Jump to content

Психология дорожного движения

Психология дорожного движения — дисциплина психологии , изучающая взаимосвязь психологических процессов и поведения участников дорожного движения. В целом психология дорожного движения направлена ​​на применение теоретических аспектов психологии для улучшения мобильности на дорогах, помогая разрабатывать и применять меры противодействия авариям, а также направляя желаемое поведение посредством обучения и мотивации участников дорожного движения. [ 1 ] [ 2 ]

Поведение часто изучается в сочетании с исследованиями аварий, чтобы оценить причины и различия в участии в авариях. [ 1 ] Психологи дорожного движения выделяют три мотивации поведения водителя: мотивированное или запланированное поведение, импульсивное или эмоциональное поведение и привычное поведение. Кроме того, используются социальные и когнитивные приложения психологии, такие как правоприменение, образовательные кампании по безопасности дорожного движения, а также терапевтические и реабилитационные программы. [ 2 ]

Широкие теории познания, [ 3 ] Сенсомоторные и неврологические аспекты психологии также применяются в области психологии дорожного движения. Исследования таких факторов, как внимание , память , пространственное познание , неопытность, стресс, опьянение, отвлекающие/двусмысленные стимулы, усталость, а также второстепенные задачи, такие как телефонные разговоры, используются для понимания и изучения опыта и действий участников дорожного движения. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ]

Определение(я)

[ редактировать ]

Психология дорожного движения фокусируется на когнитивных, некогнитивных и сенсомоторных аспектах личности в условиях вождения и дорожного движения. Изучая эмоции, влияющие на когнитивные процессы, психология дорожного движения помогает нам понять результирующие действия и предлагает стратегии по изменению поведения. [ 6 ]

В качестве инструмента психология дорожного движения использует субъективный анализ для улучшения общего качества жизни путем наблюдения, выявления и изменения поведения. Его основная цель – понять, спрогнозировать и реализовать меры по изменению поведения в использовании дорог, в конечном итоге направленные на снижение негативных последствий участия в дорожном движении. [ 6 ]

Поведенческие исследования

[ редактировать ]

Исследования поведения в области психологии дорожного движения часто затрагивают такие темы, как мотивация, личностные и гендерные различия, привычки, чрезмерная самоуверенность, различия в возрасте и навыках, внимание и нарушение правил дорожного движения. [ 7 ]

Знак доходности.
Знак доходности

Классификация поведенческих факторов на те, которые снижают способность к вождению, и те, которые способствуют рискованному поведению, с дальнейшим разделением на те, которые имеют краткосрочное и долгосрочное воздействие, помогает концептуализировать проблемы и может способствовать определению приоритетности модификации поведения . [ 8 ]

Науки о дорожном движении и транспорте занимаются изучением, пониманием, объяснением и прогнозированием всего, что связано с мобильностью людей и продуктов. Он включает в себя несколько аспектов транспортных систем, а также множество методов. Этот процесс направлен на разработку действенных и надежных методов, позволяющих лучше понять и предсказать влияние изменчивости человека и его взаимодействия с окружающей средой на безопасность. [ 9 ]

Транспортная система состоит из автомобильной, железнодорожной, морской и воздушной инфраструктуры. Оно включает в себя возможности и ограничения экономики, законов и правил, которые устанавливают барьеры для возможностей отдельного и массового автомобилиста. Например, на скорость может влиять способ передвижения (автомобиль, самолет, поезд или корабль), финансовые возможности типа транспортного средства (реактивный самолет по сравнению с коммерческим, скоростной катер по сравнению с парусным судном и седан по сравнению с роскошным спортивным автомобилем) или такими правилами, как ограничение скорости в сельской местности по сравнению с ездой по городу.

Дорожная среда учитывает местоположение, временные ограничения, численность населения и опасности, которым подвергаются автомобилисты. Эти факторы окружающей среды представляют собой опасность и риск для автомобилистов, которые могут привести к летальному исходу. Вождение во влажных, узких и темных условиях подвергает водителей гораздо большему риску, чем вождение в солнечный день по открытой дороге. Это лишь один из факторов дорожных аварий, который Саллман объясняет более подробно:

…аварии включают недостаточную видимость или препятствия, грязную дорогу или сыпучий материал, плохое дорожное состояние или дорожную разметку, а также горизонтальную кривизну дороги. Влияние окружающей среды, такое как холодная или жаркая погода, шум и вибрация, с большей вероятностью влияют на состояние стресса и усталости. [ 10 ]

Различия в возрасте, личности, темпераменте, стрессе и опыте водителя влияют на скорость, контроль и решения. Водители обычно используют некоторую степень компенсации риска для оценки решений вождения, и она искажается в зависимости от степени опьянения. Употребление алкоголя и наркотиков, бдительность и усталость, отвлечение внимания и сосредоточенность — вот лишь некоторые из основных факторов, связанных с ошибками водителя и авариями. [ 11 ]

Исследование сбоев

[ редактировать ]

Помимо исследований поведения, исследования аварийных ситуаций также являются компонентом психологии дорожного движения, в котором рассматриваются методология вождения, индивидуальные различия, характеристики личности, временные нарушения и соответствующие возможности, водитель как процессор информации (включает время восприятия и реакции), человеческое факторы дорожно-транспортных происшествий и пешеходов (выявление уязвимости, причин и предотвращение аварий). [ 12 ]

Человеческий фактор

[ редактировать ]

Большую роль в психологии транспорта играет осмотр оператора. Хотя на безопасность дорожного движения влияют многие внешние факторы, значительную роль играют и внутренние факторы. Некоторые факторы включают в себя:

  • Принятие решений
  • Демография
  • Отвлечение
  • Пороги обнаружения [ 3 ]
  • Наркотики и алкоголь
  • Обучение и опыт вождения
  • Знакомство с автомобилем и окружающей средой.
  • Усталость
  • Индивидуальные различия в вождении [ 13 ]
  • Невнимательность
  • Время восприятия-реакции [ 14 ]
  • Ответ на неожиданное
  • Рискованное поведение
  • Стресс и паника [ 15 ]
  • Возможности задачи [ 16 ]

Психологические исследования

[ редактировать ]

Нейропсихология

[ редактировать ]

Связь областей, сетей и цепей мозга с поведением, связанным с управлением транспортным средством, является одной из наиболее важных тем исследований в области психологии дорожного движения. При моделировании вождения было выявлено семь отдельных сетей мозга, которые играют важную роль в нейрофизиологических процессах, связанных с вождением автомобиля. Каждая из сетей имеет уникальную функцию, как это описал Портер: теменно-затылочная борозда участвует в зрительном мониторинге, моторная кора и области мозжечка — для контроля грубой моторики и планирования движений ; орбитофронтальная и поясная извилина — для контроля и торможения ошибок, включая мотивацию, оценку риска и внутреннее пространство; и медиальная лобная, теменная и задняя поясная извилина для бдительности, включая пространственное внимание, зрительный поток, мониторинг и внешнее пространство. [ 17 ] Связывая нейропсихологические процессы и вождение, повышается способность понимать ошибки, развитие и безопасность. Участие двигательных и мозжечковых сетей в вождении было подтверждено Кэлхауном, Пекаром и Перлсоном (2004). [ 17 ] Исследования дозировки алкоголя и связанного с ним влияния на нейропсихологические процессы показали, что большее количество алкоголя повышает вероятность вождения на высокой скорости и увеличивает количество превышений ограничения скорости. [ 18 ]

Психологическая оценка, консультирование и реабилитация

[ редактировать ]

Консультирование по реабилитации – это процесс, поскольку человеку необходимо пройти множество шагов, чтобы стать самостоятельным. Специалист по реабилитации водителей (DRS) – это тот, кто «планирует, разрабатывает, координирует и реализует услуги по вождению для людей с ограниченными возможностями». [ 19 ] DSR может исходить из таких знаний, как физиотерапия, психология и образование водителей.

Оценка драйвера требует многих аспектов. Клиническая оценка включает в себя анализ истории болезни, истории вождения и потребностей вождения. Визуальная и перцептивная оценка диапазона движений, двигательной силы, координации, ощущений, времени реакции и когнитивной оценки является решающим аспектом и предметом оценки истории болезни.

«Первоначальная оценка водителя может длиться от одного до четырех часов, в зависимости от имеющихся у клиента инвалидности и потребностей вождения. После клинической оценки клиенты проходят дорожную оценку, если они соответствуют минимальным государственным стандартам по здоровью и зрению и имеют действующие водительские права или разрешения. Оценка на дороге проводится в автомобиле для реабилитации водителей, оснащенном двойными тормозами, зеркалом заднего вида и зеркалом для проверки зрения для системы DRS, а также всем необходимым адаптивным оборудованием». [ 20 ]

Цель процесса реабилитации состоит в том, чтобы человек осознал свое состояние и попытался вернуть его в среду вождения, в которой он не будет представлять угрозы для других.

Психология транспорта быстро возникла с 1980-х годов и с самого начала придерживалась междисциплинарного подхода и имела общие темы с другими областями, в частности с медициной (например, навыки вождения), инженерией (например, эргономика и человеческий фактор) и экономикой (например, управление спросом на поездки). Мобильность, включая ее положительные и отрицательные последствия, возникает в решениях и поведении людей – и на них можно повлиять. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются ошибки, возникающие из-за неадаптивного поведения при взаимодействии с дорогами или другими транспортными средствами.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Ротенгаттер, Т. (1997). «Психологические аспекты поведения участников дорожного движения». Прикладная психология: международный обзор . 46 (3): 223–234. дои : 10.1111/j.1464-0597.1997.tb01227.x .
  2. ^ Jump up to: а б с Голденбелд, К.; Уровень, ПБМ; Хейдстра, Дж. (2000). «Психологические взгляды на изменение отношения и поведения водителя». Recherche-Transports-Securite . 67 : 65–81. дои : 10.1016/s0761-8980(00)90108-0 .
  3. ^ Jump up to: а б Риган, Д. (1993). «Диссоциация порогов дискриминации по времени контакта по скорости углового расширения». Видение Рез . 33 (4): 447–462. дои : 10.1016/0042-6989(93)90252-р . ПМИД   8503195 . S2CID   6876776 . doi: 10.1016/0042-6989(93)90252-Р
  4. ^ Грегер, JA (2000). Понимание вождения: применение когнитивной психологии к сложной повседневной задаче. Психология Пресс.
  5. ^ Трик, Л.М., Эннс, Дж.Т., Миллс, Дж., и Ваврик, Дж. (2004). Уделяем внимание за рулем: основа для изучения роли внимания при вождении. Архивировано 28 августа 2011 г. на Wayback Machine . Теоретические проблемы эргономики, 5 (5), 385-424.
  6. ^ Jump up to: а б Баржонет, П. (2001). Психология дорожного движения сегодня. (1-е изд., стр. 4). Норвелл, Массачусетс: Kluwer Academic Publishers.
  7. ^ Ротенгаттер и Грегер (17 августа 1998 г.). «Психология дорожного движения и поведение». Транспортные исследования, часть F: Психология дорожного движения и поведение . 1 :1–9. дои : 10.1016/S1369-8478(98)00007-2 .
  8. ^ Человеческий фактор в причинах дорожно-транспортных происшествий Элени Петриду и Мария Мустаки, Европейский журнал эпидемиологии, Vol. 16, № 9 (2000), стр. 819-826, https://www.jstor.org/stable/3581952.
  9. ^ Barjonet, PE (Hrsg). (2001). Психология дорожного движения сегодня. Бостон, Лондон: Kluwer Academic Publishers.
  10. ^ Саллман М. и Дорн Л. (2012). Достижения в психологии дорожного движения: человеческий фактор на автомобильном и железнодорожном транспорте.
  11. ^ Каччабуэ, ПК (2007). Моделирование поведения водителя в автомобильной среде: критические проблемы взаимодействия водителя с интеллектуальными транспортными системами.
  12. ^ Шинар, Д. (1978). Психология на дороге: Человеческий фактор в безопасности дорожного движения. (1-е изд.). Беркшир, Великобритания: Лаборатория транспортных исследований.
  13. ^ Миан, Мубашер; Джаффри, Вакар (01 февраля 2020 г.). «Моделирование индивидуальных различий в поведении водителей» . Журнал окружающего интеллекта и гуманизированных вычислений . 11 (2): 705–718. дои : 10.1007/s12652-019-01313-2 . ISSN   1868-5145 . S2CID   165117497 .
  14. ^ Таока, Джордж Т. (март 1989 г.). «Время реакции тормозов непредупрежденных водителей» (PDF) . Журнал ITE . 59 (3): 19–21.
  15. ^ Танвир, Хифса; Мубашер, Миан Мухаммад; Джаффри, Сайед Вакар (февраль 2020 г.). «Интеграция человеческого фактора паники в модель интеллектуального водителя» . 2020 3-я Международная конференция по достижениям в области вычислительных наук (ICACS) . стр. 1–6. дои : 10.1109/ICACS47775.2020.9055947 . ISBN  978-1-7281-4235-7 . S2CID   215722087 .
  16. ^ Батул, Ваджиха; Мубашер, Миан Мухаммад; Уль Куниан, Сайед Вакар (февраль 2019 г.). «Моделирование задач в модели полного дифференциала скоростей» . 2019 2-я Международная конференция по достижениям в области вычислительных наук (ICACS) . стр. 1–5. дои : 10.23919/ICACS.2019.8689141 . ISBN  978-969-9721-01-4 . S2CID   117760006 .
  17. ^ Jump up to: а б Портер, Б.Е. (ред.). (2011). Справочник по психологии дорожного движения. Академическая пресса.
  18. ^ Перевод когнитивной нейробиологии в рабочую среду водителя: нейроэргономический подход. Лиз, Моника Н.; Косман, Джошуа Д.; Ли, Джон Д.; Фрике, Никола; Риццо, Мэтью Американский журнал психологии, том 123 (4), 2010, 391–411.
  19. ^ Ассоциация специалистов по реабилитации водителей: Информационный бюллетень по сертификационному экзамену специалиста по реабилитации водителей (www.driver-ed.org/public/articles/index.cfm?Cat=10)
  20. ^ Оценка и консультирование пожилых водителей http://www.nhtsa.gov/people/injury/olddrive/olderdriversbook/pages/Chapter5.html#Anchor-4%20T-22329

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1977a4daffc7acb2eaec0a2ca5a4d106__1725253200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/06/1977a4daffc7acb2eaec0a2ca5a4d106.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Traffic psychology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)