, номера 526–549, 40 мест), за которыми следовали «Medium Marmons» в 1949 году (модель TC44, номера 550–569 и 660–739, 44 места) и, наконец, «Большие Мармоны» в 1950 году (модель TC48, номера 740–849, 48 мест). К 1954 году Baby Marmons были переведены на дополнительную службу и вышли на пенсию к 1961 году; большинство из них, за некоторыми исключениями, были списаны к 1969 году. [38]
Кроме того, в 1949 году Муни заказал у Twin Coach 90 троллейбусов, сопоставимых с Medium Marmons (модель 44TTW, номера 570–659, 44 места). [39] Окончательное расширение троллейбусного парка в 1950-х годах было осуществлено за счет покупки 40 48-местных автобусов у компании St. Louis Car Company в начале 1950-х годов. [40] Смешанный парк троллейбусов Medium и Large Marmon, Twin Coach и St. Louis будет служить Муни на протяжении 1960-х и вплоть до 1970-х годов; Однако к тому времени, когда Муни был готов заменить свои троллейбусы, ни один американский производитель не захотел строить новый троллейбус. Муни обратился к Flyer Industries , канадскому производителю, который все еще производил троллейбусы для внутреннего рынка. [41]
Флаер и новый флаер [ править ]

К 1977 году, поставив более 300 троллейбусов Flyer E800 , Muni смогла вывести из эксплуатации существующий парк троллейбусов; самому новому из них (за исключением «Флайерз») было к тому времени более 25 лет. Значительная часть наследия Мармона/Св. Флот Луи был продан Мехико. [35]
По мере старения парка троллейбусов Flyer надежность снижалась. В 1991 году парк троллейбусов Flyer E800 преодолел среднее расстояние между отказами в 2000 миль (3200 км) (MDBF). К 1995 году MDBF упал до всего 600 миль (970 км), а каждая поломка занимала в среднем 4 На ремонт уходит 1 ⁄ дня , что часто усугубляется отсутствием запчастей для E800, которым на тот момент было почти 20 лет. [24] Кроме того, тогда же получил огласку ряд инцидентов, когда столбы оторвались от проводов и впоследствии ударили пешеходов и транспортные средства. [42]
В 1993 году Muni приобрела парк из 60 New Flyer E60 , что стало первым применением сочлененных троллейбусов этого агентства. [25] [43] Муни был единственным заказчиком троллейбусного варианта E60 New Flyer Galaxy; прототип был построен в 1992 году и имел номер 7000 для оценки перед завершением более крупной покупки. [44] Впоследствии парк New Flyer E60 был обвинен в увеличении количества аварий. К 1996 году средний показатель автопарка составлял 12,5 аварий на 100 000 миль (160 000 км) пробега; для сравнения, на E60 произошло 26 аварий на том же расстоянии. Они завоевали репутацию самых сложных автобусов в системе вождения, и ими часто управляли наименее опытные водители, поскольку их увеличенная вместимость означала, что они использовались на самых загруженных линиях, которые поручались водителям с наименьшим стажем. [45]
В 2001 году первый известный пожар троллейбуса произошел на борту Flyer E800 № 5204, которому было более 20 лет. На тот момент уже шла закупка сменных машин ETI 14TrSF. [46]

Надежность New Flyer E60 с возрастом снизилась: в январе 2011 и январе 2012 года MDBF достигла примерно 500 миль (800 км). [47] 20 из 60 первоначально заказанных самолетов были выведены из эксплуатации к 2010 году. [25] На тот момент парк New Flyer E60 приближался к 20 годам, и автобусы ломались в среднем раз в пять дней. [48] 12 новых Flyer E60 были сняты с производства в начале 2013 года. [49] [25] : 5 а оставшиеся 28 E60 были выведены из эксплуатации в начале января 2015 года. [50]
Electric Transit, Inc. [ править ]
Троллейбусы Electric Transit, Inc. (ETI) поставлялись в период с 2001 по 2003 год и выпускались в двух разных моделях: 240 40-футовых единиц (модель 14TrSF) и 33 сочлененных 60-футовых единицы (модель 15TrSF), специально созданных на базе Škoda. 14Tr и 15Tr соответственно для использования в системе Muni. Суффикс SF в двух номерах моделей ETI означает Сан-Франциско. [51] Общее количество жестких (40-футовых) троллейбусов было увеличено до 240 с появлением новых ETI 14TrSF из-за ожидаемого спроса, вызванного планами в начале 2000-х годов по расширению троллейбусной сети. Однако проекты расширения не были реализованы после того, как в рамках Проекта эффективности транзита было установлено, что незначительные изменения для повышения эффективности — это все, что необходимо. [52] : 5
Во время испытаний один водитель сравнил новые троллейбусы ETI с «автомобилем класса люкс». 2 + 1 ⁄ 2 миль (4,0 км). [53] Однако в ходе испытаний новые троллейбусы ETI оказались перетяжеленными. [51]

Отечественные троллейбусы 14Тр, которые ранее были доставлены в RTA Майами-Вэлли, имели некоторые проблемы с электричеством, связанные со вспомогательной силовой установкой, обеспечивающей работу без проводов; Стоимость устранения этих проблем вынудила ETI запросить аванс наличными по контракту с Muni в 1999 году. [54] Троллейбусы ETI собирали на 15-м причале; [51] Производство началось в Чешской Республике с рамами, двигателями и органами управления, продолжилось в Хант-Вэлли, штат Мэриленд , где были добавлены кузов, краска, пол и проводка, и завершилось в Сан-Франциско. [55] Производственная деятельность была разработана в соответствии с правилами «Покупай Америку», необходимыми для автомобилей, приобретенных с использованием федеральной помощи. [54]

14TrSF заменил предыдущий парк Flyer E800, а 15TrSF дополнил Flyer E60. После первого запуска троллейбусов ETI в 2002 году выяснилось, что гайки крепления тормозов к оси ослабли. [56] К январю 2010 года парк исключительно высокопольных троллейбусов Муни насчитывал 313 исправных транспортных средств трёх разных типов, из них 240 — 40-футовые обычные (двухосные) агрегаты, ЭТИ 14ТрСФ, и 73 — 60-футовые сочленённые автобусы , 33 автомобиля ETI 15TrSF и 40 автомобилей New Flyer E60, построенных в 1993–94 годах. [26] [57] [25] : 5–6 Запчасти для троллейбусов ETI пришлось доставлять из Чехии, что увеличило время простоя. [25] : 28–29
MDBF троллейбусов ЭТИ 14ТрСФ и 15ТрСФ на январь 2011 и 2012 годов составлял примерно 2000 миль (3200 км). [47] Однако по мере старения троллейбусы ETI были временно выведены из эксплуатации на ремонт после того, как несколько из них загорелись в 2014 и 2015 годах. [58] В другом инциденте, произошедшем в 2016 году, на ETI 14TrSF № 5623 вышла из строя схема управления тяговым двигателем, и автобус не отреагировал ни на педаль тормоза, ни на аварийный тормоз, в результате чего припаркованный грузовик наехал сзади. [59] [60] К 2017 году парк 14TrSF устарел до такой степени, что они несли коллективную ответственность почти за половину всех задержек в обслуживании Muni, вызванных механическими неисправностями. [61] [62]
Вернуться к новому флаеру [ править ]
В 2013 году SFMTA утвердило планы возможной замены существующего троллейбусного парка один к одному в рамках совместных закупок с King County Metro и New Flyer по техническим характеристикам и ценам. [63] Первым заказом по соглашению 2013 года стал заказ 2014 года на замену оставшегося в парке 61 сочлененного троллейбуса (28 Э60 и 33 15ТрСФ). [52] : 14 [64] с 60 троллейбусами New Flyer XT60 сочлененными низкопольными , поставки которых начались в 2015 году. Это первые низкопольные автомобили троллейбусной системы. [65] Два прототипа (№7201 и 7202) прибыли в марте 2015 г. и мае 2015 г. соответственно. [65] и поступил на вооружение в мае [65] и сентябрь 2015 г. [66] Поставка 58 серийных автомобилей началась в сентябре 2015 года, а серия поступила на вооружение в ноябре 2015 года. [66] и июль 2016 г.
Последний из 33 сочлененных троллейбусов ETI 15TrSF был выведен из эксплуатации в апреле – мае 2016 года. В результате этих изменений в парке осталось 240 обычных 40-футовых троллейбусов производства ETI (модель 14TrSF) и 60 сочлененных троллейбусов New Flyer XT60. В июле 2016 года размещен заказ еще на 33 сочлененных автобуса New Flyer XT60. [67] посредством первой поправки к контракту, задуманной как расширение парка 60-футовых сочлененных судов. Поставка еще 33 вагонов XT60 была завершена к марту 2018 года. [64] По данным внутреннего тестирования, проведенного в ноябре 2015 года, сочлененные троллейбусы New Flyer XT60 ограничены маршрутами с уклоном менее 10%. [68]
Второе и последнее дополнение к контракту в рамках соглашения 2013 года добавило заказ на 185 двухосных 40-футовых троллейбусов New Flyer XT40, которые получили окончательное одобрение в июне 2017 года. [69] Эти автомобили заменят оставшиеся ETI. [61] Хотя у Muni есть опционы на дополнительные 55 троллейбусов XT40 (что увеличит общий заказ до 240 40-футовых XT40 в качестве замены парка ETI 14TrSF один к одному), этот опцион не был реализован, поскольку в 2016 году было внесено первое изменение в контракт. для 33 дополнительных сочлененных троллейбусов XT60 обеспечила достаточную пропускную способность системы. [70] В Плане управления автопарком на 2010 год Муни ожидал, что рост пассажиропотока на маршрутах, обслуживаемых троллейбусами, будет компенсирован увеличением доли сочлененных транспортных средств в парке. [25] : 39–40 К 7 сентября 2019 года парк 40-футовых троллейбусов ЭТИ 14ТрСФ выведен из эксплуатации. [71] В результате парк полностью новых Flyer составил 93 60-футовых XT60 и 185 40-футовых XT40. [64]
Текущий автопарк [ править ]
В настоящее время парк включает троллейбусы длиной 40 футов (12 м) и сочлененные троллейбусы длиной 60 футов (18 м). Троллейбусы закреплены за подразделениями Potrero и Presidio ( гаражи ), при этом 60-футовые сочлененные троллейбусы курсируют исключительно из Potrero. [25] : 39–40
Номера флота | Количество | Производитель | Движение | Модель | Конфигурация | Год постройки | Изображение | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
7201–7260 | 60 | Новый флаер | Воссло Кипе | ХТ60 | 60 футов шарнирно-сочлененный , низкопольный | 2015–2016 | ![]() | Все закреплены за подразделением Потреро. |
7261–7293 | 33 | 2017–2018 | Опцион исполнен в середине 2016 года. [67] | |||||
5701–5885 | 185 [72] [69] | ХТ40 | 40 футов обычный, низкопольный | 2017–2019 |
Списанный флот [ править ]
Первоначальный парк троллейбусной системы, принадлежавший и управляемый компанией Market Street Railway, когда только MSRy эксплуатировал троллейбусы в Сан-Франциско, был построен компанией JG Brill Company . MSRy объединилась с Muni в 1944 году, и с тех пор в троллейбусный парк входили также машины, построенные компаниями St. Louis Car Company , Marmon-Herrington , Twin Coach и Flyer Industries . [35]
Несколько троллейбусов сохранились после службы в Сан-Франциско:
- № 506 (построен компанией St. Louis Car Company в 1939 году, но принят на вооружение только в 1941 году) [73] [74]
- №№ 530 и 536 (Marmon-Herrington TC40, в Железнодорожном музее Оранжевой Империи (OERM)) [75]
- № 614 (Твин-вагон 44TTW, в ОЭРМ) [75]
- № 776 (Мармон-Херрингтон TC48) [76]
- № 5300 (Флаер E800) [16]
- No. 5538 (ETI 14TrSf)
Ни один из вышедших из эксплуатации сочлененных троллейбусов ЭТИ 15ТрСФ не сохранился для исторического парка. [77] E60, автомобиль 7031, хранился четыре года до 2019 года, когда его отправили на аукцион. [78] Муни отозвал аукцион на 7031 по просьбе заинтересованных групп по сохранению. [79]
№ флота | Кол-во | Производитель | Движение | Модель | Конфигурация | Год постройки | Изображение | Последний пенсионер | Сохранился | Ссылки. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
51–54 | 9 | Компания JG Brill | ГЭ 1154А | — | 33' Конв. | 1935 [а] | 1949 или 1954 год | -никто- | [36] | |
55–58 | WH 1428CT9 | |||||||||
59 | ГЭ 1154А | |||||||||
501–504 | 25 | Автомобильная компания Сент-Луиса | ГЭ 1216 | Иов 1704 | 35 минут конв. [б] | 1939 [73] [74] [с] | ![]() | 1954 | 506 [д] | [73] [37] |
505–509 | WH 1442 | |||||||||
510–525 | ВГ 1442F1 | Иов 1731 | 1947 [и] | -никто- | ||||||
526–549 | 25 | Мармон-Херрингтон | ГЭ 1213-J3 | ТС40 | 34' Конв. | 1948 | 1954 [ф] | 530, [г] 536, [г] 541 [час] | [38] | |
550–569 | 20 | ГЭ 1213-J1 | ТС44 | 37' Конв. | 1949 | 1977 [я] | -никто- | |||
570–659 | 90 | Тренер-близнец | WH 1442-A1A | 44TTW | 36' Конв. | 1977 [Дж] | 614 [г] | [39] | ||
660–739 | 80 | Мармон-Херрингтон | ГЭ 1213-J1 | ТС44 | 37' Конв. | 1977 [к] | -никто- | [38] | ||
740–789 | 110 | ТС48 | 39' Конв. | 1950 | ![]() | 1977 [л] | 776 [м] | |||
790–849 | WH 1442-A1A | |||||||||
850–889 | 40 | Автомобильная компания Сент-Луиса | ГЭ 1213-J1 | Иов 1767 | 40 минут конв. | 1951 | 1977 | -никто- [н] | [40] | |
5001–5002 | 345 | Флаер Индастриз | ГЭ 1213Дж | Е700А | 40 минут конв. | 1972–1973 | 1999 | -никто- [the] | [41] | |
5003–5345 | Е800 | 1976–1977 | ![]() | 2007 | 5300, 5345 | |||||
5401–5640 | 240 | Electric Transit, Inc. (ETI) ( Škoda / AAI Corp. ) | Воссло Кипе | 14ТрСФ | 40 минут конв. | 1999–2003 | ![]() | 2019 | 5538 | [52] [82] |
7000–7059 | 60 | Новый флаер | Дженерал Электрик | Е60 | 60' Арктик | 1992, 1993–1994 | ![]() | 2015 | 7031 [п] | [49] [50] |
7101–7133 | 33 | Электрик Транзит Инк. (ETI) | Воссло Кипе | 15ТрСФ | 60' Арктик | 2003 | ![]() | 2016 | -никто- [77] | [52] |
- Примечания
- ^ 51–59 изначально были построены для MSRy; приобретен Муни в 1944 году.
- ^ 501–509 являются 34 ft 8+1⁄2 in (10.579 m) long; 510–525 are slightly longer at 34 фута 10 + 1 ⁄ дюйма (10,624 м).
- ^ 501–509 изначально строились для линии Muni "R". Хотя они были построены в декабре 1939 года, они поступили на вооружение только в 1941 году. [73] [74]
- ^ Косметически восстановлен, но не в рабочем состоянии. [16] [80] [81]
- ^ 510–525 изначально были построены для линии Муни Юнион-Ховард-Саут-Ван-Несс.
- ^ "Baby Marmons", в основном вышедший на пенсию к 1954 году и списанный на слом к 1969 году, за некоторыми исключениями.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с В железнодорожном музее Оранжевой Империи . [75]
- ^ Частная покупка; пожертвован Мармону на исследования. [38]
- ^ "Средние Мармоны": Тренеры №. 552, 559, 561, 566, 569 были проданы в Мехико в 1978 году; остаток списан.
- ^ 617 списано после аварии 1963 года; 570 в качестве эксперимента оснастили аккумуляторами.
- ^ "Средние Мармоны": Тренеры №. 660, 664, 666, 667, 669, 673, 674, 676, 678, 679, 682-684, 686, 687, 689-691, 693, 694, 696, 698-700, 702, 704-707, 709, 711, 712, 714, 717-721, 726-728, 730, 732, 733, 735, 737, 739 были проданы в Мехико в 1978 году.
- ^ "Большие Мармоны": тренеры GE №№. 740, 741, 743, 744, 748, 752-755, 757-760, 762, 764-767, 769, 770, 772, 776, 777, 779-783, 786, 789 были проданы в Мехико в 1978 году.
- ^ По железной дороге на Маркет-стрит. [76] Первоначально номер 786; нумерация изменена на 776 в связи с празднованием двухсотлетия. [38]
- ^ Тренер №. 854, 867, 882, 886 сданы в слом; оставшаяся часть продана Мехико в 1978 году.
- ^ 5001 первоначально имел номер 890, в нем использовалась ходовая часть от «малыша Мармона»; 5002, первоначально построенный для железной дороги Гамильтон-стрит, с задней дверью двойной ширины.
- ^ 7031 был ненадолго выставлен на аукцион в мае 2019 года; Аукцион был отозван Муни по просьбе заинтересованных групп по сохранению. [79]
Инфраструктура [ править ]
- Железная дорога Маркет-стрит (воздушные линии)
- Туннель на Стоктон-стрит
- Скоростной автобус Ван-Несс
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Отчет о транзитных пассажиропотоках за первый квартал 2024 г.» (PDF) . Американская ассоциация общественного транспорта . 23 мая 2024 г. Проверено 31 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «История троллейбусов в Сан-Франциско» . Муниципальная железная дорога Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 18 декабря 2011 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Перлз, Энтони (1984). Туры открытий: альбом Муни Сан-Франциско . Междугородная пресса . п. 127. ИСБН 0-916374-60-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бокс, Роланд (май – июнь 1989 г.). «Сан-Франциско смотрит в будущее». Журнал «Троллейбус» № 165, стр. 50–56. Национальная троллейбусная ассоциация (Великобритания).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Журнал «Троллейбус» № 261 (май – июнь 2005 г.), с. 72.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Журнал «Троллейбус» № 313 (январь – февраль 2014 г.), с. 27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Общие сведения о транзите» . МТА Сан-Франциско. 2012. Архивировано из оригинала 28 января 2013 года . Проверено 24 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Журнал «Троллейбус» № 259 (январь – февраль 2005 г.), с. 23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Колвелл, Роберт (сентябрь 1999 г.). «Транзит в Сан-Франциско: избранная хронология, 1850–1995» (PDF) . Муниципальная железная дорога Сан-Франциско.
- ^ «В Сан-Франциско настоятельно рекомендуется использовать безрельсовую троллейбусную линию» Oakland Tribune . 19 апреля 1934 года . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Автобусные троллейбусы могут курсировать по Сан-Франциско», Oakland Tribune . 5 августа 1934 года . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ «Безгусеничные тележки будут работать в Сан-Франциско» Oakland Tribune . 30 августа 1934 года . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ Райс, Уолтер; Эчеверрия, Эмилиано. «Пионерская электрическая железная дорога Сан-Франциско: Железнодорожная компания Сан-Франциско и Сан-Матео» . Музей СФ . Проверено 4 февраля 2019 г.
- ^ «33 Эшбери/18-я улица» . Агентство муниципального транспорта Сан-Франциско. 10 апреля 2015 г. Проверено 4 февраля 2019 г.
- ^ «Вы, редактор, заблудился» . Сан Бернардино Сан . 29 марта 1936 года . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д « Вы готовы? Первая троллейбусная линия Муни снова заработает 24–25 сентября» . Маркет-стрит, железная дорога. 1 сентября 2016 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ «Положительно (Двадцать) Четвертая улица» . Маркет-стрит, железная дорога. 13 ноября 2017 г. Проверено 4 февраля 2019 г.
- ^ «14 Миссия» . Агентство муниципального транспорта Сан-Франциско. 19 декабря 2012 года . Проверено 4 февраля 2019 г.
- ^ Хартлауб, Питер (12 марта 2018 г.). «Когда в 1949 году провода пересеклись, Муни выступил за будущее электрических автобусов» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Хауген, Мэтью; Ланцберг, Алекс (июль 2023 г.). «Анализ альтернатив электрификации Сан-Франциско Муни» (PDF) . Климат и общественный проект .
- ^ «Исследование: троллейбусы с аккумуляторами — лучший путь к нулевым выбросам — Streetsblog Сан-Франциско» . sf.streetsblog.org . 13 июля 2023 г. . Проверено 17 июля 2023 г.
- ^ Перлз, Энтони (1981). Народная железная дорога: история муниципальной железной дороги Сан-Франциско . Междугородная пресса . п. 176. ИСБН 0916374424 .
- ^ Вильдермут, Джон (19 мая 2014 г.). «Визуальное загрязнение муниципального троллейбуса провоцирует дебаты» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис, Грегори (16 февраля 1996 г.). «Тележки Муни — постоянная проблема» . Ревизор Сан-Франциско . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час План управления транзитным флотом SFMTA на 2010 г. (PDF) (Отчет). Агентство муниципального транспорта Сан-Франциско. Апрель 2011 года . Проверено 7 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Троллейбусный город: Сан-Франциско (США)» . Троллейдвижение . Проверено 24 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Систо, Кэрри (7 декабря 2018 г.). «Муни реконструирует автобусную станцию в Потреро и, возможно, достроит сверху жилье» . Капюшон . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ СФМТА (5 января 2021 г.). «Филлмор, 22 переезжает в залив Мишн, освобождая место для 55 Dogpatch» . Проверено 7 марта 2021 г.
- ↑ Журнал «Троллейбус» № 354 (ноябрь – декабрь 2020 г.), с. 235. Национальная троллейбусная ассоциация (Великобритания). ISSN 0266-7452
- ^ СФМТА (5 декабря 2020 г.). «Временное расширение Стоктона, 30 до Крисси Филд» . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ «Скорый транзитный автобус на авеню Ван Несс» . Транспортное управление округа Сан-Франциско . Проверено 23 февраля 2017 г.
- ^ «Троллейньюс [обычный раздел новостей]». Журнал «Троллейбус» . Том. 58, нет. 363. Великобритания: Национальная троллейбусная ассоциация. Май – июнь 2022 г. стр. 128–129. ISSN 0266-7452 .
- ^ «Троллейньюс [обычный раздел новостей]». Журнал «Троллейбус» . Том. 58, нет. 365. Великобритания: Национальная троллейбусная ассоциация. Сентябрь – октябрь 2022 г. с. 217. ISSN 0266-7452 .
- ^ «Троллейньюс [обычный раздел новостей]». Журнал «Троллейбус» . Том. 59, нет. 367. Великобритания: Национальная троллейбусная ассоциация. Январь – февраль 2023 г. с. 41. ISSN 0266-7452 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маккейн, Джон; Перлз, Энтони (1982). Внутри Муни: свойства и деятельность муниципальной железной дороги Сан-Франциско . Глендейл, Калифорния: Междугородная пресса. п. 89. ИСБН 0-916374-49-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккейн, Джон; Перлз, Энтони (1982). Внутри Муни: свойства и деятельность муниципальной железной дороги Сан-Франциско . Глендейл, Калифорния: Междугородная пресса. стр. 74, 89. ISBN. 0-916374-49-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккейн, Джон; Перлз, Энтони (1982). Внутри Муни: свойства и деятельность муниципальной железной дороги Сан-Франциско . Глендейл, Калифорния: Междугородная пресса. стр. 75, 89. ISBN. 0-916374-49-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Маккейн, Джон; Перлз, Энтони (1982). Внутри Муни: свойства и деятельность муниципальной железной дороги Сан-Франциско . Глендейл, Калифорния: Междугородная пресса. стр. 76–80, 89. ISBN. 0-916374-49-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккейн, Джон; Перлз, Энтони (1982). Внутри Муни: свойства и деятельность муниципальной железной дороги Сан-Франциско . Глендейл, Калифорния: Междугородная пресса. стр. 81–82, 89. ISBN. 0-916374-49-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккейн, Джон; Перлз, Энтони (1982). Внутри Муни: свойства и деятельность муниципальной железной дороги Сан-Франциско . Глендейл, Калифорния: Междугородная пресса. стр. 83–84, 89. ISBN. 0-916374-49-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккейн, Джон; Перлз, Энтони (1982). Внутри Муни: свойства и деятельность муниципальной железной дороги Сан-Франциско . Глендейл, Калифорния: Междугородная пресса. стр. 85–89. ISBN 0-916374-49-1 .
- ^ Финни, Чак (25 ноября 1998 г.). «Зловещая картина аварий троллейбусов» . Ревизор Сан-Франциско . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ Джеймс, Роберт Ф. (1993). «Закупка сочлененных троллейбусов муниципальной железной дороги Сан-Франциско». Журнал коммерческого транспорта . 102 . SAE International: 647–660. JSTOR 44722970 .
- ^ Журнал «Троллейбус» № 193 (январь – февраль 1994 г.). Национальная троллейбусная ассоциация (Великобритания). ISSN 0266-7452 .
- ^ Маккормик, Эрин (7 марта 1996 г.). «Большие тележки Муни значительно повышают уровень аварийности» . Ревизор Сан-Франциско . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ Хендрикс, Тиче (11 февраля 2001 г.). «Мунитарный троллейбус загорелся в центре города» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Надежность троллейбусов» (PDF) . Представление Комитету по политике и управлению ежемесячной оценочной карты деятельности (отчета). Агентство муниципального транспорта Сан-Франциско. 10 февраля 2012 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ «Надежность резиновых шин – троллейбус» (PDF) . Представление Комитету по политике и управлению ежемесячной оценочной карты деятельности (отчета). Агентство муниципального транспорта Сан-Франциско. 13 июля 2012 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Журнал «Троллейбус» № 309 (май – июнь 2013 г.), с. 82.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Журнал «Троллейбус» № 320 (март – апрель 2015 г.), стр. 62–63.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эпштейн, Эдвард (24 мая 2001 г.). «Дизельные автобусы Muni снова в горячей воде / Вентиляторы охлаждения двигателя отключены на 100 единиц» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д План управления транзитным флотом SFMTA на 2014 год (PDF) (Отчет). Агентство муниципального транспорта Сан-Франциско. Март 2014 года . Проверено 20 сентября 2019 г.
- ^ Эпштейн, Эдвард (23 января 2001 г.). «В новых автобусах поездки Muni превращаются в плавные / плавные троллейбусы присоединяются к стареющему автопарку» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Финни, Чак (1 июня 1999 г.). «Муни троллейбусная фирма в кризисе» . Ревизор Сан-Франциско . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ «О троллейбусах» . Агентство муниципального транспорта Сан-Франциско. 16 августа 2017 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2007 г.
- ^ Матье, Филипп; Росс, Эндрю (20 января 2003 г.). «Своенравные психи поставили Муни в тупик из-за новых тренеров» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Журнал «Троллейбус» № 293 (сентябрь – октябрь 2010 г.), с. 116. Национальная троллейбусная ассоциация (Великобритания). ISSN 0266-7452 .
- ^ Кабанатуан, Майкл (16 декабря 2015 г.). «Обслуживание восстановлено после пожара в троллейбусе Муни, что вызвало проверки» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Родригес, Джо Фицджеральд (7 октября 2016 г.). «Муни заменит неисправные автобусы после того, как компьютерная ошибка привела к аварии» . Ревизор Сан-Франциско . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Такер, Джилл (8 октября 2016 г.). «Компьютерная ошибка привела к поломке тормозов в результате крушения автобуса в Сан-Франциско» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Родригес, Джо Фицджеральд (18 апреля 2017 г.). «Худшие старомодные автобусы Муни будут заменены за большую цену: 244 миллиона долларов» . Ревизор Сан-Франциско . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Родригес, Джо Фицджеральд (25 марта 2016 г.). «Как показывают данные, новейшие автобусы Муни ломаются реже» . Ревизор Сан-Франциско . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ «Metro будет сотрудничать с New Flyer в разработке следующего поколения электрических троллейбусов» (пресс-релиз). Метро округа Кинг . 17 июня 2013 г. Архивировано из оригинала 8 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Заменить 85 40-футовых троллейбусов» (PDF) . Техническое обслуживание и реконструкция транзитной системы: Транспортные средства — муниципальные и необозначенные (Отчет). Транспортное управление округа Сан-Франциско. 27 ноября 2018. С. 24–26 . Проверено 20 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Журнал «Троллейбус» № 322 (июль – август 2015 г.), с. 126.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Журнал «Троллейбус» № 325 (январь–февраль 2016 г.), с. 31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Журнал «Троллейбус» № 329 (сентябрь – октябрь 2016 г.), с. 159.
- ^ Родригес, Джо Фицджеральд (29 февраля 2016 г.). «Результаты испытаний показывают, что новые автобусы Муни с трудом преодолевают холмы Сан-Франциско» . Ревизор Сан-Франциско . Проверено 7 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «MTA Сан-Франциско добавит 185 40-футовых троллейбусов» . Журнал Метро . 15 июня 2017 г. Проверено 15 июня 2017 г.
- ^ «Троллейньюс [обычный раздел новостей]». Журнал «Троллейбус» . № 335. Великобритания: Национальная троллейбусная ассоциация. Сентябрь – октябрь 2017 г. с. 197. ISSN 0266-7452 .
- ^ Все закончилось. Чешские троллейбусы в Сан-Франциско остались в прошлом Чехословацкий перевозчик
- ^ Родригес, Джо Фицджеральд (18 апреля 2017 г.). «Худшие старомодные автобусы Муни будут заменены за большую цену: 244 миллиона долларов» . Ревизор Сан-Франциско . Проверено 9 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джуэлл, Дон (май 1988 г.). «Муни [регулярная колонка новостей]» . Тихоокеанские железнодорожные новости . п. 40. ISSN 8750-8486 . Архивировано из оригинала 8 июня 2019 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Портер, Гарри; и Уоррис, Стэнли FX (1979). Бюллетень троллейбусов № 109: Справочник II , стр. 48, 71. Луисвилл (Кентукки): Североамериканская ассоциация безрельсовых троллейбусов (несуществующая).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Полный состав» . Железнодорожный музей Оранжевой Империи . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «№776» . Маркет-стрит, железная дорога . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Родригес, Джо Фицджеральд (26 февраля 2017 г.). «Куда едут умирать автобусы Муни» . Ревизор Сан-Франциско . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ «Новый транзитный автобус Flyer Electric E60 1993 года» . Архивировано из оригинала 29 мая 2019 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Родригес, Джо Фицджеральд (29 мая 2019 г.). «Любители общественного транспорта сплачиваются, чтобы спасти «редкий» автобус Muni, отправленный на аукцион: New Flyer 1994 года — один из последних автомобилей в своем роде» . Ревизор Сан-Франциско . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ «Готовимся к юбилею» . Маркет-стрит, железная дорога. 3 ноября 2012 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ «Выходные Muni Heritage 1–2 ноября» . Маркет-стрит, железная дорога. 18 октября 2014 года . Проверено 30 января 2019 г.
- ^ «Таблица 28. Инвентаризация транзитного парка SFMTA за 2017 финансовый год» (PDF) . Краткосрочный транзитный план: 2017 финансовый год – 2030 финансовый год (Отчет). Агентство муниципального транспорта Сан-Франциско. 2017. с. 72 . Проверено 7 июня 2019 г.
Книги [ править ]
- Перлз, Энтони; с Джоном Маккейном; Том Матофф; Питер Штраус (1981). Народная железная дорога: история муниципальной железной дороги в Сан-Франциско . Глендейл: Междугородная пресса . ISBN 978-0-916374-42-6 .
Внешние ссылки [ править ]

- СФМТА – официальный сайт
- История троллейбуса Муни
- «Транспорт — безрельсовый троллейбус» . Публичная библиотека Сан-Франциско .