Троллейбусы в Филадельфии
Троллейбусная система Филадельфии | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
Операция | |
Местный | Филадельфия , Пенсильвания , Соединенные Штаты |
Открыть | 14 октября 1923 г. |
Оператор(ы) | 1923–40: Филадельфийская компания скоростного транспорта; 1940–68: Филадельфийская транспортная компания (PTC); 1968 – настоящее время: Транспортное управление Юго-Восточной Пенсильвании (SEPTA) . |
Инфраструктура | |
Электрификация | воздушные линии Параллельные постоянного тока 600 В |
Веб-сайт | http://www.septa.org СЕПТА |
система Филадельфии Троллейбусная является частью сети общественного транспорта, обслуживающей Филадельфию , штат Пенсильвания , США. Он открылся 14 октября 1923 года. [ 1 ] [ 2 ] и в настоящее время является второй по продолжительности жизни троллейбусной системой в мире. [ 3 ] [ 4 ] Одна из четырех таких систем, действующих в настоящее время в США, в настоящее время включает три линии и находится в ведении Транспортного управления Юго-Восточной Пенсильвании (SEPTA) с парком из 38 троллейбусов или безрельсовых троллейбусов, как их называет SEPTA. [ 2 ] Три сохранившихся маршрута обслуживают северную и северо-восточную Филадельфию SEPTA Маркет – Франкфорд и соединяются с линией скоростного транспорта .
История
[ редактировать ]Первый безрельсовый троллейбус (троллейбус) в Филадельфии эксплуатировался компанией Philadelphia Rapid Transit Company. [ 5 ] который был основан в 1902 году [ 6 ] путем слияния нескольких тогда независимых транзитных компаний, работавших в городе и его окрестностях. В результате реорганизации 1 января 1940 года компания стала Филадельфийской транспортной компанией (PTC). PTC была переведена из частной собственности в государственную 30 сентября 1968 года, когда ее взяла на себя SEPTA (сформированная в 1964 году). [ 5 ]
Из более чем 300 троллейбусных систем, находящихся в эксплуатации по всему миру (по состоянию на 2011 г.), [ 7 ] Филадельфия является вторым старейшим городом, уступая по продолжительности жизни только Шанхаю , Китай. [ 3 ] [ 4 ] (в эксплуатации с 1914 г.). [ 1 ] Это также делает ее старейшей системой в Западном полушарии .
Три троллейбусные линии Северо-восточной Филадельфии, исходящие из Франкфордского депо, и две линии Южной Филадельфии, исходящие из Южного депо, всегда существовали изолированно друг от друга; между этими двумя сетями никогда не было безрельсового маршрута или некоммерческого двухпроводного соединения. Кроме того, с 1941 по 1961 год в городе фактически действовало три отключенные безрельсовые сети, поскольку маршрут PTC Route 61 действовал из депо Ридж (закрыт 4 декабря 1960 года). [ нужна ссылка ] и не соединялся ни с какой другой безрельсовой линией. (До MBTA в Бостоне и бывшей системе Торонто также существовали две или более отключенные троллейбусные сети.)
20 век
[ редактировать ]Первой троллейбусной линией города был маршрут 80-Орегон-авеню. [ 5 ] [ 8 ] маршрут с востока на запад в Южной Филадельфии , который пролегал от 22-й улицы до Делавэр-авеню, на расстоянии 5,6 миль (9,0 км). [ 5 ] Служба началась 14 октября 1923 года, парк состоял из 10 машин: девяти длиной 23,2 фута (7,1 м). [ 8 ] построенный компанией JG Brill (крупный производитель трамваев в США ) и названный моделью «Безрельсовый вагон», а также один экспериментальный экземпляр, построенный компанией Commercial Truck Company (единственный троллейбус, когда-либо построенный этой компанией). [ 5 ] В следующем году была приобретена десятая установка Brill. В 1935 году все они были заменены более современными троллейбусами Brill T30. [ 5 ]
После открытия 80-го маршрута пройдет 18 лет, прежде чем откроется вторая троллейбусная линия. 5 октября 1941 года маршрут 61-Ридж-авеню стал троллейбусной линией, переоборудованной из трамвая. [ 8 ] Это был гораздо более длинный (11 миль) и более интенсивно используемый маршрут. Он шел от района Манаюнк на северо-западе до центра города. [ 5 ] (местный известный как Центр-Сити), и в конечном итоге это был единственный троллейбусный маршрут, когда-либо обслуживающий центр Филадельфии. [ 4 ] Для этой переоборудования PTC приобрела 50 новых, более крупных троллейбусов Brill, купила еще 10 в 1942 году и шесть автомобилей у Pullman-Standard в 1944 году. [ 5 ]

Всего позже было открыто пять дополнительных маршрутов: 29-Таскер-Моррис в 1947 году, 75-Вайоминг-авеню в 1948 году, 59-Кастор-авеню в 1950 году, 66-Франкфорд-авеню в 1955 году и, наконец, 79-Снайдер-авеню в июне 1961 года. [ 8 ] Однако маршруты 80 и 61 были преобразованы в дизельные автобусы в мае 1960 и марте 1961 года соответственно, поэтому в системе никогда не работало одновременно более шести маршрутов. [ 8 ] Преобразование маршрута 79 могло быть вызвано желанием или необходимостью PTC использовать некоторые из троллейбусов, освободившихся в результате преобразования маршрутов 61 и 80 в дизельные автобусы. [ 5 ]
Пять безрельсовых маршрутов, действовавших в середине 1961 года, продолжали обслуживаться троллейбусами в течение следующих четырех десятилетий, а три остаются таковыми в 2011 году. Маршрут 66 в час пик включает несколько экспресс-рейсов, а один участок Франкфорд-авеню оборудован со вторым комплектом троллейбусных проводов (в каждом направлении) для пропуска троллейбусов на экспресс-маршрутах мимо троллейбусов местного сообщения. [ 4 ] (Второй участок скоростных проводов, расположенный дальше по маршруту 66, между Райан-стрит и Рон-стрит, был удален примерно в 2007 году, а к 1998 году его плановое использование было сокращено до одной поездки в день.) [ 9 ] [ 10 ] На маршруте 66 также есть услуги «Ночная сова» (круглосуточно). [ 11 ]
21 век
[ редактировать ]До июня 2002 года на пяти маршрутах SEPTA использовались троллейбусы с автомобилями AM General 1978–79 годов выпуска. На маршрутах 29 , 59 , 66 , 75 и 79 использовались троллейбусы, но они были переоборудованы в дизельные автобусы на неопределенный срок, начиная с 2002 года (маршруты 59, 66, 75) и 2003 года (маршруты 29, 79). В случае маршрутов 59, 66 и 75, которые базируются на базе франкфордского депо (гаража) SEPTA , первоначальной причиной переоборудования на автобусы была капитальная реконструкция гаража и прилегающего к нему виадука Маркет-Франкфорд «Эл» , а также строительство новый терминал во Франкфорде . Эти работы потребовали временного снятия воздушных троллейбусных проводов как в гараже, так и на тупиковом маршруте (проходящем по Франкфорд-авеню, прямо под виадуком Эль), соединяющем маршруты 59 и 75 с гаражом. Другие причины привели к приостановке троллейбусного движения на маршрутах 29 и 79 в 2003 году. В то время предполагалось, что прекращение троллейбусного движения будет постоянным; [ 12 ] Автомобили 110 AM General , которые обслуживали тогда пять троллейбусных маршрутов SEPTA, так и не вернулись в строй. [ 13 ] (и все они были списаны в 2006 году). [ 14 ]
Однако в начале 2004 года SEPTA начала рассматривать возможность восстановления троллейбусного движения в округе Франкфорд после того, как власти были проинформированы о том, что им придется выплатить некоторые средства Федерального транзитного управления (FTA), использованные в 2002–2006 годах на реконструкцию этого гаража (включая обновление дворовые провода) и прилегающую к нему конечную 66-го маршрута, если троллейбусное движение не возобновится. [ 15 ] В начале 2006 года власти заказали 38 новых New Flyer , которых достаточно для маршрутов 59, 66 и 75. низкопольных троллейбусов [ 9 ] В октябре 2006 года правление SEPTA проголосовало за то, чтобы не заказывать дополнительные транспортные средства для маршрутов 29 и 79, и на этих маршрутах стали постоянно использоваться дизельные автобусы. [ 16 ] Однако ожидалось, что электрическое движение на этих маршрутах будет восстановлено после поставки 25 новых аккумуляторных электробусов в 2017 году с использованием гранта FTA. [ 17 ]
Пилотный новый низкопольный троллейбус поступил на испытания в июне 2007 года. [ 18 ] но не в пассажирских перевозках. Серийные автомобили были поставлены в 2008 году и начали поступать в эксплуатацию в апреле, что позволило возобновить троллейбусное движение в Филадельфии после почти пятилетней приостановки. Троллейбусное движение возобновилось на 66-м и 75-м маршрутах 14 апреля 2008 г., а на следующий день - на 59-м маршруте, но первоначально оно было ограничено одним или двумя транспортными средствами на каждом маршруте, поскольку новые троллейбусы постепенно заменяли обслуживающие маршруты автобусы. в течение нескольких недель. [ 9 ]
В октябре 2023 года эта система стала второй троллейбусной системой в мировой истории, которой исполнилось 100 лет, после системы в Шанхае, Китай . [ 19 ]
Маршруты
[ редактировать ]Текущий
[ редактировать ]В настоящее время троллейбусы курсируют только по следующим трем маршрутам SEPTA: [ 2 ]
Маршрут 59 | Станция Arrott Transportation Center – Оксфорд-авеню – Кастор-авеню – Беллс-Корнер, Ронхерст |
Маршрут 66 | Транспортный центр Франкфорда - Франкфорд-авеню - Луп Грегг, Холмсбург - Петля городской линии, Торресдейл |
Маршрут 75 | Конечная станция Арротт – Вайоминг-авеню – Уэйн-Джанкшен , Ництаун |
Бывший
[ редактировать ]Маршрут 29 | 33-я улица и Дикинсон - Уотер-стрит через Таскер-стрит (в восточном направлении) и Моррис-стрит (в западном направлении) |
Маршрут 61 | Контейнерная петля до 8-й улицы и Уолнат через Ридж-авеню, Манаюнк |
Маршрут 79 | Делавэр-авеню - 29-я улица через Снайдер-авеню |
Маршрут 80 | От Фронта и Орегона до 22-й улицы и Пассюнка через Орегон-авеню |
Флот
[ редактировать ]Номера флота | Количество | Год постройки | Производитель | Модель №. | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
51–59 | 9 | 1923 | Брилл | Безрельсовый автомобиль | |
60 | 1 | 1923 | Брилл | Коммерческий | |
61 | 1 | 1923 | Брилл | Безрельсовый автомобиль | демонстратор куплен в 1924 году; первоначально построен для Детройта. Департамента уличных железных дорог |
71–78 | 8 | 1935 | Брилл | Т-30 | |
101–150 | 50 | 1941 | АКФ -Брилл | 40-СМТ | серийные номера 691–740 |
151–160 | 10 | 1942 | АКФ -Брилл | 40-СМТ | серийные номера 752–761 |
191–196 | 6 | 1944 | Пуллман-Стандарт | 41-CS-100-44CX | |
201–265 | 65 | 1947–48 | АКФ -Брилл | ТК-44 | серийные номера 423–487 |
301–343 | 43 | 1955 | Мармон-Херрингтон | ТК-49 | последние американские троллейбусы производства MH; серийные номера 15467–509 |
471–498 | 28 | 1949 | Мармон-Херрингтон | ТК-46 | серийные номера 10777/804–830 |
800–909 | 110 | 1979–80 | АМ Генерал | 10240-Э | 800–09 с лифтом; серийные номера СК123.0210–219/110–209 |
800–837 | 38 | 2007–08 | Новый флаер | E40LFR | автобусы с низким полом |
Прошлый флот, 1970-е годы
[ редактировать ]Первые безрельсовые троллейбусы были поставлены в Филадельфию компанией JG Brill в 1923 году. Компания Brill базировалась в Филадельфии, но с 1890-х по 1920-е годы была одним из крупнейших производителей троллейбусов ( трамваев или трамваев) в мире (последний раз производил трамваи в 1941), [ 22 ] и выпускал троллейбусы с 1921 по 1954 год. [ 1 ] [ 23 ] Филадельфия закупила у Brill больше троллейбусов, чем у любого другого производителя, всего 133 троллейбуса. [ 5 ] Однако автомобили были закуплены и у других производителей, в первую очередь у Marmon-Herrington (71 единица) и AM General (110). [ 24 ]

Первоначальный парк из десяти «безрельсовых автомобилей» Brill длиной 23 фута 2 дюйма (7,06 м) 1923–24 годов был заменен в 1935 году восемью автомобилями Brill T30, еще одним коротким автомобилем. После преобразования основного маршрута Ридж-авеню (61) в троллейбусы в 1941 году Philadelphia Transportation Company (PTC) снова обратилась к Brill за необходимыми дополнительными транспортными средствами. PTC приобрела 60 троллейбусов Brill (как тогда обычно называли такие автомобили в США). [ 23 ] ) в 1941–42 годах, на этот раз более крупной модели 40SMT, которую производитель представил в 1938 году. В 1944 году у Pullman-Standard было закуплено шесть новых троллейбусов , но за этой небольшой партией не последовало никаких других закупок у Pullman. [ 5 ] В 1947 году PTC приобрела еще 65 автомобилей Brill, это была модель ACF-Brill TC44, Brill объединилась в 1944 году с American Car and Foundry Company . [ 23 ] Некоторые из этих троллейбусов TC44 1947 года выпуска оставались в эксплуатации в системе Филадельфии вплоть до 1981 года. [ 8 ]
Следующие покупки были сделаны у компании Marmon-Herrington . PTC представила 28 моделей TC46 этого производителя в 1949 году, а затем 43 более крупной модели TC49 в 1955 году. Это были последние троллейбусы, приобретенные за более чем два десятилетия. Большинство старых довоенных троллейбусов были списаны в 1960-е годы. [ 5 ] SEPTA взяла на себя транзитную систему в 1968 году, и к 1970-м годам обычной практикой было использование троллейбусов Brill TC44 на двух маршрутах Южной Филадельфии , 29 и 79. [ 8 ] и автомобили Marmon-Herrington, которые будут использоваться на трех северо-восточных маршрутах Филадельфии : 59, 66 и 75.
Пост-1970-е
[ редактировать ]
В конце 1970-х годов SEPTA заключила партнерское соглашение с троллейбусной системой Сиэтла совместный заказ , чтобы разместить с AM General на новые троллейбусы. [ 4 ] 110 для Филадельфии и 109 для Сиэтла. Номер 800–909 в парке SEPTA. [ 13 ] Эти 40-футовые (12-метровые) автомобили имели модель 10240T, но имели тот же тип кузова, что и компании Flyer Industries модель E800 , которая использовалась в нескольких других троллейбусных системах США и Канады с 1980-х по 2000-е годы, поскольку два производителя работали вместе. по дизайну кузова. [ 25 ] Эти 219 автомобилей были единственными троллейбусами AM General, когда-либо построенными. [ 1 ] Первый из них, № 800 компании SEPTA, был испытан на троллейбусной системе Дейтона осенью 1978 года. [ 25 ] [ 26 ] Остальные 110 единиц SEPTA были построены в 1979 году, прибыли и вступили в эксплуатацию в 1980 году. Это были первые с кондиционером троллейбусы в системе. Последние действующие троллейбусы Brill и Marmon-Herrington были выведены из эксплуатации в 1981 году. [ 8 ]
Из-за сокращения обслуживания в 1980-х и 1990-х годах количество троллейбусов, необходимых для регулярных рейсов в период пиковой нагрузки на пяти маршрутах, сократилось до 51 (плюс запасные части), по крайней мере, к середине 1990-х годов. [ 27 ] Сорок четыре из 110 AM General были помещены на хранение и позже использованы на запчасти; в 2002 году они были проданы на металлолом. [ 28 ] Остальные 66 были помещены на хранение, когда все пять маршрутов были временно преобразованы в дизельные автобусы в 2002 и 2003 годах. Позже это преобразование стало постоянным для маршрутов 29 и 79. [ 16 ] Сохраненные троллейбусы AM General, которым к 2003 году исполнилось уже 24 года, не вернулись в строй и были списаны в середине 2006 года, но ранее в том же году SEPTA разместила заказ у New Flyer Industries на 38 новых низкопольных троллейбусов. автобусы. Троллейбусы AM General в Филадельфии в последний раз работали 30 июня 2003 года, в последний день троллейбусного движения на 79-м маршруте. [ 29 ] Это были последние безгусеничные троллейбусы производства AMG, которые где-либо находились в эксплуатации, потому что единственная другая транспортная система, использовавшая такие транспортные средства, - Сиэтл, - отказалась от своих последних AM General в марте 2003 года. [ 30 ] Для 38 новых автомобилей New Flyer SEPTA повторно использовала ту же серию номеров парка, что и для AM Generals; Флайеры имеют номера 800–837. [ 13 ]
Текущий автопарк
[ редактировать ]
Нынешний парк безрельсовых троллейбусов Филадельфии состоит из 38 троллейбусов обычной конфигурации (двухосных): [ 24 ]
Номера флота | Количество | Год постройки | Производитель | Электрический оборудование |
Модель №. | Конфигурация |
---|---|---|---|---|---|---|
800–837 | 38 | 2007–2008 | Новый флаер | Воссло Кипе | E40LFR | Стандартный (двухосный), низкопольный |
Компания SEPTA разместила заказ на эти троллейбусы в феврале 2006 года. [ 29 ] Первая машина была поставлена в июне 2007 года, а остальные 37 были получены SEPTA в 2008 году. [ 31 ] Эти троллейбусы оснащены вспомогательной силовой установкой с дизельным приводом , которая подает электроэнергию на двигатели, что позволяет ограниченно работать вдали от контактных проводов .
Сохранившиеся автомобили
[ редактировать ]Несколько вышедших из эксплуатации троллейбусов Филадельфии были сохранены для исторической консервации, в том числе в государственных музеях. 205 и 210 постройки 1947 года ACF-Brills были приобретены Музеем береговых троллейбусов в 1981 году, когда они были выведены из эксплуатации в Филадельфии. Номер 205 находится в рабочем состоянии, и в 2009 году он стал первым троллейбусом, когда-либо работавшим в музее (питание в обычном режиме, от воздушных проводов ), когда испытывал первый участок строящейся там короткой троллейбусной линии. [ 32 ] Коллекция Приморского троллейбусного музея включает бывший филадельфийский троллейбус 336, Marmon-Herrington TC49 1955 года выпуска; [ 1 ] [ 33 ] в настоящее время он не находится в рабочем состоянии. Несколько других бывших троллейбусов Philadelphia ACF-Brill и Marmon-Herrington были спасены частными лицами, в том числе один Marmon TC46. [ 1 ] Никаких других типов троллейбусов Филадельфии, таких как AM Generals или более ранние типы автомобилей Brill, не сохранилось. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мюррей (2000) .
- ^ Перейти обратно: а б с «Троллейбусный город: Филадельфия (США)» . ТележкаДвижение. Архивировано из оригинала 5 января 2021 года . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей (2000) , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пристли (1988) .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Себри и Уорд (1974) , с. 209-216.
- ^ «Взлет и падение Филадельфийской компании скоростного транспорта» . Историческое общество Пенсильвании. 7 декабря 2012 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ Уэбб, Мэри (ред.) (2011). Городские транспортные системы Джейн, 2011–2012 гг ., стр. «[23]» и «[24]» (в предисловии). Колсдон, Суррей (Великобритания): Информационная группа Джейн . ISBN 978-0-7106-2954-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Спрингирт (2008) , с. 10, 115–127.
- ^ Перейти обратно: а б с Журнал «Троллейбус» № 280 (июль – август 2008 г.), с. 95. Национальная троллейбусная ассоциация (Великобритания). ISSN 0266-7452
- ^ Журнал «Троллейбус» № 219 (май – июнь 1998 г.), с. 69. Национальная троллейбусная ассоциация (Великобритания).
- ↑ Расписание маршрута 66 вступает в силу с 4 сентября 2011 г. Дата обращения 15 сентября 2011 г.
- ^ Журнал «Троллейбус» № 252 (ноябрь – декабрь 2003 г.), с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с Журнал «Троллейбус» № 270 (ноябрь – декабрь 2006 г.), с. 144.
- ↑ Журнал «Троллейбус» № 273 (май – июнь 2007 г.), с. 71. Национальная троллейбусная ассоциация (Великобритания).
- ↑ Журнал «Троллейбус» № 255 (май – июнь 2004 г.), с. 74. Национальная троллейбусная ассоциация (Великобритания). ISSN 0266-7452
- ^ Перейти обратно: а б «Троллейньюс» (PDF) . Журнал «Троллейбус» . 43 (271). Великобритания: 23 января – февраль 2007 г. ISSN 0266-7452 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2011 года . Проверено 12 октября 2010 г.
В результате «бессрочная приостановка» троллейбусного движения 29 и 79 маршрутов превратилась в постоянное закрытие.
- ^ Лафлин, Джейсон (20 апреля 2016 г.). «SEPTA добавит 25 электробусов в следующем году» . Филадельфийский исследователь . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Журнал «Троллейбус» № 275 (сентябрь – октябрь 2007 г.), с. 119.
- ↑ Журнал «Троллейбус» № 373 (январь – февраль 2024 г.), с. 41. Национальная троллейбусная ассоциация (Великобритания). ISSN 0266-7452
- ^ Райт, Боб. «Безрельсовые троллейбусные линии SEPTA» . nycsubway.org . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Грин, Майкл (18 июля 2001 г.). «Список безгусеничных троллейбусов SEPTA за все время» . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Миддлтон (1967) , с. 420-421.
- ^ Перейти обратно: а б с Себри и Уорд (1973) , с. 127-144.
- ^ Перейти обратно: а б «Список транспорта: Филадельфия, троллейбус» . Городской электротранспорт . Проверено 8 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стаусс (1988) , с. 20-22.
- ^ Motor Coach Age , декабрь 1978 г., с. 24. Вест-Трентон, Нью-Джерси: Общество автобусов .
- ^ Журнал «Троллейбус» (ТМ) № 204 (ноябрь – декабрь 1995 г.), с. 164.
- ^ ТМ № 243 (май – июнь 2002 г.), стр. 70–71.
- ^ Перейти обратно: а б ТМ № 267 (май – июнь 2006 г.), с. 71.
- ^ ТМ № 250 (июль – август 2003 г.), с. 95.
- ^ ТМ № 282 (ноябрь – декабрь 2008 г.), с. 140.
- ^ ТМ № 295 (январь – февраль 2011 г.), с. 11.
- ^ «СЕПТА 336» . Музей прибрежных троллейбусов . Проверено 25 сентября 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- Миддлтон, Уильям Д. (1967). Время троллейбуса Милуоки: Издательство Калмбах . ISBN 0-89024-013-2 .
- Мюррей, Алан (ноябрь 2000 г.). Всемирная троллейбусная энциклопедия . Йатели, Хэмпшир, Великобритания: Троллейбуки. ISBN 0-904235-18-1 .
- Пристли, Джон (май – июнь 1988 г.). «Североамериканское сафари: Часть 2». Журнал «Троллейбус» (159). Великобритания: Национальная троллейбусная ассоциация: 53–59. ISSN 0266-7452 .
- Себри, Мак ; Уорд, Пол (1973). Пасынок Транзита: Троллейбус . Лос-Анджелес: Междугородная пресса . LCCN 73-84356 .
- Себри, Мак ; Уорд, Пол (1974). Светт, Ира Л. (ред.). Троллейбус в Северной Америке . Лос-Анджелес: Междугородная пресса . LCCN 74-20367 .
- Спрингирт, Кеннет К. (сентябрь 2008 г.). Троллейбусы Юго-Восточной Пенсильвании . Чарльстон, Южная Каролина (США): Arcadia Publishing . ISBN 978-0-7385-5692-5 .
- Стаусс, Эд (март 1988 г.). Энциклопедия автобусов Bus World . Публикации Стаусса. ISBN 978-0-9619830-0-0 . OCLC 17881026 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Троллейбусный город: Филадельфия» . Троллейдвижение .
- База данных / фотогалерея Филадельфии и список троллейбусов Филадельфии на сайте Urban Electric Transit - на разных языках, включая английский.
- Фотографии безрельсового транспорта Филадельфии на Trolleybuses.net - фотографии, реклама, литература о безрельсовых автомобилях Филадельфии.